Сшивка панорам

Пользователь обычно имеет дело только с графической надстройкой над группой программ, которые и осуществляют процесс сшивки из нескольких кадров единой панорамы. Перечислю основные из этих программ и кратко сформулирую, что они делают.

  • и входящая в них библиотека Libpano 12, написанная Дершем, и ее развитие, Libpano 13. Основная библиотека, которая используется для преобразования проекций и коррекции искажений.
  • - входящая в Hugin замена программы PTStitcher, написанной Дершем. Осуществляет геометрические и фотометрические преобразования исходных снимков и создает и записывает в файл с расширением «*.pto» сценарий необходимых действий.
  • - приложение Hugin для поиска и расстановки контрольных точек.
  • сводит изображения в бесшовные панорамы.
  • объединяет сделанные с вилкой экспозиции фотографии. При одинаковой экспозиции снимков на входе Enfuse объединяет их зоны резкости.

Надстройка, в первую очередь, создает удобную среду для работы с большим количеством снимков. Это расстановка контрольных точек и возможность оценить промежуточные результаты и при необходимости вмешаться в автоматизированный процесс. Вопрос удобства, как и вопрос вкуса, очень индивидуален, а самые вкусные блюда - те, которые повар хорошо умеет готовить. Для меня лучшей надстройкой является программа , на изучение которой я уже потратил много времени и в углубленном ее освоении которой я вижу больше смысла, чем в переходе к другой программе и изучении ее с нуля. Программа стабильно развивается, и в момент написания этой статьи вышла очередная версия Hugin 2011.4.0 от 17.12.2011.

Программа имеет несколько окон.

При запуске программы открывается основное окно и окно «Совет дня». В основном окне есть 9 закладок. Первая закладка «Ассистент» позволяет сразу начать работать, не зная ничего про программу, и при удачном стечении обстоятельств, выполняя пошаговые инструкции, получить на выходе приличную панораму.

Вторая закладка - «Снимки». Здесь можно загрузить снимки. Если в заголовке EXIF занесены правильные данные об объективе, то можно сразу на этой закладке запустить программу расстановки контрольных точек cpfind, недавно сделанную командой Hugin, или выбрать другую программу сторонних производителей из списка. Если данные объектива в EXIF не соответствуют действительности, то надо перейти на следующую закладку.

Закладка «Камера и объектив» в свою очередь имеет две закладки: «Геометрическая» и «Фотометрическая». Закладка «Геометрическая» позволяет задать тип объектива, фокусное расстояние, угол обзора, относительный размер матрицы. Кроме того, если известны, могут быть заданы коэффициенты, описывающие искажения. Если эти коэффициенты не заданы, то при полной оптимизации они будут вычислены и могут быть запомнены для дальнейшего использования.

Закладка «Камера и объектив / Фотометрическая» позволяет задать параметры, характеризующие виньетирование, коррекцию экспозиции и баланса белого.

Закладка «Кадрирование» позволяет обрезать те участки кадра, которые не должны участвовать в сшивке панорам. Это особенно важно, если используется объектив Круговой рыбий глаз.

Закладка «Маска» позволяет задать области для каждого кадра, которые должны быть исключены или, наоборот, обязательно использованы. Альтернативное решение: на последней закладке «Сборка панорамы» ставим галочку в пункте «перепроецированные снимки» и затем в графическом редакторе загружаем в новый слой правильный снимок, после чего с помощью маски сводим его фрагмент с остальной панорамой.

Закладка «Контрольные точки» позволяет расставить контрольные, т. е. совпадающие, точки для соседних кадров. Если была использована автоматическая расстановка, то удалить ошибочно расставленные. Последний процесс может быть частично автоматизирован нажатием на кнопку Celeste, которая запускает программу, удаляющую контрольные точки, привязанные к облакам на небе.

Закладка «Оптимизация». Если панорама снята без параллакса и параметры объектива заданы правильно, то выбираем пункт «Позиции» (с приращением, начиная с фиксированного снимка). Если параметры объектива заданы приблизительно, то стоит попытаться улучшить результат, выбрав следующие пункты: «Позиция и вид», «Позиции и бочку», «Позиции, вид и бочку» и « Все без переноса». Пункт «Позиции и перенос» служит для компенсации параллакса и специальных случаев, когда, например, снимается большой плакат по частям. В частности, этот метод позволяет убрать при сшивке колонну, частично закрывающую плакат при съемке с одной точки. Сделав два снимка, на которых колонна закрывает разные участки плаката, и выделив ее на закладке «Маска», можно полностью исключить колонну из результирующей панорамы.

Закладка «Экспозиция» отвечает за выравнивание кадров по экспозиции и балансу белого. Если панорама снята с постоянной экспозицией для всех кадров, то эта операция необходима в основном для устранения виньетирования. Могут возникнуть проблемы при оптимизации снимков, сделанных объективом Круговой рыбий глаз.

Закладка «Сборка панорамы» определяет проекцию размер и выходной формат панорамы. Также может быть задана последовательность выполнения операций при сшивки панорамы из кадров, снятых с экспозиционной вилкой.

В программе Hugin можно открыть два окна с предварительным просмотром.

Окно просмотра без аппаратного ускорения позволяет выбрать проекцию, выполнить основные операции по кадрированию и выравниванию, а также включить или выключить из панорамы отдельные снимки. В режиме автообновления оно работает медленно и обычно используется в ручном режиме, когда после установки параметров нажимается кнопка «Обновить». Если нормально функционирует «Просмотр панорамы с аппаратным ускорением», то необходимость открывать это окно не возникает.

Окно «Просмотр панорамы с аппаратным ускорением» существенно более функционально и имеет несколько закладок.

Закладка «Размещение» позволяет наглядно проанализировать возможные проблемы со стыковкой отдельных кадров.

Закладка «Проекция» позволяет быстро просмотреть результат в разных проекциях.

Окно предпросмотра позволяет, нажав левую клавишу мыши, центрировать панораму, а нажав правую клавишу, вращать панораму.

Отдельную группу программ составляют программы для просмотра панорам на компьютере. Это собственно проигрыватели для просмотра на локальной машине или через интернет и конвертеры, преобразующие исходную панораму в формат, необходимый проигрывателям. Для просмотра на локальной машине я остановился на программе , она меня полностью устраивает, но, к сожалению, она дружит далеко не со всеми видеокартами и, следовательно, подойдет не всем. Для презентаций в интернете небольших и средних панорам я остановился на программе PTViewer, написанной в начале века Хельмутом Дершем. Она использует технологию Java и обладает неплохими возможностями для создания интерактивных презентаций. Для представления гигантских панорам я преобразую панорамы в формат и использую основанную на технологии Flash программу . Сравнению нескольких программ я посвятил «Обзор нескольких способов представления сферических панорам ». Для преобразования из одного формата в другой я обычно использую программы и .

P. S.

Технология сшивки панорам оказала существенное влияние и на всю современную цифровую фотографию. Программное исправление аберраций использует тот же математический аппарат и для описания объективов используются коэффициенты, получаемые при правильной сшивке панорамы с оптимизацией по всем параметрам. Я об этом более подробно писал в статье «Объективы с фокусным расстоянием 14 мм ». В Hugin 2011.2.0 вошла и отдельная программа Hugin Lens Calibration GUI для калибровки объективов. Она не требует точной съемки панорамы без параллакса, но, на мой взгляд, для объективов типа Рыбий глаз малоэффективна. С реальными объектами работает плохо и в идеале требует специально нарисованной таблицы. Программа может работать с одним или несколькими снимками. Она имеет настраиваемый алгоритм определения краев. Поиск линий запускается кнопкой «Find lines». Далее программа находит прямые линии в изображении, по которым считает переменные для формулы обратного преобразования.

Просмотреть и удалить лишние линии можно в режиме просмотра «Edge detection». При щелчке левой кнопкой мыши по зеленой линии она становится красной и исключается из расчетов. Щелчок правой клавишей превращает красную линию в зеленую.

Отмечаем галочкой параметры, которые должны быть оптимизированы, и нажимаем кнопку «Оптимизировать». Результат корректировки можно увидеть в режиме просмотра «Corrected».

Пожалуй, наиболее распространенной программой, впрямую использующей коэффициенты, полученные при сшивке панорам, является библиотека . Она используется, в частности, в известном конвертере .

Кроме того, технология совмещения снимков, отработанная на панорамах, используется при объединении стопок с разной экспозицией или точкой фокусировки. Например, в графическом интерфейсе для программы Enfuse.

Создание панорамы это не только правильная съемка красивых видов, но и последующая работа по объединению сегментов в одно изображение. Поэтому статья о и вторая часть — будут неполными без описания работы по сведению конечного изображения. Я пользуюсь программой Adobe Photoshop CS4, но все рецепты рассматриваемые здесь действуют начиная с версии CS3. Если у вас более ранняя версия, то обработка панорам будет намного более сложным делом. Так же в конце статьи будут даны ссылки на альтернативные программы.

В фотошоп начиная с CS3 все очень просто. Сначала необходимо подготовить снимки для создания панорамы. Если съемка велась в , то нужно перевести их в JPG. Теперь открываем фотошоп и в меню «File » выбираем «Automate » («Файл»-«Автоматизация») и «Photomerge » («Объединение фото»). На экране появляется окно объединения панорам.

Окно объединения панорам

Нажав на кнопку «Browse «, находим нужные нам файлы и открываем их. Дальше остается только проверить настройки. Должна стоять галочка на «Auto » и на «Blend Images Together «. Нажимаем «Ok » и запускается процесс слияния снимков. В зависимости от мощности компьютера и количества объединяемых кадров, это может занимать разное, иногда продолжительное время. Сам процесс обработки не требует нашего вмешательства, и, кроме непосредственно объединения фотографий, фотошоп автоматически приводит экспозицию к одной величине и исправляет некоторые геометрические искажения на снимках. После завершения работы программы мы получаем почти готовую панораму.

Перед дальнейшими действиями нужно слить все слои, иначе могут остаться видимыми места стыков. Это можно сделать в меню «Layer » («Слой») нажав «Flatten Image » («Объединить все слои»). После этого можно обрезать ненужные области при помощи «Crop Tool » и панорама готова. В панораме выше при обрезании остается небольшая белая область сверху ближе к правому краю. Небо достаточно однородное и чтобы не обрезать слишком много можно аккуратно закрасить эту область при помощи инструмента «Clone Stamp » . Сначала при нажатой клавише «ALT » выбираем область радом с закрашиваемой, кликаем по ней мышкой, и закрашиваем нужную область.

В итоге у нас получается необычное изображение с широким углом охвата и высокой детализацией, которое гарантированно произведет более сильное впечатление на зрителя, чем набор отдельных фотографий.

В начале я писал, что для пользователей Photoshop версии ниже CS3 есть определенные трудности. Они связаны с тем, что программа не так хорошо исправляет недостатки исходных фотографий, в остальном последовательность действий такая же.

Не в первый раз уже спрашивают, как/чем сшивать панорамы. Я тоже не так давно задался этим вопросом, ибо PTGui своими косяками задрал уже давно, а всё время сшивать в фотошопе муторно, очень уж много уходит времени и усилий. Само собой, существует великое множество программ и рецептов для сшивки панорам. Тут уж каждый сам выбирает что ему по душе, поэтому я могу рассказать только о том, что подошло мне.

Меня интересовали в основном круговые панорамы (сферические как-то не прижились). Так вот, оказалось, что помимо приснопамятного PTGui, на первых страницах результатов Яндексе присутствует в основном только , где используется связка Pano2VR + Microsoft ICE. Естественно, я опробовал этот рецепт, и результатом также остался несколько недоволен. А вот на третьей-четвёртой странице пошли ссылки на менее известные программы, и одна из них реально пришлась по вкусу. Со мной такое вообще-то редко бывает, но это действительно крепко сбитый немецкий натурпродукт. Во-первых, практически всё автоматом, настраивать и подгонять почти ничего не надо - тык-тык, две минуты жужжит, результат готов. Во-вторых, почти не лажается при сшивке (PTGiu лажался постоянно - приходилось вручную сводить по точкам). В-третьих, умеет делать флэш. В-четвёртых, работает с уймой графических форматов, даже никоновский рав кушает с аппетитом. Есть и недостатки: нет откатки (то есть нельзя отменить последнюю выполненную операцию), а интерфейс только английский (русского нет), хотя для меня это особой проблемы не представляет.

Программа называется PanoramaStudio 2Pro. Ищите в интернете , а я пока расскажу, как сшить в ней панораму. Для начала снимаем круговую панораму (можно и частичную, то есть меньше 360 градусов), располагая кадр вертикально. Сегменты должны быть сняты с некоторым "перехлёстом", чтобы в панораме нечаянно не образовалось "щелей", из-за которых сшивка не получится. Но при этом перехлёст не должен быть больше 50% - тогда объекты на панораме могут начать двоиться (на одной из первых панорам у меня получилось рядом два памятника Орлёнку). То же самое относится к первому и последнему кадрам - если они перехлёстываются более чем на 50%, последний кадр лучше удалить. Ниже показан исходный материал с цифровой камеры.

Запускаем программу и выбираем "Create single-row panorama" (создать панораму в один ряд).

Сшивка работает в четыре этапа: Import > Align > Render > Save.
Этап первый, загрузка картинок. Выбираем меню File > Import Images (импорт изображений).

Выделяем все исходные файлы, а затем нажимаем кнопку "Открыть".

Картинки грузятся в окно, тут их можно проскроллить и, если где-нибудь найден перехлёст более 50%, удалить лишние изображения (через контекстное меню). Этап второй - Align (выравнивание). Если это круговая панорама, выбираем "Align a 360 degree panorama", а если частичная - то "Align (partial) panorama".

После этого программа выполняет разнообразные проверки и может задать самые разные вопросы. Может, например, спросить, не уменьшить ли картинки, поскольку суммарная ширина изображения превысила максимально допустимую, или не сконвертировать ли их с меньшей глубиной цвета, чтоб меньше памяти занимали. В данном случае программа нашла различия в фокусном расстоянии - видимо, я кольцо зума нечаянно сдвинул, когда снимал. Отвечаем так, чтобы продолжить сшивку. Следующий вопрос - про линию горизонта, будем ли её регулировать. Говорим, что будем.

Красная линия - это и есть линия горизонта. Перетаскиваем её туда, где она находится на снимках. Приблизительно, особая точность не нужна.

Через минуту жужжания получаем некоторое подобие сшивки. Вот тут видим лажу - нестыковка по уровню горизонта. Я специально подобрал пример, где возникла эта проблема, чтобы показать, как её решать - на самом деле в полусотне сшитых панорам она возникла всего два раза. На то, что соседние сегменты отличаются по цвету, не смотрите - всё это будет автоматически исправлено на следующем шаге. Итак, исправляем нестыковку: Edit > Change Image Alignment (изменить выравнивание изображений).

Теперь тыкаемся в место нестыковки (стык выделяется красным) и перетаскиваем одну часть изображения относительно другой, пытаясь их совместить.

Примерно так. Полного совпадения не добиться, но оно и не нужно - после нажатия на кнопку "Done" программа снова выравнивает этот стык.

Проскрольте панораму ещё раз. Если всё нормально, нажмите "Render" (рендеринг).

Красным выделяются границы обрезки. Можно, ничего не меняя, нажать "ОК", а можно сначала поскроллить - иногда сверху-снизу удается безболезненно добавить десяток-другой пикселей.

Через минуту-две получаем практически готовую панораму. В меню Optimize можно ещё кое-что подправить при необходимости (яркость-контраст, кривые, уровни, цветовой баланс - обычный набор), но подробно я об этом рассказывать не буду, понадобится - разберётесь самостоятельно.

Последний этап - сохранение. В меню Save - три варианта: Save as image (сохраняет в виде большого JPEG-файла), Save as Flash or Java panorama (для Интернета) и Save as Screensaver/.EXE (сохраняет как экранную заставку или как EXE-файл).

Тут показано сохранение в EXE/SCR. Если экранная заставка мне без надобности (баловство это всё), то EXE - очень полезная функция, очень удобно отдать такую панораму кому-нибудь на флешке, потому что для просмотра больше ничего не надо - запускай и смотри. Из всей массы параметров здесь я настраиваю только "Panorama output size" (выходной размер), обычно выбираю 85%.

А это сохранение в виде флэшки для публикации в Интернете. Здесь "Panorama output size" нужно выбрать поменьше (я выбираю 35%), чтобы файл получился не слишком большим. И ещё - вместо Java нужно выбрать Flash.

Ну и уж до кучи, раз уж начал, расскажу как выложить такую панораму в ЖЖ. В результате сохранения получается четыре файла: html, xml, jpg и panoStudioViewer.swf. Флешка одна на все панорамы, она подгружает в себя xml и jpg. Допустим, сайт будет называться mysite.narod.ru. Вносим изменения в.xml (розовым выделено то, что нужно добавить):

Вносим изменения в.html (розовым выделено то, что нужно добавить):

Теперь файлы panoStudioViewer.swf, .xml и.jpg загружаем на сайт (все три в один и тот же каталог).

При написании поста в ЖЖ копируем из.html код, выделенный голубым, не забыв заключить его в ..., как код для видеороликов на Ютубе. И не забывайте, что панорама - это всегда трафик, поэтому обязательно, при любых условиях, убирайте её под кат.

Не знаю, зачем я так много и так подробно про это расписал, там действительно всё делается очень просто и быстро. Но вдруг кому-нибудь пригодится.

Ещё в 1998 г. Хельмут Дерш (Helmut Dersch), немецкий профессор физики на своём сайте выложил комплект программного обеспечения помогающий создавать панорамные фотографии — Panorama Tools. С тех пор, программа PanoTools настолько прочно закрепилась в среде фотографов, что стала самым популярным инструментом по созданию панорам, с помощью которого можно сшивать как однорядные, так и многорядные фотографии.

Уникальное достоинство PanoTools состоит в том, что в отличии от аналогичных программ, которые склеивают панорамы основываясь по контурам снимков, наша программа трансформирует исходные снимки так, чтобы свести к минимуму текстурные различия смежных областей, одновременно исправляя дисторсию и искажения перспективы. Немаловажное качество PanoTools — её бесплатность и открытость.

Хотя поначалу рассматриваемый нами пакет и не разрабатывался со своим графическим интерфейсом (GUI), на данный момент ситуация изменилась, как силами самих разработчиков PanoTools (вспомним PTPicker), так и сторонними производителями ПО. В нашей статье мы и обсудим конкретный пример использования одного из таких инструментов — программы PTGui, созданной на базе PanoTools.

Итак, мы опустим момент съёмки и предположим что нужные снимки вы уже приготовили. Если во время съёмки вы использовали панорамную головку — отлично, если нет — создать панорамную фотографию с качественной сшивкой всё равно можно.

Например, мы имеем вот это:

Исходные кадры и готовая панорама, созданная в PTGui

Исходники были сняты на камеру Canon 30D в количестве 16 шт. (сетка 8х2). После сшивания получился один файл размером13000х5500 пикс.

Запускаем PTGui и видим такое окно:

Окно запуска программы PTGui

Кнопкой Advanced переходим сразу в «продвинутый» режим, с помощью которого можно, например, задать алгоритм трансформации снимков панорамы - bicubick, lanczos, sinc и т.д.

Кликаем по кнопке Load images и отбираем кадры для нашей панорамы, одновременно с загрузкой фотографий, программа считывает EXIF (фокусное расстояние и множитель), после чего предложит их проверить:

EXIF из кадров панорамы

После загрузки фотографий в PTGui станет доступной кнопка Align images:

Кадры панорамы

Нажимаем кнопку Align images и после непродолжительного анализа панорамы программа высветит окошко Panorama Editor:

Окно Panorama Editor

В рассматриваемом случае всё разместилось практически идеально: точки проставились автоматически, линия горизонта не искажена.

Если у вас будут «падать» здания или искривляться горизонт, переходим в окно Panorama Editor, где линию горизонта можно сдвинуть «на место» левой кнопкой мыши, что в свою очередь повлияет на «падающие» здания или эффект «вогнутой/круглой» земли:

Смещение горизонта панорамы

Завалившийся горизонт можно исправить с помощью правой кнопки мыши:

Вращение панорамы

Далее жмём кнопку Create panorama которая переносит вас на одноимённый таб. Здесь, с помощью кнопки Set optimum size определяем размер, формат, указываем нужно ли сохранять панораму в послойном виде или же объединить в один слой, выбираем место сохранения и кликаем Create panorama:

В результате, через несколько минут (или часов) ваша панорама будет готова.

Если в процессе выравнивания у вас возникли трудности или вы хотите тщательнее контролировать редактирование, можно сразу переместиться в «продвинутый» режим, с помощью кнопки Advanced. Бывает и так, что автоматика не в состоянии проставить точки для совмещения, особенно в случаях с небом, поскольку нет подходящих объектов по каким можно было бы ориентироваться программе, тогда PTGui предложит выставить точки вручную (в принципе она делает это в любом режиме):

Через появившийся пункт Control Point Asistant можно узнать, какие именно кадры вызвали сложности:

Кликнув по номеру кадра в этом окне откроется таб Control Points, где нужно будет проставить вручную проблемные точки:

Pучная установка контрольных точек панорамы

На практике, обычно хватает проставить 3-4 пары точек, для того чтобы программа смогла ориентироваться. Переходим в закладку Optimizer:

В качестве Anchor image выбираете тот кадр, относительно которого будут выстраиваться все остальные. Обычно это средний кадр, с предварительно выровненными в Panorama Editor вертикалями.

В появившемся списке Minimaze lens distortion выбираем последнее значение Heavy+lens shift: оно позволит программе не только трансформировать, но и перемещать кадры панорамы.

Жмём Run otimizer после чего появится окошко, где PTGui скажет как хорошо удалось совместить кадры. Слова good или very good, я думаю понятны и без перевода, not bad значит что нужно внимательно изучить склейку панорамы, в случае дефектов панораму подвергнуть дополнительной обработке в Photoshop’e.

После оптимизации вам остаётся лишь указать параметры склейки и, собственно, склеить единую панораму.

Находясь в «продвинутом» режиме, в табе Create panorama обратите внимание и на такие параметры:

В stitch using укажите PTGui (but warp using Panorama Tools.

Blend using укажет «кто» отвечает за состыковку фотографий и плавность перехода между ними. Обычно, PTGui справляется со своей работой быстро, но это иногда чревато неудовлетворительными результататами.

Например, если в кадры попали двигающиеся объекты (или съёмка была проведена с рук), рекомендуется попробовать smartblend plugin. Он работает медленнее, зато самостоятельно убирает «призраки», половинки людей\машин и т. д.

Interpolation — это метод интерполяции панорамы. Poly3 — быстрый и хороший метод для предварительной склейки, но для конечной склейки лучше выбрать более качественный, например Spline64 или Sinc256.

После вышеописанных приготовлений — смело жмите кнопку Create panorama и идите пить чай. Дальше – дело техники:-), которое может растянуться на час, а то и более.

Привез с отпуска из Турции достаточно много пейзажных снимков, часть из которых предназначалась для последующей склейки в панорамные снимки.
Ну, обработал предварительно в LightRoom, и далее начал собирать в PanoramaStudio v 1.6, которой пользовался до сего момента…
И многое не получалось собрать – алгоритмы обработки не справлялись с трудностями склейки. В связи с этим встал вопрос о смене программы создания панорам.
В итоге все это вылилось в небольшое тестирование – я решил сравнить авторежим следующих программ PTGui v. 8.1.2 Pro, PanoramaStudio 2 Pro, Autopano Pro v. 1.4.2. Получились довольно интересные результаты…

Работу программ я сравнивал именно в авторежиме, так как именно в этом режиме я планирую собирать большинство панорам, так как придется сшивать много снимков, а времени мало.
Для тестирования я отобрал:

  • Три серии пейзажных снимков (горы, море, зеленя)
  • Две серии закатных снимков (много моря и еще больше неба)

Исходный материал не идеален:

  • Съемка велась без штатива, линия горизонта пляшет
  • Экспозиция у снимков выравнивалась «на глаз»
  • Из-за использования полярика при съемке небо получилось неравномерной засветки
  • ЭФР = 28 мм, что для объектов ближнего плана давало небольшие искажения (параллакс, кажется так это называется)

1.

Итак, с первой панорамой справились все редакторы без проблем. Результат примерно одинаков и качество его вполне пристойное. Исходный материал – 3 горизонтальных снимка с большим перекрытием и сбалансированной экспозицией.

2.

Далее у нас идет этот же самый вид, но состоящий из 6 вертикальных кадров. Здесь все редакторы показали опять же достойный результат, однако, на мой субъективный взгляд, небо на панораме от PTGui получилось немного пятнистым – где светлее, где темнее. Специально не редактировал, чтобы вы могли убедиться сами:

3.

Ну и третий «горный вид», с передним планом с виде турецких кабачков. А вот здесь PanoramaStudio 2 Pro спасовала, выдав вот такую ерунду:

Хотя на самом деле должен был получится вот такой кадр:

4.

Теперь переходим к закатным снимкам. Первая панорама собиралась из 3 вертикальных кадров. Первая сложность при составлении панорамы – побороть искажения (параллакс), возникшие из-за того, что я снимал на 28 мм, задрав объектив выше линии горизонта, чтобы захватить облачка. Вторая сложность – волны на море, которые меняют свое положение во время съемки и соответственно места предполагаемого соединения кадров не совпадают. Результат, который выдал PTGui – худший — линия горизонта получилась ломаная:

PanoramaStudio 2 Pro и Autopano Pro v. 1.4.2 выдали примерно одинаковый результат, который, лишь с натяжкой можно назвать приемлемым – все же места стыка второго и третьего кадра получились неровными, линия горизонта смазалась:

5.

И на последок – примерно тот же закатный вид, но из 5 исходных снимков. PanoramaStudio 2 Pro опять не смог составить панораму, показав неудовлетворительный результат:

PTGui опять не смог четко состыковать горизонт. Autopano Pro v. 1.4.2 выдала результат более приемлемый:

Итого:

  • PanoramaStudio 2 Pro однозначно проигрывает. Да, интерфейс программы прост, сборка происходит достаточно быстро, и результат тогда, когда он получается, очень хорош… Но вот проблема в том, что результат получается далеко не всегда.
  • PTGui v. 8.1.2 Pro самый популярный на данный момент редактор панорам, мощнейшее средство для склеивания снимков, но в авторежиме работает не идеально (что в общем-то понятно).
  • Autopano Pro v. 1.4.2 – победитель тестирования – удобная программа для склеивания панорам в авторежиме. Понятный интерфейс, наличие русскоязычной (!) версии. При этом дополнительных возможностей для ручной коррекции процесс склейки тоже достаточно много (хотя в PTGui все же больше:). Пока останавливаюсь на данном редакторе и буду изучать его дополнительные возможности. Кстати, есть схожая версия Autopano — Kolor Autopano Giga 2.0.5, обнаружил это уже после тестирования. Это две программы, различающиеся тем, что во второй есть возможность склейки виртуальных туров и, как следует из названия, работы с более тяжелыми изображениями в большем количестве. В остальном принцип работы Pro и Giga аналогичный.

П.с. Спросите, а где же Photoshop? Попробовал CS2 не понравилось, слабоват авторежим (нет более поздней версии Фотошопа, так как система только Windows XP SP2). С «турецкими кабачками» не справился. Хотя Александр Капитохин, например, является поклонником именно Фотошопа, раз пишет о нем в своей статье

Также про сравнения программ сборки можно почитать тут:

  • Сравнение программ для склейки панорам от Сергея Ершова

К записи "Автосклейка панорам — тестируем различные программы" оставлено 20 коммент.

    Весь фокус в том что инструмент сшивания панорам (вообще то два инструмента, совмещение и слияние) сильно улучшились в CS3, и были улучшены (насколько сильно не знаю) в CS4.

    Поскольку, я очень редко снимаю панорамы то пользуюсь для сшивкой Ps CS4. Но вообще да, если делать это серьезно то лучше что-нибудь специальное. Один из минусов сшивки больших панорам в Ps, это тормоза. Возможно зависание напрочь. Так же у меня стоит Autopano Giga 2, аналог Autopano Pro. Имхо очень профессиональная штука для панорам)

    У меня всего лишь 1 Гб оперативы и все сборщики работают достаточно долго — но "чемпион" тут Autopano — панораму из шести кадров собирал дольше 3 минут!

    А как же совершенно бесплатный и мультиплатформенный Hugin? Про него опять забыли, к сожалению… А программа очень достойная!

    > Кстати, есть схожая версия Autopano — Kolor Autopano
    > Giga 2.0.5, обнаружил это уже после тестирования.

    это не "схожая версия", а следующее развитие версий 1.*, в которой есть возможность "клеить" виртуальные туры. вторая версия, по моим ощущениям, клеит панорамы быстрее, но не очень выравнивает искажения. раньше панорамные снимки зданий практически сразу получались с минимальными искажениями, в версиях 2.* это не так. а в целом со статьёй согласен — Autopano лучшая из панорамных программ.

    Экспозиция у снимков выравнивалась «на глаз»Это как? Вообще то её выравнивать типа не надо, просто выставляем выдержку/диафрагму и снимаем все кадры на фиксированной экспозиции.Кстати, если софтина не справляется со слейкой, можно ей подсказать правильные контрольные точки в нужных местах.

    Олег
    Спасибо за уточнение.
    Budarov
    Ну если autopano где-то слажает — попробуем и Hugin. Да и кроме него есть еще как минимум 5 более менее известных редакторов
    DIESEL
    Ну в общем-то благодаря торренту, я и нашел все программы
    NikLegaloff
    Не, если снимать все кадры на фиксированной экспозиции, то лажа получится, например, первый кадр будет "небо и море" и выдержка будет достаточно короткой. А следующий кадр уже с горами — при сохранении параметров экспозиции кадр получится недосвеченным. Вот и приходится щелкать на автомате, а потом в LightRoom по гистограмме выравнивать экспозицию.

    kolor autopano giga — лучшая имхо, только в настройках нужно прецизионный режим указать нужно…