Какие диски установлены на вашем автомобиле. Виды колесных дисков

→ Как выбрать диски для автомобиля?2011-08-25

Автодиск - это центральная часть колеса, благодаря которой оно «садится» на ступицу. Современные производители предлагают огромный ассортимент этих изделий. Как выбрать диски для авто правильно? Попробуем ниже разобраться в этом вопросе.

Один из важнейших показателей, на которые нужно ориентироваться при выборе дисков - материал, из которого они изготовлены. Немаловажную роль играют и технологии, в соответствии с которыми произведены колеса.

Появились на рынке самыми первыми. Их название точно отражает технологию, по которой они производятся. Именно так и происходит: берут лист стали, помещают под специальный пресс, и штампуют диск, примерно как чеканят монеты.

Штампованные диски для авто обладают следующими преимуществами:

  • Высокая надежность. Сталь, из которой изготовлены эти диски, не является хрупким материалом. Если колесо получит «травму», то оно деформируется, но его целостность, скорее всего, не нарушится. Чаще всего его можно будет легко поправить в мастерской.
  • Низкая стоимость. Технология производства достаточно проста, поэтому такие колеса стоят недорого.

Штампованные диски, как более надежный и дешевый вариант, часто устанавливаются в составе заводских комплектаций разных автомобилей.

Если Вы думаете о том, какие диски лучше выбрать , то Вам стоит знать и об основных недостатках штамповки:

  • Стальные штампованные колеса отличаются высокой массой. Это не лучшим образом влияет на динамические показатели колеса, торможение.
  • Высокая подверженность коррозии. Стальные диски начинают относительно быстро ржаветь, теряя и свой привлекательные внешний вид, и прочностные качества.
  • В отношении дизайна штамповка проигрывает всем остальным видам колес. Технология не позволяет экспериментировать с формами.

За последнюю пару десятилетий набрали высокую популярность. Обычно их изготавливают из легких сплавов алюминия. Применяют иногда производители и магниевые сплавы, но последние имеют существенные недостатки, поэтому не нашли широкого применения.

Неоспоримые преимущества литых дисков:

  • Небольшая масса. Благодаря этому улучшены динамические характеристики, снижены нагрузки на тормозную систему.
  • Большой ассортимент дизайнов. Фантазия производителя ограничена только необходимостью придания колесам соответствующих прочностных характеристик.
  • Хорошая сбалансированность. Обычно необходимость в балансировке во время установки таких колес минимальна. Качественные формы для литья позволяют добиваться высокой геометрической точности.

Перед тем как выбрать литые диски , стоит учесть и их недостатки:

  • Высокая хрупкость. Во время ударов на литых колесах практически никогда не образуются вмятины. «Травмы» грозят сколами и трещинами. А иногда диск может и совсем расколоться на части. В большинстве случаев после этого колеса уже не могут быть отремонтированы. Современные производители стараются справиться с этой проблемой, применяя современные технологии.
  • Высокая стоимость. Часто она зависит от сложности дизайна колес. Цены на элитные тюнинговые модели могут быть совсем запредельными.

Какие литые диски лучше купить ? Этот вопрос достаточно риторичен. В последнее время на рынке появилось много производителей. Есть хорошие бренды западного и азиатского происхождения.

Кованые диски имеют преимущества по сравнению с литыми и штампованными:

  • Благодаря специальным технологиям производства металл, из которого состоит колесо, имеет слоистую структуру. Это повышает его прочность. Кованый диск даже прочнее подвески.
  • Современная технология ковки позволяет экспериментировать с дизайном. В данном отношении кованые диски не уступают литым.

Самым большим недостатком ковки является ее цена. Обычно такие диски стоят настолько дорого, что их нецелесообразно покупать даже ради дополнительной прочности.

С целью уменьшения стоимости современные производители предлагают диски, при изготовлении которых применено сочетание разных технологий. Например, центральная часть отлита, а обод изготовлен методом раскатки, напоминающим ковку.

Как выбрать литые диски для автомобиля?

Если мы посмотрим в инструкцию по эксплуатации любого автомобиля, то мы увидим, что производитель указал в ней соответствующие размеры колес. Эти цифры - первое, на что нужно ориентироваться при выборе колесных дисков.

Если Вы думаете о том, какие диски выбрать для авто , то Вам стоит ориентироваться на следующие показатели:

  • Диаметр и радиус. Радиус измеряется в дюймах и обозначается буквой R. Например, R17 - радиус диска 17 дюймов.
  • Ширина обода. Это показатель, который должен сочетаться с соответствующей шириной профиля шины. Если водитель выбирает диск с более широким ободом, то есть вероятность того, что он будет задевать за тормозной диск.
  • Сверловка (разболтовка) - это радиус воображаемой окружности, которая проведена через центры крепежных отверстий. Обычно рядом указывается вторая цифра - число крепежных отверстий.
  • Вылет. Показатель, характеризующий смещение центральной части диска относительно плоскости, которая делит его вдоль пополам. Вылет может быть нулевым, положительным или отрицательным. Он напрямую влияет на ширину колесной базы.
  • Посадочный диаметр - это диаметр отверстия, которым диск надевается на ступицу. Он ни в коем случае не должен быть меньше - это не позволит монтировать диск. Если же отверстие больше, то зазор можно исправить при помощи проставочных колец. Но и здесь есть опасность. Если параметры колеса не соответствуют оригинальным, и оно устанавливается вместе с проставочными кольцами, то это обычно дает дилеру право отказать в гарантийном обслуживании машины.

Всем перечисленным параметрам для автомобиля полностью соответствуют оригинальные диски . Для Вашей машины оригинальными будут те колеса, которые идут в заводской комплектации, и типоразмеры которых указаны в инструкции по эксплуатации. Если Вы решили изменить какие-то размеры дисков и шин, то Вам обязательно стоит проконсультироваться со специалистами.

Стоит ли покупать диски «Реплика»?

Если Вы планируете сменить колесные диски, то у Вас есть два варианта:

  • Выбрать модель от любого из представленных на рынке брендов, предварительно убедившись в том, что размеры выбранного Вами колеса соответствуют штатным.
  • Приобрести диски «Реплика» - точные копии колес из заводской комплектации.

Диски «Реплика» - это не название бренда или производителя. Они выпускаются разными компаниями по всему миру. Главные заводы находятся в Италии, Турции, Китае. Их объединяет одно - точное соответствие всех параметров оригинальным. Это те же оригинальные диски с теми же типоразмерами, с тем же дизайном и даже с логотипом автопроизводителя в центре. Проблема в том, что происхождение таких колес не всегда понятно, а это порождает сомнения в уровне качества. Единственная возможность купить диски, которые будут иметь все необходимые характеристики - обратиться к надежному продавцу. Например, на нашем сайте представлены диски «Реплика», в уровне качества которых мы полностью уверены.

Как выбрать диски для внедорожника?

Если Вас интересует вопрос о том, как выбрать диски для кроссовера , то здесь все практически так же, как и с легковыми автомобилями. Но следует учитывать и специфику машины:

  • Для поездок по городскому асфальту подойдут литые диски.
  • Если же часто приходится покорять просторы бездорожья и путешествовать по неровным грунтовым дорогам, особенно при высокой загрузке автомобиля, то лучше отдать предпочтение штамповке.

Какие диски выбрать для авто на лето и зиму?

В большинстве регионов России изменения климата в течение года весьма существенны. Поэтому рекомендуется иметь два комплекта шин и дисков: на лето и на зиму.

Если Вы любите стильные литые диски, то их вполне можно приобрести на лето. Зимой стоит устанавливать на автомобиль штампованные диски. На первое место выступает надежность. А литые диски во время сильного удара могут расколоться.


Как подобрать диски для автомобиля.

Правильно подобранные диски - это и безопасность на дороге, и рациональный расход топлива, и увеличение срока службы трансмиссии, и что самое главное отличный дизайн.

Для начала определите ширину обода.


Ширина обода должна быть приблизительно на 25% меньше ширины профиля шины. Допустим, Вы ищете диски под шину 195/65 R15. Ширина ее профиля 195 мм. В дюймах это будет 7,68 (надо 195 разделить на 25,4). Отнимите от этой величины 25% и полученное число округлите до ближайшего значения из стандартного ряда. Получите 6 дюймов - обод именно такой ширины нужен для шины 195/65R15.


Затем определите диаметр диска.


Подавляющее большинство современных автомобилей бегает на 13-, 14-, 15- и 16-дюймовых дисках. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра; машины для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14 дюймовые, 15 и даже 16. Это объясняется стремлением использовать шины низких и сверхнизких профилей, поскольку их ездовые качества лучше, хотя комфорт при этом страдает. Следовательно Вам самим придется найти компромис между спортом и комфортом, самим сделать выбор в пользу отточеного управления, завораживающего дизайна или убоюкивающего комфорта.

Несмотря на кажущуюся простоту колесных дисков, они имеют множество крепежных параметров, и каждый из них должен соответствовать требованиям Вашего автомобиля.

Диаметр расположения отверстий крепления(обозначается PCD - Pitch Circle Diameter) и количество этих отверстий. Например, PCD100/4 - 4 отверстия на диаметре 100 мм.

Диаметр центрального отверстия диска (DIA-устойчивого международного обозначения нет).

У штатных колес автомобиля центральное отверстие, как правило, точно подогнано к ступице оси; на заводах принято центрировать колесо именно по нему - его диаметр является посадочным. Но если Вы покупаете диск в магазине, не удивляйтесь тому, что центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD.

Параметры крепления дисков

При монтаже дисков необходимо учитывать их , потому как при рекомендованном заводом-изготовителем типоразмере диски могут различаться по данному параметру.

PCD - Pitch Circle Diameter - диаметр расположения отверстий для болтов крепления.

Например: ВАЗовский стандарт крепления PCD 98/4 (или 4х98) соответствует тому, что этот диаметр равен 98 мм, а количество отверстий крепежа - 4 шт.

DIA - Диаметр центрального посадочного отверстия под ступицу, измеряется в мм.

Полезно: Практически всегда можно взять диск с большим отверстием и поставить переходное кольцо, уменьшающее этот параметр. В случае если посадочное отверстие меньше, колесо надеть невозможно.

Вылет колеса.

Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена). Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы - DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.

Маркировка дисков
Все колесные диски, как штампованные, так и литые маркируются одинаковым образом. Маркировка наносится на видимую поверхность колесного диска и дает нам полную информацию о его параметрах.
  • Название фирмы производителя или товарный знак;
  • страна-изготовитель;
  • дата изготовления (обычно в формате "ннгг", где нн - номер недели, а гг - год; "1703" означает, что диск выпущен на 17-й неделе 2003 года);
  • клеймо рентген-контроля (как правило, для литых легкосплавных дисков, свидетельствующее об отсутствии внутренних дефектов отливки);
  • номер плавки;
  • клеймо контролирующего органа (германский TÜV, российский РОСТЕСТ и т.д.);
  • типоразмер.

Подробнее о типоразмере


Стандарт записи типоразмера, принятый в Европе и на постсоветском пространстве, последнее время используется во всём мире. Для детального ознакомления с обозначениями типоразмера расшифруем маркировку конкретного колесного диска.

5 J x 13H2 ET 30 - маркировка стандартного диска для бескамерного колеса

5 - ширина обода диска в дюймах.

Варианты этого размера: 3 1/2, 4, 4 1/2, 5, 5 1/2, 6, 6 1/2, 7, 7 1/2 и 8 дюймов.
Полезно: спортивные, тюнингованные и внедорожные автомобили могут иметь колеса и шире.

J - буквенный индекс, содержащий информацию о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы закругления и др.)

Варианты этого индекса: JJ, JK, K, L.
Полезно: Данная информация предназначена в основном для профессионального использования.

13 - посадочный диаметр диска в дюймах.

Варианты этого размера: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24 и 26 дюймов.
Полезно: Параметр должен совпадать с посадочным диаметром монтируемой шины.

H2 - буквенный индекс, содержащий информацию о форме и конструкции хампов.

Варианты обозначения: H - hump (односторонний подкат), FH - flat hump (плоский подкат), CH - combi hump (комбинированный двусторонний подкат), AH - advanced hump.
Для справки: хамп (подкат) - кольцевой выступ на посадочных полках обода, служащий для надежного удержания бескамерной шины на диске.

ET 30 - вылет колеса (измеряется в мм).

Варианты обозначения: OFFSET или DEPORT.
Для справки: Вылет - расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса.
Полезно: Обычно это значение положительное и соответствует нулю, когда плоскость крепления колеса находится практически у внешнего края. В случае если диск "выносной", то есть основная часть колеса выносится наружу от центра автомобиля, значение вылета отрицательное.

Правильно подобранные колесные диски — это безопасность на дороге и рациональный расход топлива, увеличение срока службы трансмиссии и стильный вид вашего автомобиля.

Колесные диски делятся на две основные группы: стальные и легкосплавные.

Стальные штампованные колеса состоят из обода и приваренного к нему диска. Эти части изготавливаются методом штамповки из листовой стали и соединяются между собой контактной точечной сваркой. После этого диски окрашивают.

Такой способ изготовления дисков прост и недорог. Большое количество автомобилей в базовой заводской комплектации оснащаются стальными дисками. Установка же заводом — изготовителем легкосплавных дисков на автомобиль обычно идет как опция. Хотя, в последнее время, эта тенденция уменьшается в пользу литых дисков.

Прочные и недорогие стальные диски обладают большой ударной вязкостью, поэтому при сильных ударах они не раскалываются, а деформируются, что дает возможность их восстанавливать даже в случаях очень сильного смятия закраин.

Основные недостатки штампованных дисков - это большая масса, уменьшить которую не представляется возможным, т. к. при меньшей толщине стенки снижаются прочностные характеристики, склонность к коррозии при нарушении защитного покрытия, однообразный внешний вид и невысокая точность изготовления (а, значит, возможны проблемы с балансировкой). Большой вес диска отрицательно влияет на динамику разгона и торможения автомобиля, работу подвески и комфорт движения.

Легкосплавные диски имеют неограниченные возможности для дизайна, высокую точность изготовления, прекрасно отводят тепло от тормозного узла, но главное - они легче стальных дисков. Это общие достоинства. Конкретно же судить об их плюсах и минусах можно, лишь учитывая, каким способом и из какого сплава они сделаны. Здесь много нюансов, колесо колесу рознь.

Легкосплавные диски изготавливаются методом литья или ковки из высокопрочных сплавов на основе алюминия, магния или титана. Магниевые и титановые диски легче и прочнее алюминиевых, но магний менее стоек к коррозии, поэтому на магниевые диски приходится наносить многослойные защитные покрытия, а титан слишком дорог. Поэтому их применяют на очень дорогих, престижных, либо тюнингованных спортивных автомобилях, не предназначенных для повседневной езды.

Литые алюминиевые диски примерно на 15 - 30%, в зависимости от дизайна, легче стальных. Это является основным их преимуществом, так как при установке таких дисков снижается масса неподрессоренных частей автомобиля.

Это значит, что при движении по неровностям дороги, улучшается плавность хода машины за счет уменьшения вибраций и увеличивается ресурс деталей подвески и трансмиссии за счет снижения действующих на них нагрузок.

Облегченные колеса быстрее восстанавливают контакт с поверхностью дороги при наезде на препятствие, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля на больших скоростях.

Уменьшение веса каждого колеса на 1 кг равнозначно облегчению кузова на 15-20 кг, это положительно сказывается и на динамике автомобиля, так как для разгона и торможения требуется меньшее усилие, что в конечном итоге приводит к увеличению срока службы двигателя, трансмиссии, тормозной системы и к уменьшению расхода топлива.

Кроме того, диски из легких сплавов обеспечивают лучшее охлаждение тормозных механизмов, во-первых, благодаря высокой теплопроводности материалов, во-вторых, возможности делать диск с очень большими отверстиями (без потери жесткости) и направленными лопастями, которые при вращении колеса гонят воздух на тормоз.

Литые колеса прочнее и жестче стальных штампованных, они лучше воспринимают удар и сохраняют форму, но менее пластичны, потому что имеют зернистую внутреннюю структуру. В случае очень сильного удара диск не деформируется, а раскалывается, без возможности его восстановления. Кроме того, литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой, которая, с одной стороны, является защитной, но, с другой стороны, портит товарный вид.

Кованые диски изготавливают методом горячей объемной штамповки на прессах уникальной мощности - свыше 10000 тонн. Эта технология позволяет получать колесные диски рекордной прочности и малого веса, так как металл в результате ковки приобретает многослойную волокнистую структуру. Кованые диски на 20 - 30% легче традиционных литых дисков. В отличие от них, кованые диски при сильных ударах не лопаются, а гнутся без образования трещин. При этом удар должен быть очень сильным.

Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности. К их недостаткам относится высокая стоимость, обусловленная чрезвычайно дорогостоящим оборудованием для производства, и ограниченное число моделей.

«Жидкая ковка», или литье под высоким давлением. Эту технологию применяют многие японские компании. При производстве используются прессы меньшей мощности, чем при ковке (3000 - 5000 тонн), это позволяет добиться мелкозернистой структуры металла и снизить стоимость производства. А по своим прочностным свойствам жидкокованые диски значительно превосходят литые, но недотягивают до цельнокованых.

Составные диски — компромисс между литыми и коваными - попытка уменьшить недостатки и акцентировать достоинства тех и других. Детали колеса изготавливают по разным технологиям, например, обод — кованый, диск — литой. Их соединяют болтами, как правило, титановыми, так как стальной крепеж подвержен электрохимической коррозии. Диски с болтами сейчас в моде, поэтому многие фирмы выпускают цельнолитые колеса с короткими фальшболтами, имеющими чисто декоративный характер. Чтобы отличить такое колесо от сборного, следует посмотреть на диск с обратной стороны. У цельнолитого границы перехода от обода к диску непрерывны, без шва. Технических преимуществ сборные колеса перед цельнолитыми, пожалуй, не имеют. Фальшболты же только увеличивают вес колеса, к тому же могут теряться, особенно на наших ухабистых дорогах.

Таким образом, выбор дисков для автомобиля должен определяться Вашими потребностями и суммой в кошельке. Если Вы хотите своей машине придать современный стильный вид, улучшить управляемость, плавность хода, разгонную и тормозную динамику, то Ваш выбор - это литые легкосплавные диски. Если Вы занимаетесь автоспортом или любите тюнинг - следует приобрести кованые диски. А для автолюбителей, которые ценят надежность, но не готовы выложить круглую сумму за комплект литых колес, подойдут стальные штампованные диски.

Чтобы правильно подобрать диск , нужно знать следующие параметры: ширину и диаметр диска, количество и расположение крепежных отверстий, диаметр ступицы автомобиля, вылет.

Так выглядит конструкция колесных дисков

Установочные размеры можно определить по каталогам подбора шин и дисков, или путем непосредственного измерения. И то, и другое нужно делать в специализированных магазинах.

Диаметр диска подбирается по рекомендации производителя Вашего автомобиля и соответствует посадочному диаметру шины. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра: машины, для которых штатными являются, например, 15-дюймовые диски, переводят на 16 дюймовые, 17 и даже 18-19. Это объясняется стремлением использовать низкопрофильные шины, поскольку их ездовые качества лучше, хотя при этом страдает комфорт, увеличивается вероятность повреждения колесного диска, усиливается нагрузка на все узлы подвески и подшипники ступиц. Вы сами должны найти компромисс между спортом и комфортом.

Ширина обода. Допустимое отклонение ширины обода от рекомендуемой в каталоге, составляет 0,5 — 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0 — 1,5 дюйма — для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Лучше, конечно, выбирать диск нормативной ширины. Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков относительно ширины профиля шины (см. рисунок) нежелательно, так как при этом нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики — реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость.

Существует и «народный» способ подбора ширины диска.

ширина протектора шины - 20% = ширина диска

Например: 195/65R15;

ширина 195 мм — 20% = 156 мм;

делим на 25,4 (1 дюйм=25,4 мм) = 6,1 дюймов, округляем до ближайшего значения из стандартного ряда, получаем 6 дюймов - обод такой ширины нужен для шины 195/65R15.

Нужно понимать, что такой метод не является оптимальным и применять его можно лишь в том случае, когда нет возможности воспользоваться каталогом, потому что при определении ширины диска производителями авто учитывается не только ширина протектора шины, но и высота профиля, габариты и вес автомобиля, и т.д.

Диаметр окружности, на которой расположены отверстия крепления — PCD (Pitch Circle Diameter). Например, PCD100/4 означает, что этот диаметр равен 100 мм, а число отверстий — 4. Устанавливать диски с нарушением диаметра PCD нельзя, — это приведет к тому, что из всех гаек или болтов только одна будет затянута полностью, остальные же отверстия «уведет», и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом, и посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет «бить», кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.

Кроме того, диск подбирают по диаметру центрального отверстия (при ошибке в минус колесо на ступицу не наденешь) и по особенностям крепежных отверстий: затяжка болтов (гаек) «на плоскость», «на сферу» или «на конус».

Вылет колеса (ЕТ) — это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным, и отрицательным. Обозначается вылет, к примеру, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная, или словами OFFSET, DEPORT.

Чем больше величина ЕТ, тем глубже «садится» диск в колесную нишу. Чем меньше ЕТ, тем сильнее диск выпирает из колесной ниши наружу. Поэтому часто владельцы автомобилей стремятся к уменьшению вылета диска.

На рисунке: Слева - колесо со стандартным вылетом ЕТ, справа - колесо с уменьшенным вылетом ЕТ.

Допущение изменения вылета составляет плюс - минус 5-8 мм от указанного в каталоге.

Конечно, уменьшение вылета делает колею колес шире, немного повышает устойчивость автомобиля, машина увереннее проходит повороты и приобретает стильный гоночный вид. Но при этом усиливается воздействие на руль толчков от дорожных неровностей, а это не лучшим образом сказывается на управляемости. Кроме того, увеличивается нагрузка на ступичные подшипники подвеску. Чрезмерно выступающие из колесных арок покрышки будут забрасывать боковину кузова и боковые стекла грязью и могут задевать за колесные арки.

Чтобы автомобиль был не только красивым, но и безопасным, не следует злоупотреблять шириной диска и уменьшенным вылетом, желательно не изменять параметры свыше указанных допусков.

На тюнинговых и спортивных модификациях вылет меняют, но это делают в комплексе с целым рядом других изменений в автомобиле.

В любом случае после замены колес, соблюдая меры предосторожности, нужно провести основательный тест - драйв новых дисков, чтобы почувствовать, как изменилось поведение машины.

И еще один совет. Сегодня экономически не выгодно иметь один комплект дисков, ведь это означает необходимость перебортировать шины при сезонной смене колес. Во-первых, за 3-4 перебортировки вы заплатите сумму, эквивалентную стоимости одного диска. Во-вторых, каждая перебортировка наносит пусть небольшие, но все же повреждения шинам, которые через некоторое время начнут пропускать воздух на стыках с дисками. В-третьих, при бортировании возможны царапины на диске, которые со временем приводят к его коррозии. Плюс к этому, очереди в шиномонтаж, когда «внезапно» наступает зима. Наличие двух комплектов (летних и зимних) смонтированных колес может существенно облегчить вашу жизнь: вы сбережете свое время, сэкономите некоторое количество денег и продлите срок эксплуатации дисков и шин.

Литые диски– это один из самых популярных видов легкосплавных автомобильных дисков как среди автомобилистов, так и среди производителей. Такие диски не только надёжны в эксплуатации, но и имеют оригинальный внешний вид, что придаёт индивидуальности любому транспортному средству.

1. Параметры дисков


Перед покупкой литых дисков для своего автомобиля, следует узнать и разобраться с их параметрами, чтобы выбранная модель точно соответствовала марке транспортного средства.

Выделяют следующие параметры литых дисков:

Ширина обода диска или посадочная ширина (дюймы) – определяется расстоянием между внутренними сторонами бортовых закраин литого диска. Важно, чтобы посадочная ширина соответствовала ширине шины, так как в противном случае это влияет на ездовые характеристики транспортного средства и может даже привести к трагическим последствиям.

Диаметр ободаколёсного диска или посадочный диаметр (дюймы) – определяется диаметром кольцевой части обода, но не учитывает высоту его закраин. Этот показатель должен быть сопоставим с внутренним диаметром шины.

Диаметр размещения крепёжныхотверстий (PCD), мм – параметр определяется в зависимости от количества крепёжных отверстий и расстояния между ними. Для расчёта этого показателя необходимо умножить расстояние между отверстиями на коэффициент, соответствующий их количеству (для 3 отверстий используют коэффициент 1,155, для 4 – 1,414, для 5 – 1,701). Ни в коем случае нельзя устанавливать диски со значением PCD, отличающимся от нормального для каждой марки автомобиля, так как болты креплений затянутся с перекосом, что исключит правильную централизацию.

Диаметр центрального отверстия (DIA), мм – параметр, который определяет степень соответствия литого диска автомобилю. Этот диаметр должен ровняться диаметру посадочного цилиндра, размещённого на ступице автомобиля. Точное их соответствие обеспечит идеальное центрирование колеса. Часто производители, стараясь сделать диски как можно более универсальными, выпускают продукт со специально большим диаметром центрального отверстия. При этом для центровки используются специальные переходные кольца.

Вылет диска (ЕТ - Германия, DEPORT - Франция или OFFSET – другие страны), мм – определяется расстоянием между плоскостью привалки диска (крепления) и плоскостью симметрии обода (воображаемая линия, разделяющая обод точно по центру). Данный параметр может отсутствовать в маркировке дисков, так как не является обязательным. Но вылет диска должен соответствовать инструкции к автомобилю, потому что от него зависит нагрузка на подвеску и поворотный механизм.

Количество хампов – это количество выступов на ободе диска в месте посадки шины. Они предназначены для надёжной фиксации бортов шин при движении.

X-фактор, мм – условный параметр, который определяется расстоянием между плоскостью крепления диска и поверхностью его внутренней части. Наличие такого пространства даёт возможность установки диска на автомобиль, в котором тормозная система выступает за плоскость крепления.

Параметры литых дисков можно узнать, взглянув на их маркировку. Рассмотрим пример маркировки, нанесённой на литой диск: 7½ J x 17 H2 3х120 ET30 d51.7, где 7½ - это посадочная ширина обода диска; J – обозначает профиль закраин обода (помимо такого варианта в дисках для легковых автомобилей часто встречаются JJ, JK, K, B, D, P); 17 – посадочный диаметр диска; H2 – обозначает наличие хампов на ободе диска и их количество. 3х120 – это количество отверстий для крепежей и диаметр их расположения (PCD). ET30 – вылет диска. d51.7 – диаметр центрального отверстия диска (DIA).

2. Преимущества и недостатки литых дисков


Как и любая другая продукция, литые диски имеют свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ литых дисков:

Вес литых дисков приблизительно на 15-20% меньше стального варианта, что помогает уменьшить давление на ходовую систему транспортного средства, прибавить плавности к управлению автомобилем, снизить ударные нагрузки на подвеску и улучшить эксплуатационные характеристики.

Отличная теплопроводность дисков, что исключает перегрев тормозной системы автомобиля.

Благодаря покрытию поверхности диска оксидным слоем, она надёжно защищена от коррозии.

Оригинальный внешний вид и неограниченный выбор дизайнов и рисунков литья, что даёт возможность любому автомобилисту найти себе диски по вкусу.

При производстве соблюдается высокая точность, что обеспечивает идеальнуюбалансировку, а это уменьшает износ подшипников, шин, ступиц и повышает комфортность в управлении.

Среди недостатков литых дисков:

Высокий процент брака при производстве, так как продукция выпускается большими объёмами.

Высокая степень хрупкости (при сильном ударе литые диски могут просто расколоться или получить трещины).

Ремонтонепригодность (хотя услуги по ремонту литых дисков и существуют, но в очень ограниченном количестве и за высокую плату).

Редко можно встретить в продаже литые диски поштучно, так как, в основном, они продаются комплектом. Поэтому, если поломался один диск, то автовладельцу, скорее всего, придётся покупать целый новый комплект.

Что касается стоимости литых дисков, то отнести её в преимущества или в недостатки невозможно, так как всё зависит от того, с чем сравнивать. К примеру, по сравнению со штампованными дисками, цена литья может показаться завышенной. Но в сравнении с коваными вариантами, стоимость литья относительно доступна.

3. Страны и производители

Производством литых дисков занимаются во многих странах мира. Что касается количества экспорта литья на мировой рынок, то лидер в этой сфере – Китай. Но большая часть производимых в Китае дисков – это подделки и реплики известных брендов из других стран.

Если судить о надёжности и оригинальности литых дисков, то по этому критерию лидерами являются США, Италия, Германия и Япония. Рассмотрим несколько примеров известных брендов из этих стран, которые успели зарекомендовать себя с лучшей стороны и получили признание автомобилистов во всём мире.

Литые диски производства Германии :

BBS – компания, чья продукция уже стала легендой, хоть работает она только с 1970 года. А славу свою она завоевала благодаря литым дискам для автоспорта. Продукция BBS поставляется на конвейеры таких автопроизводителей как BMW, Mercedes-Benz, Ferrari, Maserati, RollsRoyce, Jaguar и другие. Особойпопулярностьюсредизаказчиковпользуются диски в стиле ретро.

ALUTEC – литьё этого производителя, который появился в 1996 году, признано множеством экспертов как самое прочное и самое лёгкое благодаря секретной технологии производства.

Литые диски производства Италии :

OZ Racing – компания, основана в 1971 году, и по сей день остаётся одним из лидеров в области разработки и производства литых дисков для гоночных автомобилей и серийных автомобилей. Философия и преимущества продукции этого производителя заключается в опыте, полученном на множестве международных гонках (к примеру, Формула 1). Этот бренд уделяет очень большое внимание стилю и внешнему виду литья.

Arcasting – создана в 2001 году, сейчас компания занимает одну из лидирующих ступенек в производстве литых дисков. Под этим брендом производится множество колёс с модным дизайном и безупречным качеством. Что касается качества, то в 2003 году производитель получил сертификат Международной Организации по Стандартизации 9001/2001. А что ещё может служить гарантом уверенности в этой компании.

Литые диски производства США :

ADV.1 – производитель категории люкс, который делает свою продукцию только по индивидуальному заказу. Это обеспечивает безупречную подгонку под каждую отдельную марку автомобиля. Философия бренда – в отходе от шаблонов в проектировании литых дисков и учёте индивидуальности клиентов.

Rotiform – модели дисков от этого производителя отличаются футуристическим дизайном, разнообразием форм и цветовой гаммы. Особой популярностью диски от этого бренда пользуются среди дизайнеров и студий, который тюнингуют и «прокачивают» автомобили.

Vossen – производитель эксклюзивных литых дисков, который уже на протяжении 25 лет стремится дать автомобилисту непревзойдённое качество и необычный дизайн. Благодаря этой компании стали популярны вогнутые модели литых дисков. Философия бренда – в стремлении к инновациям.

Литые диски производства Японии :

WaldInternational – производитель специализируется на тюнинге автомобилей премиум-класса. Сейчас компания широко известна за пределами Японии и является одним из законодателей моды в мире тюнинга. Отдельно компания разрабатывает целые линейки продукции для каждого заказчика, среди которых Bentley, Lexus, BMW, RangeRover.

Enkei – сейчас диски этой компании, основанной в 1950 году, пользуются популярностью не только на родине, но и далеко за её пределами. Она специализируется на производстве дисков хоть для гонок, хоть для ралли, хоть для дрифта, хоть для повседневной езды.

4. Чем отличаются дешёвые легкосплавные диски от дорогих?

Сегодня выбор легкосплавных дисков просто огромен. Подобно ассортименту, огромен и разброс цен на диски.

Цена диска включает себестоимость, стоимость доставки к потребителю, плату за торговую марку и, в отдельных случаях, маркетинговую составляющую.


Иногда, высокая цена – не залог качественной продукции, как низкая – не всегда залог подделок и некачественных дисков. Поэтому при выборе дисков настоятельно рекомендуем изучить отзывы в Интернете и посмотреть видео эксплуатационных тестов, так как в противном случае можно наткнуться на некачественную продукцию.

Попробуем выяснить, чем отличаются дорогие легкосплавные диски (от известных брендов, исключая вариант подделок) и дешёвые.

1. Дорогие диски идеально центрированы и имеют безупречную геометрию, чего нельзя сказать обо всех дешёвых вариантах, среди которых иногда попадаются даже кривые.

2. За дорогими дисками на всех этапах производства осуществляется контроль их качества, поэтому переплачивая деньги, покупатель может не сомневаться в вопросе качества продукции. Дешёвые диски зачастую просто заливают в формы и ждут, пока металл затвердеет, из-за чего среди такой продукции не редки случаи низкого качества.

3. Каждый известный производитель дорогих литых дисков имеет свой рецепт сплава, который разрабатывался и улучшался годами. А в дешёвых моделях могут использовать моносплав из алюминия. А он, хоть и прочный, но хрупкий.

4. Внешнее оформление у дорогих литых дисков – безупречное: поверхность идеально ровная, а покраска выполнена с высокой точностью и с использованием качественной краски. В дешёвых же вариантах покраска может облупиться после нескольких поездок.

5. Эксплуатационные характеристики дорогих моделей отличаются хорошей устойчивостью к внешним воздействиям и встряске. Дешёвые же варианты пригодны только для эксплуатации на ровном покрытии, так как в противном случае, они быстро трескаются.

6. Время использования дорогих дисков значительно более продолжительно (служат не одно десятилетие), чем дешёвых, кроме того на дорогие модели без проблем предоставляется гарантия.

7. Дорогие диски не наносят вред экологии, так как при их производстве соблюдаются все нормы экологического законодательства.

8. Имидж, созданный дорогими дисками, не сравнит с имиджем, созданным дешёвыми вариантами. Хороший автомобиль более гармонично будет смотреться с дорогими литьём от известных брендов.

5. Нюансы выбора

Во время выбора литых автомобильных дисков, покупатель должен учитывать такие аспекты:

Марку и модель автомобиля; Соответствие дисков требуемым размерам; Возможные условия эксплуатации.


Самым правильным решением станет покупка литых дисков, сделанных специально для конкретной марки автомобиля. В таком случае эти диски идеально подойдут и проблем с их монтажом не возникнет. Но для автомобилиста такой вариант не всегда приемлем (к примеру, может не понравится дизайн), поэтому следует учитывать некоторые нюансы выбора.

Нюансы выбора литых дисков:

Перед покупкой литья необходимо выяснить, в каких условиях будут эксплуатироваться диски, так как внешняя среда значительно повлияет на их сохранность. Жёсткие условия эксплуатации приводят к появлениям царапин и облупливанию краски.

Литые диски, как правило, изготавливают либо со сплава алюминия, либо со сплава магния, каждый из которых имеет свои преимущества. Алюминий лёгкий и не чувствителен к коррозии, но имеет низкую пластичность, из-за чего часто трескается. Магний более пластичен, но имеет другие недостатки. Какой сплав выбрать зависит от потребностей и предпочтений клиента.

Стоит обращать внимание на конструкцию дисков и учитывать, что их нужно будет мыть, а вычурные формы помыть намного сложнее простых.

Размеры выбранного литья не должны отличатся от штатного более чем на 2 дюйма, так как это ухудшит эксплуатационные характеристики продукта.

Для крепления литой конструкции нужно не забыть подобрать болты особой длины, которые облегчат монтаж.

Надо помнить, что гарантия распространяется только на модели литых дисков, которые были подобраны в соответствии с инструкцией к автомобилю.

Перед покупкой обязательно стоит проверить наличие сертификата качества не только от производителя, но и отечественного.

Эксперты не советуют эксплуатировать литые диски в зимний период.

Не стоит выбирать самые дешёвые варианты литья.

6. В какие шины обуть

Обычно автомобилист подбирает литые диски под уже имеющийся набор шин. Но случается и так, что шины необходимо подобрать уже после приобретения литых конструкций.

Главное правило, которое необходимо помнить при выборе шин под диски – шины должны соответствовать по размеру литым дискам и идеально на них ложиться. Если шины окажутся слишком большими для дисков, то их эксплуатация будет проблематичной. А, если они окажутся сильно маленькими, то проблематичным будет их монтаж.

Если диски выбраны дорогие и от известного бренда, то верным решением станет покупка таких же шин под них. Чтобы не ошибиться в выборе, рекомендуем посетить тематические автомобильные форумы и сайти, где можно прочитать имеющуюся информацию или задать свои вопросы.

Часто производители литых дисков или компании-дистрибьюторы сразу рекомендуют и шины под них, а некоторые даже сами их производят . Такой вариант значительно облегчает жизнь автомобилисту, ведь не нужно будет заморачиваться над вопросом подбора, помимо дисков, ещё и шин.

Подписывайтесь на наши ленты в

Мировой автопром делает всё возможное и невозможное, чтобы удовлетворить спросы всё большего количества людей. Ежемесячно десятками предлагаются новые модели – лишь бы пользователю было из чего выбирать. Действительно, давным-давно канули в лету времена, когда на наших дорогах можно было встретить не более полутора десятка разных легковушек. И всё же любой автовладелец, пускай даже на подсознательном уровне, стремится сделать свой личный автомобиль если не эксклюзивным, то легко узнаваемым среди множества таких же машин. Сделать это можно разными способами, и установка новых колёсных дисков – один из них. Пускай для несведущего такая индивидуализация кажется весьма и весьма незначительной, на самом деле замена колёсного диска в состоянии кардинально изменить облик автомобиля. Отметим, что это далеко не единственный момент, когда может потребоваться подобная операция. Например, неудачный наезд на бордюр может стать причиной возникновения дефектов, которые будет невозможно или нерентабельно исправлять. В таких случаях покупка нового комплекта – единственный вариант решения проблемы.

Особенности выбора дисков для автомобиля.

Как бы то ни было, но к вопросу выбора новых дисков для своего авто следует отнестись более чем ответственно, поскольку от этого зависит не только внешность машины, но и её ходовые качества. И даже если придерживаться рекомендаций производителя, это вовсе не гарантирует, что какой-либо из параметров покупки не окажется неподходящим. Конечно, можно воспользоваться услугами многочисленных онлайн-сервисов по подбору дисков по марке автомобиля, но далеко не все автовладельцы знают об их существовании, или вообще используют интернет для покупки запчастей, ориентируясь на советы знакомых «бывалых». А если учесть, что маркировка этих элементов ходовой части автомобиля может ввести в ступор любого, вопрос о том, как выбрать диски для авто, становится более чем актуальным.

Разновидности автомобильных дисков

Начать рассмотрение особенностей их конструкции необходимо с такого наиболее общего параметра, как тип изготовления. В соответствии с принятой классификацией, существует три основных разновидности этих изделий:

  • штампованные;
  • литые;
  • кованные.

Это, кстати, ещё и вопрос выбора материала изготовления дисков – именно поэтому сначала нужно определиться именно с этой характеристикой, и только после этого начать изучать другие критерии, оказывающие влияние на ходовые характеристики автомобиля.

В силу своей низкой стоимости такие изделия являются наиболее востребованными (14-дюймовые диски, устанавливаемые штатно на большинство недорогих машин, стоят в районе 1 – 1,5 тысячи рублей за один экземпляр). Изготавливают их из «чёрной» углеродистой прокатной стали посредством раздельной штамповки лицевой части и обода, которые соединяются между собой сварочным способом. Для защиты от коррозии и воздействия внешней среды их окрашивают эмалью. Именно для «штамповки» предназначены декоративные пластиковые колпаки, которые можно встретить в любом автомагазине. Кроме низкой цены, они обладают ещё одним весомым преимуществом – высокой ремонтопригодностью, что обуславливает их повышенный ресурс. Дело в том, что при любом кратковременном механическом воздействии (наезд на скорости в глубокую яму, столкновение с бетонным бордюром или другим препятствием) они не ломаются – остаются только вмятины. А уж этот дефект из-за высокой пластичности стали легко можно починить, восстановив с высокой точностью первоначальную геометрию диска.

Но есть у штампованных изделий и не менее серьёзные недостатки. Главный из них – большой вес, утяжеляющий автомобиль, что влечёт за собой как повышение расхода топлива (правда, незначительное), так и определённые неудобства при монтаже/демонтаже. Вторым существенным минусом следует назвать относительно невысокую геометрическую точность «штамповки», из-за чего автовладельцы часто имеют проблемы с балансировкой колёс, которая нарушается непосредственно во время эксплуатации автомобиля. Наконец, «штамповка» характеризуется наименее презентабельной внешностью, и упомянутые выше декоративные накладки как раз и предназначены для исправления этого недостатка.

По популярности эта разновидность «обувки» находится на втором месте. Их часто называют легкосплавными, поскольку изготавливаются они не из стали – в качестве основного материала используется магниевый, алюминиевый или титановый сплав. Технология их производства заключается в отливке изделия в матрице. Это позволяет, во-первых, значительно повысить точность геометрии диска, а во-вторых, позволяет с лёгкостью менять дизайн. После отливки диски подвергаются дополнительной обработке – полировке и покрытию лакокрасочным материалом. Достоинств у литых изделий немало:

  • по сравнению со штампованными изделиями они весят намного меньше;
  • литые диски более прочные;
  • будучи изготовленными из материалов, не подверженных коррозии, они служат намного дольше;
  • их более высокая теплопроводность способствует лучшему отводу тепла во время торможения;
  • технология производства позволяет обеспечить сколь угодно высокое разнообразие дизайнерских решений.

Кроме применения матрицы с разным рисунком, разнообразить литой диск можно, используя покраску в . Почему же они не столь популярны, как штампованные? Причина довольно банальна – у них есть и набор недостатков, которые в глазах большей части автовладельцев перевешивают их преимущества.

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме

Распродажа новых автомобилей 2018-2019 года выпуска
Распродажа автомобилей с пробегом Трейд-ин
Кредит от 9.9%

Разумеется, основным ограничивающим фактором является высокая цена. Средняя стоимость 14-дюймового изделия – 3 – 4 тысячи рублей. Вторым минусом можно назвать низкую пластичность материала, из чего следует повышенная хрупкость изделий. Да, литой диск в состоянии выдерживать удары гораздо большей силы, но если он превысит порог прочности, диск, скорее всего, даст трещину. Отметим, что недостаточная пластичность – это повышенная нагрузка на другие узлы подвески из-за практически нулевых амортизационных свойств литых дисков. Ещё один нюанс, на который следует обращать внимание при выборе автомобильных дисков: ремонт литых дисков запрещён положениями регламента ТС. И хотя сама технология ремонта таких изделий существует, пользоваться ею действительно небезопасно, поскольку такой подвергшийся восстановлению диск может стать причиной создания аварийной ситуации.

Основное отличие кованых изделий от литых заключается в технологии производства – их производят методом объёмной штамповки с последующей дополнительной обработкой. При этом материал изготовления – те же алюминиевые сплавы с включением титана и магния. Штамповка при высокой температуре – процесс, который позволяет сохранить внутреннюю структуру материала, при этом экстерьер диска окончательно определяется во время обработки на фрезерном станке. По сравнению с литыми прототипами, кованые диски оказываются ещё легче, при этом повышаются и прочностные характеристики. Наконец, возможности современных фрезерных станков таковы, что придать изделию требуемый эксклюзивный вид с заданной точностью – не проблема.

Не стоит забывать, что пластичность кованого диска, хотя и уступает «штамповке», остаётся достаточно приемлемой. Будучи подвергнутым критически сильному удару, такой диск, скорее всего, не расколется, а получит вмятину, что в определённой степени делает его более ремонтопригодным. Основной недостаток ковки – дороговизна: технология изготовления таких дисков наиболее сложна и ресурсоёмка. Поэтому изготовителей такой продукции не слишком много, и подходящие кованые диски нужно ещё поискать. Усугубляет проблему большое количество подделок, изготовленных методом литья, а отличить кованый диск от литого неспециалисту достаточно сложно.

Параметры колёсных дисков, входящие в маркировку

Если с типом дисков для своей машины вы определились, остаётся детально рассмотреть характеристики, которые могут входить в маркировку. Следует отметить, что таких параметров имеется немало, и просто запомнить их может оказаться проблематично. Если вы выбираете штамповку – достаточно воспользоваться специализированными сервисами, ведь их дизайн не отличается разнообразием и в принципе не важен. Но в случае литых дисков их внешность становится приоритетным критерием, а все остальные придётся уже подбирать самому, поэтому знания о них будут совсем нелишними. Перечислим параметры, оказывающие существенно влияние на то, как правильно подбирать литые диски:

  • монтажный/посадочный диаметр;
  • количество и размеры крепежных отверстий (часто обозначается аббревиатурой PCD);
  • вылет диска (обозначается как ET);
  • ширина диска;
  • диаметр отверстия под ступицу колеса;
  • форма отверстий для крепления дисков;
  • наличие/отсутствие хампов.

Отметим, что порядок, в котором перечислены критерии подбора диска для конкретной модели авто, является случайным, без расстановки приоритетов.

Монтажный размер

Это, пожалуй, самый известный параметр, который очень легко интерпретируется, обозначая диаметр внешней окружности автомобильного диска, измеряемый в дюймах. Обычно он обозначается латинской буквой R. Если на маркировке указано, к примеру, R17, то это означает, что наружный диаметр диска – 17 дюймов. Вообще-то диаметр обозначается буквой D, но в автомобильной индустрии так уж повелось, что под буквой, обозначающей радиус, принято указывать именно диаметр, причём эта традиция сначала укоренилась в шинном производстве, и только затем распространилась на колёсные диски. Но мы употребляем этот параметр, даже не задумываясь о его физическом смысле, хорошо понимая, что речь идёт именно о диаметре. Большинство автовладельцев знают, какой монтажный размер дисков у их автомобиля. А новички легко могут найти эту характеристику в руководстве пользователя. Иногда этот размер указывают на наклейке, располагаемой в дверном проёме (наряду с рекомендацией по допустимому давлению в шинах). Кстати, посадочный размер шин обозначается той же буквой R и должен совпадать с монтажным размером диска. Ну, а диаметр

Знают практически все.

Многие любители тюнинга выбирают диски и , чем указанный производителем. Но улучшение внешнего вида (кстати, достаточно спорное) – единственный плюс такого решения. Во-первых, увеличение размера может оказаться несовместимым с существующей геометрией околодискового пространства, что может стать причиной трения колеса о подкрылки во время поворотов или тряски авто. Во-вторых, подобное решение, скорее всего, изменит функциональность подвески, что обычно становится причиной более быстрого износа ходовой части. Наконец, увеличение диаметра сопряжено с уменьшением профиля шины, что сказывается на снижении комфортности передвижения. Впрочем, изменение диаметра, установленного производителем, на один дюйм в ту или иную сторону допустимо, причём без опасных последствий для транспортного средства.

Количество/размеры крепёжных отверстий

Эта пара параметров, именуемая в среде специалистов «разболтовкой», указывает на количество отверстий для крепления на суппорт, а также на диаметр окружности, на которой эти отверстия расположены. В маркировке этот параметр обычно обозначается аббревиатурой PCD (Pitch Circle Diameter, что, собственно, и переводится как «диаметр окружности»). Количество отверстий для крепёжных болтов может варьироваться в пределах от трёх (как правило, на малолитражных автомобилях) до восьми и более. Скажем на малолитражке ОКА PCD3х98, у большинства моделей ВАЗ – PCD 4 х 98, у Нивы – PCD 5 х 139. Общее правило здесь одно: чем больше масса автомобиля или максимальная скорость, с которой он способен двигаться, тем больше диаметр окружности и число монтажных отверстий.

Разболтовка – параметр важный. Скажем, если установить на ВАЗ Largus, имеющий PCD 4 х 100, диски размером 4 х 98, ничего хорошего не выйдет, несмотря на совсем небольшое различие – всего в 2 миллиметра. Этого достаточно, чтобы нормально закрутить только один болт, все остальные будут с небольшим смещением, что вызовет биение колеса во время движения. А это уже чревато большими неприятностями. Частично эта проблема решаема благодаря применению болтов специальной конструкции (с так называемым «плавающим конусом»). Однако увлекаться подобными экспериментами настоятельно не рекомендуется, и если вы хотите выбрать диски для автомобиля правильно, следите, чтобы PCD был полностью идентичным тому, который указан в мануале.

Вылет диска

Под этим параметром, обозначаемым аббревиатурой ET, понимают расстояние между продольной осью симметрии и привалочной плоскостью. Визуально продольная ось – это линия, которая делит диск на две равные части по ширине. Привалочная плоскость представляет собой место, которым диск соприкасается со ступицей. Его конструкция может быть разной, при этом вылет принимает как положительные, так и нейтральные и отрицательные значения. Всё зависит от того, как расположена его продольная ось симметрии. Если она находится ближе к автомобилю, чем привалочная плоскость, говорят о положительном вылете, если эти условные линии совпадают, диск имеет нулевой вылет, при расположении оси ближе к колесу вылет отрицательный. Другими словами, чем больше диск выступает наружу – тем меньше вылет, чем глубже уходит в колёсную арку – тем это значение больше. При выборе дисков для авто также следует подбирать изделия с параметрами вылета, максимально схожими с рекомендуемыми значениями. В противном случае, кроме изменения характеристик колеи, вы получите усиленное воздействие на подшипники ступицы и в целом на подвеску, что ускоряет износ подшипников и ходовой части.

Ширина диска

Как и диаметр, ширина диска трактуется просто и однозначно. В принятой маркировке она обычно обозначается буквой J и следующим за ней числом, указывающим на ширину изделия в дюймах. В целом этот параметр рекомендуется не нарушать, поскольку это также оказывает влияние на управляемость автомобиля (при ширине, немного меньшей штатной), или приводит к увеличению нагрузки на ходовую автомобиля в случае использования слишком широких дисков. В любом случае этот параметр тесно связан с шинами, которые рассчитаны на автомобильные диски определённой ширины.

Посадочный диаметр

С интерпретацией этого параметра также не должно возникать проблем. Диаметр центрального отверстия, через которое диск крепится к ступице, обозначается на маркировке по-разному, в зависимости от региональных стандартов – DIA или просто буквой D. Понятно, что если приобрести диск, посадочный диаметр которого меньше штатного, вы просто не сможете его установить. При прямо противоположной ошибке будет нарушена его центровка, если не использовать центровочные кольца. Среди автолюбителей бытует ошибочное мнение, что если посадочный диаметр больше стандартного, он отцентрируется самостоятельно, за счёт равномерной затяжки болтов. На практике такой эффект если и достигается, то действует непродолжительно. В конце концов, всё равно появятся биение и вибрация, особенно при движении на больших скоростях, и если балансировка не решит проблемы, следует понимать, что причина – несовпадение диаметра центрального отверстия штатному размеру.

Форма крепёжных отверстий

Этот параметр важен с точки зрения соответствия геометрии крепёжных деталей, используемых для монтажа диска к ступице. Для обычных штампованных изделий гайки и болты имеют едва заметный скос для плотного прилегания к плоскости диска в месте его сопряжения со ступицей. Кроме того, болты достаточно короткие, что обусловлено небольшой толщиной данной разновидности дисков. Толщина литого изделия заметно больше, крепёжное отверстие также имеет немного другую форму. Геометрия посадочного места может быть как конической, как и принимать другие формы. Например, плоскую или полусферическую. Мы уже упоминали выше болты с «плавающим конусом», которые предназначены для частичной компенсации несовпадения параметра PCD диска штатным размерам. У такого крепежа коническая рабочая часть представляет собой отдельное кольцо, размещаемое непосредственно на болте, которое при затяжке болта перемещается вдоль продольной оси.

Хамп

Под этим непонятным словечком следует понимать специальные монтажные выступы, имеющиеся на выступающей наружу поверхности. Их задача – фиксация на диске бескамерной шины. Наверняка вы не раз присутствовали при бортировке колеса и слышали характерный хлопок, который раздается при накачивании покрышки сразу после её монтажа. Этот звук возникает в момент, когда бортовое кольцо покрышки полностью садится между закраиной диска и хампом. В результате резкого сброса натяжения резины и происходит хлопок, напоминающий выстрел. Следует признать, что сегодня встретить новые диски, ориентированные на использование шин, требующих установки камер, практически нереально. То есть все они имеют хампы. Поэтому данный параметр будет важным только в том случае, когда вам встретились диски, произведённые неизвестно, сколько времени назад. Отсутствие хампа легко увидеть визуально, просто на это практически никогда не обращают внимания. Физически на такие изделия тоже можно установить современную бескамерную покрышку, но в этом случае гарантировать полную герметичность посадки нельзя по определению. А это, в свою очередь, означает, что вы подвергаете свой автомобиль вместе со всеми, кто в нём находится, серьёзной опасности: если давление в шине будет недостаточным, на крутых поворотах она может слететь с диска, что грозит переворачиванием автомобиля.

Как видим, в некоторых случаях покупка дисков, не в полной мере соответствующих параметрам рекомендованных изделий, позволительна, но всегда с оговорками. Если вы не склонны к риску – откажитесь от понравившегося комплекта в пользу того, который максимально схож по характеристикам с теми, что рекомендует автопроизводитель.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 9.9% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс