Антропометрическая таблица детей. Ресурсы от "олгриса". Десятый месяц жизни ребенка

Когда супруги начинают планировать семью, у них моментально возникают разнообразные вопросы, на которые необходимо искать ответы. Очень часто люди интересуются тем, каковы нормы антропометрических данных здорового младенца в первый его год, так как очень сложно себе представить, каким должен быть маленький человек, когда сами вы являетесь в десятки раз больше него. В этом вам может помочь таблица.

Детей, указанные там, не являются абсолютной нормой, поэтому вам в любом случае нужно будет общаться с вашим врачом по этому поводу. Однако многие люди чувствуют себя более комфортно, если знают хоть какие-то значения. И в этом вам поможет данная таблица.

Антропометрические данные детей в ней записаны для возраста до года, причем даны они в сокращенном варианте - только для новорожденного ребенка, ребенка, которому исполнилось полгода и, наконец, год.

Таблица

Пояснения

Таблица «Антропометрические данные детей» может ввести некоторых людей в заблуждение, поэтому следует ее сразу же прокомментировать. Итак, в ней представлены значения основных параметров в трех моментах жизни маленького человека.

Первый показатель - это первый месяц его рождения, второй - шесть месяцев с рождения, а третий - год. Вы можете увидеть, каким должен быть его нормальный вес, какой он должен иметь рост, а также обхват груди и точно такой же параметр для головы в каждый из этих временных промежутков. В этом вам прекрасно помогает данная таблица.

Антропометрические данные детей указаны не только абсолютные - вы можете найти еще и средний прирост веса и роста на конкретном этапе развития ребенка. Все эти данные должны помочь вам сориентироваться в вопросах того, насколько здорово растет и прогрессирует в своем развитии ваш ребенок.

Антропометрические данные детей до года меняются довольно быстро, так что следить за ними нужно внимательно. Естественно, это далеко не все, что вы можете узнать - доктора могут рассказать вам значительно больше, расписав конкретно для вашего ребенка прогнозируемые показатели как на первый год жизни, так и на несколько лет вперед. Это позволит вам оставаться осведомленными касательно того, насколько правильно взрослеет в физическом плане ваш ребенок, и если вы начнете замечать какие-либо отклонения, сможете тут же обратиться к врачу, чтобы разобраться, является ли это проблемой.

В таблицах (центильных) приведена длина тела (рост), масса тела (вес), а также периметр грудной клетки и головы у ребенка
    Преимущества приведенных таблиц.
  • Данные приведены в зависимости как от веса и пола ребенка, так и от его роста, что позволяет учитывать индивидуальные особенности.
  • Центильное построение таблиц позволяет довольно точно определить степень отклонения показателя от средних и нормальных величин, выделить сугубо патологические отклонения.
  • При использовании таблиц нет необходимости в проведении дополнительных математических расчетов.
  • Таблицы могут использоваться:
    • врачами - для оценки физического развития ребенка
    • родителями - для раннего выявления нарушений развития их ребенка, или наоборот - для опровержения подозрения на подобные отклонения
    • для определения "нормальных" антропометрических показателей ребенка
Таблицы составлены в начале 90-х годов ХХ века по результатам антропометрических измерений детского населения Украины. Эти данные можно полностью применять для современных детей европейского происхождения
Источник : Майданник В.Г., Дадакіна М.А. Фізичний та психічний розвиток дітей. К.: УДМУ, 1993.-104 с.

Он растет и развивается по определенным законам.

Хотя принято считать возраст ребенка с момента его рождения боле правильно бы было считать его возраст с момента зачатия. В тот момент будущий ребенок представляет из себя одну единственную клеточку зиготу. В ядре зиготы хранятся все признаки, которыми будет обладать будущий человек рост, вес, цвет волос, кожи и т.д. и т.п.

Рост ребенка подчиняется определенным законам это прямое отражение процесса его развития. Увеличение длинны тела является очень важным показателем развития ребенка в целом (в частности на УЗИ возраст ребенка определяется по ряду показателей, одним из которых является рост (длина)).

На процесс роста влияет много факторов:

Питание (обеспечение организма белками, жирами, углеводами, минеральными солями, витаминами и многими другими веществами)

В значительной степени рост определяется наследственностью (т.е. практически напрямую он зависит от роста родителей)

Так же на рост влияют гормоны (щитовидной железы, гипофиза, инсулин, а так же половые гормоны андрогены надпочечников и половых желез)

Из внешних факторов на рост могут оказать влияние качество ухода, физические нагрузки , продолжительность сна, психологическая обстановка, окружающая ребенка. Прыжки и спортивные игры с прыжками (волейбол, баскетбол, теннис, бейсбол) стимулируют рост. А так же ребенок более интенсивно растет во время сна, особенно утреннего (если ребенок хронически недосыпает или рано просыпается по утрам это может негативно отразиться на его росте).

Так же рост ребенка

Большое влияние на рост ребенка оказывает пол ребенка (мальчики растут быстрее девочек, исключение составляет только подростковый период рывок роста наступает у девочек на 1-2-3 года раньше, чем у мальчиков; однако скоро мальчики "догоняют и перегоняют" девочек)

Чем меньше ребенок, тем интенсивнее он растет(за 9 месяцев внутриутробной жизни рост ребенка увеличивается в 25 000 раз)

Половое созревание так же влияет на рост - как только в организме юноши или девушки установится высокий уровень половых гормонов - рост прекращается (поэтому в большинстве случаев к 18 годам рост заканчивается)

Рост различных частей тела в течение жизни ребенка происходит неравномерно

На рост так же могут оказывать влияние климатогеографические условия

Как правильно измерить ребенка?

Определение роста. Для измерения длины маленького ребенка, который не может стоять, используют простую сантиметровую ленту, а измерение производят на столе. Перед процедурой ленту надо растянуть и зафиксировать. Можно также пользоваться и длинной линейкой. Ребенка укладывают на стол так, чтобы макушка головы касалась стенки, где находится нулевая отметка измерительной ленты или линейки. Надо уложить ребенка ровно, лучше всего это сделать, когда он спокоен: выспался и накормлен. Аккуратно легким надавливанием на коленки распрямляют ножки малыша и приставленной к ступням линейкой отмечают длину рост.

При измерении роста у более старших детей можно использовать домашний ростомер специальную бумажную сантиметровую ленту. Ребенка босыми ногами ставят на пол спиной к линейке. Тело малыша должно быть выпрямлено, руки свободно опущены вдоль туловища, колени разогнуты, а стопы плотно сдвинуты. Голова ребенка должна находиться в положении, при котором край нижнего века и верхний край наружного слухового прохода располагаются в одной горизонтальной плоскости. Во время измерения ребенок должен легко касаться стенки тремя точками: спиной в области лопаток, ягодицами и пятками. К макушке прикладывают перпендикулярно ростомеру какой-либо плоский предмет и на шкале отмечают показания роста.

Определение веса - массы тела.

Массу тела измеряют с помощью весов (чаще всего электронных). Необходимо следить, чтобы ребенок находился в центре весов. В зависимости от возраста ребенка взвешивают в положении лежа, сидя или стоя. Маленьких детей укладывают на пеленку, после взвешивания малыша ее вес следует отнять от полученного результата.

Взвешивание необходимо проводить утром, до кормления, когда ребенок помочится и опорожнит кишечник.

Измерение окружности груди.

Проводится обычной сантиметровой лентой, которую накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных руках. Затем руки опускают и соединяют концы ленты на уровне сосков и на фоне спокойного дыхания фиксируют результат измерения. У девочек с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудными железами в месте прикрепления железы к грудной клетке. Отмечают результат измерения.

Измерение окружности головы.

Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.

Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц

Центильные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В таблице, представленной на сайте эти показатели выделены красным цветом.

Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные.

Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования.

Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го низкий, 10-25-го ниже среднего, 25-75-го средний, 75-90-го выше среднего, 90-97 высокий и последних трех ребят очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие коридоры попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина 50 см, соответствует средним показателям.

Масса — 3800 г, соответствует оценке выше среднего».

Окружность груди — 37 см, соответствует оценке широкая

Окружность головы 36 см, соответствует средним величинам.

Соответствие массы длине тела ребенка умеренный избыток массы относительно длины, выше среднего.

Физическое развитие мальчиков от 0 до 17 лет

Средние квадратичные отклонения (о) средних показателей роста мальчиков

Оценка длимы тела/роста с использованием "о" произ-водится посредством расчета среднеквадратических отклонений от 50 % значений показателей роста дан-ной возрастной группы мальчиков. Оценка показателя
В пределах ± 1 о — рост средний
От ± 1 а до ± 2 о— рост ниже/выше среднего
От ± 2 о до ± 3 о Выход за пределы +/- Зо — рост низкий/высокий очень высокий (гигантизм)/(карликовость)

Соответствие массы тела длине/росту мальчиков

Физическое развитие девочек от 0 до 17 лет

Средние квадратичные отклонения (а) средних показателей роста девочек

Центильные таблицы. Таблицы роста, веса, окружности головы, охвата грудной клетки.

Что такое центильные таблицы?

Центиль – показатель определенного параметра, в нашем примере роста, который имеет определенное число обследуемых.

По центильным таблицам, можно определить, как развивается ребенок. Грубо говоря, взяли 100 детей в возрасте 1 года, измерили их рост. Половина детей – 50% были ростом 75 см, они попали в средний столбик (коридор) таблицы с пометкой 50 процентов или «среднее значение», те, кто отличались более низким или высоким ростом от большинства попадали в столбики слева и справа от центра. Ниже ростом влево, выше ростом вправо. В самые крайние столбики, попали самые низкорослы, и самые вытянутые на свой возраст, в сравнении с остальными. Самые крайние столбики это 3-5% от общего числа измеряемых детей.

Маркировка таблиц может быть различна, таблицы могут быть представлены в виде графиков (примеры указаны ниже), но суть одинакова, по центру среднее значение (половина, большинство), по краям области очень низких величин или очень высоких величин.

Как пользоваться центильными таблицами? Вроде бы все ясно, вы в крайнем столбике слева, значит, ваш рост ниже среднего и вы относитесь к 3% населения с таким же ростом в данной возрастной категории. Вы в первом от середины столбике вправо, значит ваш рост чуть выше нормы, вас таких 25% населения.

Как же оценить по центильным таблицам развитие, рост, вес?

Самое простое – это посмотреть в пределах скольких колонок (коридоров) находятся показатели. То есть, определить пропорциональность развития – пропорциональность антропометрических данных.

Определяют показатели роста, веса, окружности головы и грудной клетки и смотрят, к каким колонкам они принадлежат. Если все показатели находятся в пределах одного коридора или разница не более одной колонки, можно говорить о гармоничном развитии. Если разница между параметрами две колонки говорят о диспропорциональном или дисгармоничном развитии, и три и более колонок – резко дисгармоничное развитие.

Можно ли по центильным таблицам поставить диагноз?

Центильные таблицы – это условно-нормативные значения.

Например, если вы попали в область очень высоких величин или будет выявлено дисгармоничное развитие, ваш лечащий врач может, направить вас на дополнительные консультации.

Что делать, если показатели выше нормы, или диспропорциональны? Не паниковать. Если это заболевание, то оно будет выявлено при дальнейшем обследовании. Но это вполне может быть вариант нормы. Посмотрите на приведенные в статье таблицы и графики, измерения, проведенные в разных странах и на разных группах людей отличаются. И это естественно, ведь среднестатистический западноевропеец выше среднестатистического китайца. Поэтому, поинтересуйтесь, какими таблицами (чье производство) при оценке параметров пользуетесь. Второе, это наследственность, от которой не убежишь, если у папы и мамы большая голова относительно туловища, то не стоит падать в обморок, если педиатр заметит и у их ребенка диспропорциональное развитие, с большой относительно туловища головой. Просто помните – отклонение от нормы относительно стандартных графиков, это не диагноз, это лишь повод обратить внимание.

А что касается такого параметра, как вес у грудничков, вес у детей – если ровно в 3 месяца ребенок набрал на 200 грамм больше или меньше положенной по графику нормы, это не повод принимать меры. Ребенок растет скачками, на протяжении месяца у него разный аппетит и настроение. В разные периоды он, по-разному усваивает часто новую для него пищу и приспосабливается к условиям среды. Исходя из этого, ждать определенного показателя к определенному моменту измерения – неправильно. Главные критерий для грудничка, это поведение и сон, здоровый вид, соответствующий рост и.. нормальный стул и сравнение антропометрических показателей с предыдущими. А 100 граммов веса особой роли не играют.

рост-возраст девочки от рождения


Он растет и развивается по определенным законам.

Хотя принято считать возраст ребенка с момента его рождения боле правильно бы было считать его возраст с момента зачатия. В тот момент будущий ребенок представляет из себя одну единственную клеточку зиготу. В ядре зиготы хранятся все признаки, которыми будет обладать будущий человек рост, вес, цвет волос, кожи и т.д. и т.п.

Рост ребенка подчиняется определенным законам это прямое отражение процесса его развития. Увеличение длинны тела является очень важным показателем развития ребенка в целом (в частности на УЗИ возраст ребенка определяется по ряду показателей, одним из которых является рост (длина)).

На процесс роста влияет много факторов:

Питание (обеспечение организма белками, жирами, углеводами, минеральными солями, витаминами и многими другими веществами)

В значительной степени рост определяется наследственностью (т.е. практически напрямую он зависит от роста родителей)

Так же на рост влияют гормоны (щитовидной железы, гипофиза, инсулин, а так же половые гормоны андрогены надпочечников и половых желез)

Из внешних факторов на рост могут оказать влияние качество ухода, физические нагрузки , продолжительность сна, психологическая обстановка, окружающая ребенка. Прыжки и спортивные игры с прыжками (волейбол, баскетбол, теннис, бейсбол) стимулируют рост. А так же ребенок более интенсивно растет во время сна, особенно утреннего (если ребенок хронически недосыпает или рано просыпается по утрам это может негативно отразиться на его росте).

Так же рост ребенка

Большое влияние на рост ребенка оказывает пол ребенка (мальчики растут быстрее девочек, исключение составляет только подростковый период рывок роста наступает у девочек на 1-2-3 года раньше, чем у мальчиков; однако скоро мальчики "догоняют и перегоняют" девочек)

Чем меньше ребенок, тем интенсивнее он растет(за 9 месяцев внутриутробной жизни рост ребенка увеличивается в 25 000 раз)

Половое созревание так же влияет на рост - как только в организме юноши или девушки установится высокий уровень половых гормонов - рост прекращается (поэтому в большинстве случаев к 18 годам рост заканчивается)

Рост различных частей тела в течение жизни ребенка происходит неравномерно

На рост так же могут оказывать влияние климатогеографические условия

Как правильно измерить ребенка?

Определение роста. Для измерения длины маленького ребенка, который не может стоять, используют простую сантиметровую ленту, а измерение производят на столе. Перед процедурой ленту надо растянуть и зафиксировать. Можно также пользоваться и длинной линейкой. Ребенка укладывают на стол так, чтобы макушка головы касалась стенки, где находится нулевая отметка измерительной ленты или линейки. Надо уложить ребенка ровно, лучше всего это сделать, когда он спокоен: выспался и накормлен. Аккуратно легким надавливанием на коленки распрямляют ножки малыша и приставленной к ступням линейкой отмечают длину рост.

При измерении роста у более старших детей можно использовать домашний ростомер специальную бумажную сантиметровую ленту. Ребенка босыми ногами ставят на пол спиной к линейке. Тело малыша должно быть выпрямлено, руки свободно опущены вдоль туловища, колени разогнуты, а стопы плотно сдвинуты. Голова ребенка должна находиться в положении, при котором край нижнего века и верхний край наружного слухового прохода располагаются в одной горизонтальной плоскости. Во время измерения ребенок должен легко касаться стенки тремя точками: спиной в области лопаток, ягодицами и пятками. К макушке прикладывают перпендикулярно ростомеру какой-либо плоский предмет и на шкале отмечают показания роста.

Определение веса - массы тела.

Массу тела измеряют с помощью весов (чаще всего электронных). Необходимо следить, чтобы ребенок находился в центре весов. В зависимости от возраста ребенка взвешивают в положении лежа, сидя или стоя. Маленьких детей укладывают на пеленку, после взвешивания малыша ее вес следует отнять от полученного результата.

Взвешивание необходимо проводить утром, до кормления, когда ребенок помочится и опорожнит кишечник.

Измерение окружности груди.

Проводится обычной сантиметровой лентой, которую накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных руках. Затем руки опускают и соединяют концы ленты на уровне сосков и на фоне спокойного дыхания фиксируют результат измерения. У девочек с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудными железами в месте прикрепления железы к грудной клетке. Отмечают результат измерения.

Измерение окружности головы.

Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.

Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц

Центильные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В таблице, представленной на сайте эти показатели выделены красным цветом.

Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные.

Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования.

Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го низкий, 10-25-го ниже среднего, 25-75-го средний, 75-90-го выше среднего, 90-97 высокий и последних трех ребят очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие коридоры попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина 50 см, соответствует средним показателям.

Масса — 3800 г, соответствует оценке выше среднего».

Окружность груди — 37 см, соответствует оценке широкая

Окружность головы 36 см, соответствует средним величинам.

Соответствие массы длине тела ребенка умеренный избыток массы относительно длины, выше среднего.

Физическое развитие мальчиков от 0 до 17 лет

Средние квадратичные отклонения (о) средних показателей роста мальчиков

Оценка длимы тела/роста с использованием "о" произ-водится посредством расчета среднеквадратических отклонений от 50 % значений показателей роста дан-ной возрастной группы мальчиков. Оценка показателя
В пределах ± 1 о — рост средний
От ± 1 а до ± 2 о— рост ниже/выше среднего
От ± 2 о до ± 3 о Выход за пределы +/- Зо — рост низкий/высокий очень высокий (гигантизм)/(карликовость)

Соответствие массы тела длине/росту мальчиков

Физическое развитие девочек от 0 до 17 лет

Средние квадратичные отклонения (а) средних показателей роста девочек