Почему этот век называется информационным. Информационная эра. Аналитика и исследования

“Каждые восемнадцать месяцев количество информации будет удваиваться”
Закон Гордоа Мура.

Глобальная компьютерная сеть Интернет начиналась как оборонный проект, который финансировался Министерством обороны США. Для проведения научных исследований было создано несколько вычислительных центров, которые были оснащены суперкомпьютерами. В начале 80-х годов ХХ столетия уже появилось несколько таких центров и сетей, а в последствии они уже были присоединены к Интернет. Что сделало возможным обмен информацией среди нескольких национальных исследовательских центров.

Таким образом в США и появилась сеть Интернет . Одновременно были созданы национальные сети в других странах. Компьютерные сети разных стран начали объединяться, и в 90-х годах появился Интернет в его сегодняшнем виде.

И также с 90-х годов Интернет начали широко использовать в коммерческих целях. Сегодня Интернет превратился в систему обмена данными, которая объединяет миллионы людей из всех развитых стран мира.

Интернет существенно повлиял и на экономику . Он дал возможность частным лицам работать, не выходя из дома, и изменил принципы делового общения .

Кроме того, появились новые отрасли промышленности, связанные с разработкой сетевых технологий, продуктов и услуг.

Как же нам успеть сориентироваться в столь быстро развивающихся условиях жизни и экономики?

С развитием информационных технологий и вычислительной техники, необходимо постоянно совершенствоваться в своей специализации. На первый план выходятзнания и навыки , а стаж работы уже не имеет особого значения.

С нынешним стремительным ростом информации , по данным статистики, каждый человек должен раз в три года проходить профессиональную переподготовку, или учиться новой профессии. И эта цифра с каждым годом стремительно уменьшается.

“Владеющий информацией – владеет миром”
Уинстон Черчиль.

В информационном веке на первое место выходит информация. Она не знает границ, у нее нет понятия географической зависимости. И в наше время ценность имеет не умение производить продукт, а умение быстро и качественно передать информацию о нем.

Все чаше мы начинаем встречать такие термины, как: «электронное государство», «электронное правительство», «цифровые товары», «инфо продукты», «социальные сети». Последние, в свою очередь, предназначены для доступа к глобальной социальной информации. Иными словами – информация стала не просто ценностью, она стала - товаром.

«Не за горами то время, когда вести дела, заниматься бизнесом, изучать мир и его культуры, присутствовать на грандиозном представлении, заводить друзей, «посещать» магазины и демонстрировать фотографии дальним родственникам можно будет, не вставая из-за стола или с кресла. Связь с сетью не прекратится даже в том случае, когда Вы уйдете из офиса или из школьного класса. Устройство, обеспечивающее эту связь, будет чем-то большим, чем карманный аппаратик, купленный Вами в ближайшем магазине. Оно станет пропуском к новому, опосредованному стилю жизни»…

Эти слова написал Билл Гейтс, в своей книге «Дорога в будущее », всего лишь в конце 90-х годов прошлого века.

Вот еще некоторые цитаты из этой книги:

«Глобальный информационный рынок объединит все способы обмена товарами, услугами и идеями. На практике это еще больше расширит возможности выбора многих вещей, включая то, как Вы зарабатываете себе на жизнь и куда вкладываете деньги, что покупаете и сколько за это платите, кто Ваши друзья и как Вы проводите свободное время, где и насколько безопасно живете Вы и Ваша семья. Рабочее место, да и само представление о том, что значит быть «образованным», трансформируются - скорее всего за пределы узнаваемости. Ваше самосознание, т.е. ощущение себя как личности, того, кто Вы и где Ваши корни, может измениться кардинальным образом. Короче говоря, почти все будет иначе. Едва ли это произойдет завтра…»

С момента написания этих слов прошло чуть больше 10 лет! Друзья, не замечаете ли Вы в этих словах какие-то сходства с сегодняшним днем?

«Все члены общества, в том числе дети, будут располагать такими объемами информации, которыми сегодня не владеет никто. Мне кажется, одно это во многих пробудит любопытство и фантазию. Степень образованности будет зависеть только от желания каждого ее повысить.

Бытуют опасения, что техника вытеснит учителей. На это я могу недвусмысленно заявить: НИЧЕГО ПОДОБНОГО. Информационная магистраль не заменит и не обесценит таланта преподавателей, творческих способностей администраторов, внимания родителей, да и усердия самих учащихся, наконец. Однако технология будет играть решающую роль в образовательном процессе.

Магистраль объединит труды лучших педагогов и авторов. Учителя будут опираться на эти материалы в своей работе, а студенты изучать их в интерактивном режиме. Со временем элитарное образование станет доступным даже тем, кому не выпало счастье обучаться в лучших учебных заведениях или родиться в состоятельной семье. Таким образом, каждый ребенок получит шанс максимально раскрыть свои природные дарования…»

А ведь с момента написания этих слов, повторюсь, прошло чуть больше 10 лет! Что же информационный век принесет нам дальше?..

То, что касается государственных образовательных программ, то уже можно заметить начало это процесса. Но вот то, что касается, бизнеса и новых возможностей для обретения финансового благополучия – то здесь уже новое время и новые условия пришли! Посмотрите на инфо-бизнес , на обучения через вебинары , на появление с каждым днем все новых и новых обучающих курсов, когда мы получаем новые специальности , не выходя из дома, иногда просто за пару недель! Да, процесс существенно изменился, но ценность преподавателя (тренера, коуча, спикера…) остается по-прежнему на вес золота! Не смотря на стремительный рост технологий, на первом месте остается Личность ! И, как и во все времена – люди идут к Лидерам ! Но, огромный плюс информационного века в том, что больше информации открыто для тех, кто ищет в своей жизни возможности , а такой человек уже Лидер!

«Мне кажется, наступают интересные времена. Никогда еще не было столько возможностей делать то, что раньше казалось просто невероятным. Сейчас лучшая пора, чтобы открывать новое дело, двигать вперед науки, не терять контакта с друзьями и родными. И хорошие, и плохие стороны технического прогресса очень важно обсуждать как можно шире, чтобы его направление определяло все общество, а не только специалисты…
С наилучшими пожеланиями, искренне Ваш, Гейтс Билл»

К Биллу Гейтсу можно относиться по-разному, но однозначно вызывает уважение тот факт, что речь идет о самом богатом человеке мира, который начинал с нуля . А сейчас это имя известно каждому, кто имеет хотя бы какое-нибудь отношение к компьютеру.

А ведь действительно, наступают интересные времена! А ведь действительно перед нами сейчас открыто столько возможностей, сколько не было еще не в одном периоде развития нашего общества !

И то, что касается бизнеса сегодня, то здесь необходимо сказать, что именно СЕГОДНЯ самое лучшее время для нас! Для нашего роста, обучения, для нашего становления и обретения финансовой независимости . В первую очередь, через Интернет-бизнес ,информационный бизнес , через развитие Личного Бренда с помощью Интернет. Потому что сейчас именно в Информационном бизнесе идет еще только Первая Волна. Я думаю, не нужно объяснять, что это означает для бизнеса!

Но, учитывая скорость развития информации и скорость развития бизнеса в XXI веке , нужно помнить, что успеет тот, кто действует ПРЯМО СЕЙЧАС !

Скачать книгу Билла Гейтса «Дорога в будущее» а также посмотреть Уникальное Видео-интервью Билла Гейтса - Фильм«История Успеха » Вы можете !

Приятного просмотра!

М.А.Трубина

(Санкт-Петербург, Россия)

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ВЗГЛЯД В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

«Знания-сила!» Ф. Бэкон

XXI век называют «веком глобального информационного общества», «обществом знаний», это уникальный период, когда наша цивилизация выходит на новый виток развития общества, основой которого являются, прежде всего, грамотно организованные сложные процессы информатизации и трансформации, затрагивающие все сферы социума и личности. Успешное протекание этих сложнейших процессов требует качественного образования и обширных знаний людей, а также воспитания информационной и коммуникативной культуры личности.

Однако, как глобальное социальное явление,

информатизация, кроме своей позитивной роли, может быть угрозой для информационной безопасности общества,

государства и личности. «Информационное цунами»

особенно в сети Интернет, диктует необходимость поиска новых методов и технологий образования. Переизбыток информации вызывает информационный стресс, что сказывается на ухудшении психоэмоционального состояния человека. Сейчас в странах мира отмечается рост числа психических заболеваний, связанных с развитием теле - и Интернет - зависимостей (маний), особенно среди молодежи. Информационные войны и атаки на каналах масс-медиа являются угрозой безопасности личности в обществе.

По определению проф. К.К. Колина «Общество должно быть подготовлено к вызовам ХХ1 - го века, в том числе

информационному и динамическому»1. Первый связан с

необходимостью перехода к новой среде обитания и требует усиления информационной ориентации системы образования, развития информационной культуры общества, решением проблем информационного неравенства. Динамический вызов связан с отставанием общественного сознания от динамики развития глобальных проблем и требует усиления фундаментализации образования, изменения содержания и методологии учебного процесса, а также развития инженернотехнического и системного мышления.

Актуальность

Важнейшим показателем изменения образа жизни является внедрение новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и информационных компьютерных технологий (ИТ) во всех областях социальной жизни и деятельности, рост уровня производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг2.

Очевидно, что одним из факторов, способным в определенной степени ослабить это мощное воздействие на образ жизни и психику современного человека, является уровень информационной подготовленности к изменениям, развитие информационной культуры общества. Это определяет необходимость решения сложной задачи - создание социальнопсихологической модели поведения члена информационного общества, создание методов, которые обеспечат адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями, которые сейчас резко усугубляются.

Нарастающий процесс информатизации общества требует инновационных подходов и методов для создания теории и методологии самого этого информационного процесса на основе

1 Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 350 с.

2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. [Электронный ресурс] режим доступа http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения 15.03.2011)

системного научного анализа, и разработки нового понятийного аппарата и методов управления. Решением этих вопросов занимается быстро развивающееся новое научное направление, которое получило название социальная информатика - наука. изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме.

Один из основоположников социальной информатики в России академик А.Д. Урсул рассматривает социальную информатику (СИ) как научную базу формирования информационного общества. В 1996 г. новое научное направление «СИ» было рекомендовано Международным конгрессом ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996 г.) в качестве одного из разделов общеобразовательной дисциплины «Фундаментальные основы информатики» для перспективной системы опережающего образования1. Это направление, являясь междисциплинарным, ныне успешно развивается, опираясь на достижения таких наук, как социология, информатика, психология, философия и др., что представляет сложную задачу интеграции областей знаний для решения комплекса проблем (социальных, экономических, политических, методологических и др.), связанных с прохождением информационных процессов в социуме. Большой вклад в развитие теории «СИ» внесли известные российские ученые: Колин К.К., Ракитов А.И., Соколова И.В.2, Юсупов Р.М., Заболоцкий В.П. и др. Однако, проблемы «информационного голода», отсутствие единых методологических подходов и стандартов для этой дисциплины, создают трудности для широкого внедрения «СИ» в учебный процесс.

Широкомасштабная информатизация российского общества требует инновационных подходов и методов подготовки специалистов ВУЗов в различных сферах жизнедеятельности общества. Например, задачи информатизации Гидрометслужбы (Стратегия 2030) требуют

1 Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.unesco.ru/ (дата обращения 02.03.2011)

2 Соколова И.В. Социальная информатика: Учебное пособие- изд. 2-е, перераб. И дополн. - М: Издательство ПЕРСПЕКТИВА; Издательство РГСУ, 2008. - 274 с.

подготовки не только профессиональных гидрометеорологов, но и грамотных специалистов со знанием информационных технологий для предоставления достоверной

гидрометеорологической информации, в т. ч. прогнозов погоды в различные организации и для СМИ. Одной из приоритетных задач РГГМУ, единственного гидрометеорологического университета России, является подготовка РЯ-специалистов для профессионального освещения проблем изменения климата, экстремальных явлений погоды, специализированных прогнозов погоды и экологических проблем.

Программа подготовки РЯ-специалистов включает достаточное количество предметов, позволяющих сформировать у студентов необходимые профессиональные навыки и знания на основе методов медиаобразования. Одним из таких предметов является курс «социальная информатика». Цель курса заключается в формировании у студентов системного представления об информационном характере развития современного общества и возникающих при этом информационных, психологических и социальных проблемах и практических методах их решения; в освещении комплекса проблем, связанных с влиянием информационных процессов на изменение социальных структур общества.

Данный курс ориентирован на подготовку специалистов групп «Связи с общественностью в сфере окружающей среды» и построен таким образом, чтобы сформировать базовые естественнонаучные понятия, необходимые для осознания проблем, связанных с процессом информатизации.

Специфика курса заключается в формировании у студентов системного представления об информационном характере развития современного общества и возникающих при этом информационных, психологических и социальных проблемах и практических методах их решения; в освещении комплекса проблем, связанных с влиянием информационных процессов на изменение социальных структур общества. Особенность подготовки студентов заключается в оптимальном сочетании знаний, как в области гидрометеорологии, так и связей с общественностью.

Методы обучения

В условиях формирования информационного пространства для современного человека актуально научиться адекватно понимать смысл и значения аудио - и визуальной информации, т.е. стать медиа-компетентным. В курсе «СИ» успешно сочетаются как методы медиаобразования, так и мультимедийные технологии (ММТ). Это технологии четвертого поколения, основанные на интерактивном аудио/видео, обеспечивающие инфраструктуру для образовательной среды обучения студентов. Реализация лекционного и практического материала проводится с помощью средств медиаобразования.

Структура курса представлена базовой программой, достаточно полно охватывающей предметную область социальной информатики и использующей последние достижения науки и новейшие технологии. Основой создания данного курса является экспериментальная программа «Социальная информатика.

Базовая модульная программа учебного курса», предложенная проф. К.К. Колиным, сотрудником Института проблем информатики РАН. Одна из ключевых идей автора состоит в том, что при научном рассмотрении проблемы «информатика-общество» приоритет следует отдавать интересам развития общества, и, тем самым, избегать технократического подхода в изучении и развитии информационных систем и технологий.

Данный курс «СИ» включен в учебный план обучения специальности «связи с общественностью» (4 курс обучения). Требования к уровню освоения содержания курса: студентам необходимо иметь базовые знания по истории, философии, политологии, социальной экологии, информатике, психологии, концепции современного естествознания, теории коммуникации и массовой информации, по английскому языку и другим дисциплинам.

В целом курс «СИ» построен таким образом, чтобы сформировать у студентов базовые естественнонаучные понятия, необходимые для осознания и решения проблем, связанных с процессом информатизации и развития глобального информационного общества.

Авторская программа содержит 7 проблемных модулей, обширную библиографию, включая информационные источники сети Интернет и на СБ-дисках, темы рефератов, эссе и курсовых работ, контрольные вопросы и задания для контроля знаний студентов1. Для повышения эффективности занятий со студентами применяются следующие формы коммуникативной деятельности обучения основе внедрения принципов активного обучения:

■ дистанционные методы обучения (вебкасты, подкасты, скринкасты, вебролики, вебинары, цифровое ТВ, социальные сети и т. п.);

■ семинарские и практические занятия;

■ видеотренинг - обучающие программы (тренажеры);

■ экскурсии, просмотр видеофильмов, посещение выставок, экспозиций,

■ проведение «круглых столов», «мастер-классов», пресс-конференций, дискуссий и др.

Занятия со студентами проводятся в специально оборудованных аудиториях, включающих: средства

вычислительной техники (компьютерная техника, выход в сеть Интернет), видео- и мультимедиа системы, цифровую камеру. При проведении практических занятий применяются такие методы активного обучения (АМО) как «Работа в

сотрудничестве» и «Дискуссии в малых группах», которые позволяют обмениваться опытом и делиться своими взглядами и идеями с целью разрешения определенной проблемы.

В процессе обсуждения проблемы при проведении тематических обсуждений студенты организуют «мозговой штурм» - один из простых и быстрых способов генерирования идей. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, неофициальная обстановка создает атмосферу свободного обмена мнениями и благоприятные условия формирования коммуникативных качеств личности, а также информационной

1 Трубина М. А. Программа дисциплины «Социальная информатика» для высших учебных заведений. Специальность: 350400 - Связи с общественностью в сфере окружающей среды. - СПб.: Изд. РГГМУ, 2006. - 17 с.

культуры. Этот вид учебной работы формирует корпоративную культуру группы, основанную на организационных и деятельностных технологиях АМО.

Разработка курса основана на применении современных педагогических, информационно-коммуникационных и

компьютерных технологий, включая мультимедийные системы и возможности сети ИНТЕРНЕТ, что способствует формированию информационной культуры и улучшению качества образования студентов университета на основе компетентностного подхода. Модульная структура курса использует реализацию идей и принципов опережающего образования

Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, обучению проектной деятельности работая в творческой мастерской. Отчетные работы студенты готовят в виде медиапроектов (групповые, индивидуальные и коллективные формы), овладевая приемами системного анализа и критического мышления. Защита проектов сопровождается эмоциональным обсуждением, многие разработки отличаются оригинальностью и глубиной разработки темы и подачи материала.

Для практических работ используются информационные ресурсы: библиотечные, базы знаний и базы данных,

специализированные источники информации на СБ-дисках, мультимедиа и т. д.

Для контроля качества образования студентов в начале и в конце курса проводится обязательное тестирование студентов как метод контроля усвоения знаний, проводится опрос в начале и в конце курса, что позволяет проанализировать как знания студентов, узнать их мнения, так и проверить эффективность работы преподавателя.

Ожидаемые результаты

1. Получение знаний, навыков и умений, освоение ИКТ и ИТ, формирование информационной культуры позволит улучшить качество образования студентов и повышение их компетенции.

2. Переход от получения информации к формированию знаний, повышение уровня медиакомпетентности и эрудиции, а

также развитие творческой и социальной активности и воспитание информационной культуры личности.

3. Умение формулировать проблему, работать с

информационными ресурсами, структурировать информацию, осознавать полученные результаты и находить способы решения информационных проблем - все это направлено на

формирование научного мировоззрения студентов данной специальности и повышения их интеллектуального потенциала.

Список литературы

1. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика: Учебное пособие для вузов -М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 350 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. [Электронный ресурс] http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

3. Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс] http://www.unesco.ru/

4. Соколова И.В. Социальная информатика: Учебное пособие- изд. 2-е, перераб. И дополн. - М: Издательство ПЕРСПЕКТИВА; Издательство РГСУ, 2008. - 274 с.

5. Трубина М.А. Программа дисциплины «Социальная информатика» для высших учебных заведений. Специальность: 350400 - Связи с общественностью в сфере окружающей среды. - СПб.: Изд. РГГМУ, 2006. - 17 с.

Конец XX столетия ознаменовался интенсивным развитием и внедрением во

все сферы жизни общества информатики. Это проявилось в интенсивном совершенствовании средств вычислительной техники и техники связи, в появлении новых и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий, а также в реализации прикладных информационных систем. Достижения информатики заняли достойное место в организационном управлении, в промышленности, в проведении научных исследований и в автоматизированном проектировании. Информатизиция охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение.

Переход страны к рыночной экономике потребовал развития соответствующего информационного обеспечения. Постепенно в России формировался рынок, в котором информация начинала выступать как ресурс, имеющий коммерческий характер. Наряду с производством систем и средств информатики большое место в настоящее время занимают и информационные услуги, на базе самоокупаемости интенсивно развивается отрасль связи. Телефония, радиовещание, телевидение работают с использованием различных типов каналов связи. Компьютерная техника прочно вошла в быт и используется как в образовании, так и в воспитании подрастающего поколения.

Домашний компьютер стал естественным для многих семей. В образовании значительная доля нагрузки в учебном процессе переносится на самостоятельные задания, выполняемые на домашнем компьютере. По своему качеству домашний компьютер в настоящее время часто оказывается намного выше компьютера, используемого в школе или в ВУЗе. Характерно, что в последние годы покупая домашний компьютер, пользователь начал обращать внимание на место сборки, конфигурацию и перспективные возможности техники. Приобретается и значительное количество программных средств, в том числе записанных на СО-ЯОМ, огромное число абонентов подключается к Интернет , значительное число пользователей работает с использованием сотовой и других сетей. Все это подтверждает, что процесс информатизации интенсифицируется, завершается этап неуправляемой информатизации. Управляемая составляющая, которая реализовывалась в основном в образовании, в промышленности и в административном управлении оказалась явно недостаточной из-за малых финансовых средств, но в целом современный уровень информатизации позволяет констатировать, что начало следующего века станет точкой перехода из века энергетики в век информатики, как это прогнозировал Норберт Винер .

Информатизация как процесс перехода от индустриального общества к информационному характеризуется резким перераспределением трудовых ресурсов в материальное производство и в сферу информации. Это соотношение изменяется от 3:1 к 1:3. В ряде стран суммарные расходы на компьютерную технику, телекоммуникации, электронику превысили расходы на энергетику, а поэтому, рассматривая проблему перспектив развития образования, нам необходимо исходить из будущего, поскольку только логически разработанная картина будущего может помочь познать настоящее. Проблема становления информационного общества и составляющая ее проблема информатизации образования должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с проблемой будущего устойчивого развития цивилизации.

Модель образовательной системы должна быть сформирована с учетом адаптации образования к модели устойчивого развития цивилизации, а отсюда вытекает проблема опережающего развития образовательной системы, которая должна удовлетворять потребностям будущего информационного общества.

Для информационного общества характерно полное удовлетворение информационных потребностей населения при завершении формирования единой информационной среды, определяющей новую культуру как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Информационная культура как составляющая и базис информационного общества должна закладываться уже в настоящее время. Переход от консервативной образовательной системы к опережающей мог бы базироваться на опережающем формировании информационного пространства Российского образования. Только образование может служить фундаментом новой информационной культуры.

Информационная культура конечно не ограничивается системой знаний в области информационных процессов, технологий и должна включать активно преобразовательный аспект отношения к миру. По сути информационная культура может рассматриваться как свод правил поведения в информационном обществе, в коммуникационной среде, в человеко-машинных системах, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества. Уже в настоящее время вхождение пользователя в мировую сеть позволяет получить огромные объемы информации, которая может быть предназначена и для идеологической обработки.

Необходимо воспитывать корректное отношение к получаемой информации. Информационное пространство Российского образования должно отвечать национальным интересам и базироваться на традициях отечественной культуры. Повсеместное использование зарубежной компьютерной техники сопровождается планомерным информационным идеологическим воздействием на пользователей. Можно пойти по пути защиты от чуждой нам информации, создавая соответствующие методы и средства, но особое внимание нужно обратить на информационную культуру педагога, воспитателя, учителя школы и преподавателя ВУЗа.

Уровень информационной подготовки учителя нередко отстает от уровня ученика, работающего на домашнем компьютере, подключенном к сети. Проблема развития интеллекта учащихся не может быть решена только средствами информатики, но проблема развития науки об образовании должна разрешаться с учетом перехода в информационное общество, в котором будет сформирована инфоно-сфера личности, а поэтому развитие интеллектуальных способностей личности даже в настоящее время тесно смыкается с проблемой информатизации образования. Возможности информатизации образования определяются современными достижениями информатики и методологией их использования в образовании.

Можно выделить три уровня информатики:

  • - физический - программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи;
  • - логический - информационные технологии;
  • - прикладной - пользовательские информационные системы.

Для физического уровня характерно, что компьютерная техника

и техника связи практически вся разработана за рубежом и в лучшем случае наблюдается лишь ее сборка на отечественном производстве.

Информатизация города, региона, области базируется на создании единой телекоммуникационной среды. Отличительными особенностями перспективных сетей являются интеграция услуг, предоставляемых пользователю, цифровизация, комплексное использование проводных, радио- и космических каналов связи, переход к цифровым сетям интегрального обслуживания . Использование волоконно-оптических линий и сетей кабельного телевидения позволяет на одной и той же базе обеспечить передачу речи, видеосигнала, данных, служебной информации и тем самым обеспечить вхождение каждого пользователя как в Российское, так и в мировое информационное пространство.

Происходит формирование единой информационной среды на основе объединения банков данных и баз знаний, проектируются конкретные информационные системы в различных областях человеческой деятельности. Совершенствование технической базы сопровождается продвижением современных операционных систем в пользовательскую среду, развиваются открытые системы.

Модели базовых информационных технологии в образовании. Для логического уровня информатики характерно совершенствование существующих, создание и развитие новых информационных технологий. Получили развитие как теория, так и практика информационных технологий . Развивается методология, совершенствуются средства информационных технологий. Уже в настоящее время могут быть выделены базовые информационные процессы и информационные технологии.

В рамках базовых технологий получают развитие конкретные технологии, решающие задачи в выбранных предметных областях. Переход к информационному обществу заставляет задуматься о готовности выпускников учебных заведений к жизни и к труду в обществе XXI века. Учитывая, что уже в настоящее время скорости преобразования технологий производства стали опережать темпы смены поколений, оказывается необходимым не только совершенствование и дополнительная подготовка, но и неоднократное освоение новых видов деятельности в течение трудовой жизни.

Поэтому в информационном обществе встает проблема обучения, и непрерывное образование становится составной частью жизни каждого человека. В этих условиях информатизация означает изменение всей образовательной системы с ее ориентацией на новую информационную культуру. Освоение новой информационной культуры может в значительной степени реализовываться за счет внедрения в учебный процесс, управление образованием и в повседневную жизнь перспективных информационных технологий.

Прежде всего следует обратить особое внимание на проблему обеспечения сферы образования теорией и методикой как разработки, так и эффективного применения новых средств информационных технологий. Теория информационных технологий должна определить модели базовых информационных процессов, связанных с получением, сбором, передачей, обработкой, хранением, накоплением и представлением информации. Особое место занимают модели формализации и представления знаний .

Весьма актуальным представляется выделение базовых информационных технологий, к которым уже в настоящее время можно отнести технологии распределенного хранения и обработки, офисные технологии, мультимедиа технологии, геоинформационные технологии, технологии защиты информации, СА8Е-технологии, телекоммуникационные технологии . На основе базовых разрабатываются прикладные информационные технологии по областям применения, позволяющие получать конкретные продукты соответствующего назначения в виде средств, систем, сред.

В рамках указанных технологий в образовании уже в настоящее время получили широкое применение:

  • 1) компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой электронные учебники, учебные пособия, тренажеры, лабораторные практикумы, системы тестирования знаний и квалификации, выполненные на различных типах машинных носителей;
  • 2) системы на базе мультимедиа-технологии , построенные с применением видеотехники, накопителей на СЭ-ЯОМ и реализуемые на ПЭВМ;
  • 3) интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях;
  • 4) информационные среды на основе баз данных и знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам;
  • 5) телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т. д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети;
  • 6) электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить производство учебных пособий и документов на различных носителях;
  • 7) электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам;
  • 8) геоинформационные системы, которые базируются на технологии объединения компьютерной картографии и систем управления базами данных. В итоге удается создать многослойные электронные карты, опорный слой которых описывает базовые явления или ситуации, а каждый последующий - задает один из аспектов, процессов или явлений;
  • 9) системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении информации, от искажений при передаче информации, от подслушивания и т. д.).

XXI век справедливо назван веком информатизации. Человечество постепенно превращается в постиндустриальное, информационное общество. Уже к 70-м годам XX века экономисты отмечали, что в развитых странах радикально меняется состав общества, причем повторяется характер изменений, отличающий переход от традиционного сельскохозяйственного общества к индустриальному.

Индустриальное общество явно превращается в иную формацию - постиндустриальное, или общество услуг.

Прогресс - это постоянное повышение производительности труда путем изобретения новых технологий, освоения новой информации, новых знаний.
Информация - основа постиндустриального общества.

В постиндустриальном мире килограммы сырья все больше заменяются битами и байтами информации. Информация - основа современного мира.

Однако, способность воспользоваться информацией зачастую определяется не только степенью одаренности индивида, но и характером полученного им образования.

Требуются новые концепции образования, новые методики и способы его получения, освоившие достижения современных ИКТ. В Узбекистане еще в 1997 году был опубликован Указ Президента Ислама Каримова «О коренном реформировании системы образования и подготовки кадров, воспитании совершенного поколения», приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, разработана национальная модель подготовки кадров, где утверждался принцип непрерывного образования. Отмечая, что коренное реформирование народного образования, реализация национальной программы требуют очень больших сил, средств и возможностей, Президент даже в тот сложный период становления государства и смены экономической формации подчеркивал: «Если смотреть на это с позиции будущего, с точки зрения и экономики, и политики, и духовности, то выгода, которую мы получим от выполнения этих задач, неизбежно покроет и оправдает любые затраты».

В сфере образования и воспитания интернет и ПК могут принести несравненно больше, чем в любой другой. Преподаватель может использовать интернет для общения с коллегами, обмена опытом, открывая при этом учащимся совершенно новые способы изучения предмета. В области образования ПК стимулирует взаимное обучение, развитие критического мышления и формирование установки на непрерывное образование в течение всей жизни. Учебные заведения, оборудованные ПК, получают значительные преимущества.

Правда, успешное применение ПК в обучении требует усилий со стороны преподавателя. В настоящее время, если не считать специалистов информатики, учащиеся легче осваивают и глубже знают ПК и интернет, чем некоторые учителя.

Школам необходимо изменить отношение к этой технологии. ПК не должны размещаться в специальных компьютерных классах, их освоение должно становиться дополнительным предметом изучения, компьютер должен постоянно использоваться на практике, быть включенным в учебный процесс, способствовать углубленному изучению любой темы и дисциплины.

ПК может и должен стать мощным инструментом в руках учителя, даже если он сам только начал осваивать его возможности и ему привычнее доска, мел или начерченные таблицы. Несомненно, можно пробудить и активизировать интерес к предмету, демонстрируя видеофрагменты и фотографии, отсылая к страницам интернета с дополнительной информацией. Существует огромное количество фильмов, соотносимых с изучением школьной программы, поэтому необходимо научить школьников и студентов находить их и внедрять в процессе обучения.

В ряде стран педагоги используют электронную почту для обсуждения общих тем, получив возможность оперативно обращаться к коллегам за помощью и получать ее без промедления. Стала возможной координация программ: по предметно или по классам обучения, с учетом возрастной психологии. Опыт и достижения других учителей, рассказ о собственных находках позволяют повышать профессионализм, корректировать самооценку и при сопоставлении - лучше понимать своих учеников.

Там, где создается компьютерная сеть, обязательно включающая ПК для учителя и учеников, с демонстрационным монитором, используемым для показа материалов интернета, стали возможны дистанционные уроки не только лучших педагогов школ, но и преподавателей вузов, с привлечением специалистов в той или иной конкретной области. Проводятся разнообразные видеоконференции, привлекаются видные деятели администрации для консультирования учащихся выпускных классов и курсов по проблемам трудоустройства. Меняются формы и способы проведения «дней открытых дверей».

В Республике Узбекистан, где после окончания 9 класса учащиеся получают возможность выбрать, в какой форме продолжать образование, определить для себя наиболее подходящий и привлекательный колледж или лицей, особенно важно широкое проведение встреч с представителями их педколлективов и с учащимися. И средние специальные, и высшие учебные заведения могут использовать для этого свои сайты. Не менее полезны и сайты крупных промышленных предприятий, четко определяющих свою потребность в специалистах конкретных областей на среднесрочную перспективу (возможно, даже с разбивкой по годам).

Учащиеся могут использовать видеоконференции для виртуальных поездок в другие страны или для изучения (детализированного) своей страны, посещения музеев и проведения совместных уроков. Гораздо шире могло бы использоваться компьютерное телевидение. У нас в республике регулярно проводятся конкурсы на звание лучшего учителя. Использование видеоконференций способно обеспечить углубленное изучение опыта лучших для любого желающего. Школы могли бы использовать ресурсы вузов для обогащения учебной программы и расширения дополнительных материалов. Стало бы возможным виртуальное присутствие в классах детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать ежедневных занятий. Более того, учащиеся с замедленной реакцией могли бы для себя несколько раз повторять непонятые в классе темы, осваивать дополнительные материалы.

Высокие технологии должны стать одним из центральных компонентов образовательного процесса и объединить сетью школу и все центры общественной жизни: музеи, библиотеки, государственные учреждения, крупные промышленные предприятия, что позволит повысить уровень эффективности обучения и выработать установку на продолжение непрерывного образования после окончания учебного заведения.

Сеть школы должна объединять учащихся, учителей и родителей. Учебные материалы должны быть адаптированы для виртуального участия в занятиях из дома.

Однако, как неоднократно отмечалось, полная реализация потенциала ПК невозможна без их использования учениками в процессе выполнения классной и домашней работы по любому предмету.

В Республике Узбекистан постоянно растет число компьютеров, используемых в сфере образования, создаются специализированные компьютерные классы, облегчается доступ к интернет-сетям. Создана и расширяется республиканская библиотека сети - ZiyoNET.

Построение школьных сетей должно стать первым шагом к реализации более широких планов создания образовательных сообществ. Получение знаний с использованием высоких технологий - сегодня это приоритетная задача. ПК могут быть использованы в административных процессах сферы образования, а также для сравнения и сопоставления всех показателей в различных временных или географических срезах.

Чтобы получить отдачу от инвестиций в высокие технологии и обеспечить их скорейший возврат, необходимо повышение образовательного уровня всех членов общества. Сегодня очень важно приобретение базовых навыков работы с компьютером. Ведь они могут быть использованы почти на любом рабочем месте. Не менее важно и освоение информационных технологий. Должна быть создана необходимая инфраструктура, в оплате которой будут совместно участвовать государственный и частный сектора. Для коммерческих предприятий это может стать частью «инвестиционного цикла», при котором вложение средств в образование сегодня позволит получить более квалифицированных работников в будущем.

Создаваемая сеть должна быть открыта для всех членов общества, позволяя им постоянно повышать свой образовательный уровень. Впоследствии может быть создана новая система заочного образования, продуманно и законодательно обосновано его лицензирование, поскольку в ней будут совмещаться элементы очного и компьютерного (дистанционного) обучения.

Полученные сертификаты станут весомым аргументом в повышении потенциальной ценности работника.
Сегодня многие учебные заведения разных стран мира вводят в учебный процесс все больше элементов подготовки к жизни в информационном веке. Создаваемая компьютерная коммуникационная инфраструктура определяет новый качественный уровень взаимодействия учителей, родителей и учащихся. Первым шагом в ее формировании должно стать максимальное оснащение школ ПК и помощь учащимся в их приобретении. Целью - освоение ПК каждым учащимся. При этом уроки информатики должны стать лишь первым шагом включения ПК и сети интернет в образовательный процесс.

ПК позволяют по-новому подойти к традиционной учебе. Глубина и широта информационного охвата, вследствие доступности технологии получения любых желаемых сведений и легкости анализа данных, способствуют совершенствованию фундаментальных навыков владения устной и письменной речью, качественно улучшают методики анализа материала. Чем больше информации из источников, представляющих различные точки зрения, получает и изучает учащийся, тем сильнее развивается у него способность оценить информацию, критически ее воспринимать и делать собственные независимые суждения. Меняются и функции преподавателя, в особенности, в высшей школе. Он должен теперь не только непосредственно давать информацию, но и научить методам ее поиска, помочь разобраться в позиции автора материала, понять и оценить ее, уметь сопоставить с другими позициями и взглядами изучаемой проблемы.

Педагогика вбирает в себя некоторые принципы и методы консалтинга. Учитель помогает обучающимся разобраться в подлинной ценности отыскиваемого в сети материала, отбросить все лишнее, ненужное, мешающее формированию мировоззрения и духовности, освоить способы сопротивления всем видам и формам спама - от собственно рекламного до информационного.

Использование ПК позволяет широко разнообразить способы обучения и индивидуализировать их.
Программное обучение способно предоставлять информацию во множестве форм и легко персонализировать ее. Уходит в прошлое школьный учитель, сообщающий информацию и проверяющий домашние задания. Компьютер позволяет осваивать информацию в наиболее удобном для личного восприятия темпе, дополнять чтение текстов прослушиванием и просмотром аудио- и видеозаписей, экспериментировать с реальными и виртуальными моделями и общаться по изучаемой теме со школьниками в любом уголке мира.

Вероятно, со временем в интернете будут размещены лекции по всем важнейшим предметам лучших педагогов мира. Но это не отменит роли непосредственного школьного наставника. Школьные учителя, взяв интернет-лекции за основу, смогут создавать исследовательские и дискуссионные группы по изучаемым темам. У учеников будут формироваться не только навыки анализа, но и умение выбрать близкую для себя позицию, аргументированно защищать ее. Интернет-лекцию можно прослушать в любое, необходимое для освоения материала время, множество раз.

Изучая возможные формы и способы модернизации сферы образования, обусловленные вызовами информационного века, специалисты приходят к очень серьезным выводам, видя в ПК - основное средство коммуникации и труда в информационном веке. ПК и интернет несут с собой одно фундаментальное изменение: благодаря им каждый ученик каждой школы, как и любой член общества, продолжающий свое образование, получает доступ к информации и возможности сотрудничества, недоступные прежде. А специалисты сферы образования смогут использовать преимущества этой информационной среды для повышения своего профессионального уровня. Те из них, кто первым примет ПК на вооружение в качестве нового средства преподавания и обучения, станут проводниками перемен.

В Одноклассники

Если бы Америка сохраняла только гонку вооружений, мы могли бы стать страной-банкротом, подобно бывшему Советскому Союзу . Когда в 1989 году рухнула Берлинская стена, американские рынки капитала быстро переместились в информационный век. Такая свобода быстро перестраиваться и есть финансовая сила, обеспечиваемая свободным капиталистическим обществом. Япония же и Англия не могут меняться так быстро, потому что обе эти страны слишком многое связывает с их феодальным прошлым, известным как мо-  


Современная, школьная система все еще борется за то, чтобы давать детям лучшее содержание, вместо того чтобы обратить внимание на то, что информационный век уже изменил контекст окружающего мира. Точно так же, как в рецензии на мою книгу журналист написал, что единственным ее оправданием с социальной точки зрения является ее нацеленность на развитие в ребенке трудолюбия, большинство школьных учителей стараются построить курс обучения так, чтобы ваш ребенок наверняка стал очень трудолюбивым. Именно поэтому школьная система продолжает сосредоточивать внимание на содержании, а не на контексте.  

Арбитраж. В разделе 1.2 на рис. 1 представлена структурная схема валютного рынка , из которой следует, что участники рынка общаются между собой с помощью информационных систем. Их роль в формировании современного облика рынка очень велика. Так, в начале 70-х годов прошлого века сделки между банками осуществлялись при помощи телеграфа или телефона, Так как это были единственно возможные тогда средства связи . Допустим, два банка имеют соглашение о торговле валютой между собой в заранее согласованных лимитах (объемах). Дилер одного банка звонит по телефону дилеру другого банка и, назвав пароль, может запросить котировку и совершить сделку. Таким образом, чтобы узнать котировку, необходимо было совершать определенные требующие времени процедуры. Из-за этого дилеры могли знать котировки только ограниченного числа банков- не обзванивать же и не расспрашивать всех подряд. Из-за этого могли возникать ошибки, приводящие к очень интересным последствиям.  

Если посмотреть, как распределены деньги среди участников фондового рынка , то можно обнаружить действие известного правила 90% всех средств принадлежит 10% участников торгов. Таким образом, весь рынок можно разделить на большое количество мелких и средних участников (их приблизительно 90%, и они в совокупности обладают достаточно скромными средствами) и на небольшое количество средних и крупных участников, которые аккумулируют большую часть денежных средств и бумаг. Известно, что в результате ошибочных операций на рынке несут убытки и разоряются, как правило, мелкие участники торгов и очень редко - крупные. Это означает, что крупные участники в основном богатеют, а мелкие в основной массе проигрывают и выходят из игры. Место выбывших занимают вновь пришедшие - другие такие же мелкие игроки, спекулянты и инвесторы. Этот факт обычно замалчивается в соответствующих руководствах по трейдингу. Между тем он очень важен для понимания того, как наладить прибыльную торговлю. Различия между частным инвестором и крупным профессиональным дилером заключены не только в количестве имеющихся денежных средств . Они и в подходе к проведению операций на рынке ценных бумаг . Иными словами, различия лежат в области философии ведения бизнеса профессионалом и любителем. В наш век информационных технологий и сотрудник брокера-дилера , и частный игрок имеют почти равные возможности по скорости доступа к торговой площадке. А также почти равные возможности в получении информации и аналитических отчетов известных инвестиционных банков и информационно-аналитических агентств. Почему же непрофессионалу так трудно тягаться с профессиональным участником В чем разница между ними Ответ надо искать в разной постановке риск-менеджмента , с одной стороны, и в диаметрально противоположных действиях в схожих рыночных ситуациях , с другой.  

Так как же быть в курсе всего в информационный век Дальше я привожу некоторые из тех шагов, которые предпринимаю, чтобы все время учиться. Я не говорю, что вы должны делать в точности то же самое, а просто делюсь с вами тем, что делаю сам. Если вам это подходит - прекрасно, а если нет, тогда ищите то, что вам нужно. I. Я постоянно просматриваю материал аудиобиблиотеки Nightingale- onant . В 1974 году, решив следовать по стопам моего богатого папы, я знал, что иметь в качестве наставника одного богатого папу - недостаточно, нужны еще и другие. Я понимал, что мне потребуется информация, которую традиционная система образования не предоставляет. В 1974 году я проштудировал аудиокассеты с бесценной информацией, которая не только обогатила мое содержание, но и расширила мой контекст, благодаря чему я смог использовать свои знания.  

Оканчивая среднюю школу, я думал, что уже взрослый и знаю ответы на все вопросы. Сегодня же я часто повторяю Хотел бы я тогда знать то, что знаю сейчас. Есть много такого, что я сделал в прошлом, и рад, что сделал это, но сегодня я бы этого не совершил. Я считаю, что взросление - это прежде всего осознание того, что повзрослеть - значит делать все иначе по мере того, как становишься старше. Продолжать делать то же самое каждый день своей жизни - это значит всячески приостанавливать свое ментальное и эмоциональное развитие. Изменяясь, мир становится более сложным, и мы должны соответствовать ему. Одним из показателей изменяемости мира является наличие нестабильной работы и отсутствие финансовой защищенности. Компании выталкивают людей в холодный жестокий мир, говоря Не надейтесь, что мы будем заботиться о вас после того, как вы перестанете на нас работать. Или Вы бы лучше рассчитывали на то, чтобы рынок акций взял на себя заботу о вас после того, как перестанете работать. Тем не менее в реальном холодном и жестоком мире ожидать, что рынок акций будет всегда подниматься, - наивно и, более того, глупо, так же, как ожидать, что какая-нибудь добрая волшебница оплатит ваш счет дантисту. Взрослеть - значит проявлять готовность брать на себя все больше и больше ответственности за самого себя, свои действия, образование и зрелость. Если вы хотите иметь надежное финансовое будущее, необходимо знать, что на рынках бывают подъемы и спады и там нет никого, кто защитил бы вас. Чем быстрее мы повзрослеем и окажемся лицом к лицу с реальностью, тем лучше подготовим себя к будущему, поскольку обретем зрелость. В информационном веке все большему числу людей нужно повзрослеть и оторваться от старых идей индустриального века с его ожиданиями, что кто-то другой возьмет на себя ответственность за надежность вашей работы и финансовую защищенность.  

Манориальный учет логично дополнялся контрольно-аналитической функцией в рамках манориального аудита. Последний имел различные формы наиболее традиционная заключалась в следующем перед лордом зачитывалось содержание манориального отчета. В крупных хозяйствах проводились инвентаризации специально назначенным аудитором. В отличие от аудита греческого и римского периодов особенностью британского средневекового аудита была нацеленность аудитора не только и не столько на инвентаризацию имущества и контроль счетов, но, прежде всего, на расчет результатов, которые должны были иметь место после той или иной сделки. Нередки были случаи, когда счета корректировались, а сумма, за которую должен был отчитаться управляющий, увеличивалась. Таким образом, системы манориального учета и аудита выполняли, по сути, две аналитические функции - контрольную и информационную - и выполняли их довольно успешно. Этим объясняется их жиЕ учгсть на протяжении нескольких веков. Определенный недостаток манориального учета заключался в том, что он не был приспособлен для расчета прибыли правда, следует признать, что особой нужды в подобной оэиентации в то время не было. Несмотря на этот недостаток, можно в принципе утверждать, что в манориальной системе с очевидностью проявлялась в известной степени формализованная и систематизированная взаимосвязь учетной, контрольной и аналитической функций системы управления . Кроме того, здесь присутствовали и элементы финансового контроля.  

Если вы отходите от дел в молодом возрасте, у вас появляется одно преимущество теперь вы располагаете свободным временем, чтобы разбогатеть. Между прочим, по мнению журнала Forbes , богатым можно считать человека, имеющего доход один миллион или более долларов в год. Другими словами, согласно данной оценке, отойдя от дел, мы все еще не были богатыми людьми. Поэтому одной из причин отхода от дел в молодом возрасте было то, что у нас появилось свободное время , чтобы разбогатеть. У нас был такой план использовать время на инвестирование и создание различного рода предприятий. Сегодня мы являемся владельцами компаний по недвижимости, создали издательскую и нефтяную компании, компанию по разработке недр, а также по инвестициям на фондовом рынке . Как часто говорил богатый папа, любая работа должна быть направлена на то, чтобы разбогатеть. Другими словами, мы отошли от дел молодыми, для того чтобы иметь время разбогатеть. Сегодня наш годовой доход от инвестиций и различных предприятий исчисляется миллионами и неуклонно растет - даже после того, как обрушился рынок акций . Все идет в соответствии с планом. В Руководстве богатого папы по инвестированию я писал, что у большинства людей есть план, как стать бедными. Вот почему они заявляют Если я отойду от дел, мой доход снизится. Иными словами, они как бы говорят Я планирую работать не покладая рук всю свою жизнь, а потом, когда отойду or дел, стану еще беднее. Возможно, в индустриальном веке такой план был бы вполне приемлемым, но с точки зрения информационного это очень скверный план.  

В наш век технологий вам понадобится совсем немного оборудования для начала дэйтрейдинга. Как только вы получаете доступ в Интернет, вы уже можете начинать торговать. Единственно, обзаведитесь такой очень важной составляющей оснащения как система котировок акций. Большинство систем котировок передаются прямо через Интернет, что значительно сокращает их стоимость. Совершенно необходимо для торговли наличие котировок в реальном режиме времени. Если вы торгуете по информации с задержкой котировок, то могу держать пари, что вы потеряете деньги. Хорошая система обходится в 80 вложений в месяц. Вы, несомненно, слышали рекламу онлайновых брокеров, утверждающих, что они обеспечат вас бесплатными котировками в реальном режиме времени при размещении сделки или открытии счета у них. Разве что в кошмарном сне мне пригрезится та ситуация, когда мне понадобятся системы котировок, предоставляемые бесплатно онлайновыми брокерами . Вы не сможете прибыльно торговать, полагаясь на такие котировки. Почему - Потому что каждый торговец на Уолл-Стрит пользуется постоянно обновляемыми котировками, которые отражают ежесекундно каждое изменение на рынке. Вы же, наблюдая сразу за 15 акциями, не сможете проследить их текущую торговую активность , потому что вам не удастся уловить появляющиеся посекундные изменения. Вы окажетесь вне информационно-  

Новая терминология, используемая в компьютерный век, в известной мере затемняет то обстоятельство, что процесс книгоиздания при использовании небумажных носителей остается без изменений. Научная и техническая книга представляет собою базу данных. Ее будущее зависит от того, насколько удобной она будет для пользователя. Одним из путей достижения большей эффективности книги является ускорение чрезвычайно медленного процесса ее изготовления. В будущем автор будет иметь возможность посредством своего компьютера общаться с редактором непосредственно в процессе работы. Отомрут такие чисто гутенберговские процедуры, как предварительное редактирование, набор, считка гранок. Оперативная печать принесет большую экономию. Издателей уже не будет смущать незначительный тираж, поскольку они смогут оправдать свои расходы, выплатить авторский гонорар и получить прибыль. Новые технологии начнут оказывать помощь издателям, которые будут нуждаться в помощи авторов, чтобы сократить время от посева до жатвы. Книга сможет полностью приспособиться к потребностям быстро изменяющегося информационного общества.