Линейные выходы rca. RCA разъем — Виды и характеристики. Подключение с помощью тюльпанов

Разъёмы RCA для видеосигнала и стереофонического звука. Стандартные цвета корпусов разъёмов: жёлтый - для видеосигнала, белый - для монофонического сигнала или левого канала стереофонического двухканального аудиосигнала, красный - для правого канала стереофонического двухканального аудиосигнала.

RCA jack или композитный (также называемый phono connector , или CINCH/AV connector , а также в просторечии «колокольчик», «тюльпан», AV-разъём) - стандарт разъёма, широко применяемый в аудио- и видеотехнике.

Название RCA произошло от названия Radio Corporation of America , предложившей этот тип разъёма в начале 1940-х годов для подключения фонографов к усилителям .

Большим недостатком таких соединителей является то, что при подключении сначала соединяется контактная пара сигнала (с напряжением), а лишь затем контакты корпусов. Это может вызвать повреждения приборов в момент соединения при наличии разности потенциалов между корпусами, что часто происходило при подключении телевизоров к ТВ-выходу на видеокартах.

Стандартный RCA штекер (на сленге - «папа») выглядит как центральный металлический выдающийся вперёд контактный штырь диаметром 3,2 мм (3,18 для размера 0,25 дюйма), внешней открытой длиной 9,0 мм (9,52/7,92 мм для размеров 0,375/0,312 дюйма), внутренней закрытой длиной 6,0 мм (5,56 для размера 0,219 дюйма), окружённый металлическим круглым ободком (минимальным внутренним диаметром 8,0 мм; 8,33 для размера 0,328 дюйма). Внешний диаметр ободка зависит только от его толщины и не нормируется.

Гнездо RCA (на сленге - «мама») - обычно панельный разъём, на который надевается ободок, имеет внешний диаметр 8,0 мм (8,33 для размера 0,328 дюйма) и глубину 7,50 мм (7,14 для размера 0,281 дюйма), поэтому обжимающие губки ободка должны иметь немного больший внутренний диаметр.

В недорогом исполнении пространство между коннектором/цангой и ободком/корпусом (внутренний изолятор) заполняется простой пластмассой или полиэтиленом, в среднеценовых - текстолитовыми шайбами или аналогичными из прессованного стекловолокна, в дорогих - термостойким тефлоном или керамикой.

Один из основных недостатков недорогих разъёмов - это их малая термостойкость. Для пайки кабеля сечением 0,823 мм² (18 awg) или более, требуется весьма длительное время прогрева на стандартных температурах плавления припоя 250° С - или намного большие температуры жала паяльника, ради увеличения накопительной теплоёмкости жала, иногда вплоть до 500° С.

Обычная пластмасса или полиэтилен быстро плавятся при таких температурах и сплавляют внутренний проводник с внешним корпусом разъёма. Рекомендуется тщательно следить за перегревом разъёма или приобретать с тугоплавким внутренним изолятором. Особенно это важно при запайке крайне теплоёмких медных моножил диаметром более 0,80 мм (0,502 мм²). Доступные одножильные ТВ-кабели большего сечения имеют диаметр около 1,00 мм (0,785 мм²) или 1,13 мм (1,002 мм²). Один из старых методов сохранения изолятора недорогого разъёма «папа» - распайка его на новом панельном разъёме (на сленге «мама»).

RCA — специальный трехразъемный выход на внешней панели современных телевизоров.
Выход RCA содержит три цветных разъема – белый (черный), желтый и красный. Разъемами RCA снабжены все современные телевизоры и практически все современные видеокарты. Для подключения внешних устройств к разъемам RCA используется специальный шнур – «тюльпан», который на обоих концах имеет тройное разветвление: из каждого конца провода выходят 3 цветных штекера (белый или черный, желтый и красный), каждый для специального разъема.

Что такое RCA

Интерфейс RCA – американская новинка, появившаяся на наших рынках вместе с первыми цифровыми телевизорами. Впервые наши пользователи узнали, что телевизор может принимать сигналы не только от антенного выхода. Этот разъем очень удобен для подключения к телевизору игровых приставок, декодеров и прочих внешних устройств благодаря своему удобному расположению на панели: не нужно лезть за телевизор, чтобы воткнуть в гнездо шнур. Кроме того, подключить внешнее устройство к телевизору может даже ребенок: нужно просто вставить желтый «шнурок» в желтый разъем, белый (черный) – в белый (черный), а красный – в красный.

Интерфейс RCA, обеспечивает не самую качественную цветопередачу в сравнении с остальными интерфейсами (HDMI, S-Video, VGA, DVI).
Тот же вход-выход S-Video обеспечивает более яркую и устойчивую картинку. А с HDMI и DVI данный интерфейс не идет практически ни в какое сравнение: цифровое подключение всегда обеспечивает более богатые краски, нежели композитное.

Но, учитывая доступность RCA большинству владельцев телевизоров и компьютеров, иногда лучше подключать именно при помощи разъемов RCA.

Шнур-«тюльпан» наличествует в любом магазине бытовой техники, и купив его, мы сможем соединить RCA-разъемы телевизора с RCA-разъемами компьютера напрямую. А соединение напрямую – всегда лучше соединения через конвертор (переходник). Итак, подключаем телевизор к компьютеру через RCA.

Последовательность подключения

1. Выключаем телевизор и компьютер. Подключение незнакомого устройства к работающему телевизору ничего не даст. Рано как и Windows не распознает внезапно подключенное к компьютеру устройство.
2. Соединяем телевизор и компьютер кабелем «тюльпан». Когда оба устройства выключены, вставляем одно разветвление шнура в RCA-разъемы телевизора, второе разветвление – в RCA разъемы компьютера. Панель системного блока компьютера обычно содержит не три, а гораздо больше разъемов RCA. Но путаться не стоит: просто вставляем «тюльпан» в ближайшие к видеокарте 3 цветных разъема.
Отключать монитор при этом не нужно. Телевизор не должен заменять монитор. Наоборот, он должен выполнять роль второго, дополнительного монитора. Основным же монитором останется наш «родной» монитор, и именно через него мы будем усправлять настройками подключенного телевизора.
3. Включаем сперва телевизор, затем компьютер. Такая последовательность необходима. Когда телевизор включен, в момент загрузки Windows его экран должен слегка мигнуть – знак распознания внешнего сигнала. В то же время Windows при загрузке распознает телевизор, как внешнее устройство (как дополнительный монитор). А значит, видеокарта будет телевизору (как второму монитору) отправлять сигналы. Переключаем телевизор в режим AV.
4. Настройка видеокарты. Настройка видеокарты для каждого подключения одинаковы. Щелкаем правой кнопкой на экран компьютера, выбираем «свойства», вкладку «параметры», жмем на кнопку «Дополнительно».

Если ваша видеокарта от ATI (как правило, серии RADEON), ждем момента завершения установки Control Panel для телевизора, а затем выполняем появившиеся на экране инструкции (выбираем вкладку Displays, жмем на поле TV, жмем на кнопку Apple, в открывшемся окне выбираем наш регион, после чего заходим во вкладку Overlay и ставим точку на пункте Theater Mode).

Если видеокарта от Nvidia (Ge-Force), заходим на вкладку Ge-Force nnnn (название модели), в открытом левом окне Ge-Force щелкаем на NView, жмем на Apply, в поле «Дисплей» выбираем и выставляем название нашего телевизора. После этого на экране телевизора уже должно появиться изображение нашего рабочего стола: с папками и с курсором мыши.

Видеокарта часто настраивается всего один раз. Подключив компьютер к данному телевизору второй и третий разы, наверняка изображение будет появляться сразу: видеокарта сохранит настройки. Но известны и исключения: порой настройки сбивались и приходилось настраивать видеокарту заново.

Линейный выход - это аналоговый выход акустического сигнала, не требующий дополнительной обработки. Такой разъем в персональном компьютере предназначен для подключения дополнительного акустического оборудования, такого как головные телефоны, активные колонки, усилители звука и прочее.

Назначение

Линейный выход - это стандартный интерфейс, предназначенный для передачи аналоговых сигналов различным аудиоустройствам. Чаще всего на этом разъеме дублируется сигнал, подаваемый на вход Линейный выход позволяет одновременно подключать не только колонки, но и другие аудиоприборы к источнику звука. Данный разъем используют для подключения устройств, у которых предусмотрен То есть уровень входного сигнала пропорционален уровню выходного того прибора, с которым происходит соединение.

Конструктивные исполнения разъемов

На линейный выход представлен разъемом типа «джек» («мама») зеленого цвета. Располагается это гнездо в задней части персонального компьютера. На современных ПК дублирующие разъемы линейного выхода и микрофона часто выводят на переднюю или что весьма удобно для подключения наушников. Эти гнезда соединяются напрямую со звуковым процессором или компьютера. А вот у большинства ноутбуков нет разъемов линейного входа и выхода, но есть гнезда для подключения микрофона и наушников. Уровень на выходе головных телефонов соответствует уровню линейного выхода. Располагаются обычно такие гнезда на передней или левой боковой панели ноутбука. Также разъемы линейного выхода и микрофонного входа персонального компьютера можно встретить на мультимедийной клавиатуре. Располагаются эти гнезда на боковой панели.

Линейный выход магнитолы

В автомобильных и бытовых проигрывающих устройствах разъемы линейного выхода конструктивно отличаются от разъемов ПК. То есть уровень акустического аналогового сигнала такой же, а вот тип разъемов принято использовать другой. Для организации линейного выхода в таких аудиоустройствах применяют гнезда типа «тюльпан» (стандарт RCA). Если магнитола выдает стереосигнал, в таком случае на ее корпусе (на задней панели) устанавливают два «тюльпана» разных цветов (красный и белый), соответствующие левому и правому каналу. А если аудиоустройство предназначено для выдачи квадрозвука, тогда устанавливают четыре гнезда типа «тюльпан». Линейный выход RCA у магнитол не единственный, в таких приборах принято устанавливать на передней панели разъем типа «джек» для выхода наушников. Если в такое гнездо вставлен разъем то акустический сигнал на выход RCA-типа блокируется, и колонки не будут воспроизводить звук.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что система разъемов, соответствующих линейному входу и выходу, позволяет создавать целую сеть различных акустических приборов, которые будут работать совместно. Они могут дополнять друг друга и усиливать акустические сигналы.

Если вы не каждый день сталкиваетесь с магнитолами, усилителями и прочей звуковоспроизводящей техникой то у вас вполне может возникнуть вопрос — а что же такое этот самый «линейный выход» на магнитоле, зачем он нужен и какое значение имеет их количество.

Выход линейного уровня предназначен для подключения внешних усилителей звука. Это могут быть усилители на акустику, или активный сабвуфер — для того чтобы передать звук от источника (автомагнитолы) на усилитель используется линейный выход.

Под понятием «линейный выход» подразумевается небалансный тип передачи аудиосигнала в котором используется один сигнальный проводник и земля, в автомобильной электронике используются разъемы RCA (т.н. «колокольчики»). Также подразумевается соответствующий стандарту уровень сигнала . В автомобильных магнитолах этот уровень обычно до 2V, некоторые аппараты (высокого класса) имеют уровень сигнала до 4.5-5V. Уровень сигнала на линейном выходе в автомобильной электронике имеет серьезное значение, ведь автомобиль является источником огромного количества помех и чем будет выше уровень полезного сигнала, передаваемого по межкомпонентным кабелям, тем меньше будут слышны помехи, наводящиеся от электронных систем автомобиля.

Чем выше уровень сигнала на линейном выходе — тем лучше, не зря все автомагнитолы высокого класса имеют линейный выход с высоким уровнем и это особо подчеркивается в технических характеристиках.

Сколько должно быть линейных выходов у автомагнитолы?

Действительно, если вы выбираете автомагнитолу то в технических характеристиках можете прочитать о количестве линейных выходов которое бывает различным, например одна пара, две пары, три пары. Чем дороже магнитола тем больше линейных выходов обычно она имеет «на борту». Сколько же их должно быть?

  1. Одна пара. Обычно есть во всех даже самых недорогих магнитолах. Чаще всего используется для подключения сабвуфера. Хорошо, когда магнитола с одной парой линейных выходов умеет управлять уровнем этого выхода (для регулировки сабвуфера), если есть встроенный фильтр для сабвуфера (LPF) то это вообще отлично.
  2. Две пары. Обычно это фронтальные и тыловые выходы для постройки системы с усилением «фронт+саб» или «фронт+тыл». Обычно это магнитолы среднего ценового диапазона, у таких уже есть необходимые настройки для сабвуфера (см. выше), вообще отлично когда на фронтальных выходах можно включить фильтр низких частот (HPF).
  3. Три пары — это оптимальный вариант для создания полноценной системы с усилителем на всех каналах (фронт+тыл+саб) или даже сложных вариантов с поканальным усилением, если у магнитолы имеется встроенный кроссовер или даже процессор.

Чем больше пар линейных выходов у автомагнитолы тем более навороченную аудиосистему можно будет создать. При покупке определитесь насколько это вам нужно.

Так что покупая автомагнитолу определитесь, какие усилители вы будете к ней подключать в дальнейшем. Если усилители не планируются то иметь в запасе хотя бы один линейный выход для подключения сабвуфера все равно неплохо. А вдруг все-таки захочется саб поставить?

Что делать если у магнитолы нет линейного выхода?

Если у вашей автомагнитолы нет линейного выхода то скорее всего она либо очень дешевая либо это заводская магнитола. Если выхода нет но он очень нужен то тут есть два варианта — один правильный а другой простой.

Правильный вариант — «выпаять» линейные выхода, т.е. разобрать магнитолу и вывести сигнал из неё после предварительного усилителя и до микросхемы усилителя мощности. Это под силу не каждому, тут надо иметь понимание схемотехники магнитолы и хотя бы уметь держать в руках паяльник. Можно также обратиться к специалисту.

Простой вариант — использовать конвертер высокого уровня сигнала в линейный. Такое решение вполне подойдет если вам нужно подключить например активный сабвуфер к штатной магнитоле, без особых претензий к качеству, потому как это не бескомпромиссное решение с точки зрения качества звука.

Что делать если у магнитолы не хватает линейных выходов?

Бывает так что у вашей автомагнитолы только одна пара линейных выходов а вам нужно больше. Например у вас уже подключен усилитель на передние динамики а хочется установить еще и сабвуфер с усилителем но нет желания менять магнитолу. Тут есть два варианта:

  1. Вывести дополнительную пару линейных выходов из магнитолы (см. выше), требует понимания того что делаешь или лучше обратитесь к мастеру.
  2. Взять так называемый Y-разветвитель. Это простой провод-разветвитель, есть два их вида и выглядят они как-то так:

Y-разветвитель (1 «мама» — 2 «папы»)

Y-разветвитель (1″папа» — 2″мамы»)

Первый вариант (1 мама и два папы) чаще используется когда вы устанавливаете четырехканальный усилитель. Вы берете один межкомпонентный провод («линейный провод», «межблочный провод», «линейку», «колокольчики») и подключаете к магнитолы и протягиваете в багажник. В багажнике вы берете этот Y-разветвитель и у вас таким образом появляется две пары линейных выходов вместо одной.

Второй вариант (1 папа и две мамы) используется чаще когда вам нужно подключить два отдельных компонента, например усилитель и активный сабвуфер. Тогда вы подключаете Y-разветвитель к магнитоле и берете уже два межкомпонентных провода, протягиваете туда куда вам нужно. То что у вас будет два провода позволит разместить компоненты в багажнике так как вам удобно — один в одном углу а другой в противоположном например. В данном варианте минус тот что придется купить два RCA-кабеля вместо одного.

Нельзя забывать что при использовании Y-разветвителей сигнал вы будете получать с одного выхода, поэтому с магнитолы не будет настройки фронт-тыл или фронт-сабвуфер!

71272 Всего 5 Сегодня

В настоящее время существует множество стандартов передачи аудиосигнала. Они развивались разными фирмами в разное время и неудивительно, что разные стандарты используют разные разъемы и кабеля. Если в пределах одного устройства проблем это не вызывает, то при расширении мультимедийной системы рано или поздно приходится столкнуться с проблемами при передаче аудиосигнала от одного устройства к другому. Проблемы эти можно подразделить на три вида:

1. Стандартный кабель отсутствует, или его длины не хватает.

2. Сопрягаемые устройства используют один стандарт передачи аудиосигнала, но имеют разные разъемы.

3. Сопрягаемые устройства используют разные стандарты аудиосигнала.

Первая проблема решается с помощью аудиокабелей. Можно удлинить стандартный соединительный кабель с помощью удлинительного кабеля, либо (что предпочтительнее) заменить его на более длинный соединительный. Порой возникает необходимость собрать кабель самостоятельно – тогда, помимо акустического кабеля , потребуется приобрести коннекторы.

Для решения второй проблем предназначаются переходники, представляющие собой пару разъемов различных стандартов, соединенных в небольшом корпусе. Здесь нужно хорошо представлять себе, какие разъемы используются одним стандартом передачи звука и в принципе совместимы друг с другом.

В интернете можно запросто купить переходник чего угодно во что угодно – хоть USB в RCA. Что там куда распаяно и к чему может привести попытка использовать такой «переходник» - остается только гадать.

Справедливости ради следует заметить, что странного вида переходники действительно встречаются и даже работают. Но такие переходники всегда идут в комплекте к какой-либо аппаратуре, которая может распознать нестандартный сигнал на разъеме и соответственным образом его обработать. Использование таких переходников на других устройствах может оказаться для этих устройств фатальным.

Для решения третьей проблемы используются преобразователи аудиосигнала , и их выбор – тема .

Характеристики аудиокабелей и переходников.

Соединительные кабели предназначаются для соединения двух элементов аудиосистемы. Обычно с обеих сторон такого кабеля находится разъемы одного типа и вида. Впрочем, часто бывает и так, что соединительный кабель одновременно является и переходником.

Удлинительный кабель предназначен для удлинения кабеля и всегда имеет на разных концах разъемы одного типа, но разных видов: с одной стороны Female (розетка), с другой стороны Male (вилка).

Коннектор – разъем, предназначенный для установки на кабель. Хотелось бы предостеречь читателя от искушения, которое часто возникает у людей, не нашедших в продаже требуемый переходник: взять два нужных коннектора и соединить их куском акустического кабеля. Делать такое, не разобравшись досконально в совместимости соединяемых разъемов и в тонкостях такого соединения, ни в коем случае не стоит. Даже если стандарты, используемые на обоих концах провода, в принципе совместимы (например, балансный и небалансный вход/выход - и там, и там сигнал аналоговый), то все равно прямое соединение разъемов может, как минимум, ухудшить качество сигнала.

Переходник – устройство, предназначенное для перехода с одного типа разъема на другой или – для разъемов одного типа – с одного вида на другой (с вилки на розетку или наоборот). Иногда бывает, что, несмотря на полную совместимость стандартов, искомый переходник не находится – например, нужен переходник с RCA Female на jack 6,3 Male, таких в продаже нет, зато есть переходники RCA Female на jack 3,5 Male и 3,5 Female на jack 6,3 Male. Комбинировать нужный переходник из двух имеющихся можно, и, если качество разъемов хорошее, то ухудшения звука вы не услышите. Но нужно иметь в виду, что каждое дополнительное разъемное соединение – это точка риска. Стоит в цепочке соединений попасться непропаянному контакту, окислившемуся или неплотно сидящему разъему – и качество звука упадет очень сильно. Поэтому комбинировать составные переходники следует только в случаях крайней необходимости.

Длина кабеля должна выбираться с таким расчетом, чтобы его с небольшим запасом хватило для нужного соединения. Брать слишком длинный кабель без необходимости не стоит – даже самые лучшие кабеля снижают уровень полезного сигнала, и, чем больше длина кабеля, тем сильнее.

Ферритовые кольца или экранирование кабеля – это способ защиты передаваемого аудиосигнала от электромагнитных помех. Ферритовые кольца защищают сигнал от высокочастотных помех, поэтому в аналоговых кабелях не применяются. Экранирование же защищает кабель от любых видов электромагнитных помех.

Разъемы .

Для понимания, из какого разъема в какой могут быть переходники, разделим все разъемы по группам, использующим совместимые форматы передачи данных.

Рабочие переходники возможны только в пределах одной группы.

TS, TRS, TRRS (Jack) используются для передачи аналогового звукового сигнала линейного уровня. Бывают различных диаметров:

Jack 6,3 мм (TS, TRS) – используются для подключения профессионального звукового и музыкального оборудования;

Mini-jack 3,5 мм (TS, TRS, TRRS) – используется для подключения микрофонов, бытовых наушников, компьютерной аудиотехники;

Micro-jack 2,5 мм (TS, TRS, TRRS) используются в мобильных телефонах.

При условии использования для передачи сигнала одного уровня, могут быть скомбинированы в любых сочетаниях, наиболее распространенные переходники: 6,3 TRS – 3,5 TRS, TRS – 2 x TS, TRRS – 2 x TRS.

RCA (Phono) используются для передачи сигнала линейного уровня и широко применяется как в бытовой, так и в профессиональной аудио- и видеотехнике. Применяется также для передачи цифрового сигнала. Разъем содержит два контакта и может быть предназначен для передачи только моно звукового сигнала. Для передачи стереосигнала используется пара разъемов RCA. Могут быть скомбинированы с разъемами типа jack, наиболее распространенные переходники: TRS – 2 x RCA, TS – RCA. При использовании таких переходников, следует убедиться в согласованности сигналов на обеих сторонах переходника – цифровой RCA нельзя подключать переходником к аналоговому TRS.

XLR – используется для передачи аналоговых сигналов микрофонного и линейного уровней. Широко применяется в профессиональной аппаратуре благодаря хорошему контакту (большая площадь соприкосновения контактов) и надежному соединению (не может случайно выскочить). Под «микрофонным разъемом» на профессиональной аппаратуре обычно имеется в виду разъем типа XLR. На линейных входах-выходах разъем XLR обычно используется для передачи балансного сигнала. Также иногда применяется для передачи цифрового сигнала. Переходники под эти разъемы существуют, но при их использовании надо понимать, какой сигнал передается по кабелю. Микрофонный уровень намного ниже линейного, при подключении переходником микрофона на линейный вход звук будет очень тихим. Переходником TRS-XLR можно завести балансный сигнал на простой стерео вход, но защита от помех, являющаяся отличительной особенностью балансного канала, при этом работать не будет.

Наиболее распространенные переходники: XLR – 6,3 мм TRS (микрофонный уровень), XLR – TRRS (балансный сигнал линейный уровень)

SpeakON разъемы используются (чаще в профессиональной аппаратуре) для передачи усиленного сигнала от усилителей к колонкам. Надобности в переходниках с таким разъемом обычно не возникает, чаще всего акустический кабель с разъемом SpeakON на втором конце имеет такой же разъем или просто оголенные провода, разделанные для крепления в винтовой или пружинный зажим акустической системы.

ODT Toslink – используется для передачи цифрового сигнала (в формате S/PDIF или ADAT) по оптоволоконному кабелю. Соответственно, переходник может быть тоже только для оптоволоконного кабеля. К примеру, на некоторых миниатюрных аудиоустройствах для экономии места используется уменьшенный вариант разъема Toslink, внешне похожий на jack 3,5 мм. Для такого разъема существуют переходники Toslink – jack 3,5 мм. Разумеется, подключить с его помощью оптический S/PDIF выход к обычному линейному входу невозможно.

USB, mini-USB, micro-USB – разъем для передачи цифровых данных самого широкого профиля, может использоваться и для передачи аудиосигнала в цифровом виде. Преобразовать цифровой сигнал, передающийся по USB, в аналоговый с помощью простого переходника невозможно. Некоторая путаница в применении этих разъемов началась с недавнего времени и связана с широким применением разъемов mini и micro-USB в мобильных устройствах. Часто в таких устройствах разъем USB используется не для передачи цифровых данных, а для подзарядки и подключения наушников. В комплекте с такими устройствами обычно идет кабель, выглядящий как переходник с mini-USB (micro-USB) на jack 3,5 мм. Разумеется, использовать его с другими устройствами не стоит.

Вид разъема. Разъемные соединения большинства типов содержит два контакта разных видов: один – вилка (штырек, Male, «папа»), второй – розетка (гнездо, Female, «мама»). Блочные (крепящиеся на корпус аппаратуры) разъемы для передачи аудиосигналов обычно имеют вид Male, кабельные – Female.

Варианты выбора.

Для простого удлинения короткого аудиокабеля выбирайте нужной длины удлинительный кабель с соответствующей парой разъемов. Они стоят 100-500 рублей.

Для соединения двух элементов аудиосистемы выбирайте соединительный кабель по цене от 100 до 1000 рублей.

Возможно, вы желаете собрать аудиокабель самостоятельно – в таком случае вам потребуются коннекторы. Стоят они около 100 рублей.

Наконец, для соединения согласованных однотипных линий с разными разъемами вам потребуется переходник – нужно только знать марки разъемов с обеих сторон. Стоят переходники от 75 до 240 рублей.