Дополнительная виртуальная реальность. Дополненная и виртуальная реальность. Минусы виртуальной любви

В последнее время очень часто ведутся споры о том, чем отличается дополненная реальность от виртуальной. Обе технологии постоянно на слуху, о них говорят в СМИ, рассуждают в сети, пишут в книгах и показывают в фильмах. Так в чем разница между виртуальной реальностью и дополненной реальностью?

Что такое виртуальная реальность?

Понятие искусственной (виртуальной) реальности впервые ввел американский компьютерный художник Майрон Крюгер (Myron Krueger) в конце 60-х.

Виртуальная реальность (virtual reality, VR) - это компьютерная симуляция реальности или воспроизведение какой-то ситуации. Техническими средствами она воспроизводит мир (объекты и субъекты), передаваемый пользователю через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и т.д. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие.

Как правило, «погружение» в виртуальную реальность достигается за счет специальных гаджетов. Основные цели:
- создать и улучшить воображаемую реальность игр, развлечений, видео, 3D-фильмов и т.д.;
- улучшить качество жизни, дать возможность подготовиться к определенному событию, создавая имитацию реальности, где люди могут практиковать определенные навыки (например, авиасимулятор для пилотов).

Виртуальная реальность создается с помощью языка кодирования, известного, как VRML (Virtual Reality Modeling Languagе). Его можно использовать для создания серии изображений, а также указать типы взаимодействий между ними.

Что такое дополненная реальность?

Термин «дополненная реальность» был предложен исследователем авиа-космической корпорации Boeing Томом Коделом (Tom Caudell) в 1990 году.

Дополненная реальность (augmented reality, AR) - это технология, накладывающая смоделированные компьютером слои улучшений на существующую реальность. Основная цель - сделать ее более выразительной, многогранной и яркой. Дополненная реальность разработана в приложениях и используется на мобильных устройствах.

Самые популярные примеры ДП - параллельная лицевой цветная линия, показывающая нахождение ближайшего полевого игрока к воротам при телевизионном показе футбольных матчей, стрелки с указанием расстояния от места штрафного удара до ворот, «нарисованная» траектория полета шайбы во время хоккейного матча и т. п.

Дополненная реальность vs виртуальная реальность

Дополненная реальность и виртуальная реальность - противоположное отображение одного в другом с тем, что каждая из технологий стремится предоставить пользователю. Виртуальная реальность предлагает цифровое воспроизведение реальной обстановки жизни, в то время как дополненная реальность обеспечивает виртуальные элементы в виде наложения слоев на реальный мир.

Сходство виртуальной реальность и дополненной реальности

Технология. Дополненная и виртуальная реальности задействуют одни и те же типы технологии, и каждая из них существует, чтобы служить на благо пользователям для обогащения и улучшения их жизненного опыта.

Развлечения. Обе технологии способны разнообразить досуг пользователей, делая его ярче и веселее. Еще совсем недавно эти технологии казались вымышленным плодом научной фантастики. Но сейчас новые искусственные миры оживают и раскрываются перед пользователями, которые могут их контролировать. Также становится достижимым и более глубокое взаимодействие с реальным миром. Ведущие магнаты в сфере технологий разрабатывают все новые адаптации, усовершенствования продуктов и приложений, поддерживающих технологии дополненной и виртуальной реальностей.

Наука и медицина. Виртуальная и дополненная реальности имеют большой потенциал в модернизации медицины. С их помощью становятся возможными не только осмотры и консультации, но и более серьезные вещи, вроде дистанционной хирургии. Эти технологии уже использовали для лечения посттравматического стрессового расстройства.

Различия виртуальной реальность и дополненной реальности

Цель. Дополненная реальность увеличивает опыт путем добавления виртуальных компонентов, таких как цифровые изображения, графика или ощущения, как новый слой взаимодействия с реальным миром. В отличие от нее, виртуальная реальность создает свою собственную реальность, которая полностью сгенерирована и управляется компьютером.

Способ передачи. Виртуальная реальность, как правило, подается пользователю через шлем или пульт. Данные оборудования соединяют человека с виртуальной реальностью, позволяют контролировать и управлять своими действиями в рассматриваемой среде, имитируя реальный мир. Дополненная реальность все больше и больше используется в мобильных устройствах, таких как ноутбуки, смартфоны и планшеты, чтобы изменить вид реального мира. Это - взаимодействия цифровых изображений и графики.

Главное отличие выделенного сервера от виртуального заключается только в вашем индивидуальном использовании этого сервера. Вам предоставляют безграничный доступ к приобретенному серверу, к его конфигурации. Виртуальный не дает такую возможность, как выделенный сервер . Он лишь выделит для вашего сайта необходимые ресурсы.

Виртуальный хостинг можно приобрести за меньшую сумму, чем vds . Стоимость варьируется от 10 долларов за каждый месяц, с учетом выбранного провайдера. Но все же стоит заметить, что виртуальный сервер – это наиболее разносторонний тип хостинга. В то время как аренда выделенного сервера гораздо дороже и цена за его разновидность не такая гибкая. Стоит заметить, что стоимость за установку выделенного и виртуального сервера гораздо ниже стоимости совместного хостинга. У совместного хостинга данную услугу нужно оплатить за целый год.

Когда вам необходимы более широкие возможности для вашего сайта, то при поиске решений можно заметить некоторую разницу между эффективной работой выделенного хостинга и виртуального сервера. Но, отдельные хостинг -провайдеры виртуального хостинга имеют конкретные ограничения по установки собственного ПО на свой сервер. Но кое-какие провайдеры решают эту проблему, поэтому необходимо очень внимательно подходить к вопросу выбора хостера. Все же стоит сказать, что выделенный сервер превышает по своей мощности виртуальный хостинг.

Довольно продолжительное время выбор в хостинге делался по критериям между дешевым хостингом и дорогим выделенным сервером. Нужно упомянуть и о третьей версии – виртуальный выделенный сервер. Суть в том, что один сервер поделен на два виртуальных, независящие друг от друга. Здесь появляется огромное количество удобств: легкая и быстрая перезагрузка, удобные панели, переустановка ОС и другое.

Виртуализация в нашем современном мире широко распространилась в хостинг компаниях. Есть те проекты, которые нуждаются в большей мощи, где выделенный сервер служит крайней необходимостью. Однако для остальных коммерческих проектов виртуализация дает все же большую гибкость и большую продуктивность. Конечно, выбор за вами – взвесьте все плюсы и минусы, сопоставив возможности с потребностями.

  • Под термином «Augmented Reality» (дополненная реальность) понимают расширенное восприятие действительности. Реальный мир воспринимается по-прежнему, образуя основу для нового образа. С помощью технологических средств на него накладывается дополнительный, искусственно создаваемый слой.
  • Реальный мир «дополняется» программно смоделированными объектами. В основном это сведения о только что увиденном.
  • Виртуальная же реальность («Virtual Reality»), напротив, не имеет с действительностью ничего общего. Это компьютерный, несуществующий мир.
  • Погрузившись в виртуальный мир, вы практически перестаете воспринимать фактическую реальность. Разве что можно удариться об угол в реальном мире, заигравшись в виртуальных очках (в виртуальном мире перед вами же нет никакого угла).

Дополненная реальность нужна нам для «расширения» нашей реальности

  • Чтобы расширить реальность дополнительной информацией, вам потребуется смартфон и соответствующие приложения. Приложениям будет нужен доступ к камере телефона, чтобы распознавать окружающие вас предметы.
  • С помощью дополненной реальности вы не только получаете полезную информацию о реальном мире, но и сможете поразвлечься. Настоящим хитом некоторое время была игра Pokemon Go. И вы, наверняка, видели на улицах людей, которые играют в Ingress (путешествуют по чужим дворам и захватывают территории).
  • Другой вариант использования AR ­- это так называемые «очки дополненной реальности». Например, HoloLens от Microsoft могут создавать голографические предметы в вашей гостиной. Все больше производителей выводят на рынок технические устройства дополненной реальности, Google Glass или Sony SmartEyeglass ­- это всего два примера таких гаджетов.

VR-очки: оборудование, с помощью которого вы погрузитесь в виртуальную реальность

  • Вход в виртуальную реальность возможен с помощью специальных VR-очков, таких как Oculus Rift или HTC Vive. Эти очки закрывают глаза полностью — реальная действительность визуально уже не воспринимается и остается за пределами виртуального мира.
  • В трехмерной окружающей действительности, которую генерирует компьютер, вы можете свободно осмотреться и даже начать с ней взаимодействие. Часто смартфон выполняет функцию компьютера (в этом случае телефон просто вставляется в очки).
  • Датчики в очках отслеживают движения пользователя: если вы поворачиваете голову, то картинка в виртуальной реальности дополняется соответствующей новой. Виртуальная реальность в режиме реального времени подстраивается под ваши движения, создавая так называемый круговой обзор.

Лучшие приложения дополненной реальности для Android мы вам представим в следующих материалах.

Эх, технологии. Как же стремительно вы развиваетесь! Каждый день крупные компании работают над сотнями проектов, которые должны делать нашу жизнь проще. И это не значит, что весь их труд направлен на разработку систем, которые должны исключительно помогать пользователю. Многие разработки несут в себе одну задачу (ну, или не одну) – развлечь. Сегодня мы поговорим о двух потрясающих технологиях, которые за последние годы успели плотно войти в нашу жизнь. Вы о них точно слышали – виртуальная и дополненная реальность (VR и AR). Практически любая компания, занимающаяся разработкой электроники (компьютеры, смартфоны и т.д.), заинтересована в ее развитии. Да и пользователям они интересны. Но что это такое – виртуальная и дополненная реальность? Сейчас расскажем.

Виртуальная и дополненная реальность – что это?

Виртуальная реальность представляет собой вполне себе мир, но только создается он при помощи технических средств, человек воспринимает его посредством органов чувств. Технология VR может имитировать не только само воздействие, но и реакцию на такое воздействие.

Дополненная реальность – дополняющие реальное окружение технологии путем добавления различной сенсорной информации. Невзирая на наименование, такие технологии могут не только дополнять в мир данные виртуального характера, но и устранять некоторые объекты из окружения. Потенциал дополненной или виртуальной реальности может быть ограничен только возможностями используемых программ, приложений или устройств.

Разница между двумя VR и AR заключается в следующем:

  • VR изолирует пользователя от внешнего мира и погружает в цифровую, виртуальную вселенную. Если вы надели очки виртуальной реальности, и на месте вашей комнаты появилось поле боевых действий в самый разгар схватки, то это VR.
  • Технология AR может в окружение добавлять цифровые элементы. Если в тот момент, когда вы идете по тротуару, перед вами внезапно возникает покемон, то это AR.

Считается, что развиваться виртуальная реальность начала еще в пятидесятые годы прошлого столетия . Организация под названием Philco Corporation в 1961 году сумела разработать первые прототипы шлемов для виртуальной реальности, которые планировалось использовать в решении военных задач. И это является первым применением VR-технологии в жизни. Но если следовать ныне существующей классификации, то такая система должна быть отнесена, пожалуй, к AR-технологии.

Создателем технологии виртуальной реальности можно считать человека по имени Мортон Хэйлиг . В 62-ом году прошлого века он получил патент на стимулятор под названием «Сенсорама». Конструкция был весьма габаритным устройством, которое внешностью было похоже на игровой автомат, и предоставлял возможность пользователю погрузиться в реальность, воссозданную цифровым путем. К примеру, провести тест-драйв мотоцикла на улицах Бруклина. Но инвесторы не испытали доверия к такому изобретению, и Хэйлиг был вынужден остановить процесс разработки.

Спустя несколько лет после этого аналогичный аппарат для погружения в виртуальную реальность был представлен гарвардским профессором А. Сазэрлендом, создавшим со студентом Б. Спраулом систему под названием «Дамоклов меч» на базе дисплея, надевающегося на голову. Очки были прикреплены к потолку, и посредством компьютера происходила трансляции изображения. Невзирая на громоздкость изобретения, оно получило повышенное внимание со стороны НАСА и ЦРУ.

Через двадцать лет корпорация VPL сумела разработать инновационное оборудование для воссоздания виртуального мира – очки под названием EyePhone и перчатку DataGlove. Именно основатель компании и ввел в обиход выражение «виртуальная реальность».

Непосредственно до 1990 года технологии VR и AR находились в плотной связи друг с другом, но затем ученый Т. Кодэл предложил ввести термин дополненной реальности. И спустя два года была разработана самая ранняя система AR для военно-воздушных сил Штатов. Экзоскелет, созданный Л. Розенбергом, давал военным возможность виртуального управления машинами, при этом располагаясь в центре удаленного контроля и управления.

В начале 21 столетия игра Quake предоставила возможность игрокам гнаться за чудовищами на реальных улицах. Впрочем, игровой процесс можно было осуществить лишь надев шлем виртуальной реальности, поэтому игра не получила особую популярность, но это явилось предпосылкой к тому, чтобы в современном мире появилась знаменитая Pokemon Go.

И только пять лет назад случился истинный бум . В августе 2012 года стартап под названием Oculus создал кампанию, пытаясь собрать достаточно денежных средств для разработки шлема виртуальной реальности. Спустя три с небольшим года был запущен процесс предпродаж первого серийного шлема для воссоздания VR-технологии.

Для этого могут быть использованы шлемы и ряд других устройств:

  • комплексы для трекинга движений тела, головы, глазных яблок;
  • перчатки;
  • трехмерные контроллеры;
  • датчики для обеспечения реалистичности виртуальных ощущений.

Шлемы могут быть:

  • мобильного формата;
  • предназначенные для ПК;
  • консольного типа.

Где применяются виртуальная и дополненная реальность?

  1. Видеоигры. Сфера является приоритетной для этих технологий. Катализатором этого становится то, что игровые проекты в настоящее время активно развиваются технически и в программном плане. Игровое сообщество планеты очень ждет, когда на рынке появятся технологии виртуальной и дополненной реальности.
  2. Мероприятия, транслируемые в прямом эфире. При помощи использования технологий зрители смогут испытать ощущение присутствия непосредственно на площадках мероприятий. Это может решить вопрос приобретения билетов, которые обходятся порой в круглую сумму. Упор производится на мероприятия спортивного характера. Сидеть у реки с удочкой и смотреть важный матч Лиги Чемпионов как будто вы на стотысячном стадионе – не мечта ли?
  3. Парки с виртуальной и дополненной реальностью. Могут создаваться парки развлечений, которые будут использовать технологии. Проблемой является то, что все актуальные нынче очки и шлемы для погружения в цифровой мир нуждаются в кабельном подключении к консоли или же компьютеру.
  4. Кинематограф: фильмы и сериалы . Если в киноиндустрии будет применяться технология виртуальной или дополненной реальности, то это может существенно изменить кинематограф, который стал для множества людей чем-то привычным. Зритель сможет вместо отстраненного просмотра испытать полное погружение в действия на экране. 3D будет просто курить в сторонке.
  5. Использование современных гаджетов как платформы для технологий VR и AR . Компания из Японии IG Port сумела разрешить две, почти несвязанных между собою, проблемы. Добавить зрелищности современным смартфонам и позволить владельцам парков развлечений привнести новшества в их услуги можно путем создания видеороликов, оформленных в соответствии с виртуальной или дополненной реальностью. Они предназначены для того, чтобы просматривать их на дисплее мобильного устройства. Это достаточно упрощает процесс обслуживания различных аттракционов.
  6. Сфера продаж . Существует прогноз, что уровень, на котором взаимодействует пользователь с современными технологиями, станет более облегченным и интуитивно понятным. Область онлайн-продаж составляет порядка 5-6 процентов от общего глобального товарооборота. И множество компаний планируют запускать продажи в сфере дополненной или виртуальной реальности.
  7. Продажа недвижимого имущества . Благодаря использованию технологий дополненной и виртуальной реальности, есть возможность привлечения потенциальных покупателей в эту область. Сейчас проводятся тестовые запуски просмотров жилых помещений, используя цифровое пространство.
  8. Образование . Посредством применения VR и AR, студенты и учащиеся получат возможность взаимодействия с различными предметами, погрузившись в цифровой мир, или принимать участие в неоценимых событиях истории человечества. Окунуться в мир юрского периода? Не вопрос! Воочию увидеть самые отдаленные уголки вселенной? Пожалуйста!
  9. Здравоохранение . Каким образом можно применять виртуальную и дополненную реальность в этой сфере:
  • облегчить и упростить труд врачей;
  • проводить терапию фобий и психических отклонений;
  • проводить приемы посредством общения в виртуальном мире.

Разработка контента для VR и AR

Производители устройств, служащих для применения технологий виртуальной и дополненной реальности, прекрасно осознают, что без контента любые очки и прочие устройства – груда пластмассы и электроники. Пользователи нуждаются в особых ощущениях, а без соответствующего контента этого не достичь. По этой причине чуть ли не каждая крупная корпорация на планете занимается решением этого вопроса.

Компания Sony основала студию, в которой планируется разрабатывать уникальные игры, к тому же, там работает порядка двух сотен команд, которые заняты разработкой контента. К исходу нынешнего года планируется релиз примерно пятидесяти игр для того, чтобы посетить виртуальную реальность.

Многие из компаний, по праву считающихся гигантами в сфере создания игр – Юнити, Эпик Геймс, Крайтек – тоже сделали заявление о том, что приступают к рабочему процессу по разработке игр, предназначенных для виртуального мира. Компания под названием Oculus не только производит специальные фильмы для технологий VR и AR, но и является инвестором в сфере разработки игрового контента. На основе движка Source 2 организацией Valve разрабатывается собственная платформа для VR.

Множество площадок, на которых продается и продвигается контент для виртуальной реальности, также не отстают, внося свой вклад. Создаются новые интернет-магазины, где становится возможным приобретение видеоигр или роликов для VR-шлемов.

Проблемы использования технологий VR и AR


При столь заметном прогрессе этих технологий виртуальной и дополненной реальности, пока еще не разгадано, каким образом работает мозг человека. И именно поэтому нет такой возможности, чтобы внедрить систему альтернативного информирования человека об окружающем мире, ведь органы чувств и мозг развивались на протяжении долгих десятков тысяч лет именно под «реальную реальность».

Существует целый ряд проблем, и каждая из них основывается на особенностях восприятия человеком окружающей действительности. Одновременно мозг получает и анализирует информацию от разнообразных источников. Помимо зрения, мы можем почувствовать прикосновение пальцев, холод или жару, положение в пространстве, запахи. И все это после анализа формирует единую картину реальности. Если в одном источнике информации происходят изменения, то это находит подтверждение и со стороны другого. Если же так не происходит, то наступают разнообразные побочные эффекты – от усталости и тошноты, до головных болей.

Одним из самых неприятных эффектов, которые проявляются при использовании очков виртуальной реальности, является укачивание. В процессе просмотра картинок в VR шлемах изображения изменяются, при этом человек не меняет положение туловища. И когда персонаж, допустим, наклонился, то и сам человек должен ощутить точно такой же наклон. В момент ходьбы – необходимо испытывать толчки в ногах. Весь этот набор мелких мышечных напряжений в реальном мире получает синхронизацию с тем, что мы видим, и поэтому мы даже не задумываемся о привычности и естественности таких процессов. Но в момент, когда человек примерил VR-очки, дискомфорт, который возникает, является достаточно заметным и ощутимым.

То же касается практически всех аспектов поведения тела человека. В очках виртуальной реальности мы видим область прямо перед собою, а в момент, когда человек смотрит на горизонт, хрусталик фокусируется специфическим образом. С фокусировкой отдельно также возникают вопросы, потому как в шлемах резкость возникает там, куда необходимо смотреть согласно тому, как было предусмотрено разработчиками. В жизни резкость находится там, куда мы и смотрим сами.

Иным неприятным аспектом являются задержки. При шевелении конечностями мозг пользователя уже получил информацию о том, что произошло движение, а зрение еще не успело подтвердить полученную информацию.

Будущее виртуальной и дополненной реальности

Несмотря на те проблемы психофизиологического характера, что возникают в процессе использования технологий VR и AR, рост инвестиций в эту область остается взрывным. Это вызвано множеством сообщений ряда ученых и маркетологов, чье мнение пользуется уважением в обществе. К двадцатому году нынешнего столетия прогнозируется, что рыночная стоимость сферы виртуального мира может достигать до 70 млрд долларов. Продано в тот же год, по прогнозам аналитиков, порядка 50 млн. устройств.

Но не все аналитики придерживаются столь оптимистичных предсказаний насчет дополненной и виртуальной реальности. Некоторые из экспертов с опаской заявляют, что ситуация может пойти по такому пути развития, как это было в 83 году прошлого века. Именно тогда случился обвал в индустрии видеоигр. Рынок обвалился на рекордные 97 процентов. Для того, чтобы вернуть доверие пользователей, потребовалось несколько лет.

В последнее время появилось много новых способов взаимодействия человека с мобильной электроникой. Такие слова как «виртуальная и дополненная реальность», «интернет вещей», «блокчейн», «нейросети», а также всяческие «умные» вещи все больше входят в повседневность. Мы решили подготовить цикл статей, в которых будем рассказывать о новейших технологиях. Наша цель - помочь вам не запутаться в современной терминологии, которая все чаще встречается в СМИ, в том числе на страницах «Нашей Нивы».

Мы уже рассказывали о том, что значит «интернет вещей».

Читайте об этом:

Теперь давайте разберемся, что такое «виртуальная реальность» и «дополненная реальность» и в чем их кардинальное отличие.

Виртуальная (искусственная) реальность

Понятие искусственной реальности было впервые сформулировано американским компьютерным художником Майраном Крюгером (Myron Krueger) в конце 1960-х. В то время это представлялось чем-то фантастическим, и мало кто мог поверить, что через пятьдесят лет человеку удастся глубоко вжиться в новую, самостоятельно созданную, реальность.

Главной целью виртуальной реальности (VR, от англ. Virtual reality) является перенесение пользователя из реального мира в абсолютно новый, созданный с помощью соответствующих компьютерных вычислений. VR - это набор средств для перемещения и взаимодействия в виртуальном мире.

Виртуальная реальность имитирует как воздействие на человека, так и реакции на это воздействие. С помощью технических устройств она переносит человека в мир, который передается пользователю через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание.

Широкое распространение получили относительно дешевые и компактные очки виртуальной реальности: Samsung Gear VR, Playstation VR, LG 360 VR и многие другие - с каждым годом их появляется все больше. Большинство таких очков работает при помощи вставленного в них смартфона и передачи его изображения человеку через линзы в очках.


Такие гаджеты способны воспринимать вращение головы, но не понимают телодвижений, так как для этого нужна некая внешняя камера. Поэтому все, что может пользователь, - присутствовать в виртуальной реальности, а также производить небольшие действия, управляя головой или кнопкой на самих очках, но не может делать самое интересное: перемещаться, «жить» в виртуальном мире.

Для создания «идеальной», то есть наиболее реалистичной, виртуальной реальности, используются сложные технические устройства, обеспечивающие большое число степеней свободы (наклон головы, горизонтальные и вертикальные движения головой, перемещения тела и другие).

Существует даже так называемый «виртуальный ретинальный монитор», который проецирует картинку на глаз, и человек видит новую реальность прямо перед собой. Такие технологии весьма дороги и редко выходят за пределы научных лабораторий, киностудий и подобных специализированных учреждений.

Дополненная реальность

Дополненная реальность (AR, от англ. Augmented reality) - это технология, которая позволяет добавлять изображения, звук, видео и другие элементы в реальный мир с помощью компьютерных технологий, которые делают все это в режиме реального времени.

Самый известный пример использования дополненной реальности - это представление на реальном изображении траектории полета шайбы во время хоккейного матча или отслеживание положения различных игроков.


Для создания дополненной реальности можно обойтись без специальных очков или шлемов. Последние разработки позволяют воспроизводить ее с помощью обычных смартфонов и планшетов.

Самый современный пример - презентованная в июне 2017 года компанией Apple технология ARKit. Достаточно навести телефон или планшет, например, на стол, и на экране вы увидите новый мир, который существует прямо на вашем столе и вокруг него.


Дополненная реальность открывает действительно большие возможности. Например, воспользовавшись этой технологией, компания IKEA создала мобильное приложение, позволяющее оценить, как будет выглядеть тот или иной предмет интерьера в вашей комнате, взглянув на него через экран мобильного устройства. Подобным образом можно увидеть на улицах города покемонов, проводя время за популярной игрой Pokemon GO.


Коренное отличие двух описанных выше видов реальности в том, что виртуальная конструирует новый искусственный мир, а дополненная лишь вносит отдельные искусственные элементы в восприятие мира реального.

Практическая же разница VR и AR заключается в различных уровнях сложности этих технологий. Но и у одной, и у другой, очевидно, огромный потенциал, и они могут сыграть большую роль в развитии цивилизации.