Если говорить сухим научным языком, то время отклика жидкокристаллических мониторов – это самое меньшее время, которое необходимо пикселю для изменения яркости свечения и измеряется в миллисекундах.(мс)
Казалось бы – все просто и понятно, но если рассмотреть вопрос подробно, то окажется, что эти числа скрывают в себе несколько секретов.
Немного науки и истории
Время теплых и ламповых CRT мониторов с честными герцами кадровой развертки и RGB цветностью уже прошло. Тогда было все ясно – 100 Гц это хорошо, а 120 Гц еще лучше. Каждый пользователь знал, что эти числа показывают — столько раз в секунду обновляется, или моргает, картинка на экране. Для комфортного просмотра динамично изменяющихся сцен (например — фильмы) было рекомендовано использовать частоту кадров 25 для ТВ и 30 Гц для цифрового видео. Основанием послужило утверждение медицины о том, что человеческое зрение воспринимает изображение непрерывным, если оно моргает не менее двадцати пяти раз в секунду.
Но технологии эволюционировали, и эстафету у ЭЛТ (электронно-лучевая трубка) приняли панели на жидких кристаллах, которые еще называют ЖКИ, TFT, LCD. Хотя технологии производства различаются, но в этой статье заострять внимание на мелочах не будем, о различиях TFT и LCD расскажем в другой раз
На что влияет время отклика?
Итак, принцип работы ЖКИ заключается в том, что ячейки матрицы изменяют свою яркость под воздействием управляющего сигнала, иначе говоря – они переключаются. И вот эта скорость переключения или время отклика, как раз и определяет максимальную скорость смены картинки на дисплее.
В привычные герцы переводится по формуле f=1/t. То есть для того, чтобы получить необходимые 25 Гц требуется обеспечить пикселям скорость в 40 мс и 33 мс для 30 Гц.
Много это или мало, и какое время отклика монитора лучше?
- Если время велико, то при резких изменениях сцены проявятся артефакты – там, где уже черное матрица все еще показывает белое. Или отображается объект, уже пропавший из поля зрения камеры.
- Когда человеческому глазу показывают нечеткие картинки, то усталость зрения увеличивается, могут появиться головные боли, повыситься утомляемость. Это связано со зрительным трактом – мозг постоянно интерполирует информацию, поступающую с сетчатки, а сам глаз занят непрерывной сменой фокусировки.
Получается, что меньше-лучше. Особенно если за компьютером предстоит проводить большую часть времени. Поколение постарше помнит времена как тяжело было высидеть перед CRT восьмичасовый рабочий день – а ведь они обеспечивали 60 Гц и более.
Как можно узнать и проверить время отклика?
Хотя миллисекунды они и в Африке миллисекунды, но наверняка многие сталкивались с тем, что разные мониторы с одинаковым показателями формируют изображение разного качества. Такая ситуация сложилась по причине различных методик определения реакции матрицы. И какой способ измерения применял производитель в каждом конкретном случае вряд ли представиться возможным узнать.
Существуют три основных метода замеров отклика мониторов:
- BWB, он же BtB – аббревиатура словосочетания английского «Black to Back» и «Black-White-Black». Показывает время, за которое пиксель переключится из черного в белый и обратно в черный. Самый честный показатель.
- BtW – расшифровывается как «Black to White». Включение из неактивного состояния до стопроцентной светимости.
- GtG – сокращение от «Grey to Grey». Сколько нужно точке, чтобы изменить яркость серого с девяносто процентной до десяти. Обычно составляет порядка 1-2 мс.
И получается, что проверка времени отклика монитора по третьему способу покажет намного лучший и привлекательный для потребителя результат, чем проверка по второму. А ведь не придерешься – напишут, что 2 мс и так оно и будет. Да только по факту на мониторе и артефакты лезут, и картинка шлейфом идет. А все от того, что истинное положение дел показывает только метод BWB — первый метод, именно он свидетельствует о времени, необходимом пикселю на полный рабочий цикл во всех возможных состояниях.
К сожалению документация, доступная потребителям, не проясняет картину и что подразумевается под, например, 8 мс понять сложно. Подойдет ли, будет комфортно работать?
Для лабораторных исследований применяется достаточно сложный программно-аппаратный комплекс, который и не во всякой то мастерской есть. Но что делать, если хочется проверить производителя?
Проверка времени отклика монитора в домашних условиях осуществляется программой TFT Monitor Test.
Выбирая в меню софтины пиктограмму теста и указав родное разрешение экрана на дисплей выводится картинка с прямоугольником, снующим туда-сюда. При этом программулина гордо покажет измеренное время!
Мы использовали версию 1.52, проверили несколько дисплеев и сделали вывод – программа что-то показывает, и даже в миллисекундах. Причем монитор худшего качества продемонстрировал худшие результаты. Но так, как время гашения и зажигания пикселей регистрируется только фотодатчиком, которого в помине не было, то чисто программный метод можно рекомендовать для субъективной сравнительной оценки – что измеряет программа понятно только ее разработчикам.
Куда более наглядным эмпирическим тестом будет режим «Белый квадрат» в TFT Monitor Test — по экрану двигается квадрат белого цвета, а задача тестирующего наблюдать за шлейфом от этой геометрической фигуры. Чем шлейф длиннее, тем больше времени на переключение затрачивается матрицей и тем хуже ее свойства.
Вот и все, что получится сделать для решения проблемы «Как проверить время отклика монитора». Описывать методы с применением камер и калибровочных таблиц не будем, а рассмотрим их в другой раз — на это потребуется еще пару дней. Полноценную проверку может выполнить только специализированная организация с соответствующей технической базой.
Время отклика в мониторе для игр
Если основное предназначение компьютера – игры, то стоит подобрать монитор с наименьшим временем отклика. В динамичных шутерах даже десятая доля секунды может решить исход сражения. Поэтому рекомендуемое время отклика монитора для игр — не более 8 мс. Такое значение обеспечивает частоту смены кадров 125 Гц, и будет абсолютно достаточно для любой игрушки.
При ближайшем следующем значении 16 мс в жестких замесах будет наблюдаться размытие движений. Данные утверждения верны, если заявленное время измерялось по BWB, но компании лукавя могут написать и 2 мс, и 1 мс. Наша рекомендация неизменна – чем меньше, тем лучше. Основываясь на таком подходе скажем, что время отклика монитора для игр должно быть не менее 2 мс так, как 2мс GtG примерно соответствуют 16 мс BWB.
Как изменить время отклика в мониторе?
К сожалению, без замены экрана – почти никак. Это характеристика самого слоя, отвечающего за формирование картинки, и соответствует проектному решению производителя. Есть конечно небольшая лазейка и инженеры решили вопрос: «Как изменить время отклика».
Компании, выпускающие мониторы называют эту фичу OverDrive (OD) или RTC – компенсация времени отклика. Это когда на пиксель кратковременно подается импульс более высокого напряжения, и он переключается быстрее. Если монитор сверкает надписью – Gaming Mode или подобной, то знайте – есть возможность корректировки в лучшую сторону. Еще раз растолкуем, чтоб было совсем понятно — никакие программы и замены видеокарт не помогут и ничего подкрутить не получится — это физическое свойство матрицы и ее контроллера.
Выводы
Покупая видеокарту за тысячу-полторы условных единиц, чтобы гонять любимые игры на минимум сотне FPS, и подавать видеосигнал монитору, который и сорок FPS едва вытягивает, немного нерационально. Лучше докинуть сотню на дисплей и наслаждаться полноценной динамикой игр и фильмов без разочарований – от 40 мс матрицы удовольствия вы точно не получите, и радость от обладания мощным видеоадаптером перекроет плохое качество изображения.
Время отклика - это время, необходимое пикселу чтобы изменить яркость свечения в большую или меньшую сторону. Измеряется в миллисекундах (мс).
Для ЭЛТ или плазменных телевизоров время отклика определяется временем послесвечения люминофора, как правило оно составляет порядка 1 мс.
Наиболее важное значение время отклика имеет для ЖК телевизоров в силу принципа их работы. Первые поколения ЖК-матриц имели время отклика в десятки мс, что (даже не беря в расчет огромную по тем временам цену) делало их применение в телевизорах практически невозможным. С усовершенствованием технологий изготовления матриц и управляющей электроники время отклика сократилось до единиц миллисекунд.
К сожалению по «паспортному» времени отклика ничего определенного сказать о качестве изображения нельзя . Причин тому несколько.
1) существует несколько методик измерения времени отклика, причем далеко не всегда указывается какая именно была использована;
2) ни одна из этих методик не дает полного представления о реальном быстродействии матрицы, т.к. показывает или лучшее или среднее время отклика, в то время как негативное влияние оказывают «всплески» времени отклика, возникающие в некоторых режимах. В частности, переключение с белого на черный или черного на белый происходит очень быстро. В то же время переключение между близкими оттенками серого цвета может занимать во много раз больше времени.
Тем не менее, в целом все скорее хорошо чем плохо. Во-первых, даже для немногочисленных пока телевизоров, способных работать с частотой развертки в 120 Гц (для поддержки затворных 3D очков), достаточно чтобы время отклика не превышало 1000/120=8,33 мс, а это сегодня достигается довольно легко; во-вторых, уменьшать время отклика ниже существующих значений просто бессмысленно, т.к. зачастую в дело вступают нейрологические эффекты: например, «запоминание» сетчаткой глаза изображения на время порядка 10 мс, которое полезно для восприятия изображения на ЭЛТ и плазменных телевизорах, но может вызвать эффект кажущейся «медлительности» ЖК телевизора.
В то же время «быстрые» ЭЛТ и плазменные телевизоры могут очень заметно мерцать - периодически изменять яркость с частотой развертки. Причем, если недостатки присущие ЖК телевизорам заметны только на динамичных сценах, то мерцание (если оно заметно) видно всегда.
Вывод можно сделать только один - забыть про красивые числа на ценниках и внимательно смотреть на экран потенциального приобретения. Причем если это ЭЛТ или плазменный телевизор - то лучше смотреть не прямо, а боковым зрением, т.к. оно лучше приспособлено замечать изменения, в т.ч. и мерцание.
14 милисекунд можно увидеть невооруженным глазом, эти два гоночных автомобиля находятся на расстоянии 14 миллисекунд.Многие современные и старые ЖК-телевизоры с более длительным временем отклика отображают размытие вокруг быстро движущихся объектов, что делает их неприемлемыми для сценариев действий, спортивных состязаний, видеоигр и практически любого быстро движущегося видео. Например, при просмотре бейсбольной игры на более старом ЖК-телевизоре у шара может появиться комета как хвост, быстро перемещаясь по экрану. Наиболее часто это явление встречается в бюджетных ЖК-дисплеях, но вообще размытость изображения является проблемой, присущей технологии LCD. Причина, по которой этот эффект размазывания важен для нас, как потребителей, заключается в том, что высокое время отклика может полностью испортить красивую картинку, независимо от контраста и яркости телевизора.
В настоящее время производители значительно улучшили время отклика.
Последним решением этого вопроса является повышение частоты кадров ЖК-панелей, многие ЖК-панели теперь удваивают или увеличивают в четыре раза первоначальный стандарт от 60 Гц до 120 Гц и 240 Гц. Но поскольку производители все чаще конкурируют между собой по части технических новшеств, то тем самым ухудшается качество. Заводы-изготовители чаще обманывают потребителя в технических показателях или вовсе не уточняют время отклика. Это было с углами обзора, затем яркостью и контрастностью, а теперь временем отклика.
Одним из примеров хорошего времени отклика является линейка Aqua от Sharp. Это очень высокочувствительные ЖК-дисплеи и время отклика составляет 4 миллисекунды. Более старые ЖК-телевизоры имели время от 12 до 16 миллисекунд. На нынешних ЖК-дисплеях Sony XBR и Bravia указано время отклика 4 миллисекунды и 120 Гц или выше. По слухам, некоторые китайские производители ЖК-дисплеев имеют время отклика более 20 или даже 25 миллисекунд.
И не остаться в дураках.
Практически в любом крупном сетевом магазине электроники представлена пара сотен моделей телевизоров. Глаза разбегаются, если честно. Для того, чтобы не попасться на уловки маркетологов и уговоры продавцов-консультантов, нужно научиться за версту выявлять все минусы той или иной модели.
Разобраться в теории и проверить её на практике помогали эксперты компании TP Vision . Спасибо за подробную и полезную инфу, ребята!
Мы постарались разобраться в основных проблемах и сформировать общие рекомендации касаемо процесса выбора телевизора.
Уязвимые места
Дешёвые дисплейные панелиДисплейные панели современных ЖК-телевизоров отличаются не только диагональю и подсветкой. Различна сама технология работы жидких кристаллов. Причём эти различия принципиальны.
* кликабельно
Не задавались вопросом, почему стоимость двух телевизоров с одинаковой диагональю может отличаться в несколько раз ? Не последнюю роль в этом играет использование устаревших дисплейных панелей. TN матрицы встречаются всё реже, уступая место VA и IPS технологиям. Но каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками.
Время откликаНемного теории.
Время отклика - это скорость, с которой ЖК-ячейка способна изменять степень прозрачности, формируя изображение.
* То есть, как быстро будет меняться цвет в одном пикселе.
Измеряется в миллисекундах, и чем оно короче, тем лучше будут отображаться динамические сцены . Голливуд вкладывает миллионы в спецэффекты, так зачем смотреть эти сцены искажёнными?
При этом каждый производитель считает своим долгом измерять время отклика по-своему . Например, GtG (от серого к серому), BtW (от черного к белому), BtB или BWB (с чёрного на белый и обратно). Единого стандарта нет, поэтому такой параметр можно сравнивать среди телевизоров одной марки. Проще всего попросить включить одну и ту же экшн-сцену на нескольких моделях и внимательно присмотреться. Либо пытать продавца по какой технологии производитель замеряет время отклика, правда такой информации у них попросту нет.
Хитрости продавцовПродавцы должны давать полную и исчерпывающую информацию о товаре. Фигня. Они должны вам его продать. Те, кто умудряются объединить в себе эти навыки встречаются очень редко .
Как проще всего убедить покупателя в том, что один телевизор показывает лучше чем другой? Легко. Задрать на нужном товаре контрастность и насыщенность. Если это ещё не сделал производитель. Не стесняясь, просите выставить стандартный режим отображения на сравниваемых моделях.
Туповатый Smart TVЛюбимая функция продавцов-консультантов. Возможность смотреть фильмы онлайн, не вставая с дивана, прельщает большинство русскоязычных пользователей. И если предустановленные в телевизор приложения работают более-менее сносно, то встроенный браузер , как правило, просто отвратителен.
Нашёл нужную страничку в интернете? Ок, сначала продерись через редиректы и всплывающие баннеры. Всего пара кликов? Да, но это может растянуться на пару минут, ведь мало какой браузер в телевизоре может похвастаться высокой скоростью работы. Если в магазине телевизор подключен к сети - нелишним будет опробовать функции Smart TV.
Ужасный интерфейсЛогика работы в меню у каждой марки телевизоров своя. И не всегда удачная . Дублирующиеся разделы, окошки в окошках, неудобная навигация - чего только не встретишь.
Реализация клавиатуры тоже вызывает много вопросов. Набор текста парой кнопок с пульта - изощрённое наказание, не иначе.
Нет нужных разъёмовВроде просто: берём все свои устройства, используемые с телевизором, и смотрим какие разъёмы нужны.
Как бы не так, телевизор - покупка долгосрочная , нужно заранее продумать, что к нему будет подключаться в будущем. Неплохо было бы выяснить силу тока в USB-разъёмах, чтобы знать, откроются ли более ёмкие жёсткие диски.
Как надо
- Матрица
Как не ошибиться с выбором матрицы? Нужно определиться, для каких целей покупается телевизор.
Виды матриц. Стареньких TN матриц вполне достаточно, если использовать телевизор в качестве монитора . Для работы и игр - самое то. Отлично показывает динамичные сцены, к тому же такие телевизоры - одни из самых дешёвых на рынке. Минусы - узкий угол обзора и тусклый цвет, что не подойдёт дизайнерам и любителям красивого кино.
VA матрицы хороши в передаче черного цвета. Получается красивая, контрастная картинка, но страдают углы обзора. Хотя они шире, чем в TN матрицах. Такие телевизоры подойдут тем, кто любит посидеть на диване и поиграть в Xbox или PS .
IPS матрицы обладают шикарной цветопередачей и огромным углом обзора. Самое то, чтобы смотреть сериалы всей семьёй, можно расположиться где удобно. Главный минус - неглубокий чёрный цвет, картинка получается «плоская».
Разрешение. В гонке за разрешением пока участвовать не стоит, вполне достаточно 1920х1080 пикселей. 4К-телевизоры, безусловно, могут показывать захватывающую картинку, но пока такого контента практически нет . Разве что YouTube. Остаётся вариант купить такой на будущее, но технологический прогресс на месте не стоит, не факт, что сегодняшний 4К-телевизор будет актуальным через пару лет.
Развёртка. Часто можно встретить обозначения 1080p и 1080i (либо 720р и 720i), осторожно, это не одно и то же . Разрешение одинаково в обоих вариантах, но тип развёртки - разный.
- При 1080i (чересстрочная развёртка) изображение выводится последовательно, чётными и нечётными строками. Как следствие - лесенка на границах объекта и дрожание кадра, всё это пытаются сгладить программными методами. Частота кадров при этом ограничена.
- При 1080p (прогрессивная развёртка) изображение выводится на экран сразу, частота кадров выше.
Смело выбираем второй вариант.
- Тип подсветки
Если ЖК-панель не подсветить - она ничего не покажет. В современных моделях встречается преимущественно LED подсветка (светодиодная), старую CCFL (на люминесцентных лампах) можно встретить разве что в самых дешевых и толстых телевизорах.
Светодиодная подсветка бывает краевой (Edge LED) и ковровой (Direct LED). В первом случае диоды находятся с боков, а свет от них рассеивается через диффузор. Это позволяет выпускать крутые и тонкие телевизоры, но делает невозможным локальное управление подсветкой, она получается неравномерной.
Если подсветка ковровая , то диоды располагаются равномерно, охватывая всю площадь ЖК-панели. Становится возможным локально управлять группами светодиодов, обеспечивая лучшую цветопередачу. В подсветке нет пробелов, но телевизор становится немногим толще.
Разница в размерах не такая уж большая. Поэтому логичнее отдать предпочтение телевизору с Direct LED.
- Отклик
Какими бы ни были цветопередача и разрешение экрана, низкая скорость отклика может свести на нет всё удовольствие от просмотра. По этому критерию впереди идут телевизоры с TN матрицами. Но, как уже было сказано выше, страдает картинка. Компромисс между временем отклика и качеством изображения реализован в VA матрицах. IPS остаётся позади, если только это не современные подвиды типа e-IPS и s-IPS.
Например, время отклика в 32-дюймовом телевизоре Philips - 2 мс, впечатляющий результат. Можно и в приставку поиграть и боевик посмотреть. Около 20 тысяч рублей , в любом магазине электроники.
- Баланс белого
Телевизор должен вносить как можно меньше искажений в исходный контент. Только вот, современные производители заинтересованы не в том, чтобы их дисплеи соответствовали цветовым стандартам, а в том, чтобы они продавались. Поэтому появляются более «сочные синие» и «живые красные» цвета, чем у их конкурентов. То есть яркость и насыщенность некоторых цветов программно завышена , температура изменена. По-хорошему, если производители правильно настраивают свою продукцию, то выставленные на прилавке телевизоры показывали бы похожие изображения.
Распространено мнение, что японские и корейские компании часто перенасыщают цвета и загоняют их яркость вверх. Температура изображения, как правило, ниже эталонных 6500 К. В то время как европейские производители (например, Phillips) стремятся к более естественным цветам и правильному балансу белого. Пример - 50-дюймовый Phillips с VA матрицей. Адекватный баланс белого вкупе с низким временем отклика и естественными цветами. Всё что нужно, чтобы смотреть телевизор в гостиной. Цена - почти 45 тысяч рублей .
- Умный Smart TV
Основной момент - наличие шустрого браузера и богатого ассортимента приложений для потребления онлайн-контента. Причем для комфортного серфинга по сети требуется поддержка Flash и HTML5. Интерфейс должен быть удобным и интуитивным. Wi-Fi модуль сильно упрощает жизнь тем, кому мешают лишние провода. Что, впрочем, не критично.
Где всё это найти? Как вариант - попробовать Android TV . Есть удобный магазин адаптированных приложений, реализовано управление со смартфона, да и браузер побыстрее. Такой Android вшит в 55-дюймовый Philips 6500 серии . ОС в этом телевизоре - переделанная 5.1 (Lollipop). Но 75 тысяч рублей просят не за Smart TV. Просто это огромный стильный телевизор с крутым изображением, Ambilight подсветкой и всем необходимым.
- Оптимальный размер экрана
В выборе размера телевизора нет четких критериев. Ни для кого не секрет, что чем дальше зритель сидит от экрана, тем больше нужна диагональ. Все основывается на личных предпочтениях, но в целом картина выглядит так:
Угол обзора также важен. Именно поэтому телевизоры с TN матрицами не подходят для гостиной. Если смотреть сбоку - картинка изменит свой цвет.
- Подходящая технология 3D
Если выбор пал на 3D-телевизоры - нужно определиться с технологией передачи стереоскопического изображения. Две основных: активная и пассивная. Везде нужны очки.
При активном 3D , изображение подаётся поочередно на каждый глаз с очень большой частотой, которая синхронизируется с частотой телевизора. От этого у многих болят глаза и голова. Зато картинка отображается в том же разрешении, разве что немного затемнённой. В очки встроен затворный механизм, который попеременно закрывает правую и левую лизну. Для этого нужен источник питания, а значит, очки придётся время от времени заряжать. В комплекте к телевизору обычно одна-две пары таких очков, остальные придётся докупать, причём стоят они прилично .
При пассивном 3D , изображенние воспринимается целиком, просто телевизор посылает картинку под разными углами для левого и правого глаза. Очки попроще и работают без батареек. Их линзы - это специальные фильтры, которые принимают изображение только под нужными углами. Главное не нарваться на очки с линейной поляризацией, а то придётся при просмотре держать голову строго вертикально. Лучше взять комплект, поддерживающий круговую поляризацию. Казалось бы, сплошные плюсы, но страдает качество изображения: разрешение меньше, динамичные сцены искажены, меньшая «глубина» 3D-эффекта. В коробку с телевизором положат целый ворох таких очков, хватит на всю семью. Да и продаются они дёшево , докупить - не проблема.
Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – выбору ЖК-монитора . От информации об основных характеристиках современных мониторов мы переходим к конкретным рекомендациям с указанием наиболее интересных моделей в различных ценовых категориях.
Disclaimer: Статья не преследует цели описания принципов работы современных ЖК-мониторов и является субъективной точкой зрения ее автора о критериях выбора ЖК-монитора.
Лирическое отступление. Пять лет назад я даже не предполагал, что к сегодняшнему моменту ЖК-мониторы практически полностью вытеснят с компьютерного рынка традиционные на то время мониторы, основанные на электронно-лучевой трубке. Но времена менялись, и теперь приличного нового ЭЛТ-монитора, с хорошей геометрией и большой диагональю, в продаже просто не найти. А между тем, производители за 250 американских рублей предлагают 19″ монитор, основанный на жидких кристаллах. Но почему один монитор с диагональю 19″ стоит 250 долларов, в то время как за другой просят 500 и более? И какой из них предпочесть?
Для начала поговорим о характеристиках монитора, на которые стоит обратить внимание при выборе.
Время отклика
Время отклика является характеристикой, показывающей (если не вдаваться в подробности), насколько быстро каждый пиксель, формирующий изображение на мониторе, может изменить свой цвет на заданный. Извечная проблема ЖК-мониторов в том, что изображение на них изменяется с гораздо меньшей скоростью, чем это происходит в случае мониторов, основанных на ЭЛТ. В результате, на ЖК-мониторах с большим временем отклика при динамичном изменении картинки можно увидеть «замыливание» картинки, когда границы движущегося объекта размываются и теряют свою четкость. К чести производителей ЖК-мониторов, ситуация с временем отклика за последние годы значительно улучшилась, и современные ЖК-мониторы практически избавились от данной проблемы, за редким исключением (о чем речь пойдет немного позже).
По общему правилу, чем меньше время отклика, тем лучше. Вместе с тем, стоит отметить, что методы измерения производителями времени отклика различны, и обычно указываемое производителями время отклика мало что может сказать о том, как тот или иной монитор поведет себя в реальных приложениях. Измерить время отклика без специального оборудования не представляется возможным, поэтому потребителям остается два пути – либо прочитать обзоры с объективными измерениями в специализированных изданиях, либо посмотреть данный монитор «вживую» в различных приложениях и сделать вывод «устраивает/не устраивает» самому, на основании увиденного. По моему мнению, отклика порядка 8 мс и менее для комфортного просмотра фильмов и динамичных игр более чем достаточно. «Хардкорным» геймерам в то же время, возможно, понадобится отклик в 2 мс на топовых ЖК-мониторах, построенных на матрице типа TN+film.
Компенсация времени отклика (RTC, overdrive)
Так как время отклика является одной из проблемных характеристик монитора и практически главной характеристикой, на которую делают упор маркетологи фирм производителей, инженерами была разработана технология, позволяющая уменьшить данную характеристику – компенсация времени отклика . Однако данная технология принесла с собой не только положительные стороны, но и артефакты «разгона» матриц. В последних моделях мониторов с такой технологией количество артефактов разгона значительно уменьшилось, но говорить об их отсутствии пока рано. Как и в случае с временем отклика, советую читать специализированные обзоры, а еще лучше – посмотреть на такие мониторы вживую, ибо скупые цифры в обзорах хоть и объективны, но дают мало представления неподготовленному читателю о реальной ситуации с артефактами овердрайва.
Контрастность, яркость и равномерность подсветки
Контрастность ЖК-монитора есть отношение уровня белого цвета (максимальная яркость которого в центре экрана и называется яркостью монитора) к уровню черного. Грубо говоря, от контрастности зависит, насколько черный цвет будет выглядеть черным, а не серым, на экране вашего монитора. Производители указывают контрастность от 500:1 до 3000:1 для своих ЖК-мониторов. Но чаще всего это паспортная контрастность матриц, используемых в данных мониторах, которая измеряется производителями на специальных стендах в специальных условиях и не учитывает влияние электроники конкретной модели монитора. Некоторые производители в качестве значения контрастности монитора указывают так называемую «динамическую» контрастность. Обладающие данной технологией мониторы оценивают отображаемое в данный момент изображение и, в зависимости от преобладания светлых или темных тонов, соответственно изменяют яркость подсветки матрицы. Уровень черного измеряется при минимальном значении яркости, а уровень белого – при максимальном, что не совсем честно, так как недостижимо в реальности в каждый отдельный момент времени. Следует также отметить, что при разных значениях яркости монитора контрастность будет также весьма различна, а яркость, необходимая для комфортной работы с текстом, к примеру, значительно ниже яркости, необходимой для просмотра видеофильмов и игр.
Углы обзора
Еще одной из важнейших характеристик ЖК-мониторов являются углы обзора. Ибо если изображение на мониторах с ЭЛТ практически не изменяется даже при взгляде на него сбоку, то в случае ЖК-мониторов все обстоит совершенно иным образом – изображение существенно меняется, а при взгляде сверху или снизу явно видно падение контрастности и искажение цветопередачи. Вместе с тем, производители указывают в качестве значений углов обзора 160? даже для самых недорогих панелей, и до сих пор на них ни кто не подал в суд за недобросовестную рекламу. Почему, спросите вы? Да потому, что измеряют они эти углы при условии падения контрастности до значений в 10:1 в центре экрана, а некоторые и 5:1, что совершенно неприемлемо с точки зрения возможности работы за монитором при таких значениях. Если кратко подытожить данный раздел, можно лишь посоветовать «вживую» посмотреть монитор и, попросив выставить на нем равномерную заливку каким-либо цветом, посмотреть с разных сторон и сделать самостоятельный вывод, устраивает ли вас такой вариант.
Цветопередача
Цветопередача ЖК-монитора – это характеристика, показывающая, насколько полно и точно монитор отображает видимый человеческому глазу цветовой спектр. Производители в качестве показателя цветопередачи указывают количество цветов, которое способен воспроизводить монитор. Для современных ЖК-мониторов это число традиционно указывается равным 16 миллионам, что совершенно ничего не говорит о качестве цветопередачи в принципе. Данный параметр важен в первую очередь тем, кто собирается использовать монитор для профессиональной работы с цветом либо редактирования цифровых изображений, и в силу сложности описания и его комплексности мы будем оперировать сравнительными определениями – «лучше» и «хуже».
Матрица
Теперь поговорим о типе матрицы, ибо именно от нее в подавляющем большинстве случаев зависят все остальные характеристики ЖК-монитора, в том числе и цена. В современных мониторах применяются 3 основных типа матриц – S-IPS, PVA (MVA, в силу небольших отличий от PVA, можно считать упрощенным аналогом PVA с чуть худшими характеристиками) и наиболее распространенный в мониторах – TN+film.
Итак, насколько мы видим из таблицы, мониторы на TN+film проигрывают остальным по характеристикам, но являются, тем не менее, наиболее распространенными из всех в силу одного существенного фактора – цены. Сравнивая мониторы на матрицах S-IPS и PVA, мы видим, что однозначного преимущества не имеет ни один из них, и выбор следует делать, исходя из личных предпочтений и требований. MVA все же проигрывает по совокупности характеристик PVA, но и стоит заметно дешевле моделей на PVA и S-IPS.
Размер диагонали и соотношение сторон монитора, способ подключения
В заключительной части нашей статьи мы попытаемся дать практические советы по выбору ЖК-монитора. Но для этого постараемся дать краткую характеристику существующему рынку ЖК-мониторов.
В настоящее время производители предлагают нам модели 15″, 17″, 19″, 20″, 21″, 22″, 23″, 24″, 26″, 27″ и 30″. И если модели 15″ и 17″ давно стали low-end и выпускаются только на TN+film матрице, то в секторе 19″ выбор уже гораздо шире, включая модели на S-IPS-, MVA- и PVA-матрицах. Но для начала остановимся на одной немаловажной детали, непосредственно влияющей на выборе ЖК-монитора – разрешении . В силу особенностей технологии ЖК-мониторов последние предназначены для показа изображения только в одном, так называемом «родном» разрешении, совпадающем с физическим количеством пикселей по горизонтали и вертикали. Выставление разрешения ниже, чем физическое, приводит к видимым искажениям и артефактам. Причем, учитывая богатство размеров диагоналей предлагаемых ЖК-мониторов, размер пикселя у них тоже разный, что значительно усложняет выбор между ними.
Размер диагонали | Разрешение матрицы | Размер пикселя |
15″ | 1024х768 | 0,297 |
17″ | 1280х1024 | 0,264 |
19″ | 1280х1024 | 0,294 |
19″ wide 16:10 | 1440х900 | 0,284 |
20″ | 1600х1200 | 0,255 |
20″ wide 16:10 | 1680х1050 | 0,258 |
21″ | 1600х1200 | 0,270 |
21″ wide 16:10 | 1680х1050 | 0,270 |
22″ wide 16:10 | 1680х1050 | 0,282 |
23″ wide 16:10 | 1920х1200 | 0,258 |
24″ wide 16:10 | 1920х1200 | 0,269 |
26″ wide 16:10 | 1920х1200 | 0,287 |
27″ wide 16:10 | 1920х1200 | 0,303 |
30″ wide 16:10 | 2560х1600 | 0,251 |
Как мы видим, размеры пикселей современных ЖК-мониторов в ряде случаев отличаются на 17%, что более чем заметно глазу человека. И если в случае слишком крупных пикселей мы получаем «зернистость» и «рассыпание» изображения на пиксели, то в случае слишком мелких мы будем излишне напрягать зрение, рискуя его испортить. К сожалению, средства масштабирования изображения операционных систем, и тем более прикладного программного обеспечения, весьма далеки от совершенства в настоящий момент, посему данная мера слабо поможет в случае слишком мелкой точки.
И еще немного о соотношении сторон экрана мониторов. Их в настоящее насчитывается три:
традиционное 4:3, как ни странно, встречающееся не так часто – только моделях с диагональю 15″, 20″ и 21″; нестандартное соотношение сторон 5:4 – оно более приближено к квадрату, что несет определенные преимущества при работе с текстом – и неудобство при просмотре фильмов, подавляющее большинство которых выпускаются в широкоэкранном варианте; стремительно набирающее популярность соотношение 16:10, или так называемые широкоэкранные мониторы – в силу особенностей физиологии, человеческий глаз более приспособлен к восприятию широкоэкранного изображения, нежели приближенного к квадратному. Однако старые программы и игры разрабатывались для соотношения сторон 4:3, без поддержки широкоэкранных мониторов.
Вместе с тем, в настройках драйверов видеокарт возможно установить, как монитору следует себя вести при «неродном» разрешении программы:
- он может отобразить реальный размер изображения, и тогда по краям, сверху и снизу будут черные полосы; он может масштабировать картинку с соблюдением пропорций оригинального изображения, и в таком случае мы получим две полосы – по бокам или сверху/снизу, в зависимости от соотношения сторон; без соблюдения пропорций, для заполнения всего экрана, и в данном случае мы получим искажение пропорций изображения.
Размер точки, комфортный для вас лично, традиционно предлагаю выбирать путем непосредственного сравнения мониторов. Что касается соотношения сторон, то личное мнение автора заключается в том, что за широкоэкранными мониторами будущее, особенно это касается диагоналей от 20″ и выше.
Современные ЖК-мониторы подключаются к видеокарте двумя способами – с помощью традиционного аналогового подключения с использованием разъема D-Sub и цифрового, с использованием подключения по DVI. Последний обеспечивает минимальное количество преобразований сигнала на пути от видеокарты к монитору и избавляет от зависимости качества изображения от качества аналогового выхода вашей видеокарты.
По материалам gigamark.com.