Типографика: процесс выбора шрифта. Как выбрать правильный шрифт для своего лендинга

О базовых принципах работы с типографикой.

В закладки

Один из самых важных навыков для дизайнера - это умение выбирать типографику, пишет Джонатан. Ведь текст - один из основных способов коммуникации дизайнера с пользователями. И типографика может как улучшить дизайн, так и сломать его.

Типографика одновременно сложна и прекрасна. Некоторые люди посвящают ей всю свою карьеру. К счастью, их работа хорошо задокументирована, так что у нас есть множество типографических онлайн-ресурсов.

Этот материал призван сформировать начальные навыки выбора типографики для своего дизайна, а также стимулировать на эксперименты со шрифтами и их комбинациями - в том числе и неизвестными.

Определите свою цель

Прежде всего нужно понять, в чем цель вашего дизайна. Какую информацию вы хотите донести? С помощью чего? В хорошем дизайне типографика соответствует цели. Это связано с тем, что типографика - ключевой фактор в создании настроения, тона и стиля дизайна.

Например, если вы создаете дизайн приветственной карточки, который в основном полагается на изображения, лучше выбрать шрифт, который подходит к стилю иллюстраций. Шрифт должен находиться в гармонии с остальным дизайном.

Выбирайте шрифт, соответствующий стилю иллюстраций

Если вы создаёте дизайн лендинга, в котором большую роль играют изображения, берите шрифт, который не будет отвлекать от иллюстраций. Шрифт в этом случае выступает как способ сделать акцент на значимой информации, несущей ключевой смысл.

Если изображения - главный элемент вашего дизайна, берите простые шрифты, чтобы подчеркнуть иллюстрацию

Определите свою аудиторию

Разобравшись с целью дизайна, определитесь с аудиторией. Этот шаг крайне важен, поскольку выбор шрифтов будет зависеть от возраста, интересов и культурного бэкграунда аудитории.

Например, некоторые шрифты лучше подходят для детей. Поскольку они только учатся читать, для них лучше всего подходят легкочитаемые шрифты с крупными и различимыми буквами. Хороший пример такого шрифта - Sassoon Primary. Его создала Розмари Сассун, основываясь на собственных исследованиях того, какие буквы легче всего считываются детьми.

Sassoon Primary

Другие шрифты лучше подходят для более взрослых детей. В таких шрифтах буквы подходящего размера, цвета - контрастные, а рукописного начертания и декоративных стилей нет.

Выбирая типографику, учитывайте аудиторию и её нужды. Проще говоря, ставьте себя на место пользователей.

Ищите вдохновение

Обратите внимание на работы других дизайнеров. Попытайтесь понять, как они определяли облик своей типографики.

Идеи для шрифтов

Если вы не знаете, какой шрифт выбрать, статья The 100 Best Free Fonts из CreativeBloq может быстро настроить вас на нужный лад. В ней автор объясняет, чем мотивирован дизайн каждого из ста представленных шрифтов.

Другой полезный источник идей - это 100 Greatest Free Fonts Collection for 2015 от Awwwards. К тому же, Invision не так давно огромный список ресурсов о типографике. Там источников идей предостаточно.

Чтобы посмотреть, как идеи выглядят на реальных сайтах, зайдите на Typ.io . Там собраны примеры шрифтов со всего интернета. К тому же внизу каждого образца шрифта есть его описание в CSS.

Помимо таких сервисов «для вдохновения», обратитесь к своим любимым сайтам и посмотрите, какие шрифты они используют. WhatTheFont - неплохой инструмент для этого. WhatTheFont - это расширение для Chrome, которое позволяет изучать шрифты в вебе, проводя по ним мышкой.

Идеи для сочетаний

Помимо просто шрифтов, ищите идеи для их сочетаний. Правильные сочетания не менее важны, чем сами шрифты. Благодаря правильно подобранному сочетанию шрифтов создаётся визуальная иерархия информации и улучшается читабельность дизайна.

В поисках вдохновения для сочетаний начните с Typewolf . Там собраны примеры сочетаний шрифтов с разных сайтов. Кроме того, на сайте есть рекомендации и статьи с глубоким разбором типографики. Настоящий кладезь информации.

Выберите свои шрифты

Вдохновившись и вооружившись исследованиями, вы, наконец, готовы выбрать типографику. Когда дело доходит до этого, держите в уме следующие принципы: интересный внешний вид, разборчивость и смысл.

Прежде чем выбрать шрифт, узнайте, для чего он создавался

Выбирайте шрифт, который подходит цели по общепринятым меркам и легко читается. Избегайте слишком вычурных шрифтов в пользу простых и практичных. Также помните о том, зачем вам нужен шрифт. Например, некоторые шрифты лучше подходят для заголовков, другие - для основного текста.

Сочетание двух шрифтов, контрастирующих друг с другом

Что касается сочетания шрифтов, ограничьтесь максимум тремя. Кроме того, скомпонуйте их так, чтобы они контрастировали. Таким образом можно будет управлять движением взгляда читателя: сначала заголовок, потом основной текст. Также можно создавать визуальный контраст, используя разные размеры шрифтов, цвета и «вес».

Для веб-шрифтов хорошо подходят Google Fonts , Typekit , и Font Squirrel . Google Fonts бесплатны, а в Typekit и Font Squirrel есть и бесплатные, и платные шрифты.

Определите размеры шрифтов

Разобравшись с комбинациями шрифтов, займитесь их размерами. Для этого отлично подходит Modular Scale от Тима Брауна, главы отдела типографики Adobe. Фактически Modular Scale - это система для идентификации исторически сложившихся идеальных соотношений размеров шрифтов.

Например, вы можете использовать шкалу соотношений, основанную на золотом сечении. Такими будут первые пять размеров шрифтов:

Золотое сечение (1:1.618)

1.000 x 1.618 = 1.618

1.618 x 1.618 = 2.618

2.618 x 1.618 = 4.236

4.236 x 1.618 = 6.854

6.854 x 1.618 = 11.089​

Значение вашего соотношения может оказаться слишком большим. Например, вот как выглядят последние интервалы в нашей шкале, основанной на золотом сечении:

​Золотое сечение (1:1.618)

11.089 x 1.618 = 17.942

17.942 x 1.618 = 29.03

29.030 x 1.618 = 46.971

46.971 x 1.618 = 75.999

75.999 x 1.618 = 122.966

Как видите, интервалы между цифрами становятся слишком большими. Для большинства интерфейсов такие интервалы не подходят - нужно меньше. К счастью, в

Будучи интернет-маркетологом, вы знаете, что конверсия вас кормит. Думаю, у вас уходит множество времени и усилий на оптимизацию посадочных страниц как раз в погоне за конверсией. Но в вопросах конверсии не только графический дизайн и грамотно составленный текст играют роль.

Предлагаю поговорить сегодня о типографике, о том, как правильно выбирать шрифты и почему удачный выбор шрифтов способен помочь вам в продажах ничуть не меньше, чем хороший копирайтер или профессиональный дизайнер. Если ваши тексты составлены хорошо, сайт выглядит современно, но желаемый уровень конверсии до сих пор не достигнут, - тогда прочтите эту статью.

Что такое типографика?

Простыми словами - типографика символизирует пересечение обычного текста с искусством. Появилась она где-то в XV столетии, когда была изобретена наборная гарнитура для серийной печати. Именно тогда люди и стали экспериментировать с тем, как можно добавить персональный стиль и «почерк» к печатному тексту.

Сегодня, когда посетители вашего сайта открывают посадочную страницу или секцию для заказа товаров и услуг, они не просто читают информацию, но и обращают внимание на форму и размер букв, длину строк, визуальное разделение на абзацы. Поиск решения их проблемы на странице сайта лежит в плоскости восприятия этих же людей. Решение при этом принимаются за какие-то пару секунд.

Понимание того, как работает типографика и как правильно ее использовать, даст ключ к тому, как презентовать свою информацию целевой аудитории, от которой вы хотите добиться принятия выгодного вам решения.

Ключевые компоненты типографики

Выбор и применение шрифта зависит от совокупности нескольких факторов и элементов:

  • Тип начертания - ошибочно мы называем эту характеристику «шрифтом», но начертание относится к группам символов, букв и цифр, которые объединены общим дизайном. Например, начертание - это Garamond, Times, Arial; мы же привычно по ошибке называем их «шрифтами».
  • Шрифт - конкретный тип размера, длины, ширины и жирности букв. На практике это выглядит так: Georgia - это начертание, а 9pt Georgia Bold - шрифт.
  • Длина строк - характеристика, которая обозначает расстояние между левым и правым крайним полем и число символов и слов, которые умещаются на этом отрезке.
  • Расстояние между строками - пространство между основными линиями, по которым размещены буквы, выражается в количестве точек.
  • Кернинг - обозначает незаполненное пространство между отдельными символами или буквами. У большинства шрифтов кернинг задается автоматически так, чтобы выбранное начертание и размер выглядели естественно и приятно для глаз.
  • Пробелы и плотность символов - отвечают за плотность и однородность размещения символов в словах и строках по тексту.

Почему типографика настолько важна?

Если ваш текст трудно воспринимается читателем, потому что отдельные буквы в словах расположены слишком близко друг к другу, размер шрифта слишком маленький или слова расположены слишком плотно, тогда у посетителей вашего сайта есть два вероятных сценария поведения.

Они либо покинут ваш сайт, что приведет к падению конверсии, либо попробуют все же разобрать текст, но посколько это будет довольно утомительным занятием, то не дойдут даже до половины. В итоге посетителю сайта запомнится больше борьба с текстом, чем основное послание, которое в этом тексте заключено.

Типографика для понимания и восприятия информации критически важна. Правильно выбранные начертание, шрифт, кернинг и другие компоненты типографики помогут вам быстро и удобно донести мысль до получателя.

Если вы поинтересуетесь тем, как люди читают тексты в интернете , то увидите, что читательский поведенческий шаблон совершенно очевиден. Этот шаблон может меняться, но только путем применения различной визуальной иерархии в тексте. Именно такую иерархию и структуру можно организовать путем выбора подходящих шрифтов. Помимо начертания, можно использовать маркированные списки и другие способы визуального разграничения.

Чтобы достичь совершенства в структурировании текста, надо сначала понять, как организовать информацию, для чего стоит почитать, например, Gestalt’s Principles of Perception («Гештальт-принципы восприятия»).

Люди вообще любят все организовывать. Привычка эта укоренилась в человеческой природе. Согласно гештальт-теории восприятия , организация визуальных элементов в группы базируется на следующих пяти контекстных факторах:

  • схожесть (внешне схожие объекты - по размеру, форме, цвету - воспринимаются вместе);
  • смежность (близость объектов в пространстве и визуальный переход от одного к другому, когда одно событие как будто вызывает другое);
  • замкнутость (несколько объектов образуют вместе фигуру завершенной формы);
  • близость (объекты, расположенные рядом, воспринимаются вместе);
  • фигура и пространство вокруг (когда пространство вокруг фигуры воспринимается как ее фон).

Используя по отношению к вашим текстам принципы схожести и визуальной однородности, вы сможете сделать весь текст одинаковым визуально, но при этом выделить шрифтом и начертанием, например, призыв к действию.

Работа с текстом в итоге должна привести к тому, чтобы вашу информацию было легко воспринимать. И потому надо, чтобы части текста можно было связать в единое целое, но при этом выделить главное с первого взгляда.

О чем говорят исследования?

В июле 2012 года в The New York Times был проведен эксперимент под названием «Вы оптимист или пессимист?». Читателям предлагался абзац из книги The Beginning of Infinity, за которым шли два вопроса, подразумевавших ответы «да» или «нет». Интересно, что сами ответы не так сильно интересовали исследователей, как реакции людей на выбранное начертание шрифтов и эмоциональный фон, который несет в себе тот или иной шрифт. Может ли шрифт влиять на доверие к тексту? Это и хотели узнать авторы эксперимента.

Все 40 тыс. участников видели один и тот же абзац в шести разных начертаниях: Baskerville, Helvetica, Comic Sans (профессиональные дизайнеры критикуют Comic Sans или, точнее, просто ненавидят его из-за корявого начертания и широкого распространения в работах любителей. - Прим. ред.) , Computer Modern, Georgia, Trebuchet.

В результате выяснилось следующее. Утверждения и вопросы, напечатанные шрифтом Comic Sans, вызвали наибольшее несогласие. Недалеко ушла и Helvetica: утверждения, написанные этим шрифтом, тоже особо не убедили участников опроса. Зато наибольшее согласие и доверие вызвали утверждения, написанные начертанием Baskerville.

Урок для интернет-маркетологов

Вот почему, по мнению психолога, победил шрифт Baskerville: он более формален и надежен на вид.

А теперь посмотрите на свою страницу, на которой продаются ваши товары. Отражает ли выбранный вами шрифт ваши реальные намерения и то послание, которое вы хотите донести до целевой аудитории?

Подумайте о своей нише. Требуется ли вашей аудитории определенный тон или настроение, которое можно сформировать за счет правильно выбранного шрифта?

Размер имеет значение?

Касательно размера шрифта также был проведен интересный эксперимент в Usability News. В ходе этого исследования сравнили восемь популярных в интернете шрифтов: Courier New, Georgia, Arial, Century Schoolbook, Times New Roman, Comic Sans, Tahoma, Verdana. Разобрали при этом шрифты размером 10, 12, 14 пунктов. В исследовании принимали участие 60 участников.

Вот что выяснилось: Verdana, Arial, Comic Sans лучше всего читаются при размере шрифта 10, 12 и 14 пт.

Быстрее всего люди читали тексты, набранные Times New Roman и Arial.

Также Arial и Courier влияли наилучшим образом на степень восприятия текста, в то время как текст, набранный Comic Sans, доверия не вызывал (показал наихудший результат). Наибольший уровень положительного восприятия вызвали в числе прочих шрифты Tahoma 10 пт, Courier 12 пт и Arial 14 пт.

Дискуссия о Serif и Sans Serif

Несмотря на такие вполне отчетливые результаты, не было четкого ответа на вопрос о том, что лучше использовать: Serif (шрифт с засечками) или Sans Serif (рубленый шрифт, то есть без засечек). Но последний легче воспринимается при чтении, потому что отчетлив и удобен даже при очень маленьком размере букв и символов. А значит, люди могут больше сосредоточиться на содержании текста, чем на его форме и начертании.

Как шрифты влияют на настроение и когнитивную производительность

Еще одно исследование (PDF), проведенное совместно доктором Кевином Ларсоном (Kevin Larson) из Microsoft и доктором Розалиндой Пикар (Rosalind Picard) из MIT, выявило взаимосвязь между настроением и когнитивной производительностью. Были проведены в два этапа измерения трех различных характеристик: сравнительная продолжительность, шкала Лайкерта и задания на распознавание.

Двадцать добровольцев получили текст с хорошей и плохой типографикой, по десять человек в каждой группе. В первой части исследования выяснилось, что при хорошей верстке и типографике в целом люди склонны воспринимать время для его прочтения меньшим, чем оно было на самом деле: они посчитали, что потратили намного меньше времени на прочтение всего текста, чем это было на самом деле, даже если делали перерывы в прочтении.

Объяснение здесь достаточно простое: хорошо и грамотно оформленный и сверстанный текст настолько увлекает своим содержанием (а не формой), что читатель будто «проглатывает» его.

Эксперименты по измерению эффективности текстов со шкалой Лайкерта выявили лишь со второй попытки преимущество хорошей типографики.

В третьей части, где происходило выполнение когнитивных заданий, испытуемым дали задачу со свечой и тест на поиск ассоциаций . Первое задание решили четыре человека в группе с хорошей типографикой, и ни одного - в группе, где текст был набран неудачным шрифтом. Со вторым заданием справились 52% респондентов в группе с хорошей типографикой, и 48% - в группе с плохой (при этом группа с хорошей типографикой еще и затратила на выполнение теста немного меньше времени, чем их коллеги).

Хорошее настроение и положительное восприятие подаваемой информации не в последнюю очередь зависит от выбранного шрифта. Решение задач или получение определенной информации становятся проще и доступнее, если для этого выбран удачный шрифт.

Как выбрать правильный шрифт для повышения конверсии?

  • Не позволяйте выразительности повредить полезности. Выбирая один из множества доступных шрифтов в текстовом редакторе или панели управления сайтом, мы всегда сталкиваемся с тем же соблазном, что и ребенок, внезапно без взрослых зашедший в кондитерскую. Но важно помнить, что шрифты с самым странным или красивым дизайном - далеко не самые лучшие в плане прочтения и удобства. Красивый шрифт еще не означает, что его просто читать и что он даст вам хорошие продажи товаров или информации с вашего сайта.

  • Помните, что выбранная вами типографика должна дополнять текст, а не подавлять заложенный в нем смысл своей формой. Прочитав текст, люди должны запомнить не шрифт, а призыв к действию или информационный посыл, которые в этом тексте заложены.
  • Всегда помните о двух принципах: взаимосвязь и контраст разных шрифтов в одном тексте. Сочетание двух разных шрифтов в одном тексте должно быть таким, чтобы при переключении между ними у читателя не появлялось ощущение, что его от текста внезапно отвлекли. Рассматривайте пары вроде Helvetica и Arial. А контрастность должна делать шрифты разными, но при этом сохранять в них хотя бы одну общую черту.
  • Не забывайте, что ключ к успеху - в простоте. Не стоит превращать ваш текст в выставку ваших любимых шрифтов.
  • Для поиска идеально подходящего шрифта изучите нишу, которую занимает ваш проект и его аудитория. Нужен ли вам формальный, строгий шрифт? Нужен ли вам крупный шрифт? Изучите рынок и его запросы, факторы, которые побуждают ваших покупателей внимательнее читать надписи и тексты.
  • Выберите типографику такую, чтобы текст внушал доверие, выглядел удобно и при этом легко читался. Внимательно отнеситесь также к пробелам между буквами и словами - они должны быть в меру широкими.
  • Не используйте заглавные буквы в начале каждого слова. 90% всех текстов, которые люди читают в интернете, набраны строчными буквами.
  • Длина строки не должна быть слишком короткой, чтобы не приходилось перескакивать постоянно взглядом на начало строки - это утомляет читателя. И она не должна быть слишком длинной. (Оптимальной шириной текста можно считать 600 пикселей. В «Ловим сетью» установлена именно такая ширина. - Прим. ред. )
  • Плотность слов и строк должна быть такой, чтобы пользователю не казалось, будто весь текст свален в одну кучу.

Хорошая типографика очень важна - в этом был убежден знаменитый перфекционист Стив Джобс

Как можно обойтись в вопросе типографики без мнения того, кто привык с тщательностью фанатика относиться к любым деталям, включая шрифты?

Выступая перед выпускниками и студентами Стэнфордского университета в 2005 году, основатель и в то время генеральный директор компании Apple Стив Джобс рассказывал, что в университете не очень интересовался обычными дисциплинами, зато записался на курсы каллиграфии, где изучал шрифты и особенности комбинирования Serif и Sans Serif. Делал он это исключительно для собственного удовольствия - и даже не предполагал, что десять лет спустя, в работе над шрифтами для революционного компьютера Macintosh ему пригодятся именно эти знания и опыт (кстати, есть легенда, что Стив Джобс уволил своего сотрудника за одну-единственную фразу «Шрифт - это не главное». - Прим. ред. ).

Подводя итоги

Интернет-маркетологам важно помнить, что тщательно выбранная типографика способна дополнить и улучшить ваш текст. Правильное оформление и выбор шрифта сделают текст богаче и лучше, в то время как неудобный для прочтения текст не спасет даже гений копирайтинга.

Наилучшим способом определить подходящие шрифты для сайтов, рассылок и стартапов по-прежнему остается . Если же у вас уже есть посадочная страница, которая дает хорошие показатели конверсии благодаря правильному дизайну и типографике, отталкивайтесь в будущем от этого образца, улучшайте типографику, чтобы улучшить показатель конверсии.

Создание потрясающих шрифтовых композиций – это скорее искусство, чем наука. Действительно, красота шрифтов не имеет границ. И хотя нет абсолютных правил их сочетания между собой, все же хорошо следовать лучшим практикам веб-типографики. В данной статье показаны лучшие приемы сочетания шрифтов, а также традиционные ошибки.

1. Сочетайте шрифты с засечками со шрифтами без засечек (sans serif и serif)

Самый популярный типографский прием – набор заголовка рубленым (без засечек) шрифтом, а текста – шрифтом с засечками. Это классическая комбинация, в ней почти невозможно ошибиться.
В примере ниже — типичный макет статьи, в заголовке использован Trade Gothic Bold No.2 , а в тексте - Bell Gothic . Оба шрифта – рубленые, тем не менее, у них очень разные «личности». Хорошее правило при создании макета — не привлекать излишнее внимание читателя к виду шрифта. Trade Gothic предполагает серьезность, а Bell Gothic , наоборот – динамику и экспрессивность.

Сочетание этих шрифтов вызывает нежелательный дизайнерский конфликт. Trade Gothic хочет перейти прямо к фактам, а Bell Gothic хочет веселиться. Такое напряжение между шрифтами – не наша цель, его следует избегать.
Теперь рассмотрим пример справа. Bell Gothic заменён шрифтом Sabon . Sabon , как шрифт с засечками, очень хорошо работает с Trade Gothic . Они оба нацелены на ясность и читабельность благодаря хорошей высоте знаков x-height (грубо говоря, это высота строчной буквы x в шрифте, она определяет расстояние между базовой линией и верхней). Таким образом, у обоих шрифтов одна и та же цель, что создает прекрасное сочетание.

2. Избегайте шрифтов одного класса

Шрифты одного класса, но из разных семейств могут запросто вызвать разногласие при их комбинировании. Их ярко выраженные личности будут тянуть одеяло каждая на себя, в результате макет станет «грязным».
На примере внизу, слева, в заголовке использован шрифт Clarendon Bold , который относится к классу Slab serif . В теле статьи использован Officina Serif который также относится к Slab serif . Шрифты класса Slab serif отличаются ярко выраженным характером, им нравится доминировать на странице. Использование двух шрифтов класса Slab serif в одном месте может вызвать ненужное напряжение.

А теперь обратите внимание на правую сторону примера. Clarendon Bold в заголовке поставлен рядом с более нейтральным New Baskerville . New Baskerville относится к универсальному классу Transitional serif с широкими знаками, которые хорошо сочетаются с жирным Clarendon . Выбор шрифтов разных классов с самого начала избавит вас от головной боли при создании макета.

3. Присвойте шрифтам разные роли

Один из простых способов комбинации шрифтов, это составление ролевой дизайнерской схемы для каждого шрифта. В примере ниже мы использовали Akzidenz Grotesk Bold прописными для имени автора статьи. Для заголовка - Rockwell Bold . Вводный абзац и основной текст статьи в одном шрифте – Bembo , но разного размера. И, наконец, подзаголовок - Akzidenz Grotesk Medium .

Отчетливый Rockwell Bold мы оставили для привлечения внимания к заголовку. В целом использовали уже открытую нами схему сочетания рубленого шрифта и шрифта с засечками. И даже при таком выборе у нас большое количество вариаций по размеру, весу и функциям шрифтов. В общей сложности использовались 4 шрифта из 3-х гарнитур, все они привели к связанному, сплоченному дизайну, так как у каждого шрифта своя роль, четко определенная в типографической иерархии. Так что если сомневаетесь – распределите роли!

4. Контрастная насыщенность шрифтов

Самый лучший способ испортить макет – не разделить элементы текста друг от друга по их иерархии. Кроме использования разных размеров, убедитесь, что ваши шрифты разного веса (жирности), чтобы дать читателю «путеводитель» по вашему дизайну.
На примере слева у нас разные размеры шрифта, но недостаточный контраст по толщине. Myriad Light рядом с Minion Bold «пропадает» и теряет визуальный авторитет. Как бы то ни было, но глаз читателя должен в первую очередь выделять заголовок, а не превью.

Справа мы использовали Myriad Black над Minion нормальной толщины. Возможно, заголовок тяжеловат, но по крайней мере, у читателя не возникает сомнений по поводу того, что читать первым.

5. Создайте на странице различную тональность текста

В типографии тональность достигается различными способами – толщиной, размером, шириной строк, кернингом и пр. Самый простой способ «увидеть» тональность – смотреть на макет не прямо, а боковым зрением. Посмотрите на пример внизу, направив взгляд немного справа или слева от картинки, так, чтобы вы уже не могли читать текст, но могли видеть его общий тон. При таком взгляде вы заметите, что пример слева сливается в один серый блок текста, немного темнее внизу. А вот пример справа отчетливо сохраняет свою визуальную иерархию. Как бы далеко вы не находились от текста, у вас не возникает сомнений по поводу того, где находится заголовок, и куда ваш взгляд перейдет потом.

Умное использование текстовой тональности усиливает визуальную иерархию на странице, что напрямую связано с передачей смысла сообщения.

6. Не смешивайте настроения шрифтов

Одна из частых ошибок – игнорирование присущего шрифту настроения. Шрифты имеют свою личность. Иногда настроение шрифта может меняться в зависимости от контекста, но несущественно. Одна проблема – неправильно подобрать шрифт для конкретной работы. Но еще большая проблема – составить два шрифта с разным настроением!
На примере слева мы соединили Franklin Gothic Bold и Souvenir . Общее впечатление от Franklin Gothic – мужество, сила, стойкость, но с налетом элегантности. Он не ублажающий взор, но очень функциональный. А Souvenir – игривый, легкомысленный, немного равнодушный, но очень симпатичный. Сочетание этих двух шрифтов подобно встрече гвардейца, охраняющего Букингемский дворец, и девочки. Гвардеец послушно игнорирует игривую девчонку у его ног, пытающуюся заставить его улыбнуться. Такое смешение плохо работает. Разное настроение шрифтов привлекает внимание к самим шрифтам, а не содержанию, что свидетельствует о слабом дизайне.

Справа в пару к Souvenir мы поставили более подходящего соседа. У Futura Bold много лиц, но он очень хорошо сочетается с Souvenir по многим причинам. Во-первых, у обоих шрифтов высокие x-height . Оба шрифта обладают округлостью форм и незначительной, но тем не менее заметной закрученностью концов. Ни один из них не доминирует над другим. Оба работают на создание веселого, приподнятого настроения. Напряжения между ними нет.

7. Сочетайте яркое с нейтральным

Чистый, читабельные типографский дизайн требует внимательного отношения к намеренному и непреднамеренному напряжению между шрифтами. Столкновение разных личностей шрифтов – это только одна причина ненужного напряжения. Если один из шрифтов имеет яркую личность, то второй должен быть нейтральным.
На примере слева Dax Bold стоит рядом с Bernhard Modern . Это плохой выбор хотя бы по двум соображениям. Во-первых, Dax имеет узкие знаки и большую x-height , в то время как Bernhard Modern , наоборот, при большой ширине глифов обладает одной из самых низких x-height среди популярных классических гарнитур. Во-вторых, Dax неформальный, современный и яркий. Идеально подходит при подачи текста технарям, компьютерщикам и вообще современной молодежи. Bernhard Modern , наоборот, классический, спокойный, рафинированный и даже немного личный. Объедините неподходящие физические характеристики шрифта с личностными, и получите очень плохо функционирующую типографику.

Взглянем на более удачный выбор. В правой колонке Dax Bold поставили рядом с Caslon , который относится к классу Old style , но был модернизирован и смягчен для лучшей сочетаемости с другими шрифтами. В данном контексте он выглядит удовлетворительно рядом с Dax . Заметьте, как в первую очередь мы видим личность Dax в заголовке, и как Caslon отступает назад и приглашает нас к чтению. В этом примере Caslon является нейтральным выбором для поддержки более яркого Dax .

8. Избегайте несоизмеримых сочетаний

Когда между выбранными шрифтами слишком большой контраст, это создает визуальный дисбаланс, что плохо отражается на всем дизайне. Слева мы поставили Antique Olive Nord – чрезвычайно жирный шрифт, - рядом с Garamond Narrow . Контрастный перебор очевиден. В большинстве подобных случаев, такой контраст идет дальше обычного привлечения внимания и вызывает ощущение неуклюжести. Следовательно, он не доносит до читателя смысла текста.

Справа Antique Olive Nord был заменен более мягким и сдержанным Antique Olive Bold . Garamond Narrow мог бы быть заменен на тот же Garamond в варианте book weight, но более хорошим выбором нам представляется Chaparral . У Chaparral более высокая x-height , чем у Garamond , и в общем у него более современный и нейтральный вид рядом с характерным Antique Olive Bold .

9. Будьте проще – не используйте более двух шрифтов

Вместо того, чтобы перелопачивать библиотеки шрифтов в поисках «того самого» сочетания, иногда лучше вернуться к классическому и гораздо более простому варианту – сочетанию шрифта с засечками и рубленого. На примере внизу мы составили четкую типографскую иерархию, добились разнообразия, получили интересную разбивку по тональности текста и его возрастающую читабельность. Все это было сделано с помощью всего двух шрифтов. Хотя, строго говоря, у нас здесь пять шрифтов: три Helvetica Neue и два Garamond .

Как добиться всего этого без лишних усилий? Во-первых, если вы возьмете шрифты из одной и той же гарнитуры, то наверняка получите отличную визуальную совместимость даже не задумываясь над этим. Во-вторых, мы выбрали проверенную временем комбинацию – сочетание нейтрального заголовочного шрифта и опять же нейтрального шрифта для текста. И Helvetica Neue , и Garamond обладают выраженной, но нейтральной личностью, и они могут сочетаться в сложных макетах друг с другом, потому что мы изначально заложили строгую иерархию. Следование правилам при использовании правильных шрифтов помогает достичь высоких результатов без лишних затрат энергии.

10. Используйте различные размеры шрифта

Самый простой принцип мы оставили напоследок: используйте разные размеры шрифта для достижения контраста между ними. На примере слева заголовок и текст сливаются в один серый кирпич. Используйте боковое зрение - прием, описанный выше, - чтобы взглянуть на оба примера. В то время как левый текст сливается, в правом примере наблюдается огромная разница между заголовком и содержимым.

Справа использовались те же два шрифта, но другого размера. TheMix Italic был значительно увеличен, в то время как New Century Schoolbook уменьшен до более нормального, хоть и все еще читабельного, размера. Использование шрифтов различных размеров помогает четко распределить иерархию и увеличить тоновое разнообразие в типографике.

В заключение

Не существует жестких и быстрых правил комбинирования шрифтов, поэтому процесс принятия правильных вариантов отнимает много времени и, возможно, оказывается даже немного утомительным. Тем не менее, хорошо иметь под рукой удобный набор принципов и правил подбора шрифтов, а также понимать результаты некоторых типографских ситуаций, чтобы избежать ошибок и направить процесс в русло достижения нужного результата.

(Перевод Виктории Шидловской статьи из журнала Smashing Magazine (в ред. автора)

Есть миллион вещей, которые следует учитывать при создании идеального лендинга: подобрать изображения, цветовую гамму, написать цепляющий заголовок. Но есть одна вещь, которую часто недооценивают — это шрифт. Не стоит делать эту же ошибку. Правильный выбор шрифта может оказать существенное влияние на окончательный внешний вид вашей страницы. Прочитав эту статью, вы узнаете о том, что стоит учитывать при выборе шрифта для своего лендинга.

— это набор правил, которые помогают дизайнеру создать единство цвета, шрифтов и прочих элементов сайта. Если у вашего бренда уже есть гайдбук, старайтесь придерживаться его в своем дизайне. Если же его нет, то стоит задуматься о его создании.

У вас может возникнуть соблазн поэкспериментировать с новыми шрифтами при создании лендинга. Но не стоит делать этого. Каждый раз, когда пользователь заходит на вашу страницу или, например, видит вашу рекламу, у него складывается общее представление о вашем бренде. Если все это будет оформлено в разных стилях, с использованием разной цветовой гаммы и шрифтов, то у вашего потенциального клиента возникнет ощущение несогласованности и разрозненности. Вот почему так важно быть последовательным, когда дело касается стиля, цвета и, конечно же, шрифтов.

В гайдлайнах обычно указывается вся иерархия шрифтов, которые используются при создании фирменного стиля бренда. Эти правила можно сразу же интегрировать в свой дизайн. Если другой бренд использует какой-либо неизвестный вам шрифт, можно воспользоваться инструментом «WhatTheFont» на сайте Myfonts.com. Это поможет вам его идентифицировать.

Но если у вашего бренда дизайнерский шрифт, то дизайнеру придется постараться найти похожий, чтобы затем использовать его при создании лендинга. В разных браузерах шрифты могут казаться менее четкими, поэтому создатели сайтов используют шрифты Google, чтобы максимально приблизиться к фирменному стилю компании.

Кстати, отныне вам больше не нужно открывать сервис Google Fonts для получения сторонних шрифтов на ваши посадочные страницы, ведь теперь шрифты подключаются прямо из . Мы добавили все шрифты из коллекции Google Fonts в наглядную галерею, и все, что нужно сделать — это выбрать подходящий шрифт, нажать на кнопку подключения и использовать его для новых или уже размещенных на лендинге текстов:

У вашего бренда еще нет фирменного стиля и шрифта?

Ниже вы найдете два ключевых момента, которые стоит учитывать, выбирая шрифт для своего лендинга.

1. Учитывайте целевую аудиторию

Шрифт на лендинге должен отражать индивидуальные особенности ваших покупателей. У вас традиционный бизнес, ориентированный на более консервативную аудиторию, или, может быть, наоборот, минималистичный и современный, рассчитанный на молодежь?

Разные аудитории — разный дизайн, в том числе и шрифт

Как только вы ответите на вопрос об аудитории, у вас будет понимание стиля. Основываясь на этой информации, вы сможете правильно подобрать шрифт для своего лендинга.

Скажем, вы — владелец винтажного магазина одежды с приятной и современной атмосферой. Вы можете выбрать традиционный шрифт для заголовков и классический шрифт без засечек для основного текста. К примеру, для заголовков можно взять шрифт вроде Arvo, а для основного текста — Open Sans, известный своей читабельностью. Это придаст всему сайту сбалансированный внешний вид. Кроме того, он будет выглядеть вневременно, что будет отлично сочетаться с вашей компанией в стиле ретро:

Или, скажем, у вас юридическая фирма или бренд элитной косметики, и вы хотите, чтобы внешний вид сайта подчеркивал ваш профессионализм и вызывал доверие потенциальных клиентов. Тогда лучше будет использовать классический и одновременно элегантный шрифт вроде Frank Ruhl Libre или Playfair Display. В глазах потенциальных клиентов это лишний раз подчеркнет вашу надежность и первоклассный уровень сервиса.

Независимо от того, какой шрифт вы в итоге выбрали, убедитесь в том, что он является веб-безопасным. О том, какие шрифты относятся к «безопасным», вы узнаете, прочитав информацию ниже.

Использование веб-безопасного шрифта означает, что пользователям не нужно устанавливать какой-либо дополнительный шрифт на компьютер, чтобы текст правильно отображался в их браузере. 10 лет назад было всего 13 семейств шрифтов, которые дизайнеры могли использовать при создании сайтов. В настоящее время золотым стандартом для любого дизайнера является Google Fonts. Эти шрифты корректно отображаются в любых браузерах.

Однако некоторые бренды используют дизайнерские шрифты . В этом случае необходимо прибегать к помощи специальных инструментов преобразования в веб-безопасный шрифт. Но иногда даже это не является гарантией того, что ваш текст будет хорошо выглядеть на экране. Вот почему дизайнеры часто сталкиваются с проблемой поиска похожих веб-безопасных шрифтов, которые являются бесплатными и корректно отображаются во всех браузерах.

Когда вы ищете идеальный веб-безопасный шрифт, лучше всего посмотреть в библиотеке Google Fonts. В большинстве случаев вы найдете там подходящий вариант. Там содержится более 800 бесплатных лицензионных шрифтов. Если вы используете один из них, то можете быть абсолютно уверены в том, что пользователи из любой страны увидят ваш текст правильно в любом браузере.

Когда вы создаете лендинг, вы скорее всего хотите использовать больше, чем один шрифт. Однако существуют некоторые правила их комбинирования.

Во-первых, никогда не используйте больше трех шрифтов в рамках одной посадочной страницы. Во-вторых, убедитесь в том, что они дополняют друг друга. И третье правило, которого стоит придерживаться: определите иерархию выбранных шрифтов.

Вот, как это выглядит на практике:

1. Определитесь с основным шрифтом, который вы будете использовать для заголовков. Для этого можно обратиться к фирменному стилю вашего бренда.

2. Затем нужно выбрать дополнительный шрифт, который будет использоваться для основного текста. Он должен быть легко читаемым даже на небольших экранах. Таким, к примеру, является шрифт Noto Sans.

3. И, наконец, ваш третий шрифт должен привлекать внимание. Его можно использовать на кнопках целевого действия или выделять с его помощью некоторые части текста. Для этого прекрасно подойдет шрифт вроде Montserrat.

Только грамотная комбинация шрифтов может оказать существенное влияние на внешний вид вашего лендинга.

Посмотрите, как в примере выше дизайнер использовал уникальный шрифт, чтобы соответствовать тематике боевых искусств и приблизить посетителя сайта к японской культуре. Остальная часть текста написана лаконичным, хорошо читаемым шрифтом. Результат: сбалансированный дизайн , который привлекает внимание пользователя к нужным местам.

Выше можно увидеть еще два примера грамотного использования шрифтов. Первый лендинг принадлежит кэшбэк сервису. Там используется четкий, но слегка угловатый шрифт Open Sans. Благодаря этому сайт приобретает современный внешний вид. Второй пример — магазин чая и подарков. На его страницах используется более редкий шрифт Bebas Neue Regular, также без засечек, но за счет «вытянутости» по вертикали он выглядит более оригинально. В обоих этих примерах шрифт прекрасно сочетается с остальными элементами дизайна и прекрасно передает ценности бренда. В этом и заключается сила влияния шрифта.

Заключение

Выбор шрифта для полностью зависит от цели, которой вы хотите достичь. Когда вы планируете фирменный стиль и дизайн, подумайте о том, какой вы хотите, чтобы вашу компанию увидели потенциальные клиенты. Шрифты — идеальный имиджевый инструмент. Хотите, чтобы ваша компания выглядела классической, серьезной или традиционной? Тогда вам стоит выбрать элегантный шрифт с засечками. Хотите выглядеть стильно и минималистично? Тогда вам подойдет шрифт без засечек. Вам нужно нечто среднее? Тогда стоит объединить несколько шрифтов. Проще говоря, тот шрифт, который вы выбираете много говорит людям о вашей компании, поэтому следует отнестись к этому с умом.

Высоких вам конверсий!

По материалам: 99designs.com

Является - текстовая составляющая, т.е. пользователю необходимо читать, читать и ещё раз читать. По статистике в интернете почти никто не читает статью целиком, все пробегают взглядом и пытаются уловить лишь основную мысль, поскольку в статьях, как правило, полно "воды". Цель вебмастера сделать чтение для пользователя максимально комфортным. Эта статья расскажет не только о выборе шрифта, но и о том как лучше выложить контент на сайте.

Из каких критериев состоит выбор шрифта для сайта? Ниже я перечислил основные критерии и рекомендации по каждому из них.

1. Выбор семейства шрифта

Существует бесчисленное множество шрифтов, многие из них похожи друг на друга, но тем не менее у каждого из них есть свои отличительные черты. Однако далеко не во всех браузерах есть каждый из них. Ниже представлен небольшой список самых популярных шрифтов, которые есть в каждом браузере:

  • Arial ;
  • Verdana ;
  • Times New Roman ;
  • Georgia ;
  • Trebuchet MS ;

Если Вас устроит какой-то шрифт из этого списка, то это будет лучшим вариантом, поскольку тогда не стоит беспокоиться об его специальной подгрузке в браузер пользователя. Если все же Вы хотите какой-то редкий шрифт, то здесь можно пойти несколькими путями (но я сразу говорю, что лучше не создавать себе проблем!).

Например, можно выбрать какой-нибудь красивый шрифт на Google Font , но чтобы выбранный шрифт появился у пользователей в браузере нужно будет подключить его. В итоге шрифт будет каждый раз подгружаться с Google Font, что на, мой взгляд, плохо и на это есть ряд веских причин:

Во-первых, появляется зависимость от других сайтов (в данном случае от Google). Например, Google по каким-то причинам может медленно работать, то в этом случае Ваш сайт также затормозится. За примерами далеко ходить не надо. Я лично подгружал скрипт для работы с библиотекой AJAX (jquery) с сайта Google, но периодически он вообще не грузился и это приводило к некорректной работе всего сайта.

Решение проблемы было простым: просто скопировал весь.js файл к себе на хостинг и подгружать его с моего же сайта. Лучше всего, когда весь сайт грузится с Вашего же хостинга. Однако перенести шрифты к себе на сайт не получится, придется всегда грузить их с сайта Google.

Во-вторых, в таких браузерах, как Opera в глазах пользователя все будет выглядеть следующим образом: он заходит к Вам на сайт, контент уже появился и примерно через полсекунды - бам и шрифт поменялся. Это произойдет, как только браузер подгрузит его с Google и обработает. Для серьезных ресурсов это "мерцание" стилей у текста неприемлемо. Конечно, такая ситуация не на всех браузерах, но лично мне и одной оперы хватает, чтобы отказаться от идеи использования мало популярных шрифтов.

Вернемся к семействам шрифтов. Самым лучшим и универсальным шрифтом является Verdana . На этом сайте как раз такой шрифт. Он без загогулин, является строгим и читаемым, а именно это и надо пользователю для быстрого получения информации.

2. Выбор размера шрифта

Выбор размера шрифта является сложной задачей, поскольку некоторым нравится более мелкий шрифт, а кому более крупный. Лично я для себя сделал предпочтение размеру 14 пикселей . Этот размер является стандартом во многих областях (например, такой размер используется при написании дипломов, курсовых по ГОСТУ). На данном сайте размер шрифта 14 и больше его делать нет необходимости и меньше тоже. Помните, что самое главное то, чтобы пользователям было удобно читать контент.

Примечание

Зачастую один и тот же размер у разных шрифтов имеет совершенно разные размеры по высоте, а значит и визуально воспроизводится по-разному. Поэтому лучше протестировать как все смотрится, а не заморачиваться на конкретной цифре 14.

3. Выбор цвета шрифта и фона под него

Какой бы хороший не был цвет и фон - все равно читать текст на мониторе неудобно. Все что можно сделать, это лишь максимально сделать комфортным чтение. Считается, что черный текст на белом фоне очень хорошо читаем, однако если спросить мнение людей, которые работают на компьютерах, то они скажут, что белый фон очень яркий и от него устают глаза. Идеальным решением является немного сероватый фон и на нем черно-серый текст. Такой текст можно читать очень долго без напряга для глаз. Также благоприятным для глаз является синий цвет шрифта.

Очень популярным также является сочетание: черный фон и белый текст, но такое сочетании подойдет далеко не для каждого сайта. Все же большинство сайтов имеют светлые дизайны. Я нашел специальный список сочетаний цвета шрифта и фона (в порядке убывания читаемости):

  • Синий на белом;
    Пример - Синий на белом
  • Черный на желтом;
    Пример - Черный на желтом
  • Зеленый на белом;
    Пример - Зеленый на белом
  • Черный на белом;
    Пример - Черный на белом
  • Красный на желтом;
    Пример - Красный на желтом
  • Красный на белом;
    Пример - Красный на белом
  • Зеленый на красном;
    Пример - Зеленый на красном
  • Оранжевый на черном;
    Пример - Оранжевый на черном
  • Черный на пурпурном;
    Пример - Черный на пурпурном
  • Оранжевый на белом;
    Пример - Оранжевый на белом
  • Красный на зеленом;
    Пример - Красный на зеленом

4. Другие мелочи

К этим мелочам я бы хотел отнести следующее:

  • Текст должен быть оформлен в нижнем регистре, т.к. большой регистр вызывает раздражение;
  • Выравнивание шрифта должно быть по левому краю, поскольку к этому все привыкли;
  • Контент должен быть по ширине не очень сильно растянут, поскольку пользователи ленивые и если придется глазам бегать от левого до правого края монитора это будет вызывать дискомфорт и потерю мысли;
  • Шрифт должен быть обычным, т.е. не курсивным, не жирным, не подчеркнутым (поберегите эти элементы для выделения главных мыслей в тексте);

Напоследок хочу ещё раз сказать о том, что выбор шрифта и его оформление является таким же важным элементом, как и выбор дизайна для сайта. Не совершайте типичных ошибок вебмастеров, которые решили выделиться и из-за этого они теряют большое количество пользователей ради которых и создаются сайты.