Как рисуются схемы. Как создать схему в Word

Блок-схемы являются визуальными представлениями отдельных этапов, из которых состоит тот или иной процесс. Они могут представлять особый интерес с точки зрения процесса оценки качества, поскольку графическое отображение процесса зачастую помогает выявить «узкие места», которые могут создавать проблемы с качеством.

Блок-схемы также можно строить в Excel, хотя сам по себе процесс построения является несколько запутанным. Если вам придется строить очень сложную блок-схему, мы рекомендуем воспользоваться одним из специализированных программных пакетов, предназначенных для этой цели. Если же вам нужна относительно простая блок-схема, подобная той, которая изображена на рис. 1, тогда вы вполне можете обойтись средствами Excel.

Небольшие блок-схемы в программе Excel можно создавать с помощью кнопки Shapes (Фигуры), которая расположена в группе Illustrations (Иллюстрации) вкладки Insert (Вставка) (рис. 2).

Щелкните на кнопке Shapes (Фигуры), чтобы открыть меню с обширным перечнем фигур, имеющихся в вашем распоряжении. Как показано на рис. 3, группа фигур Flowchart (Блок-схема) - седьмая сверху. В группе Flowchart (Блок-схема) предусмотрено несколько нужных нам форм. Щелкните на значке требуемой формы, а затем перетащите указатель мыши в пределах рабочего листа для ее создания.

После создания фигуры в правой части ленты Microsoft Excel появится вкладка Format (Формат). Параметры этой вкладки предназначены для изменения формата выделенной в данной момент фигуры. Например, для изменения цвета выделенной фигуры достаточно щелкнуть на кнопке Shape Fill (Заливка фигуры), а затем - на образце интересующего вас цвета, как показано на рис. 4 (не забывайте, что наш рисунок - черно-белый).


Щелкните внутри выбранной вами фигуры, введите требуемый текст. Аналогичным образом создайте еще несколько фигур для вашей блок-схемы. Отдельные блоки блок-схемы можно соединять между собой линиями и стрелками, которые в меню кнопки Shapes (Фигуры) расположены в группе Lines (Линии) (см. рис. 4).

Схема это абстракция какого-либо процесса или системы, наглядно отображающая наиболее значимые части . Схемы широко применяются с древних времен до настоящего времени – чертежи древних пирамид, карты земель, принципиальные электрические схемы. Очевидно, древние мореплаватели хотели обмениваться картами и поэтому выработали единую систему обозначений и правил их выполнения. Аналогичные соглашения выработаны для изображения схем-алгоритмов и закреплены ГОСТ и международными стандартами.

На территории Российской Федерации действует единая система программной документации (ЕСПД) , частью которой является Государственный стандарт – ГОСТ 19.701-90 “Схемы алгоритмов программ, данных и систем” . Не смотря на то, что описанные в стандарте обозначения могут использоваться для изображения схем ресурсов системы, схем взаимодействия программ и т.п., в настоящей статье описана лишь разработка схем алгоритмов программ.

Рассматриваемый ГОСТ практически полностью соответствует международному стандарту ISO 5807:1985 .

Элементы блок-схем алгоритмов

Блок-схема представляет собой совокупность символов, соответствующих этапам работы алгоритма и соединяющих их линий. Пунктирная линия используется для соединения символа с комментарием. Сплошная линия отражает зависимости по управлению между символами и может снабжаться стрелкой. Стрелку можно не указывать при направлении дуги слева направо и сверху вниз. Согласно п. 4.2.4, линии должны подходить к символу слева, либо сверху, а исходить снизу, либо справа.

Есть и другие типы линий, используемые, например, для изображения блок-схем параллельных алгоритмов, но в текущей статье они, как и ряд специфических символов, не рассматриваются. Рассмотрены лишь основные символы, которых всегда достаточно студентам.

Терминатор начала и конца работы функции

Терминатором начинается и заканчивается любая функция. Тип возвращаемого значения и аргументов функции обычно указывается в комментариях к блоку терминатора.

Операции ввода и вывода данных

В ГОСТ определено множество символов ввода/вывода, например вывод на магнитные ленты, дисплеи и т.п. Если источник данных не принципиален, обычно используется символ параллелограмма. Подробности ввода/вывода могут быть указаны в комментариях.

Выполнение операций над данными

В блоке операций обычно размещают одно или несколько (ГОСТ не запрещает) операций присваивания, не требующих вызова внешних функций.

Блок, иллюстрирующий ветвление алгоритма

Блок в виде ромба имеет один вход и несколько подписанных выходов. В случае, если блок имеет 2 выхода (соответствует оператору ветвления), на них подписывается результат сравнения – “да/нет”. Если из блока выходит большее число линий (оператор выбора), внутри него записывается имя переменной, а на выходящих дугах – значения этой переменной.

Вызов внешней процедуры

Вызов внешних процедур и функций помещается в прямоугольник с дополнительными вертикальными линиями.

Начало и конец цикла

Символы начала и конца цикла содержат имя и условие. Условие может отсутствовать в одном из символов пары. Расположение условия, определяет тип оператора, соответствующего символам на языке высокого уровня – оператор с предусловием (while) или постусловием (do … while).

Подготовка данных

Символ “подготовка данных” в произвольной форме (в ГОСТ нет ни пояснений, ни примеров), задает входные значения. Используется обычно для задания циклов со счетчиком.

Соединитель

В случае, если блок-схема не умещается на лист, используется символ соединителя, отражающий переход потока управления между листами. Символ может использоваться и на одном листе, если по каким-либо причинам тянуть линию не удобно.

Комментарий

Комментарий может быть соединен как с одним блоком, так и группой. Группа блоков выделяется на схеме пунктирной линией.

Примеры блок-схем

В качестве примеров, построены блок-схемы очень простых алгоритмов сортировки, при этом акцент сделан на различные реализации циклов, т.к. у студенты делают наибольшее число ошибок именно в этой части.

Сортировка вставками

Массив в алгоритме сортировки вставками разделяется на отсортированную и еще не обработанную части. Изначально отсортированная часть состоит из одного элемента, и постепенно увеличивается.

На каждом шаге алгоритма выбирается первый элемент необработанной части массива и вставляется в отсортированную так, чтобы в ней сохранялся требуемый порядок следования элементов. Вставка может выполняться как в конец массива, так и в середину. При вставке в середину необходимо сдвинуть все элементы, расположенные “правее” позиции вставки на один элемент вправо. В алгоритме используется два цикла – в первом выбираются элементы необработанной части, а во втором осуществляется вставка.


Блок-схема алгоритма сортировки вставками

В приведенной блок-схеме для организации цикла используется символ ветвления. В главном цикле (i < n) перебираются элементы необработанной части массива. Если все элементы обработаны – алгоритм завершает работу, в противном случае выполняется поиск позиции для вставки i-того элемента. Искомая позиция будет сохранена в переменной j в результате выполнения внутреннего цикла, осуществляющем сдвиг элементов до тех пор, пока не будет найден элемент, значение которого меньше i-того .

На блок-схеме показано каким образом может использоваться символ перехода – его можно использовать не только для соединения частей схем, размещенных на разных листах, но и для сокращения количества линий. В ряде случаев это позволяет избежать пересечения линий и упрощает восприятие алгоритма.

Сортировка пузырьком

Сортировка пузырьком , как и сортировка вставками , использует два цикла. Во вложенном цикле выполняется попарное сравнение элементов и, в случае нарушения порядка их следования, перестановка. В результате выполнения одной итерации внутреннего цикла, максимальный элемент гарантированно будет смещен в конец массива. Внешний цикл выполняется до тех пор, пока весь массив не будет отсортирован.


Блок-схема алгоритма сортировки пузырьком

На блок-схеме показано использование символов начала и конца цикла. Условие внешнего цикла (А) проверяется в конце (с постусловием ), он работает до тех пор, пока переменная hasSwapped имеет значение true. Внутренний цикл использует предусловие для перебора пар сравниваемых элементов. В случае, если элементы расположены в неправильном порядке, выполняется их перестановка посредством вызова внешней процедуры (swap ). Для того, чтобы было понятно назначение внешней процедуры и порядок следования ее аргументов, необходимо писать комментарии. В случае, если функция возвращает значение, комментарий может быть написан к символу терминатору конца.

Сортировка выбором

В сортировке выбором массив разделяется на отсортированную и необработанную части. Изначально отсортированная часть пустая, но постепенно она увеличивается. Алгоритм производит поиск минимального элемента необработанной части и меняет его местами с первым элементом той же части, после чего считается, что первый элемент обработан (отсортированная часть увеличивается).


Блок-схема сортировки выбором

На блок-схеме приведен пример использования блока “подготовка”, а также показано, что в ряде случаев можно описывать алгоритм более “укрупнённо” (не вдаваясь в детали). К сортировке выбором не имеют отношения детали реализации поиска индекса минимального элемента массива , поэтому они могут быть описаны символом вызова внешней процедуры. Если блок-схема алгоритма внешней процедуры отсутствует, не помешает написать к символу вызова комментарий, исключением могут быть функции с говорящими названиями типа swap, sort , … .

На блоге можно найти другие примеры блок-схем :

Часть студентов традиционно пытается рисовать блок-схемы в Microsoft Word , но это оказывается сложно и не удобно. Например, в MS Word нет стандартного блока для терминатора начала и конца алгоритма (прямоугольник со скругленными краями, а не овал). Наиболее удобными, на мой взгляд, являются утилиты MS Visio и yEd , обе они позволяют гораздо больше, чем строить блок-схемы (например рисовать диаграммы UML), но первая является платной и работает только под Windows, вторая бесплатная и кроссплатфомренная. Все блок-схемы в этой статье выполнены с использованием yEd.

Основная мысль в том, что блок-схемы по указанным Вами стандартам устарели. Дракон-схемы призваны, чтобы заменить их.

  1. admin Post author

    Здравствуйте.
    Я слышал, что язык ДРАКОН использовался я космической программе БУРАН, а также то, что после этого язык “пустили” на гражданские нужды. Однако, задачи в космической отрасли явно специфические и просто так взять и “переделать под общее пользование” нельзя.
    К слову, в программе БУРАН использовался также язык Пролог (на зарубежных сайтах это упоминают чаще, чем у нас), но существуют сотни диалектов пролога, т.е. реализация языка может быть любой. Если бы после программы что-то бы и выпустили, то это были бы общие принципы, а решает реализация. Аналогично и с Драконом, очевидно.

    Лично я не вижу перспектив использования блок-схем и преимуществ тоже. Вы говорите, что блок-схемы устарели – я согласен, но “заменить их” просто так не выйдет. Как только вы договоритесь с Госстандартом и они примут Дракон-схемы в качестве ГОСТ, так сразу я соглашусь, а пока что от школьников и студентов требуют блок-схемы по ГОСТ (на первом курсе и в дипломе).

  • Андрей

    Утверждение “документация не нужна” справедливо лишь для очень узкого сектора программирования. В общем случае – смешно. В “госконторах” блок-схемы применяют, это факт. В том числе – поскольку они часто разрабатывают так называемые “приложения критической важности”, в которых нужно иметь четкие представления и в случае необходимости было проще искать ошибку в алгоритме.
    Графическая форма представления информации более богата и наглядна, нежели текстовая. Это именно так, и именно поэтому в деятельности человека используются самые различные виды схем и диаграмм. В этом заключается и причина популярности, скажем, UML и “победного шествия” UML по самым разным современным интегрированным средам разработки программ.
    Далее. Одной и той же схеме могут соответствовать несколько программ на различных языках. Генерировать эти программы можно автоматически. Есть хороший пример – редакторы Дракон-схем. Проблема соответствия схемы (документации) тексту программы действительно существует, но решается опять же при его автоматической генерации. Идеальный вариант – проект с графической нотацией, и никакого “ручного” написания программы. И, между прочим, кое-где (МОКБ “Марс”, например) этот подход “программирование без программистов” успешно внедрен в практику.

    1. admin Post author

      Я работал в гос. конторе, у меня товарищи работают в такой же конторе и разрабатывают ПО для спутников. Блок-схемы никто не использует и никогда не использовал.

      Ошибки в ПО “критической важности” не ищут, а верифицируют. Например в компаниях типа “Боинг” используют model checking – это самый популярный на настоящее время метод верификации, но в России почти не применяется. Во всяких спутниках, системах ПВО и т.п. обычно используются автоматные алгоритмы (вроде бы по понятным причинам), поэтому для их визуализации используют управляющий автомат. Опять же в России продвигается Switch-технология Шалыто и я видел статьи по верификации у его команды, но я не знаю насколько это применяется в промышленности.

      Про “более богата и наглядна” – бред полнейший. Между железом, которое выполняет вашу программу и исходным кодом итак имеется бешеный семантический разрыв, но нужно еще “богаче”? Вы вроде бы пишите про гос. конторы и прочие серьезные штуки, но сюда же вкручиваете слабоформализованные термины – как вы измерите “наглядность”? – я вот не считаю блок-схемы более наглядными.

      Вы упоминаете UML, но вы им пользуетесь? Я – пользуюсь, вы можете увидеть множество диаграмм даже в соседних статьях и уже поэтому я вижу, что вы не правы в корне. UML – это более высокий уровень абстракции, чем код, им пользуются потому, что можно отбросить множество мелочей и незначащих деталей системы. Точно также я предлагал бы пользоваться блок-схемами (в ВУЗах такое часто называют “укрупненная блок-схема”), но автоматическая генерация кода по схеме тогда не поможет.

      Наконец. Допустим я нарисовал схему, сгенерировал по ней код (мы опустили кучу моментов типа тех, что в схемах по ГОСТ нет типов данных в схемах). Затем я захотел переименовать переменную, или вынести часть кода в отдельную функцию – типичные случаи рефакторингов? Такие мелкие преобразования выполняются в любом проекте настолько часто, что им посвящены книги (посмотрите, например, как Мартин Фаулер систематизировал их). Если я использовал автоматическую генерацию – то изменения мне надо вносить и в исходный код, и в блок-схему. Зачем мне лишние проблемы если преимущества не очевидны?

    2. admin Post author

      Про МОКБ “Марс” мы сможем поговорить когда вы приведете пример алгоритма, который там описывался. Я вот уверен, что это тривиальные алгоритмы, которые элегантно описываются автоматом. По сложности это что-то типа программы управления кофе-машиной, только в космосе. Поэтому такие конторы могут использовать что угодно.

      И, между прочим, кое-где (МОКБ “Марс”, например) этот подход “программирование без программистов” успешно внедрен в практику.
      Зайдите на сайт этого МОКБ в раздел “вакансии”. Если они внедрили “программирование без программистов” – то зачем они ищут программистов?
      Предприятию требуются: Инженеры, конструкторы, технологи, программисты различных категорий, схемотехники, …

      1. ghost

        Google в 2011 году запускал проект со слоганом “Каждая домохозяйка может написать свое приложение для Android”. Особенность проекта была в том что ПО не писалось, а собиралось из блоков (очень похожих на те, что использовались в блок-схемах). Там были циклы, условия, методы, классы и не большое количество кода. Почему закрыли проект я не знаю. Но успел собрать на нем 2 приложения.

  • ghost

    Я по профессии педагог, учитель математики-информатики, для меня блок схемы и другие схематические интерпретации являются очень важной частью обучения и понимания материала. Будь то информатика, программирование, математика, физика, химия. Я могу приводить очень много примеров где можно применять блок схемы, треугольники, квадратики и т.д.

    Все эти схемы тем более важны, когда программа пишется не на одном языке программирования. Допустим такой вариант: C# – WinodwsPhone, Java – Android, Obj-c – iOS.

    Так же очень удобно когда наглядно, на одном листочке, видимы зависимости классов в проекте – это значительно упрощает понимание кода. Иногда можно даже не смотреть сам код – достаточно посмотреть схему (UML) чтобы понять где нужно править или что нужно наследовать. Очень жаль, что большинство IDE не позволяют без подключения дополнительных расширений генерировать UML схемы.



  • Павел

    Спасибо за материал, читается хорошо и наглядно =)
    Не хочу показаться занудой, однако я нашёл не стыковку в алгоритме вставки:
    1) При первом сдвиге проверяемый элемент теряется
    2) Нельзя вставить элемент на первое место, да и сам принцип мне не очень понятен (почему не arr[j] := arr[i];)
    При сортировки выбором выходим за границу массива (i:= n + 1 на последней итерации)

    Ну и если совсем быть честным, то я бы сдвигал вправо содержание цикла, особенно с учётом вложенности.
    Возможно я не прав, но мнение своё высказать желаю)

    Ещё раз спасибо за статью, очень помогла при написании лабораторной работы на первом курсе

    1. Доклад Владимира Паронджанова на научном семинаре в Институте системного программирования Российской академии наук 19 мая 2017 года

      Длительность видеоролика 2 часа 38 минут
      https://www.youtube.com/watch?v=MFPqCqcv7kY

      Вступительное слово произносит
      Заместитель директора Института системного программирования РАН,
      Зам. главного редактора журнала “Программирование” Российской академии наук
      доктор физико-математических наук, профессор
      Александр Константинович Петренко.

      Аннотация доклада

      Паронджанов В.Д. Неклассическая теория алгоритмов и алгоритмический язык ДРАКОН

      Современная теория алгоритмов не имеет удобного (эргономичного) языка, позволяющего облегчить и ускорить понимание алгоритмов ЧЕЛОВЕКОМ. Она не применима к медицинским алгоритмам и не содействует повышению безопасности пациентов. Она не оказывает практической помощи при разработке бизнес-процессов, потоков работ (workflows) и пр.
      Современные языки программирования используют управляющие слова (if, then, else, case, switch, break, while, do, repeat, until, for, foreach, continue, loop, exit, when, last и др.) , которые играют роль визуальных помех, провоцируют появление ошибок и мешают понять смысл алгоритма в терминах предметной области.
      Предлагаются теоретические и практические средства, чтобы устранить или ослабить указанные недостатки

      План доклада

      0. Введение
      1. Алгоритмы без программистов
      2. Формальная управляющая графика
      3. Когнитивная эргономика
      4. Визуальная логика
      5. Визуальное логическое исчисление
      6. Алгоритмическая конструкция “Силуэт”
      7. Метод Ашкрофта-Манны
      8. Двумерное структурное программирование.
      9. Заключение

      1. Post author

        Спасибо, посмотрел доклад. Благодарен докладчику за обилие ссылок – расширяет кругозор. Правда, по поводу применимости, есть сомнения. Тут вот какое дело – есть множество графических редакторов UML диаграмм (кстати, женщина из зала очень хорошую вещь сказала – “посмотрите вокруг, есть UML”, а вот ответ был не совсем внятный), но дело в не в UML, а в том, что появилась тенденция к переходу от графических редакторов к текстовым, а вы продвигаете обратный процесс. Посмотрите на plantuml – он очень удобный, я сам им пользуюсь. Мне проще написать A ..> B: "foo()" чем рисовать стрелочку, выбирать ей тип линии, тип стрелки и потом редактировать надпись.

        С одной стороны, я практикующий программист. Я вот недавно опрашивал коллег – почти никто из них даже UML не пользуются. Заставить их рисовать ДРАКОН-схемы будет нереально.

        С другой стороны, я преподаю в ВУЗе. В том числе предметы типа технологии программирования и веду дипломное проектирование. Вероятно я включил бы в курс материал по Дракону (1 занятие максимум, для расширения кругозора), но есть сомнения что это будет воспринято хорошо.

        С третьей стороны, занимаюсь я научной работой. Уже давно у нас в ВУЗе разрабатывается язык программирования ПИФАГОР. Моя часть в работе – разработка оптимизирующих преобразований, но дело не в этом. К языку уже несколько раз писали визуальный редактор, т.к. программа на языке представляется набором графов двух типов. Один граф полностью отражает информационные зависимости в программе, а второй предназначен чтобы подстроить процесс выполнения под определенную архитектуру вычислительной машины. Язык параллельного программирования. В этом контексте я думаю, а может ли ваш ДРАКОН отражать параллельные, асинхронные вычисления, можно ли в нем отразить, что один фрагмент кода должен выполняться после другого. Или, отходя от ПИФАГОРа – возможно ли в ДРАКОНе изобразить что-то типа критической секции, семафора и т.п.? Вопрос возник потому, что в докладе очень долго разбирались какие-то примитивы языков типа if-then-else, loop, switch, …

        Кстати, продолжая тему, как практикующего программиста меня интересует наличие исключений в ДРАКОНе или предлагается обходиться кодами ошибок?

        Возвращаясь к вопросу о UML – в терминах предметной области изображается диаграмма вариантов использования, на ее основе строится все остальное. Таким образом термины предметной области попадают в проект. Результат проектирования – диаграмма классов и последовательности, транслируется в исходный код на C++/Java/C#/… Но вот эта терминология из предметной области остается на уровне схемы проекта (имена классов и методов), алгоритм на UML не рисуется. На мой взгляд, это хорошо, а вы как думаете?

  • ПОСТРОЕНИЕ БЛОК-СХЕМЫ В ТЕКСТОВОМ ПРОЦЕССОРЕ WORD

    Создание блок-схемы в текстовом процессоре Microsoft Word выполняется с помощью панели инструментов Рисование (рисунок 1). Если панель не включена, то выберите команду Вид Панели инструментов и поставьте флажок «Рисование » или щелкните на пиктограмме (Рисование) на панели инструментовСтандартная . Текстовый редактор Word позволяет создавать только векторные объекты (линии, прямые и кривые, геометрические фигуры, стандартные и нестандартные), растровые объекты вставляются как внешние объекты из файла, подготовленного другими средствами (с помощью графического редактора, сканера, цифровой камеры, графического планшета и др.).

    Рисунок 1 – Панель инструментов Рисование

    Основным средством панели Рисование , предназначенным для создания простейших объектов, является раскрывающийся список Автофигуры . В его категориях представлены заготовки для создания линий, прямых и кривых, простейших геометрических фигур, фигурных стрелок и выносных линий, чертежных элементов для блок-схем, функциональных схем и др.

    При создании и редактировании графических объектов используют следующие приемы и средства.

    Пиктограмма (Добавить объект WordArt ) позволяет создавать объекты WordArt.

    Более сложные рисунки (композиции) создаются путем комбинирования простейших рисунков. При создании сложного рисунка следует учитывать не только взаимодействие объектов с текстом, но и их взаимодействие между собой.

    Несколько простых объектов необходимо группировать в один объект командой Группировка Группировать контекстного меню или командой Группировать из раскрывающегося списка Действия . После группировки объекты уже нельзя сдвинуть друг относительно друга, и положением всей группы на странице можно управлять как единым объектом. Для группировки все объекты должны быть предварительно выделены щелчками левой кнопки мыши при нажатой клавише Shift или перемещением мыши с нажатой левой кнопкой, при выбранном инструменте (Выбор объектов ). Обратная операция Разгруппировать позволяет «разобрать» сложный объект на составляющие его простые объекты, которые при необходимости можно отредактировать, а затем заново сгруппировать.

    Управление взаимным расположением по оси Z (по нормали к плоскости рисунка) объектов, перекрывающих друг друга, осуществляется с помощью пункта Порядок контекстного меню объекта или раскрывающегося списка Действия . В рисунке каждый объект имеет собственный «слой». Объекты, созданные раньше, лежат ниже, а объекты, созданные позже, располагаются на более высоких слоях. Соответственно, при наложении более поздние объекты перекрывают более ранние. Этот порядок можно изменить, изменяя положение выделенного объекта относительно других объектов и основного текста.

    Если объекты не перекрывают друг друга, при необходимости их выравнивают между собой. Операция выравнивания выполняется до группировки. В этом случае операция группировки выполняется как закрепляющая операция. Для выравнивания нескольких объектов между собой их следует выделить и в раскрывающемся списке Действия из категории Выровнять/распределить выбрать один из пунктов. Операции выравнивания и распределения выполняются, только если группа состоит более чем из двух объектов. При распределении между объектами автоматически устанавливаются равные интервалы.

    Пиктограммы Тень и Объем позволяют придать автофигуре различные формы тени и объема путем выбора необходимого типа оформления из раскрывающегося списка.

    Основные этапы построения блок-схемы:

      включить панель инструментов Рисование ;

      отобразить координатную сетку;

      используя автофигуры и другие элементы, изобразить блок-схему;

      отменить отображение координатной сетки;

      сгруппировать все отдельные фигуры в единый объект.


    Рисунок 2 – Пример графической схемы алгоритма

    разветвляющегося вычислительного процесса

    Ответ мастера:

    Схемы используются для большей наглядности подаваемой информации в текстовых документах: статьях, учебниках, разнообразных методических пособиях. Возможно их построение в разных программах. Самую простую можно сделать в приложении Word.

    Нужно запустить приложение Microsoft Word, там новый документ создать, в нем выполнить схему. Для чего нужно перейти к меню «Вид», там открыть «Панели инструментов» и поместить галочку напротив панели инструментов под названием «Рисование». Она отобразится внизу экрана, прямо над строкой состояния. Можно приступать к созданию схемы.

    Затем необходимо перейти в раздел «Автофигуры», чтобы выбрать структуру будущей схемы. Например, в подразделе «Основные», можно выбрать прямоугольник, затем установить курсор в той части документа, где будет начинаться схема и удерживая зажатой левую кнопку мыши, перетащить прямоугольник вниз и вправо. Далее необходимо щелкните кнопкой мыши правой по объекту и воспользоваться командой «Добавить текст». Затем ввести необходимые символы. Так же можно добавьте иные структурные элементы будущей схемы с помощью стандартных фигур и фигур, которые находятся в меню «Блок-схемы».

    Необходимо выполнить соединение различных элементов схемы, используя линии и стрелки, для чего необходимо выбирать соответствующие инструменты на обозначенной выше панели. После установки необходимых элементов нужно оформить их: добавьте при желании тень, выполните заливку, установите размер, объем, соединительных линий используя кнопки на инструментальной панели «Рисование».

    После чего, завершить создание схемы в конкретном документе, можно выбором на данной панели позиции «Выбор объектов» (белого цвета стрелка) и выделив всю схему, потом выбрав меню «Рисование», а там элемент «Группировать». Пользовательская схема станет одним рисунком, который можно скопировать в буфер обмена и добавить в любой нужный документ. Для калибровки отдельных элементов созданной схемы нужно аналогично выделите ее и воспользоваться командой «Разгруппировать».

    Создание схемы в электронной презентации при помощи средств программы Power Point осуществляется похожим образом. Необходимо добавить новый слайд для будущей схемы, на панели инструментов воспользоваться элементом «Организационная диаграмма». Установить внешний вид схемы и использовать кнопку «ОК».

    Заполнить шаблон будущей схемы текстом, добавить необходимые элементы в схему, для чего щелкнуть по любому из данных элементов, на инструментальной панели диаграммы и выберите вариант «Добавить фигуру» и затем определить ее тип. Кроме того можно изменить вид схемы с помощью опций «Авто формат» и «Макет».

    Перед созданием в электронном виде схемы нужно сделать предварительно ее заготовку на обычной бумаге – это сильно упростит задачу пользователю.