Социальная мобильность. Каналы социальной мобильности

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, все знают, что получение высшего образования -достаточно верный канал, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, изо всех сил стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности - повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах может являться каналом мобильности, потому что позволяет (хотя и не всегда) быстро дослужиться до высоких чинов.

В закрытых системах тоже существуют свои (очень тесные) каналы мобильности. Например, судьбы Золушки из сказки или крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), ставшей графиней Шереметевой, показывают что изредка были возможны головокружительные «прыжки» благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию.

Чтобы принадлежать к доминирующему классу, чрезвычайно важно располагать семейным капиталом. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических, политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в те же административные советы на предприятиях. Именно эти три основных элемента, т.е. значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка, обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Так, во Франции все исследователи признают наличие финансовой олигархии - ограниченного числа семей, которые владеют и управляют фантастическими богатствами; они имеют неслыханную власть в обществе. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Они не только стоят во главе экономики, но и удерживают бразды политического правления. Специалисты отмечают, что во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся в руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота 1799 г., приведшего к власти Наполеона Бонапарта... Чтобы быть в составе господствующего класса, лучше в нем родиться или заключить брак с представителем этого класса.

В российском обществе специфика и важное значение социального капитала проявляются при анализе социального капитала российской молодежи, адекватное и эффективное использование которого является залогом успеха как молодых людей, так и всего общества. Сравнительный анализ данных за последние 10 лет в области овладения различными навыками в молодежной среде позволил сделать вывод о практически двукратном росте компьютерной грамотности. Однако за прошедшее время незначительно расширилась практика вождения автомобиля или общения на иностранных языках - важных компетенциях в современном мире.

Уверенность современной молодежи и ее оптимизм проявляются в оценках жизненных перспектив и планов. В целом, как показали результаты исследования Института социологии РАН в 2007 г., более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем кто-либо из их родителей. В целом в 2007 г. 76% (в 1997 г. - 68%) российской молодежи уверены в том, что они способны, как минимум, воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считанные проценты (2%) думают, что им и это не под силу. К тому же доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое (схема 2.4).

Схема 2.4. Оценка молодыми россиянами своих жизненных шансов, %

Это одна сторона медали, окрашенная молодежным оптимизмом, который радует. А вот другая сторона, выявленная в ходе исследования по проблеме малообеспеченных слоев российского населения в 2008 г. В современной ситуации бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха. А нуждающиеся и собственно малообеспеченные лишь в редких случаях могут позволить себе отдать детей в платные кружки или посещать платные курсы для взрослых. Основными же потребителями платных образовательных услуг оказываются благополучные слои населения.

Можно услышать обвинения в подобной ситуации в адрес самих малообеспеченных, которые просто не стремятся получить качественное образование и сделать для этого все возможное. Однако данные социологического исследования, проведенного Институтом социологии РАН в 2008 г., опровергают подобные утверждения (схема 2.5).


Схема 2.5. Наличие установки на получение хорошего образования в различных социальных слоях, % от работающих их представителей

Источник: Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремятся? Аналитический доклад. М., 2008. http//www.isras.ru.

Как видно на диаграмме, основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование. Только шансов на это по сравнению с благополучными у них гораздо меньше.

Нереализованные возможности, недостигнутые цели многих россиян коррелируют с высокой степенью чувства несправедливости, которое люди испытывают по отношению ко всему происходящему в современной России. Ученые выявили, что это чувство, свидетельствующее о нелегитимности в глазах россиян сложившихся в стране порядков, сегодня испытывает подавляющее большинство (свыше 90%) граждан, при этом 38% испытывают его часто. Если вспомнить о роли понятия «справедливость-несправедливость происходящего» в национальной российской культуре, то это очень серьезный «звонок». Шире всего устойчивое ощущение несправедливости всего происходящего вокруг наблюдается среди представителей возрастных групп старше 40 лет (свыше 40%) и сельских жителей (48%)".

Таким образом, доступ в высшие сферы социальной иерархии - вещь нелегкая. Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (обстановка кризиса или экономического роста), а также структура общества. Ответ на вопросы о мобильности содержится по большей части в анализе социальной организации. В таких обществах, как традиционная Индия, принадлежность к тому или иному классу определялась фактом рождения в этом классе и из него невозможно было выйти. В таких случаях речь шла скорее о касте: в рамках касты рождались, заключали браки и умирали. В кастовых обществах социальные классы наглухо закрыты для людей из других классов. Какими бы достоинствами ни обладали индивиды в этой закрытой социальной структуре, социальная мобильность в них невозможна.

В обществах, подобных нашему, классы более открыты. По социальной лестнице можно подниматься или опускаться; в этих случаях и говорят либо о восходящей, либо о нисходящей мобильности. Мобильность можно рассматривать в рамках жизни одного человека. Если разнорабочий стал крупным специалистом в области информатики, то это интрагенерационная мобильность (мобильность в пределах одного поколения).

Однако на мобильность можно смотреть под иным углом зрения. Это, например, случай преподавателя университета, отец которого - столяр. Здесь налицо интергенерационная мобильность (мобильность, связывающая два поколения). Но можно ли считать, что мы живем в настолько открытом обществе, что возможны все социальные траектории? Является ли социальная мобильность актом волевого решения? Каково влияние социального класса наших родителей на наш собственный класс и на возможность достичь вершины социальной пирамиды?

Конечно, некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершин социальной пирамиды даже в условиях жестко ограниченной системы социальной мобильности. Следовательно, такие индивидуальные факторы, как воля, энергия, талант, семейная среда, удача играют свою роль. Однако данные факторы вступают в действие в обстановке, при которых индивиды из низших классов должны проявлять свои лучшие качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев общества. И это понятно: ведь первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала, чем вторые.

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования - простейший и достаточно верный канал, перемещаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься

квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности - повысить свой статус через брак. Служба в отдаленных или опасных местах является каналом мобильности для военных, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких званий.

В закрытых системах тоже существуют свои - очень тесные - каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро или крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорит о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера. Например, великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России получение высшего образования автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Принадлежность к доминирующему классу во многом определяется наличием семейного капитала в различных формах, таких как крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических, политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Члены доминирующего класса чаще всего заключают браки между собой, учатся в одних школах и престижных университетах, входят в одни и те же административные советы на предприятиях и т.д. Именно эти три основных элемента - значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка - обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, Д. Берто отмечает присутствие финансовой олигархии во Франции - ограниченного числа семей, которые владеют фантастическими богатствами и имеют огромную власть во французском обществе. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Специалисты по истории банковского дела и олигархии указывают, что в течение более 200 лет (с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта и финансировавшегося основоположниками государства) во Франции деньги, а значит реальная политическая власть, находятся в руках одних и тех же семейств.

В современной ситуации бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха, а нуждающиеся и малообеспеченные лишь в редких случаях могут отдать детей в платные кружки или посещать платные курсы для взрослых. Основными потребителями платных образовательных услуг являются благополучные слои населения.

Иногда в подобной ситуации обвиняют самих малообеспеченных, которые просто не стремятся сделать все возможное, чтобы получить качественное образование. Однако данные последних социологических исследований опровергают подобные утверждения: основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование, но шансов на это у них гораздо меньше, чем у благополучных.

Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (обстановка кризиса или экономического роста) и структура общества.

Сегодня в России при декларируемом равенстве всех перед всеми каналы вертикальной мобильности для значительной части населения ограниченны, что соответствует сильной социальной дифференциации российского общества по экономическому и социальному признакам и росту социального неравенства. Внимание исследователей часто привлекает молодежь как наиболее мобильная социальная группа и будущее любого государства и общества. Мобильность и эффективность реализации жизненного потенциала молодежи зависит от того, насколько эффективна в обществе система мобильности и действенность каналов социальной мобильности.

Данные, полученные в ходе исследования «Молодежь России: социологический портрет», позволили ученым составить типологию российской молодежи:

  • инициативные - та часть молодежи, которая склонна участвовать в бизнесе, брать на себя предпринимательский риск, участвовать в гражданских и политических инициативах, становиться лидерами;
  • исполнительные - законопослушные «ведомые», предпочитающие участвовать в жизни общества как квалифицированные специалисты-исполнители;
  • спекулятивные - ориентированы на трудовую жизнь, но не за счет профессиональной конкуренции, а за счет «доходной» должности или вида деятельности;
  • социально зависимые - склонные исполнять посильную работу или функцию, не проявляя при этом индивидуальной инициативы и рассчитывая на социальную защиту и гарантии государства;
  • оппозиционные - те, кто пока не находит собственного места в общественных отношениях нынешней России и склонен к активному или пассивному социальному протесту;
  • анархические - настроенные индивидуалистично, скептически относящиеся к принципу законопослушания, склонные к маргинальному поведению (рокеры, скинхеды, фанаты);
  • пассивные - законопослушная, но пока окончательно не определившая своей жизненной траектории молодежь, которая свой жизненный выбор в итоге сделает под влиянием какого-то лидера общественного мнения (родные, друзья, средства массовой информации (СМИ), кумиры).

Эта типология отражает трансформационный характер развития российского общества, где молодежь вырабатывает собственные жизненные стратегии, которые определяются жесткой системой ограничения каналов социальной мобильности для большей части молодежи. В этих условиях повышается значимость таких индивидуальных факторов, как воля, энергия, талант, целеустремленность, предприимчивость, оптимизм, семейная среда и, конечно, удача.

Термин социальная мобильность указывает на совокупность пе­ремещений внутри социальной структуры общества.

Социальная мобильность – это любой переход индивида или группы от одной социальной позиции к другой.

Впервые к анализу социальной мобильности обратился Питирим Сорокин.

Выделяют множество форм социальной мобильности:

v Вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность − изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. К примеру, продвижение по служебной лестнице. Горизонтальная мобильность − изменение со­циального положения, которое не приводит к повышению или пони­жению социального статуса. Например, смена семейного статуса, места жительства.

v Межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенная мобиль­ность определяется сравнением социального статуса родите­лей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (напри­мер, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Внутрипоколенная мобильность предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени.

v Индивидуальная и групповая. С выделением данных форм мо­бильности связана следующая закономерность: в обществе, где глав­ное значение придается приписанному статусу, проявляется тенден­ция к групповой мобильности, в открытом обществе, характеризуе­мом преобладанием достигнутых статусов, – к индивидуальной мо­бильности.

Для количественного исследования социальной мобильности используют такие показатели как:

Скорость – вертикальная социальная дистанция или количество слоев – экономических, политических, профессиональных, – прохо­димых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный промежуток времени.

Объем – число индивидов, которые изменили свое со­циальное положение в вертикальном или горизонтальном направле­ниях за определенный промежуток времени.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются на­верх, называются каналами вертикальной мобильности . Самыми из­вестными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собствен­ность.

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в воен­ное время. Крупные потери среди командного состава приводят к за­полнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в зва­нии, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Институты образования и воспитания, какую бы конкрет­ную форму они ни приобретали, во все века служили мощным кана­лом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом верти­кальной мобильности. Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титу­лованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба про­двигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.



Интенсификация процессов социальной мобильности в совре­менных обществах порождает явление маргинальности.

Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.Сорокиным. Он же различил вертикальную (возвышающуюся – социальный подъем, движение вверх /повышение в знании, в должности, превращение идеи в господствующую, утверждение моды/, и падающую – социальный спуск движение вниз /лишение статусов, деградация, банкротство/) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д.

Совокупность соц перемещений людей в О, т.е. изменений своего статуса, называется соц мобил-тью.

Движение вверх и вниз наз-ся вертик моб-тью, она бывает 2типов: нисходящей (социальный спуск, движение вниз) и восходящей (соц подъем).

Горизонтальной мобильностьютью называется переход индивида из одной соц группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (н-р, изменение гражданства, перемещение из православной в католич религ гр). Разновидностью горизонтальной моб-ти служит географ моб-ть: перемещ из одного места в др при сохранении прежнего статуса (международ и межрегион туризм). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географ моб-ть превращается в миграцию (переезд из деревни в город на постоянное место жит-ва).

Классификация соц моб-ти может быть проведена и по иным критериям. Так, н-р, различают индивидуальную моб-ть, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у инд-да независимо от других, и групповую моб-ть, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после соц революции старый господ-щий кл уступает свои позиции новому госп-щему кл.

К факторам индивид моб-ти относятся: соц статус семьи, ур образ, национ-ть, место жит-ва.

Каналы вертикальной мобильности:

Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность мародерствовать, грабить, захватывать.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев.

Школа как институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной мобильности. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатства. Согласно его расчетам в 29 % случаях это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % – банкира и биржевика, в 12 % – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей и тому подобные не дают таких возможностей.

Семья и брак являются каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Например, пример такой мобильности можно увидеть в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина. 31.Социальный прогресс и регресс. Аномия.

Понятие развития применяется к процессам совершенствования, улучшения, усложнения.

Результатом процесса социального развития являются новые количественные и качественные составляющие социального объекта, что может выражаться в повышении (понижении) уровня его Прогресс обычно понимается как совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и всего общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Тут важно отметить такие компоненты, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед обществом. Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современным может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Хотя, конечно, очень трудно найти какую-то универсальную теоретическую, научную формулу такого развития. Существуют сферы, к которым не применимо понятие прогресса (как переход от простого к сложному). Это область искусства как социального института, религия. Есть области, которые точно можно относить к прогрессу: техника, технология.

Существует понятие «регресс», по своей направленности противоположное прогрессу.

Аноми́я (от франц. anomie - беззаконие, безнормность) (др.-греч. ἀ- - отрицательная приставка, νόμος - закон) - понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение). Согласно Дюркгейму, аномия - это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе - расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения - с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:

    расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;

    низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;

    частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.