Что такое граммофон и патефон. История патефона

Короче:
Граммофо́н - прибор для записывания и воспроизведения звука с граммофонной пластинки.

Длиннее:
Граммофон - это видоизменение изобретённого в 1877 году Эдисоном фонографа, впервые сделанное Э. Берлинером также в 1877 году. В отличие от фонографа вместо цилиндров для записывания и воспроизведения звуков служат эбонитовые (каучуковые) диски. Граммофонная игла, прикреплённая к вибрирующей, воспринимающей звуки пластинке, наносит на диске соответствующие спиральные черты и углубления. При вращении диска посредством часового механизма игла движется по спирали диска и вызывает соответствующие колебания вибрирующей пластинки: весь комплекс записанных звуков воспроизводится с точностью.

В 1940-1960-х усовершенствование граммофона позволило достигнуть достаточно чистой передачи музыкального звучания пьес, как вокальных, так и инструментальных. Изготовление граммофонов сделалось мощной самостоятельной отраслью в Западной Европе.

Короче:
Патефо́н - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.Был широко распространён в 40-60 гг. XX века. Позднее был вытеснен электрофоном.

Длиннее:
Патефон – неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже “Граммофон” – это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. В Америке в принципе не было граммофонов, а были Графофоны, Фонографы, “Говорящие машины” и т. п. , по причине “патентных войн” с Э. Берлинером, “отцом” граммофона. Настоящий патефон, “изобретенный” и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь) , отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной) , а методом записи – глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т. е. проигрывание 1-й стороны грампластинки) . И еще один момент – патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные – от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот) . А название “патефон” – оно, конечно, является частью советской “культуры”, и так же неистребимо, как название “ксерокс” для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы.

Любители ретро еще помнят, чем отличается патефон от граммофона, но для большинства это звучит как разные названия одной музейной редкости. «Утомленное солнце нежно с морем прощалось…» – мелодия знаменитого польского танго из фильма Никиты Михалкова, пожалуй, единственная ассоциация с почти уже старинным прибором, возникающая у современного человека.

Граммофон – устройство для воспроизведения звука с граммофонной пластинки.

Патефон – русское название портативного компактного граммофона, изначально поставляемого в Россию и СССР фирмой «Пате».

Как бывает с названиями зарубежных брендов, граммофон «Пате» породил эпоним «патефон»: изначально именно эта фирма поставляла свои аппараты в Россию и позже в СССР. Когда в 30-х гг. прошлого века в Союзе заработало собственное производство такого рода устройств, название их не изменилось.

Сравнение

Как выглядели популярные модели граммофонов в начале XX века? Небольшой ящик с огромным раструбом из металла, позволяющим воспроизводить звук с впечатляющей для того времени громкостью. Пластинка с записью размещалась в держателе, механический привод его раскручивал, и по спиральным дорожкам бежала игла, прикрепленная к звукоснимающей пластине.

Моделей было великое множество, производителям нельзя было отказать в фантазии, так что встречались граммофоны-шкафчики, граммофоны-ящики, граммофоны фигурные, граммофоны для детских комнат, граммофоны для публичных мест. Профессиональная музыка стала доступной для всех с развитием коммерческой звукозаписи. Популярность принесла новые запросы: люди хотели иметь возможность слушать записи когда и где захочется, а аппараты с огромной трубой можно было только перевозить.

На этих фотографиях вы сами можете увидеть основное отличие патефона от граммофона:

Братья Пате спрятали раструб под крышку, изменив форм-фактор граммофона на «чемоданчик» – так появился патефон. Его можно было переносить на любые расстояния, и прогресс дошел до буквально карманных моделей. Правда, выпускались они ограниченным тиражом. Но даже традиционные варианты позволяли меломанам почувствовать, в чем разница между патефоном и граммофоном, на себе: музыка теперь могла звучать отовсюду, громоздкая труба больше не мешала. Естественно, новые аппараты привлекли внимание оборонных ведомств, и автономность «чемоданчиков» позволила радовать служащих в полевых условиях.

Как обычно, компактность заставила идти на компромиссы, поэтому у патефонов звук получался менее чистым и менее громким, чем у граммофонов, но слушателей это не слишком смущало. Качество записи в те времена оставляло желать лучшего, однако помимо оперных арий и музыкальных пьес (как в начале эпохи грампластинок) популярной стала эстрада. В СССР замечательные аппараты использовались, кроме прочего, для воспроизведения агитационных материалов, и речи Ленина могли послушать даже в самых отдаленных селах. Значение портативности в этом случае сложно было переоценить.

Граммофоны на пике своей популярности были все же устройствами дорогими, хотя и более доступными, чем концерты и спектакли. Патефоны сменили их на прилавках магазинов, практически совсем вытеснив, и благополучно дожили до 50-х гг. XX в., когда появились электропроигрыватели. Стоимость «ящичков с музыкой» быстро снижалась, они стали доступны абсолютно всем, но электрический привод и значительно увеличившееся благодаря ему время прослушивания заставили потребителя сделать выбор в пользу прогресса.

Сейчас эти музыкальные приборы можно встретит лишь в музеях. А когда-то они были завсегдатые приёмов и вечеринок.

Как всё начиналось?

А началось все с фонографа, изобретенного ещё в 1877 году Томасом Эдисоном. Фонограф первое устройство для записи и воспроизведения звука. Это сейчас для нас звук, льющийся из динамиков, - повседневная реальность, а в те времена воспроизведение звука было сродни магии.

Любое изобретение соответствует времени и несмотря на нереальность устройства оно получило развитие в качестве граммофона, а потом и патефона. Да и в наши дни принцип работы проигрывателя пластинок тот же, только для распространения звука используют электрические колонки. А ещё несколько веков назад Эдисона бы объявили бы еретиком и колдуном.

А в чём же разница?

Что из себя представляет граммофон. Думаю все помнят картинки с огромной воронкой похожей на экзотический цветок. Как и фонограф граммофон воспроизводит звук, но только не с металлического цилиндра, а с диска. Такая модификация фонографа была запатентована Эмилем Берлинером. Диски в последствии назвали грампластинками, изготавливались они из каучука или шиллака, а первая пластинка была сделана из цинка. Огромная воронка служила усилителем и передатчиком звука.

Патефон же портативная версия граммофона. Как это бывает со многими предметами, название произошло от фирмы производителя, которая первой выпустила такое устройство, компании «Патэ». У патефона уже нет огромной воронки, раструб для усиления звука встроен в корпус. Это дало преимущество патефону над граммофоном. А компоновка в виде чемоданчика сделала его мобильным и удобным, патефон можно было переносить без особого труда и использовать где угодно. Смотря фильмы прошлых лет, мы можем убедиться в популярности патефона. Распространенная картина того времен (30-50-е годы): танцы под звуки патефона, выставленного в окно.


Патефон - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус.

Слово патефон образовалось из двух составляющих: Пате - известная французская фирма по производству патефонов. Фон в переводе на русский язык - звук.


Патефон портативный, "Артель Граммофон", вариант, г. Ленинград, СССР, 1930-40 гг.

Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов.

Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона, который был стационарный. Звук с пластинки снимался посредством иглы. Иглу приходилось часто менять, да и пластинки изнашивались, бились, и т. д. и т. п. В чемоданчике предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл. Иглы можно было покупать на вес и были дешевыми.

Патефон - это не переносная версия граммофона. Граммофон - предтеча патефона, но с внешней трубой - так же существует мнение, что граммофонные пластинки имели более крупную нарезку бороздок ввиду более тяжёлого звукоснимателя. Разница никак не в величине и размещении рупора и не в корпусе (чемодане). Патефон - неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже "Граммофон" - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами.


Граммофон "Gramophone & Typewriter ltd", Россия, ХIХ век.

В Америке в принципе не было граммофонов, а были Графофоны, Фонографы, "Говорящие машины" и т.п., по причине "патентных войн" с Э.Берлинером, "отцом" граммофона. Настоящий патефон, "изобретенный" и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом записи - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером.

При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т.е. проигрывание 1-й стороны грампластинки). И еще один момент - патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные - от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот). А название "патефон" - оно, конечно, является частью советской "культуры", и так же неистребимо, как название "ксерокс" для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы.

Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись"). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году), на другой стороне печатали название пластинки вместе с либретто или нотным примером.

Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере. А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже... шоколада. Да, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.

Все эти материалы в общем-то не годились для пластинок. Дело вот в чем. Длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. Пока игла пробегала этот путь, она давила на дно канавки с невероятной силой - около тонны на квадратный сантиметр! Это примерно то же самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал выдержит такое давление? Наверное, сталь? Нет, пластинки из самой лучшей стали изнашиваются в 20 раз быстрее, чем из шеллака.

Шеллак? А что это такое? В Индии водится крохотный жучок - лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски "shell", отсюда и шеллак). Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению - она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный ее недостаток - дороговизна. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков. Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры.

Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь. Поэтому уже с 1908 года фирмы-изготовители стали скупать старые, негодные, разбитые пластинки. Печатались объявления такого рода: "За три старые пластинки выдается одна новая того же размера при условии покупки еще одной новой". Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки - появилась долгоиграющая пластинка.

Общеизвестно, что диски гарантируют более высокое качество звучания, чем магнитофонные записи. Сейчас выпускают чрезвычайно прочные пластинки, которые в диаметре имеют всего лишь 12,5 сантиметра, но каждая сторона играет в течение часа - записи на них весьма компактны. Отсюда и название современных пластинок - "компакт-диски". Звук на этих пластинках записан с помощью сложнейших электронных устройств.


Торт Ж. Зубовой.

Многие ценители музыки предпочитают слушать любимые мелодии не на современных компакт-дисках, а на виниловых пластинах. Чтобы получить идеальное звучание, необходимы специальные проигрывающие устройства. Любители антикварной техники предпочитают для прослушивания винила патефон или граммофон. Есть ли какая-либо разница между этими старинными устройствами и в чем конкретно она заключается?

Граммофон - одно из новшеств XIX века

Этот аппарат с широким раструбом сегодня можно увидеть разве что в музеях или в кинофильмах времен молодости наших дедушек и бабушек. Он хоть и является далеким предком наших современных аудиосистем, но в начале своего развития представлял собой необычное устройство для записывания и извлечения записанных на пластинке звуков вручную.

Первый граммофон появился в 1887 году и выглядел как ящик с диском, на котором удерживается и крутится пластинка. Форма ящика могла быть самой разной - шестиугольной, квадратной или даже круглой. Внутри его был спрятан приводной механизм с пружиной, благодаря которому пластинка вращалась. По ее спиральным дорожкам «бежала» игла, укрепленная в звукоснимающей пластинке. Чтобы привести такое устройство в действие, необходимо было периодически вращать его рукоятку, расположенную сбоку ящика.

Но особенно эффектно смотрится у граммофона огромная труба-резонатор, основной задачей которой являлось усиление звука. Ее внешний вид зависел от фантазии производителей и был уникальным для каждой модели. Размер, форма, цвет, окантовка и даже чеканка граммофонной трубы - все эти параметры могли меняться с необычайным размахом.

И хотя первые проигрывающие устройства были большими и громоздкими, давали слабый звук низкого качества, а иглы часто ломались, и их постоянно приходилось менять, появление граммофонов было настоящим техническим прорывом. С развитием технологий эти первые звуковоспроизводящие аппараты постоянно совершенствовались, становились все более удобными, но их «активная» жизнь продлилась только до 50-х годов прошлого столетия. Тогда на смену устройству с механическим воспроизведением звука пришло более совершенно изобретение - патефон.

Патефон - достойное продолжение граммофона

Разницу между патефоном и граммофоном сложно не заметить, ведь даже визуально они отличались. И хотя оба прибора воспроизводили звук с граммофонных пластинок и имели металлические раструбы, на этом их внешняя схожесть и заканчивалась.

Патефон - это усовершенствованная разновидность граммофона, выпускаемого французской фирмой «Пате». Он был запатентован и стал массово выпускаться в 1907 году. Это был компактный портативный граммофон, не имеющий торчащей ручки и громоздкой трубы. Сначала в СССР новинку поставляла фирма-производитель, но позже у нас появились устройства собственного производства, хотя прежнее название так и осталось.

В свое время граммофоны имели интересный дизайн и широкий ассортимент, который приятно удивлял. Это могли быть как самые простенькие, так и более сложные модели разных размеров, с фигурным раструбом. Встречались звуковоспроизводящие устройства в виде ящичков или шкафчиков, специально созданные для детских комнат или для публичного использования. Патефоны имели более скромный дизайн, но зато у них было достойное преимущество - их можно было брать с собой в поездки. Они напоминали собой чемоданчик, в раскрытом виде представляющий собой небольшое по размерам устройство с рупором.

Рассматривая отличия патефонов более подробно, следует отметить, что они:

  • Имели компактные размеры, поэтому были удобными для перемещения.
  • Крупный раструб спрятан под крышку, а сама модель имела форму чемоданчика или переносного ящика.

Однако новое устройство имело и некоторые недостатки. Во-первых, оно воспроизводило более слабый звук, так как рупор находился внутри. Несмотря на использование долговечных материалов, патефонные иголки по-прежнему быстро изнашивались и ломались. Да и стоил патефон достаточно дорого, поэтому был в основном только у состоятельных, по тех меркам, людей. Но теперь профессиональная музыка стала более доступной, и люди могли слушать новые записи, когда и где захотят.

Теперь вы знаете, чем отличается граммофон от патефона. Хотя их быстро заменили электропроигрыватели, а потом и современные аудиосистемы, они стали первыми устройствами, открывшими нам возможность слушать музыку. Сегодня эти популярные в свое время аппараты для воспроизведения звукозаписи снова возвращаются в наши квартиры. Их часто выбирают любители «ретро», и на сайте сайт можно найти широкий ассортимент современной звуковоспроизводящей техники, внешне напоминающей своих далеких «прародителей».