Понятие " информационного общества " - правопреемник понятия "постиндустриального общества", его детализация. Синонимы: "интеллектуальное общество", "общество знания ", "образованное общество". Информационное общество как информационная (знаниевая) ступень развития материальной и духовной культуры постиндустриальной цивилизации - это цивилизационная формация.
Первые упоминания понятия информационного общества относятся к 60 гг. 20 в. (США, Япония). В ту пору полагалось, что главным отличительным признаком нового общества будет информационная экономика, основным продуктом и ресурсом которой станет информация и ее высшая форма - знание, а основной функцией - экономия времени с помощью информационных технологий. В то же время высказывались опасения, что информация может стать мощным властным ресурсом, концентрация которого потенциально может привести к возникновению информационного варианта тоталитарного государства.
Со временем стало ясно, что одной информационной экономикой информационное общество не обойдется. Чтобы не возникло в нем упомянутой опасности для демократии, чтобы общество развивалось гармонично и в интересах всех граждан, оно должно быть многогранным, учитывающим все стороны жизни. Иными словами, необходимые признаки информационного общества не должны ограничиваться материально-экономическими интересами граждан, но учитывать и их духовные потребности.
В настоящее время сложилось следующая совокупность таких признаков:
- * культ знаний;
- * информационная экономика;
- * информационная культура;
- * информационный рынок труда;
- * информационная инфраструктура;
- * информатизация социальных технологий;
- * информационное законодательство.
Возможно, перечисленные необходимые признаки, строго говоря, недостаточны. Как бы то ни было, материальная и духовная жизнь общества в целом должна от прежних потребительских ценностей индустриального общества перейти к новым "информационным ценностям", безусловное следование которым и делает общество информационным в полном смысле данного понятия.
Культ знаний - не то же самое, что экономическая категория производства знаний. Культ знаний означает, что в общественной морали устойчиво преобладает тяга к духовному самосовершенствованию над стимулом материального благополучия. Культ знаний - это социально-психологическая установка, влияющая на все остальные подобные установки граждан информационного общества.
Информационная экономика должна быть ориентирована на высокие технологии (Hi-Tech) - микро, нано электронику, глобальные коммуникации, накопление и распространение данных и знаний, экономию времени, энергии и других общественных ресурсов, разработку и внедрение интеллектуальных продуктов. Информационная экономика страны должна вписываться в глобальный информационно-экономический процесс.
Информационная культура - часть общей культуры социума, организующая социальную жизнь через информационную сферу. Внешняя информационная культура есть культура коммуникации и управления (данных и команд). Внешняя информационная культура общества и личности безотрывно связана с их внутренней информационной культурой, под которой понимается культура познания (знания).
Информационный рынок труда должен охватывать более половины трудоспособного населения. Это значит, что более 50% трудовых ресурсов общества должно работать в информационной сфере (компьютерные технологии; телекоммуникации; информационные услуги, включая библиотеки и сферу искусства; СМИ и рекламное дело; безлюдные производства под управлением АСУ и роботов; микропроцессорные и нано технические системы и устройства; наука и образование и т.п.).
Информационная инфраструктура включает аппаратно-программные средства поддержки информационной сферы деятельности общества.
Информационное законодательство есть совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.
Все признаки информационного общества должны быть не провозглашаемыми, а действующими, должны "работать" все вместе. Вычленение хотя бы одного признака как неработающего приводит к ликвидации (самоликвидации) информационного общества. Так, например, известны многие государства с развитой информационной инфраструктурой, но отсутствием информационной культуры, культа знаний, действующего информационного законодательства и др. В таких государствах нет информационного общества, как нет его и в тех странах, которые не вписались в глобализационные процессы планетарного масштаба, исповедуют изоляционизм, закрытость, попрание демократических норм и прав человека. Локальные информационные общества нежизнеспособны. Приоритетным для человечества является глобальное (планетарное) информационное общество, но достижимо ли оно в современном разнополярном мозаичном мире, полном противоречий и взаимного непонимания?! Без компромиссов не обойтись!
Информатизация общества вносит фундаментальные изменения в профессиональную деятельность, преобладающей формой которой становится умственная деятельность. При этом мозг подвергается неведомым прежде нервно-психологическим нагрузкам, пропорциональным все возрастающему потоку информации (знаний). Человек добровольно переходит из родного ему естественного мира в искусственный мир информационной техники, что таит угрозу самой человеческой природе. В процессы информатизации молодежь вовлекается чаще и интенсивнее, чем старшие поколения. В этих условиях дети, юноши и девушки, у которых завершается анатомо-физиологическое формирование организма и становление личности, подвергаются скрытой опасности, исходящей от неблагоприятных факторов с их кумулятивным (накопительным) механизмом воздействия. Ежедневное нерегламентированное во времени общение с виртуальным миром синтезированных текстов, изображений и звуков, с органами управления информационной техники, с виртуальной жизнью, виртуальными играми и персоналиями создает серьезные проблемы для воспитания личности, работы чувства. Конечно, человек живуч и гибко адаптируется к любой среде. Но эту способность нельзя беспредельно эксплуатировать.
Данная проблема не интересна для ИТ-бизнеса по понятным причинам, но для информационного общества она не безразлична. Решать ее придется в рамках междисциплинарных исследований, находящихся на стыке естественных, гуманитарных и технических научных дисциплин.
Не следует пренебрегать и проблемой подконтрольности, которую человек взвалил на себя вместе с переходом от информационной и коммуникативной техники коллективного пользования к персональным компьютерам и персональным (мобильным) телефонам. Теперь каждый "юзер", каждый телефонный абонент не может чувствовать себя в безопасности, находясь в сетевом информационно-коммуникационном пространстве, ибо каждый шаг в нем кем-то и где-то может фиксироваться в рамках и вне рамок закона. Это создает дополнительную психологическую нагрузку "несвободы" для людей в информационном обществе, которое по замыслу его устроителей должно было бы освободить человека.
Впервые понятие информационное общество было употреблено Машлуном в 1962г. Позже (в 1972 гю) Ёндзи Масуда дает определение инф обществу - это такое общество, где главным условием благополучия каждого человека и государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней, а сам процесс инф. обмена не имеет не временных, не пространственных, не политических границ.
Признаки: наличие внутреннего инф. рынка, интеграция его с мировым инф. рынком; наличие инф. инфраструктуры разработки стратегии инф. общества, обязательная экспертиза проектов и законов, ежегодный доклад по развитию инф. общества.
Особенности: громоздкие корпорации заменяются мелкими эк. формами(работа на удаленном расстоянии), ведущая роль отводится ЭД, замена традиционной печати эл. книгами и журналами.
2. Типология обществ (письменные, дописьменные; традиционные, индустриальные, постиндустриальные). Влияние информационных технологий на изменение общественных отношений.
Письменные общества - знания передаются устно.
Сложные - имеют организационную структуру управления.
Типология Моргана, Маркса, Энгельса: первобытные, рабовладельческие, феодалистические, капиталистические.
Традиционное общество общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей
Даниэл Белл, Тофлер: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное (первичность научного знания и информации, автоматизация и информатизация производства, появление "безлюдного производства", ведущая роль науки, образования)
3. Тенденции развития современного информационного общества.
В России есть стратегия развития инф. общества(утверждена 7 февраля 2008 г. президентом). Включается: повышение качества образования, мед. обслуживания на базе инф. технологий, повышение эффективности управления, оперативности предоставления услуг, подготовка квалифицированных кадров в сфере IT, противодействие компьютерным преступлениям. Трансграничное пространство и общество (речь идет о сообществе лиц разных стран и континентов, вступающих друг с другом в различные связи и отношения по поводу инф, циркулируемой в инф. сфере, поэтому можно говорить о формировании сообщества лиц, без определенных национальных границ, а так же территории в привычном нам смысле.
Тендениции: 1) формирование новой формы собственности на инф. продукты, а именно интеллектуальной; 2) изменение мотиваций труда(наемный работник постепенно становится собственником); 3) формирование бесклассовой соц. Структуры, индивидуализация общественных связей (больше сидит дома).
4. Роль информации и права в информационном обществе. Информационные революции.
Современный период- переход от постиндустриального к информационному обществу.
4 инф. Революции: первая происходит в результате появления письменности и фиксации письменности(10 тыс. лет назад), вторая связана с появлением книгопечатения(середина 16 века), третья- появление электричества(19век), четвертая - появление компьютера и компьютерной сети. 5 инф революция - интернет входит в космическое пространство.
Особенности и проблемы информационного общества
Информационное общество – это ступень исторического развития, ведущая от постиндустриального общества к обществу знаний. По современным представлениям, информационное общество − это такое общество, в котором:
· производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности;
· информация признается наиболее значимым ресурсом;
· ИКТ становятся базовыми технологиями;
· информационная среда наряду с социальной и экологической становится новой системно значимой средой обитания человека.
Основными отличительными признаками информационного общества являются:
· информационная экономика, для которой характерны новые организационные формы, а также более высокая скорость развития;
· высокая информационная культура и высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения;
· возможность более успешного развития человека благодаря свободному доступу каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества; таким образом, увеличивается сфера свободы личности и область ее возможностей в освоении мира и взаимодействии с обществом.
Информационное построено на активном использовании ИКТ в производственной, социально-политической и индивидуальной сферах. Оно является открытым, или гражданским, обществом, политически открытым для глобальных процессов, и отличается высокими показателями общего уровня развития человеческого капитала, высоким комплексным показателем развития человека, или индексом человеческого развития .
На современной карте цивилизации наиболее успешны и развиты не те страны, которые обладают большими территориями или же населением, а прежде всего те, где хорошо развита наука, образование, инновационная сфера – в первую очередь, общества с динамично развивающейся экономикой, конкурентоспособной на международном уровне. Так, это не Бразилия, Индия или Россия, обладающие большими территориями. И не Китай: экономические успехи Китая пока идут за счет огромного количества экономически активного населения, наряду с существенными ограничениями потребностей населения, т.е. за счет дешевизны труда и объема производства, а не благодаря развитым наукоёмким и высокотехнологичным производствам).
Социолог Роберт Коэн отмечал следующие особенности современной эпохи: «Мы вправе допустить, что нынешние времена, по крайней мере, в двух важнейших отношениях отличаются от прошлого. Во-первых, определенный количественный рост достиг критической точки, за которой, как принято говорить, количество переходит в качество, рост вступает в некоторую новую фазу... Вторая жизненно важная характеристика нашего времени − это всемирный характер социальных и технических проблем»
Выделяют 7 значимых характеристик информационного общества.
1. Развитие сетевой экономики страны (производство, торговля, услуги) и ее интеграция в современную глобальную экономику.
2. Формирование и развитие инновационной системы страны, в которой значительную роль играет государство, определяющее инновационную политику страны.
3. Технологическое развитие страны, данная характеристика отражает развитие страны путем осуществления разработки новых технологий, внедрения их в производство и торговли технологиями. Для этого необходима информационная инфраструктура.
4. Наличие гражданских институтов, которые необходимы для регулирования и развития новых отношений.
5. Повышение уровня развития человека, в котором отражается уровень человеческого капитала, образования, здравоохранения и т.д.
6. Международная конкурентоспособность страны: страна должна иметь определенные конкурентные преимущества в производстве благ и услуг, как информационных, так и производственных.
7. Открытость экономики для глобальных процессов. Появление интернета ускорило обмен информацией в том числе глобальной, способствовало развитию сетевых структур, сетевого бизнеса.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кемеровский институт (филиал)
Кафедра философии и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: « Социология »
Тема: Информационное общество
Выполнил:
Студентка группы
Южакова О.А.
Проверил:
Спирин А.Д.
Кемерово 2009г.
информационный общество
ВВЕДЕНИЕ
1 Признаки информационного общества
1.1 Основные признаки информационного общества
1.2 Процессы, происходящие в информационном обществе. Рынок информации
2 Перспективы и социальные последствия
2.1 Социальные последствия развития информационного общества
2.2 Перспективы развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня мир переживает новую мощную революцию, способную принципиально изменить жизнь людей - их работу, досуг, способы объединения в сообщества и даже отношение к самим себе.
Природа информационной революции пока до конца не исследована, однако ее смысл становится все более понятным. Наступает век экономической глобализации, и существуют самые разные мнения по поводу того, какое влияние этот процесс может оказать на развитие отдельных стран и человеческой цивилизации в целом. Резко возрастает влияние общественного мнения на политические и экономические решения.
В настоящее время изучение влияния информационного общества на окружающий мир является очень актуальным. Общественное мнение, превращается в движущую силу развития информационного общества, которое является началом духовного бытия человечества в политике, науке, философии, искусстве, религии, морали и т.д.
По мере развития общества меняются экономические, социальные, политические, технические условия общественного мнения, а вместе с ними меняется и его место в жизни общества, повышается его роль, усложняются функции, расширяются сферы деятельности и, в соответствии с этим, меняется структура, повышается степень глубины и компетентности. В то же время, расширяются границы проблем, выступающих в качестве объекта суждения общественности и т. д. Все эти процессы становятся особенно значимыми в эпоху перехода от индустриального общества к информационному, что связано, в первую очередь, с качественными изменениями в социальной природе общества.
1 Признаки информационного общества
1.1 Основные признаки информационного общества
Основными признаками информационного общества является развитие общества нового типа, формирующегося в результате новой социальной революции. Информационная технология приобретет глобальный характер и приоритет по сравнению с другими ресурсами, охватывает все сферы социальной деятельности человека. Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации.
Развитие информационного общества затрагивает все стороны нашей жизни. В экономической среде происходит глобализация экономики (на огромных земных пространствах складывается единый рынок финансов, товаров, рабочей силы, услуг); развивается электронная экономика (перспективы развития электронного бизнеса); система электронных расчетов и ведения финансов; электронные деньги; автоматизации и роботизации производства. Кроме того, складывается искусственный интеллект: автоматическое программирование, планирование, обучение машин, распознавание зрительных образов; информация является средством управления массами; Интернет как виртуальная среда общения.
Развитие компьютерной культуры имеет немаловажное значение в нашей жизни - это электронные библиотеки, виртуальные музеи, фонотеки и т.п. Развивается образовательная сторона нашей жизни - непрерывное образование, дистанционное обучение, более полный доступ к учебной литературе за счет появления электронных учебников.
В медицине происходит развитие новых технологий (дистанционная диагностика, непрерывный профилактический мониторинг, переход к домашней телемедицине, создание новых лекарств и др.). Распространение медицинской и фармакологической информации облегчает нам доступ к знаниям о своем здоровье, появление измерительных технических устройств, компьютеров и информационных систем (гиподинамия, психические расстройства, электромагнитные и электростатические поля и другие виды излучений).
В новом современном глобальном обществе обмен информацией не имеет временных, пространственных, политических границ. Формируется единое информационное пространство, т.е. полноправное участие любого субъекта в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов.
Информационное общество - это общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу, распространению и использованию информации как важнейшего условия развития.
1.2 Процессы, происходящие в информационном обществе . Рынок информации
В информационном обществе происходит становление и доминирование в экономике новых технологических укладов, которые основываются на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Создается и развивается рынок информации и знаний, как фактор производства. Такой рынок является дополнением к рынкам природных ресурсов, труда и капитала. Постепенно рынок информации превращается в реальные ресурсы социально - экономического развития, происходит фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах.
Информационная структура играет огромную роль в системе общественного производства, повышает уровень образования. Происходит научно - техническое и культурное развитие за счет расширения возможностей информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда.
Технический и технологический прогресс влечет за собой появление новых видов информационных продуктов, объединяющих текст, звук и изображение, а также новых видов информационных услуг, при которых все средства передачи данных начинают взаимно дополнять друг друга и даже проявлять тенденцию к объединению в единое целое. Развитие технических средств несет с собой глубочайшие качественные перемены во всех сферах жизни.
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.
2 Перспективы и социальные последствия
2.1 Социальные последствия развития информационного общества
Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа жизни людей. Вес информационного сектора экономики постоянно возрастает.
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые формы рабочих отношений как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального труда. Эти новые отношения, несмотря на возрастание информационного давления на человека, помогают технологически и психологически решать главную задачу - повышение эффективности любых видов деятельности.
Применение информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования и в сфере индивидуального потребления информационных продуктов и услуг существенно повышает уровень общего и профессионального образования, что помогает получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурных облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности. Дистанционное образование на основе современных информационных технологий является для многих стран, и для России тоже, единственным шансом подготовить людей для жизни и работы в информационном мире XXI века.
Развитие национального и глобального информационного общества не может остановиться, и как бы то ни было, информационная революция очень быстро меняет мир. Эти изменения неизбежны и чрезвычайно масштабны, и их скорость растет.
Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что информационная революция несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы. Глобальные последствия от использования информационных технологий уже проявились в увеличении разрыва между уровнями развития богатых индустриальных стран и остального мира. Отрыв промышленно развитых стран в области технологии и в инфраструктуре уже не в состоянии наверстать страны, "обделенные в плане информации".
"Высокоскоростная глобальная экономика" напоминает всемирные гонки, в которых в качестве приза выступает конкурентное преимущество, а финишная лента постоянно отодвигается. Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных корпораций может неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также права на труд и социальную защиту, - причем во всемирном масштабе. Реальным сигналом тревоги является беспрецедентное сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с ИТ, в экономически наиболее развитых странах.
Кроме того, ИТ пока никак не повлияли на решение проблемы равенства граждан, регионов и стран. Даже выйдя на социальную арену, они не проникли дальше индивидуального уровня, т.е. пока речь идет скорее о распространении персональных компьютеров, нежели об организации доступа к информационным ресурсам и услугам для сообществ. До сего дня информационные технологии служили лишь укреплению благосостояния и власти, а основные социальные изменения, которые они принесли с собой, произошли пока только на рабочих местах и во взаимоотношениях между компаниями.
В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей и пр. Эффективные методы противодействия этим и другим опасностям информационного века, как и в случае защиты национальных производителей, лежат не в области отгораживания себя от глобального информационного пространства, а в сфере развития собственного полноценного участия в формировании этого пространства.
2.2 Перспективы развития
Сегодня стало очевидным преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами. Поэтому слово "информация" приобрело поистине магическое значение, а современные информационные технологии являются подлинной движущей силой мирового экономического и технологического развития, преумножая сегодняшние знания и духовные ценности, расширяя сферы использования достижений науки и техники XX века.
Информационное общество будет постепенно трансформироваться в "общество мудрости", где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах. Мудрость, основанная на информации и знании, поможет сформировать общество, существующее в благоприятной окружающей среде, принимающее во внимание интересы и благосостояние каждого и стремящееся к включению всех граждан в активную продуктивную деятельность, придающее социальным и культурным аспектам жизни не меньшее значение, чем материальным и экономическим.
Переход к информационному обществу любой страны - это процесс, требующий больших материальных затрат на формирование и развитие информационной среды, развитие индустрии информационных услуг и “доведение” их до каждого члена общества.
Каждый человек должен иметь возможность овладевать навыками и знаниями, необходимыми для понимания сути информационного общества, активного участия. Грамотность и всеобщее начальное образование являются ключевыми факторами при построении открытого для всех без исключения информационного общества
Непрерывное образование и образование для взрослых, переподготовка, обучение в течение всей жизни, дистанционное обучение и другие специальные услуги, такие как телемедицина, могут внести решающий вклад в расширение возможностей трудоустройства и содействовать людям в использовании новых перспектив в отношении традиционных рабочих мест, самозанятости и освоения новых профессий. Необходимым фундаментом для этого являются информированность и грамотность в области.
Реализация наших общих стремлений, прежде всего к тому, чтобы развивающиеся страны и страны с переходной экономикой стали полноправными членами информационного общества во многом зависят от ускорения наращивания потенциала в области образования, технологий, ноу-хау и доступа к информации. Эти факторы являются решающими в определении уровня развития и конкурентоспособности.
С другой стороны, уже сейчас нельзя не видеть углубляющегося противоречия между людьми, занимающимися разработкой информационных технологий, и отдельными категориями людей, например, жителей села определенной возрастной группы (этим людям очень трудно либо вовсе невозможно адаптироваться к среде информационного общества). Информационные технологии подчас бесцеремонно вмешиваются в частную жизнь людей и организаций и разрушают ее. Обостряется проблема отбора качественной и достоверной информации.
Очевидно, что дальнейшее развитие цивилизации зависит от того, как скоро будут изобретены методы быстрой и качественной обработки информации. Все технологии, которые будут созданы в ближайшем будущем, станут называть "технологиями третьего тысячелетия" или "технологиями XXI века". XXI в. станет переломным в развитии человечества. Поэтому все обозначенные выше проблемы требуют к себе самого пристального внимания со стороны философов, экономистов, социологов, политологов, педагогов и, наконец, государства, чтобы не оказаться неготовыми идти в ногу с развитыми странами. И решены эти проблемы могут быть только комплексно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическое поведение людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема “отцов и детей”. Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям. В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.
Благодаря глобализации средств массовой информации, компьютерных сетей, доступности информационных развлечений возникает глобальная мода, интенсивно формирующая новые модели и нормы поведения, особенно в среде молодежи. Важно преодолеть их навязывание и дать возможность небольшим сообществам или национальным образованиям развивать свою культуру, сохранять язык, формировать чувство духовного единства.
Проблема информатизации общества весьма актуальна и должна рассматриваться всесторонне и комплексно в философском, экономическом, социальном, культурном, нравственном, научно-техническом, психолого-педагогическом, медицинском и правовом аспектах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградов В.А.. Современные информационные технологии и общество. Москва, 2002.
2. Уэбстер Ф. Теория информационного общества. Аспект-пресс, 2004.
3. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. 2003.
4. http://bank.orenipk.ru/Text/t16_19.htm
5. http://www.mgn.ru/~mus/aftoref.html
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие и сущность информации. Развитие представлений об информации. Понятие и сущность информационного общества. Причины и последствия информационных революций. Возникновение и основные этапы развития информационного общества.
курсовая работа , добавлен 15.05.2007
Понятие информационной революции, ее роль в формировании информационного общества. Современные международные отношения в условиях развития информационного общества, дальнейшие перспективы данного процесса в современной России. Духовная безопасность.
курсовая работа , добавлен 09.06.2013
Основные этапы становления, базовые критерии, перспективы развития информационного общества. Обзор концепций интеллектуальной технологии как его сущности. Прогнозирование перспектив развития информационного общества, роль глобализации в этом процессе.
реферат , добавлен 22.07.2014
Информационное общество как очередной этап развития человечества. Социально-экономические структуры, цели и проблемы информационного общества. Инновационные циклы становления человечества. Инфокоммуникация и процесс глобализации в развитии цивилизации.
презентация , добавлен 07.04.2014
Концепция постиндустриального информационного общества. Увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание глобального информационного пространства. Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития.
контрольная работа , добавлен 25.09.2013
Информационное общество как ступень в развитии современной цивилизации, его основные характеристики, этапы процесса развития. Декларация тысячелетия ООН. Окинавская хартия глобального информационного общества. Стратегия и пути его развития в России.
презентация , добавлен 25.07.2013
Социальная система человеческого общества. Взаимодействие информации и общества. Изменение социальных регуляторов. Прогресс компьютеризированных информационных и коммуникационных технологий. Основные этапы становления и модели информационного общества.
презентация , добавлен 05.04.2014
Понятие "информационного общества" в рассмотрении современных философов, исторические этапы его развития и формирования, роль государства. Американский и канадский опыт создания информационной супермагистрали, государственная программа информатизации.
книга , добавлен 01.02.2010
Место информации и данных в процессе информационного обмена общества. Понятие, функции и характеристики информации. Описание противоречий информационного общества. Анализ влияния средств информационного обмена на развитие систем общественных отношений.
реферат , добавлен 12.10.2010
Сущность социальных процессов и их типология. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества. Проблема наркотизма и пьянства. Социальные процессы в России. Гражданское общество и его альтернативы в российской политике.
Билет № 81. Проблемы создания информационного общества в России: новые возможности, новые угрозы.
В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991-1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994-1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, – этап формирования и реализации политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002-2010 гг.», которая в 2010 г. сменилась Государственной программой «Информационное общество», принятой распоряжением Правительства России №1815-р от 20 октября 2010 года. Программа разработана для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод.
Госпрограмма охватывает следующие направления:
создание электронного правительства
преодоление цифрового неравенства
развитие новых технологий связи.
Основной принцип программы: результаты должны приносить реальную, ощутимую пользу людям. Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются почти ежедневно: запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ. Программа состоит из четырех подпрограмм: развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационная среда, безопасность в информационном обществе и информационное государство.
При этом среди основных проблем создания информационного общества в России можно выделить следующие:
цифровой разрыв, неравномерность информационного развития регионов России;
система образования в России слабо нацелена на подготовку специалиста к жизни и профессиональной деятельности в условиях информационного общества, не ориентирована на формирование новой информационной культуры
экономический рост в России во многом обусловлен рыночной конъюнктурой, обеспечивающей высокие цены на сырьевые ресурсы, и ростом малого и среднего бизнеса. Однако, доля современного высокотехнологичного производства в национальном доходе крайне низка, в то время как развитые страны за счет новых или усовершенствованных технологий, за счет продукции и оборудования, содержащих новые знания или решения получают от 70 до 85 процентов прироста ВВП
Основная причина может заключаться в том, что важность построения в России информационного общества еще не осознана на уровне массового сознания и поэтому не воспринимается в качестве приоритетной задачи научно-технического и социально-экономического развития страны
Можно выделить несколько основных источников угроз безопасности информационного общества, которые могут затрагивать интересы человека, общества и государства.
Источники угроз интересам человека
Интересы человека, которые необходимо охранять в информационном обществе, заключаются, прежде всего, в реальном обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина на доступ к открытой информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность, духовное и интеллектуальное развитие.
Наиболее опасным источником угроз этим интересам является существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг него индивидуального виртуального информационного пространства, а также возможности использования технологий воздействия на его психическую деятельность.
Сложность процедур, реализуемых в современных технологиях доступа к требуемым информационным ресурсам, критически увеличивает зависимость человека от других людей, осуществляющих разработку информационных технологий, определение алгоритмов поиска требуемой информации, ее предварительной обработки, приведения к виду, удобному для восприятия, доведение до потребителя. По существу, эти люди во многом формируют для человека информационный фон его жизни, определяют субъективную оценку условий, в которых он живет и действует, решает свои жизненные проблемы. Именно поэтому представляется исключительно важным обеспечить безопасности взаимодействия человека с информационной инфраструктурой.
Другим опасным источником угроз интересам человека является использование во вред его интересам персональных данных, накапливаемых органами государственной власти, а также расширение возможности скрытного сбора информации, составляющей его личную и семейную тайну, сведений о его частной жизни.
Источники угроз интересам общества
Интересы общества в информационной сфере заключаются в защите жизненно важных интересов личности в этой сфере, обеспечении реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Одним из источников угроз интересам общества в информационной сфере является непрерывное усложнение информационных систем и сетей связи критически важных инфраструктур обеспечения жизни общества.
Эти угрозы могут проявляться в виде как преднамеренных, так и непреднамеренных ошибок, сбоев и отказов техники и программного обеспечения, вредного воздействия на эти инфраструктуры со стороны преступных структур и криминальных элементов. Объектами реализации таких угроз могут выступать информационные системы энергетической, транспортной, трубопроводной и некоторых других инфраструктур.
Опасным источником угроз выступает возможность концентрации средств массовой информации в руках небольшой группы собственников. Эти угрозы могут проявляться в виде манипуляции общественным мнением по отношению к тем или иным общественно значимым событиям.
Представляется, что одним из источников угроз будет обострение конкуренции на отечественных и зарубежных рынках продуктов интеллектуальной деятельности. Эта угроза может проявиться в виде расширения масштабов недобросовестной конкуренции, нарушения прав интеллектуальной собственности.
Наконец, опасным источником угроз является расширение масштабов отечественной и международной компьютерной преступности.
Угрозы могут проявляться в виде попыток осуществления мошеннических операций с использованием глобальных или отечественных информационно-телекоммуникационных систем, отмывания финансовых средств, полученных противоправным путем, получения неправомерного доступа к финансовой, банковской и другой информации, которая может быть использована в корыстных целях.
Источники угроз интересам государства
Интересы государства в информационной сфере состоят в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в интересах укрепления конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установления политической и социальной стабильности, экономического процветания, безусловного исполнения законов и поддержания правопорядка, развития международного сотрудничества на основе партнерства.
Наиболее опасным источником угроз интересам государства в информационной сфере является неконтролируемое распространение информационного оружия и развертывание гонки вооружений в этой области, попытки реализации концепций ведения информационных войн.
Эти угрозы могут проявляться так же в виде получения противоправного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, другой конфиденциальной информации, раскрытие которой может нанести ущерб интересам государства.