Средства связи технические. Средства и способы связи предложений в тексте

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Средства связи

Для обеспечения управления войсками в бою и операции применяется радио, радиорелейные, тропосферные, космические, проводные (кабельные), гидроакустические, подвижные и сигнальные средства связи.

Радиосредств а. Радиосредства применяются во всех видах Вооруженных Сил и звеньях управления.

Они являются основными, а во многих случаях и единственными средствами прямой связи с подвижными объектами и штабами находящимися в движении или в тылу противника.

Радиорелейные средства связи - являются основными в обеспечении многоканальной связи.

Достоинства: они позволяют осуществить многоканальную дуплексную связь всех видов, практически не зависящую от времени года, суток, состояния погоды, атмосферных и промышленных помех

Тропосферные средства связи . Связь тропосферными средствами обладает теми же положительными качествами, что и связь радиорелейными средствами, но кроме того ей присущи и другие преимущества:

· большая дальность связи на одном интервале (от 150 до 350 км.);

· меньшая зависимость от рельефа местности;

· малая подверженность влиянию высотных ядерных взрывов и воздействию магнитных бурь;

· большая скрытность связи.

Подвижные средства связи - находят применение во всех звеньях управления и во всех видах боевой деятельности войск.

Их роль возрастает тогда, когда работа радио и радиорелейных средств запрещена или ограничена, а организация проводной связи затруднена или вообще невозможна.

Сигнальные средства связи находят широкое применение для передачи заранее обусловленных коротких команд и донесений, сигналов вызова, переноса и прекращение огня, для взаимного опознавания, целеуказания и обозначения своих войск, особенно в низовом ТЗУ Сухопутных войск.

Виды связи

Существуют следующие виды связи:

· телефонная связь;

· видеотелефонная связь;

· факсимильная связь;

· телеграфная связь;

· передача данных.

Телефонная связь - используется для ведения переговоров и передачи (приема) телеграмм, команд и сигналов.

Она может обеспечиваться по каналам связи, образованным радио, радиорелейными, тропосферными, космическими, проводными средствами связи.

Телеграфная связь - используется для ведения переговоров и для передачи (приема) телеграмм, команд и сигналов. Она может быть слуховой, буквопечатающей, быстродействующей и сверхбыстродействующей, как открытой, так и закрытой и обеспечивается по каналам, образованным техническими средствами связи.

Факсимильная связь - применяется для передачи (приема) боевых и информационных документов, схем, карт и чертежей. Для ее обеспечения используются стандартные каналы связи. Факсимильная связь также может быть открытой и закрытой.

Видеотелефонная свя зь - используется для ведения переговоров и одновременной передачи (приема) изображения схем, карт и других документов. В этом случае для ведения переговоров используется один канал связи, а для передачи изображения - другой.

Различают открытую и закрытую видеотелефонную связь.

Передача данных - используется для обмена информацией в автоматизированных системах управления (АСУ) и также может быть как открытой, так и закрытой.

Режимы работы средств связи

В целях повышения скрытности связи и создания благоприятной электромагнитной обстановки на УС устанавливаются режимы работы излучающих средств связи и порядок использования средств связи (очередность ввода в действие линий радио-, радиорелейной, тропосферной и космической связи).

Порядок использования и режимы работы излучающих средств связи определяются командиром (начальником штаба) с учетом условии обстановки, замысла действий и указаний вышестоящего штаба (распоряжения по связи вышестоящего штаба).

Режимами работ излучающих средств связи могут быть: полное запрещение работы на передачу (режим радиомолчания); частичное разрешение работы; работа без ограничений.

В ходе подготовки боевых действий, как правило, сохраняется режим работы всех средств связи, ранее развернутых в данном районе. Полное запрещение работы излучающих средств связи на передачу (режим радиомолчания) применяется обычно по прибытии войск в новый район и в период подготовки к боевым действиям.

Частичное разрешение работы средств связи на передачу означает, что в отдельных радиосетях (радионаправлениях) и т.п. допускается работа на передачу на определенное время и в определенном районе.

Вводится частичное разрешение обычно при перегруппировках (выдвижении) войск, на завершающем периоде подготовки боевых действий, при отражении внезапного нападения воздушного противника и др. случаях.

Необходимые ограничения и разрешения в использовании средств связи устанавливаются распоряжением по связи штаба соединения (части) в зависимости от конкретных условий обстановки, характера боевых действий войск, потребностей системы управления и проводимых мероприятий оперативной (войсковой) маскировки. радиорелейный секретный связь

Режим работы без ограничений означает, что любое излучающее устройство может работать на передачу по мере необходимости. С началом боевых действий работа средств связи осуществляется без ограничений.

Части и подразделения связи

Части и подразделения связи Сухопутных войск относятся к специальным войскам и организационно входят в состав соединений и частей Сухопутных войск.

Они предназначены для развертывания систем связи и обеспечения управления войсками во всех видах их боевой деятельности. На них возлагаются также задачи по развертыванию и эксплуатации систем и средств автоматизации на пунктах управления, проведению организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности связи

Части и подразделения связи мотострелковых и танковых соединении, частей и подразделений организационно подразделяются на батальоны, роты, взводы, отделения (экипажи) связи, а также станции (отделения) ФПС. Их структура и оснащение средствами связи определяется штатами соответствующих соединений (частей).

Для обеспечения управления войсками в современном бою применяются средства электросвязи - радио-, радиорелейные, тропосферные, космические, проводные, а также подвижные и сигнальные средства.

Радиосредства применяются во всех звеньях управления. Они являются важнейшими, а иногда единственными средствами, способными обеспечить управление подразделениями (частями) в самой сложной обстановке и при нахождении командиров и штабов в движении.

Радиосредства позволяют установить связь с объектами, местоположение которых неизвестно, через территорию, занятую противником, через непроходимые и зараженные участки местности.

Радиосредства позволяют передавать боевые приказы, распоряжения, донесения, команды и сигналы одновременно неограниченному числу корреспондентов, устанавливать непосредственную связь через несколько инстанций вверх и вниз.

Но при применении радиосредств необходимо учитывать: возможность определения противником мест нахождения работающих на передачу радиостанций; подверженность радиолиний воздействию средств радиоподавления противника; зависимость качества радиосвязи от условий прохождения радиоволн и возможных помех в пункте приема, условия электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, размещенных на одном узле связи, пункте управления и особенно в одном объекте, уменьшения дальности связи при работе радиосредств в движении; влияние на радиосвязь высотных ядерных взрывов.

В тактическом звене управления применяются радиосредства ультракоротковолнового (УКВ) и коротковолнового (KB) диапазонов, УКВ радиосредства при этом составляют основной парк радиосредств в ТЗУ.

Радиодисциплина

Радиодисциплина - это строгое выполнение правил и требований скрытого управления войсками.

С целью исключить или затруднить противнику возможность ведения разведки и достичь скрытности связи командир должен: при ведении переговоров по средствам связи соблюдать установленные правила, применять позывные, кодированные карты, переговорные таблицы; запрещать открытые переговоры по вопросам организации боевых действий.

Открытые переговоры и передачи по средствам связи допускаются при оповещении войск, а в ходе боя - при управлении огнем и передачи команд без раскрытия замысла боевых действий.

Командиры всех степеней должны принимать меры для пресечения нарушения дисциплины связи. Перед каждым включением радиостанции на передачу необходимо убедиться прослушиванием, не ведется ли обмен в радиосети.

Нарушение дисциплины радиосвязи

Лица, допускающие нарушения дисциплины радиосвязи привлекаются к административной ответственности. Лица, нарушившие правила ведения радиообмена повлёкшее разглашение военной тайны привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с УК РБ.

Классификация нарушений дисциплины радиосвязи:

1. Нарушения 1 категории:

Дислокацию, действительное наименование, предназначение и характер решаемых задач,

Численность и боевой состав, данные о наличии материальной части и боевой техники части;

Дислокацию узлов связи и пунктов управления в повседневной работе и на учениях, о перегруппировке и подъеме по тревоге или выхода в запасные районы;

Маршруты и цель передвижения войск, железнодорожные станции погрузки и разгрузки;

Порядок кодирования топографических карт, ключи к кодировочным машинам и сроки их действия;

Технические данные секретной аппаратуры и принцип ее действия;

б) несвоевременная смена радиоданных при смене пунктов управления;

в) Применение таблицы дежурного радиста (ТДР) при передаче секретных сведений;

2. Нарушения 2 категории:

а) открытые переговоры, из которых можно установить:

Номера войсковых частей и полевых почт;

Обобщенные данные и состояние связи пунктов управления, принадлежность позывных радиорелейных узлов связи и должности лиц, а также сроки действия позывных, частот и ключей, принадлежность радиостанции к вооруженным силам, родам войск;

Занимаемые должности генералов, офицеров, их звания, фамилии.

б) передача маскирующей радиограммы, отличающей оперативной;

в) передача некодированных условных обозначений корреспондентов и должностных лиц;

г) переговоры частного характера, независимо от того, ведутся по таблице дежурного радиста (ТРД) или открыто;

д) применение телефонно-телеграфных позывных узлов связи и работа в период радиомолчания;

е) одновременная работа новыми и старыми позывными;

ж) закономерная нумерация радиограмм, исходящих из одного узла связи.

3. Нарушения 3 категории:

Передача некодированных номиналов частот, номеров радиосетей и радионаправлений, серий радиограмм и времени очередных сеансов; несвоевременная смена радиоданных;

Применение особых радиограмм, открытого текста, вместо служебного кода;

Невыполнение требований главной радиостанции по вопросам обеспечения установленного порядка;

Работа искаженным позывным, характерная особенность передачи на ключе, систематическое нажатие на ключе, продувание в микрофон перед вызовом, сокращенная передача цифр;

Работа передатчика на частоте, отличающегося ОТ заданного номинала сверх установленных норм стабилизации;

Искажение формы сигнала на выходе передатчика;

Совпадение или опережение времени по сравнению с временем, указанным в заголовке;

Многократное повторение кодовых выражений и служебных знаков, передача произвольных знаков, систематическое нажимание на ключ продувание в микрофон перед вызовом;

Пользоваться для связи запрещенными частотами;

Плохое качество передачи радиотелеграфиста, вызывающее задержку

В радиообмене и снижение оперативности радиообмена; невыполнение нормативов по установлению радиосвязи; передача времени очередных сеансов радиосвязи.

Командиры всех степеней должны принимать меры для пресечения нарушения дисциплины связи.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Связь как основное средство управления войсками, методика ее организации и восстановления, задачи и предъявляемые требования. Структура и средства связи сухопутных войск. Способы организации радио-, радиорелейной и проводной связи, их боевое обеспечение.

    учебное пособие , добавлен 28.10.2009

    Учебная комплексная задача по тактической и тактико-специальной подготовке. Боевой приказ, выписка для командира, инженерное оборудование участка обороны. Распоряжение по связи штаба, режимы работы радиоэлектронных средств связи, техническое обеспечение.

    курс лекций , добавлен 28.10.2009

    Изменения в средствах и способах ведения боевых действий. Повышение требований к управлению войсками. Обеспечение полного использования потенциальных возможностей войск, сил и средств в интересах успешного и своевременного выполнения поставленных задач.

    реферат , добавлен 04.01.2012

    Комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение высокой боевой готовности УС и его эффективного использования. Правильность использования средств связи. Обязанности должностных лиц узла связи по установлению связи.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2011

    Анализ современного состояния процесса и задачи боевой подготовки войск связи и подразделений связи в войсках постоянной готовности. Назначение, сущность, основные цели, порядок подготовки и проведения тактико-строевого занятия с подразделениями связи.

    дипломная работа , добавлен 24.03.2013

    Основные принципы построения и функционирования систем и средств связи тактического звена управления, а также характеристика их сигналов. Алгоритм оценки помехоустойчивости средств связи, учитывающей возможности комплексного применения мер помехозащиты.

    дипломная работа , добавлен 01.04.2010

    Назначение сухопутных войск. Функции этих подразделений в мирное время и в угрожаемый период. Структура и руководство сухопутными войсками РФ. Вооружение танковых, мотострелковых, ракетных войск и артиллерии, армейской авиации и противовоздушной обороны.

    презентация , добавлен 15.02.2015

    Ответственность командира и начальника штаба МСБ за состояние и устойчивую работу связи. Условия, определяющие организацию связи в мотострелковом (танковом) батальоне. Последовательность работы командира по организации боя и проведению рекогносцировки.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2012

    Общая характеристика наземной подвижной станции радиопомех СПН-2(4). Состав и назначение входящих в станцию устройств (машины антенная, управления и электропитания), описание и назначение ее систем. Основные и вспомогательные режимы работы станции.

    презентация , добавлен 09.02.2014

    Виды обеспечения действий войск, связи и автоматизации и их содержание. Состав ремонтной роты. Структура, силы и средства техобеспечения различных подразделений и частей радиоэлектронной борьбы. Понятия технической эксплуатации, разведки и эвакуации.

Эта статья посвящена такому понятию, как средства связи предложений. Связанные предложения образуют текст. Поэтому для того, чтобы лучше разобраться в данной теме, прежде всего необходимо определить само понятие "текст". С этого и начнем.

Что такое текст?

Текст представляет собой произведение речи, которое состоит из ряда объединенных общей структурой и смыслом и расположенных в той или иной последовательности предложений. Он может иметь передающий основную мысль и тему высказывания заголовок. Ведущая тема в большом тексте распадается на несколько микротем, которым соответствует обычно абзац. Связность является важной особенностью текста. Следующее предложение всегда строится на основе предыдущего.

Признаки текста

Можно выделить следующие признаки текста:

  • наличие основной мысли и темы;
  • возможность или наличие заголовка;
  • обязательная смысловая связь между его предложениями;
  • наличие их последовательности;
  • применение различных связи между отдельными предложениями.

Все эти признаки обязательно должны присутствовать для того, чтобы можно было говорить о том, что перед нами текст.

Разные средства связи в тексте

Разные средства связи предложений служат для того, чтобы текст достиг грамматической и смысловой связанности. Их делят на синтаксические, морфологические и лексические. Остановимся более подробно на каждом из них.

Лексические средства связи предложений

  1. Слова, принадлежащие к одной тематической группе. Например: "Зима бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50 градусов. До самого июня лежит снег. Метели случаются даже в апреле".
  2. (то есть повторы словосочетаний и слов), включая и употребление однокоренных. Это повторение выражения или слова. В речи данный прием используется как яркое и популярное средство выразительности. Оно служит для достижения связности и точности текста, позволяет сохранить на всем его протяжении единство темы. В разных жанрах и стилях лексические повторы по-разному употребляются. Так, для официально-деловых и научных текстов это для создания связности. Описание также довольно часто использует повторы. Пример можно привести следующий: "Прочитанную книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не напрасными оказались их ожидания".
  3. Синонимические замены и синонимы (включая контекстуальные, описательные и синонимические обороты, а также родо-видовые обозначения). Обычно эти средства связи предложений используются тогда, когда необходима образность, красочность речи: в стиле художественной или публицистической литературы. Пример: "Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи". Они могут связывать не только отдельные предложения, но и выступать как средства связи в сложном предложении, чтобы избежать повторов.
  4. Антонимы (включая и контекстуальные). Пример: "Друг спорит. Недруг же поддакивает".
  5. Словосочетания и слова со значением определенных логических связей, а также резюмирующие, типа: поэтому, вот почему, в заключение, подведем итог, из этого следует и прочие. Пример: "Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд".

Морфологические средства связи

  1. Частицы, и союзы в начале предложений. Пример, где используется это средство связи между предложениями: "Шумит дождь за окнами. В доме нашем зато уютно и тепло".
  2. Использование указательных, личных (в третьем лице) и других местоимений в качестве замены слов предыдущего предложения: "Человеку по наследству не передается язык. Появляется он только в процессе межличностного общения".
  3. Употребление наречий места и времени, которые могут относиться по смыслу сразу к нескольким предложениям. Они выступают при этом как самостоятельные. Пример, где используются подобные средства связи слов в предложении: "Справа виднелось озеро. Блестели его воды. Небольшие рощи зеленели. Везде здесь вас ждало спокойствие и тишина".
  4. Единство различных временных форм употребляющихся в тексте глаголов-сказуемых. Пример, где используется это средство связи между предложениями: "Неожиданно наступила ночь. Стало очень темно. Загорелись звезды на небе".
  5. Использование наречий и различных степеней сравнения прилагательных. Пример: "Место было замечательное. Лучше было нельзя и придумать" или "Мы взобрались на гору. Выше уже не было ничего в округе".

Синтаксические средства связи


Указанные средства связи предложений не являются строго обязательными. Использование их зависит от формы повествования, особенностей авторского стиля, содержания темы. Объединение может быть не только контактным, но также и дистантным (могут связываться и предложения, удаленные друг от друга). Следует отличать средства от указанных и средства связи частей сложного предложения. Они могут отличаться, но могут и совпадать с теми, что используются в простых. В частности, сложноподчиненные предложения средства связи часто используют такие, как союзы и союзные слова. Они же употребляются и для объединения простых предложений, хотя реже.

Способы связи предложений в тексте

Продолжим раскрывать интересующую нас тему. Отметим, что способы и средства связи предложений - разные понятия. Мы рассмотрели различные средства. Перейдем теперь к способам (иначе их называют видами). Их существует два: параллельная и цепная связь. Рассмотрим более подробно каждый из способов.

Цепная связь

Цепная (то есть последовательная) отражает развитие события, действия, мысли последовательно. В текстах с данной связью предложение соотносится со словосочетаниями и словами предшествующего: они как бы между собой сцепляются. В каждом предыдущем "новое" становится "данным" для предложения, следующего за ним.

Пример: "Наконец-то мы добрались к морю. Оно было очень спокойным и огромным. Спокойствие это, однако, было обманчивым".

Параллельная связь

Параллельная связь присутствует тогда, когда предложения противопоставляются или сопоставляются между собой, а не связываются. Она основывается на похожих или одинаковых по структуре, то есть параллельных конструкциях, в которых употребляются обычно одинаковые по виду и времени глаголы-сказуемые.

Первое предложение во многих текстах, где присутствует параллельная связь, становится для всех последующих "данным". Они развивают и конкретизируют мысль, которая выражается в нем ("данное" при этом во всех предложениях оказывается одинаковым, естественно, кроме первого).

Основные средства, использующиеся при параллельной связи: вводные слова (наконец, во-первых и др.), синтаксический параллелизм, наречия времени и места (сначала, там, слева, справа и др.). Она используется чаще всего в повествовании и описании.

Пример: "Леса служат для того, чтобы оздоровлять нашу планету. Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают "легкими нашей земли".

Заключение

Таким образом, в нашей статье мы рассмотрели различные способы и средства связи предложений, которые используются в тексте для того, чтобы составить некоторое единство. Конечно, перечисленные нами явления не охватывают всего многообразия. Кроме того, часто бывает так, что в текстах используются одновременно средства, принадлежащие к различным уровням.

Пейджинговая связь. 3

Сотовая связь. 5

Интернет как современное средство связи. 8

Электронная почта. 9

Доски объявлений. 10

Видеоконференции. 10

Система персонального радиовызова (в данном случае по средствам пейджера) является удобной технологической разработкой, для той части нашего общества, которой необходимо по профессиональным или иным причинам постоянно находиться в "поле зрения" организации или группы лиц. Система персонального радиовызова, с момента разработки, сразу же нашла применение среди спецслужб, врачей и т.д. Радиус действия обычно ограничивался по площади объекта (больница, завод, охраняемая территория и т.п.) Пользователями системы персонального радиовызова становилось всё большее количество людей, увеличивалась и зона обслуживания. В наши дни система персонального радиовызова используется в основном рядовыми гражданами. Такое расширение системы привело к понятию система персонального радиовызова общего пользования.

В зависимости от количества абонентов варианты построения системы персонального радиовызова подразделяются: на малые, средние и большие системы. Пример построения малой системы приведен на рисунке 1.

Рисунок 1. Малая система ПРВ.

Малая система рассчитана на обслуживание 150-250 абонентов. Она состоит из автоматизированного рабочего места оператора, базовой передающей станции и антенно-фидерного тракта. Функциональные возможности (определяемые установленным программным обеспечением) автоматизированного рабочего места следующие:

Набор и отправка сообщений на текстовой и цифровой пейджер;

Длинна сообщения до 400 символов (конкретная программа);

Групповые сообщения;

Подготовка сообщений с клавиатуры или из файла;

Нумерация сообщений;

Встроенный кодировщик POCSAG-сигнала;

Операционная система - DOS/WINDOWS;

Пример построения большой системы показан на рисунке 2. Информация, передаваемая на пейджер, поступает в пейджер-центр следующим образом:

С городского телефона;

С удаленных терминалов;

С городских справочных служб;

Роуминг с другими пейджинг-центрами;

Через электронную почту INTERNET-mail.

Сообщения через городскую АТС по многоканальной линии поступает на офисную АТС операторского зала.

При передаче сообщения с помощью городского телефона пользователь сообщает оператору номер пейджера, на который надо передать сообщение, и непосредственно текст самого сообщения. Оператор вводит номер пейджера и сообщение в компьютер. С компьютера информация через концентратор локальной вычислительной сети и центральный диспетчерский пульт, поступает на пейджинг-терминал, который кодирует сообщение, предназначенное для отправки на пейджер, в формат протокола передачи данных (например, POCSAG) и передает сформированные данные на передатчик, предназначенный для преобразования кодированных сообщений в высокочастотный сигнал, его усиления и передачи на АФУ для излучения в эфир на пейджеры и ретрансляторы.

При наличии телефона с DTMF прием цифровых сообщений может быть автоматическим. При таком способе приема сообщений пользователь после набора номера пейджер-центра подключается к оператору-автомату DTMF. При наборе пользователем номера пейджера и сообщения с помощью кнопок телефона оператор-автомат DTMF автоматически фиксирует сообщение и передает на концентратор ЛВС для последующей передачи на пейджер.

Сообщения, пришедшие с удаленных терминалов, других пейджер-центров или из электронной почты INTERNET коммутируются на соответствующие серверы, а с них на концентратор ЛВС. Все это происходит автоматически.

Для предоставления абонентам справочной информации в пейджер-центрах существует справочная служба, которая позволяет реализовать получение абонентами пейджеров справочной информации по следующим разделам:

Авиа и ж/д справки;

Справки о телефонах и адресах;

Данные о цене купли-прадаже наличной валюты в банках города;

Сведения о рецептуре культурных и зрелищных учреждений;

Справка - как проехать по городу.

Справочная информация в пейджинг-центр поступает из городских справочных служб к оператору справочной службы, который формирует и отправляет справочную информацию на пейджеры абонентов.

В настоящее время во многих станах ведется интенсивное внедрение сотовых сетей связи (ССС) общего пользования. Такие сети предназначены для обеспечения подвижных и стационарных объектов телефонной связью и передачей данных. В ССС подвижными объектами являются либо наземные транспортные средства, либо непосредственно человек, находящийся в движении и имеющий портативную абонентскую станцию (подвижный абонент). Возможность передачи данных подвижному абоненту резко расширяет его возможности, поскольку кроме телефонных сообщений он может принимать телексные и факсимильные сообщения, различного рода графическую информацию (планы местности, графики движения и т.п.), медицинскую информацию и многое другое. Особое значение ССС приобретают в связи с активным внедрением во все сферы человеческой деятельности персональных компьютеров, разнообразных баз данных, сетей ЭВМ. Доступ к ним через ССС позволит подвижному абоненту оперативно и надежно получить необходимую информацию. Соответственно возрастет и роль систем связи, повысятся требования к качеству передачи информации, пропускной способности, надежности работы.

Увеличение объема информации потребует сокращения времени доставки и получения абонентом необходимой информации. Именно поэтому уже сейчас наблюдается устойчивый рост мобильных средств радиосвязи (автомобильных и портативных радиотелефонов), которые дают возможность сотруднику той или иной службы вне рабочего места оперативно решать производственные вопросы. Радиотелефон перестал быть символом престижа и стал рабочим инструментом, который позволяет более эффективно использовать рабочее время, оперативно управлять производством и постоянно контролировать ход технологических процессов, что обеспечивает дополнительные доходы при использовании радиотелефона в производстве.

Внедрение ССС во многие отрасли народного хозяйства позволит резко повысить производительность труда на подвижных объектах, добиться экономии материально-трудовых ресурсов, обеспечить автоматизированный контроль технологических процессов, создать надежную систему управления транспортными средствами или мобильными роботами, распределенными на большой территории и входящими в состав гибких автоматизированных систем управления.

Использование системы радиосвязи с подвижными объектами можно разделить на следующие классы:

ведомственные (или частные) системы подвижной связи (ВСПС);

сотовые системы подвижной связи (ССПС);

системы персонального радиовызова (СПРВ).

Исторически впервые в эксплуатации появились ВСПС, так как в условиях ограничений на использование радиосвязи возможность ее применения для связи с подвижными абонентами предоставлялась государственным, ведомственным или крупным частным организациям (полиция, пожарная охрана, такси и т. п.). Для вызова подвижного абонента (внутри ограниченной зоны обслуживания) стали использоваться СПРВ. Появившиеся совсем недавно ССПС являются принципиально новым видом систем связи, так как они построены в соответствии с сотовым принципом распределения частот по территории обслуживания (территориально-частотное планирование) и предназначены для обеспечения радиосвязью большого числа подвижных абонентов с выходом на телефонную сеть общего пользования (ТФОП). Если ВСПС создавались (и создаются) в интересах узкого круга абонентов, то ССПС за рубежом стали использоваться в интересах широких кругов населения.

Свое название ССС получили в соответствии с сотовым принципом организации связи, согласно которому зона обслуживания (территория города или региона) делится на большое число малых рабочих зон или сот в виде шестиугольников. В центре каждой рабочей зоны расположена базовая станция (БС), осуществляющая связь по радиоканалам с многими абонентскими станциями (АС), установленными на подвижных объектах, находящихся в ее рабочей зоне. Базовые станции соединены проводными телефонными линиями связи с центральной станцией (ЦС) данного региона, которая обеспечивает соединение подвижных абонентов с любыми абонентами телефонной сети общего пользования (ТФОП) с помощью

коммутационных устройств. При перемещении подвижного абонента из одной зоны в другую производится автоматическое переключение канала радиосвязи на новую базовую станцию, тем самым осуществляется эстафетная передача подвижного абонента от передающей к последующей (соседней) базовой станции. Управление и контроль за работой базовых и абонентских станций осуществляется ЦС, в памяти ЭВМ которой сосредоточены как статические, так и динамические данные о подвижных объектах и состоянии сети в целом.

В отличие от централизованных в сотовых сетях подвижной связи радиосвязь базовой станции с абонентской станцией осуществляется в пределах малой рабочей зоны, что позволяет многократно использовать одни и те же частоты в зоне обслуживания. Число абонентов в ССС определяется пропускной способностью и числом БС, равным числу рабочих зон, которое возрастает по квадратическому закону с уменьшением радиуса

рабочей зоны R при постоянном радиусе зоны обслуживания R0. Если десять лет назад радиус рабочей зоны в ССС был равен 5-15 км, то в настоящее время он равен 200 м. Так уменьшение радиуса рабочей зоны с 30 до 0,5 км позволит увеличить в 3600 раз число подвижных абонентов, оснащенных радиосвязью и имеющих возможность выхода на ТФОП. Следовательно, эффективность использования спектра радиочастот в ССС во много раз выше, чем в централизованных системах подвижной связи, что позволит в перспективе обеспечить управление большим числом наземных подвижных объектов.

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

  1. Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
  2. Однокоренные слова.
    Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости . (В.Белов)
  3. Синонимы.
    В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
  4. Антонимы.
    У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.
  5. Описательные обороты.
    Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения.
    1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот)
    1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
    Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
  4. Союзы (преимущественно сочинительные)
    Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
  5. Частицы
  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
    Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом , общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
  7. Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
    Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
  8. Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста:
    Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный , всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
    Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Средства связи в тексте

Средства связи предложений в тексте рассматриваются на нескольких уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом. В этой главе будут рассмотрены только те, которые наиболее часто встречаются в заданиях ЕГЭ:

Лексические средства:

Лексические повторы- повторы одного и того же слова или однокоренного слова. Мы долго обсуждали прочитанную книгу . В этой книге было то, чего мы ждали.
Синонимы Бунин в своем рассказе «Легкое дыхание» выразил тревожную мысль о судьбе человека. Сюжет новеллы представляет собой напряженное развитие двух мотивов: смерти и жизни.
Антонимы Недруг поддакивает. Друг спорит.
Описательный оборот - Вы меня удивляете, господа, – промолвила Одинцова, – но мы еще с вами потолкуем.

За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике.

Морфологические средства:

Разбор задания.

Среди предложений 25-34 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи противительного союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

Задание включает в себя два условия: во-первых, предложение должно начинаться с противительного союза, а во-вторых, оно должно содержать личное местоимение. Начнем с первого условия. Из списка предложений только одно начинается с союза – предложение №31. В нем же есть и личное местоимение он .

Таким образом , правильный ответ – предложение №31.

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1) Тогда возникает вопрос: почему же человек так глух к внутреннему призыву самосохранения? (2) Почему он ломится в двери, на которых висит табличка «Посторонним вход воспрещен»? (3) Что это? (4) Глупость как врожденное качество человека? (5) Лишенный цели протест против всяческих законов и правил, который питается темной энергией животных инстинктов? (6) А может, неистребимая потребность познания? (7) Потребность, которая является столь же естественной, как и потребность пить, есть, спать… (8) Оглянитесь на историю человечества: она вся в этом неуступчивом и неуклонном движении за черту дозволенного.

2. Среди предложений 1 – 6 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2) Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным.(3) И беспокойнее. (4) Но их совесть чиста. (5) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6) Их, как правило, уважают окружающие.

3. Среди предложений 1 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.