Понятие и характерные признаки информационного общества. Стадии развития информационного общества. Остановимся поподробнее на каждой из этих технологий. в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

Понятие " информационного общества " - правопреемник понятия "постиндустриального общества", его детализация. Синонимы: "интеллектуальное общество", "общество знания ", "образованное общество". Информационное общество как информационная (знаниевая) ступень развития материальной и духовной культуры постиндустриальной цивилизации - это цивилизационная формация.

Первые упоминания понятия информационного общества относятся к 60 гг. 20 в. (США, Япония). В ту пору полагалось, что главным отличительным признаком нового общества будет информационная экономика, основным продуктом и ресурсом которой станет информация и ее высшая форма - знание, а основной функцией - экономия времени с помощью информационных технологий. В то же время высказывались опасения, что информация может стать мощным властным ресурсом, концентрация которого потенциально может привести к возникновению информационного варианта тоталитарного государства.

Со временем стало ясно, что одной информационной экономикой информационное общество не обойдется. Чтобы не возникло в нем упомянутой опасности для демократии, чтобы общество развивалось гармонично и в интересах всех граждан, оно должно быть многогранным, учитывающим все стороны жизни. Иными словами, необходимые признаки информационного общества не должны ограничиваться материально-экономическими интересами граждан, но учитывать и их духовные потребности.

В настоящее время сложилось следующая совокупность таких признаков:

  • * культ знаний;
  • * информационная экономика;
  • * информационная культура;
  • * информационный рынок труда;
  • * информационная инфраструктура;
  • * информатизация социальных технологий;
  • * информационное законодательство.

Возможно, перечисленные необходимые признаки, строго говоря, недостаточны. Как бы то ни было, материальная и духовная жизнь общества в целом должна от прежних потребительских ценностей индустриального общества перейти к новым "информационным ценностям", безусловное следование которым и делает общество информационным в полном смысле данного понятия.

Культ знаний - не то же самое, что экономическая категория производства знаний. Культ знаний означает, что в общественной морали устойчиво преобладает тяга к духовному самосовершенствованию над стимулом материального благополучия. Культ знаний - это социально-психологическая установка, влияющая на все остальные подобные установки граждан информационного общества.

Информационная экономика должна быть ориентирована на высокие технологии (Hi-Tech) - микро, нано электронику, глобальные коммуникации, накопление и распространение данных и знаний, экономию времени, энергии и других общественных ресурсов, разработку и внедрение интеллектуальных продуктов. Информационная экономика страны должна вписываться в глобальный информационно-экономический процесс.

Информационная культура - часть общей культуры социума, организующая социальную жизнь через информационную сферу. Внешняя информационная культура есть культура коммуникации и управления (данных и команд). Внешняя информационная культура общества и личности безотрывно связана с их внутренней информационной культурой, под которой понимается культура познания (знания).

Информационный рынок труда должен охватывать более половины трудоспособного населения. Это значит, что более 50% трудовых ресурсов общества должно работать в информационной сфере (компьютерные технологии; телекоммуникации; информационные услуги, включая библиотеки и сферу искусства; СМИ и рекламное дело; безлюдные производства под управлением АСУ и роботов; микропроцессорные и нано технические системы и устройства; наука и образование и т.п.).

Информационная инфраструктура включает аппаратно-программные средства поддержки информационной сферы деятельности общества.

Информационное законодательство есть совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.

Все признаки информационного общества должны быть не провозглашаемыми, а действующими, должны "работать" все вместе. Вычленение хотя бы одного признака как неработающего приводит к ликвидации (самоликвидации) информационного общества. Так, например, известны многие государства с развитой информационной инфраструктурой, но отсутствием информационной культуры, культа знаний, действующего информационного законодательства и др. В таких государствах нет информационного общества, как нет его и в тех странах, которые не вписались в глобализационные процессы планетарного масштаба, исповедуют изоляционизм, закрытость, попрание демократических норм и прав человека. Локальные информационные общества нежизнеспособны. Приоритетным для человечества является глобальное (планетарное) информационное общество, но достижимо ли оно в современном разнополярном мозаичном мире, полном противоречий и взаимного непонимания?! Без компромиссов не обойтись!

Информатизация общества вносит фундаментальные изменения в профессиональную деятельность, преобладающей формой которой становится умственная деятельность. При этом мозг подвергается неведомым прежде нервно-психологическим нагрузкам, пропорциональным все возрастающему потоку информации (знаний). Человек добровольно переходит из родного ему естественного мира в искусственный мир информационной техники, что таит угрозу самой человеческой природе. В процессы информатизации молодежь вовлекается чаще и интенсивнее, чем старшие поколения. В этих условиях дети, юноши и девушки, у которых завершается анатомо-физиологическое формирование организма и становление личности, подвергаются скрытой опасности, исходящей от неблагоприятных факторов с их кумулятивным (накопительным) механизмом воздействия. Ежедневное нерегламентированное во времени общение с виртуальным миром синтезированных текстов, изображений и звуков, с органами управления информационной техники, с виртуальной жизнью, виртуальными играми и персоналиями создает серьезные проблемы для воспитания личности, работы чувства. Конечно, человек живуч и гибко адаптируется к любой среде. Но эту способность нельзя беспредельно эксплуатировать.

Данная проблема не интересна для ИТ-бизнеса по понятным причинам, но для информационного общества она не безразлична. Решать ее придется в рамках междисциплинарных исследований, находящихся на стыке естественных, гуманитарных и технических научных дисциплин.

Не следует пренебрегать и проблемой подконтрольности, которую человек взвалил на себя вместе с переходом от информационной и коммуникативной техники коллективного пользования к персональным компьютерам и персональным (мобильным) телефонам. Теперь каждый "юзер", каждый телефонный абонент не может чувствовать себя в безопасности, находясь в сетевом информационно-коммуникационном пространстве, ибо каждый шаг в нем кем-то и где-то может фиксироваться в рамках и вне рамок закона. Это создает дополнительную психологическую нагрузку "несвободы" для людей в информационном обществе, которое по замыслу его устроителей должно было бы освободить человека.

Впервые понятие информационное общество было употреблено Машлуном в 1962г. Позже (в 1972 гю) Ёндзи Масуда дает определение инф обществу - это такое общество, где главным условием благополучия каждого человека и государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней, а сам процесс инф. обмена не имеет не временных, не пространственных, не политических границ.

Признаки: наличие внутреннего инф. рынка, интеграция его с мировым инф. рынком; наличие инф. инфраструктуры разработки стратегии инф. общества, обязательная экспертиза проектов и законов, ежегодный доклад по развитию инф. общества.

Особенности: громоздкие корпорации заменяются мелкими эк. формами(работа на удаленном расстоянии), ведущая роль отводится ЭД, замена традиционной печати эл. книгами и журналами.

2. Типология обществ (письменные, дописьменные; традиционные, индустриальные, постиндустриальные). Влияние информационных технологий на изменение общественных отношений.

Письменные общества - знания передаются устно.

Сложные - имеют организационную структуру управления.

Типология Моргана, Маркса, Энгельса: первобытные, рабовладельческие, феодалистические, капиталистические.

Традиционное общество общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей

Даниэл Белл, Тофлер: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное (первичность научного знания и информации, автоматизация и информатизация производства, появление "безлюдного производства", ведущая роль науки, образования)

3. Тенденции развития современного информационного общества.

В России есть стратегия развития инф. общества(утверждена 7 февраля 2008 г. президентом). Включается: повышение качества образования, мед. обслуживания на базе инф. технологий, повышение эффективности управления, оперативности предоставления услуг, подготовка квалифицированных кадров в сфере IT, противодействие компьютерным преступлениям. Трансграничное пространство и общество (речь идет о сообществе лиц разных стран и континентов, вступающих друг с другом в различные связи и отношения по поводу инф, циркулируемой в инф. сфере, поэтому можно говорить о формировании сообщества лиц, без определенных национальных границ, а так же территории в привычном нам смысле.

Тендениции: 1) формирование новой формы собственности на инф. продукты, а именно интеллектуальной; 2) изменение мотиваций труда(наемный работник постепенно становится собственником); 3) формирование бесклассовой соц. Структуры, индивидуализация общественных связей (больше сидит дома).

4. Роль информации и права в информационном обществе. Информационные революции.

Современный период- переход от постиндустриального к информационному обществу.

4 инф. Революции: первая происходит в результате появления письменности и фиксации письменности(10 тыс. лет назад), вторая связана с появлением книгопечатения(середина 16 века), третья- появление электричества(19век), четвертая - появление компьютера и компьютерной сети. 5 инф революция - интернет входит в космическое пространство.

Особенности и проблемы информационного общества

Информационное общество – это ступень исторического развития, ведущая от постиндустриального общества к обществу знаний. По современным представлениям, информационное общество − это такое общество, в котором:

· производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности;

· информация признается наиболее значимым ресурсом;

· ИКТ становятся базовыми технологиями;

· информационная среда наряду с социальной и экологической становится новой системно значимой средой обитания человека.

Основными отличительными признаками информационного общества являются:

· информационная экономика, для которой характерны новые организационные формы, а также более высокая скорость развития;

· высокая информационная культура и высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения;

· возможность более успешного развития человека благодаря свободному доступу каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества; таким образом, увеличивается сфера свободы личности и область ее возможностей в освоении мира и взаимодействии с обществом.

Информационное построено на активном использовании ИКТ в производственной, социально-политической и индивидуальной сферах. Оно является открытым, или гражданским, обществом, политически открытым для глобальных процессов, и отличается высокими показателями общего уровня развития человеческого капитала, высоким комплексным показателем развития человека, или индексом человеческого развития .

На современной карте цивилизации наиболее успешны и развиты не те страны, которые обладают большими территориями или же населением, а прежде всего те, где хорошо развита наука, образование, инновационная сфера – в первую очередь, общества с динамично развивающейся экономикой, конкурентоспособной на международном уровне. Так, это не Бразилия, Индия или Россия, обладающие большими территориями. И не Китай: экономические успехи Китая пока идут за счет огромного количества экономически активного населения, наряду с существенными ограничениями потребностей населения, т.е. за счет дешевизны труда и объема производства, а не благодаря развитым наукоёмким и высокотехнологичным производствам).

Социолог Роберт Коэн отмечал следующие особенности современной эпохи: «Мы вправе допустить, что нынешние времена, по крайней мере, в двух важнейших отношениях отличаются от прошлого. Во-первых, определенный количественный рост достиг критической точки, за которой, как принято говорить, количество переходит в качество, рост вступает в некоторую новую фазу... Вторая жизненно важная характеристика нашего времени − это всемирный характер социальных и технических проблем»



Выделяют 7 значимых характеристик информационного общества.

1. Развитие сетевой экономики страны (производство, торговля, услуги) и ее интеграция в современную глобальную экономику.

2. Формирование и развитие инновационной системы страны, в которой значительную роль играет государство, определяющее инновационную политику страны.

3. Технологическое развитие страны, данная характеристика отражает развитие страны путем осуществления разработки новых технологий, внедрения их в производство и торговли технологиями. Для этого необходима информационная инфраструктура.

4. Наличие гражданских институтов, которые необходимы для регулирования и развития новых отношений.

5. Повышение уровня развития человека, в котором отражается уровень человеческого капитала, образования, здравоохранения и т.д.

6. Международная конкурентоспособность страны: страна должна иметь определенные конкурентные преимущества в производстве благ и услуг, как информационных, так и производственных.

7. Открытость экономики для глобальных процессов. Появление интернета ускорило обмен информацией в том числе глобальной, способствовало развитию сетевых структур, сетевого бизнеса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кемеровский институт (филиал)

Кафедра философии и социологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: « Социология »

Тема: Информационное общество

Выполнил:

Студентка группы

Южакова О.А.

Проверил:

Спирин А.Д.

Кемерово 2009г.

информационный общество

ВВЕДЕНИЕ

1 Признаки информационного общества

1.1 Основные признаки информационного общества

1.2 Процессы, происходящие в информационном обществе. Рынок информации

2 Перспективы и социальные последствия

2.1 Социальные последствия развития информационного общества

2.2 Перспективы развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня мир переживает новую мощную революцию, способную принципиально изменить жизнь людей - их работу, досуг, способы объединения в сообщества и даже отношение к самим себе.

Природа информационной революции пока до конца не исследована, однако ее смысл становится все более понятным. Наступает век экономической глобализации, и существуют самые разные мнения по поводу того, какое влияние этот процесс может оказать на развитие отдельных стран и человеческой цивилизации в целом. Резко возрастает влияние общественного мнения на политические и экономические решения.

В настоящее время изучение влияния информационного общества на окружающий мир является очень актуальным. Общественное мнение, превращается в движущую силу развития информационного общества, которое является началом духовного бытия человечества в политике, науке, философии, искусстве, религии, морали и т.д.

По мере развития общества меняются экономические, социальные, политические, технические условия общественного мнения, а вместе с ними меняется и его место в жизни общества, повышается его роль, усложняются функции, расширяются сферы деятельности и, в соответствии с этим, меняется структура, повышается степень глубины и компетентности. В то же время, расширяются границы проблем, выступающих в качестве объекта суждения общественности и т. д. Все эти процессы становятся особенно значимыми в эпоху перехода от индустриального общества к информационному, что связано, в первую очередь, с качественными изменениями в социальной природе общества.

1 Признаки информационного общества

1.1 Основные признаки информационного общества

Основными признаками информационного общества является развитие общества нового типа, формирующегося в результате новой социальной революции. Информационная технология приобретет глобальный характер и приоритет по сравнению с другими ресурсами, охватывает все сферы социальной деятельности человека. Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации.

Развитие информационного общества затрагивает все стороны нашей жизни. В экономической среде происходит глобализация экономики (на огромных земных пространствах складывается единый рынок финансов, товаров, рабочей силы, услуг); развивается электронная экономика (перспективы развития электронного бизнеса); система электронных расчетов и ведения финансов; электронные деньги; автоматизации и роботизации производства. Кроме того, складывается искусственный интеллект: автоматическое программирование, планирование, обучение машин, распознавание зрительных образов; информация является средством управления массами; Интернет как виртуальная среда общения.

Развитие компьютерной культуры имеет немаловажное значение в нашей жизни - это электронные библиотеки, виртуальные музеи, фонотеки и т.п. Развивается образовательная сторона нашей жизни - непрерывное образование, дистанционное обучение, более полный доступ к учебной литературе за счет появления электронных учебников.

В медицине происходит развитие новых технологий (дистанционная диагностика, непрерывный профилактический мониторинг, переход к домашней телемедицине, создание новых лекарств и др.). Распространение медицинской и фармакологической информации облегчает нам доступ к знаниям о своем здоровье, появление измерительных технических устройств, компьютеров и информационных систем (гиподинамия, психические расстройства, электромагнитные и электростатические поля и другие виды излучений).

В новом современном глобальном обществе обмен информацией не имеет временных, пространственных, политических границ. Формируется единое информационное пространство, т.е. полноправное участие любого субъекта в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов.

Информационное общество - это общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу, распространению и использованию информации как важнейшего условия развития.

1.2 Процессы, происходящие в информационном обществе . Рынок информации

В информационном обществе происходит становление и доминирование в экономике новых технологических укладов, которые основываются на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Создается и развивается рынок информации и знаний, как фактор производства. Такой рынок является дополнением к рынкам природных ресурсов, труда и капитала. Постепенно рынок информации превращается в реальные ресурсы социально - экономического развития, происходит фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах.

Информационная структура играет огромную роль в системе общественного производства, повышает уровень образования. Происходит научно - техническое и культурное развитие за счет расширения возможностей информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда.

Технический и технологический прогресс влечет за собой появление новых видов информационных продуктов, объединяющих текст, звук и изображение, а также новых видов информационных услуг, при которых все средства передачи данных начинают взаимно дополнять друг друга и даже проявлять тенденцию к объединению в единое целое. Развитие технических средств несет с собой глубочайшие качественные перемены во всех сферах жизни.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.

2 Перспективы и социальные последствия

2.1 Социальные последствия развития информационного общества

Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа жизни людей. Вес информационного сектора экономики постоянно возрастает.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые формы рабочих отношений как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального труда. Эти новые отношения, несмотря на возрастание информационного давления на человека, помогают технологически и психологически решать главную задачу - повышение эффективности любых видов деятельности.

Применение информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования и в сфере индивидуального потребления информационных продуктов и услуг существенно повышает уровень общего и профессионального образования, что помогает получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурных облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности. Дистанционное образование на основе современных информационных технологий является для многих стран, и для России тоже, единственным шансом подготовить людей для жизни и работы в информационном мире XXI века.

Развитие национального и глобального информационного общества не может остановиться, и как бы то ни было, информационная революция очень быстро меняет мир. Эти изменения неизбежны и чрезвычайно масштабны, и их скорость растет.

Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что информационная революция несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы. Глобальные последствия от использования информационных технологий уже проявились в увеличении разрыва между уровнями развития богатых индустриальных стран и остального мира. Отрыв промышленно развитых стран в области технологии и в инфраструктуре уже не в состоянии наверстать страны, "обделенные в плане информации".

"Высокоскоростная глобальная экономика" напоминает всемирные гонки, в которых в качестве приза выступает конкурентное преимущество, а финишная лента постоянно отодвигается. Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных корпораций может неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также права на труд и социальную защиту, - причем во всемирном масштабе. Реальным сигналом тревоги является беспрецедентное сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с ИТ, в экономически наиболее развитых странах.

Кроме того, ИТ пока никак не повлияли на решение проблемы равенства граждан, регионов и стран. Даже выйдя на социальную арену, они не проникли дальше индивидуального уровня, т.е. пока речь идет скорее о распространении персональных компьютеров, нежели об организации доступа к информационным ресурсам и услугам для сообществ. До сего дня информационные технологии служили лишь укреплению благосостояния и власти, а основные социальные изменения, которые они принесли с собой, произошли пока только на рабочих местах и во взаимоотношениях между компаниями.

В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей и пр. Эффективные методы противодействия этим и другим опасностям информационного века, как и в случае защиты национальных производителей, лежат не в области отгораживания себя от глобального информационного пространства, а в сфере развития собственного полноценного участия в формировании этого пространства.

2.2 Перспективы развития

Сегодня стало очевидным преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами. Поэтому слово "информация" приобрело поистине магическое значение, а современные информационные технологии являются подлинной движущей силой мирового экономического и технологического развития, преумножая сегодняшние знания и духовные ценности, расширяя сферы использования достижений науки и техники XX века.

Информационное общество будет постепенно трансформироваться в "общество мудрости", где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах. Мудрость, основанная на информации и знании, поможет сформировать общество, существующее в благоприятной окружающей среде, принимающее во внимание интересы и благосостояние каждого и стремящееся к включению всех граждан в активную продуктивную деятельность, придающее социальным и культурным аспектам жизни не меньшее значение, чем материальным и экономическим.

Переход к информационному обществу любой страны - это процесс, требующий больших материальных затрат на формирование и развитие информационной среды, развитие индустрии информационных услуг и “доведение” их до каждого члена общества.

Каждый человек должен иметь возможность овладевать навыками и знаниями, необходимыми для понимания сути информационного общества, активного участия. Грамотность и всеобщее начальное образование являются ключевыми факторами при построении открытого для всех без исключения информационного общества

Непрерывное образование и образование для взрослых, переподготовка, обучение в течение всей жизни, дистанционное обучение и другие специальные услуги, такие как телемедицина, могут внести решающий вклад в расширение возможностей трудоустройства и содействовать людям в использовании новых перспектив в отношении традиционных рабочих мест, самозанятости и освоения новых профессий. Необходимым фундаментом для этого являются информированность и грамотность в области.

Реализация наших общих стремлений, прежде всего к тому, чтобы развивающиеся страны и страны с переходной экономикой стали полноправными членами информационного общества во многом зависят от ускорения наращивания потенциала в области образования, технологий, ноу-хау и доступа к информации. Эти факторы являются решающими в определении уровня развития и конкурентоспособности.

С другой стороны, уже сейчас нельзя не видеть углубляющегося противоречия между людьми, занимающимися разработкой информационных технологий, и отдельными категориями людей, например, жителей села определенной возрастной группы (этим людям очень трудно либо вовсе невозможно адаптироваться к среде информационного общества). Информационные технологии подчас бесцеремонно вмешиваются в частную жизнь людей и организаций и разрушают ее. Обостряется проблема отбора качественной и достоверной информации.

Очевидно, что дальнейшее развитие цивилизации зависит от того, как скоро будут изобретены методы быстрой и качественной обработки информации. Все технологии, которые будут созданы в ближайшем будущем, станут называть "технологиями третьего тысячелетия" или "технологиями XXI века". XXI в. станет переломным в развитии человечества. Поэтому все обозначенные выше проблемы требуют к себе самого пристального внимания со стороны философов, экономистов, социологов, политологов, педагогов и, наконец, государства, чтобы не оказаться неготовыми идти в ногу с развитыми странами. И решены эти проблемы могут быть только комплексно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическое поведение людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема “отцов и детей”. Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям. В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Благодаря глобализации средств массовой информации, компьютерных сетей, доступности информационных развлечений возникает глобальная мода, интенсивно формирующая новые модели и нормы поведения, особенно в среде молодежи. Важно преодолеть их навязывание и дать возможность небольшим сообществам или национальным образованиям развивать свою культуру, сохранять язык, формировать чувство духовного единства.

Проблема информатизации общества весьма актуальна и должна рассматриваться всесторонне и комплексно в философском, экономическом, социальном, культурном, нравственном, научно-техническом, психолого-педагогическом, медицинском и правовом аспектах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов В.А.. Современные информационные технологии и общество. Москва, 2002.

2. Уэбстер Ф. Теория информационного общества. Аспект-пресс, 2004.

3. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. 2003.

4. http://bank.orenipk.ru/Text/t16_19.htm

5. http://www.mgn.ru/~mus/aftoref.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность информации. Развитие представлений об информации. Понятие и сущность информационного общества. Причины и последствия информационных революций. Возникновение и основные этапы развития информационного общества.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2007

    Понятие информационной революции, ее роль в формировании информационного общества. Современные международные отношения в условиях развития информационного общества, дальнейшие перспективы данного процесса в современной России. Духовная безопасность.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Основные этапы становления, базовые критерии, перспективы развития информационного общества. Обзор концепций интеллектуальной технологии как его сущности. Прогнозирование перспектив развития информационного общества, роль глобализации в этом процессе.

    реферат , добавлен 22.07.2014

    Информационное общество как очередной этап развития человечества. Социально-экономические структуры, цели и проблемы информационного общества. Инновационные циклы становления человечества. Инфокоммуникация и процесс глобализации в развитии цивилизации.

    презентация , добавлен 07.04.2014

    Концепция постиндустриального информационного общества. Увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание глобального информационного пространства. Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2013

    Информационное общество как ступень в развитии современной цивилизации, его основные характеристики, этапы процесса развития. Декларация тысячелетия ООН. Окинавская хартия глобального информационного общества. Стратегия и пути его развития в России.

    презентация , добавлен 25.07.2013

    Социальная система человеческого общества. Взаимодействие информации и общества. Изменение социальных регуляторов. Прогресс компьютеризированных информационных и коммуникационных технологий. Основные этапы становления и модели информационного общества.

    презентация , добавлен 05.04.2014

    Понятие "информационного общества" в рассмотрении современных философов, исторические этапы его развития и формирования, роль государства. Американский и канадский опыт создания информационной супермагистрали, государственная программа информатизации.

    книга , добавлен 01.02.2010

    Место информации и данных в процессе информационного обмена общества. Понятие, функции и характеристики информации. Описание противоречий информационного общества. Анализ влияния средств информационного обмена на развитие систем общественных отношений.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Сущность социальных процессов и их типология. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества. Проблема наркотизма и пьянства. Социальные процессы в России. Гражданское общество и его альтернативы в российской политике.

  • Билет № 7. Понятие политической системы общества. Элементы политической системы. Роль государства в политической системе.
  • Билет № 8. Политическая система Российской Федерации, сложившаяся на основе Конституции России 1993 года.
  • Билет № 9. Понятие и признаки права. Разнообразие подходов к понятию и определению права. Типы правопонимания.
  • Билет № 10. Сущность права. Социальное назначение и функции права
  • Билет № 11. Социальная ценность права
  • Билет № 12. Понятие правовой системы, ее основные элементы.
  • Билет №13. Основные правовые системы современности.
  • Билет № 14. Социальное регулирование и его виды.
  • Билет № 15. Правовое регулирование и правовое воздействие. Механизм правового регулирования.
  • Механизм правового регулирования
  • Билет №16. Виды социальных норм. (Система социальных норм. Классификация социальных норм).
  • Билет №17. Соотношение права и морали.
  • Билет №18: Соотношение права и обычаев.
  • Билет №19. Соотношение права и корпоративных норм.
  • Билет №20. Соотношение права и технических норм
  • Билет №26. Закон: понятие и виды. Принцип верховенства закона.
  • Билет №27. Подзаконные правовые акты: понятие и виды.
  • Билет № 28. Действие нпа во времени.
  • Билет №29. Понятие системы права. Частное и публичное право.
  • Билет №30. Отрасль права: понятие и виды. Основания деления права на отрасли.
  • Билет №31. Материальное и процессуальное право, их соотношение и взаимодействие.
  • Билет №33. Соотношение системы права и системы законодательства.
  • Билет №34. Современные тенденции в развитии системы законодательства.
  • Билет №37. Понятие правоотношения. Классификация правоотношений. Состав правоотношения.
  • Билет №38. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
  • Билет №39. Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность.
  • Билет №40. Объекты правоотношений.
  • Билет №41. Юридические факты, их виды. Фактический состав.
  • Билет №42. Понятие реализации права. Формы реализации.
  • Билет №43. Правомерное поведение, виды правомерных действий.
  • Билет №44. Понятие правовой процедуры и юридического процесса.
  • Билет №45. Применение норм права.
  • Билет №46. Пробелы в праве, способы их восполнения.
  • Билет №47. Коллизии в праве и принципы их разрешения.
  • Билет №48. Понятие и значение толкования.
  • Билет №49. Понятие и признаки правонарушения.
  • 1) По степени общественной опасности:
  • 2) По характеру вины:
  • 3) По родовому объекту посягательства:
  • Билет № 50. Причины правонарушений, пути их преодоления
  • Билет №51. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов, пропаганда правовой политики государства.
  • Билет №52. Понятие юридической ответственности.
  • Билет №53. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов
  • Билет №54. Правообразование и правотворчество. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса
  • 1. Законодательная инициатива
  • Билет №55. Субъекты правотворчества. Участие граждан, общественных организаций и народа в процессе правотворчества. Право законодательной инициативы.
  • Билет №56. Подготовка законопроекта к рассмотрению и порядок принятия решения.
  • Билет №57. Опубликование и вступление в силу законов.
  • Билет №58. Проблемы совершенствования законодательного процесса в Российской Федерации.
  • Билет №59. Понятие и формы систематизации нормативных правовых актов.
  • Билет №60. Расчистка (ревизия) законодательства и инкорпорация как формы систематизации законодательства.
  • Билет №61. Кодификация как форма систематизации законодательства. Кодифицированный нормативный правовой акт, его структура.
  • Билет №62. Свод законов как высшая форма систематизации
  • Билет №63. Конституция Российской Федерации как основа развития российского законодательства, всей правовой системы Российской Федерации.
  • Билет № 64. Электронные правовые базы данных как средство учета и систематизации законодательства, способ информирования граждан.
  • Билет № 66. Особенности юридической техники нормативных правовых актов и индивидуальных правовых актов.
  • 5. Способы процедурно-процессуального оформления юридической практики. Билет №67. Правовой статус личности: понятие и структура.
  • Билет №68. Возникновение и развитие категории «права и свободы человека и гражданина».
  • Билет №69. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина России, их развитие в текущем законодательстве.
  • Билет №70. Национальный (внутригосударственный) механизм защиты прав человека.
  • Билет №71. Международно-правовой механизм защиты прав человека.
  • Билет № 72. Правозащитная деятельность в гражданском обществе.
  • Билет № 73. Понятие и признаки правового государства. Возникновение и историческое развитие идеи правового государства.
  • Билет № 74. Понятие и признаки гражданского общества. Государство и право в гражданском обществе.
  • Билет № 75. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в условиях современной России.
  • Билет № 76. Понятие и признаки социального государства. Актуальные проблемы социальной политики в Российской Федерации.
  • Билет № 77. Основные черты взаимодействия экономики, государства и права. Государственно-правовое регулирование и объективные законы экономики.
  • Билет № 78. Формы и методы государственного регулирования экономических отношений.
  • Билет № 79. Место и роль государства и права в современной рыночной экономике. Соотношение государственного регулирования и экономического саморегулирования.
  • Билет № 80. Понятие и отличительные признаки информационного общества.
  • Билет № 81. Проблемы создания информационного общества в России: новые возможности, новые угрозы.
  • Билет № 82. Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты.
  • Билет № 83. Система органов государства в Российской Федерации.
  • Билет № 84. Особенности реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года
  • Билет № 85. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  • Билет № 86. Государственная служба, статус государственного служащего
  • Билет № 87. Критерии эффективности государственного аппарата и пути ее повышения. Проблема борьбы с коррупцией и бюрократизмом.
  • Билет № 88. Проблемы развития и совершенствования федеративной формы государственного устройства в Российской Федерации
  • Билет № 90. Понятие и содержание законности. Законность и справедливость. Законность и целесообразность
  • Билет № 91. Принципы и гарантии законности.
  • Билет № 92. Понятие правопорядка и пути его совершенствования.
  • Билет № 93. Понятие, виды и структура правосознания.
  • Билет № 94. Правовая культура: понятие, формы и элементы. Значение правовой культуры.
  • Билет № 95. Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе. Правовое образование и воспитание.
  • Билет № 97. Взаимодействие международного права и национальной правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы Российской Федерации.
  • Билет № 98. Международное сотрудничество государств в сфере экономики, экологии, политики, науки и культуры, борьбе с преступностью и терроризмом.
  • Билет № 99. Понятие и методология сравнительного правового исследования.
  • 2.1 Теория империализма
  • 2.2 Теория зависимости
  • Билет № 81. Проблемы создания информационного общества в России: новые возможности, новые угрозы.

    В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991-1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994-1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, – этап формирования и реализации политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002-2010 гг.», которая в 2010 г. сменилась Государственной программой «Информационное общество», принятой распоряжением Правительства России №1815-р от 20 октября 2010 года. Программа разработана для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод.

    Госпрограмма охватывает следующие направления:

      создание электронного правительства

      преодоление цифрового неравенства

      развитие новых технологий связи.

    Основной принцип программы: результаты должны приносить реальную, ощутимую пользу людям. Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются почти ежедневно: запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ. Программа состоит из четырех подпрограмм: развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационная среда, безопасность в информационном обществе и информационное государство.

    При этом среди основных проблем создания информационного общества в России можно выделить следующие:

      цифровой разрыв, неравномерность информационного развития регионов России;

      система образования в России слабо нацелена на подготовку специалиста к жизни и профессиональной деятельности в условиях информационного общества, не ориентирована на формирование новой информационной культуры

      экономический рост в России во многом обусловлен рыночной конъюнктурой, обеспечивающей высокие цены на сырьевые ресурсы, и ростом малого и среднего бизнеса. Однако, доля современного высокотехнологичного производства в национальном доходе крайне низка, в то время как развитые страны за счет новых или усовершенствованных технологий, за счет продукции и оборудования, содержащих новые знания или решения получают от 70 до 85 процентов прироста ВВП

    Основная причина может заключаться в том, что важность построения в России информационного общества еще не осознана на уровне массового сознания и поэтому не воспринимается в качестве приоритетной задачи научно-технического и социально-экономического развития страны

    Можно выделить несколько основных источников угроз безопасности информационного общества, которые могут затрагивать интересы человека, общества и государства.

    Источники угроз интересам человека

    Интересы человека, которые необходимо охранять в информационном обществе, заключаются, прежде всего, в реальном обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина на доступ к открытой информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность, духовное и интеллектуальное развитие.

    Наиболее опасным источником угроз этим интересам является существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг него индивидуального виртуального информационного пространства, а также возможности использования технологий воздействия на его психическую деятельность.

    Сложность процедур, реализуемых в современных технологиях доступа к требуемым информационным ресурсам, критически увеличивает зависимость человека от других людей, осуществляющих разработку информационных технологий, определение алгоритмов поиска требуемой информации, ее предварительной обработки, приведения к виду, удобному для восприятия, доведение до потребителя. По существу, эти люди во многом формируют для человека информационный фон его жизни, определяют субъективную оценку условий, в которых он живет и действует, решает свои жизненные проблемы. Именно поэтому представляется исключительно важным обеспечить безопасности взаимодействия человека с информационной инфраструктурой.

    Другим опасным источником угроз интересам человека является использование во вред его интересам персональных данных, накапливаемых органами государственной власти, а также расширение возможности скрытного сбора информации, составляющей его личную и семейную тайну, сведений о его частной жизни.

    Источники угроз интересам общества

    Интересы общества в информационной сфере заключаются в защите жизненно важных интересов личности в этой сфере, обеспечении реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.

    Одним из источников угроз интересам общества в информационной сфере является непрерывное усложнение информационных систем и сетей связи критически важных инфраструктур обеспечения жизни общества.

    Эти угрозы могут проявляться в виде как преднамеренных, так и непреднамеренных ошибок, сбоев и отказов техники и программного обеспечения, вредного воздействия на эти инфраструктуры со стороны преступных структур и криминальных элементов. Объектами реализации таких угроз могут выступать информационные системы энергетической, транспортной, трубопроводной и некоторых других инфраструктур.

    Опасным источником угроз выступает возможность концентрации средств массовой информации в руках небольшой группы собственников. Эти угрозы могут проявляться в виде манипуляции общественным мнением по отношению к тем или иным общественно значимым событиям.

    Представляется, что одним из источников угроз будет обострение конкуренции на отечественных и зарубежных рынках продуктов интеллектуальной деятельности. Эта угроза может проявиться в виде расширения масштабов недобросовестной конкуренции, нарушения прав интеллектуальной собственности.

    Наконец, опасным источником угроз является расширение масштабов отечественной и международной компьютерной преступности.

    Угрозы могут проявляться в виде попыток осуществления мошеннических операций с использованием глобальных или отечественных информационно-телекоммуникационных систем, отмывания финансовых средств, полученных противоправным путем, получения неправомерного доступа к финансовой, банковской и другой информации, которая может быть использована в корыстных целях.

    Источники угроз интересам государства

    Интересы государства в информационной сфере состоят в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в интересах укрепления конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установления политической и социальной стабильности, экономического процветания, безусловного исполнения законов и поддержания правопорядка, развития международного сотрудничества на основе партнерства.

    Наиболее опасным источником угроз интересам государства в информационной сфере является неконтролируемое распространение информационного оружия и развертывание гонки вооружений в этой области, попытки реализации концепций ведения информационных войн.

    Эти угрозы могут проявляться так же в виде получения противоправного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, другой конфиденциальной информации, раскрытие которой может нанести ущерб интересам государства.