Создание DLL. Использование и создание DLL в Delphi

В среде программирования Delphi предусмотрены встроенные средства для быстрого создания DLL-библиотек.

Давайте для определенности создадим библиотеку, содержащую функцию

GetArea(a, b, c: REAL):REAL.

Данной функции на вход подаются длины сторон треугольника. Функция возвращает площадь заданного треугольника:

p:=(a+b+c)/2;

Result:=SQRT(p*(p-a)*(p-b)*(p-c))

Запускаем D elphi , а дальше действуем нетрадиционно. Выбираем пункты меню F ile N ew O ther , в открывшемся окошке на закладке N ew щелкаем по пиктограмме DLL W izard . (алгоритм зависит от версии)

При этом создается файл заготовки DLL-библиотеки. Он очень похож на обычный модуль (unit ) D elphi , только начинается с оператора Library . Сохраните проект под именем, которое в будущем получит DLL-библиотека, скажем, GetA . Название GetArea использовать нельзя – оно уже занято именем функции.

Теперь после оператора USES пишем текст нашей функции, но с некоторыми изменениями в заголовке:

FUNCTION GetArea(a, b, c:REAL):REAL; export;

Ключевое слово EXPORT указывает на то, что данная функция является экспортируемой и будет видна из внешних программ.

После текста функции припишем

GetArea ;

В операторе EXPORTS перечисляются все процедуры и функции, экспортируемые из библиотеки. Это своего рода каталог нашей библиотеки.

Запустить на выполнение библиотеку невозможно, ее можно только откомпилировать. Для этого выполним пункт меню Project → Build. Если все было сделано правильно, на диске в текущей директории будет создан файл с именем geta.dll. Это и есть наша библиотека.

Важное замечание : существует определенная тонкость при передаче процедурам и функциям, находящимся в библиотеке, параметров типа STRING.

Для того, чтобы можно было передавать параметры типа STRING, придется в операторы USES и библиотеки, и вызывающей ее программы прописать подключение модуля ShareMem, да еще и обязательно так, чтобы этот модуль шел первым в списке. Мало того, вместе с библиотекой придется обязательно прилагать файл borlndmm.dll (он входит в поставку Delphi). Избежать этой ситуации просто: следует для параметров текстового типа использовать типы данных ShortString (это обычная строка, но длиной до 255 символов) и PChar (указатель на текстовую строку).

Вызов dll

Существуют два способа вызова процедур и функций из DLL. В первом случае мы заранее, на этапе разработки программы, знаем, какую DLL будем к ней подключать (чаще всего мы сами и создаем эту DLL). Во втором случае мы подключаемся к произвольной библиотеке, в том числе и "чужой".

Статическое связывание

Для реализации первого способа, называемого статическим связыванием , создайте новое обычное приложение, поместите на форму три поля ввода LabeledEdit1…LabeledEdit3, кнопку и компонент Tlabel. После оператора IMPLEMENTATION добавьте строчку, обеспечивающую импорт функции GetArea из библиотеки geta.dll:

Function GetArea(a,b,c:real):REAL; FAR; EXTERNAL "geta";

Слово EXTERNAL указывает на то, что тело данной функции находится в библиотеке с указанным именем, а слово FAR задает применение "длинных" четырехбайтных адресов, что необходимо, так как вызывающая программа находится на одной странице памяти, а DLL-библиотека – на другой. Разумеется, файл geta.dll надо поместить в ту же директорию, где находятся все файлы текущего приложения.

В обработчике нажатия кнопки надо создать массив и передать его библиотечный функции, а результат вывести на экран:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

Модульные программы

При разработке программ часто оказывается, что разным программным приложениям требуются одни и те же объекты, их свойства методы, процедуры и функции. Например, почти все программы выводят информацию на экран и пользуются стандартными объектами интерфейса Windows (окна, кнопки, меню…) Было бы в высшей степени неразумно запихивать код отрисовки каждого такого элемента во все программы.

Таким образом, возникает задача разделения большой программы на отдельные независимые модули, каждый из которых содержит определенный набор процедур и функций. Процедуры и функции такого модуля может вызывать любая другая программа. Подобные модули получили название динамически подключаемых библиотек (DLL – dynamically linked library, Рис. 19.1). Слово "динамический" указывает на то, что подключение библиотеки происходит не на этапе компиляции, а уже после запуска программы.

Рис. 23.1 DLL – библиотеки.

DLL-библиотеки нашли самое широкое применение в большинстве программ. Скажем, сама операционная система Windows включает в свой состав несколько сотен DLL, и заключенная в них функциональность может использоваться нашими программами во избежание очередного изобретения велосипеда.

В каких случаях следует применять DLL? Во-первых, если вы разрабатываете несколько независимых программ и в них используются одни и те же фрагменты программного кода. Тогда такие фрагменты следует вынести в библиотеку. Это не только экономит место на диске, но и облегчает внесение изменений в проект – придется править только одну DLL, а не много exe-программ. Во-вторых, если вы хотите дать возможность пользователям вашей гениальной программы применять ее в своих разработках. В этом случае программу обычно разделяют на маленький exe-файл и большую DLL-библиотеку. Другие разработчики смогут использовать вашу DLL-библиотеку при условии, что вы предоставите описание содержащихся в ней процедур и функций и их параметров. Принято говорить, что процедуры и функции DLL-библиотеки экспортируются в другие программы.

В среде программирования Delphi предусмотрены встроенные средства для быстрого создания DLL-библиотек. Давайте для определенности создадим библиотеку, содержащую функцию GetArea(a, b, c: REAL):REAL. Данной функции на вход подаются длины сторон треугольника. Функция возвращает площадь заданного треугольника:

FUNCTION GetArea(a, b, c:REAL):REAL;

Result:=SQRT(p*(p-a)*(p-b)*(p-c))

Запускаем Delphi, а дальше действуем нетрадиционно. Выбираем пункты меню File à New à Other, в открывшемся окошке на закладке New щелкаем по пиктограмме DLL Wizard . При этом создается файл заготовки DLL-библиотеки. Он очень похож на обычный модуль (unit) Delphi, только начинается с оператора Library. Сохраните проект под именем, которое в будущем получит DLL-библиотека, скажем, GetA. Название GetArea использовать нельзя – оно уже занято именем функции.

Теперь после оператора USES пишем текст нашей функции, но с некоторыми изменениями в заголовке:

FUNCTION GetArea(a, b, c:REAL):REAL; export; stdcall;

Ключевое слово EXPORT указывает на то, что данная функция является экспортируемой и будет видна из внешних программ. Слово STDCALL (standard call – стандартная модель вызова) указывает на применяемый протокол передачи параметров в функцию. Стандартная модель вызова совместима с программами, написанными на других языках, в частности, на С, поэтому нашу DLL смогут использовать и программисты, использующие С.

После текста функции припишем

В операторе EXPORTS перечисляются все процедуры и функции, экспортируемые из библиотеки. Это своего рода каталог нашей библиотеки.

Запустить на выполнение библиотеку невозможно, ее можно только откомпилировать. Для этого выполним пункт меню Project à Build. Если все было сделано правильно, на диске в текущей директории будет создан файл с именем geta.dll. Это и есть наша библиотека.

Важное замечание : существует определенная тонкость при передаче процедурам и функциям, находящимся в библиотеке, параметров типа STRING. Для того, чтобы можно было передавать параметры типа STRING, придется в операторы USES и библиотеки, и вызывающей ее программы прописать подключение модуля ShareMem, да еще и обязательно так, чтобы этот модуль шел первым в списке. Мало того, вместе с библиотекой придется обязательно прилагать файл borlndmm.dll (он входит в поставку Delphi). Избежать таких хлопот очень просто: следует для параметров текстового типа использовать типы данных ShortString (фактически обычная строка, но длиной до 255 символов) и PChar (указатель на текстовую строку).

В связи с бурным развитием технологий программирования, все больше людей сталкиваются с проблемой наращивания возможностей своих программ. Данная статья посвящена именно этому вопросу, а именно - программирование DLL в Borland Delphi. Кроме того, так как мы затронем вопросы по использованию библиотек DLL, то попутно коснемся импортирования функций из чужих DLL (в том числе и системных, т.е. WinAPI).

Области применения DLL

Итак, зачем же нужны библиотеки DLL и где они используются?.. Перечислим лишь некоторые из областей их применения:

  • Отдельные библиотеки , содержащие полезные для программистов дополнительные функции. Например, функции для работы со строками, или же - сложные библиотеки для преобразования изображений.
  • Хранилища ресурсов . В DLL можно хранить не только программы и функции, но и всевозможные ресурсы - иконки, рисунки, строковые массивы, меню, и т.д.
  • Библиотеки поддержки . В качестве примера можно привести библиотеки таких известных пакетов, как: DirectX , ICQAPI (API для ICQ), OpenGL и т.д.
  • Части программы . Например, в DLL можно хранить окна программы (формы), и т.п.
  • Плагины (Plugins). - Вот где настоящий простор для мыслей программиста! Плагины - дополнения к программе, расширяющие ее возможности. Например, в этой статье мы рассмотрим теорию создания плагина для собственной программы.
  • Разделяемый ресурс . DLL (Dynamic Link Library ) может быть использована сразу несколькими программами или процессами (т.н. sharing - разделяемый ресурс)

Краткое описание функций и приемов для работы с DLL

Итак, какие же приемы и функции необходимо использовать, чтобы работать с DLL? Разберем два метода импортирования функций из библиотеки:

1 способ . Привязка DLL к программе. Это наиболее простой и легкий метод для использования функций, импортируемых из DLL. Однако (и на это следует обратить внимание) этот способ имеет очень весомый недостаток - если библиотека, которую использует программа, не будет найдена, то программа просто не запустится, выдавая ошибку и сообщая о том, что ресурс DLL не найден. А поиск библиотеки будет вестись: в текущем каталоге, в каталоге программы, в каталоге WINDOWS\SYSTEM, и т.д.
Итак, для начала - общая форма этого приема:

implementation
...
function FunctionName(Par1: Par1Type; Par2: Par2Type; ...): ReturnType; stdcall ; external "DLLNAME.DLL" name "FunctionName" index FuncIndex;
// или (если не функция, а процедура):
procedure ProcedureName(Par1: Par1Type; Par2: Par2Type; ...); stdcall ; external "DLLNAME.DLL" name "ProcedureName" index ProcIndex;

Здесь: FunctionName (либо ProcedureName ) - имя функции (или процедуры), которое будет использоваться в Вашей программе;
Par1, Par2, ... - имена параметров функции или процедуры;
Par1Type, Par2Type, ... - типы параметров функции или процедуры (например, Integer );
ReturnType - тип возвращаемого значения (только для функции);
stdcall - директива, которая должна точно совпадать с используемой в самой DLL;
external "DLLNAME.DLL" - директива, указывающая имя внешней DLL, из которой будет импортирована данная функция или процедура (в данном случае - DLLNAME.DLL );
name "FunctionName" ("ProcedureName") - директива, указывающая точное имя функции в самой DLL. Это необязательная директива, которая позволяет использовать в программе функцию, имеющую название, отличное от истинного (которое она имеет в библиотеке);
index FunctionIndex (ProcedureIndex) - директива, указывающая порядковый номер функции или процедуры в DLL. Это также необязательная директива.

2 способ . Динамическая загрузка DLL. Это гораздо более сложный, но и более элегантный метод. Он лишен недостатка первого метода. Единственное, что неприятно - объем кода, необходимого для осуществления этого приема, причем сложность в том, что функция, импортируемая из DLL достуна лишь тогда, когда эта DLL загружена и находится в памяти... С примером можно ознакомиться ниже, а пока - краткое описание используемых этим методом функций WinAPI:

LoadLibrary (LibFileName: PChar ) - загрузка указанной библиотеки LibFileName в память. При успешном завершении функция возвращает дескриптор (THandle ) DLL в памяти.
GetProcAddress (Module: THandle ; ProcName: PChar ) - считывает адpес экспоpтиpованной библиотечной функции. При успешном завершении функция возвращает дескриптор (TFarProc ) функции в загруженной DLL.
FreeLibrary (LibModule: THandle ) - делает недействительным LibModule и освобождает связанную с ним память. Следует заметить, что после вызова этой процедуры функции данной библиотеки больше недоступны.

Практика и примеры

Ну а теперь пора привести пару примеров использования вышеперечисленных методов и приемов:

Теперь то же самое, но вторым способом - с динамической загрузкой:

{... Здесь идет заголовок файла и определение формы TForm1 и ее экземпляра Form1}

var
Form1: TForm1;
GetSimpleText: function (LangRus: Boolean): PChar;
LibHandle: THandle;

procedure Button1Click(Sender: TObject);
begin
{"Чистим" адрес функции от "грязи"}
@GetSimpleText:= nil;
{Пытаемся загрузить библиотеку}
LibHandle:= LoadLibrary("MYDLL.DLL");
{Если все OK}
if LibHandle >= 32 then begin
{...то пытаемся получить адрес функции в библиотеке}
@GetSimpleText:= GetProcAddress(LibHandle,"GetSimpleText");
{Если и здесь все OK}
if @GetSimpleText <> nil then
{...то вызываем эту функцию и показываем результат}
ShowMessage(StrPas(GetSimpleText(True)));
end;
{И не забываем освободить память и выгрузить DLL}
FreeLibrary(LibHandle);
end;

ПРИМЕЧАНИЕ : Следует воздерживаться от использования типа string в библиотечных функциях, т.к. при его использовании существуют проблемы с "разделением памяти". Подробней об этом можно прочитать (правда, на английском) в тексте пустого проекта DLL, который создает Delphi (File -> New -> DLL). Так что лучше используйте PChar, а затем при необходимости конвертируйте его в string функцией StrPas.

Ну а теперь разберем непосредственно саму библиотеку DLL:

Размещение в DLL ресурсов и форм

В DLL можно размещать не только функции, но и курсоры, рисунки, иконки, меню, текстовые строки. На этом мы останавливаться не будем. Замечу лишь, что для загрузки ресурса нужно загрузить DLL, а затем, получив ее дескриптор, - загружать сам ресурс соотвествующей функцией (LoadIcon, LoadCursor, и т.д.). В этом разделе мы лишь немного затронем размещение в библиотеках DLL окон приложения (т.е. форм в Дельфи).

Для этого нужно создать новую DLL и добавить в нее новую форму (File -> New -> DLL, а затем - File -> New Form). Далее, если форма представляет собой диалоговое окно (модальную форму (bsDialog)), то добавляем в DLL следующую функцию (допустим, форма называется Form1, а ее класс - TForm1):

Если же нужно разместить в DLL немодальную форму, то необходимо сделать две функции - открытия и закрытия формы. При этом нужно заставить DLL запомнить дескриптор этой формы.

Создание плагинов

Здесь мы не будем подробно рассматривать плагины, т.к. уже приведенные выше примеры помогут Вам легко разобраться в львиной части программирования DLL. Напомню лишь, что плагин - дополнение к программе, расширяющее ее возможности. При этом сама программа обязательно должна предусматривать наличие таких дополнений и позволять им выполнять свое предназначение.

Т.е., например, чтобы создать плагин к графическому редактору, который бы выполнял преобразование изображений, Вам нужно предусмотреть как минимум две функции в плагине (и, соответственно, вызвать эти функции в программе) - функция, которая бы возвращала имя плагина (и/или его тип), чтобы добавить этот плагин в меню (или в тулбар), плюс главная функция - передачи и приема изображения. Т.е. сначала программа ищет плагины, потом для каждого найденного вызывает его опозновательную функцию со строго определенным именем (например, GetPluginName) и добавляет нужный пункт в меню, затем, если пользователь выбрал этот пункт - вызывает вторую функцию, которой передает входное изображение (либо имя файла, содержащего это изображение), а эта функция, в свою очередь, обрабатывает изображение и возвращает его в новом виде (или имя файла с новым изображением). Вот и вся сущность плагина... :-)

Эпилог

В этой статье отображены основные стороны использования и создания библиотек DLL в Borland Delphi. Если у Вас есть вопросы - скидывайте их мне на E-mail: [email protected] , а еще лучше - пишите в конференции этого сайта, чтобы и другие пользователи смогли увидеть Ваш вопрос и попытаться на него ответить!

Карих Николай. Московская область, г.Жуковский

DLL-библиотека позволяет объединить в одно целое повторно используемый код. Функции из DLL - библиотеки могут подключаться динамически во время выполнения, в отличие от функций из пакетов Delphi, линкуемых статически на этапе компиляции приложения.

Для того чтобы создать DLL-библиотеку, для начало необходимо выполнить команду меню File|New|Other и выбрать на странице New диалога New Item элемент DLL Wizard.

Мастер DLL Wizard автоматически создаст пустой шаблон для DLL-библиотеки. В отличие от обычного модуля, начинающегося с ключевого слова unit, модуль DLL-библиотеки начинается с ключевого слова library. Секция uses модуля DLL-библиотеки требует подключения только двух пакетов: SysUtils и Classes.

Создание DLL-функции состоит из нескольких этапов:

1. Сначала в секции реализации модуля следует ввести сигнатуру функции и запрограммировать код, выполняемый функцией.

3. В заключение функцию, которую предполагается использовать не только внутри модуля, но и вызывать из других приложений, следует объявить как экспортируемую в секции exports.

Функции из DLL-библиотеки могут вызываться как из приложений, разработанных в Delphi, так и из приложений, написанных на других языках программирования, таких, как C++.

Порядок выделения памяти под параметры и освобождения ее различен для разных языков программирования. Для того чтобы не возникла ошибка времени выполнения, объявление функции в DLL-библиотеке и ее объявление в приложении должны использовать одинаковый механизм передачи параметров. При объявлении процедуры или функции может быть указан один из следующих механизмов передачи параметров:

Способ передачи параметров указывается через точку с запятой после описания функции. Например:

function F1 (X, Y, Z: Real]: Real; stdcall;.

Различные способы передачи параметров определяют порядок передачи параметров (слева направо или справа налево), а также указывают, кто будет освобождать память стека (вызываемая или вызывающая процедура). При использовании DLL-библиотек в качестве компонентов, вызываемых из приложений на других языках программирования, следует использовать соответствующий модификатор вызова. Для приложений на C++ применяется модификатор вызова stdcall.

Для того чтобы функцию, описанную в DLL-библиотеке, можно было вызвать из другого приложения, эту функцию следует экспортировать. Список всех экспортируемых функций указывается в секции exports через запятую

и завершается символом точка с запятой. Экспорт функций может выполняться тремя способами:

По имени функции, используемому в DLL-библиотеке;

По имени функции, заданному как имя экспорта;

По присвоенному функции индексу.

Для того чтобы присвоить функции некоторый индекс, его следует указать в секции exports после имени функции с ключевым словом index.

Для того чтобы экспортируемая функция вызывалась по имени, отличном от имени, используемого в DLL-библиотеке, в секции exports после имени функции следует указать ключевое слово name и новое имя экспорта для данной функции.

DLL - библиотека не является выполняемым модулем. Для получения ее кода достаточно произвести компиляцию проекта.

library Projectl;

SysUtils, Classes;

function F1(X, Y: Integer): Integer; stdcall;

Статическое подключение DLL-библиотеки

DLL-библиотека может подключаться или статически, или динамически. При подключении DLL-библиотеки она загружается в память приложения.

При статическом подключении DLL-библиотека загружается один раз при запуске приложения. На всем протяжении выполнения приложения имя функции, импортируемой из DLL-библиотеки, которая была подключена статически, указывает на одну и ту же функцию (точку входа в DLL) в одной и той же DLL. Все функции из DLL-библиотеки, которые будут использоваться в приложении первоначально, должны быть объявлены как внешние. При этом следует указать, если требуется, модификатор вызова. Если функция вызывается по индексу, то для нее следует задать имя, используемое в приложении, и индекс функции в DLL-библиотеке.

Объявления внешних функций выполняется в секции implementation до использования этих функций.

Объявление внешней функции с ключевым словом external определяет, что будет использовано статическое связывание.

TForml = class(TForm)

Editl: TEdit; [Поле для ввода первого значения}

Edit2: TEdit; (Поле для ввода второго значения}

Edit3: TEdit; (Поле для отображения результата

выполнения функции из DLL-библиотеки}

Buttonl: TButton; {Выполняется вызов функции, используемой по имени)

Button2: TButton; [Выполняется вызов функции, используемой по индексу}

procedure ButtonlClickfSender: TObject);

procedure Button2Click(Sender: TObject);

{ Private declarations }

(Public declarations }

(Объявление экспортируемых функций}

function Fl (i: Integer; j:Integer): Integer; stdcall;

external "Projectl.dll";

function F2 (i: Integer; j:Integer): Integer; stdcall;

external "Projectl.dll index 2;

procedure TForml.ButtonlClick(Sender: TObject);

{Вызов экспортируемой функции}

Edit3.Text:=IntToStr(Fl(StrToInt(Editl.Text),StrToInt{Edit2.Text)));

procedure TForml.Button2Click(Sender: TObject);

Edit3.Text:=JntToStr(F2(StrToInt(Editl.Text),StrToInt(Edit2.Text)));

Динамическое подключение DLL-библиотеки

В отличие от статического подключения DLL-библиотеки, выполняемого в момент загрузки приложения, динамическое подключение DLL-библиотеки может быть выполнено в любой точке выполнения программы. После вызова функции из DLL-библиотеки ее можно отключить. При одновременном использовании нескольких DLL-библиотек это дает ощутимую экономию памяти. Для динамического подключения DLL-библиотеки используются функции Windows API. Windows API - это набор стандартных функций, используемый для реализации взаимодействия с операционной системой.

При вызове функции из динамически подключаемой DLL-библиотеки вместо определения имени функции как external в случае статического связывания следует определить новый тип, соответствующий типу вызываемой функции, и создать переменную данного типа.

Для того чтобы выполнить вызов функции из динамически подключаемой DLL-библиотеки, выполните следующие действия:

1. Создайте новый тип. соответствующий типу вызываемой функции (имя нового типа можно ввести после секции type).

Например:

TMyFl=function(i,j:Integer):Integer; stdcall;

2. В секции var interface-секции модуля создайте переменную созданного типа функции. Например: MyFl: TMyFl;

3. Перед загрузкой DLL-библиотеки объявите переменную типа Integer, которая будет содержать дескриптор подключаемой библиотеки.

4. Вызовите метод LoadLibrary, выполняющий подключение DLL-библиотеки. Например; h:=LoadLibrary ("Projectl.dll");

5. Проверьте, успешно ли выполнено подключение библиотеки. Если имя DLL-библиотеки указано неверно или библиотека не найдена, то функция LoadLibrary вернет значение 0.

6. В случае успешного подключения DLL-библиотеки далее следует получить адрес функции. Для этого используется функция Windows API GetProcAddress, в качестве параметров которой указывается дескриптор DLL-библиотеки и имя подключаемой функции. Например: @MyFl: =GetProcAddress (h, " Fl ");

7. Если адрес функции получен, то значение адреса (в нашем примере @MyFl) не должно быть равно nil.

8. На этом этапе можно выполнять вызов функции из динамически подключенной DLL-библиотеки.

9. Для освобождения и соответственно выгрузки DLL-библиотеки вызовите метод FreeLibrary, выполняющий отключение DLL-библиотеки.

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics,

Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

TForml = class(TForm)

Button3: TButton;

procedure Button3Click

procedure TForml.Button3Click(Sender: TObject);

h:=LoadLibrary("Projectl.dll");

if h <> 0 then

@MyFl:=GetProcAddress(h,"Fl");

if @MyFl <> nil then

Edit3.Text:=IntToStr(MyFl(StrToInt{Editl.Text),

StrToInt(Edit2.Text)));

Использование DLL-библиотеки для вызова общих модальных диалогов.

Результатом выполнения процедуры из DLL-библиотеки может быть отображение некоторого модального диалога. Для этого следует в экспортируемом методе создать объект форма, отобразить ее как модальный диалог, а затем удалить объект форма. При этом в самой форме следует предусмотреть вызов метода Close для завершения диалога.

Для создания формы используется метод Create, в качестве параметра которому передается указатель на родительскую форму - форму вызывающего приложения. Этот параметр передается вызываемой DLL-функции.

library Projectl;

Unitl_DLL in "Unitl_DLL.pas" {Forml};

procedure MyModalForm (var Z:Integer ;F:TForm1); stdcall;

Form1:=TForml.Create(F);

(Параметр F передается при вызове процедуры и содержит указатель

на родительскую форму - форму вызывающего приложения}



Введение

В связи с бурным развитием технологий программирования, все больше людей сталкиваются с проблемой наращивания возможностей своих программ. Данная статья посвящена именно этому вопросу, а именно - программирование DLL в Borland Delphi. Кроме того, так как мы затронем вопросы по использованию библиотек DLL, то попутно коснемся импортирования функций из чужих DLL (в том числе и системных, т.е. WinAPI).

Области применения DLL

Итак, зачем же нужны библиотеки DLL и где они используются?.. Перечислим лишь некоторые из областей их применения:

Отдельные библиотеки Содержат полезные для программистов дополнительные функции. Например, функции для работы со строками, или же - сложные библиотеки для преобразования изображений. Хранилища ресурсов В DLL можно хранить не только программы и функции, но и всевозможные ресурсы - иконки, рисунки, строковые массивы, меню, и т.д. Библиотеки поддержки В качестве примера можно привести библиотеки таких известных пакетов, как: DirectX, ICQAPI (API для ICQ), OpenGL и т.д. Части программы Например, в DLL можно хранить окна программы (формы), и т.п. Плагины (Plugins) Вот где настоящий простор для мыслей программиста! Плагины - дополнения к программе, расширяющие ее возможности. Например, в этой статье мы рассмотрим теорию создания плагина для собственной программы. Разделяемый ресурс DLL (Dynamic Link Library) может быть использована сразу несколькими программами или процессами (т.н. sharing - разделяемый ресурс)

Краткое описание функций и приемов для работы с DLL

Итак, какие же приемы и функции необходимо использовать, чтобы работать с DLL? Разберем два метода импортирования функций из библиотеки:

1 способ. Привязка DLL к программе.

Это наиболее простой и легкий метод для использования функций, импортируемых из DLL. Однако (и на это следует обратить внимание) этот способ имеет очень весомый недостаток - если библиотека, которую использует программа, не будет найдена, то программа просто не запустится, выдавая ошибку и сообщая о том, что ресурс DLL не найден. А поиск библиотеки будет вестись: в текущем каталоге, в каталоге программы, в каталоге WINDOWS\SYSTEM, и т.д. Итак, для начала - общая форма этого приема:


FunctionName (либо ProcedureName) имя функции (или процедуры), которое будет использоваться в Вашей программе; Par1, Par2, ... имена параметров функции или процедуры; Par1Type, Par2Type, ... типы параметров функции или процедуры (например, Integer); ReturnType тип возвращаемого значения (только для функции); stdcall директива, которая должна точно совпадать с используемой в самой DLL; external "DLLNAME.DLL" директива, указывающая имя внешней DLL, из которой будет импортирована данная функция или процедура (в данном случае - DLLNAME.DLL); name "FunctionName" ("ProcedureName") директива, указывающая точное имя функции в самой DLL. Это необязательная директива, которая позволяет использовать в программе функцию, имеющую название, отличное от истинного (которое она имеет в библиотеке); index FunctionIndex (ProcedureIndex) директива, указывающая порядковый номер функции или процедуры в DLL. Это также необязательная директива.

Это гораздо более сложный, но и более элегантный метод. Он лишен недостатка первого метода. Единственное, что неприятно - объем кода, необходимого для осуществления этого приема, причем сложность в том, что функция, импортируемая из DLL достуна лишь тогда, когда эта DLL загружена и находится в памяти... С примером можно ознакомиться ниже, а пока - краткое описание используемых этим методом функций WinAPI:

LoadLibrary(LibFileName: PChar) загрузка указанной библиотеки LibFileName в память. При успешном завершении функция возвращает дескриптор (THandle) DLL в памяти. GetProcAddress(Module: THandle; ProcName: PChar) считывает адpес экспоpтиpованной библиотечной функции. При успешном завершении функция возвращает дескриптор (TFarProc) функции в загруженной DLL. FreeLibrary(LibModule: THandle) делает недействительным LibModule и освобождает связанную с ним память. Следует заметить, что после вызова этой процедуры функции данной библиотеки больше недоступны.

Практика и примеры

Ну а теперь пора привести пару примеров использования вышеперечисленных методов и приемов:

Пример 1. Привязка DLL к программе


Теперь то же самое, но вторым способом - с динамической загрузкой:


Примечание:

Следует воздерживаться от использования типа string в библиотечных функциях, т.к. при его использовании существуют проблемы с "разделением памяти". Подробней об этом можно прочитать (правда, на английском) в тексте пустого проекта DLL, который создает Delphi (File -> New -> DLL). Так что лучше используйте PChar, а затем при необходимости конвертируйте его в string функцией StrPas.

Ну а теперь разберем непосредственно саму библиотеку DLL:

Пример 3. Исходник проекта MYDLL.DPR


Размещение в DLL ресурсов и форм

В DLL можно размещать не только функции, но и курсоры, рисунки, иконки, меню, текстовые строки. На этом мы останавливаться не будем. Замечу лишь, что для загрузки ресурса нужно загрузить DLL, а затем, получив ее дескриптор, - загружать сам ресурс соотвествующей функцией (LoadIcon, LoadCursor, и т.д.). В этом разделе мы лишь немного затронем размещение в библиотеках DLL окон приложения (т.е. форм в Дельфи).

Для этого нужно создать новую DLL и добавить в нее новую форму (File -> New -> DLL, а затем - File -> New Form). Далее, если форма представляет собой диалоговое окно (модальную форму (bsDialog)), то добавляем в DLL следующую функцию (допустим, форма называется Form1, а ее класс - TForm1):

Пример 4. Размещение формы в DLL


Если же нужно разместить в DLL немодальную форму, то необходимо сделать две функции - открытия и закрытия формы. При этом нужно заставить DLL запомнить дескриптор этой формы.

Создание плагинов

Здесь мы не будем подробно рассматривать плагины, т.к. уже приведенные выше примеры помогут Вам легко разобраться в львиной части программирования DLL. Напомню лишь, что плагин - дополнение к программе, расширяющее ее возможности. При этом сама программа обязательно должна предусматривать наличие таких дополнений и позволять им выполнять свое предназначение.

Т.е., например, чтобы создать плагин к графическому редактору, который бы выполнял преобразование изображений, Вам нужно предусмотреть как минимум две функции в плагине (и, соответственно, вызвать эти функции в программе) - функция, которая бы возвращала имя плагина (и/или его тип), чтобы добавить этот плагин в меню (или в тулбар), плюс главная функция - передачи и приема изображения. Т.е. сначала программа ищет плагины, потом для каждого найденного вызывает его опозновательную функцию со строго определенным именем (например, GetPluginName) и добавляет нужный пункт в меню, затем, если пользователь выбрал этот пункт - вызывает вторую функцию, которой передает входное изображение (либо имя файла, содержащего это изображение), а эта функция, в свою очередь, обрабатывает изображение и возвращает его в новом виде (или имя файла с новым изображением). Вот и вся сущность плагина... :-)

Эпилог

В этой статье отображены основные стороны использования и создания библиотек DLL в Borland Delphi. Если у Вас есть вопросы - скидывайте их мне на E-mail: