Синтаксис SASS. Основы Sass Для чего нужен sass обязателен ли он

27.07.2017

Эта серия туториалов по SASS предназначена для начинающих и опытных разработчиков. Это первая из четырех частей обучающих статей, в которой вы познакомитесь с этим препроцессором, установите его и узнаете о некоторых функциях.

Что такое SASS?

SASS (Syntactically Awesome Style Sheets) - один из самых популярных . Он представляет собой набор функций для CSS, которые позволяют кодить быстрее и эффективнее. SASS поддерживает интеграцию с Firefox Firebug. SassScript позволяет создавать переменные, вложенные стили и наследуемые селекторы.

SASS позволяет быстро и просто писать меньше (иногда значительно меньше) CSS кода и динамично управлять им как языком программирования (кстати, это не язык программирования). Это отличный инструмент для написания более функционального и чистого CSS, который может ускорить рабочий процесс любого дизайнера и разработчика.

Зачем нужен SASS?

Большинство фронтенд фреймворков, включая Bootstrap, Materialize и Foundation, созданы с помощью этого отличного препроцессора. Знание SASS поможет вам использовать больше функций этих фреймворков.

Как использовать SASS?

Существует много приложений, которые позволяют легко и быстро начать использовать SASS: CodeKit, Compass, Koala и т.д. Вы узнаете о них в других частях туториала. В этой главе мы не будем использовать никаких приложений или инструментов кроме тех, которые необходимы для запуска SASS на компьютере. Вам не придется волноваться об операционной системе, потому что всё будет понятно всем пользователям.

Скачивание и Установка SASS

Установить SASS можно только на машину, на которой уже есть Ruby:

  • Ruby предустановлен на Mac, так что вы можете сразу установить Sass Macintosh;
  • Если вы работаете на Windows, то вам необходимо сначала скачать Ruby ;
  • Ruby на Linux можно скачать через систему управления пакетами (apt package manager), rbenv или rvm.

После установки Ruby на вашу машину можно установить SASS. Давайте откроем командную строку Ruby и установим SASS на вашу систему:

Gem install sass

Если команда выше не сработает, то вам, возможно, придется использовать sudo команду:

Sudo gem install sass

Если вы хотите проверить версию SASS используйте следующую команду:

SASS установлен. Давайте создадим папку проекта и назовем ее sass-basic. Создайте базовый html файл со следующим кодом:

My First SASS Project

My First SASS Project

Hello friend I am learning SASS and it"s really awesome.

Body{ text-align: center; } h1{ color: #333; } p{ color: #666; }

Теперь нужно компилировать этот файл используя командную строку/терминал. Давайте откроем командную строку в той же директории (возможно, придется использовать командную строку Ruby, если обычная командная строка не работает). Вбейте следующее и нажмите Enter:

Sass --watch style.scss:style.css

Вы заметите, что сгенерировались новые файлы: style.css и style.css.map. Стоит отметить, что не нужно трогать map файл, также как и.css файл. Если вы хотите внести какие-то изменения, то это можно сделать через style.scss. Вам не понадобится повторять этот процесс при каждом изменении стилей. Компиляция SASS будет работать автоматически при внесении изменений в.scss файл.

В следующей главе мы рассмотрим SASS переменные, и почему они являются самой полезной функций SASS (и в любом другом CSS препроцессоре).

Всем привет! Как быстро летит время. Я даже не заметил, как я перешел от написания стилей с обычного Css на препроцессор Sass. А ведь раньше не понимал — что за Sass, для чего он нужен, это наверно для супер продвинутых профи в верстке. Да, использование препроцессоров это шаг на новый уровень в веб-разработке, но здесь ничего страшного и сложного нет и вы убедитесь в этом сами, дочитав данную статью до конца.

И так, чем хорош препроцессор и конкретно Sass? Я сразу скажу, что есть и другие, такие, как Less, Stylus и др. Все они работают по одному принципу, но у каждого свои особенности. Sass получил большую популярность у профессионалов в следствие чего изучение значительно упрощается. Просто чем популярнее технология, тем больше сообщество и тем более развернута документация.

Препроцессоры созданы для того, чтобы избавить разработчика от большинства рутинных задач при написании кода, тем самым повысив скорость и качество работы. Помимо CSS-препроцессоров существуют также и HTML-препроцессоры, например, Pug (Jade).

Структура статьи

Документация

Разработчиком Sass является француз Hugo Giraudel, проживающий в Германии с определенного времени. Естественно документация на английском языке, но я лично в ней неплохо ориентируюсь (важно знать технический английский). Но также есть перевод и на русский. Я бы советовал все же английскую версию, это для того, чтобы привыкать и изучать все глубже английский. Но русская тоже ничем не хуже.

  • Английская документация: http://www.sass-lang.com
  • Русская документация: https://sass-scss.ru

Компиляция Sass в Css

В качестве программного обеспечения для компиляции Sass в Css я использую плагин Sass для таск-менеджера . Вообще Sass является приложением (Gem) языка Ruby. Поэтому, если вы хотите обойтись без Gulp, то для компиляции в Css вам необходимо будет установить платформу языка программирования Ruby. Я не буду сейчас показывать как это делается, можете почитать об этом на официальном сайте .

Синтаксис - Sass, Scss

Сразу отмечу, что существует 2 синтаксиса написания кода: Sass и Scss.

Синтаксис Sass незначительно отличается от Scss. Scss похож больше на обычный код Css, а в Sass опущены фигурные скобки и точка с запятой между правилами. Также существует различие в написании некоторых функций и надо быть внимательным в том, какой синтаксис вы выбираете. Расширения файлов для Sass — *.sass, а для Scss — *.scss. Синтаксис Sass он более старый, а Scss появился позже, чтобы упростить изучение для новичков. Я сам начинал изучение данного препроцессора именно на Scss, так было проще его понять. Сейчас же я перешел на Sass, для меня он более удобен.

Если говорить о Sass, то его структура кода строится на основе отступов (ведь фигурных скобок в нем нет) и здесь следует быть внимательным, так как в качестве отступа может выступать, как табулятор (TAB — 4 пробела), так и обычные пробелы (обычно это двойной пробел). Я всегда использую табулятор.

Помните! Если вы используете табулятор в качестве отступа, то пробелы следует исключить, чтобы везде было одинаково. И наоборот — если используете пробелы, то табулятор следует исключить. Иначе, компилятор выдаст ошибку.

Sass

.maincontent .main-title font-size: 30px font-weight: 700 margin: 0 0 30px .description margin-bottom: 30px p color: #444444 font-size: 16px line-height: 22px

Scss

.maincontent { .main-title { font-size: 30px; font-weight: 700; margin: 0 0 30px; } .description { margin-bottom: 30px; p { color: #444444; font-size: 16px; line-height: 22px; } } }

В большинстве редакторов кода (например, Sublime Text) есть разметка отступов в виде полос, что не дает нам запутаться. В примерах ниже я буду использовать синтаксис Sass.

Упрощаем жизнь с помощью Sass

Вложенность правил

Вот чем мне приглянулся Sass с самого начала, так это как раз вложенностью css-правил одних в другие. Это здорово экономит время, а код получается структурируемым и легкочитаемым. Например, если мы хотим написать стили элементам определенного родительского контейнера, то нам в Css необходимо каждый раз указывать родительский класс, например вот так:

Main .title { font-size: 30px; color: #444; } .main .subtitle { font-size: 20px; } .main .description { font-size: 14px; margin-bottom: 30px; }

То есть мы везде указываем родительский класс.main , а это в свою очередь не совсем удобно. Используя Sass, можно записать следующим образом:

Scss

.main { .title { font-size: 30px; color: #444; } .subtitle { font-size: 20px; } .description { font-size: 14px; margin-bottom: 30px; } }

Sass

.main .title font-size: 30px color: #444 .subtitle font-size: 20px .description font-size: 14px margin-bottom: 30px

Согласитесь так смотрится намного аккуратнее, да и писать код можно быстрее, ведь родительский класс.main мы пишем всего один раз. Если вы хотите повторить за мной, не устанавливая Ruby и всякое подобное ПО можно воспользоваться онлайн-компилятором для демонстрации.

Вложенные свойства

Помимо вложенности правил в Sass существует возможность вложенности свойств. Например, вот как можно записать значения margin:

Sass

.main .title margin: top: 10px right: 15px bottom: 10px left: 15px

Css

.main .title { margin-top: 10px; margin-right: 15px; margin-bottom: 10px; margin-left: 15px; }

Привязка к селектору или конкатенация - знак &

Написание нашего кода можно ускорить и сделать его еще компактнее, применив конкатенацию (соединение) посредством символа — & . Как это работает? Например, у нас есть такие классы, как: .main-title , .main-subtitle , .main-description . В Sass данные классы можно записать следующим образом:

Main &-title font-size: 30px color: #444 &-subtitle font-size: 20px &-description font-size: 14px margin-bottom: 30px

Main-title { font-size: 30px; color: #444; } .main-subtitle { font-size: 20px; } .main-description { font-size: 14px; margin-bottom: 30px; }

С помощью символа & мы соединяемся к корневому классу, то есть в данном случае нет необходимости постоянно повторять корень.main . В тоже время следует иметь ввиду, что мы не создали дочерние элементы.

/* Ссылка */ a { color: red; } a:hover { color: blue; } /* Псевдоэлементы */ .main::before { content: ""; display: block; font-size: 20px; } .main::after { content: ""; display: block; font-size: 30px; }

Иногда нужно указать цепочку селекторов до текущего элемента. Можно конечно вынести его в корень, но чтобы не нарушать вложенность можно написать следующим образом:

Main .container & width: 700px

Container .main { width: 700px }

Переместив & после селектора, мы поменяли порядок стыковки, т. е. класс.container в данном случае является родительским.

Привязка к родительскому селектору, но на уровнь выше

Выше для примера я демонстрировал Sass код:

Main &-title font-size: 30px color: #444 &-subtitle font-size: 20px &-description font-size: 14px margin-bottom: 30px

Теперь представьте, что в блоке.main-title существует еще один элемент которому нужно явно указать стили, используя всю цепочку родителей. Я долго время просто указывал корневое название (в данном случае — .main), но это не очень удобно. Я стал ковырять документацию Sass и нашел решение. На самом деле все просто — нам необходимо объявить ссылку на родителя и использовать ее, там, где нужно.

Вот так я делал раньше:

Main &-title font-size: 30px color: #444 .main__icon // указываем корень.main, иначе, если использовать & будет стыковка к.main-title color: #444 width: 20px &-subtitle font-size: 20px &-description font-size: 14px margin-bottom: 30px

А теперь можно сделать так:

Main $self: & // ссылка на родителя &-title font-size: 30px color: #444 #{$self}__icon // вместо & используем ссылку на родителя color: #444 width: 20px &-subtitle font-size: 20px &-description font-size: 14px margin-bottom: 30px

Если заметили мы объявили ссылку на родителя — $self: & . Мне это чем-то напоминает ссылку на объект (this), который вызвал событие в javaScript. Теперь в нужно месте мы можем просто его вызвать #{$self} . Вот оказывается как все просто, а я голову ломал и думал, что нет решения этой проблемы в Sass.

Main-title { font-size: 30px; color: #444; } .main-title .main__icon { color: #444; width: 20px; } .main-subtitle { font-size: 20px; } .main-description { font-size: 14px; margin-bottom: 30px; }

Шаблоны-заготовки

Зачастую бывает такое, что несколько элементов имеют одну базу стилей, но отличаются между собой лишь несколькими правилами. Возьмем к примеру кнопки. Если брать один размер кнопок, то они могут отличаться между собой только цветом: красные, зеленые, серые и т.д. Если использовать чистый Css, то придется в базовых стилях через запятую указывать все цвета кнопок или создать базовый класс. Но в Sass это делается намного проще:

%button background-color: #666 border: 1px solid #666 padding: 0 20px font-size: 15px line-height: 40px height: 40px .button-green @extend %button background-color: green border-color: green .button-red @extend %button background-color: red border-color: red

Button-green, .button-red { background-color: #666; border: 1px solid #666; padding: 0 20px; font-size: 15px; line-height: 40px; height: 40px; } .button-green { background-color: green; border-color: green; } .button-red { background-color: red; border-color: red; }

Шаблоном выступает в данном случает селектор %button (об этом говорит знак — %). Это удобно тем, что сам селектор шаблона нигде не участвует, а его стили наследуются другими селекторами посредством директивы — @extend . Данный шаблон можно использовать сколько угодно раз, сокращая тем самым количество кода.

SassScript

В Sass, как и в языках программирования имеют место быть такие возможности, как: создание переменных, арифметические операции (сложение, вычитание, деление, умножение и т.д.), итерации (циклы), функции (миксины) и многое другое. То есть Sass это своего рода некий язык программирования, который призван опять таки упростить написание кода и ускорить работу в разы.

Переменные

Переменная в Sass начинается со знака $ , а имя пишется латиницей, например: $color . Следует отметить, что знаки: «» и «_ » взаимозаменяемы. К примеру, если назвали $color-red , то можно вызвать и $color_red . Определяется переменная следующим образом: $название: значение , например: $color: #f6f6f6 .

Переменная объявленная вне каких либо уровней вложенности, доступна глобально, т.е. можно использовать везде. Если же вы определили переменную в каком либо уровне вложенности селектора, то она будет доступна только на данном уровне. Чтобы она работала глобально во всем документе необходимо указать ключевое слово !global .

Title $font-size: 10px !global font-size: $font-size .subtitle font-size: $font-size

Вообще, переменные это замечательная вещь, стоит объявить и занести значение, а далее можно использовать сколько угодно и где угодно. Например, мы можем определить цвета, дав им определенные имена, размер шрифта, семейство шрифтов и т.д. и вообще любые значения.

Директивы

@extend

Данную директиву мы затронули выше, когда изучали шаблон-заготовку. Закрепим еще раз знания. С помощью @extend мы можем скопировать правила любого селектора. Например, при верстке может быть так, что элемент «А » и элемент «Б » могут быть схожи по внешнему виду. В данном случае можно написать правила элементу «А», а для «Б» просто скопировать стили элемента «А», слегка переопределив нужные свойства.

Block_a background-color: #cccccc border: 5px solid #999999 padding: 20px font-size: 30px height: 150px width: 150px .block_b @extend .block_a padding: 15px

Block_a, .block_b { background-color: #cccccc; border: 5px solid #999999; padding: 20px; font-size: 30px; height: 150px; width: 150px; } .block_b { padding: 15px; }

В данном примере мы сверстали 2 одинаковых квадрата. У квадрата «Б» мы переопределили только отступ padding: 15px . Вот так работает @extend. Я довольно часто пользуюсь данной директивой.

@import

Данная директива позволяет объединять несколько файлов стилей в один. Это очень удобно, тем более, если проект большой. Не стоит путать с директивой, которая существует в Css — @import . В Css обязательным атрибутом является — url() .

На самом деле удобнее писать стили в разных файлах и предназначение у каждого свое. Например, весь каркас страницы можно разделить на регионы: header.sass, sidebar.sass, footer.sass. Собрать все можно в главном файле main.sass, как раз используя @import. Файлы регионов можно указать также через нижнее подчеркивание в начале имени файла, например так: _header.sass, _sidebar.sass, _footer.sass. Такие файлы называются фрагментами. При импорте фрагментов не обязательно указывать расширение файла.

Простой импорт

@import "header.sass" @import "sidebar.sass" @import "footer.sass"

Импорт фрагментов

@import "header" @import "sidebar" @import "footer"

Файлы фрагментов могут быть с расширениями: *.sass , *.scss или *.css . Например, главный файл может быть с расширением *.sass , а шапка сайта, к примеру с расширением *.scss . То есть не важно какое у вас расширение главного файла. Следует отметить, что при импорте переносятся все переменные и миксины (о них поговорим ниже) в главный файл, в который происходит импорт.

Также, можно указать импорт нескольких файлов через запятую: @import «header», «sidebar», «footer».

Имейте ввиду, что импорт происходит в том месте, где вы указали директиву @import . Обычно это делают в начале документа.

@at-root

Директива @at-root говорит сама за себя и если переводить на русский, то будет звучать так — «от корня» . Иными словами мы переносим селектор в корень, отменяя цепочку родительских селекторов. Тут конечно можно задать вопрос — «А зачем нужна эта директива, если можно перенести селектор в корень в ручную?». Ответ прост — удобство написания кода, не нарушая структуру. Когда вы научитесь работать с Sass в полной мере вы это поймете.

Main &-title font-size: 30px color: #444 @at-root .main__icon color: #444 width: 20px

Main-title { font-size: 30px; color: #444; } .main__icon { color: #444; width: 20px; }

Управляющие директивы и выражения

Директива @if

Данная директива выполняет стили, если выражение, заключенное в ней возвращает любое значение кроме false и null .

$color: green .header @if $color == green background-color: green @else if $color == blue background-color: blue @else background-color: #f6f6f6

Header { background-color: green; }

Те, кто знаком хотя бы с основами языка программирования (например, javaScript или Php) разобраться будет не сложно. Здесь суть та же самая, главное знать синтаксис написания кода.

Директива @for

В языке программирования (опять же в Javascript или Php) с помощью For можно задать цикл. В Sass данная директива выполняет тоже самое — создает цикл. Для каждой итерации (повторения) используется переменная-счетчик, которая изменяет данные вывода.

Директива имеет 2 формы написания: 1. @for $var from <начало> through <конец> и 2. @for $var from <начало> to <конец> . Если вы хотите, чтобы последняя цифра была включена в цикл, то используйте «through «. Давайте рассмотрим пример:

@for $i from 1 to 6 .elem-item-#{$i} background-image: url("images/image-#{$i}.jpg")

Elem-item-1 { background-image: url("images/image-1.jpg"); } .elem-item-2 { background-image: url("images/image-2.jpg"); } .elem-item-3 { background-image: url("images/image-3.jpg"); } .elem-item-4 { background-image: url("images/image-4.jpg"); } .elem-item-5 { background-image: url("images/image-5.jpg"); }

Для указания конечного значения я использовал ключевое слово «to «. При таком раскладе цикл заканчивается на цифре — 5 . Обратите внимание насколько компактным выглядит код Sass.

Директива @each

Директива @each также, как и @for выводит значения в цикле и удобен тем, что помимо цифр можно перебирать конкретные значения. Давайте возьмем вышеприведенный цикл и изменим его на какие либо значения.

@each $bgItem in animal, lake, sea, landscape, nature .elem-item-#{$bgItem} background-image: url("images/image-#{$bgItem}.jpg")

Elem-item-animal { background-image: url("images/image-animal.jpg"); } .elem-item-lake { background-image: url("images/image-lake.jpg"); } .elem-item-sea { background-image: url("images/image-sea.jpg"); } .elem-item-landscape { background-image: url("images/image-landscape.jpg"); } .elem-item-nature { background-image: url("images/image-nature.jpg"); }

В данном случае не создается переменная-счетчик, а количество итераций зависит от количества созданных значений после ключевого слова «in «. Значения выводятся через переменную (в данном примере — $bgItem), название которой может быть произвольным.

Миксины (функции)

Миксины (примеси) — это своего рода функция, как в языке программирования, которая призвана избавить от повторяющегося кода. Миксины могут содержать целые фрагменты стилей, разрешенные в Sass. Давайте рассмотрим пример, для большей наглядности.

@mixin align-center position: absolute top: 50% left: 50% transform: translate(-50%, -50%) .container @include align-center

Создается миксин директивой @mixin , далее через пробел следует имя миксина, а также опционально передаваемые параметры. Сразу отмечу, что знаки дефиса (-) и нижнего подчеркивания (_) в имени миксина взаимозаменяемы. Миксин может содержать в себе не только правила, но и селекторы. Выше я привел пример элементарного миксина без параметров.

Вызывается миксин директивой @include и далее через пробел указываем имя созданного миксина. В примере выше — это центрирование блока по оси X и по оси Y с помощью абсолютного позиционирования. Если такое приходится применять часто, то согласитесь легче вызвать просто миксин, нежели писать стили центровки снова и снова.

Теперь давайте рассмотрим миксин с параметрами (аргументами).

@mixin border($width, $color) border: width: $width style: solid color: $color .square @include border(2px, #ccc)

Square { border-width: 2px; border-style: solid; border-color: #ccc; }

Как видим, после названия миксина в скобках мы задаем аргументы, в данном случае — это ширина бордюра и цвет. Это простейший миксин, который я привел для наглядности. На практике же можно встретить более сложные миксины с использованием различных условий и переменных. Но не будем сейчас все усложнять, надо всегда начинать с чего-то малого и простого, а потом уже двигаться по мере продвижения вверх.

На этом я хочу завершить свой небольшой обзор препроцессора Sass. Почему небольшой? Да потому что это далеко не все, что я вам поведал. Вообще, используя вышеизложенное, вы можете смело уже сейчас начать пользоваться Sass вместо Css. Более подробнее вы сможете изучить Sass, прибегнув к документации , которую я приводил выше.

Ну что ж, всем спасибо за внимание! Как всегда, вопросы задаем в комментариях и подписывайтесь либо на телеграм канал , либо на рассылку по email (форма в сайдбаре справа), чтобы не пропустить ничего интересного.

До встречи в других моих постах…

Sass (Syntactically Awesome Stylesheets) - це скриптова метамова, яка компілюється в звичайні CSS-стилі. Якщо ви добре знайомі з CSS + HTML, то з SASS розберетеся за кілька днів.

Всі, хто стикається з CSS розміром більше 500 рядків, мають справу з головним болем на тему того, як би його спростити. На жаль, з часів розробки стандартів каскадних стилів їх структура кардинально не змінювалася. Вимоги до верстки, кому я буду брехати, - ускладнилися в рази. Якщо колись 50-70 рядків стилів могли оформити простий сайт, то сьогодні такого обсягу вистачить хіба що на header. Та й то - тільки на мій:).

2007 року з’явилася перша версія SASS, розроблена Гемптоном Кетліном. Не думаю, що простий набір правил і примітивний компілятор замислювалися тоді як одні з основних інструментів фронтенд-майстрів і верстальників сучасного інтернету.

Розширення SASS-файлів можуть бути .sass і .scss - це залежить від обраного синтаксису. Браузер, втім, не розуміє жодного з них, тому для взаєморозуміння потрібно використовувати компілятор. Його завдання - привести SASS в зрозумілий класичний CSS, який буде розпізнано будь-яким браузером.

Роль компілятора може виконувати серверний js або програма, встановлена ​​у вас на робочій машині і моніторять зміни в робочих файлах.

Які бувають синтаксиси в Sass

У мови є два основних «діалекти»: SASS і новіший SCSS. Відмінності між ними невеликі, проте порушення правил синтаксису не дозволить скомпілювати файл. У SASS-синтаксисі немає фігурних дужок, вкладеність елементів в ньому реалізована за допомогою відступів, а стильові правила обов’язково відокремлені новими рядками.

Незалежно від синтаксису, SCSS назад сумісний з CSS. Тобто будь-який CSS обов’язково буде дійсним SCSS-кодом.

Через відсутність дужок і крапок з комою зворотної сумісності у SASS-синтаксису з CSS немає.

Вигоди Sass

Спочатку розкажу в двох словах і далі трохи докладніше. Мені в CSS завжди не вистачало змінних і заважали хаки для кросбраузерності. Нижче на прикладах ви побачите, що SASS вирішує ці дві проблеми блискуче.

Змінні (variables)

Sass дозволяє призначати змінні - і це одна з ключових переваг. Змінна, за аналогією з php, починається зі знака долара ($), значення присвоюються за допомогою двокрапки.

Змінні в Sass можна розділити на 4 типи:

  1. число (int)
  2. строка (string)
  3. логічний тип (так/ні, boolean)
  4. кольори (ім’я, імена)

Наведу простий приклад, після якого стаття втратить актуальність, тому як вам стане все ясно і ви зможете самі все зрозуміти.

SCSS-синтаксис

$blue: #3bbfce; /* колір */ $margin: 16px; /* відступ */ $fontSize: 14px; /* розмір тексту */ .content { border: 1px solid $blue; /* синій бордюр */ color: darken($blue, 20%); /* затемнення кольору на 20% */ } .border { padding: $margin / 2; margin: $margin / 2; border-color: $blue; }

SASS-синтаксис

$blue: #3bbfce $margin: 16px $fontSize: 14px .content border: 1px solid $blue color: darken($blue, 20%) .border padding: $margin / 2 margin: $margin / 2 border-color: $blue

Результат в CSS

Content { border: 1px solid #3bbfce; color: #217882; } .border { padding: 8px; margin: 8px; border-color: #3bbfce; }

Як бачите, в результаті ми отримуємо звичайний CSS. Поїхали далі.

Вкладені правила (nesting)

Я б Sass вивчив тільки за те, що в ньому є нестінг. Це значно спрощує редагування стилів і навігацію по робочому файлу стилів.

Nav { ul { margin: 0; padding: 0; list-style: none; } li { display: inline-block; } a { display: block; padding: 6px 12px; text-decoration: none; } }

Nav ul { margin: 0; padding: 0; list-style: none; } nav li { display: inline-block; } nav a { display: block; padding: 6px 12px; text-decoration: none; }

Вам більше не доведеться стежити за вкладеністю елементів і правильністю успадкування класів. Візуально вкладені в Sass всередину батьківського елемента правила будуть збережені з тієї ж ієрархією з урахуванням правил CSS.

Доповнення (mixin)

Правило DRY (Do not Repeat Yourself) реалізовано в Sass за допомогою техніки mixin. Ті шматки коду, які в CSS зазвичай вам доводилося дублювати, тут можна зберегти в окремій змінної і вставляти в потрібних місцях. Компілятор, зустрівши таку змінну, збереже замість неї потрібний шматок коду.

@mixin table-base { th { text-align: center; font-weight: bold; } td, th { padding: 2px } } #data { @include table-base; }

#data th { text-align: center; font-weight: bold; } #data td, #data th { padding: 2px; }

Аргументи (arguments)

Доповнення вміють змінювати код в залежності від переданих їм аргументів. Наприклад, кросбраузерності обведення з Хакамі можна вмістити в один рядок.

@mixin border-radius($radius) { -webkit-border-radius: $radius; -moz-border-radius: $radius; -ms-border-radius: $radius; border-radius: $radius; } .box-1 { @include border-radius(10px); } .box-2 { @include border-radius(5px); }

Box-1 { -webkit-border-radius: 10px; -moz-border-radius: 10px; -ms-border-radius: 10px; border-radius: 10px; } .box-2 { -webkit-border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -ms-border-radius: 5px; border-radius: 5px; }

Наслідування (extend)

Створивши одного разу будь-яке правило, ми можемо використовувати його всередині іншого. Наслідуваний елемент отримає всі властивості вихідного класу, які ми можемо доповнити будь-якими іншими.

Error { border: 1px #f00; background: #fdd; } .error.intrusion { font-size: 1.3em; font-weight: bold; } .badError { @extend .error; border-width: 3px; }

Error, .badError { border: 1px #f00; background: #fdd; } .error.intrusion, .badError.intrusion { font-size: 1.3em; font-weight: bold; } .badError { border-width: 3px; }

Ці прості можливості збільшують швидкість верстки і не дають загубитися в купі коду. У всякому разі, мені. Корисно запам’ятати, що вся документація по SASS є на

Статей про SASS (SCSS), Less на хабрахабре уже полно, но на мой взгляд не хватает такой, в которой было бы немного реальной практики. Я постараюсь восполнить этот пробел. Около года назад одна из SASS -статей меня "зацепила", и с тех пор я полюбил эту технологию настолько, что ручной набор обычного CSS кода представляется мне лишней тратой времени. Сия статья посвящается тем верстальщикам (или web-программистам), которые про SCSS ещё не слышали, или же ещё не пробовали в деле. Более опытным товарищам, полагаю, в ней ловить нечего.

Что такое SCSS

SCSS - "диалект" языка SASS . А что такое SASS? SASS это язык похожий на HAML (весьма лаконичный шаблонизатор), но предназначенный для упрощения создания CSS-кода. Проще говоря, SASS это такой язык, код которого специальной ruby-программой транслируется в обычный CSS код. Синтаксис этого языка очень гибок, он учитывает множество мелочей, которые так желанны в CSS. Более того, в нём есть даже логика (@if, each), математика (можно складывать как числа, строки, так и цвета). Возможно, некоторые возможности SCSS покажутся вам избыточными, но, на мой взгляд, лишними они не будут, останутся "про запас".

Отличие SCSS от SASS заключается в том, что SCSS больше похож на обычный CSS код. Пример SASS-кода:

$blue: #3bbfce $margin: 16px .content-navigation border-color: $blue color: darken($blue, 9%) .border padding: $margin / 2 margin: $margin / 2 border-color: $blue
И тоже самое на SCSS:

$blue: #3bbfce; $margin: 16px; .content-navigation { border-color: $blue; color: darken($blue, 9%); } .border { padding: $margin / 2; margin: $margin / 2; border-color: $blue; }
Я выбрал SCSS в виду того, что он проще для восприятия коллегам с ним ещё не знакомым. Ещё стоило бы отметить что обычный CSS код вполне вписывается в SCSS синтаксис.

Установка и использование

Для начала нужно установить ruby . После чего нужно установить sass-gem (gem install sass в консоли). Если всё прошло гладко, то теперь вам доступна консольная программа sass . О всех нюансах её использования вы можете прочесть здесь ― sass --help . Я расскажу лишь о двух базовых возможностях:

--watch

Если запустить sass с ключом --watch , то программа будет следить за указанными вами файлами. В случае их изменения, она автоматически пересоберёт все необходимые css-файлы (не все вообще, а только связанные с изменёнными).

Предположим, что у вас есть следующая структура проекта:

Css ---- scss ------ style.scss ---- style.css
Необходимо чтобы sass отслеживал все изменения в css/scss/* и результат сохранял в css/*.css . В таком случае запускаем sass так ― sass --watch css/scss:css/. . Т.е. sass --watch [что]:[куда] .

--update

Если вам нужно единожды обновить css-файлы, то в место --watch применяем --update . Никакой слежки проводится не будет, так же как и проверок на необходимость обновления.

Стоит отметить, что в отличии от Less , SASS не умеет компилировать свой код прямо в браузере. На мой взгляд, такой подход (компиляция на сервере или ПК-верстальщика) является единственно верным.

Практика

Итак, мы подошли к самому главному. Начнём с @import .

@import

Изначально, до использования SCSS, весь CSS код движка, с которым мне по долгу службы приходится работать, находился в 1-ом огромном style.css файле. Моя IDE (Netbeans (кстати, вот плагин для подсветки синтаксиса)) работала с ним с существенными тормозами. Разбивать же его на множество файлов поменьше, и, при необходимости, склеивать их в 1 ― никто не хотел. SCSS решает этот вопрос автоматически.

Стоит отметить 1 нюанс. Если скормить sass не конкретный файл-источник, а директорию, то css файлы не будут генерироваться для файлов начинающихся с _ . Т.е. наличие файла style.scss приведёт к созданию style.css , а наличие файла _some.scss ― нет.

Итак, для того, чтобы включить содержимое файла _template.scss или template.scss пишем

@import "template"; // шаблоны
В конечном счёте, вместо 1-го большого style.css файла у меня получилось более сотни мелких scss -файлов. С первого взгляда может показаться, что такое количество слишком велико и приведёт к страшным мукам. Однако, нужный мне файл я нахожу сразу исходя из удобной структуры каталогов. К тому же, я полагаю, что благодаря кешированию такая "схема" более производительна.

@вложенность

Одна из самых желанных "фич" для CSS ― вложенность селекторов. Пример:

#some { border: 1px solid red; .some { background: white; } } /* => */ #some { border: 1px solid red; } #some .some { background: white; }
Ещё пример:

Input { border: 1px solid gray; background: white; & { color: black; } &.some_class { display: none; } } /* => */ input { border: 1px solid gray; background: white; } input { color: black; } input.some_class { display: none; }
Символ & равносилен родительскому селектору. Допустим тег у нас имеет класс ie_7 , в случае если в качестве обозревателя у нас Internet Explorer 7 . Следующий код позволяет избавиться от всех "хаков" и спец.комментариев:

$IE_7: "body.ie_7"; //... .some { display: inline-block; #{$IE_7} & { zoom: 1; display: inline; } } /* => */ .some { display: inline-block; } body.ie_7 .some { zoom: 1; display: inline; }

$variables

Переменные ― удобная штука. Определяются они так:

$some: red;
Переменные ― не константы, их можно менять по ходу кода:) Одна из первых моих мыслей вылилась в _const.scss файл, который заключает в себе все базовые цвета, размеры шрифтов и пр.

$link: #15157d; $link_bottom: $link; $input_font_size: 13px; $content_bg: #F1F1F1; $input_color: #4E4D4D; $input_color_placeholder: #959595; $text_color: black; ...
Предполагается, что цвет ссылок на сайте ― $link .

A { color: $link; } span.link { color: $link; text-decoration: underline; }
Если в дальнейшем выяснится, что цвет ссылок изменился ― достаточно поменять 1 переменную (в случае CSS нужно было бы пройтись авто-заменой по файлам, возможно даже выборочно). Предположим, что, внезапно, выясняется, что в некотором модуле contacts , цвет ссылок другой. Есть, как минимум, два пути решения.

$contacts_link: orange; // код модуля с использованием $contacts_link вместо $link
Второй

$__link: $link; $link: orange; // код модуля $link: $__link;
Переменные у нас не типизированные, поэтому с равным успехом могут содержать строки, числа и цвета.

@математика

Разделим математику на 2 категории ― цвета и числа. Начнём с чисел. Простой пример:

Block { $block_width: 500px; padding: 5px; border: 1px solid black; width: $block_width - (5px * 2) - (1px * 2); }
При желании можно и padding с border-ом задавать переменными. Всё зависит от сложности вёрстки.

Ещё пример:

Block { $count: 10; $margin_left: 5px; $all_width: 1000px; width: $all_width; .sub_element { width: ($all_width / $count) - $margin_left; margin: 0 0 0 $margin_left; } }
Хочу отметить, что подобного рода манипуляции применяются очень часто. Без них я как без ног.

А теперь цвета. Цвета можно складывать, перемножать:

Some { $color: #010203; color: $color; border-color: $color - #010101; &:hover { color: #010203 * 2; } } /* => */ .some { color: #010203; border-color: #000102; } .some:hover { color: #020406; }
Довольно удобная штука, когда лень подбирать цвета. Также доступны такие функции как opacify и transparentize (более

Которая нужна для компиляции кода на препроцессорах SASS и LESS. Разберем как работать с препроцессором SASS.

Препроцессинг

Написание CSS само по себе весело, но когда таблица стилей становится огромной, то становится и сложно её обслуживать. И вот в таком случае нам поможет препроцессор. SASS позволяет использовать функции недоступные в самом CSS, например, переменные, вложенности, миксины, наследование и другие приятные вещи, возвращающие удобство написания CSS.

Как только Вы начинаете пользоваться SASS, препроцессор обрабатывает ваш SASS-файл и сохраняет его как простой CSS-файл, который Вы сможете использовать на любом сайте.

Переменные

Думайте о переменных, как о способе хранения информации, которую вы хотите использовать на протяжении написания всех стилей проекта. Вы можете хранить в переменных цвета, стеки шрифтов или любые другие значения CSS, которые вы хотите использовать. Чтобы создать переменную в Sass нужно использовать символ $. Рассмотрим пример:

$font-stack: Helvetica, sans-serif; $primary-color: #333; body { font: 100% $font-stack; color: $primary-color; }

Когда Sass обрабатывается, он принимает значения, заданные нами в $font-stack и $primary-color и вставляет их в обычном CSS-файле в тех местах, где мы указывали переменные как значения. Таким образом переменные становятся мощнейшей возможностью, например, при работе с фирменными цветами, используемыми на всем сайте.

Body { font: 100% Helvetica, sans-serif; color: #333; }

Вложенности

При написании HTML, Вы, наверное, заметили, что он имеет четкую вложенную и визуальную иерархию. С CSS это не так.

Sass позволит вам вкладывать CSS селекторы таким же образом, как и в визуальной иерархии HTML. Но помните, что чрезмерное количество вложенностей делает ваш документ менее читабельным и воспринимаемым, что считается плохой практикой.

Чтобы понять что мы имеем ввиду, приведем типичный пример стилей навигации на сайте:

Nav { ul { margin: 0; padding: 0; list-style: none; } li { display: inline-block; } a { display: block; padding: 6px 12px; text-decoration: none; } }

Вы заметили, что селекторы ul, li, и a являются вложенными в селектор nav? Это отличный способ сделать ваш CSS-файл более читабельным. Когда вы сгенерируете CSS-файл, то на выходе вы получите что-то вроде этого:

Nav ul { margin: 0; padding: 0; list-style: none; } nav li { display: inline-block; } nav a { display: block; padding: 6px 12px; text-decoration: none; }

Фрагментирование

Вы можете создавать фрагменты Sass-файла, которые будут содержать в себе небольшие отрывки CSS, которые можно будет использовать в других Sass-файлах. Это отличный способ сделать ваш CSS модульным, а также облегчить его обслуживание. Фрагмент - это простой Sass-файл, имя которого начинается с нижнего подчеркивания, например, _partial.scss. Нижнее подчеркивание в имени Sass-файла говорит компилятору о том, что это только фрагмент и он не должен компилироваться в CSS. Фрагменты Sass подключаются при помощи директивы @import.

Импорт

CSS имеет возможность импорта, которая позволяет разделить ваш CSS-файл на более мелкие и облегчить их в обслуживании. Но у этого способа есть весомый недостаток: каждый раз когда вы в CSS используете @import, то в CSS создается еще один HTTP-запрос. Sass берет идею импорта файлов через директиву @import, но вместо создания отдельного HTTP-запроса Sass импортирует указанный в директиве файл в тот, где он вызывается, т.е. на выходе получается один CSS-файл, скомпилированный из нескольких фрагментов.

Например, у вас есть несколько фрагментов Sass-файлов - _reset.scss и base.scss. И мы хотим импортировать _reset.scss в base.scss.

// _reset.scss html, body, ul, ol { margin: 0; padding: 0; } // base.scss @import "reset"; body { font: 100% Helvetica, sans-serif; background-color: #efefef; }

Обратите внимание на то, что мы используем @import ‘reset’; в base.scss файле. Когда вы импортируете файл, то не нужно указывать расширение.scss. Sass - умный язык и он сам догадается. Когда CSS сгенерируется вы получите:

Html, body, ul, ol { margin: 0; padding: 0; } body { font: 100% Helvetica, sans-serif; background-color: #efefef; }

Миксины (примеси)

Некоторые вещи в CSS весьма утомительно писать, особенно в CSS3, где плюс ко всему зачастую требуется использовать большое количество вендорных префиксов. Миксины позволяют создавать группы деклараций CSS, которые вам придется использовать по нескольку раз на сайте. Хорошо использовать миксины для вендорных префиксов. Пример для border-radius:

@mixin border-radius($radius) { -webkit-border-radius: $radius; -moz-border-radius: $radius; -ms-border-radius: $radius; border-radius: $radius; } .box { @include border-radius(10px); }

Для создания миксина используйте директиву @mixin + название этого миксина. Мы назвали наш миксин border-radius. Также, в миксине мы используем переменную $radius внутри скобок, тем самым позволяя себе передавать в переменной все, что захотим. После того, как вы создали миксин, вы можете его использовать в качестве параметра CSS, начиная вызов с @include и имени миксина. Когда ваш CSS скомпилируется вы получите следующее:

Box { -webkit-border-radius: 10px; -moz-border-radius: 10px; -ms-border-radius: 10px; border-radius: 10px; }

Наследование

Это одна из самых полезных функций Sass. Используя директиву @extend можно наследовать наборы свойств CSS от одного селектора другому. Это позволяет держать ваш Sass-файл в «чистоте». В нашем примере мы покажем вам как сделать стили оповещений об ошибках, предупреждениях и удачных исходов.

Message { border: 1px solid #ccc; padding: 10px; color: #333; } .success { @extend .message; border-color: green; } .error { @extend .message; border-color: red; } .warning { @extend .message; border-color: yellow; }

Вышеуказанный код позволяет взять свойства CSS из.message и применить их в.success, .error и.warning. Во время компиляции CSS-файла работает магия, которая поможет вам избежать написания лишних классов в HTML элементах. Результат выглядит вот так:

Message, .success, .error, .warning { border: 1px solid #cccccc; padding: 10px; color: #333; } .success { border-color: green; } .error { border-color: red; } .warning { border-color: yellow; }

Математические операторы

Использовать математику в CSS очень полезно. Sass имеет несколько стандартных математических операторов, таких как +, -, *, / и %. В нашем примере мы совершаем простые математические вычисления для расчета ширины aside и article.

Container { width: 100%; } article { float: left; width: 600px / 960px * 100%; } aside { float: right; width: 300px / 960px * 100%; }

Мы создали простую адаптивную модульную сетку, с шириной в 960 пикселей. Используя математические операторы, мы использовали полученные данные с пиксельными значениями и конвертировали их в процентные, причем без особых усилий. Скомпилированный CSS выглядит так:

Container { width: 100%; } article { float: left; width: 62.5%; } aside { float: right; width: 31.25%; }

Практический пример:

В своем файле HTML нам нужен лишь очень простой код и ссылка на файл CSS в папке CSS нашего проекта.

Simple CSS3 Button

Вот и весь нужный нам HTML! Теперь перейдем к Sass. Войдите в любимый текстовый редактор и создайте новый файл, сохраните его в папку sass и назовите style.scss. Чтобы было проще, мы будем писать все в SCSS, который Sass тоже умеет обрабатывать, да и SCSS не очень-то строг с новичками. В начале своего файла мы напишем базовый сброс для HTML, импорт для Compass и пропишем переменные цвета для кнопки.

@import "compass"; //Простой сброс body, div, a { margin: 0; padding: 0; border: 0; } a {text-decoration: none;} a:focus {outline: 0;} //Переменные цвета $button-colour: #2e6bc6; $button-start: #37a0dc; $button-stop: #2068a6; $border: #163861; $text-shadow: #06304b; //Цвета при проведении мышью $button-hover-colour: #2e7dc6; $button-hover-start: #3f9ff0; $button-hover-stop: #2874a9; $focus-shadow: #0b3c5f; //Основные стили body { font-family: "Helvetica Neue Light", "Helvetica Neue", Helvetica, Arial, sans-serif; }

Вверху файла мы вызываем Compass, чтобы включить его в файл и попозже воспользоваться абстрактными классами. Кроме того, мы написали простой сброс и уже употребили одно свойство: переменные. Это дает нам возможность хранить значения, которые мы будем постоянно использовать в своем CSS, включая цвета, значения шрифтов и многие другие! Здесь я применяю их для хранения использованных в кнопке цветов и для упрощения из записи, а также для повторного использования в таблице стилей.

Назначение стилей кнопке

.button { width: 158px; height: 30px; margin: 120px auto; font-size: 16px; font-weight: bold; text-align: center; display: block; color: #fff; padding: 7px 0 0; border: 1px solid $border; text-shadow: 0 -1px 0 $text-shadow; position: relative; }

Давайте назначим стили этой кнопке! Мы начнем с применения основных стилей к тэгу с классом button. Я установил здесь базовые стили кнопки, и обратите внимание на то, как я употребляю переменные.

А теперь перейдем к интересной части! Помните импорт Compass, помещенный в начале таблицы стилей? Здесь мы воспользуемся им, потому что у Compass есть большая библиотека встроенных классов, которые включают префиксы CSS3 для тех браузеров, которым все еще нужна префиксная поддержка.

Button { width: 158px; height: 30px; margin: 120px auto; font-size: 16px; font-weight: bold; text-align: center; display: block; color: #fff; padding: 7px 0 0; border: 1px solid $border; text-shadow: 0 -1px 0 $text-shadow; position: relative; //Классы Compass @include background($button-colour linear-gradient(top, $button-start 20%, $button-stop)); @include border-radius(3px); @include box-shadow(inset 0 1px 0 rgba(#fff, 0.8)); @include transition(all 0.3s ease); }

После первоначального определения стилей мы можем включить несколько абстрактных классов для фоновых цветов, линейных градиентов, радиусов рамки и переходов. Лучше всего то, что все будет компилироваться только с нужными префиксами, и сэкономит нам на их написании время! Класс пока будет компилироваться в файле style.css в следующее:

Button { width: 158px; height: 30px; margin: 120px auto; font-size: 16px; font-weight: bold; text-align: center; display: block; color: #fff; padding: 7px 0 0; border: 1px solid #163861; text-shadow: 0 -1px 0 #06304b; position: relative; background: #2e6bc6 -webkit-gradient(linear, 50% 0%, 50% 100%, color-stop(20%, #37a0dc), color-stop(100%, #2068a6)); background: #2e6bc6 -webkit-linear-gradient(top, #37a0dc 20%, #2068a6); background: #2e6bc6 -moz-linear-gradient(top, #37a0dc 20%, #2068a6); background: #2e6bc6 -o-linear-gradient(top, #37a0dc 20%, #2068a6); background: #2e6bc6 linear-gradient(top, #37a0dc 20%, #2068a6); -webkit-border-radius: 3px; -moz-border-radius: 3px; -ms-border-radius: 3px; -o-border-radius: 3px; border-radius: 3px; -webkit-box-shadow: inset 0 1px 0 rgba(255, 255, 255, 0.8); -moz-box-shadow: inset 0 1px 0 rgba(255, 255, 255, 0.8); box-shadow: inset 0 1px 0 rgba(255, 255, 255, 0.8); -webkit-transition: all 0.3s ease; -moz-transition: all 0.3s ease; -o-transition: all 0.3s ease; transition: all 0.3s ease; }

Написание стилей с вложенными элементами

Еще одной отличной чертой такого препроцессора, как Sass, является способность вкладывать элементы и прикреплять классы с родительским элементом, которому вы назначаете стили. Затем для работы это компилируется в необходимый CSS.

Button { &:hover { @include background($button-hover-colour linear-gradient(top, $button-hover-start 20%, $button-hover-stop)); @include box-shadow(inset 0 1px 1px rgba(#fff, 0.95)); } &:active { @include background(linear-gradient(bottom, $button-start 20%, $button-stop)); text-shadow: 0 1px 0px $text-shadow; @include box-shadow(inset 0 2px 8px $focus-shadow); } }

После стилей основной кнопки можно вложить селекторы псевдоклассов для состояний элемента:hover и:active, с помощью амперсанда, который будет говорить Sass, что это – вложенный класс, прикрепленный к родительскому элементу. В состоянии проведения мышью:hover можно добавить выразительности градиенту и внутренней тени, использовав абстрактные классы Compass, тогда как активное состояние:active переворачивает градиент и меняет тень блока так, что создается впечатление нажатия кнопки.

Button:hover { background: #2e7dc6 -webkit-gradient(linear, 50% 0%, 50% 100%, color-stop(20%, #3f9ff0), color-stop(100%, #2874a9)); background: #2e7dc6 -webkit-linear-gradient(top, #3f9ff0 20%, #2874a9); background: #2e7dc6 -moz-linear-gradient(top, #3f9ff0 20%, #2874a9); background: #2e7dc6 -o-linear-gradient(top, #3f9ff0 20%, #2874a9); background: #2e7dc6 linear-gradient(top, #3f9ff0 20%, #2874a9); -webkit-box-shadow: inset 0 1px 1px rgba(255, 255, 255, 0.95); -moz-box-shadow: inset 0 1px 1px rgba(255, 255, 255, 0.95); box-shadow: inset 0 1px 1px rgba(255, 255, 255, 0.95); } .button:active { background: -webkit-gradient(linear, 50% 100%, 50% 0%, color-stop(20%, #37a0dc), color-stop(100%, #2068a6)); background: -webkit-linear-gradient(bottom, #37a0dc 20%, #2068a6); background: -moz-linear-gradient(bottom, #37a0dc 20%, #2068a6); background: -o-linear-gradient(bottom, #37a0dc 20%, #2068a6); background: linear-gradient(bottom, #37a0dc 20%, #2068a6); text-shadow: 0 1px 0px #06304b; -webkit-box-shadow: inset 0 2px 8px #0b3c5f; -moz-box-shadow: inset 0 2px 8px #0b3c5f; box-shadow: inset 0 2px 8px #0b3c5f; }

Выше показано, что получается после того, как состояния:active и:hover компилируются в Sass’е; они написаны, как селекторы псевдоклассов к родительскому элементу в действенном CSS, а также нужный нам CSS, дополненный альтернативами, для завершения нашей кнопки с тремя состояниями.

Файл style.scss и скомпилированная таблица стилей

Вот и все, что имеется во всем нашем файле style.scss, потому что он организован, написан просто и содержит абстрактные классы и переменные, которые проделывают часть работы за нас, а потом компилируются в окончательный файл таблицы стилей style.css.