Общение как обмен информацией. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона) Мысленный обмен информацией

Виды общения по средствам:
1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Виды общения по целям:
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Виды общения по опосредованности:
1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:
1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

В зависимости от участников общения называют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение.

В , первичном коллективе человек общается с каждым человеком. По ходу такого парного общения устанавливаются как личные, так и групповые задачи и цели. Знание общностей о содержании общения или наличии третьего в момент общения двух лиц между собой изменяют картину общения.

Лично-групповое общение более выражено проявляется между начальником и группой или коллективом.

Межгрупповое общение означает контакт двух общностей. К примеру командные баталии в спорте. задачи и цели межгруппового общения коллективов могут часто совпадать (общение обладает мирным характером), а могут и разниться ( общение). Межгрупповое общение - отнюдь не безликое аморфное воздействие. В этом общении каждая личность своеобразный носитель коллективной задачи, отстаивает ее, руководствуется ею.

Общение также различается на опосредстванное и непосредственное. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.

Опосредованное - коммуникация, в которую присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).
Временной интервал общения, оказывает большое влияние на его характеристику. Оно является неким катализатором способов и смыслового содержания общения. Узнать детально человека за маленький срок, естественно, нельзя, но попытка узнать особенности личности и характера существует постоянно. Длительное общение - не только путь к взаимному пониманию, но и дорогу к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку психологической совместимости, либо конфронтации.

Также разделяется на законченное и незаконченное. Законченным общением может считаться такой вид общения, который одинаково расценивается участниками. При этом оценка общения фиксирует не только субъективную значимость итоговых результатов общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а сам факт законченности, исчерпанности.

По ходу незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не исчерпанным, не результатным, который преследовала каждая из сторон. Незавершенность общения может быть вызвана объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины - разъединение людей в пространстве, запреты, нехватка средств общения и другие. Субъективные - взаимное или одностороннее отсутствие желания продолжать общение, осознание необходимости его остановки и другие.

Человек - социальное существо. Большое значение в межличностных отношениях имеет общение как способ передачи информации и понимания друг друга. Наука делит общение на две группы:

  • Вербальное.
  • Невербальное.

Первая группа - это речь. Человек пользуется своим голосом не только для проговаривания слов. Тоном, громкостью, высотой можно передать различные эмоции и обычно мы отлично понимаем, в каком состоянии находится человек. В русском языке есть множество слов, которые пишутся одинаково, но означают совершенно разные понятия. Ударение и контекст в предложении помогают нам понять, о чем идет речь.

Вторая группа - мимика, жесты и направление взгляда. Мышцы лица довольно сложно контролировать без определенного обучения. Мы прекрасно определяем, когда человек печальный, злой, радостный или испытывает отвращение. О многом говорят и жесты. Их можно научиться контролировать в процессе тренировки, но микродвижения для опытного наблюдателя могут многое сказать об истинном состоянии или намерениях оппонента. Еще сложнее контролировать движения глаз, особенно когда человек пытается говорить неправду.

Также речь делится на монолог и диалог. В первом случае происходит односторонняя передача информации, во втором - участники попеременно обмениваются данными, высказывают свои мнения.

Как происходит обмен информацией в процессе общения.

В общении есть две стороны: кодирование и декодирование. То есть первый передает информацию с использованием некого кода, понятного для оппонента, второй должен расшифровать, что ему передают. Успех понимания зависит от того, насколько похожие и правильные схемы передачи сообщения используются.

Язык возник тогда, когда у первобытного человека возникла необходимость понимать друг друга и передавать некие знаки, сигнализирующие об опасности и желаниях. По-видимому, вначале это были простые звуки и слоги, а также жесты и мимика. Вероятно, первыми словами были звуки, обозначающие действия и направления, а уже потом появились названия предметов и имена.

Значение общения

Общение как обмен информацией – это возможность не только передать другому человеку мысль и понять, что передали тебе, но и способ накопления и передачи знаний для последующих поколений. Когда не было письменности, знания передавались в устном виде. Правильность и точность передачи зависела от памяти и того насколько реципиент (то есть принимающий) правильно принял и понял поданную ему информацию.

Современное общение

С развитием интернета появился новый и более быстрый способ передачи информации на большие расстояния. Но в интернете присутствует и сложность понимания, то есть декодирования. Когда мы общаемся с человеком лично, мы наблюдаем эмоции, жесты и движения глаз. В сети мы видим только слова и сопутствующие знаки препинания и специальные символы, предназначенные для передачи эмоций. Однако для каждого человека эти символы могут иметь разное значение, вследствие чего иногда возникает нечеткое понимание полученной информации.

Уровни общения

В зависимости от целей и близости собеседника выделяются несколько основных уровней.

  1. Примитивный. В этом случае человек не настроен на контакт, его не волнует, как его воспринимают окружающие. Словарный запас часто скудный, речь грубая. Один из примеров - человек под действием алкоголя.
  2. Манипулятивный. Цель - добиться от собеседника желаемых действий. Используются различные приемы воздействия и давления. Сейчас получили распространение методы НЛП. Некоторые люди от природы манипуляторы, другие специально обучаются приемам, например, менеджеры по продажи.
  3. Деловой. В этом случае используется определенная дистанция, разговоры, направленные на решение определенных вопросов. Принято вежливо обращаться к собеседнику, учитывать его взгляды, возраст, пожелания.
  4. Духовный. На этом уровне люди открывают друг другу свои самые сокровенные секреты. Он приемлем только с очень близкими людьми. Речь неспешная, описывающая свои мысли и поступки.
  5. Маски. В разных ситуациях люди вынуждены надевать «маски». На работе мы одни, дома другие, с друзьями третьи. В определенных ситуациях для достижения успеха требуется перейти на уровень собеседника, для этого речь приобретает определенный оттенок и используются слова, характерные для конкретной социальной группы.
  6. Игровой. Неформальная форма, флирт, отсутствие серьезности. Обычно происходит между друзьями или близкими людьми.

Таким образом, общение как обмен информацией - это способы, помогающие правильно передавать и принимать символы от одного человека к другому или группе людей.

Общение как обмен информацией кратко.

Коммуникация (в узком смысле слова) - в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями и др. Коммуникация понимается как процесс обмена информацией. В условиях человеческого общения информация не только передается, но формируется, уточняется, развивается.

Специфика обмена информацией между двумя людьми:

Мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности .

- посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, «знак» изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось это влияние.

- коммуникатор и реципиент должны обладать единой или сходной системой кодификации идекодификации: знаки и закрепленные за ними значения должны быть известны обоим. Помимо лексической и синтксической системы важно, чтобы было одинаковое понимание ситуации общения.

- возникновение коммуникативных барьеров . Социальные различия – принадлежность партнеров к разным социальным группам, к культурам. Психологические – индивидуальные психологические особенности общающихся

Информация исходящая от коммуникатора может быть двух типов: побудительная (совет, приказ, просьба предполагает изменение поведения) и констатирующая (сообщение).

Различают вербальную и невербальную коммуникации. Вербальная коммуникация – использует в качестве знаковой системы звуковой язык (лексика и синтаксис). Очень важна обратная связь: безоценочная (что-то переспрашивается), оценочная (позитивная или негативная).

Невербальная коммуникация – обмен информацией между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и интерпретация в данной ситуации.

Особенности невербальной коммуникации:

Ситуативность – обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас» в рамках конкретной ситуации с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие.

Синтетичность – экспрессивное сообщение трудно разложить на отдельные единицы

Непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий – даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, у большинства непременно заявят о себе ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».

Средства общения делят на вербальные (речь) и невербальные.

Невербальныйвид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции :


- дополнение речи,

- замещение речи,

- репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику .

Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Так, например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы - 80, французы - 20, мексиканцы - 180).

Поза - определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Анализировать позу трудно, так как перечисление отдельных элементов мало что дает для ее понимания. Наблюдатель улавливает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и делает вывод о ее естественности или неестественности, состоянии человека, его отношении к окружающим.

Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы:

· открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо; эта поза собеседника способна облегчить контакт, «оживить» общение, продемонстрировать симпатию к партнеру;

· закрытая поза характеризуется «отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц.

Отношения антипатии представлены также в некоторых элементах позы; например «руки в боки», «руки скрещены на груди»; кроме того, угол наклона туловища всегда меньше при демонстрации симпатии, чем антипатии.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность . Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Существуют оптимальные «зоны» для различных видов общения, меняющиеся от одной культуры к другой. В частности, выделяются интимная, личная, социальная и публичная дистанции.

1. Интимная дистанция. Она (как и все другие) имеет два интервала: «близкий» и «далекий». Близкий интервал - непосредственный контакт; далекий - расстояние от 15 до 45 см.

2. Личная дистанция. Близкий интервал: 45-75 см, далекий: 75-120 см. То, как близко стоят друг к другу люди, сигнализирует об их отношениях, или о том, что они чувствуют друг к другу. Жена может спокойно стоять внутри близкой личной зоны своего мужа. Для другой женщины находиться в ней - совершенно другое дело.

Но личная дистанция не одинакова и для людей, воспитанных в сходных условиях. Так, поближе к партнеру стремятся находиться дети и старики; подростки и люди среднего возраста предпочитают отдаленное расстояние. Немаловажную роль при регуляции личной дистанции играют пол и рост собеседников. Чем выше мужчина, тем более он стремится приблизиться к собеседнику, и, наоборот, чем меньше его рост, тем на большем расстоянии он предпочитает держаться. У женщин же наблюдается противоположная зависимость. Объяснением этому служит то, что в обществе сложилась обыкновенная «культурная норма» - мужчина должен быть крупным, а женщина, напротив, миниатюрной.

3. Социальная дистанция. Близкий интервал: 120-210 см. Люди, работающие вместе, стремятся использовать близкую социальную дистанцию. Далекий интервал - от 210 до 350 см.

С социальной дистанцией мы имеем дело главным образом в сфере деловых отношений.

4. Публичная дистанция. Близкий интервал: 350-750 см. Далекий интервал: более 750 см. Это как раз то расстояние, на котором обычно находятся докладчики от своих слушателей

Существенное влияние на характер и продуктивность общение оказывает расположение его участников за столом . На создание психологической атмосферы делового общения существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы равноправных партнеров. Прямоугольные столы часто используются для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации.

Круглый (или овальный) стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности, и за ним лучше всего проводить беседы людям одинакового социального статуса.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это «контакт глаз» , имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия - движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников.

Общение – это активный процесс, который предполагает облечение мыслей в удобную для понимания форму и их прием и передачу в виде сообщений.

Зародившаяся мысль может так и остаться в вашей голове навсегда. Прекрасно, если вас это устраивает. Но если мысль нужно высказать, она должна быть облечена в такую форму, которая позволит другому человеку однозначно ее понять. Никто не в состоянии залезть в ваш мозг и просмотреть его, как утреннюю газету, чтобы извлечь оттуда парочку идей.

Поскольку общение – процесс двунаправленный, нужно помнить, что обмен информацией имеет две составляющие:

Кодирование сообщения отправителем (говорящим) – облечение мысли, которую вы хотите высказать, в слова;

Декодирование сообщения получателем (слушателем) – интерпретация слов и извлечение из них смысла.

Общаясь, вы принимаете и передаете данные одновременно. Мозг способен обрабатывать информацию в четыре раза быстрее, чем требуется времени для восприятия ее на слух, поэтому остается достаточно много времени для подготовки соответствующего отклика. Передав информацию, вы можете сделать вывод о том, насколько правильно вас поняли, только после реакции получателя на ваше сообщение.

Передача информации

Независимо от того, какую информацию вы передаете, процесс должен быть управляемым и понятным. Общаясь, вы неизбежно сталкиваетесь с двумя вещами: во-первых, передаете информацию, а во-вторых, что гораздо важнее, устанавливаете контакт с теми, кому предназначено сообщение, создавая о себе хорошее впечатление.

Поскольку уровень сложности сообщения может варьироваться от констатации незначительного факта до пояснения замысловатого понятия, от способа выражения мысли зависит, насколько правильно ее поймут. Это значит, что вам придется:

мысленно выстроить план изложения , то есть собрать воедино все факты и идеи и расположить главные из них в логической последовательности;

передать информацию , то есть подобрать для иллюстрации своей идеи нужные слова и образы, чтобы сообщение было понятным и соответствовало ситуации общения.

Как добиться стройности изложения

Этот процесс требует сосредоточенности. Надо спланировать высказывание и подобрать данные, которые помогут выразить мысль как можно точнее.

Как точно и ясно выразить свою мысль

Передавая информацию, мы не только подбираем данные для высказывания, но и кодируем их, чтобы высказывание было точным и понятным.

Решая, что сказать, вы всегда принимаете во внимание, в каких вы отношениях с получателями сообщения или каких отношений с ними хотели бы добиться. Если вы понимаете, чем ваше сообщение может быть интересно слушателю, сформулировать мысль намного проще.

Форма выражения мысли важна не менее ее содержания. Слова способны вызывать определенные образы, звуки и чувства. Они могут разозлить и обрадовать, огорчить и развеселить. Подбирать их следует так, чтобы они выражали именно то, что вы хотите, и были правильно поняты получателем. Информация, которая передается в процессе общения, может служить самым разным целям, поэтому, если вы хотите, чтобы ее правильно поняли, формулируйте мысль корректно. Приведем несколько примеров.

Констатация факта. Вам продают некий товар. «Он дешевый и к тому же синего цвета», – говорит продавец. Конечно, он имеет в виду, что это достаточно низкая цена для такой замечательной вещи, а синий действует успокаивающе. Но пока он этого не скажет, покупатель не задумается о том, что нужно пересмотреть свое негативное отношение к синему цвету.

Высказывание мнения. Заявление о том, что «Арсенал» выиграет кубок» может быть воспринято как констатация факта или заслуживающее доверия предсказание. На самом деле это всего лишь частное мнение, основанное на субъективной убежденности говорящего в том, что «Арсенал» – лучшая команда в мире. Такое высказывание может лишить слушателя возможности иметь собственную точку зрения.

Выражение чувств. Можно сказать человеку «Пойдет!» или «Хорошо», (подразумевая «Вы прекрасно справились с работой»), но такая форма одобрения не выразит в полной мере вашу благодарность и положительную оценку. У слушателя может возникнуть ощущение, что он недостаточно постарался.

Высказывание оценки. Фраза «Деньги не имеют для меня никакого значения» может, конечно, означать, что высокой зарплате вы предпочитаете работу в свое удовольствие. Однако слушатели могут воспринять это как сообщение о том, что вы очень богаты и совершенно не нуждаетесь в деньгах.

Упование на то, что слушатели поймут вас с полуслова, приводит к непониманию. Нельзя ожидать от окружающих, что они обязательно догадаются, что вы хотите сказать. Читать мысли невозможно, и, если вы не выражаете их четко и ясно, вас не поймут.

Иногда приходится повторять сообщение, прежде чем получатель правильно его расшифрует. Если вы видите, что выбранные слова не способны передать слушателю ваши мысли, подберите другие, и в случае необходимости, делайте это до тех пор, пока сообщение не будет понято адекватно.

Слова и выражения воспринимаются разными людьми по-разному. Чтобы подобрать нужную именно в данный момент фразу, надо обязательно помнить об этом факте. К тому же это лучший способ создать у собеседника ощущение, что вы способны понять друг друга.

Как правильно пользоваться словами

Словарный состав языка – это фильтр, через который мы пропускаем свои знания и опыт. Многие слова могут иметь несколько значений в зависимости от контекста, в котором они употребляются. Возьмем для примера слово «форма». Оно может означать «внешнее очертание», «вид, тип», «установленный образец», «приспособление для придания чему-либо определенных очертаний», «форменная одежда», «документ стандартного образца».

У каждого из нас имеется множество идей и мыслей, которые требуют выражения в речи – от элементарной констатации факта («Небо голубое») до сложных понятий («Я мыслю, значит, я существую»). Но даже люди, говорящие на одном языке, сталкиваются с тем, что использование слов далеко от единообразия. Значение, которое вкладывается в то или иное слово, не всегда совпадает с его словарным толкованием, а часто зависит от индивидуальной манеры употребления. Со словами люди могут поступать по-разному:

Придумывать новые;

Выносить за пределы семейного или дружеского круга принятые в нем слова и выражения;

Заимствовать устойчивые сочетания или отдельные слова у окружающих;

Использовать малоупотребительные слова или слова высокого стиля для создания определенного впечатления, например, говорить «вследствие этого» вместо «поэтому»;

Пользоваться жаргоном.

Независимо от уровня сложности мысли, вложенной в сообщение, вы обязательно получаете оценку слушателя. Использование общепринятой лексики в соответствии с нормами грамматики повышает вероятность того, что ваши слова правильно истолкуют.

Как проиллюстрировать свое сообщение

Некоторые сообщения достаточно сложны, и их трудно выразить с помощью одних только слов. Иногда передать мысль точнее помогает схема.

Правду говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Истории известно немало случаев, когда важнейшие мысли записывались на салфетке, грифельной доске или на обратной стороне конверта. Если изображение или подробное описание могут помочь слушателю понять или запомнить ваше сообщение, обязательно используйте их.

Мысленный обмен - это вам не обмен информацией голосовой речью, когда на описание даже самой простой вещи требуется определенное количество время. Когда общаешься мыслями, то таких временных затрат не происходит, в твоем сознание тотчас же возникает понимание всего того, что хотел тебе рассказать или внушить твой собеседник. Выгоду, от такого обмена получают все стороны, принимающие участие в таком мысленном обмене, они имеют даже некоторую экономию времени. В мысленном обмене не бывает ошибок при понимании определенной ситуации, в описании какого-либо предмета или в понимании какой-либо из сторон этого самого описания. Все происходит мгновенно, как только стороны начинают понимать мысли других людей. Они становятся полностью взаимосвязанными друг с другом существами.

Поэтому, когда я с Дубом перешел на мысленный обмен речью, телепатию, то время у нас закрутилось, завертелось и быстро полетело. Мне даже не пришлось своему только что обретенному союзнику объяснять те цели и задачи, которые стояли передо мной! Дуб мгновенно все узнал, понял и одобрил, он тут же согласился во всем мне помогать. Одним только этим взаимопониманием мне удалось решить серьезную проблему, связанную с проблемой моего проникновения на строительную площадку через строжайше охраняемый периметр вьедской стройки.

Легким дуновением ветерка Дуб показал мне направление, в котором мне следовало бы двигаться, чтобы выйти к первому же дереву гиганту, через посредство которого я мог бы проникнуть в подземелье этого участка Северного леса. Для упрощения я решил эти деревья в дальнейшем называть «дубами», так же, как подобные деревья в свое время называли на матушке Земле! Затем я в глубокой задумчивости прошагал по лесу минуты две или три, в течение которых Дуб из моей памяти черпал информацию о человечестве, о космосе, о гуманоидах, о звездных войнах и о вьедах рептилиях. Честно говоря, в тот момент я чувствовал себя весьма значимым человеком, так как сейчас через меня проходила информация, связывавшая человечество с цивилизацией, которая пока еще была нам известна, эта цивилизация была не гуманоидной.

Вскоре я стоял перед дубом, не зная, что же мне следует дальше делать! Дуб же мой новый друг, похоже, слишком увлекся знакомством с новой расой. Он все еще продолжал черпать из меня информацию и, отключившись от реальности, на время забыл даже о моем существовании. Но только я начал формировать мыслеобразы, обращенные к нему, как в моей голове возник теперь уже узнаваемый голос?! Этот знакомый голос мне советовал:

Не бойся, подойти к этому дереву ближе. Обе ладони возложи на его ствол и прошепчи следующие слова: «Люди и дубы едины! Позволь мне воспользоваться твоим лабиринтом»!

Дубу так и не пришлось во второй раз мне объяснять, что же именно я должен дальше делать. Как только этому дубу я нашептал пароль, то в один миг все вокруг меня потемнело. Следующее, что я осознал, так это самого себя, стоявшего в каком-то подземелье. Сначала там была сплошная темнота, но через мгновение вокруг меня начали подсвечивать какие-то гнилушки. Мрак в лабиринте частично рассеялся. Он настолько рассеялся, чтобы я с трудом, но все же мог ориентироваться в этом подземелье. По крайней мере, я видел другие ходы, которые приходили в это помещение, или уходили из него! К тому же я чувствовал, что в этом подземелье мне никто и ничто не угрожает. Я передохнул несколько раз, пытаясь, свои глаза подстроить под эту мглу!

Не стоит тебе торопиться с этим делом, Ник! - Тут же в моей голове послышался голос Дуба. - Со временем, когда ты станешь одним из нас, то в любом подземелье ты начнешь ориентировать также безошибочно, как и мы сами! Сегодня же я буду повсюду тебя сопровождать и направлять. Так что не бойся, когда вдруг почувствуешь, что твое тело, независимо от твоего сознания, желает согнуться в три погибели, чтобы пролезть в очередной лабиринт. Просто следуй тому, что требует твое тело, сгибайся и немедленно переходи в очередной лаз! А теперь, ты готов, тронуться в путь, Ник?

Да, уважаемый Дуб, я готов хоть сейчас отправляться в дорогу по лабиринтам подземелий великого Северного леса!

Ну, что ж, тогда давай, трогайся!

В этот момент какая-то сила повлекла меня за собой в один из проходов! Ноги шагали, но явственно ощущал, что это был не я, кто определял направление моего движения! Я довольно-таки быстро передвигался по лабиринту, правда, в некоторых местах я почему-то замедлял свой шаг или склонялся к полу, но опять-таки своими глазами я не видел того, почему был должен этого сделать! Пару раз мне пришлось нагибаться в поясе, словно я пробирался через какой-то узкий лаз!

Все это время Дуб тихонечко мне нашептывал:

Ник, разреши этой ночью мне поспать вместе с тобой в вашем партизанской штабе? Информация, хранящаяся в твоей голове настолько интересна и захватывающая, что я не могу от нее оторваться, а ее еще так много осталось на полках твоей памяти. За ночь всю и не перезапишешь!

В принципе, я не возражаю! Но как ты исполнение этой работы сам себе представляешь? Как мы сможем на практике организовать перекачку информации?! Я полагаю, что все это время ты будешь оставаться таким же, как и сейчас, бесплотным духом? Если мои товарищи тебя не увидят, то у них и не возникнет вопросов по отношению нашей мужской любви?!

Я так и не услышал ответа на этот вопрос, хотел идти дальше. Но в этот момент мой организм, словно загипнотизировали, я не мог и шага дальше сделать! Сейчас я не мог и пальцем шевельнуть, но в то же самое время превосходно себя чувствовал!

Подожди, не спеши, Ник! Мы уже прибыли на место! Сейчас мы только что прошли стену и находимся под главными воротами стройки! Если мы продолжим идти дальше, то можем натолкнуться на отдельные помещения наших лабиринтов, залитые бетоном. - Послышался голос Дуба в моей голове, мне даже показалось, что в его голосе прозвучала какая-то доля неуверенности.

Ты прав, Ник, я честно тебе признаюсь в том, что наша раса совершенно неожиданно оказалась в чрезвычайно трудном положении. Перед нами совершенно внезапно появился враг, которого мы не знаем. Мы также не знаем, как с ним можно было бы бороться, как нам выходить из сложившегося положения. На огороженном участке леса каждый день выворачивается небо, в наши хранимые веками нетронутыми лабиринты заливаются громадными объемами жидкого цементного раствора. Застывший бетон уничтожает все живое, на этом огороженном участке погибли практически все особи нашего семейства, только пару их десятков нам удалось срочно эвакуировать. В твоем сознании я только что познакомился с информацией о том, что люди встали на путь борьбы с этими вьедами, так что теперь ты, Ник, понимаешь, что мы готовы тебе помочь в решение твоих проблем всеми нашими силами. Но в свою очередь ты нам должен помочь в борьбе с этой разрушительной силой, которая сейчас находится над нашими головами, а мы в свою очередь поможем тебе!

Спасибо, Дуб за такое предложение! Разумеется, я его принимаю. Позже у нас будет время, когда я тебя познакомлю со своими друзьями…

Это те люди, которые сейчас пытаются что-то разыскать в наших лабиринтах?

Да, возможно, мы имеем в виду одних и тех же людей!

Тогда они ничего не смогут разыскать!

Почему, Дуб?

Мы позволяем им вести поиски в тех лабиринтах, где никого нет, и не могло быть!

Означает ли это, что слейтерский воевода Никифор погиб, а войско его не сохранилось?

Я не понимаю, Ник, что конкретно под этими словами ты имеешь в виду. Со слейтерами мы обычно вообще не контактируем. Те же люди были очень похожи на слейтеров, но они имеет вооружение, поэтому мы их перевели в самые отдаленные лабиринты, где предоставили им возможность самим выживать!

Дуб, ты не мог бы сделать так, чтобы мои люди встретились бы с этими людьми и переговорили бы между собой!

Разумеется, могу! В этом нет каких-либо особых проблем!

Тогда, я очень прошу тебя сделать так, чтобы мои люди встретились бы и переговорили бы с теми военными слейтерами! Займись этим делом, а я же сейчас попытаюсь все выяснить, что же именно вьеды строят над нашими головами? Чем это строительство может угрожать человечеству, слейтерам и твоей расе, Дуб?! Для этого моя душа покинет мою плоть, мой дух начнет самостоятельное путешествие над этой стройкой с целью сбора разведывательной информации. Так что я прошу тебя не трогать моего тела, пока моя душа будет путешествовать вне него.

Правильно ли я тебя понял, Ник? Ты единственный из людей, который может наблюдать мир своих духом?

Не могу сказать, что я единственный человек, который это может делать! Знаю лишь то, что мои товарищи по команде, люди и коттоси, пока этого не научились делать!

Только ты и я можем путешествовать по миру нашими бесплотными душами! Видимо, эта уникальная способность и позволила нам быстро разобраться друг в друге с тем, чтобы крепко подружиться. Этой дружбой мы, Ник, должны дорожить! Разумеется, Ник, я могу присмотреть за твоим телом, но мне хотелось бы вместе с тобой отправиться наверх, посмотреть, что же за строительство там ведут инопланетяне. Тем более, что до твоего тела ни одно живое или разумное существо не сможет добраться, если я этого не захочу!

Спасибо, Дуб! В принципе, и я не имею каких-либо возражений в отношении нашего совместного путешествия наверх. Но не мог бы ты мне объяснить, что мне нужно сделать для того, чтобы не потерять тебя, ведь ты мне и сейчас невидим!

Ты постоянно будешь ощущать мое присутствие, иногда даже будешь видеть мою тень! Когда такое ощущение вдруг внезапно пропадет, тогда просто мысленно позови меня и я тебя, Ник, снова найду!