Смартфон управление жестами. Андроид: жесты, о которых вам следует знать

Жесты в мобильных приложениях

Некоторые критики считают такой способ управления, как жесты, сложным для понимания - и потому бесполезным. Вместе с тем, освоение жестовых технологий идет стремительными темпами, в мире UI тактильные решения поставлены на поток. Но все же главная сложность - это новизна. Жесты как способ управления электронным устройством появились еще в начале 80-х, а с начала нулевых они распространились повсеместно. Дизайнеры пытаются сделать жесты интуитивно понятными - но этот процесс все еще на стадии бета-тестирования.

Общие жесты

Это жесты, которые реализованы на многих платформах и привычные для большинства.

Исследование Дэна Моуни показывает, что ожидания пользователей относительно нюансов работы интерфейсов во многом сходятся. В рамках исследования участников из девяти стран просили составить список 28 жестов для UI. И результаты оказались очень похожими.

Например, чтобы удалить иконку, необходимо перетащить ее с экрана.

Стандартный набор жестов для большинства приложений:

  • Клик (или тап)
  • Дабл-тап
  • Перетаскивание
  • Щипок
  • Стягивание
  • Растягивание
  • Нажатие
  • Нажать и зажать
  • Нажать и перетащить
  • Вращение экрана

О том, что эти жесты присутствуют, не всегда можно догадаться без подсказки -по крайней мере, так считают участники исследования. Отсюда вопрос: насколько жестовые интерфейсы интуитивно понятны? В чем их плюсы и минусы?

Важно ясно представлять, какой принцип действия или концепт делает жестовый UI эффективным. В противном случае пострадает юзабилити таких разработок.

Преимущества жестов

Популярность жестов объясняется двумя причинами:

Последнее можно назвать причиной с большой натяжкой. Экран с приборной панелью из этого фильма - слишком уж футуристический пример, метафора в разговорах о сенсорных интерфейсах. Но еще очень далеки те времена, когда взаимодействие с голографическими проекциями станет частью повседневности.

Но все же гаджеты Тома Круза предвосхищают не столь далекое будущее - и демонстрируют . Здесь важны два нюанса: их удобство и, опять же, интуитивная понятность.

Жесты легко освоить

Тачскринные интерфейсы лишь тогда кажутся простыми и понятными, когда взаимодействие с цифровыми элементами приближено к физическому действию. Тактильный фидбек и манипуляции на экране должны быть соответствующими.

Опытный пользователь без лишних усилий разберется в самом непродуманном интерфейсе. Владельцы устройств зачастую пропускают инструкции к приложениям - и за несколько мгновений опытным путем осваивают управление. Однако без тонких инструкций со стороны дизайнера приложение будет меньше радовать своего пользователя. Так как же научить людей и не отвлечь от практических действий в приложении?

Один из самых эффективных методов - поэтапное раскрытие: жесты и другое управление становятся доступны по мере знакомства с интерфейсом. Для начала показываются самые важные средства управления - с помощью визуальных подсказок, либо вводного инструктажа. Первое выглядит предпочтительнее, поскольку большинство пользователей сразу переходят к делу и не тратит время на инструкции.

Могут быть уместны визуальные подсказки и анимация, которые реагируют на касание экрана. Как пример, функция «slide to unlock», которая раньше присутствовала в устройствах Apple.

Slide to unlock

Словесная подсказка; стрелка указывает направление; анимация выполняет функцию обратной связи.

Поэтапное раскрытие и инструкции - это, в сущности, полезные советы. В первом случае разработчик проявляет к пользователю чуть больше уважения, поскольку предполагается, что он (пользователь) сможет самостоятельно разобраться в устройстве программы.

Люди выполняют определенные действия при минимальном вмешательстве со стороны разработчика. Дизайн упрощает взаимодействие с приложением. Таким образом, формируется привычка. Так пользователь учится справляться с более сложными операциями в приложении.

Процесс формирования привычки включает три этапа:

  1. Триггер
  2. Действие
  3. Фидбек

Триггер побуждает к действию. Пример: уведомления напоминают о чем-либо. Затем следует действие: пользователь получает подсказку о том, как достичь определенной цели. Фидбек - нечто вроде вознаграждения за работу.

Процесс формирования привычки - разновидность (привлечение новых пользователей). Еще это способ удостовериться, что новые пользователи разобрались с тем, как все устроено. А также возможность превратить случайных пользователей в восторженных поклонников. Это наглядно иллюстрирует приложение Lumosity (в особенности шаг #3).

Lumosity - игровое приложение, которое тренирует память и внимание. Пользователи могут устанавливать собственные триггеры. В дальнейшем следует переход к действиям, и, собственно, играм. В основе этих игр жесты, к каждому прилагаются простые инструкции.

Благодаря этим стимулам пользователи получают удовольствие от программного продукта и быстрее запоминают, как и что нужно делать. Жестовое управление - это такой же навык, как и любой другой. За счет развлекательного элемента кривая удержания клиентов ползет вверх.

Простота освоения - очевидный преимущество жестовых интерфейсов, еще один плюс - минималистская эстетика.

Пространство на экране

Пространство на экране устройства ограничено - его нужно использовать рационально, особенно когда приложение изобилует опциями. Именно поэтому во многих интерфейсах элементы навигации спрятаны в «гамбургерах».

Меню гамбургер скрывает навигационные элементы

Жесты в качестве навигации по веб-сайту порой ухудшают юзабилити, но в приложении жесты выглядят очень даже уместно. Приложение Solar разработано в очень минималистском стиле, содержит полезные подсказки.

У пользователя больше свободы действий - он без посторонней помощи поймет, что делать. Тактильный фидбек вызывает ощущение завершенности, успешного взаимодействия. Так, в устройствах на iOS и Android вибрация подтверждает, что звук отключен.

Вовлечение происходит за счет тактильного эффекта. Разработчики Disney активно используют такой подход .

Это мало исследованная территория - целый , которые дизайнеры могут воплотить в жизнь.

Принципами юзабилити и лучшими практиками не стоит пренебрегать, но все же порой есть смысл выйти за привычные рамками - оживить дизайн, внести новые краски. Не каждая разработка становится революционной, но небольшие эксперименты никогда не помешают.

Минусы

Как ни странно, но в дизайнерском мире есть довольно большой лагерь тех, кто считает жесты отступлением от канонов юзабилити, каким бы футуристическим ни был этот способ управления.

Бессмысленная жестикуляция

Во многом причина в том, что дизайнеры зачастую игнорируют стандартные предостережения о UX и юзабилити. Дизайнеры склонны к конформизму. Они читают тысячи статей о «лучших практиках» и применяют одни и те же техники и паттерны практически для всех разновидностей приложений и интерфейсов, даже когда это противоречит здравому смыслу.

Проблемы, связанные с юзабилити, дублируются во многих разработках. Даже в популярных жестовых интерфейсах. К примеру, в системах Google и Facebook можно видеть, что иконкам отдается предпочтение перед текстовыми ссылками. Для экономии места дизайнеры используют изображения вместо текста. Однако проблема в том, что изображения люди воспринимают по-разному. Интерпретаций множество. И полагать, что люди без труда поймут предназначение конкретной иконки - это игра в орлянку. Пример - Bloom.fm.

Что означает в виде капли? Снежинка слева - предупреждение о плохой погоде? Зачем эта нота поверх «гамбургера» в правом углу?

Конечно, часть пользователей методом проб и ошибок разберется в этом беспорядке. Но суть в том, что ни одна иконка приложения не служит наглядной подсказкой. Такой интерфейс никак не назовешь интуитивно понятным.

Дизайнерам Bloom.fm не помешает устранить всю эту диссонирующую символику. А опции - что бы они ни означали - поместить в скрытое меню. В конце концов, нужно ли в музыкальном плеере что-то еще кроме основных кнопок: плей, пауза, перемотка, повтор.

Незнакомое вызывает недовольство

Все это истоки еще одной проблемы жестовых интерфейсов: их функционал и средства управления всегда скрыты. зависимы от того, насколько аудитория знакома с основами жестового управления.

Это значит, что любое отклонение от правила будет неудобным, непривычным, тем, что вне компетенции пользователя. Сложностей добавляет и то, что нет единого стандарта жестовых интерфейсов. Это как Дикий запад, только больше кликов и меньше стрельбы. Двойное нажатие в разных приложениях выполняет разные функции. Иногда предназначение жестов меняется с выходом обновления. В приложении фотохостинга Imgur дабл-тап раньше был нужен для зума, сейчас он выполняет upvote (повышает популярность поста).

Кривая обучения, в зависимости от внимания к нюансам юзабилити, может быть достаточно резкой.

С одной стороны, понять функцию жеста несложно, с другой - открывается широкое поле для исследования и реализации новых дизайнерских паттернов. То есть что сенсорные UI могут сильно отличаться. Отсюда их непредсказуемость, что, в свою очередь, отдаляет от главной цели - интуитивной понятности.

Хорошие интерфейсы выдержаны в определенных рамках, в их основе визуальная информация (анимация) и в ряде случаев словесные подсказки - чтобы в сознании пользователя закрепилась связь между жестом и функцией.

Итог

При всех недостатках, касание как способ управления интерфейсом - это технология будущего. Плавная кривая обучаемости (как минимум, для основных функций) это доказывает. Понадобится лишь сделать его чуть более функциональным. Любые эксперименты должны быть в рамках разумного, не стоит слишком уж отклоняться от привычного. В интересах дизайнера выбрать подходящее время и место, чтобы показать новые средства управления, и не стать примером в чьей-то статье об ошибках юзабилити.

В устройствах Samsung Galaxy S есть поддержка жестов. В частности, пользователям очень пригодятся такие фичи как:

1. Функция «мгновенный обзор», которая позволяет пролистывать фотографии в галерее и переключать треки с помощью жеста ладони.

2. Функция «бесконтактное принятие вызова». Она позволяет принимать звонки с помощью жеста и автоматически включает громкую связь. Это чертовски удобно, когда у вас грязные или мокрые руки и вы не хотите брать смартфон и даже дотрагиваться до экрана: на кухне, во время ремонта и т.д.

Включение пролистывания и ответа на звонок с помощью жестов

1. Откройте панель уведомлений.

2. Нажмите на иконку Параметры :

3. Перейдите на вкладку Мое устройство .

4. В области Ввод и управление выберите Движения и жесты :

5. Нажмите на переключатель справа для включения режима Управление жестами .

6. Нажмите на левую часть той же строки для входа в настройки жестов:

7. Включите функции Мгновенный обзор

8. Если нужно, включите Бесконтактное принятие вызова :

К слову, функция Быстрый взгляд позволяет просмотреть время и узнать, есть ли пропущенные звонки и новые SMS-сообщения.

Для того, чтобы глобально включить или отключить управление жестами в смартфоне, вы можете воспользоваться соответствующим выключателем на панели уведомлений:

С помощью жестов TalkBack вы можете легко управлять устройством Android.

Они делятся на три типа: основные, жесты перехода и угловые. Их необходимо выполнять одним движением, с постоянной скоростью, равномерно надавливая на экран.

Основные жесты

Жесты перехода

Угловые жесты

Эти жесты состоят из двух линий, формирующих прямой угол. Например, чтобы перейти на главный экран, нужно сначала провести вверх, потом резко влево под углом 90 градусов (этот жест установлен по умолчанию).

Примечание . Жест, открывающий панель уведомлений (вправо, затем вниз), поддерживается не во всех версиях TalkBack. Если он не сработал на вашем устройстве, проведите двумя пальцами от верхнего края экрана вниз.

Жесты двумя пальцами

Все жесты TalkBack выполняются одним пальцем. Пока вы касаетесь экрана одним пальцем, ваши жесты отправляются только в TalkBack.

Однако при использовании двух или более пальцев ваше прикосновение или жест распознается непосредственно приложением, а не TalkBack. Например, вы можете прокручивать страницы двумя пальцами.

Некоторые приложения позволяют увеличивать и уменьшать изображение, поместив два пальца на экран и сдвигая или раздвигая их. TalkBack не препятствует распознаванию этих жестов.

Настройка жестов TalkBack

Все вышеперечисленные жесты установлены по умолчанию. При желании вы можете изменить их назначение.

В новой версии своей операционной системы Android 9.0 Pie компания Google одолжила у Apple еще одну интересную функцию — жесты, как на iPhone X. Теперь в новом Андроид навигация полностью состоит из свайпов, а от прежних традиционных значков не осталось ни следа.

Чтобы привыкнуть к новому управлению нужно некоторое время, поэтому, для облегчения процесса, мы расскажем, как пользоваться жестами в Андроид 9 P. А для тех кто никак не может смириться с новым порядком вещей мы приготовили подробную инструкцию, как вернуть классические кнопки.

Как включить или отключить управление жестами в Android 9.0 Pie?

Для тех, кто обновляется с Android 8.0 Oreo до Android 9.0 Pie, новая навигационная система жестов по умолчанию будет отключена. Чтобы включить новые элементы управления, откройте «Настройки» -> «Система» -> «Жесты». Затем коснитесь кнопки «Проведите по кнопке Домой» и включите функцию. После этого значки переключатся с трехпозиционной навигации на новую пиктограмму. Чтобы отключить жесты в Андроид 9 P, выполните те же действия.

EK Chung, менеджер пользовательских функций для Android смартфонов в Google, подтвердил Android Central, что будущие устройства Google будут поставляться только с навигацией жестами. Это означает, что мы, скорее всего, увидим, как эта функция будет установлена по умолчанию в Google Pixel 3 и всех последующих устройствах..

Как использовать жесты в Андроид 9 P и новую кнопку Домой?

Несмотря на то, что кнопка «Домой» теперь является пиктограммой, она по-прежнему работает аналогично старому кругу. Нажмите на нее, чтобы перейти на главный экран, а долгое нажатие запустит Google Assistant.

Когда Вы находитесь в приложении, стрелка назад автоматически появится слева от кнопки «домой», как и в старой навигационной системе. Нажмите на нее, чтобы вернуться к тому, что было просмотрено ранее. На главном экране она исчезает.

Как войти в меню?

Чтобы получить доступ к списку всех установленных приложений, проведите пальцем вверх от нижней части экрана. Вы увидите классическое меню программ. В нижней части экрана можно разместить несколько приложений для быстрого доступа, но над ними теперь находится новая панель «Новые приложения».

Как посмотреть список последних запущенных приложений в Android 9 Pie?

Чтобы посмотреть последние приложения вам нужно всего лишь потянуть кнопку Домой где-то до половины экрана, потом немного вниз и отпустить. Появится карусель с недавно запущенных программ, и вы сможете прокручивать ее влево и вправо.

Чтобы быстро вернуться к предыдущему или последующему приложению просто потяните новую кнопку домой влево или вправо.

Также есть еще один способ доступа к запущенным приложениям. Удерживайте и перетаскивайте кнопку Домой влево и вправо. На экране появится слайдер, в котором Вы увидите все запущенные программы. Как только желаемое приложение будет находится в центре экрана, отпустите кнопку, чтобы открыть его.

Чтобы закрыть отдельное приложение, проведите по экрану вверх на плитке конкретной программы. Прокрутите окна до левого края и нажмите «Очистить все», чтобы закрыть все приложения одновременно.

Как запустить несколько приложений в отдельных окнах?

Для просмотра приложений в режиме разделенного экрана нажмите на значок нужной программы вверху в карусели запущенных приложений. Нажмите на опцию Разделить экран и прокрутите список различных приложений, доступных для выбора в роли второго приложения. Также у Вас есть возможность зайти в меню и выбрать любое установленное приложение для запуска многооконного режима.

Новость не новость: аппараты компании Apple поддерживают управление жестами. И не такая простая понятность, как разблокировка свайпом, а настоящие кодовые движения. iOS не знает компромиссов в виде кнопок “Назад” и “Контекстное меню”, поэтому по максимуму задействует экран, заставляя пользователей напрячь мозг и запомнить-таки парочку команд.

Android же, как система, лояльная во всем, дает своим пользователям и кнопку “Назад”, и “Меню”, что хочешь тебе, пользователь, на! Даже поддержку жестов тоже на! Все тебе!

Потому что жесты в телефоне - это прям как сериалы “Игра престолов” или “Доктор Кто”. До последнего говоришь, что смотреть не будешь, и не так уж он хорош, как все говорят, и вообще не обязателен, а потом втягиваешься – и уже от экрана не оторвать, и берешь отпуск на пару недель, чтобы все пересмотреть…

Уточнение - кто первым придумал идею с жестами, я, право, не знаю. Но тема была раскрыта для меня лично в телефонах Samsung. Правда, там надо скакать перед датчиком, махать руками или не хлопать глазами. А вот с жестами Color OS все просто и понятно. И все они, выделенные заголовком, Oppo Find 5 понимает и умеет, и именно от них автор отталкивалась, собирая инфу для материала.

Давайте честно. Если еще год назад обзорщики, схватив в руки LG G2, пищали, как девочки от восторга, постукивая по экрану, теперь, в 2014, этим уже никого не удивишь. А больше удивишь, если экран все еще двойным тапом не разблокируется. HTC и LG вон вообще пошли еще дальше, и там можно хоть кофейную кантату выстукивать. Что накреативишь, то и твое.

Поэтому мне больше нравится функция двойного тапа для блокирования. В Color OS она реализована очень просто - двойной тап по “домику” – и смартфон заблокирован. Притом функция работает исправно и лагов практически нет.

У других моделей есть возможность заблокировать смарт, два раза тапнув по пустому месту на любом рабочем столе. Не так удобно, как по главной кнопке, но наловчиться тоже можно. Со временем. И, конечно, есть специальные приложения-выключатели, которые можно скачать из Play Mаркета, но лично я считаю его не рациональным. У меня в шторке тоже есть отдельная кнопочка для блокировки экрана. Но это не так удобно, как двойной клик, потому что все равно нужно делать лишние пальцедвижения, и смысла особого в такой кнопке, как мне кажется, нет. Только если кнопка включения короткая/расположена неудобно/прячется под чехлом.

1. Поддержка жестов в режиме ожидания

То есть, с выключенным дисплеем. Тема сложная. И кроме двойного тапа для разблокировки, такие жесты встречаются редко. Кроме блокировки, о которой мы уже говорили, в Color OS есть возможность самому установить всякие жесты на разные команды. Москва не сразу строилась, и в предыдущей версии прошивки был тачпад, который вызывался свайпом из верхнего левого угла. Было это все достаточно странно, заморочено и не очень эффективно. Так что не вызывало во мне бурных чувств восторга.

Теперь, если нужно остановить музыку, проведите двумя пальцами по экрану, для вызова фонарика - нарисуйте галочку, для вызова камеры – кружочек и т.д. Вагон и маленькая тележка возможностей.

У HTC One M8 такие жесты тоже есть, только их пока мало. И они не такие прикольные, как у колора.

Пользуюсь далеко не всеми возможными жестами. Выбрала себе набор самых необходимых, и все нарадоваться им не могу. Это мегаудобно, привыкаешь практически мгновенно, и я даже не знаю, в какой папке у меня лежит фонарик. Меньше времени тратишь на поиски необходимых и часто используемых приложений. Одно движение – и все в общей доступности. Стоит только один раз попробовать – и все, ваше сердце будет покорено.

2. Поддержка жестов с включенным экраном

Вот тут-то производители разгулялись на славу. Такие штуки есть, кажется, везде. Каждая уважающая себя компания старается ввести упрощенное управление смартфоном. В целом, это плюс-минус стандартный набор функций, но бывает и что-то из ряда вон. Мне вот тема со скриншотом тремя пальцами очень нравится. Или регулировка громкости двумя. Я уже сто лет не прикасалась к качельке громкости.

Все это вещи удобные как минимум для экономии времени и большей простоты использования. Можно спорить, что раз экран разблокировал, то и все остальные вещи не лениво сделать. Можно. Не лениво. И если есть люди, которым эти жесты кажутся странными и не нужными, то их все равно в шесть раз меньше по сравнению с теми, кто не понимает, зачем нужен следующий вид жестов.

3. Жесты и взгляды

Таких вариантов в три раза больше, чем жестов для режима ожидания. Но больше всего их клепает компания Samsung. Мы постарались вспомнить, делает ли еще кто реверанс в сторону “танцев” перед датчиком движения, но в голову ничего не пришло. Кроме, конечно же, Color OS (если бы в редакторе был очень самодовольный смайл, он бы тут красовался)! А у корейцев этих ритуальных танцев на любое действие – мильйон!

Мне эта тема не очень симпатична. Я в лагере тех, кто не в восторге от зависимости от датчика движения. Наверное, потому, что у меня постоянно корректно работают исключительно скриншот страницы ладонью и отключение звука, когда телефон переворачиваешь. Все остальное, особенно что касается взгляда, работает через раз. Беда очкариков. А еще смарт-звонок у меня работает раз через сто…

4. Что и где скачать/купить?

Итак, лидерами самого жестового топа стали:

  • Color OS без промедления получил первое место. Все в ней с жестами выше всяческих похвал.
  • Motion Launch от HTC.
  • TouchWiz от Samsung.

Два последних легко можно купить хоть в Украине, хоть в России, а вот аппараты на Color OS в наших странах приобрести можно только через не местные интернет-магазины.

Идеи жестового управления поддерживают LG, Lenovo, Xiaomi и многие другие производители, создающие прошивки и оболочки для своих устройств.
Из того, что можно скачать в PlayМаркете, голова кругом идет. Тут есть приложения, которые позволяют просто писать букву на экране – и открывается нужный сайт. Или апгрейдить ваш стоковый Android без ничего до состояния Color OS. Просто напишите в маркете “Жесты” (а еще лучше – Gestures) – и наслаждайтесь огромным выбором всего, что вам подарит магазинчик.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .