Типы коннекторов для звука. Аудио кабеля

Давайте затронем такую тему, как коммутация домашней студии звукозаписи. Помимо всего музыкального оборудования, которое мы рассматривали ранее, нам понадобиться еще и хорошая система коммутации кабеля. То есть соединение всего музыкального оборудования с помощью кабеля. Большинство начинающих звукорежиссеров не придают этому особого значения, так как считают уже последним делом. Но на самом деле это грубая ошибка.

Хотите верьте, хотите нет, но я полностью убежден в том, что качество звука в студии любого класса зависит от качества коммутации. Проверялось это неоднократно в самых разных студиях и оборудованиях. Таким образом, можно сделать простой вывод. С безграмотным и некачественным соединением музыкального оборудования добиться хороших результатов нельзя. Именно по этой причине ниже я расскажу обо всех ключевых моментах коммутации в домашней студии звукозаписи.

Виды кабеля

Все кабели, которые используются в студии звукозаписи, делятся на два вида:

  • Балансные или симметричные кабели — содержат в себе два сигнальных кабеля и одну металлическую оплетку.
  • Небалансные или несимметричные — содержат один сигнальный кабель и одну металлическую оплетку.

Я считаю, что в своей студии стоит использовать балансные кабели. Называются они так потому, что распаиваются одинаково с обоих концов и их сигнальные жилы не перепутаны местами. Такая распайка дает преимущество в меньшем количестве шумов, которые возникают от различных наводок.

Виды разъемов

Давайте рассмотрим необходимые нам виды разъемов. Однако для начала, нужно разобраться в составных частях:

  • Гнездо — это то, куда подсоединяют кабель;
  • Штекер — это то, что подсоединяют.

Разъемы, которые используются в студии звукозаписи, бывают 4 видов:

Jack (может называться как толстый или большой джек) — его размер 6,3 мм. Еще он обозначается, как 1,4 дюйма. Штекер джек может быть двухконтактным и трехконтактным. Двухконтактный (TS) происходит от (Tip) (3) , то есть кончик и (Sleeve) (1) , то есть сама гильза. Разделено все это пластиковым черным колечком (4) . По сути здесь два контакта — тип и гильза. Что касается трехконтактного джека (TRS) , то здесь есть Tip (3) , Sleeve (1) и дополнительно добавлен Ring (кольцо в штекере) (2) , к которому подходит контакт pro-канала либо инвертирная фаза сигнала.

Трехконтактные джеки используются не только в качестве стерео, но и в качестве балансных моно-кабелей при определенной распайке. То есть если трехконтактный jack может использоваться в моно и стерео, то двухконтактный только в качестве моно-джека. Разъем jack обычно используют при подключении гитары, клавишных инструментов (например, синтезатор) , а также процессоров звуковых эффектов. Еще такой разъем стерео джека может использоваться для балансного к звуковой карте и подключения к ней и усилителя для наушников. По сути, это довольно-таки универсальный разъем.

— этот разъем, кроме как, размером больше ничем и не отличается. Бывает как двухконтактный, так и трехконтактный. В профессиональной среде minijack, пожалуй, используется только в . Поэтому более подробно о нем мы останавливаться не будем.

Canon XLR (XLR 3) — это профессиональный разъем и в бытовой аудиотехнике он, как правило, не применяется. Представляет собой металлический (иногда пластиковый) разъем с тремя штырьками. Как и в случае с джеком, эти штыри соответствуют тремя контактам: sleeve, tip и ring. С помощью такого xlr разъема коммутируется довольно большой объем студийного оборудования. Например, мониторы, предусилитель с микрофоном, а также микрофон с микшерным пультом, с аудиоинтерфейсом и многое другое.

(разъем тюльпан) — он часто встречается в бытовой аппаратуре, но может встречаться на некоторых бюджетных звуковых платах или мониторах. Обычно используется два разъема (левый и правый каналы) . В профессиональных студиях звукозаписи тюльпаны используются по большей части как разъемы цифрового интерфейса S/PDIF. Иногда встречаются и на как выходы для записывающего устройства. Но все же очень часто такой разъем встречается именно в бытовой технике и видеоаппаратуре.

Схема распайки кабеля

Я не буду рассматривать схему распайки кабеля, так как это очень долго. Но полностью оставить такую важную тему без внимания мы просто не можем. Поэтому я прилагаю графические схемы распайки всех необходимых соединительных кабелей и схемы подключения коммутации различного оборудования в домашней студии звукозаписи. Кликните по изображению чтобы увеличить.

Balanced

Unbalanced

Insert Leads

’Y’ Leads (Balanced)

Headphone Splitter

Headphone Separator

’Y’ Leads (Unbalanced)

Вы спросите: «А зачем вообще, паять? Почему нельзя купить готовые соединительные кабели?» Да, купить готовые можно. Но проблема в том, что не все кабели можно легко найти. А готовые распаянные обойдутся вам дороже, чем покупка отдельного кабеля, штекеров и дальнейшая распайка. Еще преимущество заключается в том, что можно купить кабель именно необходимой длины.

Но здесь есть и свои минусы. Дело в том, что не все умеют хорошо паять. В таком случае остается один наиболее оптимальный вариант — купить необходимый кабель и штекеры отдельно. А затем отдать все это профессионалу, который качественно все спаяет. Это выгодно во всех отношениях.

Теперь я хочу вам дать ряд советов по коммутации в домашней студии звукозаписи. Вы должны запомнить и по возможности следовать им. Вот эти рекомендации:

  • Используйте только качественные кабели и разъемы . На этом не экономьте. Конечно, покупать кабель стоимостью в несколько десятков долларов за метр для менее бюджетной аппаратуры будет бессмысленно. Но и покупать поддельные и некачественные изделия за пару рублей за метр от неизвестных производителей тоже не вариант. Я доверяю таким производителям, как Klotz и Proel .
  • Используйте одинаковые кабели для подсоединения одинаковых компонентов. Например, при подключении мониторов к аудиоинтерфейсу, каждый из них должен быть подключен к интерфейсу с одинаковым кабелем. Причем как по длине и распайке, так и по фирме производителя и даже самой модели.
  • Выбирайте балансное подключение. Такое подключение дает намного меньше шумов, которые происходят от различных наводок и позволяет использовать более длинные кабели.
  • Предпочитайте по возможности подключение с помощью разъемов XLR. Они обладают лучшими характеристиками по сравнению с остальными. Но если такой возможности у вас нет, например, когда выходы аудиоинтерфейса использованы джек, а на входе джек и xlr, то тогда используйте кабель джек джек.
  • Если вы решите паять кабели самостоятельно — будьте очень внимательны и не перепутайте местами сигнальные жилы. В противном случае может возникнуть такая вещь, как противофаза и при записи стерео-сигнала в таком случае звука вообще, не будет слышно. А при воспроизведении звук будет взаимоподавляться, то есть один канал будет поедать другой. Поэтому если вы решите паять кабель самостоятельно, то руководствуйтесь теми схемами, которые приложены в этой статье.

На этом мы заканчиваем разбирать тему. Теперь вы знаете, какая должна быть коммутация в домашней студии звукозаписи. Вы уже знаете, какой вид кабеля лучше использовать, какие бывают виды разъемов и схемы распайки кабеля. Также в конце я давал вам полезные советы по коммутации кабеля в студии. Старайтесь обязательно их соблюдать.

Для подключения звуковой аппаратуры или проведения других бытовых приборов, а также организации связи между двумя типами техники используется оптический кабель для звука, который и по своей конструкции, и по принципу работы значительно отличается от обычных проводов с металлическими жилами. В данной статье рассмотрены состав указанного проводника, его назначение и сферы применения, а также принцип работы.

Что такое оптический кабель

Оптический аудиокабель – это тип проводников, по которому сигнал передается не посредством электромагнитного поля, а путем транспортировки светового сигнала, для чего внутренний стержень изделия выполнен из синтетического материала, чаще всего это стекловолокно или пластик. Оптический кабель для подключения аудио,- и видеооборудования можно встретить в каждом доме или производственном помещении, так как с его помощью осуществляется подключение техники с источниками сигналов. Самый распространенный пример – это сети интернет, которые проложены между компьютерами по линиям оптоволоконного проводника.

Указанное изделие, в зависимости от формы исполнения и функциональности, бывают нескольких видов:

  1. Многомодовый, или мультимодовый, кабель для подключения звукового или видеосигналов. В таком изделии траектории световых лучей имеют заметный разброс, в результате чего форма сигнала на приемном конце кабеля искажается. Центральное волокно имеет диаметр 62,5 мкм, а диаметр внешней оболочки – 125 мкм (это иногда обозначается как 62,5/125). Для передачи используется обычный (не лазерный) светодиод, что снижает стоимость и увеличивает срок службы приемопередатчиков, по сравнению с одномодовым кабелем. Длина волны света в многомодовом кабеле равна 0,85 мкм. Допустимая длина кабеля достигает 2-5 км. В настоящее время многомодовый кабель – основной тип оптоволоконного кабеля, так как он дешевле и доступнее. Задержка распространения сигнала в оптоволоконном кабеле не сильно отличается от задержки в электрических кабелях. Типичная величина задержки для наиболее распространенных кабелей составляет около 4-5 нс/м;

  1. Одномодовый кабель имеет стоимость немного выше, чем мультимодовый, но и его качество, а также технические данные гораздо лучше. В одномодовом кабеле практически все лучи проходят один и тот же путь, в результате чего все они достигают приемника одновременно, и форма сигнала практически не искажается. Этот проводник имеет диаметр центрального волокна около 1,3 мкм и передает свет только с такой же длиной волны (1,3 мкм). Дисперсия и потери сигнала при этом очень незначительны, что позволяет передавать сигналы на большое расстояние. Для одномодового кабеля применяются лазерные приемопередатчики, использующие свет исключительно с требуемой длиной волны. Такие приемопередатчики пока еще сравнительно дороги и не слишком долговечны. Однако в перспективе одномодовый кабель должен стать основным, благодаря своим высоким характеристикам.

Указанные кабели являются наиболее распространёнными, поэтому их можно встретить практически в любом аудио,- или видеоустройстве.

Стоит отметить! Цифровой и звуковой проводники отличаются друг от друга, но работают по одной и той же технологии. Отличие заключается в толщине проводника, его компоновке и наружной изоляции. Кабель для передачи звука, как правило, имеет гибкую структуру, мягкий на ощупь и легко складывается пополам. Нередко можно встретить комбинированную сборку, в которой одновременно располагаются и звуковые, и цифровые жилы. Они имеют отдельную изоляцию, собранную в общий пучок.

Конструкция оптического провода

Оптический кабель для передачи аудио сигнала состоит из нескольких элементов. В первую очередь, это центральные жилы или волокна, по которым непосредственно протекает свет с информацией. Они состоят из пластика или стекловолокна, могут иметь различный диаметр, в зависимости от исполняемой функции. Благодаря своим свойствам, такие волокна обладают минимальным сопротивлением, поэтому сигнал может передаваться на значительные расстояния без потерь качества. Жилы устойчивы на перелом, могут сгибаться под острым углом, а при скручивании обладают кинетической памятью, поэтому легко компонуются в витую пару или пучок.

Далее от центра к периферии идет защитная оболочка из металлической фольги или трубки, в зависимости от толщины волокон и самого проводника. Такое покрытие предотвращает механическое повреждение несущей арматуры, сохраняет целостность изделия во время скручивания и перелома. Указанный слой чаще всего встречается в кабелях, которые располагаются в агрессивной среде, например, грунте или подвесных кабель каналах. Так как при монтаже таким способом проводник постоянно находится под нагрузкой на растягивание, дополнительное усиление в виде металлической фольги компенсирует и снимает натяжение.

Завершающей оболочкой является изоляционный материал в виде ПВХ шланга, который бывает с плотным прилеганием к основной жиле или с воздушной прослойкой для обеспечения мягкости и упругости изделия. Такая изоляция служит защитой от механических повреждений, попадания влаги и загрязнений. Часто производители добавляют в состав завершающего покрытия резину, что делает кабель более упругим и устойчивым к растяжению и вибрациям.

Существует отдельный вид цифрового оптического аудиокабеля, который, кроме звука в цифровом формате, призван передавать видео изображения и файлы. К таким относятся провод HDMI, который входит в комплектацию большинства современных телевизоров и аудиосистем. Кроме оптических волокон, проводящих звуковой сигнал, в состав проводника входят жилы для другой информации, видео файлов, таких прожилин может быть несколько или одна общая.

Для снабжения по одному проводнику и передаваемым световым сигналом и электрическим током в конструкцию некоторых кабелей включены слаботочные провода типа AWG, выполненные из меди или алюминия. Такой проводник исполняет сразу несколько функций и может одновременно питать прибор электричеством и передавать аудио звук.

Применение

Оптический звуковой кабель применяется во многих сферах, где необходимо обеспечить передачу информации от носителя до потребляющего устройства. Данное изделие можно использовать для следующих целей:

  1. В автомобильной промышленности для организации аудиосистемы транспортного средства. В данном случае проводник прокладывается от устройства воспроизведения на внешние динамики, в результате колонки снабжаются и звуковым сигналом, и питанием по слаботочной схеме. Благодаря своим свойствам, оптический кабель обладает низким сопротивлением, поэтому звук передается в первозданном виде без искажений и провалов;
  2. В системах оповещения о возникновении аварийной ситуации или пожаров внутри общественных зданий. Благодаря скорости передачи сигнала по оптическому проводнику, время от реагирования блока системы и до включения оповещения минимально, к тому же наружная изоляция провода устойчива к попаданию влаги и в случае срабатывания автоматики тушения, кабель не пострадает и будет исправно работать;
  3. В последнее время многие производители телефонов стали использовать такую технологию в изготовлении гарнитуры для прослушивания аудио файлов. Конечно, оптический кабель немного дороже, чем классический из металла, но благодаря современным технологиям и качеству материала этот параметр постепенно выравнивается.

Таким образом, можно сделать вывод, что оптический кабель для передачи звука является оптимальной заменой для устаревших аналоговых проводов из меди или алюминия, он постепенно набирает популярность среди производителей цифровой техники и других устройств.

Видео

В настоящее время существует множество стандартов передачи аудиосигнала. Они развивались разными фирмами в разное время и неудивительно, что разные стандарты используют разные разъемы и кабеля. Если в пределах одного устройства проблем это не вызывает, то при расширении мультимедийной системы рано или поздно приходится столкнуться с проблемами при передаче аудиосигнала от одного устройства к другому. Проблемы эти можно подразделить на три вида:

1. Стандартный кабель отсутствует, или его длины не хватает.
2. Сопрягаемые устройства используют один стандарт передачи аудиосигнала, но имеют разные разъемы.
3. Сопрягаемые устройства используют разные стандарты аудиосигнала.

Первая проблема решается с помощью аудиокабелей. Можно удлинить стандартный соединительный кабель с помощью удлинительного кабеля, либо (что предпочтительнее) заменить его на более длинный соединительный. Порой возникает необходимость собрать кабель самостоятельно – тогда, помимо акустического кабеля , потребуется приобрести коннекторы.

Для решения второй проблем предназначаются переходники, представляющие собой пару разъемов различных стандартов, соединенных в небольшом корпусе. Здесь нужно хорошо представлять себе, какие разъемы используются одним стандартом передачи звука и в принципе совместимы друг с другом.

В интернете можно запросто купить переходник чего угодно во что угодно – хоть USB в RCA. Что там куда распаяно и к чему может привести попытка использовать такой «переходник» - остается только гадать.

Справедливости ради следует заметить, что странного вида переходники действительно встречаются и даже работают. Но такие переходники всегда идут в комплекте к какой-либо аппаратуре, которая может распознать нестандартный сигнал на разъеме и соответственным образом его обработать. Использование таких переходников на других устройствах может оказаться для этих устройств фатальным.

Для решения третьей проблемы используются преобразователи аудиосигнала , и их выбор – тема .

Характеристики аудиокабелей и переходников.


Соединительные кабели предназначаются для соединения двух элементов аудиосистемы. Обычно с обеих сторон такого кабеля находится разъемы одного типа и вида. Впрочем, часто бывает и так, что соединительный кабель одновременно является и переходником.


Удлинительный кабель предназначен для удлинения кабеля и всегда имеет на разных концах разъемы одного типа, но разных видов: с одной стороны Female (розетка), с другой стороны Male (вилка).


Коннектор – разъем, предназначенный для установки на кабель. Хотелось бы предостеречь читателя от искушения, которое часто возникает у людей, не нашедших в продаже требуемый переходник: взять два нужных коннектора и соединить их куском акустического кабеля. Делать такое, не разобравшись досконально в совместимости соединяемых разъемов и в тонкостях такого соединения, ни в коем случае не стоит. Даже если стандарты, используемые на обоих концах провода, в принципе совместимы (например, балансный и небалансный вход/выход - и там, и там сигнал аналоговый), то все равно прямое соединение разъемов может, как минимум, ухудшить качество сигнала.


Переходник – устройство, предназначенное для перехода с одного типа разъема на другой или – для разъемов одного типа – с одного вида на другой (с вилки на розетку или наоборот). Иногда бывает, что, несмотря на полную совместимость стандартов, искомый переходник не находится – например, нужен переходник с RCA Female на jack 6,3 Male, таких в продаже нет, зато есть переходники RCA Female на jack 3,5 Male и 3,5 Female на jack 6,3 Male. Комбинировать нужный переходник из двух имеющихся можно, и, если качество разъемов хорошее, то ухудшения звука вы не услышите. Но нужно иметь в виду, что каждое дополнительное разъемное соединение – это точка риска. Стоит в цепочке соединений попасться непропаянному контакту, окислившемуся или неплотно сидящему разъему – и качество звука упадет очень сильно. Поэтому комбинировать составные переходники следует только в случаях крайней необходимости.

Длина кабеля должна выбираться с таким расчетом, чтобы его с небольшим запасом хватило для нужного соединения. Брать слишком длинный кабель без необходимости не стоит – даже самые лучшие кабеля снижают уровень полезного сигнала, и, чем больше длина кабеля, тем сильнее.

Ферритовые кольца или экранирование кабеля – это способ защиты передаваемого аудиосигнала от электромагнитных помех. Ферритовые кольца защищают сигнал от высокочастотных помех, поэтому в аналоговых кабелях не применяются. Экранирование же защищает кабель от любых видов электромагнитных помех.

Разъемы .


Для понимания, из какого разъема в какой могут быть переходники, разделим все разъемы по группам, использующим совместимые форматы передачи данных.
Рабочие переходники возможны только в пределах одной группы.


TS, TRS, TRRS (Jack) используются для передачи аналогового звукового сигнала линейного уровня. Бывают различных диаметров:
- jack 6,3 мм (TS, TRS) – используются для подключения профессионального звукового и музыкального оборудования;
- mini-jack 3,5 мм (TS, TRS, TRRS) – используется для подключения микрофонов, бытовых наушников, компьютерной аудиотехники;
- micro-jack 2,5 мм (TS, TRS, TRRS) используются в мобильных телефонах.
При условии использования для передачи сигнала одного уровня, могут быть скомбинированы в любых сочетаниях, наиболее распространенные переходники: 6,3 TRS – 3,5 TRS, TRS – 2 x TS, TRRS – 2 x TRS.


RCA (Phono) используются для передачи сигнала линейного уровня и широко применяется как в бытовой, так и в профессиональной аудио- и видеотехнике. Применяется также для передачи цифрового сигнала. Разъем содержит два контакта и может быть предназначен для передачи только моно звукового сигнала. Для передачи стереосигнала используется пара разъемов RCA. Могут быть скомбинированы с разъемами типа jack, наиболее распространенные переходники: TRS – 2 x RCA, TS – RCA. При использовании таких переходников, следует убедиться в согласованности сигналов на обеих сторонах переходника – цифровой RCA нельзя подключать переходником к аналоговому TRS.


XLR – используется для передачи аналоговых сигналов микрофонного и линейного уровней. Широко применяется в профессиональной аппаратуре благодаря хорошему контакту (большая площадь соприкосновения контактов) и надежному соединению (не может случайно выскочить). Под «микрофонным разъемом» на профессиональной аппаратуре обычно имеется в виду разъем типа XLR. На линейных входах-выходах разъем XLR обычно используется для передачи балансного сигнала. Также иногда применяется для передачи цифрового сигнала. Переходники под эти разъемы существуют, но при их использовании надо понимать, какой сигнал передается по кабелю. Микрофонный уровень намного ниже линейного, при подключении переходником микрофона на линейный вход звук будет очень тихим. Переходником TRS-XLR можно завести балансный сигнал на простой стерео вход, но защита от помех, являющаяся отличительной особенностью балансного канала, при этом работать не будет.
Наиболее распространенные переходники: XLR – 6,3 мм TRS (микрофонный уровень), XLR – TRRS (балансный сигнал линейный уровень)


SpeakON разъемы используются (чаще в профессиональной аппаратуре) для передачи усиленного сигнала от усилителей к колонкам. Надобности в переходниках с таким разъемом обычно не возникает, чаще всего акустический кабель с разъемом SpeakON на втором конце имеет такой же разъем или просто оголенные провода, разделанные для крепления в винтовой или пружинный зажим акустической системы.


ODT Toslink – используется для передачи цифрового сигнала (в формате S/PDIF или ADAT) по оптоволоконному кабелю. Соответственно, переходник может быть тоже только для оптоволоконного кабеля. К примеру, на некоторых миниатюрных аудиоустройствах для экономии места используется уменьшенный вариант разъема Toslink, внешне похожий на jack 3,5 мм. Для такого разъема существуют переходники Toslink – jack 3,5 мм. Разумеется, подключить с его помощью оптический S/PDIF выход к обычному линейному входу невозможно.


USB, mini-USB, micro-USB – разъем для передачи цифровых данных самого широкого профиля, может использоваться и для передачи аудиосигнала в цифровом виде. Преобразовать цифровой сигнал, передающийся по USB, в аналоговый с помощью простого переходника невозможно. Некоторая путаница в применении этих разъемов началась с недавнего времени и связана с широким применением разъемов mini и micro-USB в мобильных устройствах. Часто в таких устройствах разъем USB используется не для передачи цифровых данных, а для подзарядки и подключения наушников. В комплекте с такими устройствами обычно идет кабель, выглядящий как переходник с mini-USB (micro-USB) на jack 3,5 мм. Разумеется, использовать его с другими устройствами не стоит.

Вы только что купили телевизор и, заглянув под заднюю панель, совершенно не понимаете, для чего нужен каждый разъем . Куда же подключить домашний DVD плеер? А как вывести звук на внешние колонки? И можно ли подсоединить ТВ к компьютеру? Если вы ничего не понимаете в этом, то данная статья написана специально для вас. На самом деле в этом нет ничего сложного, все многообразие разъемов можно свести к определенным типам, что мы сейчас, собственно говоря, и сделаем.

Видео разъемы

Одним из типов в любом ТВ являются ВИДЕО разъемы. Рассмотрим каждый из них поподробнее.

Аббревиатура данного коннектора расшифровывается как High-Definition Multimedia Interface. Что значится по-русски как Интерфейс для мультимедиа высокой чёткости. В наше время данный интерфейс является оптимальным вариантом подключения любой видеотехники к ТВ , так как позволяет передавать цифровой видеосигнал, даже HD, и плюс цифровое аудио до 8 каналов. Все новые телевизоры оснащаются одним или даже несколькими такими разъемами. Также он присутствует почти во всех моделях бытовой аппаратуры, способных выдавать видео сигнал: Blu-ray и DVD плееры, игровые консоли, ноутбуки, простые видеокарты для ПК, видеокамеры и некоторые модели смартфонов.

PC / VGA In / Analog RGB

Данный разъем семейства D-subminiature, который предназначен для подключения компьютера к ТВ. По этому коннектору передается аналоговый сигнал , поэтому качество изображения здесь уступает соединениям с цифровым сигналом.

Данный разъем - это европейский стандарт для подключения различных мультимедийных устройств. Через SCART могут передаваться не только аналоговые аудио и видео сигналы, а также и управляющие сигналы. Что касается качества полученного изображения, то оно сопостовимо с компонентным подключением, но, безусловно, уступает HDMI.

Полностью расшифровывается как Separate Video, что означает Раздельный Видео. Данный разъем так называется, потому что передает видеосигнал в виде двух отдельных сигналов, цветового и яркостного. По качеству изображения лежит между компонентным соединением и композитным. В наше время почти нигде не используется.

Компонентный (Y / Pb / Pr)

Пожалуй, лучший вариант для подключения источника аналогового сигнала к ТВ. В данном коннекторе используется три отдельных кабеля для передачи видео сигнала: уровень яркости (Y), разность между уровнем красного и яркости (Pr) и уровнем синего и яркостью (Pb). Здесь отсутствует смешивание сигналов, как, например в S-Video и композитном подключении, поэтому и качество изображения для аналогового сигнала получается максимально возможным. Также здесь имеется и два разъема, для передачи аудио сигнала.

Композитный (CVBS)

Композитное соединение является наихудшим вариантом подключения источника видео к ТВ, так как по одному кабелю передается сразу три аналоговых сигнала (яркость, насыщенность и тон). Его рекомендуется использовать только в самых крайних случаях. Рядом с видео разъёмом, как правило, находится пара входов для аудиосигнала.

Аудио разъемы

Современные телевизоры также могут быть оснащены аналоговыми аудио входами. В основном, это пара RCA разъемов , или как их называют в простонародье "тюльпаны", один из который красный используется для правого канала и белый, который для левого канала в стерео или моноканала. Также встречается и мини-джек , который используется для подключения миниатюрной аудиотехники.

Кроме входов ТВ могут иметься и аудиовыходы. Зачастую это мини-джек для наушников. Но также есть и цифровые для оптического и коаксильного кабелей. Первый представляет собой TOSLINK разъем , а второй RCA, точно такой же, который используется для аудио входа.

Прочие разъемы

Кроме АУДИО и ВИДЕО разъемов имеются и прочие разъемы, предназначенные для других целей. Рассмотрим самые распространенные из них.

Antenna / RF In

Как вы наверно уже догадались, сюда подключается обычная ТВ антенна. Но кроме этого могут и подключаться некоторые видеоустройства, например старые видеомагнитофоны.

Это сетевой порт. С помощью его можно подключить ваш телевизор к локальной сети или Интернету. Так вы сможете использовать мультимедийные данные с вашего ПК или получить доступ к различным онлайновым сервисам.

Разъёмов для подключения аудиоаппаратуры великое множество. Разберем в статье основные соеденители, которые применяются для комутации аудио. Впрочем использовать можно любой конектор, вплоть до голой жилы, главное чтобы он обеспечивал надежный контакт.

1. Разъём типа банан

Разъемы типа банан представляет собой коннектор для подключения акустики, щупов измерительной аппаратуры или лабораторных блоков питания. Контактная клемма штекера выполнена из подпружиненных пластин для обеспечения плотного контакта с гнездом. Диаметр контакта штекера может составлять 2 мм или 4 мм. В качестве изоляции используется защитный корпус. Корпус штекеров имеет разборную конструкцию и предназначен для монтажа на кабель.

2. Разъём XLR

Разъем XLR бывают в виде разъёмов, вилок и розеток. Используют балансное подключение. Применяются в основном в профессиональной аудио, видео и световой аппаратуре. Разъем разговорно называют Канон. Разъёмы XLR используются для симметричной передачи сигнала. Их использование в основном оправдано, если передача сигнала имеет большое расстояние. Просто так их не удастся подключить к усилителю, так как сам усилитель должен иметь такие разъемы, а следовательно и соответствующую схему.

3. Разъём TRS (jack)

Данный разъем был разработан в 19 веке для использования в телефонных коммутаторах и имел отличающуюся от современных штекеров форму. Обычно имеет три контакта (TRS, стерео), но есть вариант с двумя (TS, моно), четырьмя (TRRS), и редко - пятью контактами (TRRRS).

Существуют три стандартных диаметра разъёма:

  1. jack (6,35 мм, 1/4 дюйма);
    mini-jack (3,5 мм);
    micro-jack (2,5 мм).

Часто 1/4″ TS называют «джек» или «четвертьдюймовый джек»; разъём TRS 3,5 мм называют «мини-джеком»; разъём TRRS 2,5 мм - «микро-джеком».

4. Разъём типа Speakon

Данный тип кабельных разъёмов, разработанный компанией Neutrik и является зарегистрированным товарным знаком Neutrik AG используемых преимущественно в профессиональных аудиосистемах для подключения акустических систем к усилителям мощности.

Соединительные акустические кабели, как правило, комплектуются с обеих сторон разъёмами Speakon типа «папа». На усилителях и акустических системах установлены разъёмы типа «мама». Кроме того, существуют соединители двух кабелей, выполненные в виде двух разъёмов типа «мама» в небольшой пластиковой трубке. На акустических системах часто устанавливают два разъёма типа «мама» - основной и вторичный, который предназначается для подключения дополнительных акустических систем или сабвуферов к тому же каналу. Разъёмы Speakon рассчитаны на большие значения токов (до 40 А). В них предусмотрена защита от прикосновения человека к токоведущим частям, что актуально для мощных усилителей.

Разъёмы типа Speakon могут содержать два, четыре или восемь контактов. Двух- и четырёхконтактные разъёмы частично совместимы между собой, восьмиконтактные разъёмы имеют большие размеры. Наиболее распространены четырёхконтактные разъёмы, они позволяют использовать отдельные усилители для низкочастотного и высокочастотного тракта без использования дополнительного кабеля и разъёмов.

5. Разъём RCA (тольпан)

RCA jack или в просторечии «тюльпан», «колокольчик», AV-разъём. Название RCA произошло от названия Radio Corporation of America, предложившей этот тип разъёма в начале 40-х годов для подключения фонографов к усилителям.

Большим недостатком таких соединителей является то, что при подключении сначала соединяется контактная пара сигнала (с напряжением), а лишь затем контакты корпусов. Это может вызвать повреждения приборов в момент соединения при наличии разности потенциалов между корпусами.

Стандартный штекер RCA (на сленге - «папа») выглядит как центральный металлический выдающийся вперёд контактный штырь, окружённый металлическим круглым ободком. Внешний диаметр ободка зависит только от его толщины и не нормируется. Гнездо RCA - обычно панельный разъём (на сленге - «мама»), на который надевается ободок, поэтому обжимающие губки ободка должны иметь немного больший внутренний диаметр.

В недорогом исполнении пространство между коннектором/цангой и ободком/корпусом (внутренний изолятор) заполняется простой пластмассой или полиэтиленом, в среднеценовых - текстолитовыми шайбами или аналогичными из прессованного стекловолокна, в дорогих - термостойким тефлоном или керамикой.

6. Разъём типа “лопатка”

Разъем типа “лопатка” используется для подключения акустического кабеля различного сечения. Кабель может подводится под различными углами. Зажимается кабель винтами. Данный тип соединителя позволяет получить хороший контакт и максимальную площадь коммутации в разъеме, который в свою очередь винтовым зажимом надежно фиксирует лопатку на месте.

7. DIN 41529 для громкоговорителей (разъём точка-тире)

Поляризованный двухконтактный неэкранированный разъём, разработанный для подключения громкоговорителя к усилителю мощности звуковой частоты. Известен как разъём DIN 41529 для громкоговорителей. Он существует в виде розетки для монтажа на панель и розетки/вилки на провод. У вилки имеется плоский центральный контакт и круглый контакт, смещённый от центра. Круглый контакт нужно подключать к положительному полюсу (красный), а плоский - к отрицательному (чёрный).

Советские аналоги: ОНЦ-ВН-1-2/16-В - вилка и ОНЦ-ВН-1-2/16-Р - розетка. В Советском Союзе и сейчас, его неофициально называют «разъём точка-тире».

Этот разъём в настоящее время можно встретить главным образом на старой технике. Такой же разъём используется для подключения некоторых галогенных ламп к источнику питания, а также в советских Hi-Fi усилителях и немецкой винтажной акустике и усилителях/ресиверах. Существуют также трёх- и четырёхконтактные варианты данного разъёма, использующиеся, например, фирмой Bang & Olufsen.

8. Toslink (разъём для передачи цифрового сигнала)

Toslink это стандарт соединения с помощью оптоволокна, разработанный корпорацией Toshiba. Часто применяется в бытовой аудиоаппаратуре, компьютерных звуковых картах, где передаётся цифровой аудиопоток. Изначально Toslink был разработан корпорацией Toshiba для передачи аудиопотоков формата ИКМ между фирменными CD-плеерами и AV-ресиверами, но вскоре был адаптирован для большинства CD-плееров, независимо от производителя.

9. Разъём DIN

Разъём, изначально стандартизованный Немецким институтом стандартизации. Существуют стандарты DIN на многие типы разъёмов, поэтому термин «разъём DIN» не означает какой-либо конкретный тип разъёма до тех пор, пока не указан номер стандарта (например, «разъём DIN 41524»).

В контексте бытовой техники термин «разъём DIN» обычно означает семейство круглых разъёмов, изначально стандартизованных DIN для аналоговых звуковых сигналов. Некоторые из этих разъёмов позднее использовались для аналогового видео и для цифровых интерфейсов, таких как MIDI или разъём PS/2 для клавиатуры и мыши персонального компьютера. Оригинальных стандартов DIN на эти разъёмы уже нет в печати. Они были заменены равнозначным международным стандартом IEC 60130-9.

Несмотря на то, что разъёмы DIN кажутся внешне похожими на новые профессиональные разъёмы XLR, они несовместимы. Существуют семь распространённых раскладок с количеством штырей от трёх до восьми.