Особенности формирования информационной компетентности. Теоретические основы формирования информационной компетентности у школьников Формирование информационной компетентности школьников

Формирование информационной компетентности учителя.

Пестов Сергей Алексеевич,

аспирант Уральского Государственного Педагогического Университета, г . Екатеринбург,

старший преподаватель Нижнетагильской Государственной Социально-Педагогической Академии.

Современный этап развития человеческого обществахарактеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования.

В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизацииуделяется большое значение. Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Государственные образовательные стандарты поставили перед ВУЗами задачуподготовки выпускника как активного субъекта педагогической деятельности, способного вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности, в том числе и в области информатизации образовательного процесса. В «Проекте профессионального стандарта педагогической деятельности» говорится о знаниипедагогом современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий в учебномпроцессе,современных методов обучения.

Освоение педагогами новой техники - это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности. По мнению американского ученого М. Ш. Ноулза, внесшего большой вклад в развитие теории и практики образования, одной из основных задач в сфере высшего профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, а «... основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

В настоящее время существуют различные трактовки термина “профессиональная компетентность”. Одна из них - «профессиональная компетентность - способность учителя к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности».[ 5.с.176]

Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное. В частности, А.С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность (ИК).

Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культурыучителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений. Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность». Кроме того, Я.И Кузьминов в понятие «информационная компетентность» вкладывает и методический аспект деятельности учителя.

П.В. Беспалов определяет информационную компетентность как «...интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления.» [ 2.с.176]

Информационная компетентность учителяформируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средстваобучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующиеуровни формирования информационной компетентности:

Уровень потребителя информации;

Уровень пользователя компьютером;

Уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;

Уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода.

Основными педагогическими условиями, на взгляд автора, влияющими наформирование ИК педагога являются:

а) создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями;

б) обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК;

в) выполнение творческих проектов с учетом учебной специализации педагогов с использованием информационных технологий.

Основными элементами процесса формирования ИК являются:

Умение применять информационные технологии для демонстрации печатныхи графических документов;

Умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;

Умение создавать презентации;

Умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;

Умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;

Умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;

Умение использовать компьютерное тестирование;

Умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.

Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой длякорректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.

Обеспечение урока с использованием компьютерной техники включает несколько составляющих (см . рис. 1).

Рис. 1.

Наш опыт работы с педагогами позволяет выделить некоторые особенности, которые должны быть учтены при разработке и реализации учебных программ ВУЗов, системы повышения квалификации педагогов, связанных с формированием информационной компетентности. Такими особенностями являются:

Преобладание в учебной нагрузке практических и лабораторных занятий с использованием компьютера и организацией самостоятельной работы педагогов;

Предварительное изучение в ВУЗе студентами методики преподавания профильных педагогических и методических дисциплин. Учебные дисциплины, связанные с использованием информационных технологий в учебном процессе, должны изучаться на старших курсах;

Отражение особенности специализации учителей (русский язык, физика, технология) в содержании учебных дисциплин, связанных с формированием ИК;

Освоение педагогами методики использования информационных технологий на различных этапах урока (организационно-подготовительном, теоретическом, практическом, подведении итогов занятия).

ИК - одна из основных компетентностей современного педагога, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельностипедагога. Субъективная сторона ИК определяетсяиндивидуальностью учителя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.

Задачи, связанные с проблемой формирования информационной компетентности учителя, могут быть разделены на три группы:

Выражающие интересы общества;

Отражающие функции и содержание профессионально-педагогической деятельности учителя;

Выражающие индивидуальные профессиональные потребности и интересы учи теля.

Формирование ИК учителя предполагает:

Освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

Развитие коммуникативных способностей учителя;

Умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.

В составе ИК учителя можно выделить четыре составляющие:

· мотивационную - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;

· когнитивную -наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;

· операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;

· рефлексивную - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.

Формирование ИК учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ученика.

Литература.

1. Белкин А.С.Педагогическая компетентность. - Екатеринбург.: Издательский отдел УрГПУ, 2003.

2. Беспалов П . В . «Компьютерная компетентность в контексте личностно -ориентированного обучения » //Педагогика.- 2003, №4.-Ст. 45-50.

3. Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования. 2007.- № 7.- Ст. 17-24.

4. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. – М.: Издательский отдел НМЦ СПО, 1998.

5. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка. – М.: «Высшая школа», 1995.

Формирование информационной компетенции у младших школьников.

« Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать! »

(англ. писатель А́ртур Чарльз Кларк)

Готовясь к очередному уроку, каждый раз учитель задает себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают, значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - вот чему необходимо учить наших ребят.
В современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.

Под компетенциями понимают совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у обучающегося формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.

Андрей Викторович Хуторско́й ( доктор педагогических наук ) выделил основные ключевые компетенции, в перечень которых входят: 1.ценностно-смысловая ( это компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. ) , 2 . общекультурная ( познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека) ; 3. учебно-познавательная (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор) , 4 . информационная ( способность результативно мыслить и работать с информацией) , 5 . коммуникативная (способность общаться и взаимодействовать с людьми). , 6.социально-трудовая ( выполнение роли гражданина, наблюдателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения ) , 7 . личностная компетенция . (направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки).

Более подробно я расскажу об информационной компетентности.

Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

Информационная компетентность характеризуется как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде.

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

Информационные компетенции включают в себя:

    владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернетом;

    самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

    ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

    владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема;

    применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.

Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления, т.к. именно в этой технологии представлены приемы, направленные на формирование информационных компетенций.

На примере урока русского языка.

Одним из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала является:

1.Таблица “З-Х-У” (“Знаю – Хочу знать – Узнал”)

Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Цели ее применения:

1. Обучение умению определять уровень собственных знаний.

2. Пробуждение интереса к получению новой информации.

3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Пошаговое описание метода.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики “ Знаю”, “Хочу узнать”.

2 шаг : По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу “Узнали”.

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – “источники информации”, “что осталось не раскрыто”.

На уроке обобщения знаний о глаголе используется интерпретация таблицы:

2.Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, “с высоты птичьего полёта”. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала.

Слово “кластер” происходит от английского cluster – гроздь, рой, скопление. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д. Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность.Важно и то, что построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в интернете, а также для определения основных направлений исследований учащихся, выбора тем учебных проектов.

Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. Эти факторы способствуют усвоению нового материала на уровне понимания и осмысления, развитию учебно-познавательной мотивации и активности (особенно у тех, кто плохо вписывается в систему традиционного, иллюстративно-объяснительного обучения). И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.

Возможности использования кластера:

​ При систематизации, повторении материала;

​ При работе с текстом;

​ При повторении в начале урока;

​ При введении в тему;

​ При сборе необходимого языкового материала;

​ При контроле;

Пример: Пользуясь кластером, расскажите о формах глаголов:

Пошаговое описание метода.

​ В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение).

​ По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).

​ Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

Вышеописанная технология обучения на основе творческой переработки текста позволяет учить интересно, быстро, качественно и даёт учащимся чувство удовлетворения.

На примере урока окружающего мира.

1) При изучении темы « Земля в космосе», учащимся необходимо прибегнуть к различным источникам информации (Интернет, справочники, словари, энциклопедии и т.д.), чтобы узнать о планетах солнечной системы – используется информационная компетенция.

2) Урок окружающего мира

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Губарь О. М.

МАОУ «СОШ№11»

В русле модернизации современной школьной системы актуальным является вопрос реализации компетентностного подхода в образовании.

Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.

В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.

В современном мире всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни. В силу этого возникает объективная необходимость внести существенные изменения и в образовательный процесс средней школы с целью интенсификации развития информационных компетенций учащихся. Необходимость изменений продиктована в частности тем, что в настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую уже не представляется возможным. Данная причина, а также быстрое совершенствование информационных технологий, доказывает возрастающую роль информационных компетенций человека в современном обществе.

Информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека.

Современная концепция модернизация российской системы образования в связи с изменившимися социально-экономическими условиями страны связана, в первую очередь, с разработкой проблемы информатизации, причём заложенные принципы и подходы ориентированы на такой уровень информатизации образования, на котором должна активно решаться и задача развития информационных компетенций участников образовательного процесса. Однако в настоящее время мы можем наблюдать ситуацию, когда выпускник, даже имеющий аттестат с отличием при поступлении в вуз не может применить свои знания и умения в конкретной практической ситуации. Такое противоречие возникает из-за того, что, как правило, в реальном учебно-воспитательном процессе эти цели ставятся, но не достигаются.

Таким образом, возникает противоречие между потребностями в обширных знаниях, умениях школьника и низким уровнем развития необходимых информационных компетенций.

Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно «Концепции модернизации российского образования» оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся.

В основу формирования компетентной личности ложится такой результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – «компетенции».

Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования информационных компетенций занимались Н.И.Гендина, М.В.Рыжаков, В.Н.Борздун и др.

Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных гипотез.

Понимая важность поставленной проблемы, мною была разработана и апробирована модель формирования информационной компетенции. Развитие умений и навыков работы с информацией должно проходит через следующий порядок формирования информационной компетенции: последовательно раскрывая, включаю в понимание и активное использование детьми информационных ресурсов.

Развитие умения осознанно воспринимать информацию в электронном варианте и использовать её в учебных целях (в первое время учащиеся могут отвлекаться на различные новые для них компьютерные эффекты: анимация, возможности оперирования с информацией на экране, даже тень от проектора на экране вызывает бурные эмоции);

  1. использование электронных словарей, справочников, энциклопедий для поиска учебной информации
  2. развитие навыков работы с обучающими программами для расширения предметных знаний;
  3. сбор и систематизация длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематической информации
  4. умение представить информацию
  5. создание презентаций PowerPoint

Использование доступных компьютерных ресурсов для извлечения информации.

В своей работе я применяю алгоритмы решения задач, информационные карты, а так же различные виды информационных моделей: иерархическая модель, сетевая модель, семантическая модель.

Работа с данными моделями и картами позволяет учащимся увидеть взаимосвязь понятий по изучаемой теме и способствует осознанному восприятию информации.

Одним из педагогических условий для развития информационных компетенций учащихся является организация самостоятельной исследовательской деятельности. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.

Новые принципы компетентностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности требуют новых методов обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который лежит в основе концепции компетентностно-ориентированного образования.

В процессе выполнения учебных проектов у школьника формируются следующие информационные компетенции:

1. Компетенции в сфере первоначального информационного поиска (выделении ключевых слов для информационного поиска; самостоятельное нахождение информации в Интернет).

2. Технологические компетенции (составление плана работы, подбор литературы по теме, перевод информации из одной формы представления в другую и т.п.).

3. Предметно-аналитические компетенции (выделение главного, анализ, систематизация информации, формулировка выводов на основе ее обобщения).

4. Операционно - деятельностные компетенции (разработка и использование различных средств наглядности при защите творческих проектов, оформление информационного продукта в виде компьютерной презентации).

5. Коммуникативные компетенции (представление собственного информационного продукта).


Цыганкова Надежда Дмитриевна

преподаватель спецдисциплин ГБОУ СПО СО «Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства» г. Екатеринбург E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Л_________________________________________г

Аннотация. В статье рассмотрены уровни сформированное™ информационной компетентности студентов СПО, представлена модель формирования информационной компетентности студентов, включающая целевой и теоретический компоненты, которые определяют требования к организации рассматриваемого процесса; организационно-технологический компонент, обусловливающий содержание процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов, и результативный компонент, детерминирующий предполагаемый результат. Реализация модели способствует повышению эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации и достижению необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники.

Ключевые слова: информационная культура, информационная грамотность, информационная компетентность, уровни сформированности информационной компетентности, структурно-содержательная модель формирования информационной компетентности студентов.

Появление информационных технологий в повседневной и профессиональной жизни человека, а также вхождении России в единое Европейское образовательное пространство требует модернизации содержания образования, следовательно, необходимы изменения образовательных целей учебного процесса, которые, в соответствии с социальным заказом, должны быть направлены на формирование и развитие способностей учащегося к работе с информацией. Результатом педагогического процесса становится информационно-компетентная личность.

Внедрение ИКТ изменило характер образовательной коммуникации с непосредственного на опосредованный, сместило акцент с преодоления дистанции между субъектами образования на поиск способов эффективного использования в обучении современных коммуникативных средств и установление обратной связи в межличностном взаимодействии участников образовательного процесса на расстоянии .

Одним из вопросов, возникших перед образовательной системой в связи с развитием информационного общества, информатизацией образования и внедрением дистанционного обучения является вопрос формирования информационной культуры, информационной грамотности, информационного образа жизни, информационной компетентности .

Обобщая взгляды специалистов, исследующих сущность информационной культуры и проблемы ее формирования, можно сказать, что информационная

культура - это качественная характеристика личности, предполагающая высокий уровень развития умений получения и обработки информации. Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий (так называемый функциональный уровень информационной культуры) . В свою очередь, информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Информационная культура и информационная компетентность в современных информационных условиях является неотъемлемой частью общей культуры человека.

Информационная компетентность личности предполагает активную информационную деятельность (деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации), потребность самостоятельного поиска, переработки информации, сформированные навыки отбора, творческого переосмысления необходимой

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

информации, что позволит эффективно осуществлять свою учебную и профессиональную деятельность .

Структура информационной компетентности:

1. Когнитивная готовность: знания в области ИКТ; знания о методах работы с информацией в информационно-образовательной среде.

2. Мотивационно-ценностная готовность: интерес к работе с информацией; потребность в использовании ИКТ; готовность к использованию информационных ресурсов средствами ИКТ; осознание ценности информации.

3. Технологическая готовность: умение пользоваться средствами ИКТ; владение методами получения, хранения, обработки и передачи информации .

Таким образом, термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий» .

Оценить информационную компетентность можно исходя из таких критериев, как когнитивный, операционно-деятельностный, ценностно-смысловой, мотивационный (табл. 1) .

Выявленные критерии и компоненты позволяют охарактеризовать уровни сформированности информационной компетентности. В психолого-педагогической литературе наиболее распространено выделение трех уровней: низкого (репродуктивный), среднего (эвристический) и высокого (творческий) (табл. 2) .

Таким образом, информационная компетентность предполагает, в частности, знания как в области ИКТ, так и в области их эффективного применения в процессе дистанционного обучения (ДО), ориентированного на использование информационного ресурса.

С целью обеспечения высокого качества подготовки компетентных специалистов среднего звена, в экспериментальной части нашего исследования, выполненного в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений Уральского региона , была разработана

модель формирования информационной компетентности студентов колледжа в условиях дистанционного обучения и экспериментально доказана ее эффективность.

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» (ГБОУ СПО СО «УКСАП»), г. Екатеринбург. В исследовании принимали участие студенты 1-2-х курсов в количестве 48 человек, распределенные на 2 группы - экспериментальная (ЭГ) - 23 студента и контрольная (КГ) - 25 студентов.

В качестве конкретной технологии построения модели использовалась технология проектирования технических систем, выбор которой был обусловлен тем, что она определяет принципы проектирования и логику данного процесса.

Проектирование модели подчинялось следующей логике:

1. определение границ модели и формулировка цели проектирования;

2. формулировка цели и задач модели;

3. обоснование принципов, на основе которых будет осуществляться проектирование модели;

4. обоснование компонентов модели и разработка их содержания;

5. выделение условий эффективного функционирования модели;

6. определение основного результата, который должен быть достигнут при реализации данной модели, обоснование технологии и инструментария его диагностики;

7. экспериментальная апробация модели в рамках выделенных условий.

Разработанную нами модель процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов мы рассматриваем как подсистему открытого типа, встроенную в контекст системы профессиональной подготовки в СПО.

Предложенная модель формирования информационной компетентности студентов, включает три компонента (рис.1) :

Таблица 1

Критерии и компоненты информационной компетентности

Компоненты информационной компетентности Критерии информационной компетентности

Когнитивный Операционно- деятельностный Ценностно- смысловой Мотивационный

Оценочно-поисковый Знание принципов функционирования поисковых систем. Знание признаков достоверности информации Определение индикаторов поиска. Использование поисковых систем Оценивание информации Цель поиска информации

Аналитико-преобра- зующий Знание типологии информации и способов ее преобразования Преобразование типов информации. Эффективное представление информации Толерантность информации Задачи представления информации

Информационная безопасность Знание типов информационных угроз и способов защиты. Знание социально-правовых аспектов использования информации Применение способов защиты информации. Использование информации с учетом правовых и морально-этических норм Установка на соблюдение социально-правовых норм использования информации Готовность следования социально-правовым нормам использования информации

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Уровни развития информационной компетентности студента

Таблица 2

Название Характеристика уровня по компонентам информационной компетентности

уровня Оценочно-поисковый Аналитико-преобразующий Информационная безопасность

Репродуктивный (базовый) низкий - воспроизведение декларативных и процедурных знаний в области информатики и ИТ, способность выполнить самостоятельную работу только по предложенному алгоритму; - знание алгоритмов поиска информации, умение определять индикаторы поиска в соответствии с целью поиска информации - умение оценить найденную информацию по релевантности; - знание основных видов информации и умение преобразовывать из одного вида в другой - понимание значения информации и ее влияния на социальные отношения; - знание типов информационных угроз и умение осуществлять превентивные меры по их предотвращению; - следование требованиям общества при использовании информационных продуктов и услуг

Эвристический (частичнопоисковый) -средний - наличие системы декларативных и процедурных знаний в области профессионально ориентированных ИТ, владение основными приемами и алгоритмами поиска, анализа, оценки информации; - способность принимать решение в похожей ситуации с использованием профессионально ориентированных ИТ на основе актуализации необходимой совокупности знаний, умений, опыта - понимание принципов устройства и функционирования поисковых систем, умение переопределять индикаторы поиска в зависимости от результатов поиска; - умение представлять информацию в наиболее эффективном виде исходя из поставленных задач - знание основных методов защиты от информационных угроз и умение осуществить защиту аппаратно-программными способами; - осознание необходимости использования толерантной информации

Творческий (креативный) - высокий - наличие информационного мировоззрения, специальных и методологических знаний в области информатики и ИТ; - умение синтезировать, обобщать классифицировать профессионально значимую информацию - способность проектировать свое информационное поведение и принимать решение в нестандартных ситуациях; - моделирование множества индикаторов поиска информации с использованием расширенных параметров поисковых систем; - умение учитывать при работе с информацией социально-правовые и морально-этические аспекты использования информации - готовность нести ответственность за созданный информационный продукт; - умение определять достоверность источника и уровень научности информации; - умение самостоятельно выбирать стратегию защиты от информационных угроз

Мотивационно-ценностный: обеспечивает механизм готовности к реализации личного творческого потенциала (стремления, потребности применять информационные технологии в профессиональной деятельности) и механизм отношения к содержанию информационной компетентности (осознание значимости и важности применения информационных технологий в профессиональной деятельности);

Когнитивно-деятельностный: обеспечивает механизм познания через умственную деятельность (знания, умения, навыки, представления об информационных технологиях и основных законах их развития и т.д.) и механизм познания через практическую деятельность (использование информационных технологий для решения конкретных задач);

Эмоционально-волевой: заключается в адекватном осознании и оценивании собственных возможностей и способностей в применении информационных и коммуникационных технологий в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Для осуществления интерактивного взаимодействия в среде ДО предусмотрено использование следующих сетевых средств: электронная почта, телеконференции, электронные доски объявлений, электронные библиотеки. Студенты, обучающиеся с помощью дистанционных технологий, большую часть времени работают самостоятельно.

Предлагаемая нами модель выступает средством организации практических действий, направленных на формирование информационной компетентности студентов, поэтому она имеет прагматический характер. Структура разработанной модели формирования информационной компетентности студентов представлена целевым и теоретическим компонентами, которые определяют требования к организации рассматриваемого процесса, организационно-технологическим компонентом, обусловливающим содержание процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов и результативным компонентом, детерминирующим предполагаемый результат.

Модель целостна, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - достижение студентами более высокого уровня информационной компетентности (рис.1).

Этапы формирования информационной компетентности студентов, обучающихся с помощью дистанционных технологий, их характеристика и виды деятельности обучающихся представлены на рис.2.

На каждом этапе происходит приобщение обучающихся к системе ценностей при специально организо-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Рис.1. Модель формирования информационной компетентности студентов, обучающихся в условиях ДО.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Этапы Деятельность обучающихся

1 этап Приобретение общего представления и освоение среды обучения. - включаются во взаимодействие со средой, формируя ценности общения и компьютерную грамотность.

2 этап Расширение, углубление знаний, умений и навыков использования ИКТ в процессе учебно-познавательной деятельности, формирование деятельностной и когнитивной составляющей компетентности и компьютерной образованности. - самостоятельно изучают информационный ресурс; - осуществляют поиск информации; - выполняют задания; - решают типовые задачи.

3 этап Совершенствование умений и навыков использования ИКТ. - создают собственный информационный ресурс; - выполняют задания; - решают типовые задачи; - выполняют задания; - решают нестандартные задачи; - анализируют собственную деятельность; - овладевают методами переработки информационного ресурса.

Рис.2. Характеристика этапов формирования информационной компетентности студентов, обучающихся с помощью дистанционных технологи й.

ванной работе с их мотивационной сферой, что послужило основанием в данном исследовании уточнить характеристику и содержание ценностной составляющей как мотивационно-ценностной.

В процессе изучения дисциплин за базовый принят комбинированный метод изложения материала, при котором лекционный материал сочетается с одновременной отработкой навыков на персональном компьютере. После каждого практического блока в программе предусмотрена самостоятельная творческая работа, целью проведения которой является подготовка поль-

зователя к дальнейшей самостоятельной работе с программным пакетом и закрепление полученных умений.

Особое внимание на занятиях уделяется системе практических работ. Система предусматривает выполнение конкретного набора задач. На каждом занятии изучается блок функциональных возможностей конкретной среды и, соответственно, логически завер-шенныетехнологическиеоперации(рис.3).

В минимальный состав каждого УМК по дисци-плине(модулю) включены:

Рабочаяпрограммадисциплины;

Рис. 3. Примерная схема проведения практических работ

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Таблица 1

Сводная таблица результатов исследования уровней информационной компетентности студентов

Ко и после формирующего этапа)

Группы Уровни пнформаоионной компетентности,% к общему числу в группе

высокий средний низкий

абс. число о/ % абс. число 0/ % абс. число о/ %

до после до после до после до после до после До после

Э Г с о Ю,1 Ы8 н 4 оо,6 17,4 13 с тл,п п4,6

КГ 4 т 10 2 0 т 0 аз 3 2 14 1Т оо 4о

Курс лекций (учебное пособие);

Методические руководства ко всем видам занятий;

Календарный график выполнения контрольных заданий аастааиплоне (мощутю).

Ожидаемый рттрлртат-итт сносоОпоать и улсние студентов работать творчески, самостоятельно добы-вопь -тонпн, еникать о оощносот си^е^ниЭ,Фмыноп вать, аналазс-отатн и обоб-саь их.

В начале эксперимента и в его завершении сту-десты п^мли ою^тию^офмт но п^дмот оыасснн-о урооня информационной компетентности.

Эксперимент показал, что разработанная модель достаточно эффективна в формировании информационной компетенции студентов, обучающихся помощью ДО.

Контрольсао щьагноотитт показтло, ато о реслль-тате реализации разработанной нами модели уро-васн -^фopмемиосетй 1^^мпот^оо^сис^тпса^юд-нт^тт Э1" повысился: количество студентов с высокимуровнем увеличилось на 34,9%, с нивким тоонеем - понизилось на 13,2%.КИ этот уровень также изменился, но на 4% увеличилось числостудентов с высоким %овнем, и ка 8% снизилось коли четтво стувентов с низ кит ув>° внем инфорлационной кол петенлности (лабл. 1; рис.4, 5).

Такрм образом, нилицо изменен ил в обеихгруппах.

Для проверки значимости произошедших изменений, нами был использован Критерий ф* - угловое

преобразование Фишера (критерий Фишера). Статистическая обработка полученных результатов показала, что изменения в ЭГ имеют значимые различия ф* =Т.6Н6, в то вооюя кат аОо оесизмтпиния он имеют статистической значимости ф* = 0.368.

Представленные результаты подтверждают, что ДО определенно заслуживают большего внимания при обу-тении а ЮСУЗе Ооо^оы1 -гюс^ш^тюм отебатм иапода-нии). Они предоставляют студентам возможность управ-лоть coon 7б-ияниоз, псУлиаовать собственные мысли п номoьcфсpаиттн пансуяпия мчтосиале. еуa■пьтаттlпкс-периментального исследования свидетельствуют о том, чтоанедоонпо мз=й^и ффчированая снф-рснцсоннсм компетентности студентов в практику образовательного процесса способствует более эффективному формированию информационной компетентности студентов.

Таким образом, представленная в ио^л^^(^Е^а^1и мтоалс птттотся бс^сио иффeаттен=T, чем мото=ь, ориентированная на традиционные формы, методы и фтдотра poл=арзщии учебной работы студентов.

Рсолвзтуин;^%нойсщ^^сисг^нуВ^ству«^ы пов°ше-нию эффнкеивности учебного процосна нн основе его индивидуализации и интенсификации, достижению несводимого уро вня профс^^иенюв1^в ма в овлад ении сотуттв ам ив нф орлатски ив ыч истивсль ноВ теоникв, подготовка участликив оЛлазоватсльного ароа^сзса к жсзнедехтельносах в улловиях хнфорзчционисго общества, а также повышению конкурентоспособности будущих информационно компетентных специалистов.

Рис.4.Сравнительнаядиаграммадинамикиразвития информационной компетентности студентов ЭГ.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

информационной компетентности студентов КГ.

Технологию формирования информационной компетентности при использовании ДО следрет рассм ат ри-вать как один из эффективных способов разрешения оснсввого срщвитиующогс протиооречоя, с именно, удовлетворитьноресаающую песребоосиьоещеотва в инЩоосоцпонго ки^епетентиыо с^ооо^роест^с^о.

Литература

1. Адольф В. А.б»oфeсинннвличa» комсетечтопссоспвре-менного учителя. Красноярск: КГУ, 1998.

2. Безукарова Н. В., Ермолович Е. В. Модель информационной компвтеотпоотс гыпщскпики В^чола^о^оотп //-/т--альные аспчкты о^гогвп^стнмпИге^пготощ^с к оуыи. ою2. Георгиевск: Георгиевский технологический институт (фи-лисс-ГОУ ВПО «С^мерз-Кавкнзс^у^р щедаро^гпн-ыс тмхчвчеосиИ рпивессвтет», 2С10.

3. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Формирование информационной культуры лично-сркпеоиетичвскоеиОоспостпип п модоотроеиное <^Оу держания ус/ОнсИ двчеичоины. М.: Мвжнчгьинврьный центр библиотечного сотрудничества, 2006.- 512 с.

4. Гречихин А.А. Инфopыщрчьннвя к^вт--: Опи-типилс-гнчпвксги ппpпсилвнoя//-poTлeеоl икфoохсцивиучT к»сьнyпвl: СО. пт,-Мы -^СУоОоб

5. Гузанов Б. Н., Дульцев С. Н. Информационное сопрово-адвчив овсчвого пpонутьиoпиньо с: еео/с ороыщ^вч кaчeкоиaпнжспeиоoв пoргопoуl<и в »eкппчeккoб иуо- О/ Образование и наука.- 2012.- № 4.- С.84-92.

6. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганиза-вво сбросб»изоиaтeльногив»pсPДвлио»/Oб»пзoo»нпи и наука.- MdO.- № 11 (С9).С.2П-33.

7. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориенти-руваннвю ко вчнопа.иппппо пп»вотчч Я Но|эорпои ор|эа-зесан^оещ б31СО № -.о^Л^О-О-^.

8. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука.- 2010.- № 8 (76).

9. Кручинина Г. А. Формирование психолого-педагогической уомпетeпчкoсти отецигепстчв в всеовиях ипЫч|опатлзо-ции высшей профессиональной школы. Н. Новгород: НФ У2АО,ООо9.-о5П с.

1Ь. ообанов Ю.И., -еюкова О.П., Тартарьшвили Т.А. и др. еоутикциoнкo» вВччьоие. Оже, г^оп2лвеы,уepотeчт»виl. М., 1996.- 108 с.

1ь Непомнящня Т.А., Давыдова Н. Н. Деятельнс-о п-тeхы с^рзаз^^инво га пвллое еучоцппалстета:пиапивииосгч-лирование и механизмы реализации // Право и образование.- 2004.- № 1.- С.85-93.

"ll. Непомнящая Т.А., Давыдова Н. Н., Мангилева Н. Н. Ожодаооп п випмионпри вр-гнскьч oОpaзo»чтьо»нигo процесса: состояние и перспективы развития образовательного сообщества // Университетское управление: нччнчики кв1ИЫKО-П0УЗ.- № И-О.-C2В"l-/Иб

13. Приходько О. В. Слюнив инфо руири оопопвиеп-от ни сти на уровень конкурентоспособности молодого специа-лиота// Информационные технологии в образовании, на-рке сжоивюрстве: пб. ор. по сатериалоы IV овпрoчиИ■ науч-практ. конф., 28 июня - 2 июля 2010 г. Серпухов / под рвд. °.А. F° манен ко. 201с.еС. -B7-3C9.

1C. РуОвноо Е.Е., Бепнавская М.В. Дыцкктиуeткиь свнооы фсpроpовония юрo»еaеикнокй кильчyьы в г^о-^оссе щ- готовки будущих специалистов // Гуманитарные исследова-ниос Bчвто»нив -обтрс в -о Дивынье.^встее н»очн»р yры^лО^E^0ерп В. о 2yИВышeчи.-P0CИ.-^е И-С./С-ро.

15. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997.- 464 с.

/- Сиоенчо А. И. С oирeри подготовки школ к реализации -COC птооогочиоо-енпп//Сеуaнoвт1нич а писка.- С01ч.е № 1 (90). С.56-65.

17. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.

18. Скляренко Т. М. Зарубежные концепции дистанционного образования // Образование и наука.- 2013.- № 1 (100).-С.106-117.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

Методическая разработка.

Тема: Развитие информационной компетенции старших школьников в образовательном процессе.

Выполнила: Скрябина Н.И.

преподаватель СКИиК

Екатеринбург 2015

Пояснительная записка.

По свидетельствам социологов в настоящее время наше общество перешло на абсолютно новую ступень своего развития. Сегодняшнее общество - это общество информационное. Постоянное общественное развитие предъявляет всё новые и новые требования к современной личности. Постоянно ускоряющийся ритм и динамика жизни, огромные информационные потоки, различного рода проблемы и требующие немедленного решения комплексные задачи требуют развития новых качеств личности: мобильности личности, креативности, способности самоменеджмента, самоконтроля и саморегуляции. Задача развить личность, которая могла бы быть успешна в современном мире, в полном объеме возлагается на педагогов. Перед учителем поставлена задача научить правильно работать с информацией и различными информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и находить наиболее эффективные способы её использования.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что она соответствует современной государственной образовательной политике, способствует реализации компетентностного подхода и нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение.

Цель: Развитие информационной компетенции учащихся на уроках.

Объект исследования: процесс развития информационной компетенции учащихся.

Методы исследования:

    анализ научной (естественнонаучной, педагогической, биологической) и учебно-методической литературы;

    систематизация и обобщение результатов исследования.

    изучение школьной документации – образовательных программ и рекомендаций к ним, планов работы учителей биологии.

Предполагаемый результат: обосновать возможность и необходимость развития информационной компетенции школьников.

Соотношение понятий

«Компетенция – программа, на основе которой развивается компетентность»
Л.И. Зимняя

Компетентность – комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.

Информационная компетенция – готовность к работе с информацией на бумажной и электронной основе.

Компоненты информационной компетенции

Компонент

когнитивный

Отражает процессы переработки поступающей информации; формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний;

Разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации;

Генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний;

Организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти;

ценностно-мотивационный

Создание условий, которые способствуют вхождению школьника в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций;

Характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом (выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности);

технико-технологический

Понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации;

Умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик;

Понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности;

Знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков;

Технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий)

коммуникативный

Знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);

рефлексивный

Осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации.

Свойства информационной компетенции

    дуализм – наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней – самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;

    относительность – знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определённом пространственно-временном отрезке;

    структурированность – каждый человек имеет свои особым образом организованные базы знаний;

    селективность – не вся поступающая информация трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;

    аккумулятивность – знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к «накоплению» – аккумуляции, становятся шире, глубже, объёмнее;

    самоорганизованность – процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний;

    «полифункциональность» – наличие разнообразных предметно- специфических баз знаний.

Функции информационной компетенции

    познавательная - направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;

    коммуникативная , носителями которой являются семантические компоненты, «бумажные и электронные» носители информации педагогического программного комплекса;

    адаптивная - позволяет адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;

    нормативная - проявляется, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;

    оценочная (информативная) – активизирует умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую информацию, оценивать значимую и второстепенную.

    интерактивная - формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.

Умения, которыми должен овладеть учащийся в рамках информационной компетенции:

    интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать информацию с позиции решаемой задачи.

    перефразировать мысль, и по необходимости дополнять ее.

    проводить информационно-смысловой анализ текста.

    формулировать аргументированные выводы.

    использовать полученную информацию для успешного планирования и реализации собственной деятельности.

    структурировать информацию и представлять ее в различных формах и на различных носителях.

Информационная компетенция учащихся.

Важнейшим компонентом информационной компетенции является умение извлекать информацию оно непосредственно связано с навыками смыслового чтения.

Российские школьники традиционно много работают с книгой. Можно привести следующие проверяемые умения, навыкии способы деятельности.

Заключение:

Таким образом, в процессе подготовки школьников, формирование информационной компетенции имеет важное значение. Так как при помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает умения деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебном предмете, а также в окружающем мире.