Негативные последствия внедрения информационных технологий. Негативные последствия информационных технологий

Роль современной философской мысли в оценке и решении мировых проблем многообразна. Как отмечают многие исследователи, в последние десятилетия XX в. в моду вошла так называемая «постнеклассическая философия», которая поставила на обсуждение кризисные явления в современной культуре и проблемы, обусловленные экспансией новых информационных технологии, а также бурным развитием средств массовой коммуникаций. При этом главенствующая из них связана с комплексным концептуальным и методологическим осмыслением возможных последствий глобализации, определением наиболее важных задач, стоящих перед международным сообществом. Судя по последним статьям философов, к числу таковых можно отнести теорию модернизации, концепцию постиндустриального общества, теорию миросистемы, идею постмодернизма, концепцию «глобального общества риска» т.д.

Расширению предмета современной философии способствует стремительный прогресс гуманитарных наук, вкупе с последними достижениями техники и технологии в повседневной жизни людей. Это привело к образованию таких новых дисциплин, как философия коммуникаций, философия информатики, технофилософия, антропософия биоэтика и медицинская этика, разума и мозга и других. Социальное развитие человечества в конце XX и начале XXI веков стало причиной возникновения философии тендера, философии детства, философии образования, этики бизнеса, и т. д.

События, произошедшие за последние годы, заставили людей по-новому взглянуть на систему международных отношений и международной безопасности, да и на весь современный мир: слишком много опасных тенденций и вызовов выявилось в ходе конфликта. И, конечно, не последнее слово в их осмыслении должно принадлежать современной философии.

Человечество изменилось. Оно стало больше и перестало ограничиваться простой совокупностью индивидуумов . В нашу жизнь стремительно ворвалась глобализация.

Термин «глобализация» вошел в научный политэкономический обиход относительно недавно, где-то на рубеж 80-90-х годов прошлого века. Этим словом начали называть процесс, вызывающий в мировом сообществе реакцию от горячей поддержки до категорического неприятия.

Суть глобализации - в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей, как людей, так и государств. Процесс глобализации влияет на формирование планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, а также на интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и меж конфессиональных конфликтов и безопасности.

Феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки, в которых ее склонны трактовать многие исследователи этой темы, и охватывает практически все сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия существования человечества.

Глобализация проникла во все сферы общества, и не заметить этого нельзя. По сути дела, «в последние два-три десятилетия мы оказались свидетелями уникального стечения и переплетения, гигантских по масштабам явлений и процессов, каждый из которых в отдельности можно было бы назвать эпохальным событием с точки зрения его последствии для всего мирового сообщества. Происходящие глубокие изменения в геополитических структурах мирового сообщества и трансформации социально-политических систем дают основание говорить о завершении одного исторического периода и вступлении современного мира в качественно новую фазу своего развития» .

Предпосылками процессов глобализации явились информационная революция, с последующей базой для создания глобальных информационных сетей, интернационализация капитала и ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках, а также дефицит природных ресурсов и обострение борьбы за их контроль, демографический взрыв. К причинам глобализации также можно отнести усиление техногенной нагрузки на природу и распределение оружия массового уничтожения, увеличивающее риск всеобщей катастрофы.

Наступление эры глобализации предсказывали и авторы «Манифеста Коммунистической партии» еще в первой половине прошлого века. «На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства, -писали они, - приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость нации друг от друга. Это в равной степени относится как к материальному, так и духовному производству» (Соч., т.4,с 428).

Указанные факты, не смотря на их разнородность, тесно связаны между собой, и их взаимодействие характеризует сложный и противоречивый процесс глобализации. Информационные технологии создают реальную возможность для мощного ускорения и усиления экономического, научного, культурного развития планеты, для объединения человечества в сообщество, осознающего свои интересы и ответственность за судьбу мира. Они же могут стать орудиями разделения мира и усиления конфронтации.

Необходимость переосмысмысления процессов глобализации предопределена причинами как теоретического, так и прикладного характера. Научным сообществом всего мира прилагаются усилия по анализу и оценки данного феномена, имеющей целью нахождения путей истинного положения дел. А это требует новых идей, адекватной связи между теорией и повседневной социальной практикой, а так же нового методологического инструментария. В связи с этим хотелось бы остановится на ряде вопросов касающихся изучения глобализации, безусловно, не претендуя на исчерпывающие ответы.

Теоретические и методологические предпосылки исследования глобализации. В отечественной и зарубежной литературе нет концепции, анализирующие современные процессы глобализации и определяющие перспективы перехода к устойчивому развитию. Сложившиеся концепции не раскрывают сути основных тенденции и противоречии казахстанских трансформации. Имеющиеся исследования носят в основном описательный, характер, что так же не дает понимания региональных процессов. В условиях ускоренного перехода к инновационной модели социального устройства жизни.

Во многом это объясняется сложившейся классической методологической базой, стереотипом мышления. Представляется, что изучения глобализации должно основываться на ряде методологических и теоретических положении.

Анализ базовых понятии характеризующих глобализацию. В этом плане важно отметить сложность и дисскусионность многих теоретических вопросов и понятии.

Усиление междисциплинарного подхода. Это представляется не только возможным, но и наиболее эффективным. Методологически корректная соотнесенность концепции, понятии, положении разных дисциплин позволяет рассмотреть одни и те же проблемы с различных позиции, способствует не только объективной оценке социальных процессов, но и осмыслению общества в контексте динамики прошлого, настоящего и будущего.

Полипарадигмальный подход к изучению глобализации, синтез разных методологических ориентиров. Исследовательские традиции отечественных ученых по-прежнему основаны на методологической базе лишь классической наук. В этом плане эффективно обращение к методам неклассической и современной, постнеклассической науки. В рамках нее возникает возможность понять и объяснить функционирование глобализации как сложного процесса.

Критический подход и аргументированное использование концепции, понятии и теоретических положении выработанных зарубежными исследователями. Изучение проблем глобализации в строгих рамках определенных западных теории вряд ли будет объективным, поскольку наша реальность зачастую не вписывается в эти рамки.

Здесь важно вспомнить, что без учета и специфики казахстанского общества и особенностей нашей социокультурной среды теоретическое осмысление и практическое решение проблем невозможно. Для выявления особенного необходим сравнительный анализ, т.е. исследования изнутри и «со стороны». Необходимо соотносить друг с другом, что позволит выявить наряду с особенным и -общее, объединяющее.

Но, несмотря на всемирный ажиотаж, глобализация требует универсальных подходов для ее понимания и изучения. Конфронтация кредит не только реалиям жизни, но и теории. По сей день нет, не только некой базовой концепции, но и общепринятого определения глобализации. Действительно, среди исследователей, начиная от основателей различных теории глобализации и до современных ученых, не сложилось понятия «глобализация». Действительно, среди исследователей, начиная от основателей различных теории глобализации и до современных ученых, не сложилось какого-либо единого понимания понятия «глобализация». По этому поводу А.Н. Чумаков отмечает: «Не лучше обстоит дело и с термином «глобализация», когда, не уточнив его содержания, широко используют это слово для характеристики всевозможных явлении, в том числе не связанных с глобализацией. Например, определяя природу локальных или региональных конфликтов и желая придать им всеобщую значимость, нередко говорят о глобальных угрозах, которые они якобы в себе таят. Или, характеризуя современные протестные социальные движения, называют их «антиглобалисткими», хотя так называемые «антиглобалисты» выступают, по существу, не против глобализации как таковой, а против несправедливых социально-экономических отношении, складывающихся в современном мире, которые, конечно же, связаны с глобализацией, а нередко являются и ее продолжением, но, тем не менее, к ней не сводятся, и уж во всяком случае, не тождественны ей» .

Популярность в международном исследовательском сообществе приобрела также концепция глобализации, предложенная американским антропологом индийского происхождения Арджуном Аппадураи. Последний не утверждает, что мир глобализируется в той мере, в какой становится культурно гомогенным. Ученый анализирует мозаичность современного мира, расколы и разломы в его структуре. Ключевое понятие его концепции - «потоки». Это потоки:

  • а) капиталов;
  • б) технологии;
  • в) людей;
  • г) идей и образов;

д.) информации.

Хотя ни один из этих потоков не существует изолированно, их течение влечет за собой формирование относительно самостоятельных «сфер». Их столько же, сколько потоков.

финансосферы, образуемые в результате глобального обращение денег, - биржи, международные финансовые институты, денежные переводы за пределы государственных границ и т.д.

техносферы. Образуемые в результате всемирного распространения технических инновации.

этносферы, образуемые в результате глобальных перемещении людей и т.д. философский постнеклассический глобализация мировой

идеосферы, образуемые в результате глобальной циркуляции идей.

медиасферы, образуемые в результате деятельности глобальных массмедиа .

Сегодня трудно найти более модную и дискуссионную тему, чем глобализация. Ей посвящены десятки конференции и симпозиумов, сотни книг, тысячи статей. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели, люди искусства, журналисты.

Всемирный философский конгресс, который прошел в 2003 году в Стамбуле был целиком посвящен мировым проблемам, в том числе глобализации.

Предметом оживленных дебатов служит буквально все, что такое глобализация, когда она началась, как она соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия.

Множество мнений, подходов, оценок само по себе, однако не гарантирует основательной проработки темы. Глобализация оказалось трудным вопросом не только для массового сознания, но и научного анализа.

Поэтому, по нашему мнению, мировому интеллектуальному сообществу необходимо выработать единую концепцию глобализации, ибо процесс глобализации как реальность нашей жизни бросает нам повсюду вызовы. Уже сейчас между сторонниками и критиками глобализации идет ожесточенная борьба. Она пронизывает все стратегически важные сферы: политику, культуру, идеологию, науку. Также необходимо отметить что, глобализация бросает новые вызовы национальным государствам.

Общественное сознание -- материя тонкая, и чаша весов здесь может склоняться в ту или иную сторону, если глобализации пустить на самотек. Ведь всякое действие осуществляется по мере осознания необходимости, которая может формироваться и под влиянием субъективных факторов, мало подверженных логике объективного развития.

Определенные начинания в данном отношении уже намечаются. Мировое научное сообщество, в том числе философское активно обсуждая глобализацию и порождаемые ею глобальные проблемы, на протяжении последних лет накопило значительный опыт, как в теоретическом, так и практическом плане. Налицо и некоторые результаты. Однако они не могут быть признаны удовлетворительными, поскольку острота глобальных проблем с каждым годом увеличивается. Тем более не всегда научное сообщество поспевает за изменениями. Более того, современные глобальные тенденции настолько сложны, что ученым даже трудно предсказывать направления глобализации.

Бесспорно одно: процесс глобализации закономерен, но в то же время противоречив. Обострение социально-политических проблем, связанное с процессами глобализации, имеет место не только в развивающихся, но и в развитых, вполне благополучных на первый взгляд, странах. Изменение структуры производства и перемещения массового выпуска трудоемких видов товаров в «третий мир» тяжело ударило по традиционным отраслям этих стран, вызвав там закрытие многих предприятий и рост безработицы. Феномен деиндустриализации привел к образованию депрессивных анклавов, усилив социальное расслоение общества. Дестабилизирующими факторами являются также новые формы занятости (индивидуализация условий найма, временные контракты) и глобализация рынка рабочей силы. Приток дешевой рабочей силы извне обострил конкуренцию на рынке труда развитых стран, что привело к осложнению межэтнических отношений и росту национализма в этих стран.

Мы живем в эпоху глубоких и кардинальных изменений. Особенность нынешнего этапа состоит не только в том, что эпоха постиндустриализма сменяется информационной, а еще и в этом, что процесс изменений затронул наряду с экономической, политическую, социокультурную и духовную сферы. Начинается этап формирования нового типа мирового сообщества. Наиболее зримым проявлением и показателем этих процессов особенно актуально для постсоветских государств, в том числе для Казахстана и России. При односторонней глобализации стираются культурные и национальные особенности, такие понятия как «Родина», «Отчизна», «родная земля» теряют свое сакральное значение. Формируются так называемый «гражданин мира», то есть космополит без корней и традиции.

Сегодня вопросы культуры должны быть одним из главных приоритетов государства. XXI век нам принесет нашим государствам много разного рода вызовов: геополитических; геокультурных; социогуманитарных. Если мы как государство и общество хотим не только выжить, но и развиваться к культуре надо относиться как стратегическому ресурсу государства. Поэтому крайне важно выработать комплекс практических мер по культурологическому, социологическому, теологическому осмыслению глобализационных процессов. Вопросы исторической состоятельности, самоидентификации нации, развития самобытного культурного наследия в контексте единых цивилизационных преобразований.

Неотложными задачами являются культурное возрождение и восстановление моральных устоев наших государств. Следует учесть, что без их решения выход в число развитых государств попросту невозможен. Отсутствие культурной среды ведет не только к потере гражданственности и деградации личности, снижению интеллектуального уровня нации, распаду ментальной общности, но и напрямую угрожает национальной безопасности, делая возможным проникновения чуждого идеологического влияния.

В заключении хотелось бы отметить: не стоит рассматривать процесс глобализации однобоко, говорить о нем, только как об источнике многих бед и конфликтов внутри государств, но также, нельзя и восхвалять, подчеркивая значимость его, как важного источника новых возможностей.

Глобализация требует объединения усилий всего научного сообщества, в решении назревших проблем. В такой ситуации возрастает роль современной философской мысли в разработке новых концепции и теории способных решить актуальные проблемы человечества.

Литература

  • 1. Делягин М.Г.. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.ИНФРА-М.2000. с.13.
  • 2. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М.:ЛОГОС, 2002. с.87.
  • 3. Чумаков А.Н. Глобализация: контуры целостного мира. М, 2005.с.16.
  • 4. Малахов B.C. Государство в условиях ^ глобализации. М, 2007. с.46.

Философское осмысление проблемы глобализации

1. Понятие «глобализация»

4. Глобализация в политической сфере

5. Культурная глобализация: феномен и тенденции

6. Религия и глобализация в мировом сообществе

7. Социологические и философские теории глобализации

7.1. Теория империализма

7.2. Теории глобальной системы Э. Гидденса и Л. Склэра

7.3. Теории глобальной социальности

7.4. Теория «воображаемых миров»

7.5. Деррида о процессе глобализации


1. Понятие «глобализация»

Под глобализацией следует понимать втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникаций и информационных технологий.

Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: развитие научного и технического знания, развитие техники, давшее возможность отдельно взятому индивиду воспринимать органами чувств объекты, находящиеся в различных точках земли и вступать с ними в отношения, а также естественно воспринимать, осознавать сам факт этих отношений.

Глобализация представляет собой совокупность сложных интеграционных процессов, охватывающих постепенно (или уже охвативших?) все сферы человеческого общества. Сам по себе этот процесс является объективным, исторически обусловленным всем развитием человеческой цивилизации. С другой стороны, современный ее этап во многом определяется субъективными интересами некоторых стран и транснациональных корпораций. С усилением данного комплекса процессов встает вопрос об управлении и контроле их развития, о разумной организации процессов глобализации, ввиду ее абсолютно неоднозначного влияния на этносы, культуры и государства.

Глобализация стала возможной благодаря всемирной экспансии западной цивилизации, распространению ценностей и институтов последней на прочие части мира. Кроме того, глобализация связана с трансформациями внутри самого западного общества, в его экономике, политике, идеологии, произошедшими за последние полстолетия.


2. Информатизация общества как одна из причин создания глобального общества

Информационная глобализация приводит к порождению феномена «глобального информационного сообщества». Данный термин достаточно широк и включает в себя, прежде всего глобальную унифицированную информационную индустрию, развивающуюся на фоне непрерывно возрастающей роли информации и знаний в экономическом и социально-политическом контексте. Данное понятие предполагает, что информация становится в обществе величиной, определяющей все прочие жизненные измерения. Действительно, происходящая информационная и коммуникативная революция заставляют переосмыслить отношение к таким фундаментальным понятиям как пространство, время и действие. Ведь глобализация может быть охарактеризована как процесс сжатия временных и пространственных дистанций. «Сжатие времени» является обратной стороной сжатия пространства. Сокращается время, которое требовалось для свершения сложных пространственных действий. Соответственно, каждая единица времени уплотняется, наполняется количеством деятельности, многократно превышающим то, которое можно было совершить когда-либо прежде. Когда время становится решающим условием совершения множества других событий, следующих за определенным действием, ценность времени значительно возрастает.

Сказанное позволяет понять, что пространство и время сжимаются не сами по себе, а в рамках комплексных – пространственным и временным образом разведенных – действий. Суть инноваций заключается в возможности эффективного менеджмента пространства и времени в глобальном масштабе: объединения массы событий в разное время и на разных участках земли в единый цикл. В этой согласованной цепочке событий, перемещений, трансакций каждый отдельный элемент приобретает значение для возможности целого.

3. Глобализация в сфере экономики

К причинам глобализации в экономической сфере необходимо отнести следующие:

1. Повышение коммуникативной связности мира. Она связана как с развитием транспорта, так и с развитием коммуникативных средств.

Развитие транспортной коммуникации связано с научно-техническим прогрессом, который привел к созданию быстрых и надежных транспортных средств, вызвавших увеличение мирового товарооборота.

Развитие коммуникативных технологий привело к тому, что передача информации занимает теперь доли секунды. В экономической сфере это выражено в мгновенной передаче управленческих решений головной организации, в увеличении скорости решения кризисных проблем (зависит теперь только от скорости осмысления данной ситуации, а не от скорости передачи данных).

2. Выход производства за национальные рамки. Производство товаров начало постепенно утрачивать чисто национальную, государственную локализацию и распределяться по тем экономическим зонам, где какая-либо промежуточная операция оказывается дешевле. Теперь управляющая фирма может находиться в одном месте, проектирующая организация – совсем в другом, производство исходных деталей – в третьем, четвертом и пятом, сборка и отладка изделия – в шестом и седьмом, дизайн – разрабатываться в восьмом месте, а продажа готовой продукции осуществляться – в десятом, тринадцатом, двадцать первом, тридцать четвертом…

Современный этап глобализации в развитии экономической сферы характеризуется:

1. Образование громадных транснациональных корпораций (ТНК), которые в значительной мере освободились от контроля конкретного государства. Она сами начали представлять собой государства – только государства не «географические», а «экономические», базирующиеся не столько на территории, национальности и культуре, сколько на определенных секторах мировой экономики.

2. Возникновение внегосударственных источников финансирования: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие. Эти уже чисто «финансовые государства», ориентированы не на производство, а исключительно на денежные потоки. Бюджеты этих внегосударственных социумов зачастую во много раз превосходят бюджеты малых и средних стран. Вот эти «новые государства» являются сегодня основной унифицирующей силой реальности: любая страна, стремящаяся быть включенной в мировые экономические процессы вынуждена принимать те принципы, которые они устанавливают. Она влечет за собой переустройство местной экономики, социальное переустройство, открытие экономических границ, согласование тарифов и цен с установившимися на глобальном рынке и так т.д.

3. Формирование глобальной элиты – очень узкого круга людей, реально влияющих на масштабные экономические и политические процессы. Это связано с рекрутированием высшего менеджерского звена по всему миру.

4. Импорт низкоквалифицированной рабочей силы из беднейших, но богатых людскими резервами стран Третьего мира в Европу и США, где наблюдается демографический спад.

5. Непрерывное перемешивание «национальных реальностей». Мир обретает черты фрактальности: между любыми двумя его точками, относящимися к одному множеству (к одной экономике, к одной национальной культуре), всегда можно поместить третью, относящуюся к другому множеству (другой экономике, другой национальной культуре). Это связано с тем, что по «дороге глобализации» идут два встречных потока: вестернизация – внедрение западных паттернов (образцов жизни) на Юг и Восток, и ориентализация – внедрение в западную цивилизацию паттернов Востока и Юга.

6. Незападные ареалы человечества становятся объектами экономической глобализации; многие государства при этом теряют значительную часть своего суверенитета в особенности применительно к осуществлению экономической функции, являясь при этом «не более чем инструментами для продвижения глобального капитализма». На многих из них ложатся издержки экономической глобализации, которая приобретает асимметричный характер, когда богатство в невиданной степени концентрируется на одном полюсе, а бедность - на другом.

Экономика, таким образом, становится ведущей сферой глобализации, начиная с которой она неизбежно распространяется и на другие сферы жизни общества, вызывая далеко идущие социальные, социокультурные и политические изменения за пределами того очага, где они зарождаются.




И культурный обмен, в котором не­малую роль должна сыграть педагогика высшей и средней школы. Глава 2 Формы использования сетевых технологий в условиях глобализации образования Бурное развитие телекоммуникационных технологий, в частности сети Интернет, и мультимедиа в последние годы не только способствовало появлению повышенного интереса к использованию компьютеров в...





Функции философии. Она более не стремится дать универсальное знание о мире, включить в этот мир человека, а также имеющееся научное знание. Ее структура вообще не требует универсальности, системности и всеохватывающего характера. Соответственно, познавательная, методологическая и мировоззренческая функции философии утрачивают прежнее значение. В то же время возрастает значение критической функции...

О формировании в сознании искаженной картины мира, складывающейся в результате ряда целенаправленных воздействий. Цель - рассмотреть и проанализировать особенности современного процесса глобализации как этапа социальной эволюции. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучить глобализацию как социально-философскую проблему; исследовать социальный феномен глобализации как...

Общим объемом 4,6 п.л. Положения и результаты исследования апробированы при преподавании курсов политологии и политической социологии, спецкурсов «Российское государство как политический институт в условиях глобализации», «Теории политического развития и глобализации» на факультете философии и социальных технологий Волгоградского государственного университета. Диссертация обсуждена и рекомендована...

Аннотация. Автор полагает, что глобализационные процессы в современном мире приобретают кризисный характер: обострение не только экономических, но и цивилизационных противоречий приводит от «философии» объективной природы глобализации - к и политике глобализма.

Ключевые слова: глобализация, глобализм, политика.

Глобализационные процессы активизировались в конце ХХ века в связи с (само)ликвидацией СССР как одной из двух «сверхдержав», чье соперничество обеспечивало некий геополитический баланс в мире. Для англо-саксонской цивилизации как исторически «модельной», экономически прогрессивной и мощной открылась возможность обеспечить свое доминирование: сегодня она не только навязывает планете свое видение глобализационных процессов, но и старается их «перекодировать».

И в других «мирах» назревают поиски ее вариантов, более адекватных противоречиям современных реалий. Полагаю, сегодня можно говорить об определенном кризисе нынешнего этапа, состояния глобализации: страны и народы очень неохотно и болезненно расстаются со своей национальной уникальностью; не разрешается противоречие между развитыми и слаборазвитыми экономиками (даже в рамках - Евросоюза, не говоря уже о межцивилизационных проблемах - афро-азиатская миграция в Европу). Некоторые экономисты полагают, что классическая глобализация подходит к концу и на смену ей идет регионализация . Полагаю, это мнение дискуссионно, ибо смысл регионализации состоит не в поисках новой модели глобализации, а в том, чтобы, объединившись по регионам, вместе входить в глобализированный мир более конкурентоспособными. Скорее, это - адаптационная реакция на неустранимость глобальных вызовов, стремление минимизировать потери от глобализации, получить от нее свои выгоды. Как же оценивать эти тенденции? Само собой, Россия не может оставаться в стороне от них. «Либералы» полагают, что наши патриоты совсем не прочь выработать и реализовать некое «антиглобалистское», «антизападное» идейное движение, имманентная «герметичность» которого (по К.Попперу) непременно, приведет к деградации страны . Но так ли это?

Кратко проанализируем эти изыски. Разговоры о поисках национальной (не глобальной, но конкурентной!) идеи прекратились уже лет двадцать назад, в этом плане сейчас Россия ничего никому не предлагает, тем более - не навязывает. Поэтому нет смысла упрекать (кого?) в том, что в эпоху глобализации некая наша национальная идея может и должна соответствовать уровню и размаху идеи глобальной (иначе она не сможет конкурировать с ней), а она не соответствует. В развитие этого более тонким является упрек якобы в приверженности коварной установке: раз невозможно придумать такую идею, нужно какую-либо уже имеющуюся идею раздуть до размера большой, с которой можно выходить на мировую арену. Но такой российской идеи, после краха коммунистической, в наличии просто нет. Или наоборот: появляется основание для того, чтобы закрыть страну от проникновения чуждых веяний: в закрытом от врагов пространстве местная идея может казаться большой и великой; но к глобализации это не имеет отношения.

В обосновании своих позиций, либералы говорят, что противодействие глобализации не способствует прогрессу стран (классический пример - террористический исламский мир). Но относится ли это к России? Отнюдь, глобализация как общемировая идея должна быть близка ей, так как именно русская мысль в ХIХ веке ставила вопрос о «всеединстве» человечества. И если бы Россия заняла (вакантное) место идеолога такого, «неэкономической» глобализации, то, кроме немалых политических дивидендов, она могла бы претендовать еще и на идеологию «постглобализма». В качестве таковой либералы «подсовывают» патриотам идею «соборности». Но эта идея носит абстрактный религиозно-философский характер, представляет, по сути дела, комплекс морально-этических норм, осуждающих стремление отдельной личности противопоставить себя обществу. Современная же глобализация имеет четкие политические, экономические и социальные тренды; это отличает ее русской соборности в любом ее понимании. Нужно подчеркнуть - поиски (спекулятивные или нет - не важно) альтернативы глобализации как таковой перспективы не обнаруживают, какие бы проблемы она ни рождала. Полагаю - дело не в отказе от глобализации, а в необходимости ее модернизации. Современный (западный) вариант Россию не устраивает (как, по сути, «колониальный»), равно как и либеральная критика попыток «оптимизироваться» в глобальном кризисном мире, которые они воспринимают как курс на самоизоляцию, как попытку создания собственного «мини-имперского» мирка, в котором его властители будут защищены от «ветров глобализации», необходимости жить по общим законам и получат все возможности для произвола (суверенитета?). Как же реагировать на эту ситуацию? Во-первых, полагаю, тут полезны идеи Ф.Листа.

Великий немецкий ученый еще в 1841 году («Национальная система политической экономии») просто и незатейливо дает рецепт жизни в условиях действия противоречивых тенденций взаимодействия развитых и уступающих им стран, что так актуально для глобализации. Ф.Лист утверждает, что взаимовыгодное сотрудничество возможно только между странами, находящимися на одном уровне социально- экономического и духовного развития. До тех пор, пока это равенство не достигнуто, «открываться» - нельзя, нужен, как он говорит, «воспитательный протекционизм» для необходимого подъема экономики во избежание негативных последствий неравенства. (Как тут не вспомнить о настойчивом стремлении России вступить в ВТО!) Великий немец бесхитростно заявляет: «Мировое объединение, имеющее источником преобладание политической силы и преобладание одной нации, следовательно, ведущее к подчиненности и зависимости другой национальности, - имело бы, напротив, следствием гибель всякой национальной самобытности…» . Во избежание этого необходимы и такие, сравнительно «частные» условия, как обязательность независимой, экономической жизни и приоритета потребностей внутреннего рынка над внешней торговлей, что необходимо для экономического развития страны.

Но мы делаем все наоборот! Почему – вопрос риторический… Конечно, со времен Ф.Листа положение в мировой экономической системе сильно изменилось, но изменилось именно в том направлении, которое указал немецкий специалист. В этом плане представляют интерес и рассуждения об отношениях «глобального сверхобщества» (западного мира, возглавляемого США) и прочего человечества известного советского философа, социолога и политолога А. А. Зиновьева. Он справедливо подчеркивает, что главная цель этого общества – господство над остальными странами. Проводимая им вестернизация реально направлена на доведение намеченных жертв (стран, чувствительных к некритическому заимствованию навязываемых им Западом моделям общественной жизни) до такого состояния, чтобы они потеряли способность к самостоятельному существованию, имеет целью сделать их придатком, донором. Запад может оказывать экономическую помощь «реформируемой» стране, но лишь в той мере, в какой это способствует потере ее экономической самостоятельности и безопасности . В свете «глобального сверхобщества» требует глубокого осмысления концепция зон зависимого, периферийного развития как органического атрибута современного мирового рынка и места России в этой зональной сфере как регионального объекта влияния. Все эти рассуждения, полагаю, имеют право на обсуждение. Но есть и вторая проблема: является ли глобализация идеологией политики современного Запада?

Собственно идеология - это система теоретических представлений об общественной жизни, которая специально разрабатывается не столько для объяснения, сколько, главное,- для исторической реализации как проекта, господства своей социальной группы (в нашем случае - группы стран). Очевидно, классическая глобализация - не идеология, (ибо не отвечает этим критериям), а есть объективное распространение (разной степени добровольности) образа жизни, являющегося предпочтительным для людей разных культурно- цивилизационных систем с середины ХХ века, когда страны начали жадно впитывать образ жизни, выражаемый ценностями «западнизма», (который, строго говоря, идеологией не является по своей сути, хотя и имеет теоретическое описание: Ф.Хайек, Э.Фромм, К.Поппер, Ф.Фукуяма, А.Зиновьев, и др.). Но, повторюсь, они описывали западный образ жизни, а не прописывали его как проект для реализации во всем мире. Но за прошедшие после публикации этих идей время поведении Запада качественно изменилось! Поэтому модернизация глобализации фактически состоит в ее трансформации в идеологию глобализма: цивилизационный вызов, брошенный России Западом все более выступает именно как политический проект управления мировыми, и не только экономическими процессами (К.Калхун). Полагаю: философия глобализации превратилась в идеологию глобализма как проекта мирового господства Запада!.

Но такая «модернизация глобализации» нас, естественно, не устраивает, хотя Россия традиционно - общество идеократическое. В силу этой особенности мы опять пытаемся искать свою «инойность», и дело это, полагаю, имеет основания: сейчас в России ситуация не просто экономически кризисная, но исторически уникальная - нам брошен цивилизационный вызов, ответ на который пока не найден . Поэтому нам нужна альтернативная глобализационная идеология, отвечающая национальным интересам России. Какова эта идеология - сказать трудно, ее поиск - задача междисциплинарных исследований всех обществоведов.

Возможно, следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что негативные проявления глобализации дали старт «реакционным» процессам глокализации, в ходе которой проявляется стремление так встроиться в глобализованный мир, чтобы получать все преимущества от глобализационных процессов, но при этом не терять культурную идентичность. Это означает более «индивидуальный», нежели упомянутая регионализация, сценарий глобализации. Как вариант глобализации, глокализация проявляется в способности основных, глобальных тенденций, прежде всего - в сфере производства и потребления универсальных «культтоваров» - обрести местные формы, подстроиться к локальным национально- этническим рынкам.

В России эти процессы приобрели новую постановку в связи с текущим кризисом, западными санкциями. Вместе с тем, искомая идеология противодействия глобализму, во-первых, не должна иметь ничего общего с идеологией национальной исключительности, изоляционизма; во-вторых, она, скорее всего, может быть отечественным вариантом глокализации; в-третьих, эта идеология, прежде всего, должна быть направлена на выработку национально-ориентированной экономической политики как ответа на цивилизационный вызов Запада.

Список литературы:

1. Шишков Ю.С. Регионализация и глобализация мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №8. С. 38-50.

2. Гурвич В.М. Идеологии и утопии: вчера, сегодня, завтра. Россия в контексте глобализации. Или уже против глобализации? / Независимая газета. 27 августа. 2014.

3. Лист Ф. Национальная система политической экономии. М.: Европа, 2005. 236 с.

4. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000. 379 с. 5. Королев В.К. Вызов кризиса и кризис ответа // Философия хозяйства. 2015. №1. С. 21-28.

Королев Владимир Константинович, доктор философских наук, профессор, Южный федеральный университет,

Ключевые слова: экзуция, киберпространство, аддикция, трансформация, кардерство, фрикинг, кракерство.

В настоящее время происходят существенные сдвиги в формировании информационной профессиональной культуры специалиста.

Одно из научных направлений на современном этапе развития общества - широкое использование компьютерных и информационных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому актуальной задачей современного информационного общества является модернизация образования, что предполагает внедрение новой информационной, профессиональной культуры будущего специалиста.

Реалии сегодняшнего дня говорят о том, что сознание молодого поколения уже погружено в пространство глобальных компьютерных сетей: Интернет, многочисленные WWW сервисы, многочисленные информационные и коммуникативные технологии, что представляет собой потенциал позитивного развития психологических свойств и качеств молодого человека.

Как показывает мировой и отечественный опыт, информационные технологии оказывают существенное воздействие на формирование психических процессов в деятельности человека.

В своей статье мы ставим задачу проанализировать психологию компьютеризации, иначе говоря, показать особенности преобразования психических процессов и функций под влиянием компьютеризации.

Сегодня развитие компьютеризации наряду с многочисленными позитивными результатами вызывает и потенциально негативные изменения в психологии личности, особенно среди подростков и детей.

С психологической точки зрения, при взаимодействии человека с компьютерными и информационными технологиями происходит трансформация не только отдельных действий, но и человеческой деятельности в целом. Так, Л.С. Выготский, говоря о трансформации и усложнении строения высших психических функций в процессе освоения и применения новых информационных технологий, отмечает их существенную роль в преобразовании деятельности человека .

Ряд ученых (Ю.А. Шрейдер 1976, Н.Н. Елистратова, 2007) даже ставят вопрос о социальной ответственности создателей программного обеспечения для компьютеров за последствия их применение.

Следует дифференцировать позитивное и негативное влияние информационных технологий на психическую деятельность. Информатизация профессиональной деятельности оказывает негативное влияние и на некомпьютеризированные виды деятельности, а также на личность человека в целом. И поэтому, на наш взгляд, психологическое воздействие информационных технологий на человека должно стать предметом тщательного анализа.

Рассмотрим некоторые негативные аспекты психологического последствия применения информационных технологий:

Зоны психологических последствий информатизации. По нашему мнению, зонами психологических последствий информатизации могут быть взаимодействия с информационными технологиями: учебная, трудовая, игровая и другие формы деятельности. Сюда же мы можем отнести консультирование пользователей с экспертами в области ИТ. Опосредствованные зоны психологических последствий информатизации - это посетители специальных аттракционов (связанных с виртуальной реальностью), владельцы кредитных карточек, получатели электронных сообщений, зрители анимационных фильмов и др.

Опосредствованное взаимодействия с ИТ происходит очень сложно, а именно: возникает попытка общения с компьютером как с партнером, или «компьютероподобное общение» (Ю.Д. Бабаева, 1998), что есть имитация личностного общения с пользователями, также оказывающее негативное психологическое действие на пользователя.

Наиболее яркими и во многим негативными примерами изменения личности под влиянием ИТ являются компьютерная игровая наркомания и так называемое хакерство.

Еще одним психологическим последствием информатизации может быть экзуция (от лат. Exutio –

исключение, изъятие, истребление). Таковыми являются данные о постепенном угасании вычислительных навыков (устного счета, складывания, умножения, извлечения корней, возведения в степень и др.), то есть математических навыков, способов научного познания, что вытесняет у обучающихся самостоятельную выработку новых знаний. Иначе говоря, вырабатываются у обучающегося негативные способы познания: преобладание психотехники «благодаря ИТ», воспитание технократа, сужение мыслительной деятельности пользователей ИТ.

Информационные технологии позволяют реализовать социально значимые способы расширения опыта знаний, различные творческие идеи, познавательные потребности, творческие способности. Вместе с тем, возникает в этих условиях возможность ухода особенно детей и подростков от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир «компьютерных груз и в киберпространстве» в виртуальную реальность, то есть возникает реальная угроза развития детского аутизма (от латинского слова autos - «сам», погружение в себя). Как показывает опыт, часто к аутизации приводят компьютерные или электронные игры, хотя некоторые разработанные программные средства могут выступать и как эффективное средство для терапии психических заболеваний, а также современные ИТ могут компенсировать недостаток социальных контактов у людей с поражениями органов движения.

Такие негативные преобразования происходят на глобальном уровне как под влиянием позитивных, так и негативных последствий информационных технологий.

Поэтому считаем необходимым проанализировать некоторые психологические характеристики потенциально негативных последствий информационных технологий, которые вызывают особую тревогу:

1. Агрессивность. Агрессивность сюжетов многих игр вполне очевидна даже неспециалисту. Это же относится ко многим сюжетам телепередач и данный факт также вызывает осуждение и немалое количество возражений. Более того, сюжеты многих предназначенных для детей книг или видеофильмов (включая даже сказки) содержат элементы агрессивности. Так что сама по себе агрессивность, насколько известно специалистам, не может быть полностью устранена особенно из детского и подросткового сознания. Однако компьютерные игры, вполне вероятно, обладают определенной спецификой: в отличие от чтения книги или просматривания неинтерактивного фильма, игроки непосредственно заняты агрессивными действиями, включая убийства других игроков, мобов и т.п. Более того, визуальная картина игровых ситуаций (в том числе агрессивных) становится все более четкой и приближенной к реальности.

Тут уместно высказать следующее допущение. Среди заядлых посетителей компьютерных клубов, в особенности игроков, наверняка встречаются т.н. проблематичные дети и подростки: не нашедшие места среди сверстников, по каким-то причинам "нелюбимые" дети, растущие в сложной семейной обстановке, а кроме того, вполне вероятно, характеризующиеся отставанием психического развития, акцентуациями характера и т.п. Эти дети и подростки, вне всякого сомнения, нуждаются в психологической помощи. Отлучение их от излюбленных ими игр не принесет пользы: нанесет психологическую травму, усугубит неприкаянность и может толкнуть их на необдуманные антиобщественные поступки. Много больше пользы принесла бы организация психологической службы для работы с проблемными детьми и подростками в местах их стихийного скопления, в том числе в компьютерных клубах. Другое предложение состоит в организации систематических психолого-педагогических исследований активности детей и подростков, связанной с применением компьютеров и Интернета.

2. Интернет-аддикции, или зависимости от компьютеров и Интернета, могут быть подвержены и взрослые, и дети. Под зависимостью чаще всего понимают следующий комплекс действий:

Неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем более прекратить работу.

Стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы; готовность тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги.

Способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой.

Нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких и начальства; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете.

Вышеназванные действия действительно часто встречаются у пользователей Интернета.

Терминологически под зависимостью понимается весьма ограниченный набор зависимостей, или аддикций наркотического типа: от табака, алкоголя, наркотиков, а также от азартных игр; имеются и некоторые менее распространенные виды аддикций. В настоящее время предпринимаются все более активные попытки расширить понимание зависимостей за счет разнообразных видов поведения (типа Интернет-аддикции).

Потенциально подверженным Интернет-аддикции людям ("аддиктам") необходима психологическая помощь. Психологическая помощь может быть оказана специалистом общего профиля - или же может быть организована специализированная служба психологической помощи компьютерным "фанатам", или "аддиктам".

3. Хакерство во всем мире считается у молодежи модным стилем поведения, популярность соответствующих стилей поведения и специализированных программ (для "кряка") возрастает. Для популярности хакерства/кардерства/фрикинга/кракерства и т.п. имеется множество объяснений. Следует сказать о профессиональных хакерах-преступниках (занимающихся хищением денежных средств, систематическим приобретением товаров по чужим электронным платежным документам, промышленным шпионажем и т.д.) и о хакерах-любителях (пытающихся заниматься всем тем же плюс составление вирусов и др.) .

Хакеры-профессионалы (т.е. несомненные преступники) неплохо разбираются в юридических последствиях своих поступков и сознательно выбрали данный стиль поведения. На наш взгляд, следует говорить не о борьбе, а о воспитании любителей-хакеров.

Психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа. Компетентное применение ИТ должно стать предметом профессиональной подготовки специалистов компьютеризованной деятельности, так как в условиях перехода к информационному обществу основной задачей является формирование будущего специалиста, обладающего не только профессиональной компетентностью, но и способного творчески профессионально существовать и взаимодействовать в пространстве постоянно обновляющихся информационных потоков.

Статья посвящена анализу негативного влияния информационных технологий на психологию личности. Resume.

This article analyzes the negative impact of information technology on the psychology of personality.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991 г. 480 с.

2. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // НТИ. Сер.1. Информационные процессы и системы. – 1976. - №1.с.19-27.

3. Елистратова Н.Н. Педагогические условия формирования информационной культуры в образовательном процессе высшего учебного заведения // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 1. Педагогика. 2007. - №1. - с.73-75.

4. Ю.Д. Бабаева, Психологические последствия информатизации/ «Психологический журнал", Э 1, 1998, с.88-100.

5. Аверьянова Т.А. Развитие информационной деятельности студентов: Методическое пособие для преподавателей высших учебных заведений. Магнитогорск: МаГУ, 2006. - с.6.