Кружок «Основы программирования. Рабочая программа кружок программирования правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления цикла

Программа организована в виде набора тем, посвященных отдельным конструкциям изучаемого языка. В рамках каждой темы предполагается изучение теоретического материала (лекционные занятия), и лабораторная работа (практикум), выполняя которую, учащиеся закрепляют теоретические знания на практике. Также предусмотренная система учебных проектов (индивидуальный, коллективный, творческий). Система задач и заданий для самостоятельной работы учащихся, предложенных в учебном курсе, позволяет разнообразить занятия и повысить качество знаний старшеклассников по информатике. Кроме того, предложенный материал предполагает организацию учебного процесса в системе лекционно-семинарских занятий, что позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76

Рассмотрено

на заседании

МО физико-математического цикла

протокол № 1

от_________

Согласовано

с заместителем

директора по ВР

педсоветом

протокол № ___ от ___________

Утверждаю:

Директор

МБОУ СОШ № 76

Проценко С.И.

Рабочая программа

и календарно-тематическое планирование

кружка «Программист»

Учитель: Прилука Т.И.

Класс: 7-11

на 2013 – 2014 уч. год

п. Гигант

Введение.

Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, но и умение самостоятельно приобретать недостающие и применять их в жизни. Одним из основных источников информации в современном мире становится компьютер, умение работать с которым является, таким образом, важным условием развития человека и его успешности.

В школе изучение информатики переносится в более ранние классы, пересматривается содержание предмета, многие разделы расширяются, углубляются, появляются новые. Однако темпы развития информатизации общества обгоняют учебные планы, школьную программу. В основной школе на эти темы отводится недостаточно времени, нет возможности организовать индивидуальную работу.

Для учащихся, углубленно изучающих курс информатики, актуальным является овладение навыками алгоритмического мышления, знание различных языков программирования, умение их сравнивать, сопоставлять, анализировать. Кроме того, они должны уметь применять языки программирования для решения конкретных прикладных задач, выбирать оптимальные способы и программные средства для достижения поставленных целей.

Программирование - стержень профильного курса информатики. Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, ее планирование и т. д.), которые носят общеинтеллектуальный характер и формование которых - одна из основных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Изучая программирование, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Пояснительная записка

Программирование - стержень профильного курса информатики. Изучая программирование, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Настоящая программа кружка содержит общую структуру занятий по изучению наиболее популярного и перспективного языка программирования - C++. Круг рассматриваемых в программе тем ограничен описанием структурных возможностей языка и представляет начальный этап обучения, который является принципиально важным для формирования культуры программирования.

Предложенная программа для целесообразно использования на занятиях в рамках элективного курса, при организации индивидуальной работы с учащимися, интересующимися программированием. Программа ориентирована на изучение основных, базовых конструкций C++ и обретение первичных навыков алгоритмизации и программирования. В силу своей специфики данный курс ни в коем случае не может претендовать на полноту изложения всех основ этого языка. В курсе изучения программы содержится описание лишь его основных структурных возможностей; вопросы объектно-ориентированной разработки/программирования и использования визуальных средств C++ Builder для создания оконных приложений Windows не затрагиваются.

Организация занятий в рамках программы кружка предполагает знание учащимися основ информатики в объеме базового уровня школьной программы, а также небольшой опыт работы с персональным компьютером в операционной системе Windows.

Программа ориентировано на использование учащимися программного пакета Borland C++ Builder 6.0 и в качестве введения содержит описание полного цикла создания консольного приложения с использованием этой системы. В то же время представленный в программе материал может быть легко адаптирован для использования вместе с другими компиляторами и системами разработки.

Программа организована в виде набора тем, посвященных отдельным конструкциям изучаемого языка. В рамках каждой темы предполагается изучение теоретического материала (лекционные занятия), и лабораторная работа (практикум), выполняя которую, учащиеся закрепляют теоретические знания на практике. Также предусмотренная система учебных проектов (индивидуальный, коллективный, творческий). Система задач и заданий для самостоятельной работы учащихся, предложенных в учебном курсе, позволяет разнообразить занятия и повысить качество знаний старшеклассников по информатике. Кроме того, предложенный материал предполагает организацию учебного процесса в системе лекционно-семинарских занятий, что позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях.

Кружок « Программист » будет проводиться по расписанию: вторник с 16.30 до - 18.00

Основные цели и задачи курса:

Цели:

  • реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
  • раскрыть основные возможности, приемы и методы работы с языком программирования;
  • развивать у учащихся информационную культуру;
  • создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
  • освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить учащихся создавать программы на языке программирования С++ использую основные алгоритмические структуры.
  • Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
  • Развитие мотивации к сбору информации.
  • Научить учащихся грамотному использованию Интернет-ресурсов.

Воспитательные:

  • Формирование потребности в саморазвитии.
  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Развитие культуры общения.

Развивающие :

  • Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  • Развитие чувства прекрасного.

Задачи :

  • формирование практических навыков работы на компьютере;
  • формирование практических навыков работы в среде программирования;
  • формирование умения планировать свою деятельность.

Формы занятий:

  • лекция;
  • практическое занятие;
  • работа в парах;
  • работа малыми группами;
  • презентации;
  • работа с электронными карточками;
  • игра;
  • учебный проект.

Формы контроля:

  • тестирование;
  • практические задания;
  • защита проекта.

Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:

Календарно - тематическое планирование

№ темы

№ занятия

Название темы, занятия

Дата

Знакомство с учебным курсом.

Вводный инструктаж по ТБ.

3.09

Цели и задачи программы кружка. Основное содержание.

3.09

Введение в программирование.

Знакомство с языками программирования

10.09

Элементы языка. Программа, структура программы.

10.09

C++ Builder и консольные приложения

История возникновения языка программирования С++.

17.09

Создание консольного приложения в С++Builder.

17.09

Компиляция, компоновка и запуск программы.

24.09

Общая структура программы на языке C++. Использование библиотек.

24.09

Объявление и инициализация переменных. Стандартные типы данных

1.10

Операции ввода- вывода. Арифметические операции

Консольный ввод-вывод.

1.10

Консольный ввод-вывод. Практика.

8.10

Потоковый ввод-вывод.

8.10

Потоковый ввод-вывод. Практика.

15.10

Арифметические операции и математические функции

15.10

22.10

Работа над ИУП «Операции ввода- вывода. Арифметические операции»

22.10

Защита ИУП «Операции ввода- вывода. Арифметические операции»

29.10

Оператор условия if- eise

Назначение и синтаксис оператора условия if- else..

29.10

Сокращенные варианты записи.

5.11

Оператор условия if- else. Практика.

5.11

Вложенные операторы условия.

12.11

Вложенные операторы условия. Практика.

12.11

Составные логические выражения.

19.11

Составные логические выражения. Практика.

19.11

Типичные ошибки программирования.

26.11

Работа над КУП «Оператор условия if- else»

26.11

Защита КУП«Оператор условия if- else»

3.12

Оператор цикла for

Назначение и синтаксис оператора цикла for.

3.12

Сокращенные варианты записи.

10.12

10.12

Оператор цикла for. Практика.

17.12

Вложенные операторы цикла.

17.12

Вложенные операторы цикла. Практика.

24.12

Типичные ошибки программирования.

24.12

7.01

Работа над ИУП «Оператор цикла for»

7.01

Защита ИУП «Оператор цикла for»

14.01

Массивы I. Поэлементные операции

Понятие о массиве.

14.01

Одномерные (линейные) массивы.

21.01

Одномерные (линейные) массивы. Практика.

21.01

Многомерные массивы.

28.01

Многомерные массивы. Практика.

28.01

Типизированные константы.

4.02

Инициализация элементов массива.

4.02

Инициализация элементов массива. Практика.

11.02

Типичные ошибки программирования.

11.02

18.02

Работа над КУП «Массивы I. Поэлементные операции»

18.02

Защита КУП«Массивы I. Поэлементные операции»

25.02

Массивы II. Алгоритмы поиска и сортировки

Линейный поиск по условию.

25.02

Линейный поиск по условию. Практика.

4.03

Поиск максимального (минимального) элемента.

4.03

Поиск максимального (минимального) элемента. Практика.

11.03

Сортировка методом «прямого выбора».

11.03

Сортировка методом «прямого выбора». Практика.

18.03

Сортировка методом «пузырька».

18.03

Сортировка методом «пузырька». Практика.

25.03

Типичные ошибки программирования.

25.03

1.04

Работа над ИУП «Алгоритмы поиска и сортировки»

1.04

Защита ИУП «Алгоритмы поиска и сортировки»

8.04

Функции

Определение функции.

8.04

Вызов функции.

15.04

Вызов функции. Практика.

15.04

Формальные и фактические параметры.

22.04

Формальные и фактические параметры. Практика.

22.04

Прототипы функций

29.04

Прототипы функций. Практика.

29.04

Типичные ошибки программирования.

6.05

Работа над КУП «Функции»

6.05

Работа над КУП «Функции»

13.05

Защита КУП «Функции»

13.05

Итоговое обобщение.

Язык С++, краткий обзор.

20.05

Работа над ИТП «Язык С++»

20.05

Работа над ИТП «Язык С++»

27.05

Защита ИТП «Язык С++»

27.05

Тема I. C++Builder и консольные приложения

Программа, язык программирования. Создание консольного приложения в C++ Builder. Компиляция, компоновка и запуск программы. Общая структура программы на языке C++. Использование библиотек. Объявления и инициализация переменных. Стандартные типы данных

Учащиеся должны

знать :

Структуру программы;

Назначение и возможности системы программирования С++.

уметь :

Компилировать, компоновать и запускать программу.

Тема II. Операции ввода-вывода. Арифметические операции

Консольный ввод-вывод. Потоковый ввод-вывод. Арифметические операции и математические функции

Учащиеся должны

знать :

Правила организации консольного ввода-вывода;

Правила организации потокового ввода-вывода;

Правила применения арифметических операции в С++.

уметь :

Осуществлять консольный ввод-вывод;

Осуществлять потоковый ввод-вывод;

Использовать различные режимы ввода-вывода;

Применять различные варианты записи арифметических операций;

Удалять, перемещать и копировать элементы программы;

Управлять программой вручную;

Сохранять исходный файл программ на диске, считывать с диска.

Тема III. Оператор условия if-else

Назначение и синтаксис. Сокращенные варианты записи. Вложенные операторы условия. Составные логические выражения .

Учащиеся должны

знать :

Сущность оператора условия if-else;

Синтаксис оператора условия if-else;

Правила составления логических выражений.

уметь:

Применять оператора условия if-else в различных вариантах записи.

Тема IV. Оператор цикла for

Назначение и синтаксис. Сокращенные варианты записи. Вложенные операторы цикла.

Учащиеся должны

знать:

Сущность оператора цикла for;

Синтаксис оператора цикла for;

Правила записи и работы с вложенными циклами.

уметь:

Применять оператор цикла for;

Составлять вложенные циклические структуры.

Тема V. Массивы I. Поэлементные операции

Одномерные (линейные) массивы. Многомерные массивы. Типизированные константа. Инициализация элементов массива.

Учащиеся должны

знать:

Назначение типизированных констант;

Правила использования типизированных констант;

Правила организации работы одномерного массива.

уметь:

Производить инициализацию элементов одномерного массива.

Тема VI. Массивы II. Алгоритмы поиска и сортировки

Линейный поиск по условию. Поиск максимального (минимального) элемента. Сортировка методом «прямого выбора». Сортировка методом «пузырька»

Учащиеся должны

знать:

Сущность сортировки методом «прямого выбора»;

Сущность сортировки методом «пузырька»;

Правила линейного поиска по условию.

Учащиеся должны

уметь:

Осуществлять поиск минимального элемента;

Осуществлять поиск максимального элемента;

Осуществлять сортировку различными методами.

Тема VII. Функции

Определение функции. Вызов функции. Формальные и фактические параметры. Прототипы функций

Учащиеся должны

знать :

Назначение функции;

Правила вызова функции;

Назначение формальных параметров;

Назначение фактических параметров.

уметь :

Вызывать функции;

Применять формальные и фактические параметры;

Работать с прототипами функций.

Литература:

  1. Intel «Обучение для будущего».- М., 2004.
  2. Леонтьев В.П. Персональный компьютер.-М.2006.
  3. Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ».-М.: Дрофа, 2004
  4. Симонович С.В. Практическая информатика.-М.2000.
  5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.2002.
  6. Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: методическое пособие.-М.,2005.
  7. С.В.Феськов Информатика.10-11 классы. Программирование на языке С++(материалы к занятиям)/Волгоград:Учитель, 2009. – 133 с.
  8. http://ipg.h1.ru/lessons/cpp/les01.html
  9. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/ff380143.aspx
  10. Холзнер С. Visual C++ 6: учебный курс - СПб: Питер,2001. - 576 с. : ил.
  11. Тихомиров Ю. Visual C++ 6 - Спб.:БХВ - Санкт-Петербург, 1998. - 496 с. : ил.
  12. Дейтел Х., Дейтел П. Как программировать на С++: Пер. с англ. - М,: Издательство БИНОМ, 1998 - 1024 с.: ил.
  13. Шилдт, Герберт. Полный справочник по С, 4-е издание. : Пер. с англ. - М,: Издательский дом "Вильямс", 2002. - 704 с. : ил. - Парал.т ит. англ.
  14. Шилдт, Герберт. Самоучитель С++, 3-е издание: пер. с англ. - СПб.: BVH - Санкт-Петербург, 1998.-688 с.
  15. Павловская Т.А. С/C++. Программирование на языке высокого уровня. / Т.А. Павловская. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.: ил.
  16. Культин Н.Б. C/C++ в задачах и примерах. - СПб.:БХВ-Петербург, 2001. - 288 с.: ил.
  17. Березин Б.И., Березин С.Б. Начальный курс С и С++. - М,: ДИАЛОГ_МИФИ, 1996. - 288 с.
  18. Подбельский В.В., Фомин С.С. Программирование на языке Си: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 600 с.: ил.
  19. Франка П. С++: учебный курс. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.: ил.
  20. Дэвис Стефан Р. С++ для "чайников", 4-е издание.: Перев. с англ.: Уч. пос. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2001. - 336 с.: ил.
  21. Джонс Р., Стюарт Я. Программируем на Си/Пер. с англ. и предисл. М.Л. Сальникова, Ю.В. Сальниковой. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1994. - 236 с.: ил.
  22. Скляров В.А. Программирование на языках Си и Си++: Практ. пособие. - М.: Высш. шк., 1996. -240 с.: ил.
  23. Пашенков В.В. Язык программирования Си. - М.: Центр НТТМ "Алгоритм", 1990. - 76 с.
  24. УинерР Р. Язык Турбо Си: Пер. с англ. -М.: Мир, 1991. - 384 с.: ил.
  25. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике.-М.: Финансы и статистика, 1991.-543 с.
  26. Киммел П. и др. Borland C++ 5: пер. с англ. - Санкт-Петербург, 1997.- 976 с., ил.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью средств программирования.

Для школьников этот курс – возможность развить навыки программирования на языке Pascal . Программирование – это стержень как базового, так и профильного курсов информатики. В рамках предлагаемого курса «Углубленное изучение программирования на языке Pascal » изучение основ программирования на языке Pascal – это не столько средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, сколько формирование новых общеинтеллектуальных умений и навыков: разделение задачи на этапы решения, построение алгоритма и др. Исключительно велика роль программирования для формирования мышления школьников, приёмов умственных действий, умения строить модели, самостоятельного нахождения и составления алгоритмов решения задач, умения чётко и лаконично реализовывать этапы решения задач. Использование этих возможностей для формирования общеинтеллектуальных и общеучебных умений школьников активизирует процесс индивидуально-личностного становления учащихся.

Общепедагогическая направленность занятий – гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования являются элементами информационной компетенции – одной из ключевых компетенций современной школы. Умение находить решение, составлять алгоритм решения и реализовать его с помощью языков программирования – необходимое условие подготовки современных школьников. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде программ на компьютере рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме различных программ.

Цели изучения курса:

    понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;

    овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов;

    освоить понятие алгоритма и особенности реализации алгоритмов в виде программ, написанных на языке программирования Pascal .

Задачи курса:

    познакомиться с понятиями «алгоритм», «язык программирования»;

    сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Pascal;

    изучить основные конструкции языка программирования Pascal;

    научиться работать с графическими средствами языка программирования Pascal;

    научиться отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.

Методы обучения

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формировать у школьников информационную и коммуникативную компетентности, реализовывать личностно-ориентированное обучение, направлять их на самостоятельное решение разнообразных проблем, развивать исследовательские и творческие способности. Решение данных задач кроется в организации деятельностного подхода к обучению, в проблемном изложении материала учителем, в переходе от репродуктивного вида работ к самостоятельным, поисково-исследовательским видам деятельности. Поэтому основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов, а основная методическая установка – обучение старшеклассников навыкам самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты курса

В рамках курса «Углубленное изучение программирования на языке Pascal » учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

    умеют составлять алгоритмы для решения задач;

    умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Pascal ;

    владеют основными навыками программирования на языке Pascal ;

    умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Pascal .

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля в курсе «Углубленное изучение программирования на языке Pascal » являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные блок-схемы, программы), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Педагогическая ценность контроля заключается в том, что он даёт всестороннюю информацию о способностях учащихся к анализу или синтезу, оценочным суждениям и позволяет оценить эффективность учебного труда для каждого из них.

Диагностика и контроль – необходимые части учебного процесса, но увеличение их доли неизбежно приводит к сокращению времени на изучение материала. Поэтому столь важно извлечение максимума информации об учащихся за минимальное время. Контроль и диагностика должны быть действенными. Поэтому необходимо анализировать результаты проверки и принимать меры по коррекции образовательного процесса. От этого зависит, станут ли способы оценивания уровня достижений учащихся результативными.

Качество внешней образовательной продукции желательно оценивать по следующим параметрам:

    алгоритм должен быть оптимальным по скорости выполнения и максимально простым в реализации на языке программирования;

    программа должна выполнять поставленные задачи;

    по степени «читаемости кода» (должны быть соблюдены отступы, обязательное наличие комментариев к коду программы и т. д.).

Созданными внешними образовательными продуктами учащиеся могут пополнять собственные портфолио.

Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:

    текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учениками выполняемых заданий;

    текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

    итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой освоения курса;

    итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности школьников учителем в виде отзыва или рекомендации.

Контроль знаний организуется в форме трёх контрольных работ. Итоговая оценка выставляется на основании результатов контрольных работ.

Аппаратное обеспечение :

    IBM PC-совместимый компьютер.

    Процессор не ниже Pentium-100.

    Оперативная память не меньше 64 Мб.

Программное обеспечение :

    Операционная система: WindowsXP (или выше).

    Одна из сред разработки :

Borland Pascal 7.0 ,

Turbo Pascal 7.0 ,

Free Pascal 2.0 (или выше).

Тематический план курса

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Дата

Знакомство с Pascal

Структура программы на языке Pascal

Числовые типы данных

Условный оператор.

Вложенные условные операторы.

Условные операторы, логические операции И, ИЛИ, НЕ

Оператор выбора.

Циклы с предусловиями

Циклы с постусловиями

Циклы с параметрами

Вложенные циклы

Решение задач

Одномерные массивы

Алгоритмы информационного поиска

Двумерные массивы

Алгоритмы сортировки

Строковый тип данных

Процедуры для работы со строковым типом данных

Решение задач

Файловый тип данных

Основные операции с файлами

Примеры работы с файлами

Текстовые файлы

Итого:

Содержание курса

Знакомство с Pascal

Тема 1. Структура программы на языке Pascal

:

    назначение и основные команды среды разработки;

    общую структуру программы;

    назначение и виды оператора вывода.

Учащиеся должны уметь :

    пользоваться интерфейсом среды программирования Borland / Turbo Pascal или Free Pascal

    использовать команды редактора;

    составлять и запускать программы;

    организовывать вывод данных.

Язык программирования Pa scal и его характерные особенности. Структура программы на языке Pa scal. Простейшая программа. Среды разработки. Элементы языка Pascal. Создание и исполнение программ в среде разработки. Операторы вывода Write и WriteLn .

Практическая работа: создание, сохранение, запуск простейшей программы в среде разработки.

Тема 2. Числовые типы данных

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие типа данных;

    целые, вещественные типы данных и операции над ними;

    понятие переменной;

    оператор присваивания;

    назначение и виды оператора ввода.

Учащиеся должны уметь :

    определять тип числовых данных;

    объявлять необходимые переменные;

    записывать арифметические выражения.

Переменные. Типы данных в языке Pascal. Простые типы данных. Целые и вещественные типы. Значения. Оператор присваивания. Операции, допустимые с переменными и значениями целого и вещественного типа.

Практическая работа: составление вычислительных программ.

Основные алгоритмические конструкции

Тема 1. Циклы

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие и назначение цикла;

    цикл со счётчиком;

    циклы с условием;

    понятие генератора случайных чисел;

    понятие символьного типа;

    назначение и возможности модуля CRT ;

    понятие кода клавиши, расширенного кода клавиши.

Учащиеся должны уметь :

    использовать все виды циклов для повторения блока действий в программе;

    определять оптимальный вид оператора цикла для решения поставленной задачи;

    использовать генератор случайных чисел;

    использовать символьные переменные и константы;

    принимать коды и расширенные коды клавиш: символьных и служебных.

Цикл. Цикл со счётчиком. Цикл с предусловием и цикл с постусловием.

Генератор случайных чисел.

Символьный тип данных Использование возможностей модуля CRT для приёма и обработки сигналов клавиш.

Практическая работа: создание программ, использующих разные виды циклов.

Тема 2. Условный оператор. Оператор выбора

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие и назначение условного оператора;

    назначение оператора выбора;

    алгоритм поиска максимального/минимального элемента;

    логические выражения;

    способы тестирования программ.

Учащиеся должны уметь :

    использовать условный оператор, оператор выбора при составлении программ;

    осуществлять выбор типа условного оператора/оператора выбора для оптимального решения поставленной задачи;

    составлять сложные логические выражения;

    использовать алгоритм поиска максимального/минимального элемента последовательности;

    составлять тестовую таблицу, тестировать готовую программу.

Условный оператор. Полная и неполная формы условного оператора. Оператор выбора.

Алгоритм поиска максимального / минимального элемента последовательности.

Тестирование готовой программы.

Практическая работа: создание программ, использующих алгоритмы ветвления.

Структурированные типы данных

Тема 1. Массивы

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие массива;

    понятие двумерного массива как массива массивов;

    способы поиска максимального/минимального элемента массива;

    способы сортировки – сортировка выбором и пузырьковая.

Учащиеся должны уметь :

    объявлять одномерные и двумерные массивы;

    использовать массивы для хранения данных в программе;

    осуществлять поиск максимального/минимального элемента в одномерном массиве;

    производить сортировку одномерного массива одним из двух способов: сортировкой выбором или пузырьковой сортировкой.

Массив. Одномерный массив. Двумерный массив. Объявление массивов. Обработка массивов: поиск элемента по заданным признакам, заполнение массива, вывод массива на экран.

Сортировка массива. Сортировка выбором. Пузырьковая сортировка.

Практическая работа : создание и обработка массивов.

Тема 2. Строковый тип данных

Учащиеся должны знать / понимать :

    строковый тип данных;

    понятие строк как массива символов;

    допустимые действия над строковыми данными.

Учащиеся должны уметь :

    объявлять и использовать в программе величины строкового типа;

    использовать стандартные процедуры и функции обработки строк.

Строковый тип данных. Строки как массив символов. Стандартные строковые процедуры и функции.

Практическая работа : обработка данных строкового типа.

Тема 3. Файловый тип данных

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие файлового типа;

    отличия и область применения типизированных и текстовых файловых типов;

    порядок работы с данными файлового типа.

Учащиеся должны уметь :

    определить оптимальный тип файловых данных для решения конкретной задачи;

    ассоциировать файловую переменную с файлом на диске;

    открыть файл для чтения или записи;

Файловый тип данных. Типизированные файлы. Текстовые файлы.

Практическая работа : создание программ, позволяющих хранить данные на диске.

Учебно-методические материалы

    Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal: Учеб. пособие / Л. А. Татарникова; Под ред. Т. Б. Корнеевой. – Томск, 2008. – 139 с.

    Татарникова, Л. А. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal: Методические рекомендации. – Томск, 2008. – 28 с.

    Тимошевская Н.Е., Перышкина Е.А. Основы алгоритмизации и программирования на языке Pascal. Рабочая тетрадь: Учеб. пособие. – Томск, 2004. – 116 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г.Советский

Рабочая программа кружка

по информатике

Программирование на языке Pascal »

Составитель: ХивренкоМ.М.учитель информатики

первой квалификационной категории

г. Советский 20015 г.

Пояснительная записка.

Одна из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

Кружок «Программирование на языке Pascal» является предметом по выбору для учащихся 10-11 классов старшей школы.

Курс рассчитан на 35 часов, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.

Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.

Цели курса:

  • Познакомить учащихся с ролью программного обеспечения и его видами.
  • Сформировать целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки.
  • Развитие логического мышления.
  • Реализация математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

Задачи курса:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.
  • Научить учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.
  • Научить распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.
  • Научить организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.
  • Научить учащихся разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal .
  • Научить учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.

Развивающие:

  • формировать новый тип мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;
  • предоставление возможности узнать новое в области компьютерного программирования;
  • формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

Воспитательные:

  • повышение общекультурного уровня учащихся;
  • вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
  • выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;
  • привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;
  • формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;
  • воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования;
  • воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.

Возраст детей: 16-17 лет.

Сроки реализации элективного курса 1 год.

Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции. В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ. Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

  • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
  • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Технологии и формы обучения:

  • теоретические занятия;
  • практические занятия.

Режим занятий:

Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу (итого 1 час в неделю, 35 часов в год).

Элективный курс предусматривает классно-урочную систему обучения.

Межпредметные связи

Знания, полученные при изучении курса «Программирование на языке Pascal », учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения.

Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

В ходе обучения учащимся периодические предлагаются короткие (5-10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка – формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.

Планируемые результаты элективного курса

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • знают роль программного обеспечения и его виды;
  • у учащихся сформировано целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки;
  • знают основные алгоритмические конструкции и правила их записи, знакомы с основными способами организации данных;
  • умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;
  • умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;
  • умеют организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;
  • умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;
  • умеют осуществлять отладку и тестирование программы.

Форма контроля за уровнем достижения учащихся

Предметом диагностики и контроля являются составленные алгоритмы и программы на языке программирования Pascal к предложенным задачам.

Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеников минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.

Качество знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:

  • знание основных алгоритмических конструкций;
  • умение составить и записать алгоритм с использованием соответствующей алгоритмической конструкции;
  • умение найти более эффективный способ решения задачи;
  • умение тестировать программу.

В течение всего курса проводятся контрольные срезы и выставляются баллы за решенные задачи. По окончании курса зачет получают те учащиеся, у которых сумма баллов за учебный курс составляет не менее 60% от всей суммы баллов.

Часть 1. Теоретическая

1. Язык программирования Pascal

Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции.

2. Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм

3. Условный оператор

4. Алгоритмы с повторениями

Цикл с параметром FOR . Циклы While и Repeat. Вложенные циклы.

5. Массивы

6. Графика в Pascal

Графика.

Часть 2. Практическая

  1. Язык программирования Pascal. Текстовый редактор языка.
  2. Структура программы. Разделы описания.
  3. Основные математические функции. Моя первая программа.
  4. Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе.
  5. Условный оператор. Простые условия.
  6. Условный оператор. Составные условия.
  7. Операторные скобки.
  8. Составной оператор.
  9. Оператор выбора.
  10. Алгоритмы с повторениями.
  11. Цикл с параметром.
  12. Цикл с предусловием.
  13. Цикл с постусловием.
  14. Вложенные циклы.
  15. Графика. Закрашивание.
  16. Построение поверхностей.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Количество

часов

Язык программирования Pascal

Техника безопасности. Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции.

Практическая работа №1. Язык программирования Pascal . Текстовый редактор языка.

Практическая работа №2 . Структура программы. Разделы описания.

Практическая работа №3. Основные математические функции. Первая программа.

Практическая работа №4. Ввод и вывод данных. Форматы вывода.

Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм

Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов.

Практическая работа №5 . Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе.

Практическая работа №6. Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций.

Практическая работа №7. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций.

Условный оператор

Условный оператор. Оператор выбора.

Практическая работа №8. Условный оператор. Структура условного оператора.

Практическая работа №9 . Условный оператор. Простые условия.

Практическая работа №10 . Условный оператор. Составные условия.

Практическая работа №11 . Операторные скобки.

Практическая работа №12 . Составной оператор.

Практическая работа №13 . Оператор выбора.

Алгоритмы с повторениями

Цикл с параметром FOR. Циклы While и Repeat. Вложенные циклы.

Практическая работа №14. Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №15. Цикл с параметром.

Практическая работа №16. Цикл с предусловием.

Практическая работа №17. Цикл с постусловием.

Практическая работа №18. Вложенные циклы.

Массивы

Понятие массива. Двумерные массивы.

Практическая работа №19. Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива.

Практическая работа №20. Задание массива в разделе констант.

Практическая работа №21. Поиск в массиве элементов с заданными свойствами.

Практическая работа №22. Поиск максимального (минимального) элемента массива.

Практическая работа №23. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам.

Графика в Pascal

Графика.

Практическая работа №24. Графика. Графические примитивы.

Практическая работа №25. Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники.

Практическая работа №26. Графика. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор.

Практическая работа №27. Графика. Закрашивание.

Практическая работа №28. Построение графиков на экране.

Практическая работа №29. Построение поверхностей.

ИТОГО:

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютерный класс из 13 персональных компьютеров с операционной системой Windows-2007 и программным обеспечением Microsoft Office, Pascal.
  2. Локальная компьютерная сеть;
  3. Глобальная сеть Интернет;
  4. Видео-проектор, экран.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/ Полный обучающий курс Турбо Паскаль.
  2. http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций «Язык программирования Pascal».
  3. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal.html - 40 уроков по Pascal .
  4. Ушаков Д.М., Юркова Т.А. Паскаль для школьников. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.: ил.
  5. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Алгоритмы и основы программирования. М.: «Интеллект-центр», 2001.
  6. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на языке Pascal . М.: «Интеллект-центр», 2001.
  7. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики. М.: «Первое сентября», 2001.
  8. Тимофеевская М. Изучаем программирование. Санкт-Петербур, «Питер», 2002.

Дата публикации: 2016-10-18

Краткое описание: ...

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ "ПОДМОСКОВНЫЙ »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка « ПРОГРАММИРОВАНИЕ »

11 класс

основное общее образование

(Федеральный компонент государственного

стандарта общего образования)

БУП-2004

Составитель : Недвига С.И,

учитель информатики

    2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

    Федерального закона №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

    Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2);

    Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

    Основной образовательной программы основного общего образования ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный»;

    Положения о рабочей программе педагога ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный»;

    Учебного плана ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный» на 2016-2017 учебный год;

Федерального перечня учебников

Курс рассчитан на изучение в 11 классах лицея-интерната "Подмосковный". Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Настоящий календарно-тематический план составлен для 11 класса по программе зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования к.п.н. Н.Д.Угриновича, адаптированной для лицея-интерната «Подмосковный» в соответствии с учебником «Информатика и информационные технологии: Учебник для 11 классов /Н.Д.Угринович. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

Современному специалисту темы крайне необходимо иметь навыки алгоритмизации, а зачастую, и программирования. Поэтому рассмотрение данной темы возможно на учебном курсе «Программирование на языке Турбо Паскаль». Следует также отметить, что Всероссийские олимпиады для школьников по информатике и тесты Единого государственного экзамена содержат задания на программирование. Таким образом, введение дополнительного 1 ч в неделю на изучение основ алгоритмизации и программирования на языке Турбо Паскаль является необходимым и достаточным условием для реализации задачи обучения и воспитания нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Кроме того, изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков (организация деятельности, ее планирование и т.д.), которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна их приоритетных задач современной школы.

Цели и задачи курса

    Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.

    Формирование алгоритмической культуры.

    Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.

    Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.

    Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.

    Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

    Развитие алгоритмического мышления учащихся.

    Формирование навыков грамотной разработки программ.

    Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

В результате изучения основ программирования учащиеся должны

знать

    Структуру программы на языке Паскаль

    Понятие величины

    Математические функции и операции языка

    Типы данных

    Операторы и их синтаксис

    Правила написания процедур и функций на языке Паскаль; их различия

    Понятие одномерного и двумерного массива

    Алгоритмы поиска и сортировки

Записывать математические выражения на языке Паскаль

Описывать словесно работу операторов

Разрабатывать программы, требующие вложения одного и более операторов

Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах.

Формировать процедуры и функции. Правильно строить обращения к процедурам и функциям.

Описывать, заполнять и выводить массивы

Обрабатывать массивы

    Алгоритм и его формальные исполнители

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Алгоритм и формализация. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей.

Компьютерный практикум

    Линейный алгоритм.

Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование. .

Компьютерный практикум

    Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор»

Организация ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода.

Компьютерный практикум

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы

    Turbo Pascal

Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций. Почему наличие полноценных процедур и функций является принципиально важным для структурно-ориентированного языка высокого уровня. Каковы правила описания процедур в Паскале. Как строится вызов процедур. В чем принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными переменными. В чем отличия между параметрами-переменными и параметрами-значениями, и в каких ситуациях целесообразно использовать те и другие. В чем отличия между процедурами и функциями. Область действия описаний в процедурах. В чем в принципе заключается рекурсия и как она реализована на Паскале. Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах. Формировать процедуры и функции. Правильно строить обращения к процедурам и функциям

    Структура программы. Основные операторы

Какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль. Синтаксис операторов. Детали процесса исполнения каждого из операторов. Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов. Разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации, требующие вложения одного и более основных операторов.

    Логические выражения и отношения

Что такое величина и чем она характеризуется. Что такое операция, операнд и их характеристики; в чем принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных; о таких структурах данных, как множество, запись, файл, стек, очередь, строка. Что может входить в состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль. О логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях. Записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить.

Как формально определять в программе типы «массив», «строка», «множество», «запись», «файл». Какими свойствами обладают данные указанных типов. Какие операции возможны над величинами указанных типов. При решении содержательных задач, в которых целесообразно пользоваться структурированными данными, адекватно выбирать подходящую из перечисленных выше структур. Пользоваться комбинациями структур данных (типа «массив записей» и т.д.). Воспроизвести алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве. Распространить эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах, массивах записей

    Типы данных

Назначение перечислимого и интервального типов данных. Какие ограничения связаны с этими типами. Примеры программ, использующих эти типы. Создавать перечислимые типы. Описывать переменные перечислимого типа. Разрабатывать программы, содержащие величины перечислимого типа. Строить интервальный тип на базе произвольного порядкового типа.

Требования к знаниям и умениям:

В результате освоения курса учащиеся

должны знать/ понимать :

    сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;

    основные типы данных и операторы (процедуры) языка программирования Турбо Паскаль;

    назначение процедур и функций, их различие;

    принципы работы с текстовыми файлами;

    способы задания элементов массивов;

    методы сортировки массивов и поиска элементов в массиве;

    принципы работы со строками, записями, множествами;

должны уметь:

    разрабатывать и записывать на языке Турбо Паскаль типовые алгоритмы;

    разрабатывать сложные алгоритмы методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх);

    использовать текстовые файлы;

    сортировать одномерные массивы и искать элементы заданного свойства;

разрабатывать алгоритмы на обработку строк, записей, множеств .

Количество часов на курс : 11 класс – 1 ч в неделю, всего 34 ч.

Объем дисциплины и виды учебной работы

В том числе по полугодиям

Общая трудоемкость работы, в том числе:

Тематический план дисциплины

Уроки контроля

Основы алгоритмизации

Основы программирования на языке Turbo Pascal

ИТОГО по ИТ

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет: программирование

Класс: 11

Учитель: Недвига С.И.

Глава, параграф, страницы

Виды деятельности

Дата

проведения

Примечание

План

Факт

Техника безопасности. Алгоритм и его формальные исполнители.

Линейный алгоритм.

Беседа. Работ в тетрадях

Алгоритмическая структура «ветвление»

Беседа. Работа у доски

Алгоритмическая структура «выбор»

Беседа. Работа с учебником

Алгоритмическая структура «цикл»

Базовые понятия языка программирования Turbo Pascal

Устный опрос, работа с учебником

Типы данных

Работа у доски, выдвижение гипотез с их последующей проверкой

Структура программы

Фронтальная работа с классом

Ввод данных

Вывод данных

Практическая работа на компьютере

Операторы присваивания

Беседа

Арифметические выражения

Беседа. Фронтальный опрос

Арифметические операции.

Операторы DIV MOD .

Работа в тетради

Арифметические процедуры и функции.

Типы в арифметических выражениях

Практическая работа на компьютере

Функции TRUNC и ROUND .

Преобразование типов. Переполнение.

Практическая работа на компьютере

Возведение в степень.

Полезные формулы.

Беседа, работа в тетради

Безусловный переход. Оператор GOTO.

Практическая работа на компьютере

Оператор вызова процедуры Пустой оператор. Составной оператор.

Работа у доски.

Логические выражения и отношения. Приоритет операций

Беседа.

Условный оператор IF .

Практическая работа на компьютере

Оператор CASE

Практическая работа на компьютере

Оператор REPEAT

Практическая работа на компьютере

Оператор WHILE

Практическая работа на компьютере

Оператор FOR .

Вложенные циклы.

Беседа. Работа у доски

Описание и использование массивов

Заполнение массива данными

Практическая работа на компьютере

Вывод массива

Действия с одномерными и двумерными массивами.

Индивидуальные задания по карточкам, работа у доски

Перестановка элементов в массиве

Работа в тетради, у доски

Сортировка массива

Практическая работа на компьютере

Типы данных CHAR и STRING

Практическая работа на компьютере

Операции сцепления

Индивидуальные задания по карточкам, работа у доски

Операции отношения

Практическая работа на компьютере

Контрольная работа

Контроль знаний

Итоговое занятие

Подведение итогов

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Аппаратные средства

    Компьютер

    Проектор

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

    Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

    Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; web -камера; диктофон, микрофон.

Программные средства

    Операционная система.

    Пакет офисных приложений.

    Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

    Антивирусная программа.

    Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

    Простая система управления базами данных.

    Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

    Система программирования.

    Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

    Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

    Язык программирования Турбо Паскаль 7.0.

Пример программы на языке Паскаль.

Нахождение корней квадратного уравнения

Var A, B, C, D, X1, X2: Real;

Begin

Writeln ("Введите коэффициенты квадратного уравнения: a,b,c");

Readln (A,B,C);

D:=B*B-4*A*C;

If D<0 Then Writeln (" Корней нет ! ")

Else

Begin

X1:=(-B+SQRT(D))/2/A;

X2:=(-B-SQRT(D))/2/A;

Writeln ("X1=", X1:8:3, " X2=",X2:8:3)

End;

End.

Список литературы:

    «Информатика: Учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014.

    Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2012

    «Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова, М.Плаксин и др. под редакцией И.Семакина, Е.Хеннера. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012.

    «Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Н.Д.Угринович. – М; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.

    «Системы счисления и компьютерная арифметика» Андреева Е., Фалина И. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.

    Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013.

    Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011.