Системы обработки информации и управления. Автоматизированная система обработки информации и её защита. Воздействие средств информации на органы чувств

ВВЕДЕНИЕ

I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Основные понятия управления

1.2. Основные понятия автоматизированных систем обработки информации и управления

1.3. История развития автоматизированных систем обработки информации и управления

II. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА АСОИУ

III. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

IV. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ АСОИУ

V. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

VI. КЛАССЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

6.1. Классификация по типу решаемых задач

6.2. Классификация задач автоматизации управления по способу информационного обслуживания

6.3. Классификация задач автоматизации управления по принципу преобразования информации

VII. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АСОИУ

VIII. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АСОИУ

IX. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АСОИУ

X. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АСОИУ

XI. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АСОИУ

XII. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АСОИУ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Специальность “Автоматизированные системы обработки информации и управления” утверждена приказом № 180 Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 3 марта 1994 года.

Автоматизированные системы обработки информации и управления (АСОИУ) - область науки и техники, которая включает широкую совокупность средств, способов и методов деятельности, направленной на разработку технического, информационного, программного, математического, лингвистического, эргономического, организационного и правового обеспечения названных систем, а также структуры систем в целом.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специалист в области автоматизированных систем обработки информации и управления в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять такие виды профессиональной деятельности, как проектирование, научные исследования, эксплуатация в данной области. Он должен знать и уметь использовать основные математические понятия и методы, математические модели процессов в естествознании и технике, вероятностные модели для анализа и количественных оценок конкретных процессов, базовые понятия информатики и вычислительной техники, закономерности протекания информационных процессов в системах управления, принципы работы технических и программных средств, основные приемы обработки экспериментальных данных.

С точки зрения общепрофессиональных дисциплин инженер в области автоматизированных систем должен иметь представление:

Об основных закономерностях функционирования систем и возможности их системного анализа;

О современных методах исследования, оптимизации и проектирования АСОИУ;

Об использовании основных положений теории управления в различных областях науки и техники;

О возможностях информационных технологий и их применении в промышленности, научных исследованиях, организационном управлении и других областях;

О современном состоянии и тенденциях развития архитектур ЭВМ, вычислительных систем и сетей, об архитектуре и о возможностях микропроцессорных средств;

О современных алгоритмических языках, о проблемах и направлениях развития технологии программирования, об основных методах и средствах автоматизации проектирования программного обеспечения, о методах организации работы в коллективах разработчиков программного обеспечения.

Специалист должен знать:

Качественные и количественные методы анализа систем, методы теоретико-множественного описания систем;

Основы системного подхода, формальный аппарат анализа и синтеза структур автоматизированных систем;

Основные классы моделей и методы моделирования, методы формализации, алгоритмизации и реализации моделей на ЭВМ;

Основные положения теории управления;

Принципы организации и функционирования отдельных устройств и ЭВМ в целом, комплексов и сетей ЭВМ, принципы построения архитектуры вычислительных систем;

Модели, методы и инструментальные средства, используемые в АСОИУ для решения интеллектуальных задач;

Принципы построения и методы разработки экспертных систем.

В итоге специалист должен уметь:

Формулировать и решать задачи проектирования АСОИУ с использованием информационных технологий;

Конструировать проектные решения и реализовывать их в заданной программной среде.

Автоматизированная система обработки информации (АСОИ) – это человеко-машинная система, которая обеспечивает сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управленческих решений в различных сферах деятельности и на различных иерархических уровнях. .Такими уровнями,являются государственная, отраслевая, территориальная автоматизированные системы управления, автоматизированные системы управления предприятиями и технологическими процессами.

Эффективность использования автоматизированных систем управления в значительной степени зависит от их совместимости на различных уровнях и функционального назначения.

Технической базой АСОИ является комплекс технических средств, который включает персональные, универсальные и малые ЭВМ; оборудование сбора, подготовки и предварительной обработки информации, средств связи и передачи информации; устройств тиражирования, комплектации и окончательной обработки информации, автоматизированного её сохранения и выдачи документа.

Совместимость автоматизированных систем обработки информации устанавливается по следующим признакам:

· организационная совместимость АСОИ разных уровней и

функционального назначения;

· техническая совместимость, предусматривающая автоматиче-

ское функционирование комплекса технических средств АСОИ разных уровней, включая обмен информацией и возможность совместного решения крупномасштабных задач;

· программная и математическая совместимость с использовани-

ем единых математических методов, моделей и алгоритмов в АСОИ разных уровней;

· информационная совместимость с использованием единой ба-

зы данных АСОИ разных уровней;

· лингвистическая совместимость – употребление одинаковых

научно-технических и экономических терминов, правил формализации естественных языков, включая методы сворачивания и разворачивания текстов.

Для эффективного использования АСОИ важное значение имеет математическое обеспечение – совокупность программ, процедур и правил, связанных с компонентами документации, которая позволяет использовать ЭВМ для решения различных задач с применением диалогового режима человек-машина

Кибернетизация научно-исследовательских работ является основным направлением развития технологии этого процесса, направленного на активизацию роли науки в общественном производстве.

Информационная совместимость различных уровней управления обеспечивается с помощью классификаторов технико-экономической информации, в которых объекты систематизируются по определенным классификационным группам, их признакам и кодовым обозначениям.

В Украине действует Единая государственная система стандартизации. Она находится в ведении Госстандарта, который обеспечивает разработку и утверждает классификаторы по единым методическим признакам, обеспечивая совместимость АСОИ различных рангов. Эти классификаторы делятся на общегосударственные, отраслевые, региональные и локальные.

Функционирование АСОИ дает возможность автоматизировать поиск информации, находящейся в базе данных исследовательской организации, а также решать на ЭВМ исследовательские задачи методом пакетной обработки.

Исследователь, как пользователь информацией, должен владеть методикой алгоритмизации и постановки задач для последующего их программирования и решения на ЭВМ специалистами других отраслей (программистами, сис- темотехниками и др.) .

Полный цикл обработки данных для научных исследований в АСОИ включает следующие этапы:

· сбор, передача и подготовка к введению в ЭВМ первичной информации

· введение, накопление и обработка полученной информации;

· введение и передача результатов обработки информации пользователю

Использование вычислительной техники в обработке экономической информации вносит существенные изменения в методику исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, создает условия для повышения обоснованности, достоверности и качества рекомендаций науки.

Создание автоматизированного рабочего места (АРМ) научного работника позволяет решать задачи в регламентном и запросном режимах, контролировать результаты расчетов, вносить изменения в методику проведения исследований и получать многовариантные решения, создавать локальные сети, которые обеспечивают обмен данными в реальном масштабе времени между АРМ различного назначения.

Техническое обеспечение АРМ научного работника, как правило, включает двухуровневый вычислительный комплекс. На верхнем уровне – ЭВМ с быстродействующим процессором с большим объёмом оперативной и внешней памяти, на котором обрабатывается основной поток исследуемой информации, поступающей с персональных компьютеров (ПК) нижнего уровня, оборудованного периферийными устройствами. Полученные результаты поступают на ПК и позволяют последовательно контролировать весь процесс обработки данных, изменяя при этом значения отдельных параметров для получения наилучшего результата из возможных.

Общеотраслевыми руководящими указаниями придана юридическая сила документам на магнитной ленте и бумажном носителе, созданных вычислительной техникй. Этот документ должен быть подготовлен и размечен в соответствии с требованиями государственного стандарта и закодирован с учетом требований общегосударственного классификатора технико-экономической информации. Оператор, который подготовил этот документ, проставляет свой код и несет персональную ответственность за его достоверность.

За оригинал документа на магнитной ленте принимается первая по времени запись на ней, зафиксированная в установленном порядке.

Изменения в оригинал вносятся на основании специально составленного уведомления, которое содержит: наименование организации, которая создала оригинал документа; содержание изменений; указание на причины изменения; время внесения изменений; соответствующие подписи; штамп или печать организации, которая создала оригинал документа на магнитной ленте. Необходимо также тщательно проверять погашение (аннулирование) документа-оригинала, перезаписанного на магнитную ленту.

Машинограмма имеет юридическую силу, если она создана на бумажном носителе в печатной форме средствами вычислительной техники в соответствии с порядком, установленным дл технологического процесса обработки данных, и отвечает стандартам на унифицированные системы документации. Машинограмма., которая будет использована в учете, контроле и аудите хозяйственной деятельности предприятия должна содержать реквизиты организации, её создавшей, и необходимые формы засвидетельствования (подписи работников информационно-вычислительного центра, который контролирует достоверность выхода исходной информации, и работников бухгалтерии.

Машинограммы и первичные документы, на основании которых она создана, сохраняются на протяжении сроков, установленных для этих документов государственными архивными органами.

Информация, находящаяся на хранении в памяти ЭВМ, должна быть надежно защищена от несанкционированного доступа. Понятие защиты информации включает в себе как разработку и внедрение соответствующих средств и методов защиты, так и постоянное их использование. Необходимость защиты информации обусловлена централизацией сбора, хранения и обработки информации на вычислительных центрах коллективного пользования, что облегчает доступ к данным вследствие средств коммуникации с более мощными ЭВМ и более строгой государственной регламентации требований секретности, а также рыночными отношениями в ведении хозяйственной деятельности, когда возникает необходимость в сохранении коммерческой тайны.

Функционирование АСОИ основано на создании банков информации. Средства связи дают возможность сделать эти данные доступные для всех, кто имеет доступ к общей телефонной линии. Дальнейшее увеличение концентрации данных, наряду с их доступностью из-за наличия средств связи, повышает необходимость в защите информации.

Мощные ЭВМ создают условия для увеличения несанкционированного доступа к ресурсам ЭВМ, в процессе которого возможны: уничтожение информации с целью сокрытия фактов хищения материальных и финансовых ценностей; изменения фактических данных с различными преступными целями и т.д.

Защита информации осуществляется специальными службами вычислительных центров. Физическая защита охватывает технические средства, зал ЭВМ, линии связи и дистанционные терминалы, логическая – касается самих данных, прикладных программ и программного обеспечения операционных систем.

Функции специального сотрудника по защите информации предусматривает ответственность за конфедициальность данных и включает:

· ответственность за сохранение информационных файлов;

· борьбу с нарушителя защиты файлов;

· сообщение руководству о случаях нарушения защиты файлов;

· использование технических средств защиты вычислительных устройств, данных или программ в этих устройствах.

Средства защиты данных могут быть включены в системные пакеты программ, в прикладные системы путем имитации с помощью тестов различных вариантов исправления или хищения данных с целью осуществления противозаконных действий. Программы постоянно совершенствуются для защиты секретной информации, коммерческой тайны, интеллектуальной собственности.

  1. Методическое пособие

    жизни каждого из вас наступает ответственный момент выбора будущей профессии выбор будущей

  2. Введение в строительную профессию

    Автореферат диссертации

    Дорогие юноши и девушки! В жизни каждого из вас наступает ответственный момент выбора будущей профессии , которой хочется посвятить свою деятельность... управлению, позволяющие осуществить осознанный выбор будущей специальности. Расширяя формы отношений...

  3. Из дневника экспериментов запись 6 января 1990 года

    Документ

    Понимании, моменты жизни каждый из вас сам... каждого из вас . Но и цивилизация творит каждого из вас . Каждый из вас , творя будущее ... . Ответственность за... Наступила ... с образованием, с профессией , с возрастом, ... Каждый из вас должен постоянно делать выбор ...

  4. Вкус жизни подросток в социуме

    Список учебников

    К уголовной ответственности ? Кто... Каждый из вас имеет право на выбор … (врача, школы, кружка, учебного заведения, профессии ... Наступает такой момент , когда вы не пускаете нас в свою жизнь ... каждого из ребят. Придуманные истории вполне могли в будущем ...

  5. Г Честертон посвятил одну из книг своему секре­тарю

    Книга

    ... из вас ... кровь будущих партнеров... моментом выбора : стоит или не стоит ему продолжать овладевать выбранной професси­ей ... В этот ответственный момент я устанавливал свой... из «практики» человеческого тела. В жизни каждого члена церкви наступает такой момент ...

Теоретическая подготовка включает изучение и знание:

Методических и нормативных материалов по проектированию и разработке систем на основе ЭВМ (ЭВМ, комплексов и сетей); технологии проектирования и разработки систем на основе ЭВМ (ЭВМ, комплексов и сетей); перспектив и тенденций развития информационных технологий; технических характеристик и экономических показателей лучших отечественных и зарубежных образцов систем на основе ЭВМ (ЭВМ, комплексов и сетей); порядка, методов и средств защиты интеллектуальной собственности; методов анализа качества систем на основе ЭВМ (ЭВМ, комплексов и сетей);современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи; основных требований к организации труда при проектировании систем на основе ЭВМ (ЭВМ, комплексов и сетей); правил, методов и средств подготовки технической документации; основ экономики, организации труда, организации производства и научных исследований; основ трудового законодательства; правил и норм охраны труда.

Виды деятельности выпускника (кого готовят), что может выпускник

Практические умения и навыки реализуются в следующих областях:
  • проектно-конструкторская деятельность:
    разработка требований и спецификаций отдельных компонентов о систем на основе ЭВМ (ЭВМ, комплексов и сетей) на основе анализа запросов пользователей, моделей предметной области и возможностей технических средств; проектирование архитектуры компонентов аппаратно-программных комплексов; проектирование человеко-машинного интерфейса аппаратно-программных комплексов; применение средств вычислительной техники (ВТ), средств программирования для эффективной реализации аппаратно-программных комплексов; проектирование элементов математического, лингвистического, информационного и программного обеспечения вычислительных систем (ВС) и автоматизированных систем на основе современных методов, средств и технологий проектирования, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования;
  • производственно-технологическая и сервисно-эксплуатационная деятельность:
    создание компонентов ВС, автоматизированных систем и производство программ и программных комплексов заданного качества в заданный срок; тестирование и отладка аппаратно-программных комплексов; диагностика и устранение неисправностей, проведение профилактических мероприятий, настройка, адаптация объектов профессиональной деятельности, анализ эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности, выработка предложений по их модификации; разработка программы и методики испытаний, проведение испытаний систем на основе ЭВМ (ЭВМ, комплексов и сетей); комплексирование аппаратных и программных средств, компоновка вычислительных систем, комплексов и сетей; сертификация систем на основе ЭВМ (ЭВМ, комплексов и сетей);
  • научно-исследовательская деятельность:
    выбор и преобразование математических моделей явлений, процессов и систем с целью их эффективной программно-аппаратной реализации и их исследования средствами ВТ; выбор математических моделей, методов, компьютерных технологий и систем поддержки принятия решений в научных исследованиях, проектно-конструкторской деятельности, управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека; анализ, теоретическое и экспериментальное исследование методов, алгоритмов, программ, аппаратно-программных комплексов и систем; оценка надежности и качества функционирования объекта проектирования; создание и исследование математических и программных моделей вычислительных и информационных процессов, связанных с функционированием объектов профессиональной деятельности; разработка планов, программ и методик исследования программно-аппаратных комплексов; разработка и совершенствование формальных моделей и методов, применяемых при создании систем на основе ЭВМ (ЭВМ, комплексов и сетей);
  • организационно-управленческая деятельность:
    организация отдельных этапов процесса разработки систем на основе ЭВМ (ЭВМ, комплексов и сетей) с заданным качеством в заданный срок; оценка, контроль и управление процессом разработки систем на основе ЭВМ (ЭВМ, комплексов и сетей); выбор технологии, инструментальных средств и средств ВТ при организации процесса разработки и исследования систем на основе ЭВМ (ЭВМ, комплексов и сетей); обучение персонала в рамках принятой организации процесса разработки систем на основе ЭВМ (ЭВМ, комплексов и сетей);
  • эксплуатационная деятельность:
    инсталляция, настройка и обслуживание системного, инструментального и прикладного программного обеспечения, ВС и автоматизированных систем; сопровождение программных продуктов, ВС и автоматизированных систем; выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик систем на основе ЭВМ (ЭВМ, комплексов и сетей), организация работы первичного коллектива исполнителей; организация работы структурного подразделения организации или организации в целом.

Основные дисциплины

Программа подготовки специалиста предусматривает изучение пяти циклов дисциплин:
  • ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (экономика, правоведение, социология, и др);
  • ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (математика, программирование, теория систем и системный анализ и др.);
  • ОПД - общепрофессиональные дисциплины (Информационный менеджмент, операционные системы, базы данных, информационные технологии и др.);
  • СД - специальные дисциплины, включающий дисциплины специализации (например, теоретические основы автоматизированного управления, моделирование систем, технология программирования, системное программное обеспечение, сетевые технологии, системы искусственного интеллекта и др.);
  • ФТД - факультативные дисциплины.

Возможные сферы деятельности выпускников

Инженер; инженер-программист; ведущий инженер-программист, инженер-электронщик (электронщик); ведущий инженер; инженер по автоматизированным системам управления; ведущий инженер, инженер-постановщик задач; администратор сети; инженер-логистик; ведущий инженер; руководитель группы; начальник отдела АСУ; начальник отдела АСУП; начальник информационно-вычислительного центра; заместитель руководителя предприятия по информационному обеспечению; руководитель предприятия.

Примеры трудоустройства выпускников

ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», Тюменская обл., ООО «ОСК «Град», г. Самара, ОАО «Самарский диагностический центр» г. Самара, ООО «ЭПАМ Систэмз», г. Самара, ООО «Программные технологии», г. Самара, ООО «Кьюлити Софтвеа Системс», г. Самара, ООО «БИТ Бизнес и Технологии», г. Самара, Самарский филиал ЗАО «Райффайзенбанк», ООО Поволжский Информационный Аналитический центр «Информ-С», ООО «Электроника плюс», г. Самара, ОАО «Кондитерское объединение «РОССИЯ», ФГУП «ПОЧТА РОССИИ» ОСП Самарский почтамт, ООО «Самарские автомобили-М», ООО «Железная логика», г. Самара, ООО «Фирма «СВЕТ», г. Самара, ЗАО «ВебЗавод», г. Самара, ОАО «Самаранефтехимпроект», ЗАО «Компания «ЭР-Телеком» и др.

Компании с которыми сотрудничает кафедра, связь с предприятиями, где проходит практика

  • ЗАО «Крафт-С»
  • ЗАО «АвтовазБанк»
  • ОАО КБ «Солидарность»
  • ЦСКБ «Прогресс»
  • ОАО «ЭР-Телеком»
  • Компания Microsoft
  • Компания «D-Link»
  • SoftLine IT Academy
  • Департамент ФСЗН по Самарской области модельный учебный центр
  • ЗАО «Гарант-Сервис Самара»
  • Компания «Fujitsu Siemens Computers» ООО "Региональный информационный центр общероссийской сети распространения правовой информации КонсультантПлюс
  • НТЦ Автоваз г. Тольятти и др.ЗАО «Крафт-С»

Государственный комитет российской федерации

по высшему образованию

Нижегородский технический колледж

Лаборатория современного технического офисного оборудования

Учебное пособие

По специальности 2202

дисциплина

“Технические средства обработки информации”

Автоматизированные системы обработки информации и управления

Разработал: Шишанов Ю.А.

Утверждено на заседании

предметной комиссии

протокол №___ от ________19___г.

Председатель комиссии

_______________________________

г. Н. Новгород 2000г.

1. Введение............................................................................................................ 5

1.1. Понятие: информация и информатика. Воздействие средств информации на органы чувств. Виды компьютерной информации......................................... 5

2. Средства копирования и размножения................................................. 12

2.1. Электрографическое копирование.......................................................... 12

2.1.1. Основные принципы электрографического копирования........... 12

2.1.2. Принципы работы современных аналоговых копировальных аппаратов.......................................................................................................... 14

2.1.3. Плоскостной электрографический аппарат ЭП-12 Р2 (ЭРА-12РМ). 21

2.1.4. Портативная настольная копировальная машина "Canon" FC-2. 22

3. Настольная электронная типография. ПЭВМ, периферийное оборудование и программное обеспечение.............................................. 32

3.1. Устройства ввода.................................................................................... 32

3.1.1. Клавиатура, мышь. Назначение, устройство и принцип работы 32

3.1.2. Джойстик, световое перо, дигитайзер. Назначение, устройство и принцип работы................................................................................................ 35

3.1.3. Сканеры, типы сканеров и их технические характеристики. Назначение, состав и принцип работы............................................................ 37

3.2. Устройства вывода................................................................................. 45

3.2.1. Мониторы и их характеристики. Назначение, состав и принцип работы............................................................................................................... 45

3.2.2. Принтеры ударного действия....................................................... 55

3.2.3. Принтеры не ударного действия.................................................. 59

3.2.4. Термический принтер.................................................................... 64

3.2.5. Плоттеры........................................................................................ 65

4. Методы и средства мультимедиа............................................................ 67

4.1. Методы и средства мультимедиа.......................................................... 67

4.1.1. Понятие мультимедиа, мультимедийный РС............................... 67

4.1.2. Звуковая карта. Назначение, состав и принцип работы.............. 70

4.1.3. Аналого-цифровое преобразование............................................. 71

4.1.4. Кодирование звуковых данных. Характеристики модулей записи и воспроизведения............................................................................................... 72

4.1.5. Модуль синтезатора. Синтез звука на основе частотной модуляции, таблицы волн, физического моделирования и их характеристики................ 73

4.1.6. Объем памяти................................................................................. 79

4.1.7. Видео карта. Назначение, состав, и принцип работы по функциональной схеме..................................................................................... 84

4.1.8. Мультимедиа-ускорители............................................................. 90

5. Офисное оборудование.............................................................................. 92

5.1. Телевидение............................................................................................... 92

5.1.1. Телевизионные стандарты............................................................. 92

5.1.2. Упрощенная функциональная схема передатчик звука............... 98

5.1.3. Цветной кинескоп........................................................................ 104

5.1.4. Система телетекста....................................................................... 107

6. Кассетные видеомагнитофоны.............................................................. 115

6.1. Кассетные видеомагнитофоны “Электроника ВМ-12”...................... 115

6.1.1. Лентопротяжный механизм......................................................... 123

7. Телекоммуникационные средства связи............................................. 128

7.1. Факсимильная связь................................................................................ 128

7.1.1. Основные принципы факсимильной связи................................. 128

Занятие 1. Принцип работы современного факсимильного аппарата 131

7.2. Сотовые телефоны................................................................................ 137

7.2.1. Принципы построения сотовой сети........................................... 137

7.2.2. Сотовые телефоны....................................................................... 145

7.2.3. Организация сотовой сети связи................................................. 152

8. Пейджинговая связь................................................................................. 155

8.1. "История пейджинга"........................................................................... 155

8.2. "Характеристики радиосигнала".......................................................... 156

8.2.1. 16K0F1D...................................................................................... 156

8.2.2. "Основные протоколы пейджинговой связи"............................. 156

8.2.3. Протокол POCSAG..................................................................... 157

8.2.4. Протокол FLEX........................................................................... 157

8.2.5. Протокол ERMES........................................................................ 158

8.3. "Условное распространение радиоволн"............................................... 159

8.4. "Радиопейджинг в России".................................................................... 160

8.5. "Будущее пейджинговой связи".............................................................. 161

9. Телекоммуникационные средства связи............................................. 166

9.1. Локальные и глобальные вычислительные сети.................................... 166

9.1.1. Понятие: локальные и глобальные ВС....................................... 166

9.2. Топология сети....................................................................................... 169

9.2.1. Топология «звезда»..................................................................... 169

9.2.2. Кольцевая топология................................................................... 170

9.2.3. Шинная топология....................................................................... 171

9.3. Компоненты локальной сети................................................................. 172

Литература:

О. Колесниченко, И. Шишигин “Аппаратные средства РС” Дюссельдорф, Киев, Москва, С. Петербург.

Справочник пользователя. “Модемы”. Лань С. Петербург 1997 г

Бэрри Нанс. “Компьютерные сети” Бипом Москва 1996 г.

Г. Вачнадзе. “Всемирное телевидение” Тбилиси изд. “Ганатлеба” 1989 г.

В. Фигурнов “IBM PC для пользователя”. С. Петербург 1994 г.

А. Коцубинский, С. Грошев. “Современный самоучитель работы в сети Интернет” Изд. Триумф. Москва 1997 г.

Берри Пресс “Ремонт и модернизация ПК” Библия пользователя. Изд. Диалектика. Москва. С. Петербург, Киев. 1999 г.

А. Бобров “Копировальная техника”, Сервис «Ремонт и обслуживание», Выпуск 9, Изд. ДМК, Москва 1999г.

В. Поляков. “Посвящение в радиоэлектронику”. Изд. Радио и связь. Москва 1988г.

В. Джакония, А. Гоголь, Я. Друзин и др. Телевидение: учебник для вузов. – М.: Радио и связь, 1997.

В. Виноградов Уроки телемастера. Изд. 2. – С.-Пб.: ЛАНЬ, КОРОНА-ПРИНТ, 1997.

1.1. Понятие: информация и информатика. Воздействие средств информации на органы чувств . Виды компьютерной информации

Понятие: информация и информатика

Информация - (от латинского слова Informatio разъяснение, изложение). Первоначальные – сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т. д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

Информатика , дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности её создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности.

Благодаря наличию у человека пяти органов чувств, информация об окружающей среде поступает к человеку постоянно. Больше всего информации дает зрение. Если глаза открыты, то через них поступает огромное количество информации о форме и цвете предметов, о том, где они находятся, и даже о том, как они двигаются.

Вывод:

¨ Вся информация, поступающая к человеку, состоит из сигналов.

¨ Человек эти сигналы получает, обрабатывает и либо исполняет, либо запоминает.

Воздействие средств информации на органы чувств.

Человек так устроен, что он защищается от ненужной, непонятной и неприятной информации. Она проходит мимо него. В этом случае человек не обрабатывает её, а значит, не может запомнить и превратить в знание.

Та информация, которая не может быть понята и усвоена, называется - информационным шумом.

Вывод:

1. Человеку трудно потреблять информацию. Он может делать это только очень маленькими порциями. Любая перегрузка превращается в информационный шум, и. она становиться бесполезной, то есть не превращается в знания.

2. Человеку трудно обработать информацию. От этого он устает.

3. Человек можем, ошибиться. Из-за информационного шума он можем неправильно обработать информацию и превратить её ложное знание.

4. Человек необъективен (т.е. воспринимает информацию не такой, какой она есть, а такой, какой она ему кажется). Если информация совпадает с его личным мнением, он принимает, обрабатывает и усваиваем её очень легко. Если информация ему неприятна, он усваивает ее с большим трудом и многое остается без внимания.

5. Человек не может долго хранить информацию. Если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается.

Что же такое компьютер?

Компьютер - это электронная машина, которая может:

¨ Принимать информацию;

¨ Обрабатывать информацию;

¨ Хранить информацию;

¨ Выдавать информацию.

Как было ранее сказано, этими функциями обладает и человек. Однако делает он это медленно, иногда с ошибками и не всегда охотно. Компьютер освобождает нас от необходимости обрабатывать горы информации, но делает он быстро, безотказно, выдает в том виде, в котором удобно человеку, и хранит сколь угодно долго.