На что влияет оперативная память? Что такое оперативная память и как узнать сколько оперативной памяти на компьютере

Чтобы успешно осваивать компьютер, необходимо знать основные принципы работы этой техники. Что такое оперативная память? Это временная память компьютера, работающая при включенном агрегате, она необходима для работы всех программ. При включении или перезагрузке компьютера она стирается, поэтому важно вовремя сохранять ценные файлы.

Оперативная память - что это?

Оперативная память – это одна из главных частей системы компьютера, от ее объема зависит эффективность работы всего оборудования. Это память быстрого доступа, которая запускается с помощью устройства запоминания. Скорость доступа определяется возможностями накопителя, и данные хранятся только до отключения компьютера. Поэтому все материалы, с которыми ведется работа, нужно сохранять. Многие задаются вопросом: какой объем оперативной памяти будет достаточным для работы? Это зависит от системы.

Речь идет не о версии ОС, а о разрядности. Узнать, какая система у вашего компьютера, можно, посмотрев его свойства. Она бывает двух видов:

  • 32-разрядная система - не больше 3 Гб оперативной памяти;
  • 64-разрядная система – до 9 Гб оперативки.

Для чего нужна оперативная память?

Быстроту действия компьютера определяет процессор, а оперативная память только выдает информацию по запросу. До тех пор, пока объем оперативки меньше установленной, система работает мощно. Если же оперативной памяти маловато, система будет задействовать жесткий диск, что скажется на скорости. За что отвечает оперативная память? За хранение временных сведений её еще называют ОЗУ – оперативное запоминающее устройство. У него имеется свой объем памяти, когда-то он исчислялся в мегайбайтах, в нынешней реальности – в гигабайтах.

На что влияет оперативная память?

Оперативная память компьютера задает темп всем системам, когда выполняются приложения. Чем лучше свойства и вместительность оперативки, тем стремительнее выполняются задачи, которые ставит пользователь. Оперативная память оказывает влияние:

  • на быстроту действия компьютера;
  • на единую эффективность системы;
  • на умение системы включать множество ёмких ресурсных проектов в одновременно.

Что происходит, если не хватает оперативной памяти? Объем оперативки – критичный коэффициент, в этом случае начинают долго загружаться страницы и открываться папки. Программы зависают, иногда после определения команды возникает пустая страница. Значительной чертой является частота записи, чем больше объем оперативки, тем скорее откроется нужная информация.


Виды оперативной памяти

Виды оперативок различаются по скорости работы, поэтому при выборе этой составляющей нужно точно знать, какая оптимальная для материнской платы вашего компьютера. Оперативная память для компьютера определяется по 2 параметрам:

  1. Размер.
  2. Частота.

Специалисты выделяют 3 вида оперативной памяти:

  • DDR, частота до 400 МГц;
  • DDR2, частота до 1200 МГц;
  • DDR3. частота до 2400 МГц.

Типы оперативной памяти выделяются по характеристикам:

  1. DRAM – динамическая оперативная память. Плюс – стоит недорого, в широкой продаже всегда есть. Минус – работает медленно, но быстрее накопительной памяти. Представляет собой модули ОЗУ, их вставляют в материнскую плату.
  2. SRAM – статическая оперативная память. Плюс - устройство особенной конфигурации - возможность запускать несколько приложений сразу. Идеальный вариант для очень быстрых ПК.

Какая оперативная память лучше?

Объем оперативной памяти определяется типом ПК, какие программы будут работать на нем и сколько одновременно. Опытные специалисты рекомендуют товар производителей Kingston, Crucial или Samsung. Учитывая, что это такое оперативная память и назначение оперативной памяти и требования пользователя, лучше всего ориентироваться на такие параметры:

  • для универсального компьютера - 8 Гб, оптимальным решением будут 2 модуля по 4 Гб;
  • для игрового компьютера - 16 Гб, тоже на 2 модуля по 8 Гб;
  • для ноутбука - 4 Гб.

Как узнать, сколько оперативной памяти на компьютере?

Определить объем оперативной памяти можно стандартным способом - с помощью Windows. Схема действий, когда проводится проверка оперативной памяти, такая:

  1. Зайти в папку «Мой компьютер».
  2. Открыть «Свойства системы», в этой папке найти отметку «Система», в ней - «Установленная память».
  3. Нажать комбинацию клавиш CTRL+SHIFT+ESC, что откроет «Диспетчер задач Windows». Можно открыть через меню «Пуск».
  4. Отыскать в верхней части окна вкладку «Быстродействие», в ней откроется окно «Физическая память». Там показано, сколько всего оперативной памяти, сколько свободно, и сколько - используется.

Программа для проверки оперативной памяти

Стандартное средство проверки в ПК часто запускается автоматически, но можно делать это и вручную. Следует строго придерживаться схемы действий:

  1. Задать «Пуск».
  2. Вставить в строку поиска запрос «оператив».
  3. Открыть появившийся пункт «Диагностика проблем оперативной памяти компьютера».
  4. Запустить проверку сразу или после того, как включится ПК в следующий раз.

Есть также специальные утилиты для проверки оперативки и программа для очистки оперативной памяти. Мастера рекомендуют:

  1. Memtest86+, ищет ошибки работы ПК.
  2. FurMark 1.18.2.0, применяется для проверки видео адаптеров.
  3. MemTest 5.0, тестирует оперативку.
  4. RamSmash 2.6.17.2013, используется для улучшения оперативной памяти.

Недостаточно оперативной памяти - что делать?

Случаются ситуации, что оперативной памяти начинает не хватать, а купить дополнительные модули нет возможности. Если сообщение о том, что оперативки недостаточно, появляется в Windows, это информирует: системе не хватает RAM, и она начинает использовать виртуальную память. Как настроить оперативную память? Сначала убедиться, что система подвисает не из-за множества открытых окон. Как увеличить оперативную память без модулей:

  1. Открыть настройки параметров оперативки, посмотреть, всем ли из них присвоили значение «авто». Если это так, некоторые надо перестроить вручную.
  2. Выбрать отметку Memory frequency – это частота, на которой работает ПК, в ней - Manual. Установить частоту работы ОЗУ, сделав её немного выше автоматического.
  3. Можно еще добавить скорость выдачи сигнала чтения, включив эту функцию в Speculative Leadoff через параметр Enabled. Повысит быстроту действия памяти включение Turn-Around Insertion..

Что занимает оперативную память?

Есть несколько программ, которые «съедают» наибольшее количество оперативной памяти. Чтобы снизить потребление оперативной памяти, стоит от некоторых из них отказаться или заменить на менее ёмкие. В этом списке:

  1. Антивирусы любой версии.
  2. Графические редакторы.
  3. Видео-монтаж.

Как очистить оперативную память?

Проверенным способом освободить оперативную память является чистка лишних файлов и программ. Самый простой способ:

  1. Перезагрузить компьютер, это убирает лишнее из временной памяти, если ПК вдруг начал зависать.
  2. Через «Диспетчер задач» отключить программы, которыми никто не пользуется на данном этапе работы. Схема действий:
    • нажав клавиши Alt+Ctrl+Del, открыть «Диспетчер задач»; открыть закладку «Приложения»;
    • в ней - найти ПО, напротив которого будет стоять надпись «Не отвечает»;
    • выделив строку, нажать «Завершить приложение».
  3. Отключить программы, которые запускаются автоматически вместе с Windows. Пошаговая инструкция:
  • нажать «Пуск», кликнуть на «Все программы».
  • в этой папке удалить все ярлыки.

Как разогнать оперативную память?

Еще одним способом изменить объем оперативной памяти остается ее разгон. Что такое оперативная память при разгоне и как это сделать? Речь идет об аппаратных компонентах ПК, такая оптимизация оперативной памяти стала в современном мире своеобразным хобби. Есть несколько вариантов разгона:

  1. Через повышение тактовой частоты модулей ОЗУ.
  2. С помощью изменения «таймингов».
  3. Через изменение значений, которые затрагивают электронапряжение в микросхеме.

Самый ходовой метод - через настройки тактовой частоты, схема действий:

  1. Перезапустить компьютер. Нажать на клавишу вызова меню настроек, как правило, это F10, F12, F11, F8, Delete, Escape.
  2. Найти опцию «DRAM Configuration», она находится в разделе «Advanced Chipset Features».
  3. Открыть окно «Частота DRAM», изменить показатели на несколько единиц меньше.
  4. Открыть меню «Memory Frequency» и выставить частоту немного выше той, которая есть.
  5. Сохранить изменения и перезапустить ПК.

На что влияет оперативная память?

    ОЗУ- оперативное запоминающее устройство, так называю планку с оперативной памятью. Оперативка это память которая нужна ПК для обработки информации которую он задействует при вашем взаимодействии с компьютером. Например вы запустили аудио файл двойным кликом ПК начинает обрабатывать инфу о файле распознат формат по расширению (это символы в имени файла после точки) подкачивает какуюто часть файла запускает прогу для воспроизведения аудио или медиа файлов и воспроизводит его. Как то так она и работает ещ оперативную память называют мозгом компа и соответственно оперативка влияет на быстродействие ПК. Но это не означает что если вы поставите очень много оперативной памяти ваш компьютер будет летать как реактивный оперативную память нужно подбирать в соответствии с показатилями всего железа наполняющего системный блок такого как материнская плата процессор и видео карта. Хотя если у вас слишком мало оперативки ПК никак не повредит е добавление.

    Наличие оперативной памяти влияет на работу компьютера. Без не BIOS материнской платы будет всякими способами оповещать человека об ошибочной ситуации. Если память вс же есть, то е количество влияет на выбор операционной системы. DOS или Linux в консольном режиме можно запустить на малых объемах (иногда значительно меньше 128 мегабайт), более ресурсомкие потребуют от 4 гигабайт. Если хочется использовать видеоредактор, новейшие игры и другие монстра программной индустрии, то желательно иметь от 8 гигабайт (разумеется не стоит забывать, что для работы ОС с объемом оперативной памяти свыше 4 гигабайт требуется правильный выбор дистрибутива.. или знание о существовании PAE).

    Достаточный объем оперативной памяти дает возможность выполнению одновременно достаточному количеству программ, в результате чего операционная система работает ровнее и меньше тормозит. Также некоторые программы требовательны к объему памяти, например, Photoshop (для обработки больших файлов), программы виртуальных машин (vmware, virtual box), программы нелинейного монтажа видео и др. При этом нужно принимать во внимание не только объем оперативной памяти, но и скорость ее работы. Чем больше скорость работы памяти, тем заметней эффект от ее объема, например, одна и та же память может работать на частоте 1333MHz и 1866MHz, так вот во втором случае система работает заметно бодрее.

    Да на вс. Если очень по-простому, с точки зрения меня как пользователя: чем ОЗУ больше, тем шустрее работает компьютер, тем меньше будут виснуть программы.

    Игроманы знают, что в игровом компьютере ОЗУ и видеокарта, например, должны быть как можно мощнее, иначе игра просто не потянет, то есть может просто не запуститься, системных требований не хватит. Может открыться, но бесконечно тормозить и никакого наслаждения игрой это не принесет.

    Если компьютер старый и ОЗУ ни разу не менялась либо не ставилась добавочная, тормозить будет даже браузер, через который Вы сидите здесь, а значит Вы точно это заметите.

    На моем нетбуке ОЗУ 2 гб и мне в принципе достаточно, в игры я не играю, для работы и общения в интернете этого хватает. Но скажем, когда я пробовала установить Photoshop, это было ужасное напряжение, потому что вс висло и тормозило.

Для того, чтобы описать как работает оперативная память, нужно написать целую диссертацию, в то время как разобраться в вопросе влияния скорости ОЗУ на игры и программы достаточно просто.

В первую очередь нужно отметить, что вид, объем, и частота оперативной памяти оказывают влияние на скорость передачи данных. Это значит, что насколько быстро будет работать программа и игра зависит от модулей ОЗУ. Чем больше памяти, чем выше рабочая частота, тем быстрее передаются данные и пользователь мгновенно получает ответ от софта на свой запрос. Именно на эти параметры нужно обращать внимание при покупке модулей оперативной памяти.

Какой оптимальный объем ОЗУ выбрать для ПК?

Операционная память – это энергозависимая микросхема, с помощью которой совершается обмен данными. При этом эти данные не сохраняются на ПК, я только обрабатываются и хранятся некоторое время, а точнее до выключения компьютера.

Передача данных между ОЗУ и процессором может осуществляться двумя способами:

  • Через память нулевого уровня;
  • Через кэш.

А вот скорость этой передачи зависит от объема ОЗУ. И если 32-битные системы не поддерживают больше 4 Гб, то более мощные 64-битные сборки могут поддерживать до 64 Гб оперативной памяти. Редко можно встретить ПК с 512 Мб и 1 Гб памяти. Это зачастую старые устройства с Windows XP.

Для функционирования системы и запуска большинства приложений нужно 2 Гб памяти. Однако скорость запуска программ будет не высокой и время отклика на действия пользователя составит от нескольких секунд до минуты.

Размера в 4 Гб памяти хватит для просмотра видео на YouTube, загрузки красочных интернет-страниц, просмотра фильмов, запуска игр на минимальных и средних настройках.

Объема 8 и 16 гигабайт более чем достаточно для любых задач, которые пользователь возлагает на свою операционную систему. В том числе, хорошо будет работать Windows 10, системные требования которой достаточно приличные.

32 Гб хватит для того, чтобы не беспокоиться о работе самых современных игр и мощных приложений. При этом запаса ОЗУ хватит на нескольких лет вперед.

ВАЖНО! Если у вас старый ПК, покупка дополнительных модулей ОЗУ не ускорит работы системы. Скорость ОЗУ будет заметна при модернизации процессора и видеокарты.

Влияние типа ОЗУ на скорость работы системы

Скорость работы приложений и передачи данных зависит не только от объема оперативной памяти, но и от её типа. В компьютерах, собранный за последние несколько лет, можно найти четыре варианта модулей ОЗУ:

  • DDR (DDR1) – рабочая частота до 400 МГц. Используется на ПК старых образцов.
  • DDR2 – рабочая частота до 1200 МГц. Использовалась на новых ПК несколько лет назад, но была практически полностью вытеснена новым поколением.
  • DDR3 – рабочая частота до 2400 МГц. Это сравнительно новый вариант, который устанавливается на большинстве компьютерах бюджетного и среднего уровня.
  • DDR4 – рабочая частота до 3200 МГц. Поддерживается только современными материнскими платами, и то не всеми. Имеет высокие показатели передачи данных.

Важно отметить, что чем выше рабочая частота оперативной памяти, тем быстрее работают приложения, в том числе запущенные одновременно на одном ПК. Поэтому, установив на своём компьютере планку DDR4, можно повысить скорость передачи информации практически в 2 раза. Однако с её заменой придётся менять и материнскую плату, и процессор. А это очень дорого и не всем по карману. Иногда гораздо выгоднее поставить ОЗУ большего объёма или с лучшими показателями частоты, нежели менять всю начинку системного блока.

Значение частоты для материнской платы

Показатели частоты важны для скорости работы компьютера. И практически все современные модели материнских плат выпускаются с величиной этого параметра для ОЗУ не меньше 1600 МГц. Однако, решив заменить на своём ПК или ноутбуке планку, стоит обратить внимание на возможности самой платы. Если мамка не поддерживает больше, к примеру, 1663 МГц, а установленная планка имеет частоту 1833 МГц, то скорость передачи информации будет ограничена меньшим значением, то есть 1663 МГц и модернизация не даст результатов.

Посмотреть допустимое значение для материнской платы можно в инструкции, которая поставляется вместе с продуктом.

Производительность оперативной памяти | Может ли память ограничивать частоту кадров в играх?

С некоторой периодичностью мы публикуем материалы, в которых изучаем, как работа популярных приложений зависит от скорости работы обычной оперативной памяти. Сегодня под словом "обычной" мы подразумеваем DDR3-1600.

Поэкспериментировав с настройками памяти в одной из игр, мы заметили заметную прибавку в скорости работы. После обзора "FX против Core i7: является ли CPU в играх бутылочным горлышком?" у нас осталась готовая тестовая система, поэтому сейчас - самый подходящий момент, чтобы сделать ещё одну версию анализа игр, но с большим упором на память.

Сказанное нами шесть лет назад по поводу частоты и таймингов актуально и сегодня. Задержка CAS по-прежнему измеряется в циклах, циклы DDR3-2133 по-прежнему в два раза быстрее, чем DDR3-1066, а у DDR3-2133 CAS 10 осталось такое же время отклика, как у DDR3-1066 CAS 5. Более того, DDR3-2133 также предлагает в два раза больше пропускной способности, чем DDR3-1066.

К счастью, если бюджет ограничен, не обязательно зацикливаться на модулях DDR3-1066, а для повышения пропускной способности можно уменьшить значение CAS, которое для большинства модулей легко спустится ниже базового значения 10. Кроме того, дешёвая память DDR3-1600 и средняя по цене DDR3-2133 CAS 9 теперь стоит почти столько же.

Мы вооружены разогнанным CPU и двумя видеокартами Radeon HD 7970 в CrossFire, которые помогут избежать узких мест. Итак, каким образом изменения в конфигурации памяти повлияют на производительность в играх?

Производительность оперативной памяти | Конфигурация и тесты

Тестовая конфигурация
CPU Intel Core i7-3960X (Sandy Bridge-E): 6ядер/12потоков 3,3 ГГц, 12 Мбайт общего кэша L3, LGA 2011 разгон до 4,4 ГГц (44 x 100 МГц) при напряжении ядра 1,325 В
Материнская плата Asus P9X79, BIOS 3203 (11/26/2012)
Кулер CPU Coolink Corator DS 120 мм Tower, термопаста w/Zalman ZM-STG1
Сеть Встроенный контроллер Gigabit LAN
Память G,Skill F3-17600CL9Q-16GBXLD (16 Гбайт) DDR3-2200 CAS 9-11-9-36 1,65 В
Видеокарта 2 x MSI R7970-2PMD3GD5/OC: GPU 1010 МГц, GDDR5-5500
Накопитель Mushkin Chronos Deluxe DX 240 Гбайт, SATA 6 Гбит/с SSD
Питание Seasonic X760 SS-760KM: ATX12V v2,3, EPS12V, 80 PLUS Gold
ПО и драйвера
Операционная система Microsoft Windows 8 Professional RTM x64
Графический драйвер AMD Catalyst 12.10

Платформа Intel LGA 2011 обладает достаточной гибкостью для тестов как двухканальной, так и четырёхканальной конфигурации памяти. ASUS P9X79 и разогнанный Core i7-3760X со степпингом C2 мы взяли из предыдущих обзоров.

Из-за базовой частоты в 100 МГц, системная плата P9X79 настроила старые модули G.Skill DDR3-2200 CAS 9 в режим DDR3-2133 CAS 9-11-9-28. Для тестов DDR3-1600 C9 мы использовали такую же память и тайминги. В варианте с пониженными таймингами используется эта же память в режиме DDR3-1600 CAS 7-9-7-21.

Если у вас есть пара карт Radeon HD 7970, вполне вероятно, что вы играете на разрешении 2560x1600 пикселей или больше. Мы начали с разрешения 1920x1080 пикселей и повышали его до 5760x1080 пикселей.

Конфигурация тестов (3D-игры)
Aliens vs. Predator Использование AvP Tool v.1.03, SSAO/тесселяция/тени вкл.
Тестовая конфигурация 1: качество текстур High, без AA, 4x AF
Тестовая конфигурация 2: качество текстур Very High, 4x AA, 16x AF
Battlefield 3 Режим кампании, "Going Hunting" 90-секунд Fraps
Тестовая конфигурация 1: качество Medium (без AA, 4x AF)
Тестовая конфигурация 2: качество Ultra (4x AA, 16x AF)
F1 2012 Версия Steam, встроенный бенчмарк
Тестовая конфигурация 1: качество High, без AA
Тестовая конфигурация 2: качество Ultra, 8x AA
Elder Scrolls V: Skyrim Обновление 1.7, Celedon Aethirborn уровень 6, 25-секунд Fraps
Тестовая конфигурация 1: DX11, уровень детализации High без AA, 8x AF, FXAA вкл.
Тестовая конфигурация 2: DX11, уровень детализации Ultra, 8x AA, 16x AF, FXAA вкл.
Metro 2033 Полная версия, встроенный бенчмарк, сцена "Frontline"
Тестовая конфигурация 1: DX11, High, AAA, 4x AF, без PhysX, без DoF
Тестовая конфигурация 2: DX11, Very High, 4x AA, 16x AF, без PhysX, DoF вкл.

Производительность оперативной памяти | Результаты тестов

Хотя 3DMark и не отражает реальную производительность в играх, он всё же позволяет легко сравнить показатели различных конфигураций. Также он показывает, что в тесте Physics с уменьшением скорости передачи данных памяти результат ухудшается. В этом есть смысл, поскольку пакет Physics даёт нагрузку на все вычислительные ядра. Нехватка данных для них – это верный путь снижения производительности.


В игре Aliens vs. Predator разница между различными конфигурациями памяти минимальна, даже на разрешении 2560x1600 пикселей частота кадров, похоже, сдерживается мощной комбинацией двух GPU Radeon HD 7970.


Результаты F1 и Metro 2033

Результаты F1 2012 наполняют смыслом всю нашу сегодняшнюю затею. Каждый шаг в увеличении пропускной способности памяти даёт заметный прирост скорости работы.


А вот Metro 2033 наоборот, не демонстрирует никакой значимой разницы между нашими четырьмя конфигурациями. Чуть ниже мы посмотрим на детальный разброс FPS в этой игре во время тестовых прогонов.


Metro 2033, секунда за секундой

Metro 2033 даёт нам весьма интересный посекундный график частоты кадров. Мы решили не включать графики каждого теста, поскольку это только засорит страницу. Вместо этого, мы сравнили самые медленные и самые быстрые конфигурации памяти.


Когда в качестве минимальной средней частоты кадров мы выбираем уровень 40 FPS, на самом деле мы отслеживаем, чтобы частота кадров не опускалась ниже 20 FPS. Наши видеокарты могут удержать такой уровень на настройках детализации Very High даже с памятью, установленной в режим DDR3-1600 CAS 9.


К сожалению, при разрешении 4800x900 пикселей уровень производительности на настройках Very High назвать нормальным никак нельзя. Чтобы игра работала на 5760x1080 пикселей, нам пришлось понизить детализацию.


При появлении в Metro 2033 дыма или тумана производительность существенно падает. Хорошо, что эти проседания во время геймплея на разрешении 5760x1080 пикселей с отключённым MSAA незаметны. Однако нас беспокоит, что с четырёхканальной конфигурацией впадины на графике ниже, ведь с увеличением пропускной способности ожидаешь уменьшения минимального порога, но никак не увеличения.

Battlefield 3 и Skyrim

Колебания производительности в Battlefield 3 слишком малы, чтобы отнести их к различиям в конфигурации. В таком случае, дешёвая память DDR3-1600 занимает здесь более выгодную позицию.


Elder Scrolls V: Skyrim выигрывает от более быстрой RAM, однако с увеличением разрешения и, соответственно, графической нагрузки, преимущество уменьшается.


Battlefield 3, кадр за кадром

Время рендеринга одного кадра более показательно, чем среднее количество кадров, поскольку именно отдельные медленные кадры разрушают погружение в игру, в результаты вы теряете концентрацию, врезаетесь в стену, либо вас убивают. Когда рекомендуемая нами для игр средняя частота кадров составляет 40 FPS, а минимальная 20, очень важно, чтобы ни один кадр не рендерился более 50 миллисекунд. В данном тесте чем ниже значения, тем лучше (быстрее).






Часто при запуске игра может идти с рывками, но в данном случае рывки совпадают с включением Fraps. К счастью, ни в одном из прогонов скачки не превышают порога 50 мс.

Skyrim, кадр за кадром

Длительность кадра в Elder Scrolls V: Skyrim превысила 50 мс лишь на разрешении 5760x1080 пикселей, при котором у всех конфигураций наблюдаются проблемы.






Хотя средняя частота кадров при настройках качества Ultra в Skyrim падает, скачки длительности кадра понижаются. В течение всего теста мы заметили только один долгий кадр на всех конфигурациях, что совсем не страшно.

Энергопотребление, средняя производительность и эффективность

Поскольку мы не используем разгон, то смогли понизить напряжение модулей, работающих в режиме DDR3-1600 C9 до 1,50 В и, соответственно, понизить общее энергопотребление системы на несколько ватт.

К сожалению, пониженная скорость передачи данных также повлияла на показатели средней производительности.

Intel XMP (Extreme Memory Profiles) – это настройки для автоматического разгона памяти. Поскольку более быстрая RAM повышает среднюю производительность в играх, с разгоном памяти эффективность системы увеличивается.

Производительность оперативной памяти | Пропускная способность и понижение таймингов иногда кое-что значат

Два из пяти игровых тестов: F1 2012 и The Elder Scrolls V: Skyrim продемонстрировали, что пропускная способность и тайминги могут существенно повлиять на частоту кадров в играх. Оба параметра оказываются одинаково важны. Такие результаты можно было предугадать, ведь эти две игры меньше ограничены графической подсистемой, чем другие.

С другой стороны, в Metro 2033, Battlefield 3 и Aliens vs. Predator мы вообще не заметили разницы. Производительность первых двух сильнее всего связана со скоростью графического адаптера (или адаптеров), установленного в системе, что объясняет, почему полоса пропускания и тайминги памяти не оказали существенного влияния. Появление долгих кадров, вызывающих проседания FPS, похоже, больше зависит от графической части системы, нежели от задержек или пропускной способности оперативной памяти.

Если говорить об играх, на производительность которых различия в памяти всё же влияют, то стоит отметить, что разницу во время геймплея можно заметить лишь в одной игре. Но даже в этом случае средняя частота кадров настолько высока, что ваши глаза (или мониторы) должны быть быстрее наших примерно в два раза, чтобы ощутить прирост от быстрой памяти на практике. В данном случае мы говорим об игре F1 2012, которая, в среднем, набирает более 100 FPS и всё равно масштабируется при ускорении работы памяти. На самом деле, такой уровень FPS важно поддерживать, если вы используете технологии AMD HD3D и Eyefinity одновременно, поскольку частота кадров для мониторов 60 Гц делится надвое. Если у вас нет трёх стереоскопических мониторов, большой прирост производительности к высокой частоте кадров нужен разве что для хвастовства.

В данном обзоре будет изучено влияние частоты оперативной памяти DDR3 на производительность актуальных процессоров.

Для этого были взяты следующие модели ЦП:

  • Core i7-3770К;
  • Core i3-3240;
  • FX-8320;
  • A10-5800K.

Работать они будут в связке с оперативной памятью, функционирующей на следующих частотах:

  • DDR3 2133 МГц;
  • DDR3 1866 МГц;
  • DDR3 1600 МГц;
  • DDR3 1333 МГц;
  • DDR3 1066 МГц.

В графическую подсистему вошли видеокарты GeForce GTX 780 3072 Мбайт и Radeon R9 290X 4096 Мбайт. Сделано это для того, чтобы наиболее полно изучить поставленную цель материала.

Тестовая конфигурация

Тесты проводились на следующем стенде:

  • Материнская плата №1: GigaByte GA-Z77X-UD5H, LGA 1155, BIOS F14;
  • Материнская плата №2: GigaByte GA-990FXA-UD5, АМ3+, BIOS F12;
  • Материнская плата №3: ASRock FM2A85X Extreme4, FM2, BIOS 1.70;
  • Видеокарта №1: GeForce GTX 780 3072 Мбайт - 863/6008 МГц (Palit);
  • Видеокарта №2: Radeon R9 290X 4096 Мбайт - 1000/5000 Мбайт (Sapphire);
  • Система охлаждения CPU: Corsair Hydro Series H100 (~1300 об/мин);
  • Оперативная память: 2 x 4096 Мбайт DDR3 Geil BLACK DRAGON GB38GB2133C10ADC (Spec: 2133 МГц / 10-11-11-30-1t / 1.5 В) , X.M.P. - off;
  • Дисковая подсистема: 64 Гбайта, SSD ADATA SX900;
  • Блок питания: Corsair HX850 850 Ватт (штатный вентилятор: 140 мм на вдув);
  • Корпус: открытый тестовый стенд;
  • Монитор: 27" ASUS PB278Q BK (Wide LCD, 2560x1440 / 60 Гц).

Процессоры:

  • Core i7-3770К @ 4600 МГц;
  • Core i3-3240 @ 3400 МГц;

  • FX-8350 BE @ 4600 МГц;
  • A10-5800K @ 4500 МГц.

Программное обеспечение:

  • Операционная система: Windows 7 x64 SP1;
  • Драйверы видеокарты: NVIDIA GeForce 335.23 WHQL и AMD Catalyst 14.3 Beta.
  • Утилиты: FRAPS 3.5.9 Build 15586, AutoHotkey v1.0.48.05, MSI Afterburner 3.0.0 Beta 19.

Инструментарий и методика тестирования

Для более наглядного сравнения процессоров все игры, используемые в качестве тестовых приложений, запускались в разрешении 1280х1024.

В качестве средств измерения быстродействия применялись встроенные бенчмарки, утилиты FRAPS 3.5.9 Build 15586 и AutoHotkey v1.0.48.05. Список игровых приложений:

  • Assassin"s Creed 3 (Бостонский порт).
  • Batman Arkham City (Бенчмарк).
  • Call of Duty: Black Ops 2 (Ангола).
  • Crysis 3 (Добро пожаловать в джунгли).
  • Far Cry 3 (Глава 2. Охотники).
  • Formula 1 2012 (Бенчмарк).
  • Hard Reset (Бенчмарк).
  • Hitman: Absolution (Бенчмарк).
  • Medal of Honor: Warfighter (Сомали).
  • Saints Row IV (Начало игры).
  • Sleeping Dogs (Бенчмарк).
  • The Elder Scrolls V: Skyrim (Солитьюд).

Во всех играх замерялись минимальные и средние значения FPS. В тестах, в которых отсутствовала возможность замера минимального FPS , это значение измерялось утилитой FRAPS. VSync при проведении тестов был отключен.

Разгон процессоров

Процессоры разгонялись следующим образом. Стабильность разгона проверялась утилитой ОССТ 3.1.0 «Perestroika» путем получасового прогона ЦП на максимальной матрице с принудительной 100% нагрузкой. Соглашусь с тем, что разгон тестируемых CPU не является абсолютно стабильным, но для любой современной игры он подходит на все сто.

При максимальном разгоне у всех процессоров AMD частота контроллера памяти была поднята до 2400-2800 МГц.

Core i7-3770К

Процессор разогнан до частоты 4600 МГц. Для этого множитель был поднят до 46 (100х46), напряжение питания – до 1.2 В, напряжение питания DDR3 – 1.5 В, Turbo Boost – выключен, Hyper Threading – выключен.

Core i3-3240

Штатный режим. Тактовая частота 3400 МГц, базовая частота 100 МГц (100х34), напряжение питания 1.1 В, напряжение питания DDR3 – 1.5 В, Hyper Threading – включен.

  • Частота DDR3 – 2133 МГц (100х21.33);
  • Частота DDR3 – 1866 МГц (100х18.66);
  • Частота DDR3 – 1600 МГц (100х16.0);
  • Частота DDR3 – 1333 МГц (100х13.33);
  • Частота DDR3 – 1066 МГц (100х10.66).

FX-8320 BE

Процессор разогнан до частоты 4600 МГц. Для этого множитель процессора был поднят до значения 23 (200х23), напряжение питания ядра – до 1.53 В, напряжение питания DDR3 – 1.5 В, Turbo Core и APM – выключены.

  • Частота DDR3 – 2133 МГц (200х10.66);
  • Частота DDR3 – 1866 МГц (200х9.33);
  • Частота DDR3 – 1600 МГц (200х8.0);
  • Частота DDR3 – 1333 МГц (200х6.66);
  • Частота DDR3 – 1066 МГц (200х5.33).

A10-5800K

Процессор разогнан до частоты 4500 МГц. Для этого множитель процессора был поднят до значения 45 (100х45), напряжение питания ядра – до 1.45 В, напряжение питания DDR3 – 1.5 В, Turbo Core и APM – выключены.

  • Частота DDR3 – 2133 МГц (100х21.33);
  • Частота DDR3 – 1866 МГц (100х18.66);
  • Частота DDR3 – 1600 МГц (100х16.0);
  • Частота DDR3 – 1333 МГц (100х13.33);
  • Частота DDR3 - 1066 МГц (100х10.66).

Перейдем непосредственно к тестам.