Что предпочесть: MIDI-клавиатуру или синтезатор? Что выбрать: MIDI-клавиатуру или синтезатор

MIDI-клавиатура значительно облегчает процесс написания музыки. Вводить ноты мышкой долго и нудно. Чем различаются MIDI, как их подключить и какую выбрать – читайте в статье.

MIDI-клавиатуры: чем различаются, как подключаются, какую выбрать?

Довольно часто нас спрашивают про необходимый минимум оборудования для домашней студии. Рассказываем, что нужно иметь в первую очередь:

1. Профессиональную звуковую карту. Встроенные и игровые карты в данном случае не годятся. Их можно использовать только от безысходности, и результат будет заведомо плохим.

2. Студийный конденсаторный микрофон.

3. Студийные наушники. Желательно закрытые, чтобы можно было записывать вокал.

4. Студийные мониторы. Но не мультимедийные колонки SVEN, Genius и им подобные! Разница между студийными мониторами и мультимедийными колонками заключается в большей детализации первых, а также в линейности звучания музыкального материала.

5. Качественную коммутацию, а также необходимые стойки.

Что нужно купить во вторую очередь? Набравшись некоторого опыта, музыканты задумываются о следующем:

2. MIDI-клавиатурах.

3. Инструментальном звукоусилении (гитарные/басовые комбоусилители).

4. Процессорах эффектов, обработке звука.

5. Дополнительных инструментах, в том числе о микрофонах.

Сегодня речь пойдет о MIDI-клавиатурах.

На фото –MIDI-клавиатура

Для начала немного о MIDI

В те времена, когда можно было увидеть живых The Beatles, а синтезаторы были аналоговыми, клавиатура представляла собой набор контактов, электрически связанных со звукогенерирующей частью. Когда один контакт замыкался, ток проходил через соответствующий переменный резистор, настроенный на определенную ноту, и появлялся звук. Фактически синтезатор был самодостаточным устройством, «вещью в себе». Не предполагалось никаких «контактов с другим миром», кроме подключения к усилителю или микшерному пульту.

По мере того, как число моделей синтезаторов на рынке увеличивалось, различные производители стали пытаться обеспечить «диалог» между устройствами. Поначалу это было безуспешным мероприятием: отсутствовали какие-либо стандарты. Однако в начале 80-х годов производители музыкального оборудования решили покончить с «произволом» и впервые собрались «за столом переговоров».

В результате был принят единый стандарт, названный MIDI (Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Это была настоящая революция. После этого можно было подключать друг к другу, не боясь несовместимости или повреждения, любые клавиатуры и секвенсоры. Это послужило толчком к развитию отдельных звуковых модулей (синтезаторов без клавиш) и в дальнейшем – программ, синтезирующих звуки. Согласитесь, намного удобнее иметь 10 разных синтезаторов и одну клавиатуру, чем 10 клавиатур.

Кстати, клавиатуру принято называть MIDI-контроллером. Наименование подчеркивает, что она выполняет чисто «управленческие» функции. И, между прочим, MIDI-контроллер совсем не обязательно должен иметь вид фортепианных клавиш. Бывают контроллеры в виде гитары, баяна или, например, флейты. Поэтому более правильно употреблять термин MIDI-контроллер фортепианного типа.

Что же лучше: MIDI-клавиатура или синтезатор?

После того как мы выяснили, что MIDI-клавиатура по сути – «безмозглый синтезатор», который не в состоянии издавать какие-либо звуки, встает резонный вопрос: стоит ли ее покупать? Или можно обойтись домашним синтезатором, потому что к компьютеру подключить его проще простого, а встроенный автоаккомпанемент помогает при сочинении музыки? Какие есть преимущества и недостатки у каждой стороны?

Доводы за MIDI-клавиатуры

  • Цена. «Мидюшка» (как часто называют MIDI-клавиатуру) дешевле, чем синтезатор с аналогичной клавиатурой. Четырехоктавная клавиатура с полноразмерными активными клавишами стоит от $100 и позволяет решить большинство студийных задач. Синтезатор за такие деньги не купишь.
  • Качество. Клавиши – практически единственная значимая деталь MIDI-клавиатуры. Производители, как правило, сосредотачивают внимание именно на клавишной механике. Как следствие, даже у дешевых моделей клавиши могут быть лучше, чем на довольно дорогих синтезаторах.
  • Универсальность применения. Имея устраивающую вас клавиатуру (по механике клавиш, по крутилкам и регуляторам), вы можете использовать ее с какими угодно синтезаторами и даже с другим студийным оборудованием.
  • Простота подключения. Подключить к компьютеру MIDI-клавиатуру гораздо проще, чем синтезатор (его придется настраивать). Помочь удаленно в настройке сможет далеко не каждый специалист.

Даже имея огромный опыт за плечами, мы часто не можем ответить на некоторые вопросы покупателей. И это не означает, что мы безнадежны. Ответить можно при условии, что под рукой есть такой же инструмент, который использовали в сходных условиях. А это невозможно.

  • Долговечность и актуальность. Имеется в виду не срок службы клавиатуры – по этому показателю контроллер не превосходит синтезатор. Мода на звуки меняется быстро. Покупать для каждой песни новый синтезатор могут позволить себе только зарубежные суперзвезды. Более того, продать клавишный синтезатор после эксплуатации почти нереально. А к клавиатуре вы привыкнете, и желания расстаться с ней не возникнет.
  • Компактность. Если вы не обладаете элитным жильем, то площадь вашей домашней студии вряд ли превышает 10–12 кв. метров. То есть хранить клавишные синтезаторы просто негде. MIDI-клавиатура компактна и в принципе лучше приспособлена для работы с несколькими устройствами.

Или все-таки синтезатор?

Преимуществ у последнего не так много:

  • Автоаранжировка. Многие современные синтезаторы имеют встроенный автоаккомпанемент, который дает возможность «вживую» исполнять музыкальные произведения для целого ансамбля. Пожалуй, этот аргумент является самым весомым из всех.

Вы можете записать автоаккомпанемент в секвенсор и, работая с другими звуками, быстро сделать профессиональную аранжировку. Аналогичные компьютерные программы-аранжировщики достойного развития не получили.

  • Подключение. Вы можете играть только на синтезаторе, не подключая его к компьютеру. С MIDI так не получится.

Помимо быстроты «разворачивания», есть еще надежность. Компьютер или планшет может «зависнуть». А вероятность отказа у физического синтезатора намного ниже.

  • Качество звука. Если мы говорим о профессиональных моделях, то качество звука у них довольно высокое. Чтобы получить такое же качество с виртуальными синтезаторами в реальном времени, нужно иметь довольно серьезный компьютер и высококачественную недешевую звуковую карту.

Немного истории

Исторически сложилось, что мы подключаем MIDI-клавиатуру, да и другие MIDI-контроллеры с помощью разъема 5 DIN (правильнее было бы написать 5/180 DIN, а еще правильнее – DIN 41524).

Изначально этот тип коннектора стандартизировали для аналогового звука, и так подключались многие советские магнитофоны. Этот тип подключения применялся и во многих компьютерах (в том числе на Apple II), игровых приставках, научной аппаратуре. Стандарт DIN 41524 описывает только тип и форму разъема. В разных устройствах разъемы могут быть электрически несовместимы. MIDI, например, можно вставить в PS/2, только ничего не будет работать.

Сегодня все так же применяется пятиконтактный разъем. В профоборудовании он является стандартом. Однако большое количество клавиатур и контроллеров обзавелось разъемом USB, который позволяет подключиться практически к любому компьютеру. В продаже можно встретить и переходники/конверторы MIDI-USB. С их помощью можно подключать старые синтезаторы и MIDI-клавиатуры к ПК.

На фото – MIDI-интерфейс M-AUDIO MIDISPORT UNO USB

Нужно понимать, что MIDI-клавиатура / контроллер – это всего лишь клавиатура, такая же, как и та, на которой я печатаю этот текст. Ничегошеньки она сама не умеет, звука без подключения к компьютеру не дает. Это просто набор кнопок и регуляторов, которые передают факт нажатия на компьютер. Чтобы распознавать нажатие клавиш, на компьютере должна быть установлена специальная программа для интерпретации MIDI-сообщения.

Большинство клавиатур/контроллеров подключается по технологии Plug and Play (стандартные драйверы установлены в системе). Вам останется только сконфигурировать контроллер в настройках используемой программы. Некоторым профессиональным контроллерам нужны драйверы, поэтому читайте инструкцию и не забывайте их устанавливать.

Практически все MIDI-клавиатуры работают с любым программным обеспечением. Нужно просто подключить клавиатуру к ПК, запустить Host-программу (например, Cubase), настроить подключение, выбрать виртуальный синтезатор (VSTi) – и можно начинать играть.

Клавиатуры, подключенные к звуковой карте с помощью разъема MIDI, обычно программа подхватывает автоматически. А вот если вы используете USB, чаще всего нужно указывать порт подключения вручную. Также существуют контроллеры, созданные специально для определенной программы. Например, практически все контроллеры для Dj.

При подключении по USB дополнительное питание необходимо только большим профессиональным клавиатурам-контроллерам. А при использовании MIDI-разъема клавиатуре потребуется блок питания.

С подключением немного разобрались. Теперь давайте поговорим о том, какие бывают MIDI-клавиатуры, чем они отличаются и как же выбрать ту, которая подойдет именно вам.

Первое, на что обращаешь внимание при выборе контроллера, – это размер. У клавиатур он определяется количеством октав и размером клавиш. У комбинированных контроллеров увеличение размера может быть обусловлено наличием дисплея и дополнительных регуляторов.

Клавиши бывают двух основных размеров: полноразмерные, такие же, как у «деревянного» фортепиано, и уменьшенные. Обычно уменьшенные устанавливают на портативных контроллерах, которые можно носить с собой и сочинять мелодии, например, в поездке. Чаще всего такие клавиатуры имеют 25–32 клавиши и небольшое количество дополнительных регуляторов. Полноразмерные клавиатуры имеют от 25 до 88 клавиш. Если самые первые в линейке модели еще можно носить с собой, то последние больше подходят для стационарного применения. Особенно если клавиши на них молоточкового типа.

Т: На фото – линейка MIDI-клавиатур M-AUDIO Keystation

Типы механики клавиатур

Есть три основных типа: взвешенная, полувзвешенная и невзвешенная (т. н. синтезаторная). Обычно клавиатуры с механикой синтезаторного типа имеют чуть уменьшенные в длину клавиши (ширина их стандартная). Они представляют из себя пластиковую пластинку-рычажок, на которую легко нажимать.

В противовес им взвешенные клавиатуры с молоточковой механикой имеют полноразмерные клавиши, как у рояля, которые нажимаются с определенным усилием и дают ощущение игры на настоящем музыкальном инструменте. В некоторых топовых MIDI-клавиатурах клавиши даже изготавливают из дерева. Обычно такие клавиатуры позволяют регулировать взвешенность в определенных пределах. Полувзвешенная механика, как видно из названия, – нечто среднее между двумя предыдущими.

Важный параметр MIDI-клавиатуры – чувствительность. Она отвечает за то, будет ли меняться звук в зависимости от силы/скорости нажатия. Малоформатные клавиатуры обычно не обладают т. н. активной клавиатурой, и динамику (velocity) приходится впоследствии рисовать вручную. На более дорогих моделях на каждой клавише установлено по нескольку датчиков, передающих скорость/силу нажатия, скорость отпускания, продолжительность нажатия и так далее.

Послекасание (aftertouch) отвечает за чувствительность клавиатуры уже после того, как вы нажали клавишу. Можно сказать, что наличие этого параметра позволяет «додавить» клавиши, что может быть полезно, если вы играете с помощью VST синтезаторов, имитирующих духовые инструменты, органы, некоторые струнные.

Если вы хотите не просто поиграть, записать немного «подкладов» и простенькое соло, если нужно управлять синтезаторами, изменять их параметры на лету, вам будут полезны клавиатуры с дополнительными регуляторами.

Регуляторы на MIDI-клавиатурах

Самыми часто встречающимися регуляторами на MIDI-клавиатурах являются Pitch и Modulation, располагающиеся чаще всего слева от клавиатурного блока. Регулятор Pitch позволяет изменять высоту ноты в ограниченных пределах. Modulation управляет модуляцией.

На фото – регуляторы управления: питч (Pitch) и модуляция (Modulation)

Кроме стандартных, клавиатура может иметь дополнительные программируемые регуляторы, которые можно использовать по своему усмотрению. Обычно они подписаны просто цифрами. Если устройство имеет большое количество регуляторов, они могут быть разделены на группы (тогда их подписывают цифрой и буквой, обозначающей группу, например, А1, A2, C3, и т. д.).

Некоторые клавиатуры имеют органы управления в виде пэдов, на которые пользователь может назначить определенный звук, короткую музыкальную фразу и пр. Чаще всего пэды используют для исполнения/записи ритмических рисунков.

На фото – назначаемые пэды MIDI-контроллера Akai MPK261

MIDI-клавиатуры позволяют управлять инструментами VST, регулировать их параметры на лету, импровизировать во время выступления. Они дают ощущение управления звуком, позволяют «прикоснуться» к музыке.

Еще одно оборудование, которое можно подключить к клавиатуре, – духовой контроллер. Он позволяет исполнять партии духовых инструментов. Звучание максимально приближено к оригиналу.

Многие MIDI-клавиатуры / контроллеры можно подключать к мобильным устройствам, планшетам, смартфонам. В отличие от малоформатных клавиатур профессиональные могут потребовать дополнительного питания. Это необходимо учитывать при выборе устройства. Также не забудьте обзавестись необходимым переходником, исходя из того, какое мобильное устройство вы планируете использовать.

Обзор MIDI-клавиатур

Рассмотрим конкретные модели и попробуем понять, какая подойдет именно вам.

Начнем с самых маленьких. Такие клавиатуры обладают уменьшенными клавишами, небольшим количеством дополнительных регуляторов и подойдут тем, кто любит сочинять музыку в поездках. Наиболее распространенные представители этой группы – M-audio Axiom Air Mini 32, AKAI MPK-Mini MK2 USB, а также ARTURIA MiniLab.

На фото – Arturia MiniLab

Такие инструменты легко подключаются к планшету или нетбуку и позволяют наигрывать любимые мелодии где угодно.

В продолжение темы – малогабаритные клавиатуры с полноразмерными клавишами. Они подойдут тем, кому играть на миниатюрных клавишах неудобно. Например, модели ACORN Masterkey 25, M-AUDIO Oxygen 25 II.

На фото – MIDI-клавиатура Acorn Masterkey 25

Наиболее крупная группа среди MIDI-клавиатур – инструменты с 49 клавишами. В ней представлены как бюджетные решения, обладающие только фортепианной клавиатурой, например, AXELVOX KEY49J, так и более профессиональные модели, например, M-AUDIO Oxygen 49 II, NOVATION IMPULSE 49, ARTURIA KeyLab 49. Такие клавиатуры подойдут большинству музыкантов. Выбрать подходящую просто. Главное – решить, нужна «просто клавиатура» или «клавиатура с кучей крутилок».

Заключительная категория – полноформатные контроллеры на 88 клавиш, чаще всего с молоточковой механикой и обширным числом органов управления. Устройства чаще всего используют профессиональные музыканты, исполняющие сложные, чаще всего фортепианные аранжировки. В большинстве это стационарные студийные устройства. Один из недорогих вариантов – MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 88.

Но в большинстве своем это довольно дорогие устройства. Например, AKAI MPK или Studiologic SL88 Grand.

На фото – MIDI-клавиатура AKAI MPK88

Если у вас остались вопросы о MIDI-клавиатурах или возникли сложности при выборе определенной модели, обратитесь к нашим специалистам. Вы можете рассказать им о своих требованиях к инструменту и условиях его эксплуатации. Исходя из этого, сотрудники порекомендуют оптимальные модели.

Для многих является загадкой, по какому принципу выбирать миди клавиатуру, в результате чего впоследствии появляется неудовлетворенность выбранным инструментом. Два основных параметра, которые следует учитывать при покупке MIDI клавиатуры:

  • Бюджет.
  • Сфера использования.

Кроме того, нужно знать наверняка, для чего вы вообще приобретаете данный инструмент. Определитесь со стилем игры заранее, чтобы не прогадать с покупкой: хотите ли вы научиться играть на классическом пианино, или вам достаточно миниатюрных клавиш, или же вас больше привлекает работа с контроллерами в связке с программным обеспечением.

Если вы в чем-то не уверены, то лучшим доступным вариантом станет покупка клавишного контроллера. Конечно, может показаться странным вкладываться в инструмент, который не издает звуков самостоятельно, но, используя его с музыкальным софтом, ваше мнение изменится.

MIDI клавиатура работает аналогичной той, что используется с компьютером. Она передает сообщения в момент нажатия клавиш, учитывая, какие именно клавиши нажимаются, как сильно и насколько долго они удерживаются. В итоге вы услышите звуки, которые создаются виртуальным синтезатором или виртуальным звуковым модулем в вашем компьютере

Серьезным фактором при выборе оборудования является размер рабочего места музыканта.

Бюджетные миди-клавиатуры обладают довольно простой механикой синтезаторного или полувзвешенного типа. Для начинающего музыканта простой 4-октавный клавишный контроллер (49 клавиш) без излишних наворотов станет отличным решением – это не очень большой инструмент, который можно расположить прямо на столе перед монитором компьютера. Кроме того, рядом можно будет расположить какие-либо дополнительные устройства.

Если же вы при игре не собираетесь использовать компьютер, то вам нужно цифровое фортепиано. Оно занимает больше места, но не настолько много, как настоящий рояль или пиано. Помимо расширенного функционала, обладает качественными звуками пиано, рояля, родес, а также полноразмерными клавишами взвешенного типа, приближенными к настоящим рояльным, с великолепным откликом. Кроме того, цифровое пианино можно подключать к компьютеру как миди-клавиатуру, так как все они оборудованы миди входом и выходом (или их USB-вариацией).

Аранжировочные станции также очень популярны. По своей сути это навороченные синтезаторы/сэмплеры, имеющие множество встроенных функций и элементов управления на борту, некоторые имеют пэды для забивки ударных, арпеджиаторы, встроенный секвенсор и подобное. Размер таких устройств схож с размерами цифровых фортепиано, а иногда даже больше. Моделей таких синтезаторов очень много, поэтому сделать выбор не составит труда.

Количество клавиш

MIDI клавиатуры обладают разным количеством клавиш: 25, 37, 49 и т.д. В данном вопросе многое зависит от вашего бюджета и свободного места в студии.

  • 37-49-клавишные контроллеры станут хорошим решением для новичков: они просты, удобны, не занимают много места и находятся в средней ценовой категории. С ними вы точно сможете вывести свои навыки на новый уровень.
  • Контроллеры с большим количеством клавиш нужны в том случае, если вам необходимо разучить технику игры на пианино, или если вы играете партии, которые охватывают и верхний и нижний регистр одновременно.
  • Для сочинения и наигрывания мелодических линий количество клавиш не является решающим фактором, тогда как наличие достаточного количества слайдеров и фейдеров сказывается на удобстве управления ПО.

Контроллер, клавиатура или пианино?

Контроллер не умеет самостоятельно воспроизводить звуки – для этого он использует звуковой модуль или компьютер. Несомненными его плюсами являются цена и возможность обновления ПО без покупки дополнительного оборудования.

Синтезаторы и аранжировочные станции не требуют наличия компьютера или звуковой карты для воспроизведения звуков. Некоторые из них даже оборудованы динамиками. Такие устройства зачастую существенно дороже MIDI-контроллеров, но они могут использоваться как отдельные инструменты.

Если же вы хотите играть на пианино без использования компьютера, то отличным решением станет цифровое фортепиано . Эти инструменты оборудованы MIDI портами, предназначенными для подключения к ПК. Единственный недостаток пианино – большие габариты, поэтому могут возникнуть сложности с его размещением на рабочей поверхности стола.

Клавиши: синтезаторного типа, полувзвешенные или молоточковые?

Большинство MIDI клавиатур чувствительны к скорости нажатия, поэтому разные партии можно играть тише или громче. Но существуют инструменты и без этой функции, поэтому перед покупкой рекомендуется ознакомиться с техническими характеристиками и особенностями каждой конкретной модели. Более усовершенствованные клавиатуры предоставляют возможность контролировать и уровень чувствительности, что позволит настроить инструмент под себя.

Чувствительные к нажатию клавиши будут издавать звук громче или тише, в зависимости от того, как сильно вы нажимаете на клавиши. Клавиши в этом случае бывают синтезаторного типа, легкие (и самые недорогие в производстве) и полувзвешенные, когда ход клавиш осуществляется при помощи дополнительных пружин. Это не фортепианные клавиши, но тактильные ощущения при игре на полувзвешенных клавишах гораздо лучше, чем при игре на механике синтезаторного типа.

Взвешенные (молоточковые) клавиши имитируют механику настоящего пианино. Такой инструмент подойдет для тех, кто хочет получить впечатления, аналогичные игре на настоящем фортепиано.

Самые дорогие модели имеют на борту клавиатуру с молоточковой механикой, которая придаст ощущение игры как на настоящем пианино.

Aftertouch - послекасание. При нажатии клавиши в секвенсор идет какая либо нота, а при последующем небольшом «дожатии» клавиши - миди-сообщения контроллера Aftertouch, на который вы можете навесить в секвенсоре, к примеру, управление фильтром, или вибрато, или любой другой миди-эффект. Далеко не все клавиатуры имеют функцию послекасания, тогда как в некоторых случаях она может быть очень полезной.

Полноразмерные или мини клавиши?

Многие контроллеры имеют полноразмерные клавиши, но еще большее количество инструментов оборудовано мини клавишами. Принципиальной разницы между ними нет, просто мини клавиши уменьшают общие габариты инструмента. Если вы часто путешествуете и хотите создавать музыку в дороге, то клавиатура с мини клавишами станет отличным вариантом: просто положите ее в рюкзак вместе со своим ноутбуком или iPad. Но если у вас есть оборудованное помещение, то есть смысл подумать про клавиатуру с полноразмерными клавишами.

Габариты

Перед покупкой обязательно проверьте размеры инструмента, просто чтобы убедиться в том, что в вашей студии есть место для его размещения. Многие клавиатуры обладают внушительными размерами, поэтому, если вы планируете много времени быть в дороге, то большой вес оборудования может стать помехой.

Управление: фейдеры, кнобы и пэды

Вы можете использовать MIDI клавиатуру не только для ввода нот. Большинство из них оборудованы большим количеством фейдеров и кнобов, а некоторые даже имеют пэды. Такие элементы управления пригодятся, если вам нужна большая гибкость в работе с инструментом, и вы хотите использовать софт. В любом случае, в дальнейшем вы, возможно, придете к решению о покупке второго инструмента, и это будет абсолютно нормально. В работе с несколькими устройствами нет ничего страшного.

Подавляющая часть недорогих современных клавиатур имеет только USB порт. Они удобны в том случае, если вы хотите работать с компьютером и ПО. Но, если вы планируете использовать клавиатуру для управления внешними синтезаторами, драм-машинами, сэмплерами, то вам понадобится инструмент с портом MIDI OUT.

Совместимость с iPad и прочими планшетами

Некоторые клавиатуры были созданы специально для работы и с iPad, и с ноутбуками, например, модели типа IK-Multimedia iRig Keys или Line 6 Mobile Keys. Также стоит упомянуть работу с iPad таких контроллеров как M-Audio Keystation Mini и Axiom Air MINI, AKAI LPK25, Novation Launchkey Mini и пр.

Звуки на борту

Если вам нужен только MIDI контроллер для работы с софтом, вряд ли вам захочется из-за этого приобретать синтезатор, который имеет бОльший размер и бОльшую цену из-за своих звуков на борту. И все же стоит заметить, что 99.9% синтезаторов оборудованы MIDI интерфейсом, поэтому могут использоваться и в качестве MIDI-контроллера.

Входы для педалей

Большинство стандартных клавиатур имеют входы для педалей сустейна и экспрессии. Компактные инструменты в силу своего размера зачастую не располагают местом для подобных коммутационных возможностей, но некоторые из них имеют кнопку сустейна для комфортной работы.

Самые популярные MIDI клавиатуры

  • AKAI MPK Mini MK2 - портативный 25-клавишный контроллер
  • Novation Launchkey Mini MK2 - контроллер, совместимый с программным обеспечением Ableton Live
  • Novation Launchkey 49 MK2 - контроллер с интеграцией с секвенсорами Tools, Logic, Reason, Cubase, FL StudioStudio One.
  • Alesis VI25 - миди клавиатура с облегченными клавишами и послекасанием.
  • Miditech i2-Control 25 Black - устройство поддерживается ОС Windows XP, Vista и Mac OS X и получает питание через USB

Синтезаторы и MIDI-клавиатуры используются любителями и профессиональными музыкантами для создания и записи электронной музыки. Внешне они очень похожи, но есть несколько ключевых различий между данными устройствами, и каждое из них используется в разных целях.

Если перед вами стоит выбор между синтезатором и MIDI-клавиатурой, подумайте, для чего вы будете их использовать и какое из них сможет лучше удовлетворить ваши индивидуальные музыкальные потребности.

Синтезатор разработан специально для модификации музыки внутри самого устройства. Используя синтезатор, вы можете имитировать любой звук, манипулируя различными аудио-параметрами: генераторами, фильтрами и эффектами. MIDI-клавиатуры не позволяют управлять аудио подобным образом и, как правило, обладают лишь библиотекой предустановленных звуков.

Синтезаторы бывают аналоговыми и цифровыми , а MIDI-клавиатуры - исключительно цифровыми . Цифровой синтезатор может выполнять множество функций MIDI-клавиатуры, в том числе управление внешними устройствами (другими словами, его можно подключать к компьютеру и использовать как MIDI-клавиатуру). Аналоговый синтезатор не имеет такой возможности.

Синтезатор служит непосредственно для записи и воспроизведения звука. Некоторые MIDI-клавиатуры тоже умеют воспроизводить звук, но более эффективно они работают в качестве контроллера. Например, вы можете подключить MIDI-клавиатуру к компьютеру и, используя специальную программу, выбрать звук любого инструмента на экране (допустим, скрипку) и использовать подключенную клавиатуру, чтобы имитировать звук скрипки. Подобно компьютерной клавиатуре, использующейся для передачи информации на компьютер (букв, цифр и знаков), MIDI-клавиатура посылает информацию о том, какие ноты должны звучать. Некоторые синтезаторы тоже умеют это делать, о чём уже говорилось ранее.

К слову, подключать MIDI-клавиатуру можно не только к компьютеру. Вы можете подключить её к любому устройству, понимающему соответствующие команды. Например, к специальному синтезаторному модулю. Отличительной особенностью MIDI-клавиатуры является более совершенная механика клавиш, нежели синтезаторная, что делает её более удобной для профессиональных музыкантов. Именно поэтому цена средней MIDI-клавиатуры часто в несколько раз выше цены хорошего синтезатора.

Когда дело доходит до профессиональной записи звука, то синтезатор-"самоиграйка" во многом уступает MIDI-клавиатуре, однако он отлично подходит для новичков, ибо имеет множество предустановленных звуков и готовых аккомпанементов.

MIDI-клавиатуру можно подключать с помощью MIDI-кабеля или посредством USB. В первом случае вам придётся приобрести звуковую карту со специальным MIDI-входом. Профессиональная внешняя звуковая карта M-Audio стоит в районе 2000 рублей. Кроме того, к синтезатору, как и к MIDI-клавиатуре, можно подключать педали sustain и педаль громкости, позволяющие удерживать звучание нажатых клавиш и увеличивать громкость.

11.08.2015

В наше время с таким развитием интернета, огромное количество информации в нем зачастую может сбить с толку человека, который решил приобрести инструмент для дома.

Наш магазин получает огромное количество вопросов, что же выбрать: Midi-клавиатуру или синтезатор . Поэтому в этой статье мы попытаемся рассказать о плюсах и минусах этих инструментов и поможем вам сделать правильный выбор.

Начнем с описания того, что же такое Midi-клавиатура, т.к. большинство людей, которые задают нам вопрос о выборе, не до конца знакомы с этими инструментами.

Midi-клавиатура, это клавишный инструмент, предназначенный для записи партий различных музыкальных инструментов на компьютер и быстрого управления программами для записи.

Самое главное заблуждение наших покупателей, это то, что Midi-клавиатура может звучать обособлено от компьютера.

К сожалению, большинство Midi-клавиатур не имеют встроенных колонок и набора встроенных тембров. Т.е. для извлечения хоть какого-нибудь звука из Midi-клавиатуры вам потребуется подключить ее к компьютеру с установленным на него специальным программным обеспечением, правильно всё настроить (а это зачастую совсем нелегко), и только тогда можно играть.

И то, «можно играть» - не совсем верное утверждение, удовольствие от такой игры вы не получите, так как звук будет очень низкого качества. Это связано с вашей встроенной звуковой картой , т.к., скорее всего, она не предназначена для такой работы. Для воспроизведения качественного звука вам потребуется внешняя звуковая карта с разрядностью ЦАП 24 бита.

Если же вы занимаетесь записью музыки на компьютер, и у вас есть домашняя студия, Midi-клавиатура – это жизненно важный инструмент для вас.

Он позволит быстро создавать партии клавишных, ударных и других инструментов, сделает управление секвенсором быстрым и удобным. Вы не поверите, насколько увеличится ваша скорость работы! Но чем же отличается синтезатор от Midi-клавиатур? Ведь синтезаторы обладают огромными возможностями!

Естественно, в наше время выпускаются синтезаторы с возможностью работы в режиме Midi-клавиатуры. Но это не более чем маркетинговый ход и просто приятное дополнение к синтезатор.

Работа в таком режиме будет неполноценной, вы лишитесь возможностей быстрого и удобного управления секвенсором. Вы вряд ли будете использовать встроенные тембры синтезатора в своих работах, т.к. звук софтовых инструментов более высокого качества. К тому же не стоит забывать о разнице в цене между клавиатурой и синтезатором с возможностью работы в режиме Midi-клавиатуры.

Таким образом, Midi-клавиатура – это идеальный выбор для домашней студии.

Если же вы хотите записывать свою музыку легко, без дополнительного оборудования, без вникания в сведение и мастеринг музыки, а легко записав свою музыку, скинуть ее потом на флэшку, ваш выбор – это синтезатор.

Современные синтезаторы обладают огромными возможностями как приборы «всё в одном». Вы легко можете записывать свои песни, причём используя большое количество различных звуков (барабаны, гитары, скрипки, клавишные), накладывая их друг на друга и составляя большие и сложные композиции, а после скинуть на флэшку или выложить на YouTube. Также многие современные синтезаторы легко подключаются к iPad и iPhone и с помощью бесплатных приложений приобретают дополнительный функционал.

Более того, большинство современных синтезаторов обладает встроенной системой обучения, которая позволит научиться играть «с нуля». А если вы любите петь, синтезаторы готовы вам предложить огромный выбор автоаккомпанементов в различных стилях.

Синтезатор станет прекрасным выбором для музыкальной семьи или людей, которые любят играть и петь.

Что лучше использовать для работы в студии, миди-клавиатуру или синтезатор? Ответ на этот вопрос будет зависеть от двух факторов. Во-первых, кто вы, то есть насколько вы владеете клавишным инструментом? А во-вторых, какой у вас бюджет, потому что хороший синтезатор несравним по цене с миди-клавиатурой.

Итак, давайте подробнее рассмотрим эти два момента. Для музыканта-пианиста, привыкшего к роялю, к фортепиано, играть на миди-клавиатуре длинной в 4 октавы - это ниже его достоинства. А если она еще к тому же легкая, даже не полувзвешенная - это все равно, что ему в руки дать детскую игрушку.

Такой человек, если будет искать для работы в студии клавиатуру, то не меньше 7 октавной и хотя бы полувзвешенную, чтобы было, где развернуться и чтобы нажатие на клавиши напоминало ему пианино. При этом она должна быть динамической, иметь полноразмерные клавиши, а не уменьшенные. Это будет его минимум и на меньшее, он не согласится. Для него важен будет вопрос, касающийся максимального сходства клавиатуры с реальным фортепиано по силе нажатия, по количеству октав и т.д. И это понятно, потому что перед нами пианист.

Другое дело музыкант, в общем владеющий клавишами, которому нужны они, чтобы не корячиться, прописывая все партии мышкой. Клава ему нужна для того, чтобы схематически ввести аккорды, наиграть мелодию, набить барабаны.

Ему не нужен размах и полет, он его все равно не сделает, он играет тремя пальцами и ему вполне этого хватает. Такой человек, если и захочет пристойную миди клавиатуру, то только лишь для выпендрежа. Все равно он её не сможет использовать в полной мере. Ему вполне хватит самой обыкновенной 3-4-5 октавной, без всевозможных контролеров, просто клавиши и колесо Pitch Bend. Ему этого с головой будет хватать, так как наш герой не пианист и исполнять Баха или Моцарта, играть джаз или фанк, он не будет.

В каких же случаях нужен синтезатор? Здесь следует сказать, что синтезатор синтезатору рознь. Для того, чтобы писать партии в программный секвенсор, например, в , можно и самограйку подключить, по сути, эта та же миди клавиатура, с той разницей, что из неё можно вытянуть ещё и все существующие миди партии. Иметь самограйку в качестве миди клавы - это неплохой вариант, просто нужно понимать, что более мене пристойный инструмент будет стоить дороже миди-клавиатуры.

Но опять же, для профессионала этот вариант неприемлем. Тот, кто пишет музыку исключительно со своей светлой головы, импровизирует, смотрит на простенькие самограйки, как на игрушки для детей. Такой человек, если захочет использовать синтезатор, то только со своим банком звуков, чтобы их же использовать также и при записи, а не только пользоваться VST - инструментами.

Korg, Roland, Yamaha, стоимость хороших клавиш, будет исчисляться суммами, начиная от 1000 долларов. На этот вариант пойдет только клавишник, реально играющий в команде, для которого его инструмент - это не довесок к домашней студии, а инструмент для профессиональной работы.

Поэтому, профессионал, как правило, уже имеет пристойные клавиши и в состоянии их подключить к звуковой карте, чтобы работать с ними. Он так и сделает или он купит себе толковую миди клавиатуру, активную, лучше всего, взвешенную, 7-октавную или хороший синтезатор, чтобы эксплуатировать его по полной. Остальные компьютерные музыканты будут свой выбор делать исходя из бюджета, амбиций и личных предпочтений, соглашаясь на миди-клавиатуру или на синтезатор среднего класса.