Азы программирования с чего начать. Программирование для начинающих: как стартовать и куда двигаться? Концентрируйтесь на построении привычек, а не на целях

Сказал мне, что на курсе они научат программировать любого человека, даже с нуля. Я спросил его: «А с гуманитарием справитесь?» И мы задумались, были ли случаи, когда «гуманитарий» выучил язык программирования?

Во-первых , есть живой преподаватель с хорошим бэкграундом в разработке. Виталий Куреннов, 6 лет пишет на Ruby и больше года обучает всех желающих этому навыку, работал над Ruby проектами для Nokia и Avaya.
Во-вторых , есть группа единомышленников, работая бок о бок с которыми, у вас многократно повысятся шансы дойти до победного конца и освоить программирование до того уровня, когда оно начнет приносить прибыль.

- Никита, почему именно Ruby?
- Все просто, мы нашли очень хорошего преподавателя.

Про Ruby
Попробовать сделать первые шаги можно прямо сейчас, займет всего 5-10 минут.


Нашел шикарный ресурс с геймификацией и сразу из браузера tryruby.org
За 5 минут выполняем несколько заданий, получаем ачивку и переходим на следующий уровень.


А зомбяк не хотите ли? railsforZOMBIES.org

Про Lisp

«Однако я не думаю, что смогу убедить кого-нибудь (старше 25) выучить Lisp.» Пол Грэм, «Побеждая посредственность»

, осваиваю Lisp.

;; Welcome to L(λ)THW! (let ((llthw "(learn lisp the hard way))) (format t "~{~@(~A~)~^ ~}, because ~{~A~^ ~} is easier!" llthw (cddr llthw))) ;; Common Lisp: Powerful, Expressive, Programmable, General Purpose, Multi-Paradigm.


Нашёл для себя удобную браузерную обучалку Learn Lisp The Hard Way

«За те годы, что я проработал в Viaweb, я прочитал множество объявлений о найме на работу. Примерно каждый месяц появлялся новый конкурент. Первое, что я делал после того, как проверял, доступна ли онлайновая демонстрация работы их программы, - смотрел список их вакансий. Через пару лет я научился отличать опасных конкурентов от неопасных. Чем больше отдавало IT-мэйнстримом от описания требуемых кандидатур, тем менее опасна была компания. Самыми безопасными были те, кому требовались специалисты по Oracle. О таких не стоило беспокоиться. Также мы были спокойны, если требовались разработчики на C++ или Java.

Если требовались программисты на Perl или Python, это уже было слегка пугающе - это значило, что компанией или, по крайней мере, ее технической частью заправляли настоящие хакеры. Если бы я когда-нибудь увидел объявление о найме на работу Lisp-хакеров, я бы обеспокоился не на шутку.» Пол Грэм, «Побеждая посредственность»

  • Читайте Хабр . Например, вот это статья может очень помочь тем кто уже начал свой путь - Или история успеха -
  • . Он вдохновит заняться программированием кого угодно. Даже меня. Даже на Lisp.
  • Найдите единомышленников
  • Найдите вдохновляющую задачу

    например

    Общие упражнения:
    Project Euler содержит более 500 математических задач (на теорию чисел, числовых систем и пр.), которые нужно решить, используя программирование на любом языке.
    Code Abbey хранит более 200 задач по программированию. За решения 125 из них выдают сертификат, чем мотивируют многих студентов.
    Rosalind - это ещё один сайт наподобие Project Euler, который предоставляет на выбор более 200 задач по биоинформатике.
    Codingbat.com дарит упражнения по Java и Python, как для новичков, так и для продвинутых программистов.
    codegolf.stackexchange.com – сайт, на котором публикуют и обсуждают программистские головоломки.
    Ruby Quiz - серия головоломок, в которых вас просят написать короткие программы различной сложности. Исходные решения описаны на Ruby, но их можно реализовать на любом языке.

Начало
С чего мне начать?
Какой язык программирования стоит выучить первым?
Где можно найти качественные образовательные ресурсы?
Как совершенствовать навыки
Как перейти с начального уровня на средний?
Где можно найти тренировочные упражнения и идеи для проектов?
Как улучшить навык реализовывать задачи/задания в программах (алгоритмическое мышление)?
Я не могу придумать классную идею для проекта. Мне просто не хватает креативности? Как другие программисты ищут вдохновение?
Где можно найти примеры хорошего кода и проектов для обучения?
Как выучить темы, которые рассматриваются в стандартных университетских программах по информатике?
Как начать крупный проект и не забросить его?
Распространённые страхи и опасения
Я уже слишком стар для программирования?
Есть что-то другое, чему мне сначала нужно научиться?
Нужно ли мне хорошо знать математику?
Я много гуглю или не знаю, как делать что-то, когда только собираюсь начать. Это плохо?
Программировать сложно?
Вопросы про обучение
Что значит «знать язык» или «уметь программировать»?
Я только что начал учить язык Х. Стоит ли мне начинать учить язык Y?
Стоит ли учить более одного языка программирования одновременно?
Это плохо, что у новичков иногда возникают проблемы с задачами и упражнениями?
Как найти/поддерживать мотивацию, чтобы учиться программировать?
С чего мне начать Х?
С чего начать делать видеоигры?
С чего начать делать веб-сайты/веб-приложения/веб-разработку?
С чего начать делать мобильные приложения/приложения для Android/приложения для iOS/приложения для Windows Phone?
Как автоматизировать что угодно?
Терминология и словарь
В чём разница между информатикой (computer science, CS), компьютерной инженерией (computer engineering, CE), программной инженерией (software engineering, SE), программированием и кодированием?
С чём разница между Cи, C++, Objective-C и C#?
В чём разница между Java и JavaScript?
Инструменты и управление версиями
Что такое управление версиями/контроль версий? Стоит ли мне его использовать?
С чего начать использовать управление версиями?
Что такое IDE? Стоит ли мне её использовать?
Компьютеры и операционные системы
Какую операционную систему мне следует использовать?
Какой компьютер/ноутбук мне следует купить?
Карьера и работа
Можно ли заработать много денег на программировании?
Можно ли получить работу в программировании, не имея диплома по информатике? Или вообще без высшего образования?
Как войти в эту отрасль и получить стартовую должность?
Что делать дальше?
Больше не новичок
Программирование - лишь инструмент
Как улучшить навыки программирования
Разное
Как обучить программированию ребёнка?
Как делать вклад в open source-проекты?
У меня вопрос по Си/Python/другому языку.
Там нет моего вопроса. Что мне делать?
Да, мой вопрос есть в ЧаВо, но я хочу получить ответ от реального человека.
Как редактировать вики /r/learnprogramming (включая эти ЧаВо)?

С чего мне начать?

Если вы хотите научиться кодить, для начала полезно правильно понимать, зачем вам это нужно. В этом видео на YouTube Кевин Чирс отлично объяснил, как нужно подходить к изучению программирования.

Далее, не забывайте, что не существует универсального способа научиться кодить - все люди учатся немного по-разному, и, возможно, вам придётся поэкспериментировать, чтобы найти тот вариант, который лучше сработает именно для вас. Впрочем, большинство людей использует следующий подход, который мы очень рекомендуем:

  1. Найти небольшую задачу или проект, который вам будет интересно решить. Можете попробовать создать инструмент для решения небольшой жизненной задачи или с нуля реализовать программу, которая вам кажется интересной. Такой проект мотивирует вас продолжать учиться кодить и даст возможность применить полученные знания на практике.
  2. Почитайте информацию о разных языках программирования, чтобы выбрать наиболее подходящий для вашего проекта. (См. рекомендации ниже).
  3. Найдите один качественный ресурс для новичков по этому языку и руководствуйтесь им. (Также см. ниже).
  4. Помимо этого ресурса, гуглите и задавайте вопросы.
  5. Выполните несколько оригинальных проектов на этом языке.
  1. Нельзя просто пассивно штудировать выбранный ресурс: делайте упражнения и домашние задания; практика – это незаменимая часть обучения программированию.
  2. Не переключайтесь без необходимости с одного языка на другой. Выберите один и придерживайтесь его, потому что главное в программировании - решать задачи, а не выучить языки. Научиться решать проблемы сложно, и этот навык можно отточить, только если постоянно тренироваться. Каждый раз, когда вы переключаетесь на другой язык, то теряете время, в которое могли бы тренироваться применять полученные знания, чтобы развить навыки решения задач.
  3. Не прекращайте учиться после того, как закончили какой-либо курс. Программирование - одна из тех областей, где всегда есть, чему учиться.

И наконец, помните, что обучение программированию - долгий и трудный процесс. Если вам тяжело, не расстраивайтесь! Это абсолютно нормально, и многие люди годами учатся и тренируются, пока не почувствуют себя достаточно компетентными, чтобы искать работу или сделать вклад в серьёзный проект. К счастью, просто начинать учиться совсем не так сложно.

Какой язык программирования стоит выучить первым?

Есть два распространённых заблуждения, из-за которых люди задают этот вопрос. Первое - что есть «лучший» язык программирования, а второе - что первый изученный язык раз и навсегда предопределит вашу карьеру в программировании.

На самом деле, не существует лучшего языка, который однозначно стоит учить первым, и это не будет играть критической роли в вашей будущей карьере. Внешне языки программирования кажутся очень непохожими, но большинство фундаментальных принципов перетекает из одного языка в другой. Кроме того, изучать новые языки со временем станет проще: у новичка могут уйти месяцы, чтобы почувствовать себя уверенно в первом языке, опытный же программист познакомится с новым языком за считаные дни.

В идеале, всем программистам следует владеть разными типами языков. Как только вы освоили один язык, можете браться за другой, который принципиально отличается от предыдущего. По мере изучения новых языков, у вас появится возможность выбирать из большего числа инструментов наиболее оптимальный для решения конкретной проблемы, а это - показатель хорошего программиста. Так как главное значение имеют принципы программирования, мы рекомендуем новичкам начать с какого-либо популярного языка из таблицы ниже. С помощью любого из них новички смогут начать создавать простые приложения и тренироваться кодить, не затрагивая слишком продвинутые функции языка.

Если у вас уже появилась идея для проекта или цель, вы научитесь быстрее, если сможете применить ваши навыки для решения этой задачи. В таблице ниже представлены рекомендуемые языки для распространённых проектов.

Я хочу научиться…

  • …разрабатывать приложения для iPhone - Swift (ещё)
  • …разрабатывать приложения для Android - Java (ещё)
  • …создавать веб-сайты - JavaScript, CSS, HTML5 (ещё)
  • …писать десктопные приложения для Windows - C#
  • …создавать 2D/3D-игры - JavaScript, C# или C++ (ещё)
  • …программировать Arduino/микроконтроллеры/роботов - Си
  • …заниматься научными/математическими вычислениями или анализом данных - Julia, Python, R или Matlab
  • …заниматься автоматизацией и разработкой скриптов - многие языки (Python, Ruby, Bash, Powershell, AutoHotKey…)

Если в списке нет того, что вам нужно, поищите другие варианты на этих ресурсах:

Если вы всё ещё не можете определиться с выбором, изучайте Python. Это хороший, доступный для начинающих программистов язык с огромным сообществом и множеством библиотек, с помощью которых можно сделать практически всё что угодно, начиная созданием игр, и заканчивая автоматизацией процессов дома или на работе и анализом данных для построения веб-сайта. Постарайтесь найти обучающий ресурс, в котором разобраны ключевые принципы и основы, прежде чем погрузиться в разработку более сложных приложений. Инструкции о том, как начинать изучение любого языка, можно найти на странице reddit getting started .

Где можно найти качественные образовательные ресурсы?

Как совершенствовать навыки

Как перейти с начального уровня на средний?

Типичный вопрос, который мы получаем от многих новичков, - «что дальше?» В частности, когда они пытались проработать какие-то уроки, пособия, курсы, но в итоге всё равно не смогли заполнить пробел между пониманием, как работает оператор if или цикл for, и как именно применять то, что они изучили, чтобы создать сложные и интересные программы.

Переходить от обучающих материалов к сложному коду может быть затруднительно, и это обычное дело для тех, кто учится кодить. Такое явление очень хорошо описано в этой статье . Многие курсы (особенно коммерциализированные сайты по, обучающие программированию, вроде CodeAcademy) помогают тщательно разобраться с основами, но на этом завершаются, а новички остаются топтаться на месте.

Но если не сдаваться и преодолеть замешательство, вы начнёте замечать, что постепенно становитесь всё лучше и лучше, пока однажды не поймёте, что, сами того не осознавая, уже начали выходить на новый уровень.

Вот несколько советов, как не сдаваться и что делать дальше.

Перейдите с пассивного обучения на активное

Вместо того, чтобы брать курсы и уроки, которые (как вы думаете) научат вас тому, чему вы хотите научиться, начните активно искать способы обучиться самостоятельно. Например, если вы понятия не имеете, как создать игру, загуглите «как написать игру на Х», где «Х» - это язык программирования, который вы собрались использовать. Если у вас всплыло сообщение об ошибке, которая вам незнакома, попробуйте загуглить её. Если вы хотите освоить машинное обучение - погуглите и найдите годную книгу, пособие или онлайн-курс.

Вам будут нередко попадаться учебные пособия, разъясняющие, что именно вам следует делать, или по крайней мере статьи, которые дадут общее представление и подсказки о том, как составить более точные поисковые запросы. Тем более, нет ничего стыдного в том, чтобы искать источники новых знаний - как раз наоборот. Все программисты, как начинающие, так и профессиональные, постоянно делают две вещи: гуглят и учатся.

Постоянно практикуйтесь

Программирование похоже на физические упражнения в том смысле, что стать лучше можно только если непрерывно тренироваться. Начните с малого и попробуйте написать простейшую игру вроде «камень-ножницы-бумага» в командной строке. Когда закончите, попробуйте взяться за более смелый проект и справьтесь с ним. При желании параллельно можете выполнить какие-либо упражнения по программированию.

Главная цель программирования - разработка прикладного решения задач, а лучший способ научиться этому - постоянно решать задачи, большие и маленькие.

(См. также ЧаВо: Где можно найти тренировочные упражнения и идеи для проектов и ЧаВо: Я не могу придумать классную идею для проекта. Мне просто не хватает креативности? Как другие программисты ищут вдохновение?)

Научитесь декомпозировать задачу

Пытаясь справиться с крупным проектом или задачей, прийти в отчаяние можно уже от того, насколько большими и устрашающими они выглядят. Вместо того, чтобы унывать, разбивайте задачу на всё более мелкие подзадачи (это называется декомпозиция), пока каждая отдельная подзадача не начнёт казаться вполне подъёмной и осуществимой.

Допустим, вы хотите создать игру «камень-ножницы-бумага». Её можно разделить её на несколько подзадач: как получить вводные данные от пользователя, как заставить компьютер сделать случайный выбор, как определить победителя и как повторить игру (если вы хотите играть несколько раз подряд).

Если вы не уверены, как решить каждую из этих подзадач, продолжайте разбивать их дальше. Например, если вы не знаете, как определить победителя, то можете выделить ещё больше подзадач: как определить ничью, как определить вашу победу (если вы выбираете камень), как определить вашу победу (если вы выбираете бумагу) и как определить вашу победу (если вы выбираете ножницы).

Если вы совсем не знаете, как сделать что-то (например, как заставить компьютер выбрать случайное значение), погуглите. В данном примере поиск «Х выбрать случайное значение» (где Х - используемый язык программирования) покажет несколько различных способов, которые вы сможете использовать. Иногда задачу получается разбить на множество частей без поисковика, а иногда без него не обойтись.

Так, если вы учите Java и хотите научиться писать игры, но понятия не имеете, с чего начать или как разбить задачу на составляющие, загуглите «java игры уроки». Поиск даст несколько хороших источников, которые научат вас писать игры и (обычно автоматически) разбивать процесс написания игры на подзадачи поменьше.

По сути, этим вы прививаете себе образ мышления разработчика. Если задача слишком сложная, не расстраивайтесь. Продолжайте разбивать её на всё более простые составляющие и исследуйте вещи, которые кажутся неделимыми. Потом снова по кругу: разбиваете, гуглите, разбиваете, гуглите…

Это достаточно эффективная стратегия самообучения. С практикой вы станете лучше понимать, как раскладывать задачи, а также расширите свой багаж знаний и запас возможных способов их решения.

Больше советов смотрите в ЧаВо: Как улучшить навык реализовывать задачи/задания в программах (алгоритмическое мышление).

Будьте систематичны

Когда вы пишите и отлаживаете код, ни в коем случае не привыкайте просто пробовать сделать что-то, рассчитывая, что это случайно сработает. Будьте максимально чётки и последовательны - метод «проб и ошибок» здесь не подойдёт.

Во время написания кода остановитесь на минуту и составьте на листе бумаги приблизительные план действий. Попробуйте нарисовать какие-то схемы или набросать что-то вроде псевдокода. Если вам придётся изменить свой план (что вы, скорее всего, и сделаете), подумайте, для чего вам нужно это изменение и каким будет ваш новый план действий. (Этот этап планирования - также подходящая возможность, чтобы потренироваться декомпозировать задачи!)

Во время отладки кода ставьте чётки цели. Попробуйте мыслить, как учёный: проводите эксперименты, чтобы либо попытаться исправить баг, либо сузить область его поиска, и запишите результаты. Если ваша догадка/предпринятая попытка оказалась неверной или произошло что-то, чего вы не предусмотрели, остановитесь и разберитесь, в чём причина. Можете фиксировать эксперименты и тесты в блокноте, если это поможет вам придерживаться плана.

Баги возникают тогда, когда ваши предположения не совпадают с реальностью. Если что-то кажется неправильным, не игнорируйте это: продолжайте искать, пока не выясните, в чём дело/какое из ваших предположений было неверным.

Не делайте что попало, пока что-нибудь не сработает - будьте последовательны.

Не расстраивайтесь, если приходится исправлять баги или гуглить

Не все новички понимают, что проводить большую часть времени за исправлением багов и поиском информации - абсолютно нормально даже для профессиональных программистов.

Отладка (и трудности!) - неотъемлемая часть программирования. Если получится, постарайтесь не отчаиваться и не злиться. Отнеситесь к этому как к занимательному квесту или головоломке.

Даже когда из-за бага вы не можете продолжать работу над самим кодом, если вы будете последовательны, то в любом случае хорошо потренируете навык декомпозиции задач, хоть и несколько другим образом.

В конечном итоге, даже если у вас уйдёт много часов на один-единственный баг, это время будет потрачено не зря. Отладка - один из лучших способов научиться решать задачи.

(Это станет ещё вернее по мере того, как вы будете приобретать всё больше опыта. В жизни с ростом вашей компетентности сложность багов, с которыми вы будете сталкиваться, будет только увеличиваться. Иногда даже опытным программистам приходится тратить месяцы на то, чтобы найти один особенно проблемный баг.)

Не бойтесь попросить помощи

И наконец, если вы совсем не можете сдвинуться с места и понятия не имеете, что делать дальше, не стесняйтесь обратиться за помощью!

Программисты в основном очень отзывчивы. Многие из нас - тоже самоучки и понимают, как трудно начинать и каково это, когда ты безнадёжно застрял.

Всё же сначала постарайтесь сделать всё возможное (декомпозировать задачу, отладить код, погуглить и т.д.) и хорошо продумайте ваш пост. Как и любая другая субкультура, среди программистов есть свои негласные правила и порядки. Одна из ключевых вещей - вопрос должен быть доходчиво описан (даже если это что-то элементарное).

Пройдите более интенсивный вводный курс

Этот пункт касается только тех, кто лишь поверхностно знакомился с программированием на вводных курсах вроде тех, что предлагает CodeCademy. Подобные сайты дают отличное представление о том, что такое программирование, и обучают некоторым основам, но могут быть почти бесполезны, если вы хотите продвинуться на средний уровень.

Железное правило: если вводные курсы по программированию, которые вы проходили, не вызвали у вас особых трудностей или не содержали заданий, упражнений и мини-проектов, вам нужно поискать более требовательные курсы. Постоянная практика (и трудности!) - неотъемлемая часть учебного процесса.

  • https://www.reddit.com/r/learnprogramming/comments/3yqhuk/why_do_i_feel_like_ive_hit_a_wall_learning/

Где можно найти тренировочные упражнения и идеи для проектов?

Существует распространённый миф о том, что единственный способ стать хорошим программистом - начать учиться кодить в раннем возрасте. Это не так: хотя отдельные люди начинают учиться кодить рано (что может дать им некоторое преимущество), большинство начинает учиться этому, когда поступает в вуз, или позже.

Учиться можно в любом возрасте, и вместо того, чтобы зацикливаться на других, просто сосредоточьтесь на себе и вашем личном темпе прогресса. Постарайтесь развить в себе мышление роста и избавиться от фиксированного мышления.

Есть что-то другое, чему мне сначала нужно научиться?

Обязательных условий очень немного, и в целом вы можете в любое время приступать к изучению программирования.

Вот единственные действительно необходимые условия:

  • Вы должны уметь печатать (если только вы не используете язык на основе подхода «drag-and-drop» вроде Scratch).
  • У вас должен быть компьютер.
  • Вы должны уметь самостоятельно гуглить/искать ответы на вопросы.

Вам также пригодится некоторое знание математики (алгебра на базовом уровне) и английского языка (потому что многие онлайн-ресурсы на английском), но без этих двух условий можно обойтись.

Всё, что указано выше, более или менее применимо к желающим получить официальный диплом в университете. Большая часть вузов рассчитывает на то, что поступающие студенты ничего не знают об информатике и программировании, и начинают обучать их с нуля (хотя в отдельных случаях можно пропустить один или два вводных курса, если пройти тестирование или продемонстрировать уже достаточные навыки). Если вы в старших классах или младше и хотите изучать информатику в вузе, то только выиграете, если начнёте учиться наперёд - это даст вам фору, но делать это вы не обязаны.

Некоторые вузы могут более строго относиться к общему образованию и уровню владения математикой (например, в большинстве вузов есть требование к вычислительным навыкам), но они разнятся от вуза к вузу, и вам следует узнавать о них напрямую там, куда вы хотели бы поступить. Более подробно читайте ниже.

Нужно ли мне хорошо знать математику?

Необязательно: программирование и информатика - это широкая область, и нужно ли вам хорошо разбираться в , зависит от того, на какой дисциплине вы решите специализироваться.

Например, в некоторых направлениях программирования действительно необходимы уверенные математические навыки. В 2D и 3D-играх часто используются векторы, матрицы и линейная алгебра; в интеллектуальном анализе данных и машинном обучении - многие понятия статистики; а справляться с алгоритмическими сложностями легче, если хорошо владеть алгеброй и элементарными вычислительными навыками.

Обычно чем выше уровень и сложность темы, тем больше вероятность того, что вам понадобится мощная математическая подготовка. Если ваша цель - научиться решать эти сложные задачи, то хорошая база будет для вас бесценна.

Однако так же много направлений информатики и программирования не требуют глубокого знания математики. Единственное, что вам действительно необходимо знать, - это сложение, вычитание, умножение, деление и иногда какие-то основы алгебры. Многие программисты за всю свою карьеру почти не имеют дела с математикой.

Если вы не очень сильны в математике, то в любом случае можете учиться и расти. Ведь в программировании вы, вероятно, тоже ещё не очень хороши, но всё равно собираетесь учиться кодить. Зайдите на Khan Academy и поищите бесплатные уроки, начинающиеся с базовых уровней и до более сложных.

Однако ответ будет несколько другим, если вы хотите получить диплом по информатике. У многих вузов есть особые требования, которым вы должны удовлетворять, прежде чем они либо примут, либо выпустят вас (курсы по исчислению и т.д.). А так как информатика - это в некоторой степени прикладная математика , вам почти наверняка придётся учить дискретную математику, писать доказательства и тому подобное, чтобы получить диплом. Вам не нужно изначально хорошо разбираться в математике, чтобы изучать эти темы (впрочем, любые математические темы), но какие-то познания в математике вам точно не помешают и могут упростить процесс обучения.

То, насколько программа по информатике будет переплетаться с математикой, различается от вуза к вузу. Чтобы узнать подробности, вам следует изучить требования и содержание программы того вуза, в который вы хотите поступить.

Подводя итог, вам не обязательно нужно хорошо знать математику, чтобы построить успешную карьеру в разработке. Если вы хотите стать информатиком, будьте готовы учить очень много математики. Если вы хотите работать над более сложными задачами/в рамках отдельных направлений, в зависимости от ситуации математика может стать очень полезным инструментом.

Я много гуглю или не знаю, как делать что-то, когда только собираюсь начать. Это плохо?

Мы часто думаем: «если бы у меня было достаточно мотивации… тогда я мог бы…», хотя именно действие поддерживает мотивацию. Сначала идёт действие, потом - мотивация. Найдите небольшие конкретные программы, которые хотели бы создать. Избавьтесь от всего, что вас отвлекает. Установите расширения для браузера, блокирующие сайты вроде Reddit, Facebook и Twitter. На минуту представьте, насколько здорово будет ощущать, что вы стали более компетентным программистом.

Вот несколько свежих веток по теме:

С чего мне начать Х?

С чего начать делать видеоигры?

Современные видеоигры создаются с помощью игровых движков : это библиотеки программ, которые позволяют работать со сложными вещами, например, графикой, звуком, физикой и сетями. Существует множество доступных библиотек . Однако для начинающих настоятельно рекомендуют следующие библиотеки, так как они бесплатны и имеют лучшую для обучения документацию:

  • Unity (C#): подходит для мобильных, десктопных, браузерных/онлайн и консольных 2D и 3D-игр
  • Construct2 (JavaScript): для мобильных, десктопных и браузерных/онлайн 2D-игр
  • Pygame (Python): движок для десктопных 2D-игр
  • LÖVE (LUA): подходит для десктопных 2D-игр

Всегда помните, что ваша цель - разрабатывать игры, а не движки! Так что не нужно заново изобретать велосипед.

Движки помогут вам начать работу с графикой и пользовательскими элементами управления для будущих игр, но вам всё равно нужно тщательно изучить язык программирования, чтобы прописать логику игры , поэтому, подберите годную книгу или онлайн-ресурс .

Самое главное: начинайте с простого. Вам захочется взяться за всё и сразу же создать игру своей мечты, но помните, что единственный способ взобраться на вершину горы - делать по одному небольшому шагу за раз . Вот список простых игр для тренировки в порядке возрастания сложности - попробуйте выполнить какие-то из них, перед тем как броситься к своей конечной цели:

  • Блэкжек или крестики-нолики
  • Охота на Вампуса (правила)
  • игра в жанре choose-your-own-adventure на ваше усмотрение или клон Zork
  • Pong, Тетрис или клон Сапёра
  • Space Shooter с вертикальной или горизонтальной прокруткой
  • простой клон DOOM, Марио или Legend of Zelda

Обязательно загляните в ЧаВо /r/gamedev , почитайте вводное руководство на /r/gamedev и поищите более старые ветки на /r/gamedev и /r/learnprogramming .

С чего начать делать веб-сайты/веб-приложения/веб-разработку?

Существует много различных способов научиться веб-программированию, но в целом ключевые навыки, которые вам будут нужны, - это фронтенд-разработка (код, который выполняется в веб-браузере пользователя) и бэкенд-разработка (код, который выполняется на вашем сервере).

Обычно большинство людей советует начинать с изучения HTML, CSS и Javascript (в таком порядке) - это три главных языка, которые поддерживают все веб-браузеры и на которых написаны все сайты.

Больше информации можно найти в ЧаВо /r/webdev . Вот ещё один для начинающих.

С чего начать делать мобильные приложения/приложения для Android/приложения для iOS/приложения для Windows Phone?

Для каждого типа смартфонов понадобится выучить разные языки программирования.

  • Приложения для Android пишутся преимущественно на Java - больше информации читайте в ЧаВо /r/androiddev .
  • Приложения для iOS пишутся на Objective-C или Swift - больше информации ищите на боковой панели /r/iosprogramming и в их вики (на GitHub).
  • Приложения для Windows Phone пишут на C#, Visual Basic или Javascript - больше информации ищите на боковой панели /r/WPDev .

Вы также можете создать приложения, которые будут запускаться на всех трёх крупнейших платформах, с помощью технологий Phonegap и Titanium - приложения пишутся один раз с использованием HTML, CSS и Javascript, а запускаются на любой платформе.

Однако не забывайте, что многие, если не все из указанных инструментов рассчитаны на тех, кто уже имеет предыдущий опыт в программировании. Если вы прежде никогда не занимались разработкой, может быть, вам лучше начать с изучения языка, по которому есть больше ресурсов специально для новичков. Когда вы приобретёте некоторый опыт и усвоите лежащие в основе программирования принципы, то вам станет намного проще учить новые языки и начинать изучение мобильной разработки. Раздел «С чего мне начать?» в нашем ЧаВо содержит больше информации о том, с чего нужно начинать.

Как автоматизировать что угодно?

Для Windows есть пара специальных языков программирования, такие как Autohotkey and AutoIt .

Другая подходящая кросс-платформенная альтернатива - это Python . Automate the Boring Stuff with Python (Как автоматизировать рутину с помощью Python) - потрясающий образовательный ресурс.

Если вы хотите автоматизировать MS-Office, используйте встроенный язык программирования Visual Basic for Applications (VBA). Сабреддит /r/vba посвящён программированию на VBA.

Какие лучшие…

Программирование vs. кодирование

И наконец, остались программирование и кодирование. Разница между этими понятиями очень невелика, и многие используют их как синонимы. В целом термин «программирование» имеет более положительный оттенок, чем «кодирование». Если вы говорите «я программист», это подразумевает определённый уровень профессионализма и свидетельствует о том, что вы можете не только писать код, но и глубоко владеете основами и теорией, умеете общаться с клиентами, работать в команде и т.д.

Напротив, если вы говорите «я кодер», то подчёркиваете, что занимаетесь исключительно разработкой кода, и в меньшей степени - остальными вещами.

Но опять же, эти оттенки здесь почти несущественны: в подавляющем большинстве случаев эти два термина можно использовать взаимозаменяемо.

С чём разница между Cи, C++, Objective-C и C#?

Cи, C++, Objective-C и C# - это не вариации одного и того же языка.

Си - самый маленький и старый из этих языков. Изначально он создавался как системный язык программирования для операционной системы Unix и до сих пор широко используется в прикладном программировании.

С++ - очень популярный язык программирования общего назначения, изначально основанный на Си. После некоторых настроек большая часть кода (почти любой код) на Си может быть скомпилирована как код на С++. Однако в языке С++ появляется большой набор особенностей, которые значительно меняют применение языка по сравнению с Си. Написание кода в стиле Си на С++ обычно не приветствуется.

Objective-C - это строгое надмножество языка Си, поэтому любой рабочий код на Си также является рабочим кодом Objective-C. Этот язык далеко не так распространён, как Си или С++, и сегодня в основном используется в разработке для платформ OS X и iOS от Apple.

C# не основан на Си ни в каком техническом плане. С# - это язык программирования общего назначения, созданный Microsoft и подобный Java. Он компилируется в промежуточную форму, которая запускается на виртуальной машине (CLR), в отличие от предыдущих трёх языков, которые компилируются в нативный машинный код. И хотя С# заимствует элементы синтаксиса из Си и С++ (как и Java), технически он с этими языками не связан.

В чём разница между Java и JavaScript?

Java и JavaScript связаны в той же степени, в которой связаны крем и крем-брюле.

Аналогично предыдущему вопросу, с технической точки зрения Java и JavaScript никак не связаны. У них есть некоторые общие черты в синтаксисе, так как предком обоих был Си, но не более. В Википедии есть хорошее объяснение, откуда взялось это сходство в названиях: https://ru.wikipedia.org/wiki/JavaScript#JavaScript_%D0%B8_Java .

Инструменты и управление версиями

Что такое управление версиями/контроль версий? Стоит ли мне его использовать?

Система управления версиями (Version Control System, VCS) - это инструмент, который отслеживает изменения в коде и даёт такие полезные возможности, как исправлять ошибки и просматривать, что в нём изменялось с течением времени. Современные распределённые системы также позволяют легко работать над одним и тем же кодом с другими программистами. И да, вам определённо стоит использовать систему управления версиями!

Две самых популярных распределённых системы - это Git и Mercurial; которую именно использовать, в основном зависит от ваших личных предпочтений, но мы настоятельно советуем одну из них.

С чего начать использовать управление версиями?

Хорошее и краткое руководство по Mercurial - .

Компьютеры и операционные системы

Какую операционную систему мне следует использовать?

Частый вопрос, который возникает у многих новичков, - какую из операционных систем им лучше использовать: Windows, Mac или Linux.

На самом деле это не имеет значения: в наши дни качество и возможности доступных инструментов будут приблизительно равны у всех платформ, и любой приличный язык программирования можно будет использовать на всех операционных системах.

И всё же рано или поздно вам следует в более или менее познакомиться со всеми тремя операционными системами, чтобы вы совсем не растерялись, когда столкнётесь с новой ОС (например, когда будете переходить на другую машину или получите новую работу).

Из этого правила есть два основных исключения:

  • Если вы хотите заниматься разработкой для Windows, покупайте компьютер на Windows.
  • Если вы хотите заниматься разработкой для Mac или iOS, покупайте Mac.

Есть несколько хороших возможностей запуска кода на C# на других платформах , но некоторые инструменты Microsoft и.NET преимущественно ориентированы на Windows.

Хотя вы сможете разрабатывать приложения для Mac и iOS на любом компьютере, вам придётся использовать Xcode на машине Mac, чтобы скомпилировать и загрузить ваше приложение в App Store.

И наконец, следует отметить, что выбор той или иной операционной системы не ограничивает вас в действиях: всегда можно запустить виртуальную машину с установленной на ней другой операционной системой. Например, если у меня на компьютере установлена Windows, я могу легко настроить виртуальную машину Linux и использовать её не опасаясь, что она помешает работе существующей Windows.

Какой компьютер/ноутбук мне следует купить?

По большому счёту это тоже не критично: подойдёт любой ноутбук или компьютер среднего класса. Если у вас уже есть компьютер или ноутбук, просто используйте его - покупать новый не нужно. Учиться программировать и писать сложные и интересные программы вы сможете практически на любом существующем компьютере.

Если у вас совсем туго со средствами или нет рабочего компьютера, всегда можно найти подержанные компьютеры на сайтах вроде Craigslist, или поспрашивать у знакомых. Вы сможете далеко продвинуться даже на стареньком компьютере, если собираетесь просто учиться.

Но если вам понадобится купить новый компьютер, который вы хотите использовать для программирования, в первую очередь обратите внимание на процессор, объём оперативной памяти и жёсткого диска. По возможности постарайтесь приобрести компьютер с вот этими характеристиками или лучше:

  • центральный процессор Intel i5 (3.0+ ГГц)
  • оперативная память 4+ Гбайт
  • жёсткий диск 200+ Гбайт
  • (опционально) твердотельный накопитель

Если есть возможность, лучше отдайте приоритет устройству с более производительным процессором и большим объёмом оперативной памяти, чем жёсткого диска: лишняя мощность процессора никогда не помешает. И наоборот, в основном для программирования не требуется большое дисковое пространство - только если вы не собираетесь работать с изображениями и видео или обрабатывать огромные наборы данных для машинного обучения и тому подобных вещей. Впрочем, такие вещи можно хранить в облаке.

Если вы собираетесь купить настольный компьютер, это - единственно важные характеристики. Если вам важна мобильность, приобретайте ноутбук, причём обязательно с достаточно большим экраном и удобной для программирования клавиатурой. Однако в ноутбуках есть некое соотношение между удобством в использовании и мобильностью:

  • Чем шире экран, тем меньше время работы от батареи (но чем меньшую вы настроите яркость, тем больше будет её ресурс)
  • Чем меньше экран, тем меньше на нём будет помещаться и тем чаще вам придётся переключаться между окнами/рабочими столами. В идеале на нём должны удобно для работы размещаться два окна.
  • Чем шире ноутбук, тем он тяжелее и тем тяжелее носить его с собой.

Стоит также продумать, как вы планируете использовать ноутбук. Будет ли весь день просто стоять на столе, или вы собираетесь носить его с собой, или отправитесь с ним в поход?

По возможности вживую протестируйте каждый ноутбук, из которых будете выбирать. Если, например, вам неудобно печатать на клавиатуре какого-то из них и вы не сможете к ней привыкнуть, от такого ноутбука лучше отказаться, как бы привлекательно он ни выглядел на бумаге.

Дополнительную информацию и более подробную помощь можно найти в следующих сабреддитах - в них предложены более индивидуализированные советы:

Также тщательно взвесьте покупку хромбуков: вам придётся или настраивать их, или использовать онлайн-редакторы и IDE, а также понадобится постоянный доступ с интернет. Больше информации читайте по ссылкам:

Ещё лучше нужно подумать, стоит ли в качестве своего главного инструмента для программирования использовать планшеты или смартфоны. Хотя с некоторыми усилиями программировать на планшетах или смартфонах вполне реально, разработка ПО почти всегда ведётся на компьютерах или ноутбуках при помощи клавиатуры.

Если вам нужен совет по выбору конкретного производителя, просто помните, что для программирования от вашего компьютера не требуется никаких суперспособностей: хороший универсальный компьютер, скорее всего, хорошо подойдёт для программирования. (Поэтому легче искать хороший ноутбук, так как не нужно подбирать устройство, предназначенное непосредственно для программистов.)

Последний возможный нюанс: если вы хотите заниматься исключительно машинным обучением, обработкой естественного языка или графикой (включая разработку игр), рассмотрите вариант покупки устройства с графическим процессором. Он необязателен для всех этих вещей, но часто код можно ускорить, если писать его так, чтобы он запускался на графических процессорах.

Если вас больше интересует машинное обучение или обработка естественного языка, имейте в виду, что можно арендовать машины с графическими процессорами в облаке с помощью сервисов вроде Web Services (AWS) или Google Compute Engine (GCE) по относительно низким ценам.

Карьера и работа

Можно ли заработать много денег на программировании?

Возможно, но только если вы хороший программист. Много денег можно заработать и будучи сантехником или в любой другой сфере. А можно и не заработать. Профессия программиста не гарантирует это на сто процентов.

Можно ли получить работу в программировании, не имея диплома по информатике? Или вообще без высшего образования?

Без диплома по информатике получить работу программистом реально, как и вообще не имея никакого диплома, хотя перспективы будут похуже. Бросать вуз точно не советуем. Если программирование - не для вас, поменяйте специализацию. Если для вас, то завершение учёбы повысит ваши шансы на успех в поиске работы.

Более развёрнутые ответы на различные вопросы по поводу карьеры можно получить, задав их в /r/cscareerquestions .

Как войти в эту отрасль и получить стартовую должность?

В этом сабреддите этот вопрос немного не по адресу: вопросы на тему карьеры лучше задавать в /r/cscareerquestions и искать на их исчерпывающей вики-странице .

Но в общем, ответы большинства людей сводятся к следующему:

  • Создайте убедительное портфолио оригинальных проектов, которое можно показать потенциальным рекрутерам и приложить к резюме. Это могут быть ваши школьные проекты, самостоятельные сторонние проекты, проекты из кружков в школе и университете, исследовательские или волонтёрские проекты, или проекты, сделанные во время практики или на предыдущих работах и т.д. Мощное портфолио показывает работодателям, что вы умеете успешно применять языки программирования, библиотеки и технологии для решения проблем, и даёт им возможность более точно оценить уровень ваших навыков.
  • Сначала лучше искать стажировку, а не полноценную работу. На стажировку проще попасть, а оплачиваются они обычно достойно.
  • Вам обязательно нужно хорошее понимание структур данных и алгоритмов. Большинство собеседований, особенно на стартовые должности, включают задания по кодированию - на веб-сайте или вживую, на белой доске.

Что делать дальше?

Больше не новичок

Приходит время, когда все программисты вырастают, и тогда они сталкиваются с проблемой - с реальным миром. В реальном мире никто не держит за ручку и не ведёт по жизни. Теперь вам придётся научиться идти вперёд самостоятельно. Если вы добрались до этой точки, наверно, у вас уже появилась какая-то сфера интересов, будь то просто программирование, веб-разработка, алгоритмы или что-то другое. Может, вы хотели бы изучить другие направления, связанные с программированием, или просто понять, что делать дальше.

Программирование - лишь инструмент

Начиная программировать, вы, возможно, размышляли о будущем, когда узнаете, как создать второй reddit или невероятную графику, или же как выполнять различные алгоритмы. Что ж, если вы больше не считаете себя новичком, значит, программирование пополнило ваш арсенал инструментов. Теперь вам нужно научиться применять его и закрепить свои умения. Очень скоро вы сможете делать подобные вещи и будете узнавать всё о них.

Как улучшить навыки программирования

Многие люди, занимающиеся программированием, начинают бояться, что им недостаточно знаний. Поэтому многие стремятся усовершенствовать свои навыки. Но на данном этапе есть только один способ сделать это - практиковаться. Существует много сайтов и источников для тренировки, например, /r/dailyprogrammer , CodeWars , HackerRank , Project Euler и многие другие.

Разное

Как обучить программированию ребёнка?

В той или иной форме этот вопрос здесь возникает часто. Перед тем, как размещать свой, посмотрите вот этот запрос - возможно, на него уже отвечали. Если вы всё же решите запостить новый вопрос, пожалуйста, постарайтесь чётко объяснить, как ваши потребности в обучении отличаются от тех, которые звучали в уже опубликованных вопросах.

Scratch - просто потрясающий инструмент для детей 8-16 лет, разработанный Массачусетским технологическим институтом. Он запускается через браузер без установки дополнительного ПО.

Также можете заглянуть на /r/ProgrammingForKids - сабреддит посвящён именно этому вопросу. Ресурсов множество.

Как делать вклад в open source-проекты?

Участвуйте в проектах группы /r/learnprogramming на GitHub ! Её создал jfredett специально для размещения проектов, с помощью которых начинающие программисты смогут освоить отрытую разработку, взаимодействуя с опытными программистами и менторами.

Группа сформирована недавно, несколько людей занимаются её продвижением.

Если ваш вопрос действительно существенно отличается, а ответы в этих ЧаВо вам не подходят, пожалуйста, укажите в посте, что вы прочитали ЧаВо, и напишите, как именно отличается ваш вопрос и почему имеющиеся ответы вам не помогают. Это значит, что вы уже потрудились, чтобы найти ответ на свой вопрос, и поможет более точно ответить на него.

Как редактировать вики /r/learnprogramming (включая эти ЧаВо)?

Мы приветствуем ваш вклад, но чтобы получить право редактирования, вам нужен аккаунт, зарегистрированный не менее 30 дней назад и коммент-карма не менее 200 в данном сабреддите (не в целом на reddit). Как только эти условия будут выполнены, в заголовке вики появится кнопка «редактировать». Если вам не хватает времени или кармы, просто создайте обычный пост на тему с текстом, который хотите добавить: если он будет хорошего качества, кто-то из тех, кто может редактировать, почти наверняка опубликует его за вас.

Многие студенты интересуются компьютерными технологиями и ищут информацию про языки программирования, с чего лучше начать их освоение. Это не сложно, если разбираться постепенно.

История возникновения машинного языка

Все языки программирования основаны на машинном коде . Изначально люди писали код программ в двоичном виде. Это было нелегко, поскольку прочитать такой код почти невозможно. С развитием персональных компьютеров был разработан Ассемблер . Это базовый язык, который был понятен и человеку и машине. Представляет собой набор инструкций по управлению памятью компьютера.

На данный момент все языки, в самом нижнем своём уровне, приходят к ассемблеру. То есть, написанный код преобразуют в него.

Следующим этапом стали языки Паскаль и Си . Они являются основополагающими и всё дальнейшее многообразие пошло именно от них.

Большинство средств разработки имеют Си-подобный синтаксис (набор команд и правил). Это значит, что они более всего похожи на Си .

Какие бывают языки программирования?

Многообразие компьютерных систем и устройств породили огромное количество средств разработки. Все их можно разделить на две большие группы :

  1. Текстовые. Все инструкции и команды пишутся текстом в специальном редакторе (компиляторе). Такой код более эффективный и производительный. Это языки C/C++, Delphi, Java, Basic, C#, xml, http и другие.
  2. Графические. Многие о них и не слышали, но они играют важную роль. Их отличие в том, что текст писать не нужно, либо это сведено к минимуму. Используются для алгоритмирования и построения логических цепочек или релейной логики. Представители: FBD, SFC, LD (Ladder Diagram) и им подобные.

Все они имеют свои достоинства и недостатки, поэтому существуют специальные среды разработки, которые совмещают и текстовый и графический режим. Это особенно удобно, например, в веб-программировании, где кроме алгоритма есть ещё и обширный пользовательский интерфейс (кнопки, полосы прокрутки, пункты меню и прочие элементы управления).

Кто может стать программистом?

Программист - творческая профессия . В начале, он имеет только задание или идею, плюс чистый лист и инструмент. Программисту предстоит написать код, перед этим представив всю последовательность работы в голове. Поэтому воображение тоже должно быть хорошо развито.

Для 3d-программ нужно иметь пространственное мышление .

Чтобы стать профессиональным программистом, надо пройти следующие этапы:

  1. Обучение алгоритмам . Понятие основных принципов построения последовательностей действий. Любое действие можно представить в виде алгоритма.
  2. Английский язык . Без навыков чтения на английском языке будет очень трудно обучаться программированию. Все команды и инструкции пишутся на английском.
  3. Изучение методов обработки информации . Не основной, но очень полезный пункт. Знание этих методов позволяет проще понимать некоторые технические особенности систем.
  4. Изучение языков программирования . После изучения особенностей написания кода на одном (любом) языке, становится проще понимать другие, так как разницы между ними почти нет.
  5. Изучение целевой платформы . Позволяет оптимизировать ваш код под конкретные задачи. Если вы пишете приложения для айфонов, обязательно нужно знать, что iOS делает с вашим кодом и как обрабатывает его.

На первые четыре этапа могут уйти месяцы, а последний - займёт всю жизнь, потому что платформы постоянно обновляются. Нет предела совершенству.

Набор Lego Mindstorms для обучения основам

Фирма Lego, специализирующаяся на производстве и продаже конструкторов, предлагает потребителям специальную серию программируемых наборов Mindstorms . Это очень серьёзный продукт, имеющий реальный вес в сфере информационных технологий. Даже выпускники ВУЗов делают дипломные работы с применением этих наборов. Они представляют собой:

  • Заранее подобранное и согласуемое оборудование.
  • Пакет программного обеспечения для разработки.
  • Большую базу готовых проектов.
  • Заменяемые и расширяемые элементы.

Приобрести базовые навыки программирования легко. Центром набора является контроллер, в который записывается исполняемый код. К нему подключаются сенсоры и приводы. Не нужно знаний по электрике или электронике, чтобы научиться работать с этим набором. Все датчики и моторы подключаются стандартными проводами, которые невозможно перепутать.

Таким образом можно собирать манипуляторы, движущихся роботов и прочие механизмы.

С чего начать изучение языков?

Интернет предлагает много вариантов начала обучения, это и кружки, и обучающие видео, и семинары. Учиться можно дома или в специальных местах, нужно только знать, с чего начать и к чему стремиться.

Особенности

Перспективы

Микроконтроллеры/ Ардуино

Требует навыков в электронике. Ардуино особенно легки для изучения на начальном этапе. Дают представление о работе вычислительных машин и исполнения кода процессорами. Позволяет делать полезные в быту вещи, вроде универсальных телепультов или «умный дом».

Человек, умеющий работать с микроконтроллерами - ценный специалист в приборостроительных предприятиях. Востребованная и высокооплачиваемая должность. Внедрение «умной» электроники только увеличит потребность в таких людях.

Мобильные устройства

Разработка приложений для телефонов и планшетов. Требует понятий об эргономике и оптимизации кода. Множество, обучающих с нуля курсов.

Умение делать приложения высоко оплачивается. Можно одному создать приложение и продавать чего через репозитории (PlayMarket, АppStore). Некоторые люди сделали на этом целые состояния. Эта область рынка будет только расширяться.

Веб-программирование

Создание сайтов, поддержка серверов и баз данных. Требует представлений об обмене данными. Не рекомендуется для новичков.

Большое число веб-программистов конкурируют между собой и снижают стоимость своей работы. Кроме того, этот сегмент рынка приходит в упадок с развитием социальных сетей.

Системная разработка

Создание приложений для персональных компьютеров. Самое широкое поле для деятельности. От офиса до игр. Отсюда и широкий порог вхождения. Тут и для новичков найдётся дело и для профи.

Всегда актуально. Компьютеров каждый день всё больше. Мобильный рынок не скоро сможет конкурировать с полноценными компьютерными системами.

Нужно пробовать. Тут как в искусстве, если какой-то инструмент вам не нравится, значит это не ваше. Пробуйте другое. Если хочется современного творчества - то это точно языки программирования. С чего начать - решайте сами. В конце концов, можно попробовать их все и найти свой.

Видео о программировании

Итак, у вас появилась идея для отличной программы, однако вы и понятия не имеете, как ее реализовать? Не беда, поможем. Правда, придется потратить немало времени на то, чтобы выучить язык программирования, но это нормально. Скажем даже более, многие успешные программисты - самоучки. Выучив основы, вы сможете создавать простые программы, тратя на это минимум времени. Создание более сложных программ, конечно, является более серьезной задачей, но, как говорится, терпение и труд все перетрут!

Шаги

Часть 1

Выбор языка программирования

    Определитесь с тем, какой язык программирования вы выучите первым. Если раньше вы не программировали, то начинать надо с чего-то простого, рассчитанного на новичков - но, тем не менее, позволяющего добиться поставленных целей. Есть десятки языков программирования, у каждого из них свои области применения, свои задачи и особенности. Вот несколько из них:

    • C - один из самых старых языков программирования. Знакомство с С упростит для вас изучение C++ и Java.
    • C++ - один из самых популярных языков программирования в наши дни, особенно в плане разработки программного обеспечения. Правда, на то, чтобы выучить С++, уйдет время, а на то, чтобы еще и научиться им пользоваться, уйдет еще больше… Но это окупит себя!
    • Java - еще один очень популярный язык программирования, который может работать почти что в любой операционной системе.
    • Python - один из простейших языков программирования, чьи основы можно выучить за пару дней. Тем не менее, это весьма мощный язык, задействованный для создания множества серверных и веб-приложений.
  1. Подготовьте среду разработки. Чтобы начать программировать, вам нужно не так уж и много - и это “среда разработки”. Впрочем, что именно под этим понимается, зависит от выбранного языка программирования.

    • Редактор кода - почти что любому программисту будет удобнее работать в специальном текстовом редакторе - редакторе кода. Можно, конечно, и в “Блокноте” работать, но без подсветки синтаксиса и подстановок это будет весьма грустный опыт. Среди популярных редакторов кода можно назвать Notepad++, TextMate и JEdit.
    • Компилятор - при работе со многими языками программирования (С, Java и так далее) код программы сперва надо “собрать” - скомпилировать, только потом его можно будет запустить. Соответственно, придется установить компилятор, если ваш язык программирования без него не может. К слову, большинство компиляторов поможет вам отлавливать “баги” - ошибки программы.
    • IDE (Integrated Development Environment, интегрированная среда разработки) - в некоторых языка программирования и редактор кода, и компилятор, и модуль отладки - все объединено в одну-единственную интегрированную среду разработки. Скачать IDE можно, как правило, с сайта языка программирования.
  2. Почитайте учебники. Если раньше вы не программировали вообще, то начинать надо с малого. Так, стоит найти учебники или курсы, хотя бы онлайн-курсы, которые объясняет вам основы основ выбранного языка, расскажу про его синтаксис, переменные, функции и все остальное, а также про то, как это все между собой связано.

    Загрузите образцы и программы с открытым кодом. Вам будет куда проще учиться на примере, работая с образцами, благо что их в сети доступно предостаточно. Начните с простых программ, которые хоть как-то относятся к той программе, которую вы хотите сделать.

    Чтобы выучить основы, создавайте простые программы. Раз уж вы начали писать код сами, то начните с азов. Напишите несколько программ, скажем, на вывод строки или подсчет простенького уравнения. Отрабатывайте все это - пригодится позже, во время работы над более сложными программами. Экспериментируйте, старайтесь сломать даже собственные программы.

    Присоединитесь к сообществам программистов. Возможность задать вопросы состоявшемуся программисту - бесценна. На сайтах, где собираются программисты, вы найдете множество единомышленников, причем вне зависимости от того, на каком языке вы пишете. Не бойтесь спрашивать, но никогда не просите помощи, не испробовав перед этим все доступные вам средства.

    Не забывайте, что на изучение языка программирования уходит много времени. Вы не сумеете написать программу (сложную), когда впервые сядете за компьютер с учебником программирования. Впрочем, чем больше вы будете учиться и практиковаться, тем лучше будете программировать.

Часть 2

Разработка программы

    Подготовьте “дизайн-документ”. Дизайн-документ - это детальное описание разрабатываемой программы, и именно его необходимо сделать первым делом, чтобы потом, уже по ходу работы, вы могли сверяться с ним и заложенными в нем целями. Именно дизайн-документ позволит вам позволит вам сделать то, что вы хотели, а не что-то иное.

    • Все, что вы хотите реализовать в программе, должно быть перечислено на страницах дизайн-документа.
    • Кроме того, дизайн-документ должен учитывать и пользователя, точнее то, как он будет работать с программой.
  1. Сделайте блок-схему вашей программы. Это будет своего рода карта, показывающая, как пользователь будет переходить от одной части программы к другой. На этом этапе ничего сложнее простой блок-схемы вам не нужно.

    Определитесь с архитектурой программы. Цели будут определять средство… то есть архитектуру. Если знать и понимать, каким задачам какая архитектура соответствует, то процесс разработки пойдет куда эффективнее.

    Начните с программы по схеме "1-2-3". Это простейший тип программ, их задача - позволить вам адаптироваться к языку программирования. Если в общем, то программы “1-2-3” запускают, спрашивают у пользователя какие-нибудь данные, затем выводят результат, на чем и заканчиваются.

    • Следующим шагом в схеме “1-2-3” будет так называемый “REPL” (Read-Execute-Print Loop). Проще говоря, это возврат к первому шагу программы после вывода результата вычислений.
    • Подумайте о программах типа “Pipeline”. Они характеризуются тем, что что трансформируют вводимые пользователем данные и работают последовательно. Данный тип подходит для программ, которые требуют минимум взаимодействия с пользователем - скажем, RSS-ридеры. Такая программа будет представлять собой несколько классов с общим циклом.

Часть 3

Создание прототипа

Часть 4

Создание программы
  1. Создайте базу псевдокода. Это станет своего рода скелетом вашего проекта и основой для будущей работы. Псевдо-код отличается от обычного кода тем, что… не “компилится” (не обрабатывается в компиляторе), зато прекрасно читается программистами и помогает понять, что должно происходить на том или ином шаге работы программы.

    • Псевдокод, впрочем, использует тот же синтаксис, что и обычный код, поэтому писать псевдокод надо так же, как и программу.
  2. Усовершенствуйте прототип. Можете взять сам прототип, можете взять псевдокод - в любом случае, суть в том, чтобы сделать прототип лучше, совершеннее, быстрее!

    Начните работу над кодом программы. Вот, собственно, мы и добрались до сути. Именно работа над кодом программы и займет большую часть времени, не говоря уже про бесчисленные компиляции, не менее бесчисленные тесты и поиски багов… Если над вашей программой работает целая команда, то стоит начать с псевдокода, чтобы все шло равномерно.

    Не забывайте комментировать код. Описывайте функции и особенности, которые вы реализуете в коде. Это нужно не только для того, чтобы кто-то другой, открыв ваши исходники, сумел разобраться, что к чему, но и для того, чтобы вы сами не запутались в собственном коде, если вернетесь к нему, скажем, через год.

Евгений Туренко

Эта статья - не самоучитель по кодингу. И не пост о том, «какой язык программирования выбрать». Если вы хотите понять, насколько вам интересно изучать мир кода, то более важным вопросом будет: что такое программирование? Как выглядит программирование изнутри? Совместимы ли я и программирование?

Принцип «логика, а не математика»

Одно из величайший заблуждений у начинающих программистов - это то, что в программировании полно математики. Если вам кажется, что занятие программированием заставит вас снова вспомнить о школьных знаниях тригонометрии, алгебры и т.п., то вы ошибаетесь. Такая математика редко встречается в программировании.

По опыту из «чисто математических» вещей встречаются, например, порядок операций в выражении и система координат. Ничего особо сложного. Логики, напротив, очень много. Необходимость думать наперёд, понимать, в каком порядке выполнять действия и как контролировать этот поток, пронизывает все аспекты программирования. Если у вас есть способность к логике, то вам будет легко начать справляться с программистскими задачами.

Принцип «поймать падающую звезду»

На программирование можно смотреть, как на запуск множества «процессов» - как бы принуждение компьютера «делать работу за вас» - и управление этими процессами. В программировании процесс часто выдаёт некий результат. Результатом может быть файл, но может быть и нечто попроще, например строка, или число.

Проблема в работе с процессами заключается в том, что если вы ничего не делаете с их результатами, то они просто растворяются. Говоря литературно, «уходят в небытие», никогда не воссоздаются, очень похожи на звёзды, которые сверкают на небе и исчезают. Другими словами, вам надо «поймать их».

Если вы создаёте что-то с помощью процесса, вам надо схватить его, или вы его потеряете. Вот где в игру вступают переменные - как способ «запечатлеть» результаты процесса. Этот принцип сильно помогает понять, что такое программирование, на ранних этапах обучения. И если вы рано его ухватите, то найдёте его очень полезным.

Принцип «словаря»

В программировании есть много «типов». Представляйте типы как строительные блоки языка программирования. Один из типов - это строка, или коллекция символов внутри кавычек. И «яблоко», и «апельсин» - это строки. Их можно, например, объединить и сделать «яблокоапельсин». Числа - это другой тип. Числа можно складывать, вычитать, умножать (помимо остальных действий). Затем идут «массивы» - множество объектов в определённом порядке. [«Первое», «идёт», «перед», «вторым»], например, является массивом с первым элементом «Первое» и последним элементом «вторым».

Но, возможно, одним из самых мощных типов является «хэш», или пара «ключ-значение». Хэш имеет много названий. В Ruby это «hash». В JavaScript он называется «object» (объект). Возможно, лучшее имя ему дал Python: «dictionary» (словарь). Если немного подумать, то словарь это и есть набор ключей (слов), указывающих на свои значения.

Но почему это имеет значение? Оказывается, такая структура часто нужна для хранения данных. Например, таким образом можно упаковать информацию о человеке:

{"first_name" => "Jonathan", "last_name" => "Richards", "nationality" => "British" }

Есть ключи «first_name» (имя), «last_name» (фамилия) и т.д. Это как бы свойства, или атрибуты человека. Можно ещё добавить «hair_colour» (цвет волос), «age» (возраст), или «gender» (пол). И каждый из этих ключей имеет значение. Значительная часть программирования связана с определением форматов структур данных. И пары «ключ-значение» становятся ценнейшим оружием в арсенале, поэтому полезно понять, как они работают, как можно раньше.

Принцип «матрёшек»

В программировании полно объектов, которые находятся внутри объектов внутри других объектов. Программируя, вы часто обнаруживаете, что пытаетесь структурировать данные, и часто эти структуры содержат внутри себя другие структуры.

Добавим в предыдущий пример свойство «siblings» (братья/сёстры):

{"first_name" => "Jonathan", "last_name" => "Richards", "nationality" => "British", "siblings" => { "brothers" => , "sisters" => ["Fiona", "Mary"] } }

Этот принцип вы будете встречать на протяжении всего программирования. В HTML одни элементы включают в себя другие элементы:

Как Яндекс использует ваши данные и машинное обучение для персонализации сервисов - .