Что такое коаксиальная акустика и ее особенности. Что такое коаксиальная акустика и ее особенность

Современные автолюбители, все больше внимания уделяют качеству звука в салоне транспортного средства. Как известно для того чтобы добиться качественного звучания, необходимо составить акустическую систему из нескольких составляющих. Штатная акустическая система включает в себя: головное устройство – ресивер, сабвуфер, колонки и усилитель. Вопрос звучания музыки, требует внимательного подхода и определённого количества знаний. Хорошая акустическая система стоит недёшево, к тому же для того, чтобы установить систему самостоятельно и наслаждаться превосходным качеством звучания необходимо ознакомиться с основными требованиями установки акустики в авто.

Перед тем как потратить существенную сумму денег на акустическую систему необходимо рассмотреть основные особенности видов акустики. Одним из наиболее популярных видов систем для автомобилей является коаксиальная акустика.

Подробное описание особенностей системы.

Коаксиальная авто-акустика включает в себя несколько динамиков, которые воспроизводят все необходимые диапазоны аудио волн. Основным отличием данного вида акустики, является сбалансированность и хорошее качество звучания. Преимущество коаксиальной системы в том, что она уже включает в себя динамики всех необходимых частот и исключает необходимость собирать колонки воспроизводящее определённые частоты отдельно. Конструкция коаксиальной системы, включает в себя базовый динамик низких частот и динамики средних и высоких частот. Все динамики акустической системе располагаются на одной оси. Для равномерного разделения частот по динамикам системы, акустика оснащается встроенным кроссовером.

Стандартная коаксиальная акустика включает в себя трёх полосный динамик. Также в ассортименте автомобильных магазинов можно встретить коаксиальные динамики с пятью или большим количеством полос. В связи с этим коаксиальные динамики часто называют двух, трёх или пяти полосными. Как правило, для получения качественного звука с полным спектром, хватает динамика с тремя действующими полосами. Но нередко автолюбители предпочитают увеличить количество полос в погоне за более качественным звуком. Коаксиальная акустика предоставляется в достаточно широком ассортименте, что позволяет автолюбителю без лишних проблем выбрать колонки, которые легко монтируются в штатные места для динамиков.

При этом данный вид акустики позволяет избежать изготовления дополнительных подиумов или различных сложностей при монтаже динамиков. Коаксиальные динамики размером в 10 дюймов нередко устанавливают в заднюю полку авто. Таким образом, часть автолюбителей добивается получения неплохого баса без установки дополнительного сабвуфера. Без преувеличения, можно сказать, что коаксиальная акустика на сегодняшний день самая распространённая система автомобильного звучания. Это легко объясняется хорошим сочетанием цены и качества, а так же относительно простой установкой в салон автомобиля.

Если владелец транспортного средства не слишком привередлив к звучанию музыки в салоне, то стандартная компоновка акустической системы позволяет добиться желаемого результата. В большинстве случаев переднюю часть автомобиля оснащают динамиками размером в 16 с половиной сантиметров в заднюю часть транспортного средства нередко устанавливают овалы размером 6 на 9 см. Как правило, источником звучания в салоне автомобиля является магнитола или ресивер.

На самом деле коаксиальная акустическая система наиболее эффективна при другой компоновке. Для получения хорошего звука в салоне авто правильнее всего монтировать акустику в задних дверях или на жёсткой полке. Для музыкального оснащения передней части авто лучше всего подходит компонентная акустика. Объяснить, почему не стоит устанавливать рассматриваемый вид акустики в передней части авто достаточно просто. Без специальной подготовки штатных разъемов под колонки, при установке динамиков в значительной степени теряются высокие частоты. Дело в том, что динамики воспроизводящее высокие частоты имеют достаточно узкий диапазон действия. При установке динамика в вертикальное положение, звук попросту пропадает. Исключением являются акустические системы с поворотным динамиком ВЧ.

Рассматриваемые вид акустической системы достаточно привередлив в эксплуатации. Дело в том что коаксиальная акустика весьма чувствительна к частицам пыли и песка. Если динамики расположены в горизонтальном положении они постоянно находится в свободном доступе и быстро загрязняются. Динамик низкой частоты через некоторое время использования начинает издавать нехарактерные звуки. В результате динамику требуется ремонт или последующая замена.

По каким критериям необходимо выбирать коаксиальную акустику в машину?

Конечно, как и любой другой вид акустики, коаксиальные динамики необходимо подбирать не по внешнему дизайну, а по размеру, звуковым характеристикам и качеству воспроизведения частот. Как ни странно, качество звучания редко зависит от количества полос акустической системы. Намного важнее качество изготовления диффузоров динамиков. При выборе акустической системы необходимо обратить свое внимание на материал, который использовался для изготовления элемента. Наиболее практичным является мягкий материал для изготовления диффузоров. Диффузоры из пластика или алюминия, имеют определённую резкость которая не так гармонично звучит в салоне автомобиля. Наиболее адаптированными являются мягкие динамики.

При покупке динамика стоит немалое внимание уделить кроссоверу. Стоит отдать предпочтение кроссоверу располагающему большим количеством элементов. Вне зависимости от типа акустики, для получения более качественного звучания лучше всего использовать внешний усилитель. В случае если вы решили не использовать внешний усилитель стоит обратить свое внимание на чувствительность динамика. От чувствительности колонок в большей мере зависит громкость звучания.

Каждый владелец автомобиля рано или поздно сталкивается с вопросом покупки новой акустической системы. При этом автолюбитель встаёт перед выбором экономить на автомобильной акустике или потратить немалую часть бюджета. Для получения правильного ответа, необходимо чётко понимать предназначение акустики в салоне автомобиля. Если музыка звучит в салоне чаще всего как ненавязчивый фон, то тратить значительную часть бюджета на автомобильную акустику смысла нет. Если же, вы являетесь большим ценителем музыки и привыкли слушать её на максимальной громкости, стоит разборчиво и внимательно подойти к выбору динамиков и других компонентов акустической системы.

Для того чтобы серьезно подойти к подбору автомобильного звука, необходимо внимательно ознакомиться со всеми соответствующими терминами и основными характеристиками звуковоспроизводящих устройств. В нередких случаях решающим фактором является установка акустической системы. Если вы решили приобрести качественную акустическую систему, вам потребуется соответствующая установка оборудования. При грамотной установке даже недорогая акустическая система может выдавать приличный звук. Коаксиальная система имеет ряд характерных преимуществ, но при этом остается более доступной и простой в установке, чем компонентная.

Установка коаксиальной системы, не требует большого количества навыков и специального опыта. Но, знакомства с основными тонкостями установки требует любая акустика.

Акустическая система – одна из составляющих комфорта современного легкового автомобиля, поэтому качество ее звучания является немаловажным фактором для многих владельцев. Основная масса производимых авто на этапе конвейерной сборки оснащается недорогими и маломощными динамиками. Такая акустика воспроизводит звук на сравнительно низком уровне качества и не способна удовлетворить взыскательного слушателя. Справедливости ради необходимо заметить, что далеко не все так безрадостно. Для многих автомобилей, находящихся в средней и высокой ценовых категориях, доступны качественные акустические системы. Последние разрабатываются компаниями, работающими в сфере автозвука, и состоят из качественных компонентов, которые устанавливаются и настраиваются в полном соответствии с габаритами салона автомобиля. Но такие системы доступны только в самых дорогих комплектациях, поэтому радуют своим звучанием очень ограниченное количество автовладельцев. Претензии к звучанию подобных систем предъявляются достаточно редко, хотя и находятся автовладельцы, которые допускают определенные вмешательства.

Вот и получается, что в подавляющем количестве автомобилей установлена простенькая акустика (а для некоторых комплектаций автомобилей низкой ценовой категории и ее может не быть), поэтому интерес к замене штатной акустики с каждым годом только возрастает. На выбор автовладельцу доступны коаксиальная, компонентная, а также отдельные компоненты автоакустики. Но чаще всего выбор происходит именно между коаксиальной и компонентной акустикой.

Компонентная акустика – стандартный комплект включает два динамика для средних и низких частотных диапазонов (НЧ/СЧ акустика или мидбасы), два высокочастотных (твитеры, или «пищалки») и два блока кроссоверов (делитель, или фильтр частот аудиосигнала с направлением их в соответствующий динамик, с возможностью настройки). Отличительная особенность – компоненты устанавливаются отдельно друг от друга.

Коаксиальная акустика – все компоненты смонтированы на базе основного динамика, твитер вынесен вперед относительно него так, что их оси совпадают (отсюда и название – coaxial – соосный). Блок с кроссовером отсутствует, а его функции гораздо менее эффективно выполняет конденсатор, который так же крепится на корпусе основного динамика.

И те и другие комплекты – всегда парные, для симметричной установки в салоне автомобиля. Каждый из видов акустики имеет ряд интересных особенностей и заслуживает отдельного описания, поэтому в данной статье остановимся только на коаксиальной акустике.

Установка коаксиальной акустики – технические характеристики

Коаксиальная акустика бывает 2-х, 3-х, 4-х и даже 5-ти полосной. То есть на оси основного мидбасового (НЧ/СЧ) динамика могут находиться два, три и даже четыре дополнительных соосных динамика – твитера. Подразумевается, что любой коаксиальный динамик должен охватывать максимальный диапазон слышимого спектра частот – 20-20000 Гц. Конечно, нижнюю границу этого диапазона подобный динамик “отыграть” не способен (это задача сабвуферного динамика), но основную его часть он все-таки захватывает. То есть наш основной мидбасовый динамик воспроизводит диапазон в пределах 60-4000 Гц, а твитер захватывает остальной промежуток в верхнем диапазоне. Это деление очень условное, так как у каждого комплекта производитель может срезать частоты (в данном случае конденсатором) в довольно широком диапазоне.

Многие автовладельцы полагают, что чем больше полос у коаксиального динамика, тем более качественный и сбалансированный звук он сможет выдать. То есть если высокочастотный диапазон будет разделен на несколько головок (две, три или четыре), то это улучшит качество воспроизведения этого диапазона. Но слушатель не почувствует особой разницы от того, сколько высокочастотных полос играют ему “в ноги”. Поэтому 2-х, максимум, 3-х полосных динамиков будет вполне достаточно.


Но у коаксиальной акустики есть и еще ряд особенностей и характеристик, на которые необходимо обращать внимание при выборе комплекта.

Размеры динамиков, как правило, соответствуют диаметру штатных мест под их установку и варьируются от 1.8 до 10 дюймов (от 4.5 до 25 см, соответственно). Наиболее стандартными размерами считаются – 10 см (4 дюйма), 13 см (5.25 дюйма), 16 и 16.5 см (6.3 и 6.5 дюймов, соответственно). Именно эти размеры характерны для основной массы штатных мест под установку динамиков. Выше речь идет о динамиках круглой формы, хотя имеется огромный ассортимент динамиков овальной формы. Здесь наиболее востребованным размером является 15х23 см (6х9 дюймов).

Основным местом установки динамиков круглой формы выступают двери автомобиля, в то время как овальные динамики чаще устанавливаются в полку багажного отделения. Основное отличие этих двух форм – площадь поверхности диффузора динамика, которая больше у овального динамика. Именно поэтому овальный динамик затрагивает более низкие (басовые) частоты, что интересно очень многим автовладельцам.

Многие автовладельцы также обращают внимание на мощность коаксиальных динамиков. Основной ассортимент коаксиальной акустики находится в диапазоне от 60 до 120 Вт. Что-то конкретное рекомендовать очень сложно, так как многое будет зависеть от тех целей, ради которых и происходит установка коаксиальной акустики.

Также можно обратить внимание на такой показатель, как чувствительность, который показывает уровень громкости воспроизводимого динамиком аудиосигнала. Оптимальными показателями можно считать 90-92 Дб. В любом случае, все точные параметры акустики указываются в техпаспорте, и при выборе служат ориентиром для определения подходящего для конкретных целей варианта.

Обычно производитель выпускает модель акустической системы и в компонентном варианте, и ее коаксиальный аналог. Рассмотрим преимущества коаксиальной версии при равных размерах и технических характеристиках.

Цена комплекта ниже. Это достигается благодаря отсутствию такого дорогостоящего компонента, как фильтр частот – кроссовер – в количестве двух. Также предполагается наличие только двух динамиков (в комплекте), а не четырех (у 2-компонентного варианта).

Установить комплект коаксиальной акустики проще и быстрее. Не требуется искать места для установки твитеров и закрепления кроссоверов. Также нет необходимости протягивать провода от кроссоверов к динамикам. Устанавливаем в штатное место (иногда на проставочное кольцо) и подключаемся к штатной же проводке.

Готовая и сбалансированная акустическая система, не требующая настройки. Система коаксиальных динамиков не предполагает никаких настроечных работ и выдает звук в соответствии с заводскими настройками и характеристиками мест под установку.

Некоторые модели выпускаются с поворотными твитерами, что позволяет выбрать направление высокочастотного звукового потока.

Но у коаксиальной акустики есть и ряд недостатков, о которых и поговорим.

Самый главный недостаток – отсутствие разнесенности. Все частоты проигрываются одним корпусом, который устанавливается в нижней части двери или на полке. То есть пропадает возможность разделить частоты и организовать направление звука именно так, чтобы слушатель мог получить наиболее оптимальное (в рамках салона автомобиля) звучание.

Ни для кого не должно быть секретом, что звуковая сцена в автомобиле должна быть ориентирована на переднюю часть (водитель и передний пассажир), поэтому именно в передней части автомобиля должна быть установлена акустика, которая и сможет выдать полноценный звук. И именно поэтому коаксиальная акустика не рекомендуется к установке в переднюю часть автомобиля. Звучание динамиков, которые установлены в задней части автомобиля, доходит до передней части с большими искажениями, поэтому нет никакой необходимости устанавливать там соизмеримую с передней акустику. Так что именно в задние двери и рекомендуется устанавливать коаксиальную акустику, которая будет выступать в качестве “подзвучки” для передней.

То есть основная рекомендация при замене штатной акустики может выглядеть так – компонентный фронт и коаксиальный тыл. И даже если штатная система подразумевает коаксиальный фронт (два динамика), то ничего не мешает автовладельцу заменить фронтальную акустику на 2-компонентную, а в заднюю часть (при необходимости) установить более качественную коаксиальную акустику. Но все это, конечно же, далеко не обязательно. Огромному количеству автовладельцев будет вполне достаточно того звучания, которое может дать коаксиальная акустика, даже будучи установленная в качестве передней. Этот вариант очень часто имеет место в том случае, когда “просто” требуется улучшить звучание штатной акустической системы.

Также у автовладельцев очень часто возникает вопрос – а что может дать коаксиальная акустика (как правило, овальная) в полке багажника? Дать однозначный ответ – хорошо или плохо – нельзя. Многое зависит от потребностей автовладельца. В некоторых штатных системах динамики установлены и в полке (их может не быть в задних дверях), но здесь все гораздо сложнее. Если разговор о действительно качественных штатных системах, то все настроено таким образом, что и задние пассажиры получают более качественную сцену, и это не идет во вред фронтальной сцене. Но многие автовладельцы (чаще на бюджетные автомобили) любят устанавливать по два, и даже четыре “овала” в полку. А еще очень любят, чтобы все они играли от усилителя. Итог здесь один – очень громко. Кроме того, многие автовладельцы уверены, что таким образом удается охватить и “сабвуферный диапазон” (большая площадь диффузора динамиков, как говорилось ранее). Действительно, “овалы” могут затрагивать более низкие частоты (чем круглые коаксиальные динамики), но подобный динамик все равно полноценно не отыграет тот диапазон, который предназначен для сабвуферного динамика. Да и здесь сразу можно забыть о таким понятиях, как “качественный”, “полноценный”, “звуковая сцена”. Просто будет очень громко. Ну а если автовладельцу это и требуется – то почему бы и нет?

Установка коаксиальной акустики – ассортимент продукции

Во всем мире насчитываются десятки компаний-производителей качественной автомобильной акустики. Среди них есть бренды, специализирующиеся только на разработке динамиков, например итальянский Hertz, израильский Morel, американский ArtSound. Другие производят весь спектр автомобильного мультимедийного оборудования, в том числе магнитолы, усилители и прочую электронику, а также комплектующие и расходные материалы, применяемые при установке. К примеру, японские бренды Alpine и Pioneer, американские Boss и Bose. Некоторые больше ориентированы на выпуск профессиональных систем, другие выпускают в основном бюджетные, третьи – и то и другое. И у каждого производителя находятся свои поклонники. При покупке коаксиальной акустики выбрать можно не только бренд, но и ценовую категорию без ощутимой потери в качестве звука. Исключение составляют лишь самые дешевые динамики, установка которых будет оправдана только если нужно хоть чем-то “закрыть” пустые штатные места. Акустика, которая будет стоить в несколько раз дороже другой, необязательно настолько же превзойдет ее в качестве звучания. Просто так ее позиционирует изготовитель, исходя из стоимости технологий и материалов, применяемых при производстве. Поэтому критерий высокой цены не должен быть единственным сравнительным показателем.


Если автовладелец не очень хорошо ориентируется во всех этих брендах, то за консультацией по выбору желательно обратиться к специалистам. Это важно и потому, что звучание каждого бренда (и отдельных комплектов) может характеризоваться своими неповторимыми особенностями. Например, звучание акустики Alpine выделяется резкостью, четкостью звука, с выраженными металлическими нотками. Если после этого послушать динамики от Morel с похожими характеристиками, то они будут звучать заметно мягче, приглушенней, глубже. И именно помощь специалиста позволит подобрать именно тот комплект, который будет играть так, как и нужно автовладельцу.

Установка коаксиальной акустики - особенности и нюансы

Как уже говорилось выше, процесс установки коаксиальной акустики несложен. Ее вполне можно установить своими силами, при наличии мало-мальских навыков ремонта и обслуживания автомобиля, а также знаний основ электроники. Но могут возникнуть и некоторые трудности, которые также необходимо будет решить. Даже если новые коаксиальные динамики будут соответствовать размерам штатного посадочного места, то может возникнуть проблема с глубиной динамика. Очень часто у новой акустики более длинный магнит, поэтому стекла (при закрывании) могут в него упираться. В этом случае потребуется отодвинуть динамик в сторону салона, но так, чтобы обшивка двери встала обратно на свое место. То есть потребуются проставочные кольца необходимых размеров (крепятся на металл двери, а уже на них происходит монтаж коаксиального динамика). Но новая коаксиальная акустика может и не соответствовать монтажным размерам штатного места. В этом случае также могут выручить проставочные кольца, либо потребуется доработка штатного места. Если требуется установка коаксиальной акустики в полку, то может потребоваться укрепление, либо изготовление полки под установку.

Дополнительные вопросы могут возникнуть и при желании поменять штатную магнитолу, а также установить сабвуфер или усилитель. Все-таки аудиосистема автомобиля – это единое целое, где каждый компонент играет свою немаловажную роль. Может возникнуть вопрос и с необходимостью дополнительной шумоизоляции мест установки. Но если разговор только о коаксиальной акустике, то, как правило, каких-то серьезных требований к звучанию не предъявляется, поэтому далеко не всегда могут возникнуть эти дополнительные вопросы.

Какие бы вопросы не возникали перед автовладельцем, решить их он может либо самостоятельно, либо с помощью специалистов, которые данными вопросами и занимаются. Эти специалисты могут находиться и в дилерском центре, и в специализированном центре автозвука, и среди гаражных мастеров. Каждый из вариантов подразумевает свои плюсы и минусы, так что конечное решение всегда за автовладельцем. Мы, как специализированный центр автозвука, также предоставляем широкий спектр услуг по различным направлениям, поэтому будем рады, если установку коаксиальной акустики вы доверите именно нам.

Возможно, многие из Вас, уважаемые читатели, не раз задавались вопросом улучшения акустической ситуации внутри своего автомобиля. Согласитесь, при длительной поездке, сидеть в полной тишине не так уж и весело, поэтому минимальное, что можно сделать в такой ситуации, это заблаговременно установить обычною недорогую магнитолу. С ее помощью Вы сможете слушать любимую музыку, узнавать о событиях в стране или получать прогноз погоды на ближайшие несколько дней (при условии, что она поддерживает радиосвязь). Однако, что бы обеспечить качественное звучание автомагнитолы, придется применить дополнительные устройства, именуемые акустической системой. Сегодня мы с Вами обсудим один из ее вариантов, который представлен в виде широкополосной (или как ее еще называют «однополосной») акустической системы.

Путь развития акустических систем: от широкополосных до многополосных

Широкополосные акустические системы представлены в виде широкополосных колонок, в которых электрический сигнал , поступает к динамику без давления на частотные полосы – высокой и низкой частоты. В начале своей истории, практически все динамики имели высокую чувствительность и определялись как широкополосные, однако, по мере развития и совершенствования технологии звукопроизведения, колонки с одним динамиком, который отвечал за весь спектр звука, были вытеснены акустической системой, предусматривающей разделение звука на две полосы. Для достижения такого эффекта начали использовать специальное устройство – кроссовер.

Отдельные динамики колонок такого рода имели разную конструкцию, были сделаны из разных материалов и занимались обслуживанием своего индивидуального поддиапазона. Нижний динамик, обладающей большей площадью и плотностью диффузора осуществлял контроль за низкими и средними частотами, а верхний отвечал за высокую частоту. С дальнейшим развитием акустических систем, продолжалось и полосное разделение звука. Это послужило причиной появления колонок с тремя, четырьмя и даже пятью звуковыми полосами, которые получили название «многополосных».

Если разбирать данное понятие более точно, то в наше время, широкополосные колонки чистого вида, встречаются разве что в «радиоточках», но с точки зрение маркетинга, который внес некоторые коррективы в определение «широкополосной акустической системы», в эту категорию попадает множество других колонок, являющихся, по сути, двухполосными. Проходящий сигнал, с помощью кроссовера, делиться на две полосы и подается на два соответствующих динамика разной конструкции – в задачу верхнего входит контроль за работой высокой частоты, а нижний отвечает за низкую и среднюю частоту. Однако, существуют и такие акустические системы, которые хоть и обладают двумя полосами и двумя динамиками, но широкополосными их не называют. В чем же дело?

Нам кажется, что в современном мире, правильнее всего будет давать определение «широкополосной акустики» не с технической стороны вопроса, а именно с маркетинговой, более того, технический вариант уже был озвучен в начале данной статьи.

И так, современная широкополосная акустическая система, как правило, является напольной или большой полочной колонкой, обладающей не больше чем двумя динамиками высокой чувствительности. Динамик, отвечающий за низкую и среднюю частоту, оборудован тонким, легким диффузором (обычно бумажным), имеющим значительную площадь. В его задачу входит воспроизведение большей части звукового спектра – начиная от барабанов и заканчивая вокалом. Динамики, контролирующие высокую частоту, также обладают довольно существенной площадью. Хоть они и несколько меньше низкочастотных, но никаких «пищалок» и металлических диффузоров размером с копейку, в широкополосной акустике Вы не встретите.

Имеющиеся в таких динамиках легкие диффузоры, могут передавать самые тонкие музыкальные моменты – вокальные обертона, ели заметные струнные щипки и т.д. При прослушивании широкополосной акустики с хорошим трактом воспроизведения, может показаться, что слышно, как со смычка скрипача осыпается канифоль, тоесть широкополосные динамики идеально подходят для воспроизведения классики и легкой живой музыки, благодаря чему, их так полюбили многие аудиофилы. Однако, несмотря на все преимущества, свое «но» есть практически в любом вопросе.

Вот и здесь, говоря о чувствительном диффузоре широкополосных динамиков, нельзя не отметить нехватку его плотности, что означает невозможность передачи мощных гитарных рифов и забойных барабанов тяжелого рока. Более того, такая музыка этой акустике вообще противопоказана. Все что можно будет услышать, так это крикливое исполнение, которое не принесет даже малейшего удовольствия. Если владелец автомобиля поклонник хард музыки или утяжеленного блюза, широкополосные акустические системы ему не подойдут. Лучше будет обратить внимание на многополосную акустику.

Дополнительные компоненты любой акустической системы

Как Вы уже поняли с предыдущего вопроса, установка обычных широкополосных динамиков мало кого полностью устроит, поэтому многие автолюбители, машины которых оборудованы штатными динамиками, либо ищут пути их усиления, либо заменяют на более усовершенствованные звуковые излучатели. Отдельное внимание, в этом вопросе, хотелось бы уделить динамикам 6*9, или как их чаще называют – « ». Данный вид излучателей предназначен для воспроизведения глубоких звуковых басов. Как правило, низкочастотники такого рода, имеют большой диаметр и большую площадь диффузора.

Автомобильный сабвуфер – один из самых лучших способов озвучивания низких частот, помогающий получить хорошие басы. Большинство автомобилистов устанавливают сабвуфер в свое транспортное средство с целью получения не только качественного глубокого баса, но и сочетающихся с ним средних и высоких частот, которые способна выдавать только хорошая акустика. В настоящее время, существует два типа сабвуферов: активные и пассивные. Активное устройство обладает сабвуферным динамиком, помещенным в готовый корпус. Он оснащен встроенным усилителем и активным кроссовером. Пассивный сабвуфер представлен в виде одного сабвуферного динамика, без всяких дополнительных элементов.

Перед тем, как решится на приобретение сабвуфера для своего автомобиля, необходимо определиться с его размерами, габаритами и оптимально подходящей мощностью. Обратите внимание! Для более качественной установки и лучшего звучания, автосабвуферам необходим специально подготовленный корпус.

Еще одним популярным дополнением акустической системы есть кроссовер (иногда его еще называют «фильтром»), представленный в виде конденсатора и катушки индуктивности, настроенных на определенную частоту. Почему именно конденсаторы и катушки? Да потому, что именно они являются простейшими реактивными элементами, способными дифференцировать сигналы (конденсаторы отвечают за высокочастотные, а катушки за низкие). Умелое управление сигналами делает из кроссовера простейший частотный фильтр.

Чаще всего, он является основным компонентом многополосной аудиосистемы, так как занимается разделением входящего сигнала на разные частотные диапазоны. Соответственно: чем больше каналов в кроссовере – тем больше динамиков и тем интересней будет общая звуковая атмосфера.

Широкополосная акустика и ее конструкция

Для воспроизведения высококачественных звуковых сигналов, широкополосная акустика использует всего лишь один динамик, который способен охватывать весь слышимый частотный спектр. Такая особенность, исключает необходимость использования кроссовера, который, к слову, много людей считают оной из самых страшных вещей в мире аудио звука. Конечно, с практической стороны, неплохо когда один динамик может обеспечить качественный звук, но для этого конструкция короба должна быть соответствующей.

Различают два основных типа широкополосных динамиков: с конус-визером (или просто «дудка») и с центральным колпачком. Широкополосный динамик обладающий конус-визером включает в себя два конуса – большой (такой же как и в нормальных конических динамиках) и немного меньший визер-конус, расположенный внутри большого. Второй вариант, с центральным колпачком, имеет вид обычного простого динамика, только с конус куполом (центральным колпачком).

Характеристики тех или иных широкополосных динамиков рознятся между собой и зависят от особенностей конструкции и производителя. Некоторые из них, имеют довольно высокий уровень эффективности и чувствительности, низкий уровень искажения и график частотной характеристики, что указывает на снижение уровней звукового давления на средние и низкие басы. Именно этот фактор является причиной необходимости использования специального короба, способствующего повышению басов.

Но не смотря на некоторые недостатки, высокая чувствительность широкополосных динамиков, допускает возможность использования усилителей с очень маленькой мощностью (от 0,5 до 3 Вт лампового усилителя). Другие представители широкополосной акустики обладают более низкой эффективностью, но в то же врямя имеют хорошую частотную характеристику. Обычно, такие устройства можно использовать в открытом ящике или коробке бас-рефлекс, но потребуется более сильный усилитель.

На сегодняшний день существует мало настоящих (именно полноспектровых) широкополосных акустических систем, которые могли б качественно воспроизводить звук пользуясь всего лишь одним динамиком. Большинство из них, по сути, принадлежат к разряду «полно-диапазонных» и в конечном результате требуют двух источников излучения: один динамик для низких, а второй для высоких частот.

Как мы уже отмечали ранее, стандартная широкополосная акустика довольно часто не обеспечивает оптимально желаемого звукового качества музыки, поэтому многим автовладельцам приходится менять штатные динамики на более сильные устройства. В таких случаях, кроме эффективности новых динамиков, немаловажным моментом есть приемлемость их ценовой политики, ведь платить больше - не хочется никому.

Думаю, можно не говорить о широком вариативном ряде представителей современного мира автомобильных динамиков, ведь каждый автолюбитель, который хотя бы раз интересовался данным вопросом и так об этом знает. Поэтому, что бы выбрать действительно то, что Вам нужно, к вопросу приобретения устройства стоит подходить крайне ответственно. Если водитель не предъявляет к музыке слишком высоких требований, то самым правильным решением будет покупка широкополосных динамиков: и стоят дешевле и процесс установки не требует специальных навыков, а значит ее можно провести самостоятельно. Для прослушивания новостей или музыки радиостанций, таких устройств будет более чем достаточно.

Что бы грамотно выполнить процедуру установки акустических систем, важно учитывать типоразмер динамиков. Типоразмер – это тот стандарт, который определяет размер автомобильных динамиков. Как известно, в большинстве транспортных средств, заводом-изготовителем уже предусмотрены штатные места для установки, но их размер предназначается только для динамиков овальной или круглой формы на 10, 13 или 16 сантиметров.

Обратите внимание! Чем больший у динамика размер – тем лучше он будет воспроизводить низкие частоты, тоесть, в целом типоразмер определяется размером низких частот динамика. При покупке широкополосной акустики, чаще всего, в комплект к ней прилагается инструкция, в которой детально описывается весь процесс предстоящей установки. Прежде чем переходить к монтажу, можно дополнительно изучить фото и видеоматериалы, находящиеся в сети Интернет. преимуществом широкополосной акустики есть и то, что цена на нее всегда ниже, чем на многополосную.

Подписывайтесь на наши ленты в

Каждый автовладелец несчетное количество раз оказывается перед сложнейшим выбором: сэкономить на автоначинке или приобрести лучшее, пробив дыру в бюджете. Когда речь идет об автоакустике, коаксиальные и компонентные системы способны заставить долго балансировать, изучая преимущества и недостатки обеих и взвешивая предпочтения. Но серьезно подойти к выбору можно только тогда, когда именования — не набор букв, а о многом говорящие термины. Итак, коаксиальная и компонентная автоакустика: с чем их едят и что от них слышат.

Определение

Коаксиальная автомобильная акустическая система представляет собой единую конструкцию динамиков: на оси с низкочастотным расположены и высокочастотные. Бывают двухполосными и трехполосными, и разделение это осуществляется посредством встроенного в конструкцию кроссовера.

Компонентная акустическая система представляет собой разночастотные динамики, разнесенные отдельно.

Сравнение

Принципиальная разница между коаксиальной и компонентной акустикой состоит в расположении источника звука в пространстве салона автомобиля. Единая конструкция коаксиальных систем делает звук узконаправленным, поэтому такие динамики часто устанавливают как дополнение — в зону задних сидений, например, тогда как на переднем фронте действует компонентная система. Последняя источник звука разбрасывает по салону — своего рода суперсурраунд получаем на выходе, однако здесь есть подвох: каждый высокочастотный, низкочастотный и среднечастотный динамик воспроизводит звук из своей “точки”, так что акустическая картина весьма неоднородна. Однако объединение динамиков в коаксиале создает эффект смешения частот, от чего звук теряет чистоту. Для небольших автомобилей компонентная акустика не подходит, так как в ограниченном пространстве разницы с коаксиальной не будет.

Компонентная акустика Philips

Помимо разброса динамиков, чисто техническое отличие коаксиальной от компонентной системы кроется в кроссовере, выполняющем роль фильтра частот. В коаксиальных системах он встроенный (за исключением некоторых моделй hi-end сегмента), в компонентных — внешний.

Еще один ключевой момент в процессе сравнения коаксиальной и компонентной акустики — способ установки. То, что стоит в авто “с завода” — чаще всего акустической системой зовется с натяжкой. И коаксиальная, и компонентная система в салоне автомобиля — дело если не рук, то трат автовладельца. Для установки первой не требуются специальные знания и технологии, и делается это чаще всего самостоятельно. Компонентная система предполагает установку динамиков в соответствии с правильными акустическими зонами, оборудование полочек и применение шумоизоляции. Кроме того, многое зависит и от магнитолы: чем ниже уровень техники, тем бесполезнее возня с компонентными системами, которые просто не смогут дать качественный звук. Впрочем, если вы не заядлый меломан, и в дороге вас сопровождает немудреный шансон или дискотека 90-х, а то и радио — компонентная система будет лишней обузой, и разницы с коаксиальной, опять же, просто не ощутите.

Решающим фактором для многих автовладельцев может стать стоимость самой акустики, не говоря уже об оплате ее технического сопровождения. Эта категория сравнения доступна всем и арифметически проста: коаксиальные системы обычно дешевле компонентных. Исключение составляют разве что системы-трансформеры, превращающие компонентные в коаксиальные посредством специальных креплений.

Выводы сайт

  1. В коаксиальных системах разночастотные динамики объединены, в компонентной — автономны.
  2. Коаксиальные системы дают узконаправленный звук.
  3. Кроссовер (частотный фильтр) в коаксиальных системах встроенный, в компонентных — внешний.
  4. Компонентная система сложнее в установке и требует соблюдения ряда условий.
  5. Коаксиальная акустика дешевле компонентной.