Модули систем основной памяти. Физическая и логическая организация памяти вычислительных систем

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Принципы обмена информацией между иерархическими уровнями подсистемы памяти.

2. Основные функции и основные подсистемы вычислительной системы.

3. Принцип действия ассоциативной кэш-памяти.

4. Реализация прерываний от периферийных устройств, подключенных через последовательный интерфейс.

5. Что такое кольца защиты?

6. Что такое сегментация оперативной памяти?

7. Основные особенности видеоданных. Матричное и графическое представление видеоинформации.

8. Что такое файл? Различия между файлом и каталогом.

9. Основные стадии конвейера современных процессоров.

10. Что такое переименование регистров?

Вопрос № 1. Принципы обмена информацией между иерархическими уровнями подсистемы памяти

В основе реализации иерархии памяти современных компьютеров лежат два принципа: принцип локальности обращений и соотношении стоимость/ прозводительность. Принцип локальности обращений говорит о том, что большинство программ к счастью не выполняют обращений ко всем своим командам и данным равновероятно, а оказывают предпочтение некоторой части своего адресного пространства.

Иерархия памяти современных компьютеров строится на нескольких уровнях, причем более высокий уровень меньше по объему, быстрее и имеет большую стоимость в пересчете на байт, чем более низкий уровень. Уровни иерархии взаимосвязаны: все данные на одном уровне могут быть также найдены на более низком уровне, и все данные на этом более низком уровне могут быть найдены на следующем нижележащем уровне и так далее, пока мы не достигнем основания иерархии.

Иерархия памяти обычно состоит из многих уровней, но в каждый момент времени мы имеем дело только с двумя близлежащими уровнями. Минимальная единица информации, которая может либо присутствовать, либо отсутствовать в двухуровневой иерархии, называется блоком. Размер блока может быть либо фиксированным, либо переменным. Если этот размер зафиксирован, то объем памяти является кратным размеру блока.

Успешное или неуспешное обращение к более высокому уровню называются соответственно попаданием (hit) или промахом (miss). Попадание - есть обращение к объекту в памяти, который найден на более высоком уровне, в то время как промах означает, что он не найден на этом уровне. Доля попаданий (hit rate) или коэффициент попаданий (hit ratio) есть доля обращений, найденных на более высоком уровне. Иногда она представляется процентами. Доля промахов (miss rate) есть доля обращений, которые не найдены на более высоком уровне.

Поскольку повышение производительности является главной причиной появления иерархии памяти, частота попаданий и промахов является важной характеристикой. Время обращения при попадании (hit time) есть время обращения к более высокому уровню иерархии, которое включает в себя, в частности, и время, необходимое для определения того, является ли обращение попаданием или промахом. Потери на промах (miss penalty) есть время для замещения блока в более высоком уровне на блок из более низкого уровня плюс время для пересылки этого блока в требуемое устройство (обычно в процессор). Потери на промах далее включают в себя две компоненты: время доступа (access time) - время обращения к первому слову блока при промахе, и время пересылки (transfer time) - дополнительное время для пересылки оставшихся слов блока. Время доступа связано с задержкой памяти более низкого уровня, в то время как время пересылки связано с полосой пропускания канала между устройствами памяти двух смежных уровней.

Вопрос № 2. Основные функции и основные подсистемы вычислительной системы

ОС - это комплекс взаимосвязанных программ, предназначенный для повышения эффективности аппаратуры компьютера путем рационального управления его ресурсами, а также для обеспечения удобств пользователю путем предоставления ему расширенной виртуальной машины. К числу основных ресурсов, управление которыми осуществляет ОС, относятся процессоры, основная память, таймеры, наборы данных, диски, накопители на магнитных лентах, принтеры, сетевые устройства и некоторые другие. Ресурсы распределяются между процессами. Для решения задач управления ресурсами разные ОС используют различные алгоритмы, особенности которых в конечном счете и определяют облик ОС. Наиболее важными подсистемами ОС являются подсистемы управления процессами, памятью, файлами и внешними устройствами, а также подсистемы пользовательского интерфейса, защиты данных и администрирования.

Основные функции:

* Выполнение по запросу программ тех достаточно элементарных (низкоуровневых) действий, которые являются общими для большинства программ и часто встречаются почти во всех программах (ввод и вывод данных, запуск и остановка других программ, выделение и освобождение дополнительной памяти и др.).

* Стандартизованный доступ к периферийным устройствам (устройства ввода-вывода).

* Управление оперативной памятью (распределение между процессами, организация виртуальной памяти).

* Управление доступом к данным на энергонезависимых носителях (таких как жёсткий диск, оптические диски и др.), организованным в той или иной файловой системе.

* Обеспечение пользовательского интерфейса.

* Сетевые операции, поддержка стека сетевых протоколов.

Дополнительные функции:

* Параллельное или псевдопараллельное выполнение задач (многозадачность).

* Эффективное распределение ресурсов вычислительной системы между процессами.

* Разграничение доступа различных процессов к ресурсам.

* Взаимодействие между процессами: обмен данными, взаимная синхронизация. Процесс -- это динамический объект, который возникает в операционной системе после того, как пользователь или сама операционная система решает «запустить программу на выполнение», то есть создать новую единицу вычислительной работы. Пользователь -- лицо или организация, которое использует действующую систему для выполнения конкретной функции. Файл - это именованная область внешней памяти, в которую можно записывать и из которой можно считывать данные. Основными целями использования файлов являются: долговременное и надежное хранение информации, а также совместный доступ к данным.

Вопрос № 3. Принцип действия ассоциативной кэш-памяти

В ассоциативной памяти элементы выбираются не по адресу, а по содержимому. Поясним последнее понятие более подробно. Для памяти с адресной организацией было введено понятие минимальной адресуемой единицы (МАЕ) как порции данных, имеющей индивидуальный адрес. Введем аналогичное понятие для ассоциативной памяти, и будем эту минимальную единицу хранения в ассоциативной памяти называть строкой ассоциативной памяти (СтрАП). Каждая СтрАП содержит два поля: поле тега (англ. tag - ярлык, этикетка, признак) и поле данных. Запрос на чтение к ассоциативной памяти словами можно выразить следующим образом: выбрать строку (строки), у которой (у которых) тег равен заданному значению.

Особо отметим, что при таком запросе возможен один из трех результатов:

1. имеется в точности одна строка с заданным тегом;

2. имеется несколько строк с заданным тегом;

3. нет ни одной строки с заданным тегом.

Поиск записи по признаку - это действие, типичное для обращений к базам данных, и поиск в базе зачастую является ассоциативным поиском. Для выполнения такого поиска следует просмотреть все записи и сравнить заданный тег с тегом каждой записи. Это можно сделать и при использовании для хранения записей обычной адресуемой памяти (и понятно, что это потребует достаточно много времени - пропорционально количеству хранимых записей!). Об ассоциативной памяти говорят тогда, когда ассоциативная выборка данных из памяти поддержана аппаратно. При записи в ассоциативную память элемент данных помещается в СтрАП вместе с присущим этому элементу тегом. Для этого можно использовать любую свободную СтрАП.

В начале работы КЭШ-память пуста. При выполнении первой же команды во время выборки ее код, а также еще несколько соседних байтов программного кода, - будут перенесены (медленно) в одну из строк КЭШа, и одновременно старшая часть адреса будет записана в соответствующий тег. Так происходит заполнение КЭШ-строки.

Если следующие выборки возможны из этого участка, они будут сделаны уже из КЭШа (быстро) - "КЭШ-попадание". Если же окажется, что нужного элемента в КЭШе нет, - "КЭШ-промахом". В этом случае обращение происходит к ОЗУ (медленно), и при этом одновременно заполняется очередная КЭШ-строка.

Обращение к КЭШу происходит следующим образом. После формирования исполнительного адреса его старшие биты, образующие тег, аппаратно (быстро) и одновременно сравниваются с тегами всех КЭШ-строк. При этом возможны только две ситуации из трех, перечисленных ранее: либо все сравнения дадут отрицательный результат (КЭШ-промах), либо положительный результат сравнения будет зафиксирован в точности для одной строки (КЭШ-попадание).

При считывании, если зафиксировано КЭШ-попадание, младшие разряды адреса определяют позицию в КЭШ-строке, начиная с которой следует выбирать байты, а тип операции определяет количество байтов. Очевидно, что если длина элемента данных превышает один байт, то возможны ситуации, когда этот элемент (частями) расположен в двух (или более) разных КЭШ-строках, тогда время на выборку такого элемента увеличится. Противодействовать этому можно, выравнивая операнды и команды по границам КЭШ-строк, что и учитывают при разработке оптимизирующих трансляторов или при ручной оптимизации кода.

Если произошел КЭШ-промах, а в КЭШе нет свободных строк, необходимо заменить одну строку КЭШа на другую строку.

Основная цель стратегии замещения - удерживать в КЭШ-памяти строки, к которым наиболее вероятны обращения в ближайшем будущем, и заменять строки, доступ к которым произойдет в более отдаленном времени или вообще не случится. Очевидно, что оптимальным будет алгоритм, который замещает ту строку, обращение к которой в будущем произойдет позже, чем к любой другой строке-КЭШ.

Вопрос № 4. Реализация прерываний от периферийных устройств, подключенных через последовательный интерфейс

Последовательный интерфейс для передачи данных в одну сторону использует одну сигнальную линию, по которой информационные биты передаются друг за другом последовательно. Такой способ передачи определяет название интерфейса и порта, его реализующего (Serial Interface и Serial Port). Последовательная передача данных может осуществляться в синхронном и асинхронном режимах.

При асинхронной передачи каждому байту предшествует старт-бит, сигнализирующий приемнику о начале очередной посылки, за которой следуют биты данных или бит паритета (конроля четности). Завершает посылку стоп-бит.

Формат асинхронной посылки позволяют выявить возможные ошибки передачи.

Синхронный режим передачи предполагает постоянную активность канала связи. Посылка начинается с синхробайта, за которым плотно следует поток информационных бит. Если у передатчика нет данных для передачи, он заполняет паузу непрерывной посылкой байтов синхронизации. При передаче больших массивов данных накладные расходы на синхронизацию в данном режиме необходима будет ниже, чем в асинхронном.

Прерывание (англ. interrupt) -- сигнал, сообщающий процессору о совершении какого-либо асинхронного события. При этом выполнение текущей последовательности команд приостанавливается, и управление переда?тся обработчику прерывания, который выполняет работу по обработке события и возвращает управление в прерванный код. Виды прерываний: Аппаратные (англ. IRQ - Interrupt Request) -- события от периферийных устройств (например, нажатия клавиш клавиатуры, движение мыши, сигнал от таймера, сетевой карты или дискового накопителя) -- внешние прерывания, или события в микропроцессоре -- (например, деление на ноль) -- внутренние прерывания; Программные -- инициируются выполняемой программой, т.е. уже синхронно, а не асинхронно. Программные прерывания могут служить для вызова сервисов операционной системы.

Прерывания требуют приостановки выполнения текущего потока инструкций (с сохранением состояния) и запуска исполнения процедуры-обработчика прерывания ISR (Interrupt Service Routine). Эта процедура первым делом должна идентифицировать источник прерывания (а их может быть и несколько), затем выполнить действия, связанные с реакцией на событие. Если события должны вызывать некоторые действия прикладной программы, то обработчику прерывания следует только подать сигнал (через ОС), запускающий (или пробуждающий) поток инструкций, выполняющий эти действия. Собственно процедура ISR должна быть оптимизирована по затраченному времени. Обслуживание прерываний, особенно в защищенном режиме, в PC-совместимых компьютерах на процессорах x86 связано со значительными накладными расходами. По этой причине их число стараются сократить. Значительные хлопоты доставляет идентификация источника прерывания -- в архитектуре PC-совместимых компьютеров для этого используются традиционные, но неэффективные механизмы. В ряде случаев прерывания от устройств заменяют поллингом -- программно-управляемым опросом состояния устройств. При этом состояния множества устройств опрашивают по прерыванию от таймера.

Вопрос № 5. Что такое кольца защиты?

Кольца защиты - архитектура информационной безопасности и функциональной отказоустойчивости, реализующая аппаратное разделение системного и пользовательского уровней привилегий. Структуру привилегий можно изобразить в виде нескольких концентрических кругов. В этом случае системный режим (режим супервизора или нулевое кольцо, т.н. «кольцо 0»), обеспечивающий максимальный доступ к ресурсам, является внутренним кругом, тогда как режим пользователя с ограниченным доступом - внешним. Традиционно семейство микропроцессоров х86 обеспечивает 4 кольца защиты.

Поддержка нескольких колец защиты была одной из революционных концепций, включенных в операционную систему Multics, предшественника сегодняшних UNIX-подобных операционных систем.

Оригинальная система Multics имела 8 колец защиты, но многие современные системы имеют как правило меньше. Процессор всегда знает в каком кольце исполняется код, благодаря специальным машинным регистрам.

Механизм колец строго ограничивает пути, с помощью которых управление можно передать от одного кольца к другому. Существует некоторая инструкция, которая передает контроль из менее защищенного в более защищенное (с меньшим номером) кольцо. Этот механизм разработан для того, чтобы ограничить возможности случайного или намеренного нарушения безопасности.

Эффективное использование архитектуры защиты колец требует тесного взаимодействия между аппаратными средствами и операционной системой. Операционные системы разрабатывающиеся так, чтобы они работали на большом кол-ве платформ могут иметь различную реализацию механизма колец на каждой платформе.

Вопрос № 6. Что такое сегментация оперативной памяти?

Сегментация (segmentation) - это прием организации программ, при котором адресная структура программы отражает ее содержательное членение. При сегментации пространство адресов каждой программы подразделяется на сегменты различной длины, которые соответствуют содержательно разным частям программы. Например, сегментом может быть процедура или область данных. В этом случае адрес состоит из имени сегмента и адреса внутри сегмента -смещения. Поскольку к программным сегментам обращаются по именам, можно при распределении памяти размещать сегменты в несмежных областях памяти, более того, не все сегменты должны одновременно находится в ОП, часть из них может находится во внешней памяти и преемещаться в ОП по мере необходимости.

Как уже указывалось, в системе с сегментацией каждый адрес представляет пару : s - имя сегмента и d - смещение. Каждой программе соответствует всегда присутствующая в памяти таблица сегментов, в которой каждому сегменту данного процесса соответствует одна запись. С помощью этой таблицы система отображает программные адреса в истинные адреса ОП. Адрес таблицы хранится в аппаратном регистре, называемом регистром таблицы сегментов.

Вычисление адреса при сегментации производится следующим образом. Прежде чем система сможет вычислить адрес, аппаратным путем проверяется признак присутствия сегмента в ОП. Если сегмент присутствует, то с помощью регистра таблицы сегментов производится обращение к s-ой строке таблицы сегментов, где указан адрес сегмента в памяти. Поскольку сегменты бывают различной длины, необходимо знать границу сегмента для предотвращения обращения за пределы заданного сегмента.

Если в какой-то момент система пожелает переключить свое внимание на другой процесс, она просто заменят содержимое регистра таблицы сегментов на адрес другой таблицы сегментов, после чего ссылки вида интерпретируются в соответствии с новой таблицей.

У сегментации пространства адресов множество преимуществ по сравнению с абсолютной адресацией, и главное - это эффективное использование оперативной памяти. Если в ОП недостаточно места для всех сегментов данной программы, некоторые могут временно располагаться во вспомогательной памяти. Если какой-то программе потребовалось ввести в ОП новый сегмент, то система может любой сегмент убрать из ОП во вспомогательную. Вытесняемому сегменту не обязательно принадлежать той программе, для которой в ОП вводится новый сегмент. Какой таблице сегментов соответствует вытесняемый сегмент не имеет значения, главное, чтобы при переводе его во вспомогательную память в соответствующей таблице сегментов изменилось значение признака.

Вопрос № 7. Основные особенности видеоданных. Матричное и графическое представление видеоинформации

Видеоинформация бывает как статической, так и динамической. Статическая видеоинформация включает в себя текст, рисунки, графики, чертежи, таблицы и др. Рисунки делятся также на плоские - двумерные и объемные - трехмерные.

Динамическая видеоинформация - это видеофильмы и мультипликация, использующаяся для передачи движущихся изображений. В их основе лежит последовательное экспонирование на экране в реальном масштабе времени отдельных кадров в соответствии со сценарием.

Демонстрация анимационных и слайд-фильмов опирается на различные принципы. Анимационные фильмы демонстрируются так, чтобы зрительный аппарат человека не мог зафиксировать отдельных кадров. Для получения качественной анимации кадры должны сменяться порядка 30 раз в секунду. При демонстрации слайд-фильмов каждый кадр экспонируется на экране столько времени, сколько необходимо для восприятия его человеком (обычно от 30 с до 1 мин). Слайд-фильмы можно отнести к статической видеоинформации.

В вычислительной технике существует два способа представления графических изображений; матричный (растровый)и векторный. Матричные (bitmap) форматы хорошо подходят для изображений со сложными гаммами цветов, оттенков и форм, таких как фотографии, рисунки, отсканированные данные. Векторные форматы более приспособлены для чертежей и изображений с простыми формами, тенями и окраской.

В матричных форматах изображение представляется прямоугольной матрицей точек -- пикселов (picture element), положение которых в матрице соответствует координатам точек на экране. Помимо координат каждый пиксел характеризуется своим цветом, цветом фона или градацией яркости. Количество битов, выделяемых для указания цвета пиксела, изменяется в зависимости от формата. В высококачественных изображениях цвет пиксела описывают 24 битами, что дает около 16 миллионов цветов. Основной недостаток матричной (растровой) графики заключается в большой емкости памяти, требуемой для хранения изображения, из-за чего для описания изображений прибегают к различным методам сжатия данных. В настоящее время существует множество форматов графических файлов, различающихся алгоритмами сжатия и способами представления матричных изображений, а также сферой применения.

Векторное представление, в отличие от матричной графики, определяет описание изображения не пикселями, а кривыми - сплайнами. Сплайн - это гладкая кривая, которая проходит через две или более опорные точки, управляющие формой сплайна.

Основное достоинство векторной графики состоит в том, что описание объекта является простым и занимает мало памяти. Кроме того, векторная графика в сравнении с матричной имеет следующие преимущества:

Простота масштабирования изображения без ухудшения его качества;

Независимость емкости памяти, требуемой для храпения изображения, от выбранной цветовой модели.

Недостатком векторных изображений является их некоторая искусственность, заключающаяся в том, что любое изображение необходимо разбить на конечное множество составляющих его примитивов. Как и для матричной графики, существует несколько форматов графических векторных файлов.

Матричная и векторная графика существуют не обособленно друг от друга. Так, векторные рисунки могут включать в себя и матричные изображения. Кроме того, векторные и матричные изображения могут быть преобразованы друг в друга. Графические форматы, позволяющие сочетать матричное и векторное описание изображения, называютсяметафайлами. Метафайлы обеспечивают достаточную компактность файлов с сохранением высокого качества изображения.

Рассмотренные формы представления статической видеоинформации используются, в частности, для отдельных кадров, образующих анимационные фильмы. Для хранения анимационных фильмов применяются различные методы сжатия информации, большинство из которых стандартизовано.

Вопрос № 8. Что такое файл? Различия между файлом и каталогом

вычислительный память оперативный видеоданные

Файл (англ. file - скоросшиватель) - концепция в вычислительной технике: сущность, позволяющая получить доступ к какому-либо ресурсу вычислительной системы и обладающая рядом признаков:

Фиксированное имя (последовательность символов, число или что-то иное, однозначно характеризующее файл);

Определённое логическое представление и соответствующие ему операции чтения/записи.

Может быть любой - от последовательности бит(хотя читаем именно байтами, а точнее словами-группами из байт, по четыре, по восемь, по шестнадцать) до базы данных с произвольной организацией или любым промежуточным вариантом; многомерной базой данных, строго упорядоченной.

Первому случаю соответствуют операции чтения/записи потока и/или массива (то есть последовательные или с доступом по индексу), второму - команды СУБД. Промежуточные варианты - чтение и разбор всевозможных форматов файлов.

Файл - поименованная совокупность байтов произвольной длины, находящихся на носителе информации, а каталог это - поименнованное место на диске, в котором хранятся файлы. Полное имя файла может включать в себя каталоги, как C:\papka\file.txt, может и не включать C:\file.txt, а каталог это то, в чем могут быть расположены файлы: C:\papka. Каталог нельзя открыть в программе, чтобы записать в него какую-то информацию или прочитать, он для хранения файлов внутри себя, файл же наоборот - его можно открыть и отредактировать.

Вопрос № 9. Основные стадии конвейера современных процессоров

Основная задача процессора - выполнять (и как можно быстрее) команды, входящие в программу. Самый простой путь (повышение тактовой частоты процессора) достаточно быстро исчерпывается технологическими ограничениями. Поэтому приходится искать другие способы повысить производительность. Именно набор архитектурных новшеств позволил повысить производительность Pentium по сравнению с 486-ми процессорами. Самое важное из них - конвейер.

Выполнение команды состоит из ряда этапов:

1) чтение команды из памяти,

2) определение длины,

3) определение адреса ячейки памяти, если она используется,

4) выполнение команды,

5) сохранение результата.

В ранних процессорах все эти этапы над каждой командой проводились полностью. Конвейер позволил ускорить процесс: после того, как команда проходила один из этапов и переходила на следующий, начиналась обработка следующей команды. Это решение появилось в последних 486-х (например, в AMD 5х86-133). В Pentium впервые появился двойной конвейер. Команды смогли выполняться параллельно (кроме плавающей арифметики и команд перехода). Это позволило повысить производительность примерно на 30-35%.

Вопрос № 10. Что такое переименование регистров?

Переименование регистров -- метод ослабления взаимозависимостей инструкций, применяемый в процессорах, осуществляющих их внеочередное исполнение.

В том случае, если в соответствии с двумя или более инструкциями необходимо осуществить запись данных в один регистр, их корректное внеочередное исполнение становится невозможным даже в том случае, если при этом нет зависимости по данным. Такие взаимозависимости часто называют ложными.

Так как количество архитектурных регистров обычно ограничено, вероятность возникновения ложных взаимозависимостей достаточно велика, что может привести к снижению производительности процессора.

Переименование регистров представляет собой преобразование программных ссылок на архитектурные регистры в ссылки на физические регистры и позволяет ослабить влияние ложных взаимозависимостей за счёт использования большого количества физических регистров вместо ограниченного количества архитектурных. При этом процессор отслеживает, состояние каких физических регистров соответствует состоянию архитектурных, а выдача результатов осуществляется в порядке, который предусмотрен программой.

Источники

Интернет-ресурс - http://www.chinapads.ru/

Рязанцев О.І., Недзельський Д.О., Гусєва С.В. Архітектурна та структурна організація обчислювальних систем. Навчальний посібник. - Луганськ: Вид-во. СНУ ім. В.Даля, 2008.

Интернет-ресурс - http://studopedia.net/

Интернет-ресурс - http://proc.ucoz.ru/load/ustrojstvo_processora/1-1-0-2

Э.Танненбаум. Архитектура компьютера, 4-изд. СПб. Питер 2006.

Интернет-ресурс - http://193.108.240.69/moodle/file.php/5/navch_pos_OS.doc

Интернет-ресурс - http://znanija.com/task/1788585

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Классификация компьютерной памяти. Использование оперативной, статической и динамической оперативной памяти. Принцип работы DDR SDRAM. Форматирование магнитных дисков. Основная проблема синхронизации. Теория вычислительных процессов. Адресация памяти.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2016

    История появления и развития оперативной памяти. Общая характеристика наиболее популярных современных видов оперативной памяти - SRAM и DRAM. Память с изменением фазового состояния (PRAM). Тиристорная память с произвольным доступом, ее специфика.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2014

    Простейшая схема взаимодействия оперативной памяти с ЦП. Устройство и принципы функционирования оперативной памяти. Эволюция динамической памяти. Модуль памяти EDO-DRAM BEDO (Burst EDO) - пакетная EDO RAM. Модуль памяти SDRAM, DDR SDRAM, SDRAM II.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Понятие, виды и основные функции памяти компьютера - части вычислительной машины, физического устройства для хранения данных, используемых в вычислениях, в течение определенного времени. Принципиальная схема оперативной памяти. Гибкие магнитные диски.

    презентация , добавлен 18.03.2012

    Память для вычислительных систем ее создание и характеристика особенностей. Создание устройств памяти и основные эксплуатационные характеристики. Функциональные схемы и способ организации матрицы запоминающих элементов. Виды магнитной и флеш памяти.

    презентация , добавлен 12.01.2009

    Хранение различной информации как основное назначение памяти. Характеристика видов памяти. Память типа SRAM и DRAM. Кэш-память или сверхоперативная память, ее специфика и области применения. Последние новинки разработок в области в оперативной памяти.

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Обобщение основных видов и назначения оперативной памяти компьютера. Энергозависимая и энергонезависимая память. SRAM и DRAM. Триггеры, динамическое ОЗУ и его модификации. Кэш-память. Постоянное запоминающее устройство. Флэш-память. Виды внешней памяти.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2013

    Улучшение параметров модулей памяти. Функционирование и взаимодействие операционной системы с оперативной памятью. Анализ основных типов, параметров оперативной памяти. Программная часть с обработкой выполнения команд и размещением в оперативной памяти.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2009

    Общее устройство микропроцессора. Структура 64-битной подсистемы памяти. Селекция портов ввода/вывода. Особенности интерфейса микропроцессорных систем. Проектирование подсистемы памяти на базе Itanium 2. Расчёт информативности и необходимых объёмов.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2012

    Понятие и функциональные особенности запоминающих устройств компьютера, их классификация и типы, сравнительная характеристика: ROM, DRAM и SRAM. Оценка преимуществ и недостатков каждого типа оперативной памяти, направления и пути их использования.


Со времен создания ЭВМ фон Неймана основная память в компьютерной системе организована как линейное (одномерное)адресное пространство , состоящее из последовательности слов , а позже байтов. Аналогично организована и внешняя память . Хотя такая организация и отражает особенности используемого аппаратного обеспечения, она не соответствует способу, которым обычно создаются программы. Большинство программ организованы в виде модулей, некоторые из которых неизменны (только для чтения, только для исполнения), а другие содержат данные, которые могут быть изменены.

Если операционная система и аппаратное обеспечение могут эффективно работать с пользовательскими программами и данными, представленными модулями, то это обеспечивает ряд преимуществ.


  1. Модули могут быть созданы и скомпилированы независимо друг от друга, при этом все ссылки из одного модуля в другой разрешаются системой во время работы программы.

  2. Разные модули могут получать разные степени защиты (только чтение, только исполнение) за счет весьма умеренных накладных расходов.

  3. Возможно применение механизма, обеспечивающего совместное использование модулей разными процессами (для случая сотрудничества процессов в работе над одной задачей).
Память – важнейший ресурс вычислительной системы, требующий эффективного управления. Несмотря на то, что в наши дни память среднего домашнего компьютера в тысячи раз превышает память больших ЭВМ 70-х годов, программы увеличиваются в размере быстрее, чем память . Достаточно сказать, что только операционная система занимает сотни Мбайт (например, Windows 2000 – до 30 млн строк), не говоря о прикладных программах и базах данных, которые могут занимать в вычислительных системах десятки и сотни Гбайт.

Перефразированный закон Паркинсона гласит: "Программы расширяются, стремясь заполнить весь объем памяти, доступный для их поддержки" (сказано это было об ОС). В идеале программисты хотели бы иметь неограниченную в размере и скорости память , которая была бы энергонезависимой, т.е. сохраняла свое содержимое при выключении электричества , а также недорого бы стоила. Однако реально пока такой памяти нет. В то же время на любом этапе развития технологии производства запоминающих устройств действуют следующие достаточно устойчивые соотношения:


  • чем меньше время доступа, тем дороже бит;

  • чем выше емкость, тем ниже стоимость бита;

  • чем выше емкость, тем больше время доступа.
Чтобы найти выход из сложившийся ситуации, необходимо опираться не на отдельно взятые компоненты или технологию, а выстроить иерархию запоминающих устройств, показанную на рис. 6.1. При перемещении слева направо происходит следующее:

  • снижается стоимость бита;

  • возрастает емкость;

  • возрастает время доступа;

  • снижается частота обращений процессора к памяти.

Рис. 6.1. Иерархия памяти

Предположим, процессор имеет доступ к памяти двух уровней. На первом уровне содержится Е 1 слов, и он характеризуется временем доступа Т 1 = 1 нс. К этому уровню процессор может обращаться непосредственно. Однако если требуется получить слово , находящееся на втором уровне, то его сначала нужно передать на первый уровень. При этом передается не только требуемое слово , а блок данных , содержащий это слово . Поскольку адреса, к которым обращается процессор , имеют тенденцию собираться в группы (циклы, подпрограммы), процессор обращается к небольшому повторяющемуся набору команд. Таким образом, работа процессора с вновь полученным блоком памяти будет проходить достаточно длительное время.

Обозначим через Т 2 = 10 нс время обращения ко второму уровню памяти, а через Р – отношение числа нахождений нужного слова в быстрой памяти к числу всех обращений. Пусть в нашем примере Р = 0,95 (т.е. 95% обращений приходится на быструю память , что вполне реально), тогда среднее время доступа к памяти можно записать так:

T ср = 0,95*1нс + 0,05* (1нс+10нс)=1,55нс

Этот принцип можно применять не только к памяти с двумя уровнями. Реально так и происходит. Объем оперативной памяти существенно сказывается на характере протекания вычислительного процесса, так как он ограничивает число одновременно выполняющихся программ, т.е. уровень мультипрограммирования. Если предположить , что процесс проводит часть р своего времени в ожидании завершения операции ввода-вывода, то степень загрузки Z центрального процессора (ЦП) в идеальном случае будет выражаться зависимостью

Z = 1 - p n , где n – число процессов.

На рис. 6.2 показана зависимость Z=p(n) для различного времени ожидания завершения операции ввода-вывода (20%, 50% и 80%) и числа процессов n. Большое количество задач, необходимое для высокой загрузки процессора, требует большого объема оперативной памяти. В условиях, когда для обеспечения приемлемого уровня мультипрограммирования имеющейся памяти недостаточно, был предложен метод организации вычислительного процесса, при котором образы некоторых процессов целиком или частично временно выгружаются на диск .

Очевидно, что имеет смысл временно выгружать неактивные процессы, находящиеся в ожидании каких-либо ресурсов, в том числе очередного кванта времени центрального процессора. К моменту, когда пройдет очередь выполнения выгруженного процесса, его образ возвращается с диска в оперативную память . Если при этом обнаруживается, что свободного места в оперативной памяти не хватает , то на диск выгружается другой процесс.

Такая подмена (виртуализация ) оперативной памяти дисковой памятью позволяет повысить уровень мультипрограммирования, поскольку объем оперативной памяти теперь не столь жестко ограничивает число одновременно выполняемых процессов. При этом суммарный объем оперативной памяти, занимаемой образами процессов, может существенно превосходить имеющийся объем оперативной памяти.

В данном случае в распоряжение прикладного программиста предоставляется виртуальная оперативная память , размер которой намного превосходит реальную память системы и ограничивается только возможностями адресации используемого процесса (в ПК на базе Pentium 2 32 = 4 Гбайт). Вообще виртуальным (кажущимся) называется ресурс , обладающий свойствами (в данном случае большой объем ОП), которых в действительности у него нет.

Виртуализация оперативной памяти осуществляется совокупностью аппаратных и программных средств вычислительной системы (схемами процессора и операционной системой) автоматически без участия программиста и не сказывается на логике работы приложения.

Виртуализация памяти возможна на основе двух возможных подходов:


  • свопинг (swapping) – образы процессов выгружаются на диск и возвращаются в оперативную память целиком;

  • виртуальная память (virtual memory ) – между оперативной памятью и диском перемещаются части образов (сегменты, страницы, блоки и т.п.) процессов.
Недостатки свопинга:

  • избыточность перемещаемых данных и отсюда замедление работы системы и неэффективное использование памяти;

  • невозможность загрузить процесс, виртуальное пространство которого превышает имеющуюся в наличии свободную память.
Достоинство свопинга по сравнению с виртуальной памятью – меньшие затраты времени на преобразование адресов в кодах программ, поскольку оно делается один раз при загрузке с диска в память (однако это преимущество может быть незначительным, т.к. выполняется при очередной загрузке только часть кода и полностью преобразовывать код, может быть, и не надо).

Виртуальная память не имеет указанных недостатков, но ее ключевой проблемой является преобразование виртуальных адресов в физические (почему это проблема, будет ясно дальше, а пока можно отметить существенные затраты времени на этот процесс, если не принять специальных мер).

Концепция виртуальной памяти

В ВС с виртуальной памятью адресное пространство (АП) процесса (образ процесса) во время выполнения хранится во внешней памяти ЭВМ и загружается в реальную память по частям динамически по необходимости в любое свободное место РОП. Однако программа ничего не знает об этом , написана и выполняется так, как будто полностью находится в РОП.

Виртуальная память - это моделирование оперативной памяти во внешней памяти.

Механизм отображения виртуальных и реальных адресов устанавливает между ними соответствие и называется динамическим преобразованием адресов (ДПА).

Компьютер здесь уже выступает как логическое устройство, а не физическая машина с уникальными характеристиками. ДПА поддерживается на аппаратно-микропрограммном уровне. В МП Intel, начиная с 386 процессора, выполняется поддержка виртуальной памяти.

Такая процедура выполняется для EC ЭВМ - ряд 2 и выше, для СМ ЭВМ- 1700, для IBM PC – I386 и выше.

При управлении виртуальной памятью смежные виртуальные адреса не обязательно будут смежными реальными адресами (искусственная смежность). Программист освобождается от необходимости учитывать размещение своих процедур и данных в РОП. Он получает возможность писать программы наиболее естественным образом, прорабатывая лишь детали алгоритма и структуру программы, игнорируя конкретные особенности структуры аппаратных средств.

Механизм ДПА предполагает ведение таблиц, показывающих какие ячейки ВП в текущий момент времени находятся в РОП и где именно. Поскольку индивидуальное отображение элементов информации (пословное или побайтовое) не имеет смысла (так как под таблицы отображения адресов потребовалось бы РОП больше чем под процессы), то отображение адресов выполняется на уровне блоков ОП.

Рисунок 1 . Динамическое преобразование адресов

Проблема: какую часть процессов держать в ОП, в некоторые моменты времени, выталкивая одни участки РОП и размещая другие.

Еще один вопрос, который необходимо решать: Каким сделать размер блока ?

Увеличение размера блока приводит к уменьшению размера таблицы отображения блоков, но увеличивает время обмена и, наоборот, уменьшение размера блока приводит к увеличению таблиц и уменьшению времени обмена с внешней памятью.

Блоки могут быть фиксированного размера (страницы) и переменного размера (сегменты). В этой связи существует четыре способа организации виртуальной памяти:

1.Динамическая страничная организация.

2.Сегментная организация.

3.Комбинированная сегментно-страничная организация.

4.Двухуровневая страничная организация.

Виртуальные адреса в страничных и сегментных системах являются двухкомпонентными и представляют собой упорядоченную пару (p,d ), где p - номер блока (страницы либо сегмента), в которой размещается элемент, а d - смещение относительно начального адреса этого блока. Преобразование виртуального адреса V=(p,d ) в адрес реальной памяти r осуществляется следующим образом. При активизации очередного процесса в специальный регистр процессора загружается адрес таблицы отображения блоков данного процесса. В соответствии с номером блока p из таблице отображения блоков , считывается строка, в которой устанавливается соответствие между номерами виртуальных и физических страниц для страниц, загруженных в оперативную память, или делается отметка о том, что виртуальная страница выгружена на диск. Кроме того, в таблице страниц содержится управляющая информация, такая как признак модификации страницы, признак невыгружаемости (выгрузка некоторых страниц может быть запрещена), признак обращения к странице (используется для подсчета числа обращений за определенный период времени) и другие данные, формируемые и используемые механизмом виртуальной памяти. К считанному физическому адресу размещения выбранного блока добавляется размер смещения d и вычисляется требуемый реальный адрес.

Рисунок 2. Преобразование виртуального адреса в реальной адрес памяти

Рассмотрим, в чем состоит стратегия управления виртуальной памятью? Аналогично управлению РОП для управления ВП имеется три категории стратегий, при имеющейся цели снизить ожидание страниц и располагать в РОП только используемые блоки.

Стратегия вталкивания , определяющая, когда следует переписать страницу или сегмент из внешней памяти в ОП.

а) вталкивание по запросу - система ожидает ссылки на страницу/сегмент от выполняющегося процесса (прерывание по отсутствию страницы);

аргументы за:


  • путь выполнения программы наверняка предсказать невозможно;

  • гарантия расположения в ОП только нужных страниц;

  • накладные расходы на определение требуемых страниц минимальны;
аргументы против:

  • подкачка по одному блоку приводит к увеличению общего времени ожидания.
б) упреждающее вталкивание предполагает, что система может предвидеть необходимость использования в дальнейшем страницы/сегмента. Если вероятность обращений высока и есть свободная ОП, то соответствующие блоки переписываются в ОП.

Достоинство: сокращается время ожидания.

В настоящее время быстродействие аппаратуры увеличивается , и неоптимальные решения не приводят к уменьшению эффективности вычислительных систем.

Стратегия размещения, определяющая, куда поместить поступающую страницу/сегмент. В страничных системах - тривиально: в любой свободный блок (страница имеет фиксированный размер). В сегментных системах те же самые стратегии, что и для реальной ОП (в первую подходящую область, в наиболее подходящую, в наименее подходящую).

Стратегия выталкивания (замещения), определяющая, какую страницу/сегмент удалить из ОП для освобождения места поступающей страницы.

Здесь основная проблема "пробуксовки ", при которой вытолкнутая страница в следующий момент должна вновь размещаться в РОП.

Рассмотрим процедуры определения блоков для выталкивания из ОП.

а) выталкивание случайной страницы - в реальных системах не применяется;

б) выталкивание первой пришедшей страницы (FIFO - очередь). Для ее реализации необходимо устанавливать временные метки страниц.

Аргумент : у страницы уже были возможности использовать свой шанс.

Фактически : большая вероятность заместить активно используемые страницы, поскольку нахождение страниц длительное время может означать, что она постоянно в работе. Например, используемый редактор текстов.

в) выталкивание дольше всего неиспользованных страниц.

Для реализации необходимо реализовать обновляемые временные метки. Эвристический аргумент : - недавнее прошлое - хороший ориентир на будущее.

Недостаток - существенные издержки: постоянное обновление временных меток.

г) выталкивание реже всего используемых страниц - предполагает наличие счетчиков страниц (менее интенсивно, нежели обновляемые временные метки). Интуитивно оправдано, но тоже может быть не рационально.

д) выталкивание не использующихся в последнее время страниц - самыйраспространенный алгоритм с малыми издержками. Реализуется двумя аппаратными битами на страницу:

1.признак обращения 0 - было

1 - не было.

2.признак модификации записи 0 - неизменен.

1 - изменен.

Возможны следующие варианты комбинаций { 00,10,01,11}. Если изменений на странице не было , то страницу можно просто переписать, а не сохранять на диске.

Модули памяти характеризуются такими параметрами, как объем (16, 32, 64, 128, 256 или 512 Мбайт), число микросхем, паспортная частота (100 или 133 МГц), время доступа к данным (6 или 7 нс) и число контактов (72, 168 или 184).

Модули DIP. Микросхемы DRAM упаковываются в так называемый DIP-корпус, при этом DIP обозначает Dual In-line Package (корпус с двухрядным расположением выводов). Этот термин относится к корпусам памяти, у которых выводы (Pins) расположены по бокам (напоминают жука) - рис. 3.48, а. Сам кристалл, на котором размещены ячейки памяти, существенно меньше, чем корпус. Данная конструкция корпуса обусловлена такими требованиями, как удобство печатного монтажа и установки микросхемы в панельки на системной плате, а также соблюдение температурного режима работы элементов.

Большинство модулей DIP имеют интервалы между выводами в ряду 2,54 мм (0,1"), а расстояние между рядами - 7,62 мм (0,3" - «Skinny DIP», «Тощий DIP») или 15,24 мм (0,6"). Типичное число контактов равно 8 или любому другому четному числу от 14 до 24 (реже -28) для корпусов на 0,3" и 24, 28, 32 или 40 (реже 36, 48 или 52) для корпусов на 0,6". На территории бывшего СССР используются аналогичные корпуса, но с размерами, выдержанными в метрической системе мер (например, интервал выводов 2,5 мм вместо 2,54 мм/0, Г).

Известны различные варианты корпусов DIP, в основном различающиеся материалом изготовления:

  • керамические (Ceramic Dual In-line Package - CERDIP);
  • пластмассовые (Plastic Dual In-line Package - PDIP);
  • пластмассовые уплотненные (Shrink Plastic Dual In-line Package - SPDIP) - уплотненная версия PDIP с интервалом выводов 1,778 мм (0,07").

Важнейшими параметрами микросхем DRAM являются емкость и организация памяти. Элементы DRAM в виде отдельных микросхем обычно устанавливались на старых материнских платах. В настоящее время эти микросхемы используются в качестве составных элементов модулей памяти, таких как SIP-, ZIP-и SIMM-модули.

Информация о микросхеме в ее обозначении состоит, как правило, из нескольких полей. Первое поле содержит информацию о производителе и типе отбраковки при изготовлении микросхемы, следующее характеризует емкость, а дальнейшее - материал, из которого изготовлен корпус, и время доступа.

Например, для микросхем фирмы Mostek первые две буквы МК являются обозначением фирмы, МКВ означает, что данная микросхема фирмы Mostek отбракована согласно военному стандарту (MIL STD-833), a MKI - что микросхема прошла отбраковку в соответствии с промышленным диапазоном температур. Цифра 4 говорит о том, что микросхема является элементом DRAM. Следующая за ней цифра обозначает количество инфор-

Рис. 3.48. Внешний вид модулей памяти: а - корпус DIP-14; б - модуль SIP; в - модуль ZIP; г - разъем ZIP; д - SIMM на 72 контакта; е -DDR2 (1 Гбайт, 533 МГц) с радиатором (184 контакта и один ключ); ж - DDR SO-DIMM (РС2700, 200 контактов); з - RDRAM-модуль со

встроенным радиатором

мационных разрядов: 1 - один разряд, 4 - четыре разряда. Группа цифр, следующая далее, обозначает количество информационных разрядов в килобитах (64 - 64 Кбит, 256 - 256 Кбит, 1000 - 1 Мбит). Далее буквой указывается тип корпуса (например, Р - пластмассовый, хотя тип может быть и не указан). Через дефис указывается время доступа в наносекундах. Таким образом, по обозначению МКВ44256-70 можно легко определить, что это микросхема фирмы Mostek, прошедшая отбраковку согласно военному стандарту, имеет емкость 4-го разряда по 256 Кбит каждый и время доступа 70 нс.

SIP-модули. Микросхемы DRAM довольно легко и просто устанавливать в ПК, однако они занимают много места. С целью уменьшения размеров компонентов ПК, в том числе и элементов оперативной памяти, был разработан ряд конструктивных решений, приведших к тому, что каждый элемент памяти больше не устанавливался в отдельную панель, а совместимые элементы DRAM объединены в один модуль, выполненный на небольшой печатной плате.

Технология, реализующая такую конструкцию элементов памяти, называется SMT (Surface Mounting Technology), дословно переводимая как «технология поверхностного монтажа». Благодаря ей совместимые элементы DRAM были установлены на одной плате, что, в первую очередь, означало экономию места.

В качестве реализации технологии SMT можно назвать так называемые SIP-модули с однорядным расположением выводов (Single In-line Package - SIP). SIP-модули представляют собой небольшую плату с установленными на ней совместимыми чипами DRAM (см. рис. 3.48). Такая плата имеет 30 выводов, размеры ее в длину около 8 см и в высоту около 1,7 см.

SIP-модули устанавливаются в соответствующие разъемы на системной плате. Однако при установке и извлечении таких модулей тонкие штырьки выводов часто обламываются, и контакт между штырьком и разъемом ненадежен. Это привело к дальнейшему развитию модулей памяти и появлению SIMM-модулей.

ZIP (Zig-zag In-line Package) - недолго просуществовавшая технология интегральных схем, в частности, чипов DRAM. Она была разработана для замены DIP. Интегральная схема ZIP заключается в пластиковый корпус, обычно размером 3 х 30 х 10 мм. Выводы устройства расположены в 2 ряда на одной из сторон корпуса. Эти ряды находятся на расстоянии 1,27 мм (0,05") друг от друга в шахматном порядке, что дает возможность их более компактного размещения, чем обычная прямоугольная решетка (рис. 3.48, в, г). Корпуса схем при этом могут располагаться на плате более плотно, нежели чем при схемотехнике DIP, при том же размере. ZIP были в дальнейшем вытеснены такими конфигурациями, как TSOP (thin small-outline packages), используемых в SIMM (single-in-line memory modules) и DIMM (dual-in-line memory modules).

SIMM-модули. Когда речь идет о SIMM-модуле, имеют в виду плату, которая по своим размерам примерно соответствует SIP-модулю. Различие, прежде всего, состоит в конструкции контактов. В отличие от SIP-модуля выводы для SIMM-модуля заменены так называемыми контактами типа PAD (вилка). Эти контакты выполнены печатным способом и находятся на одном краю платы. Именно этим краем SIMM-модули устанавливаются в специальные слоты на системной плате (рис. 3.48, d). Благодаря такой конструкции SIMM-модулей существенно повышается надежность электрического контакта в разъеме и механическая прочность модуля в целом, тем более что все контакты изготовлены из высококачественного материала и позолочены.

Отказы в работе оперативной памяти чаще всего происходят не из-за повреждения SIMM-модулей, а, скорее, из-за некачественной обработки контактов разъемов на системной плате.

Кроме того, удобная конструкция SIMM-модулей позволяет пользователям самостоятельно менять и добавлять элементы памяти, не опасаясь повредить выводы.

SIMM-модули являются стандартом в современных вычислительных системах. SIMM-модули, оснащенные DRAM 41256, сегодня применяются относительно редко. Чаще SIMM-модули оборудованы микросхемами памяти общей емкостью 8, 16 и 32 Мбит. В дальнейшем на рынке появились SIMM-модули, имеющие емкость 120 Мбит и более.

В PC с CPU 80386 и ранних моделях с CPU 80486 использовались 30-контактные SIMM-модули памяти (DRAM), и число слотов на системной плате колебалось от 4 до 8. В настоящее время найти в продаже подобные модули весьма не просто. В более поздних моделях PC с CPU 80486 и Pentium стали использоваться 72-контактные SIMM-модули памяти (FPM DRAM).

DIMM-модули. В дальнейшем на многих системных платах появились слоты для 168-контактных модулей памяти DIMM (Dual In-line Memory Module). Модули DIMM обладают внутренней архитектурой, схожей с 72-контактными SIMM-модулями, но благодаря более широкой шине обеспечивают повышенную производительность подсистемы «CPU-RAM».

Для правильного позиционирования DIMM-модулей при установке в слоты на системной плате в их конструкции предусмотрены два ключа:

  • первый ключ расположен между контактами 10 и 11 и служит для определения типа памяти модуля (FPM DRAM или SDRAM);
  • второй ключ расположен между контактами 40 и 41 и служит для определения напряжения питания модуля (5 или 3,3 В).

DIMM-модули поддерживают, например, материнские платы на Chipset 82430VX, 82440FX, 83450KX/GX, 82430ТХ.

SO-DIMM (Small Outline Dual In-Line Memory Module) представляет собой тип интегральных схем оперативной памяти компьютера (рис. 3.48, ж).

SO-DIMM является малогабаритной альтернативой для DIMM и обычно занимают около половины пространства, требуемого для обычных модулей DIMM. В результате SO-DIMM в основном используются в таких устройствах, как ноутбуки, небольшие настольные ПК (с платами типа Mini-ITX), высококачественные принтеры и сетевое оборудование (например, маршрутизаторы).

Модули SO-DIMM могут иметь 72, 100, 144 или 200 контактов, поддерживая передачу данных, соответственно, по 32 бита (100) и 64 бита (144 и 200). Обычные DIMM имеют по 168, 184 или 240 и все поддерживают 64-битовую передачу данных.

Различные типы SO-DIMM распознаются по размещению «ключей» - модули на 100 контактов имеют два ключа, 144-контактный SO-DIMM имеет один ключ близко к центру корпуса, 200-контактный SO-DIMM - один ключ ближе к краю корпуса.

SO-DIMM примерно соответствуют (или меньше чем) по мощности DIMM, и обе технологии SO-DIMM и DIMM обеспечивают примерно равные скорости (тактовая частота, например, 400 МГц для РС3200 и латентность CAS величиной 2,0, 2,5 и 3,0) и емкость (512 Мбайт, 1 Гбайт и пр.). Более современные модули DDR2 SO-DIMM имеют частоту до 800 МГц РС6400 и предполагается, что достигнут частоты 1066 МГц РС8500.

RIMM. С появлением Direct RDRAM (DRDRAM) в 1999 г. появляется модуль RIMM (рис. 3.49) (название - не акроним, а торговая марка Rambus Inc). Разъемы RIMM имеют типоразмеры, подобные DIMM, и могут устанавливаться в пределах той же

Рис. 3.49.

самой области системной платы, как и DIMM. Они имеют 184 штырька по сравнению с 168 для DIMM, но используют ту же спецификацию гнезда, как и стандарт DIMM на 100 МГц. BIOS ПК способен определить, какая оперативная память установлена, так что SDRAM-модули на 100 МГц должны работать в RIMM-совместимой системе. Существуют также компактные модели памяти SO-RIMM, аналогичные SO-DIMM.

Главные элементы к подсистеме памяти Rambus включают основное устройство, которое содержит Rambus ASIC Cell (RAC) и контроллер памяти (Rambus Memory Controller RMC), тактовый генератор (Direct Rambus Clock Generator DRCG), разъемы RIMM, модули памяти RIММ и модули непрерывности RIMM, а также подсистему «последовательное устройство обнаружения присутствия» (Serial Presence Detect SPD ROM).

В конечном итоге, технологии DDR, развиваясь и становясь все дешевле, практически вытеснили RDRAM - в интервале 2002-2005 гг. рыночная доля RDRAM не превышала 5 %.

FB-DIMM (Fully Buffered DIMM, полностью буферизованный DIMM) - технология, предназначенная для повышения надежности, быстродействия и емкости систем ОП. В обычных конструкциях ОП линии данных, идущие от контроллера памяти, соединяются со всеми DIMM-модулями. При возрастании электрической нагрузки (увеличение числа модулей или же разрядности памяти), а также с повышением частоты доступа проходящие сигналы начинают искажаться, что ограничивает эффективность системы в целом.

Архитектура Fully Buffered DIMM предусматривает промежуточный буфер (Advanced Memory Buffer - AM В), устанавливаемый между контроллером и модулем памяти (рис. 3.50). В отличие от параллельной шинной архитектуры для традиционных

Разъем DDR2 с уникальным ключом

До 8 модулей DIMM

«Южный путь» (10 бит)

Контроллер

Рис. 3.50. Архитектура памяти FB-DIMM

DRAM, FB-DIMM имеет последовательный интерфейс между контроллером и AM В. Это позволяет повысить разрядность памяти без увеличения количества линий контроллера памяти.

Контроллер не передает сигнал непосредственно на модуль памяти, а действует через буфер, который восстанавливает форму сигнала и передает его дальше. Кроме того, AM В может осуществлять коррекцию ошибок, разгружая от этой функции процессор и контроллер памяти. Это сопровождается, однако, повышением латентности ОП.

Существует стандарт (протокол JESD82-20), определяющий интерфейс АМВ с памятью DDR2. Канал FB-DIMM состоит из 14 битовых линий «Северного пути» («northbound»), по которым данные передаются из памяти на процессор, и 10 линий «Южного пути» («southbound»), передающих команды и данные из процессора.

Каждый бит передается на частоте, в 12 раз большей, чем базовая частота памяти (в 6 раз, если используется удвоенная скорость, DDR - DDR3). Например, для чипа DDR2-667 DRAM канал будет работать на частоте 667 х 12/2 =4000 МГц. Каждые 12 циклов образуют кадр: 168 бит «Северного пути» (144 бита данных, передаваемых 72-битовой DDR SDRAM плюс 24 бита для CRC-коррекции) и 120 бит «Южного» (98 полезных бит и 22 CRC-бита). Из 98 бит здесь 2 задают тип кадра, 24 - команда; в оставшихся битах могут содержаться (в зависимости от типа кадра) либо 72 бита записываемых данных, либо две или более 24-битовых команд, либо одна команда или более плюс 36 бит записываемых данных.

Поскольку записываемые данные подаются медленнее, чем это необходимо для ОП DDR, они накапливаются в AM В, а затем записываются в одном пакете (обычно по четыре кадра данных).

Команды соответствуют стандартным циклам доступа DRAM, например, выбор строки (/RAS), предвыборка, регенерация и пр. Команды чтения и записи содержат только адреса столбцов (/CAS) массива памяти. Все команды содержат 3-разрядные адреса FB-DIMM, что позволяет подключать до 8 модулей FB-DIMM на 1 канал.

Таблица 9.1. Иерархия подсистемы памяти ПК
Тип ЗУ 1985 г. 2000 г.
Время выборки Типичный объем Цена / байт Время выборки Типичный объем Цена / байт
1 Сверхоперативные ЗУ (регистры) 0,2 5 нс 16/32 бит $ 3 - 100 0,01 1 нс 32/64/128 бит $ 0,1 10
2 Быстродействующее буферное ЗУ (кэш) 20 100 нс 8Кб - 64Кб ~ $ 10 0,5 - 2 нс 32Кб 1Мб $ 0,1 - 0,5
3 Оперативное (основное) ЗУ ~ 0,5 мс 1Мб - 256Мб $ 0,02 1 2 нс 20 нс 128Мб - 4Гб $ 0,01 0,1
4 Внешние ЗУ (массовая память) 10 - 100 мс 1Мб - 1Гб $ 0,002 - 0,04 5 - 20 мс 1Гб - 0,5Тб $ 0,001 - 0,01

Регистры процессора составляют его контекст и хранят данные, используемые исполняющимися в конкретный момент командами процессора. Обращение к регистрам процессора происходит, как правило, по их мнемоническим обозначениям в командах процессора.

Кэш используется для согласования скорости работы ЦП и основной памяти. В вычислительных системах используют многоуровневый кэш : кэш I уровня (L1), кэш II уровня (L2) и т.д. В настольных системах обычно используется двухуровневый кэш , в серверных - трехуровневый. Кэш хранит команды или данные, которые с большой вероятностью в ближайшее время поступят процессору на обработку. Работа кэш-памяти прозрачна для программного обеспечения, поэтому кэш- память обычно программно недоступна.

Оперативная память хранит, как правило, функционально-законченные программные модули (ядро операционной системы, исполняющиеся программы и их библиотеки, драйверы используемых устройств и т.п.) и их данные, непосредственно участвующие в работе программ, а также используется для сохранения результатов вычислений или иной обработки данных перед пересылкой их во внешнее ЗУ, на устройство вывода данных или коммуникационные интерфейсы.

Каждой ячейке оперативной памяти присвоен уникальный адрес . Организационные методы распределения памяти предоставляют программистам возможность эффективного использования всей компьютерной системы. К таким методам относят сплошную ("плоскую") модель памяти и сегментированную модель памяти. При использовании сплошной модели ( flat model ) памяти программа оперирует единым непрерывным адресным пространством линейным адресным пространством, в котором ячейки памяти нумеруются последовательно и непрерывно от 0 до 2n-1, где n - разрядность ЦП по адресу. При использовании сегментированной модели (segmented model ) для программы память представляется группой независимых адресных блоков, называемых сегментами. Для адресации байта памяти программа должна использовать логический адрес , состоящий из селектора сегмента и смещения. Селектор сегмента выбирает определенный сегмент, а смещение указывает на конкретную ячейку в адресном пространстве выбранного сегмента.

Прежде чем рассматривать технологию физической организации памяти в ЭВМ, необходимо отметить следующее:

1. Память в ЭВМ имеет многоуровневую организацию.

2.Память классифицируется по способу доступа к данным.

Все виды памятей,имеющих адресные структуры, функционируют по принципу взаимно- однозначного соответствия между каждым элементом множества адресного пространства и каждым элементом множества данных, хранимых в памяти.

Память с последовательным доступом исключает возможность произвольного доступа к элементу памяти, доступ к которому определяется алгоритмом очередности в структуре памяти при однородной ее организации или алгоритмом последовательного доступа от высшего уровня к низшему в многоуровневой организации (файловая система).

Ассоциативная память использует в качестве поиска элемента данных в памяти ассоциативный признак(тег, в качестве которого может быть использован код,ключ,адрес или его часть адресной памяти, хранящей его копию). Благодаря чему элемент данных может находиться в любом месте памяти, нарушая принцип взаимно- однозначного соответствия, характерный для адресных структур памятей.

3. По способу хранения.

Статические

Динамические

Постоянные

Флэш память

4.Память в ЭВМ имеет модульную структуру. В основе которой лежит модульное построение, дающее возможность формирование переменного объема накопительного блока путем наращивания или уменьшения числа модулей в конфигурации.

Физическая память вычислительной системы разделяют на внешнюю и оперативную. Внешняя память предназначена для долговременного хранения информации и сохраняется в пассивном состоянии вычислительной системы даже в выключенном состоянии.

Внешняя память в современных вычислительных системах реализована в основном на дисках и магнитных лентах,а также различного рода энергонезависимой памяти.

Внешняя память физически реализуется как устройства системы ввода вывода, которые имеют связь с процессором и памятью посредством интерфейсов ввода вывода, функционирование которых основано на двух различных архитектурных решениях: системная шина и каналы ввода вывода.

Что же касается оперативной памяти,физическая и логическая организация которой является предметом рассмотрения данной темы, конструктивно разделена на две части: запоминающее устройство и блок управления или контроллер памяти.

Контроллер памяти является координатором оперативной памяти, он связан с интерфейсами с процессором и системой ввода вывода, получая от них запросы за данными как для записи их память,так чтение из нее.

Получив запрос,контроллер ставит его в очередь обращения к запоминающему устройству (ЗУ) согласно приоритету, отдавая предпочтение системе ввода вывода, организует связь с ЗУ с соответствии с протоколом интерфейса, соединяющим их.



Функциональные возможности контроллера памяти находятся в прямой зависимости от сложности функциональных возможностей системы. Так, например, в симметричных мультипроцессорных системах контроллер памяти является координатором запросов за данными от всех процессоров системы,принимая их на исполнение или временно блокируя, если данные уже находятся в обработке у другого процессора,таким образом обеспечивая когерентность данных в системе.

Современная оперативная память в вычислительных системах по способу хранения относится в большинстве случаев к динамической памяти, которая требует периодически во время работы режима восстановления информации в памяти, то есть циклов регенерации, во время которых обращение к памяти со стороны внешних агентов блокируется. Организация таких циклов и их периодичность входит в функции контроллера.

Для уменьшения влияния циклов регенерации на производительность памяти стали использовать различные методы. Это, во-первых, использование модульной технологии построения ЗУ с организацией банков и чередованием адресов, то есть с размещением данных с четными и нечетными адресами в разных модулях(микросхемах) памяти к которым возможно одновременное обращение в цикле памяти, таким образом совмещая выборку данных в одном модуле с циклом регенерации в другом, при отсутствии режима пакетной выборки то есть одновременной выборки данных по четному и нечетному адресу.

Также стали использовать режим автоматической регенерации ячеек памяти, к которым происходит обращение за данными в режиме чтения и режим внутренней регенерации всех ячеек памяти в микросхемах. Но для этой цели в каждую микросхему памяти пришлось встроить внутренний контроллер и возложить на него вышеуказанную и другие функции, освободив внешний контроллер для других боле важных задач.

Что касается архитектуры самих ЗУ, которые предназначены для хранения,

записи и считывания данных можно отметить следующее.

Используя в качестве запоминающих элементов на первоначальном этапе развития вычислительной техники электронные трубки, а в последствии ферритовые сердечники и в конечном результате перейдя на полупроводниковую технологию,в которой стали использовать емкостные свойства изолированного стока полевого транзистора. конечной целью этих изменений было и будет решение следующих задач:

Увеличение емкости памяти

Увеличение быстродействия

Повышение надежности хранения и снижение энергоемкости памяти.

Если системная память современных 32х разрядных компьютеров,имеющих адресную шину обращения к памяти в 32 разряда, дает возможность наращивать свою емкость до 4ГБТ, то для ЭВМ 2и 3 поколений, имеющих ферритовую память, емкость даже суперкомпьютеров того времени исчислялась только десятками и сотнями кбт Так емкость памяти БЭСМ6 отечественного суперкомпьютера в свое время составляла около768кбт,даже не доходя до мегабайтной границы.

Скачок в объеме оперативной памяти произошел с введением полупроводниковой технологии при изготовлении запоминающих устройств памяти,благодаря которой емкость оперативной памяти перешагнула мегабайтный рубеж. Одной из первых ЭВМ, которая имела такую память была IBM7030 в1961году.Размер ее памяти составлял 2МГБТ. Конструкторские наработки в этой машине были использованы позже в известных сериях машин IBM360 и IBM370. Эти машины, имеющие адресные шины обращения к памяти в 24 разряда имели возможность наращивания объемов своих памятей до16 МГБТ. С внедрением 32х разрядной шины в таких ЭВМ как ESA370, IBM4381 память хоть и не перешла гигабайтную границу, но имела возможность наращивания от 16 до64мгбт.

Современные мейнфреймы Zархитектуры такие,например, как Z9BC имеют возможность наращивания до 64ГБТ,имея 64 разрядную шину, а ЭВМZ10 даже до 1,5ТРБТ.

Что же касается наших отечественных ЭВМ объем оперативной памяти машин ЕС Ряд 3(ЕС1046,ЕС1066) достиг 8Мгбт, машин которым суждено было закончить свой исторический путь развития на этом этапе.

Были еще ЭВМ класса суперкомпьютеров, предназначенных для оборонных целей системы ПРО,которые имели емкость памяти большего размера, например, проект М13(объем оперативной памяти этого суперкомпьютера имел возможность расширения до34мгбт).

Следующей одной из основных характеристик физической организации памяти является время выборки данных,которое составляло для ЭВМ 2ого поколения, имеющих память на магнитных сердечниках, 10-12мкск. И только с внедрением полупроводниковой памяти время выборки данных сократилось на порядок и стало от 1,5 до0,5мкск.

Динамическая память по своему характеру и способу хранения данных, несмотря на более простую структуру чем статическая, является наиболее инерционной, то есть медленной частью вычислительной системы и даже на значительное сокращение циклов обращения к ней таковой остается в настоящее время.

Эта и является причиной построения многоуровневой памяти в вычислительных системах,в состав которой входят регистровые файлы и различное число уровней быстродействующей буферной памяти, выполненной на статических (триггерах) запоминающих элементах.

Современная архитектура вычислительных систем оперирует такими понятиями как виртуальная память,отображение которой на физическую память представляется совокупностью оперативной и внешней памятью. Это стало возможным в результате идеи, выдвинутой английскими учеными Манчестерского университета суть которой заключалась в разделении понятий размера адресного пространства от конкретного размера адресного оперативной памяти в системе. Таким образом адресное пространство системы стало независимо от размера оперативной памяти и стало представляться в распоряжение программиста как виртуальная память, давая ему широкие возможности при написании программ, не ограничивая себя размером оперативной памяти.

Для реализации этой идеи потребовалось введение таких понятий как логические адреса и виртуальные страницы, представляющие области памяти определенного равного размера, на которые стало разбиваться все адресное пространство виртуальной памяти.

Реальная память стала разбиваться на физические страницы, размеры которых соответствовали размеру виртуальных страниц.

Фактически содержимое виртуальной памяти может находиться в оперативной памяти и тогда виртуальная страница приобретает статус физической, причем в разрешенной любой области оперативной памяти по усмотрению операционной системы или в противоположном случае ЗУ внешней памяти.

Следовательно вычислительная система,реализующая механизм виртуализации памяти должна иметь механизм перемещения содержимого виртуальных страниц с внешней памяти в оперативную и обратно в процессе выполнения программ. Такой механизм носит название файловой системы, a механизм динамической переадресации,например, в системах фирмы IBM или механизм страничного преобразования в процессорах INTEL осуществляют преобразования виртуальных адресов в физические.

Было введено понятие логических адресов. Адреса команд и данных,формируемые в процессе выполнения команд в процессоре приобрели статус логических, так как перестали соответствовать физическим адресам памяти, а указывали только на местонахождение в адресном пространстве программного кода.

Более того, в системе стало возможным существование нескольких виртуальных адресных пространств, имеющих свои схемы преобразования логических адресов в физические.

Виртуальная память- это объект системы, рассматриваемый на уровне операционной системы и следовательно ее структуру целесообразней характеризовать с точки зрения логической организации памяти.

Прежде чем давать характеристику логической организации памяти, необходимо отметить, что адресация физической памяти осуществляется по- байтно то есть минимальной адресуемой единицей является байт,а следовательно все размеры структурных элементов логической организации памяти должны быть кратны целочисленному числу байт в них.

Программа оперирует такими понятиями как оператор, операнды, константы, переменные,выражаемые в числовой или символьной форме. В результате трансляции программного кода они представляют двоичные коды,состоящие из целочисленного количества байт, которые размещают в оперативной памяти при выполнении программы. Байты объединяются в слова,слова в строки, строки в страницы, страницы в сегменты.

Для логической организации памяти важен порядок размещения байт в памяти. Принято располагать байты последовательно в памяти слева на право,увеличивая значения их адресов на единицу.

Разбиение виртуальной и физической памяти на страницы и сегменты дает возможность не только отображение виртуальных страниц на физическую память, но и описывать области линейного пространства и физической памяти с учетом их предназначения и прав доступа со стороны программ в так называемых дескрипторах, соответствующих каждому сегменту и каждой странице. Таким образом, реализуется механизм защиты при доступе в оперативную память.

И так уровень операционной системы имеет в своем распоряжении механизм разбиения виртуальной и физической памяти на страницы и сегменты, который он использует как инструмент для формирования структуры логической памяти системы. Но в оперативной памяти есть области, для которых используется только физическая адресация. В этих областях операционная система размещает обычно таблицы, используемые при преобразовании логических адресов памяти в физические. А. также различного рода служебную информацию, к которой разрешен доступ только с ее стороны. Эти области носят название постоянно – распределенных областей памяти, размер которых определяется архитектурой системы и операционными системами.

Существует плоская и многомерная модель логической памяти. Понятие плоской модели памяти связано с организацией оперативной памяти, предложенной фон-Нейманом, то есть с размещением команд и данных в общей области физической памяти, отдав право контроля за порядком их размещения самому программисту. Такая модель создавала определенные трудности и требовала от программиста дополнительных усилий при написании программы. Первой попыткой усовершенствовать плоскую модель памяти было внедрение механизма сегментации с целью разделения областей для команд и данных. Эта модель стала называться плоской защищенной,в которой области команд и данных по-прежнему могли размещаться в пределах размера физической памяти, но в разных ее местах, доступ к которым указывался через начальные адреса сегментов в дескрипторах,а размер ограничивался значением предела,указанных в них. Таким образом, был реализован простейший механизм защиты в памяти. Данная технология напоминала технологию модели памяти в гарвардской архитектуре,но примененную к общей физической памяти для команд и данных. В дальнейшем была внедрена плоская мультисегментная модель памяти, в которой и другие области, предназначенные не только для хранения команд и данных стали контролироваться механизмом защиты.

Модель памяти стала многомерной с внедрением виртуальной памяти, в которой логические адреса стали разбивать на несколько частей, каждая из которых подвергалась табличному преобразованию. Количество механизмов, участвующих в преобразовании определяет многомерность логической памяти. При страничном преобразовании адресов память становится одномерной,в которой преобразованию подвергается в простейшем варианте группа состоящая из старших разрядов логического адреса. Число этих разрядов в группе, а точнее степень 2, определяемая этим числом разрядов определяет количество виртуальных страниц в виртуальной памяти. Младшие разряды логического адреса преобразованию не подвергаются и определяют смещение, то есть месторасположение данных в физической странице. Так как количество страниц виртуальной памяти достаточно велико, то старшая группа разрядов логического адреса разбивается на несколько групп. В результате чего вместо одной таблицы страниц механизм преобразования использует несколько наборов таблиц меньшего размера. Число таблиц,входящих в набор будет определяться также степенью, определяемой числом разрядов адреса в группе, следующей за группой младших адресов логического адреса,а количество наборов будет равно количеству строк в каталоге станиц, размер которого будет зависеть от числа разрядов в группе, определяющей размер каталога. Выше описанная структура будет характерна в случае разбиения старшей группы разрядов логического адреса на три части.

Рассмотрим, какие аппаратные средства необходимы для преобразования логических адресов в физические.

Как было сказано выше, младшая группа разрядов логического адреса преобразованию не подвергается и представляет смещение, то есть местонахождение первого байта данных адреса в пределах физической страницы.

Поэтапный механизм преобразования логического адреса в физический(при разбиении старшей части логического адреса на две части) происходит в следующем порядке:

1.Производится обращение к строке в таблице, определяемой группой старших разрядов логического адреса интерпретируемой как каталог страниц. Таблица размещается в оперативной памяти. Адрес строки формируется путем сложения базового адреса, указывающего на начало расположения таблицы в памяти, и загруженного предварительно в системный регистр в процессоре. Вторым слагаемым является код в группе старших разрядов.

2. В результате из памяти считывается строка каталога, которая содержит атрибуты и базовый адрес таблицы страниц, соответствующей этой строке каталога.

3. Организуется цикл обращения в память к строке в таблице страниц. Адрес строки формируется путем сложения базового адреса, считанного из строки каталога и кода, соответствующего значению разрядов в группе, следующей за группой разрядов каталога.

4. Считанная строка из таблицы страниц содержит базовый адрес физической страницы в памяти, который поступает на сумматор,где путем сложения со значением группы младших разрядов логического адреса,представляющих смещение в области физической страницы, формируется физический адрес обращения к памяти.

И так в соответствии с вышеописанным алгоритмом аппаратными средствами поддержки преобразования логических адресов в физические являются:

1. Область оперативной памяти, выделяемой для хранения таблиц. Эта область является пространством, в котором не действует механизм преобразования.

2. Наличие управляющих регистров в процессоре, для хранения базового адреса,указывающего на расположение начальной таблицы в памяти.

3. Сумматор для выполнения операций сложения адресной арифметики.

4. Наличие буферных регистров или кэш памятей полностью ассоциативных для хранения результатов этапов преобразований логических адресов в физические.

Последние аппаратные средства необходимы для увеличения производительности работы системы, так как нет необходимости производить каждый раз полный цикл преобразований, когда обращение к памяти происходит в пределах одной физической страницы, координаты которой были вычислены при первом к ней обращении.

Внедрение дополнительного механизма сегментации при преобразовании логических адресов делает модель памяти двумерной. Механизм сегментации формирует линейное адресное пространство виртуальной памяти,которая в результате преобразования состоит из сегментов, в которых размещены коды программ и данные, определяя таким образом одно измерение логической памяти, второе измерение определяет механизм страничного преобразования, представляя память в виде набора виртуальных страниц.

Следует отметить, что идеология сегментации виртуальной памяти в вычислительных системах трактуется по- разному. Например, этап сегментации в процессе преобразования логических адресов в физические в системах фирмы IBM(IBM360,IBM370,сервера Zархитектуры) неотделим от этапа страничного преобразования, являясь предшествующим этапом перед этапом преобразования страниц также как в системахINTEL, он управляется только старшей частью адресов логического адреса, средняя часть адреса и младшая группа адресов участвует только при страничном преобразовании. Тем самым осуществляя неразделимую логическую связь между этапами, разбивая виртуальную память вначале на сегменты- области большого размера а потом сегменты на страницы.

В серверах Zархитектуры размер виртуального адреса был увеличен до64 разрядов, что дало возможность адресовать виртуальную память объемом до 16 эксабайт. Что же касается многомерности логической памяти в этих серверах, то аппаратная часть их дает возможность иметь до4х типов виртуальных независимых друг от друга адресных пространств с количеством пространств в двух из них по 64К и в двух оставшихся по 16 со своими табличными преобразованиями для каждого типа, которые используются для построения виртуальных логических образований- логических партиций,в каждой из которых функционирует своя операционная система. Каждый тип виртуальных адресов, связан с типом своей виртуальной памятью подвержен одному и тому же механизму преобразования со своими наборами таблиц. Следовательно, следуя понятиям и терминологии, рассмотренными выше, память в этих серверах можно считать набором из 4х типов одномерных виртуальных памятей с пятиэтапным преобразованием,имеющими пять видов областей: страница, сегмент, регион1, регион2, регион3.

Схема преобразования виртуальных адресов в серверах Zархитектуры