«У меня зазвонил телефон». Есть и у вас зависимость от гаджетов? Никаких гаджетов! Как преодолеть зависимость детей от компьютера

П сихологи выявили новый вид психологической зависимости - гаджет-аддикция. Гаджет - это любая электронная игрушка для взрослых: мобильный телефон, СD-плеер, портативный компьютер. Оказывается, что привязанность к этим приборам превращается в болезнь. Люди покупают новые приборчики без всяких разумных оснований, а занятия с ними приобретают характер навязчивой привычки. В Европе этим недугом страдают уже несколько миллионов потребителей, а с развитием технологий гаджет-аддикция может стать такой же опасной эпидемией, как интернет-зависимость или игромания.

Все начиналось осенью 2003 года с обычного маркетингового исследования, которое специалисты Benchmark Research Ltd. провели для крупнейшего производителя носителей цифровой информации - японской корпорации TDK. Основной целью опросов была информация о том, сколько европейцев собирается покупать DVD-плеер, но результаты далеко вышли за рамки поставленной задачи.

Полной неожиданностью стал тот факт, что решение о покупке портативных электронных устройств европейцы принимают не исходя необходимости или функциональности нового прибора, а на основе "слухов" и "моды", желания похвастаться перед знакомыми новой "игрушкой" или выглядеть современными, - рассказывает Жан-Поль Эку, руководитель отдела маркетинга европейского подразделения японской корпорации (TDK Recording Media Europe). - Ради покупки нового гаджета женщины могут экономить на косметике, а мужчины - на приобретении туристических путевок. Удивительно и то, что люди влезают в долги ради покупки не очень нужного, но модного электронного прибора.

Очевидно, что к работе следовало привлечь психологов, изучающих неразумное поведение "человека разумного".

В исследовании приняли участие жители шести европейских стран (Франция, Испания, Польша, Германия, Италия и Великобритания) в возрасте от 18 до 45 лет. В среднем каждый европеец окружен пятью любимыми личными приборами: 93% активно используют сотовый телефон, 73% - ноутбук, 60% - DVD-плеер. Главная планируемая покупка трети европейцев - цифровая видеофотокамера.

Почти половина жителей Европы заявили, что жить не могут без своего мобильника, а 42% - без ноутбука. Около 10% опрошенных сознались в наличии у них нескольких явных признаков психологической зависимости.

Для того чтобы убедиться в существовании подобной зависимости, достаточно посмотреть на поведение студентов на лекции, - рассказывает Дмитрий Смирнов, профессор, доктор психологических наук. - У половины руки под партой совершают судорожные движения. Это они SMS шлют. Никакие угрозы и меры дисциплинарного воздействия успеха не имеют. Цель этих эсэмэсок - вовсе не общение с друзьями, не получение новой информации, а процесс коммуникации сам по себе. Сейчас пришла мода на мобильники с камерой, в результате новая "болезнь" - пересылка картинок. Природа "недуга" точно такая же, как у любой зависимости.

Элементы аддиктивного поведения присущи любому человеку (употребление алкоголя, азартные игры), но проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей, - считает Виталина Бурова, врач-психиатр, психотерапевт. - Вместо решения проблемы "здесь и сейчас" человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая проблемы на потом. Этот уход может осуществляться самыми различными способами.

В том числе и стремлением обладать новой электронной игрушкой. Самые импульсивные потребители новых гаджетов живут в Великобритании. Треть обитателей туманного Альбиона покупают приборы не потому, что они действительно нужны, а на основе слухов и моды на технические новинки. В наименьшей степени новой манией страдают итальянцы. Лишь 4% из них делают необоснованные покупки новых сотовых телефонов и карманных компьютеров. А самые "горячие парни" живут в Польше - 19% поляков сообщили исследователям Benchmark Research, что чувствуют гнев, когда не могут позволить себе купить техническую новинку (средняя цифра "разгневанных покупателей" по Европе - 10%).

У "Известий" есть основания полагать, что российские потребители недалеко ушли от братского славянского народа. К такому выводу можно прийти, изучив результаты опроса жителей шести крупных российских городов, который по просьбе "Известий" провели эксперты Лаборатории социальных технологий.

Оказалось, что в России люди "больны" в первую очередь мобильным телефоном. 85% молодых жителей российских городов в возрасте от 18 до 35 лет заявили что жить не могут без сотового. Половина опрошенных психологически зависят от портативных музыкальных устройств - CD- или MP3-плеера. Среди других любимых гаджетов - цифровые камеры, карманные компьютеры и даже портативные DVD-плееры и цифровые диктофоны.

А можно ли и, главное, нужно ли бороться с гаджет-зависимостью? "Конечно, нужно, - считает Дмитрий Смирнов. - Любая попытка избежать решения реальных проблем уводит человека из социума и делает его беднее. Причем как в переносном, так и в буквальном смысле. Надо себя контролировать".

В качестве подтверждения вышеприведённым фактам, вызывает интерес информация, которую получил журналист The New York Times Ник Билтон. Во время одного из своих интервью со Стивом Джобсом, он задал ему вопрос: любят ли его дети iPad. «Они не пользуются им. Мы ограничиваем время, которое дети дома тратят на новые технологии», - ответил тот.

Журналист встретил ответ на свой вопрос ошеломленным молчанием. Ему почему-то казалось, что дом Джобса заставлен гигантскими сенсорными экранами, а айпады тот раздает гостям вместо конфет. Но все оказалось совсем не так.

Вообще, большинство руководителей технологических компаний и венчурных капиталистов из Кремниевой Долины ограничивают своих детей во времени, которое они проводят у экранов - будь то компьютеры, смартфоны или планшеты. В семье Джобса даже существовал запрет на использование гаджетов по ночам и в выходные дни. Аналогичным образом поступают и другие «гуру» из мира технологий.

Это несколько странно. В конце концов, большинство родителей проповедуют другой подход, позволяя своим детям проводить в интернете дни и ночи. Но, кажется, генеральные директора IT-гигантов знают что-то, чего не знают другие обыватели.

Крис Андерсон, бывший редактор Wired, который сейчас является исполнительным директором 3D Robotics, ввел ограничения на использование гаджетов членам своих семей. Он даже настроил девайсы таким образом, чтобы каждый из них мог быть активирован не более пары часов в сутки.

«Мои дети обвиняют меня и жену в том, что мы фашисты, которые слишком озабочены технологиями. Они говорят, что ни один из их друзей не имеет подобных ограничений в своей семье», - рассказывает он.

У Андерсона пятеро детей, им от 5 до 17 лет, и ограничения касаются каждого из них.

«Это потому, что я вижу опасность чрезмерного увлечения интернетом как никто другой. Я видел, с какими проблемами столкнулся я сам, и я не хочу, чтобы эти же проблемы имели мои дети», - объясняет он.

Под «опасностями» интернета Андерсон и солидарные с ним родители имеют в виду вредный контент (порнография, сцены издевательства над другими детьми) и тот факт, что если дети слишком часто пользуются гаджетами, то вскоре становятся зависимыми от них.

Некоторые идут еще дальше. Алекс Константинопль, директор OutCast Agency, говорит, что его младший пятилетний сын вообще не использует гаджеты на протяжении рабочей недели. Двое других его детей, которым от 10 до 13 лет, могут пользоваться планшетами и ПК в доме не дольше 30 минут в день.

Эван Уильямс, основатель Blogger и Twitter, говорит, что их двое сыновей тоже имеют подобные ограничения. В их доме - сотни бумажных книг, и каждый ребенок может читать их сколько угодно. А вот с планшетами и смартфонами все труднее - они могут пользоваться ими не дольше часа в день.

Исследования показывают, что дети до десяти лет особенно восприимчивы к новым технологиям, и подсаживаются к ним как на наркотики. Так что Стив Джобс был прав: исследователи говорят, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами дольше 30 минут в день, а смартфонами - дольше двух часов в сутки. Для 10-14-летних детей использование ПК допускается, но только для решения школьных заданий.

Строго говоря, мода на IT-запреты проникает в американские дома все чаще и чаще. Некоторые родители запрещают детям пользоваться социальными сетями для подростков (например, Snapchat). Это позволяет им не беспокоиться по поводу того, что их дети постят в интернете: ведь необдуманные посты, оставленные в детстве, могут навредить их авторам во взрослой жизни.

Ученые говорят, что возраст, в котором можно снимать ограничения на использование технологий, - 14 лет. Хотя Андерсон даже своим 16-летним детям запрещает пользоваться «экранами» в спальне. Любыми, включая экран телевизора. Дик Костоло, исполнительный директор Twitter, разрешает своим детям-подросткам пользоваться гаджетами только в гостиной. В спальню они их заносить не имеют права.

Чем же занять своих детей? Ну, Стив Джобс, например, имел привычку ужинать вместе с детьми и всегда обсуждал с ними книги, историю, прогресс, даже политику. Но при этом никто из них не имел права во время разговора с отцом доставать iPhone. В итоге его дети выросли независимыми от интернета. Готовы ли к подобным ограничениям вы?

Владей своими страстями - или они овладеют тобою.

Эпиктет

В плену у гаджетов

Мы просыпаемся по звонку будильника в телефоне, выходим в интернет раньше, чем успели умыться, и не мыслим своей жизни без компьютера. Технологии все больше проникают в нашу жизнь: с их помощью мы общаемся, учимся, работаем и развлекаемся. Однако парадокс заключается в том, что многочисленные гаджеты, будучи изобретенными для того, чтобы экономить время и облегчить коммуникации между людьми, зачастую имеют совершенно противоположный эффект. В развитых странах уже давно возникла и быстрыми темпами развивается зависимость людей от их гаджетов. Например, в США около 10% населения страдают зависимостью от смартфонов, и уже тысячи людей обратились в связи с этой проблемой за медицинской помощью.

Недавно в Нью-Йорке был проведен социологический опрос, в котором людей спрашивали: «Чтобы ответить на телефонный звонок, готовы ли вы прервать свидание, прием пищи и секс?» Оказалось, что 22% респондентов готовы прервать свидание, 49% - обед и 11% - отвлечься во время секса.

Если же говорить о России, то последние опросы, показывают неутешительную статистику: просмотр телевизора является первым по по пулярности способом проведения досуга россиян , оставив далеко позади общение с близкими, занятия спортом или другой активный отдых. Среди российских интернет-пользователей 36% признают, что проводят в интернете слишком много времени и отмечают, что при исчезновении всемирной сети, они приобрели бы кучу свободного времени и общение с реальными людьми. В целом 80% россиян отмечают негативные воздействия компьютера на здоровье человека: ухудшение зрения, боли в спине и негативное влияние на психику.

Как ее распознать?

Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя , наркотиков или идеализма.
Карл Густав Юнг

Гаджет-зависимость (англ. gadget addiction ) можно охарактеризовать как зависимость от использования всевозможных гаджетов, от интернета, социальных сетей и онлайн-игр. По оценкам экспертов , вскоре в развитых странах гаджет-зависимость выйдет на первое место по числу людей, которые ей страдают, опередив курение и алкоголизм.

На первый взгляд зависимость от гаджетов кажется несопоставимой с наркоманией или курением, однако, как показывают научные исследования, в основе всех этих зависимостей лежит один и тот же механизм, связанный с синтезом «гормона удовольствия» - дофамина .

Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время позитивного, по субъективному представлению человека, опыта: секса, приёма вкусной пищи, а также при при еме алкоголя, наркотиков и при использовании гаджетов. В дальнейшем, при совершении этих действий, организм будет регулярно вырабатывать все новые и новые дозы дофамина , вызывая чувство эйфории и поощряя человека снова и снова повторять то действие, которое приводит к его выработке.

Как показывают исследования, у подростков, страдающих зависимостью от социальных сетей , резкие выбросы дофамина происходят каждый раз, когда они обновляют страничку в социальных сетях или получают «лайк ». Именно поэтому если человек с «гаджет-зависимостью » на какое-то время вынужден расстаться со своим гаджетом, то у него развивается состояние «гаджет ломки», депрессия, раздражительность, постоянное чувство беспокойства, а в особенно тяжелых случаях могут появиться галлюцинации и панические атаки.

Помимо психологических проблем, гаджет-зависимость способствует и появлению ряда нежелательных физиологических последствий: сухость в глазах, падение зрения, боль в шее и спине, расстройства сна и гиподинамия, которая приводит к ожирению и резко возросшему риску сердечно-сосудистых заболеваний.

Психологи предлагают следующие критерии гаджет-зависимости:

  1. Вы неуютно чувствуете себя и нервничаете, если какого-то гаджета нет у вас под рукой, даже если реальной нужды в этом гаджете нет .
  2. Вы не можете оторваться от какого-то гаджета, вам сложно ограничивать время, отведенное на занятия с ним.
  3. Вы не можете удержаться от покупки нового гаджета, даже если реальной необходимости в нем нет.
  4. У вас случались конфликты с друзьями и близкими из-за того, что вы слишком много времени уделяете своему гаджету.
  5. Вы пользуетесь своим гаджетом при любой возможности, даже если в этом нет необходимости.
  6. У вас случались проблемы из-за того, что вы слишком много времени тратили на свой гаджет в ущерб действительно важным делам (работе, учебе ).

Если хотя бы несколько из этих пунктов правдивы в вашем отношении, то есть повод задуматься и начать серьезно относиться к тому, сколько времени вы проводите «в компании» цифровых игрушек. В случае же если для человека верны большинство из этих утверждений, можно уже с уверенностью говорить о существовании гаджет-зависимости.

Как побороть зависимость от гаджетов

природа любой зависимости заключается в том, чтобы желать все больше и больше, а не меньше и меньше».

Аллен Карр

Эксперт в области информационных технологий, официальный представитель Google и автор бестселлера «Цифровая диета» Дэниел Сиберг пр едлагает четырех ступенчатый план, который поможет в избавлении от гаджет-зависимости .

Шаг первый. Честно признайтесь себе в том, какие последствия для вашего психического и физического здоровья несет «гаджет-зависимость». Как и в случае со многими другими зависимостями, первый шаг к избавлению от них начинается с того, что вы признаете само существование этой проблемы.

Шаг второй. Максимально ограничьте присутствие в своей жизни гаджетов. Понятно, что это куда проще сказать, нежели сделать и потому Дэниел Сиберг пр едлагает ряд простых правил, которым нужно следовать. Не используйте гаджеты по инерции. Прежде чем ваша рука потянется к смартфону, чтобы в сотый раз обновить страничку фейсбука, спросите себя, зачем вы это делаете? Действительно ли вам так важно узнать, случилось ли что-то новое за то время пока вы спали/ели/моргнули, или вы делаете это не думая , просто в силу привычки? Объявите спальню территорией свободной от гаджетов (единственное исключение - телефон, используемый только в качестве будильника). Это поможет вам быстрее засыпать. А кроме того , синеватый свет электронных гаджетов нарушает выработку гормона сна - мелатонина, которые отвечает не только за крепкий и здоровый сон, но также и за ваш иммунитет, молодость и здоровье .

Старайтесь «избегать соблазнов». Например, если вы обедаете, разговариваете с друзьями или работаете за компьютером, не выкладывайте свой телефон на стол - оставьте его в кармане или сумке. Таким образом, у вас будет меньше поводов для того, чтобы вертеть его в руках, а звонок вы в любом случае услышите. Составьте свое расписание «цифрового детокса » - назначьте время, когда вы отключаете все гаджеты. Это может быть час в день, либо же какой-нибудь день недели. Главное, чтобы вы научились контролировать и ограничивать использование гаджетов.

Шаг третий. Сфокусируйтесь на тех аспектах своей жизни, которыми вы пренебрегали ранее. Уделите внимание своим друзьям и близким, займитесь спортом, возьмите в руки книгу, в конце концов, просто выйдите погулять на улицу. Ведь тот же самый дофамин , который вынуждает вас снова и снова брать в руки любимый гаджет, может вырабатываться и от физической активности, и от прогулок по лесу, и от хорошей музыки. Ваша цель - заменить вредную зависимость полезной.

Шаг четвертый . Постепенно возвращайте в свою жизнь гаджеты, тщательно дозируя время их использования. Ведь основная задача современного человека это не отказаться от новых технологий, а сделать так, чтобы они служили ему лишь во благо.

Суть эксперимента: Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гадже

Суть эксперимента:

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной.

Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.


Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?

Готовили еду, ели;

Делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

Смотрели в окно или шатались по квартире;

Вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши - не в счет);

Складывали головоломки или конструктор «Лего»;

Рисовали или пытались рисовать;

Мылись;

Убирались в комнате или квартире;

Играли с собакой или кошкой;

Занимались на тренажерах или делали гимнастику;

Записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

Играли на гитаре, пианино (один - на флейте);

Трое писали стихи или прозу;

Один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

Одна девочка вышивала по канве;

Один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

Один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

Одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик - в зоопарк;

Одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.


Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.


Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Стоит над этим подумать...

Информация из книги Екатерины Мурашовой "Любить или воспитывать".

А ваши дети смогут провести хотя бы один день без электронных устройств?

Мы ведь сами приучаем к зависимости у своих детей...

Наше поколение еще помнит времена, когда люди жили без мобильных телефонов. Договаривались о встрече, приходили, ждали друг друга и – самое удивительное – встречались! Без ежеминутных звонков: «Ты далеко?», «Ты где, я тебя не вижу!», «У какого выхода метро ты стоишь?»…

Текст: Ксения Милевич

Прошло каких-то 15-20 лет, и вот мы уже не можем представить свою жизнь без смартфонов, коммуникаторов, планшетов, без «сэлфи» и «Инстаграма». Отними все это у нас на один день… Да что там! На пару часов - и мы уже «как без рук»! Что уж говорить о наших детях, которые выросли в обнимку с гаджетами! Меж тем, врачи бьют тревогу, говоря о том, что все мы заполучили «гаджетозависимость». О том, как ее диагностировать и как с ней бороться – мы расскажем дальше.

Статистика

Если однажды мы забываем телефон дома, у нас начинается паника: как же так, там ВСЕ - связь, почта, контакты, погода, интернет, навигатор, «Фейсбук», в конце концов… К сожалению, статистика удручает: 85% населения российских городов в возрасте от 18 до 35 лет сказали, что «жить не могут» без сотового, они не расстаются со своими телефонами даже в постели. И речь идет не только о телефонных разговорах и СМС. Речь идет еще и о зависимости от соцсетей. 60% населения того же возраста имеют аккаунты, как минимум, в двух социальных сетях и ежедневно уделяют им один-два часа в день. «Электронные дневники», в которых люди делятся своими мыслями и событиями, стали настоящей зависимостью для миллионов людей. А «сэлфи»? Люди снимают себя сами во всех ситуациях – в ресторане, в путешествиях, на концертах, в самолетах, и тут же «постят» фото в «Инстаграм». Известны случаи, когда «сэлфи» стоили людям жизни (фотографирование в опасных местах), а это уже не просто психологическая зависимость, а настоящая угроза.

В чем проблема?

Казалось бы, телефоны и компьютеры были придуманы для того, чтобы облегчить нам жизнь, но в итоге они создают проблемы. Как и любая зависимость – от алкоголя, курения или наркотиков, гаджетозависимость негативно влияет на нашу психику: когда человек оказывается без своих «игрушек», он начинает нервничать, у него развиваются фобии, он просто не в состоянии вести обычную жизнь. Попробуйте отнять телефон у своего сына-подростка и посмотрите на его реакцию! В 99 случаях из 100 вы увидите агрессию, а это – уже серьезный симптом. Что касается нас, взрослых, зависимость от гаджетов может негативно сказываться на работе (когда вместо выполнения своих обязанностей, вы сидите в «Одноклассниках») и на личной жизни (супругам теперь гораздо интереснее общаться в чатах, чем друг с другом). В США с этой проблемой люди уже начали обращаться к психотерапевтам. До нас эта тенденция пока не дошла, но кажется, этот день не за горами.

Есть ли у вас зависимость?

Проверить, насколько вы гаджетозависимы, несложно. Если вы можете остаться без телефона на все выходные, если не берете его с собой в постель, если делаете в день не более пяти звонков, если не тратите больше часа в день на соцсети, то пока можете быть спокойны. Но если это не так… Проверьте, насколько верны для вас следующие высказывания:

Я не могу остаться без телефона больше, чем на час;

На общение по смартфону у меня уходит больше времени, чем на все остальные занятия;

С каждым днем время, которое я уделяю общению в соцсетях, играм на телефоне и прочему, растет;

Я часто ссорюсь с близкими из-за того, что не расстаюсь с телефоном;

Я беру телефон в руки при каждой свободной минуте или просто, чтобы убить время;

Если я забываю телефон, я нервничаю и злюсь;

Я беру телефон в туалет;

Я обманываю близких, когда рассказываю, сколько времени уделяю телефону;

Самое страшное, что может со мной случиться - это, если я потеряю свой телефон.

Если вы узнали себя в больше, чем половине этих высказываний, вам пора начать сознательно ограничивать себя в пользовании гаджетами.

Что делать, если вы зависимы от гаджетов?

Если все еще не слишком запущено, если вы в состоянии самостоятельно решить эту проблему, стоит начать сознательно ограничивать время, проведенное за гаджетами. Введите ограничение по времени: не больше часа в день на соцети, не более часа на телефонные разговоры (если речь идет не о работе). Или ограничение по дням недели: не пользоваться соцсетями в выходные или, наоборот, в течение рабочей недели. Запретите себе и близким заносить гаджеты в спальню. Не носите с собой телефон повсюду, если вы дома. А раз в год, во время отпуска, например, вообще забывайте о телефоне на две недели. И вы увидите, как «прочистится» ваш мозг.

Но что делать, если зависимость уже так велика, что ограничения не действуют? Тогда стоит пойти на хитрость. Например, хорошие результаты дает гипноз – когда человек, находясь «между сном и реальностью», перестает испытывать потребность в зависимости от чего-либо, в том числе и от гаджетов.

Еще один эффективный и ненавязчивый способ, помогающий даже в случаях глубокой, серьезной зависимости – Аура-Сома и ее продукты. В частности, «золотой» помандер , который можно просто разбрызгивать в помещении, помогает избавиться от пагубных пристрастий и привычек без ведома человека, который страдает зависимостью. Таким же эффектом обладает «золотая» тинктура , которую можно добавлять по капельке в питье и еду.

И напоследок. Старайтесь больше общаться лично со своими друзьями и близкими, а не по интернету, иначе скоро вы совсем отвыкнете от устной речи. Сам Стив Джобс, создатель Apple, например, завел привычку в семье обсуждать за ужином книги, историю, даже политику, но при этом никто из детей не имел права во время разговора доставать iPhone. В итоге его дети выросли независимыми от интернета. Может, пора просто последовать его примеру?

Сегодня сложно представить себе ребенка, не имеющего мобильного телефона или не знакомого с компьютерными играми. С одной стороны, мы рады: ведь наши дети обгоняют нас в освоении технических навыков, они настоящие «цифровые граждане», растущие в информационную эпоху. Но есть и другая сторона медали — кажется, дети вообще больше не могут обходиться без компьютера.

Так, например, по данным Всероссийского исследования, проведенного Фондом развития Интернет, ежедневно пользуются сетевыми ресурсами 89% подростков и всего половина их родителей. Но несмотря на то, что дети проводят за компьютерами так много времени, далеко не всегда они знакомы с правилами сетевой безопасности, умеют пользоваться цифровыми возможностями или готовы получать новые знания.

Откуда же берется увлечение детей электронными игрушками? К сожалению, причины надо искать в раннем детстве, когда родители, желая хотя бы ненадолго отвлечь капризничающего малыша, предлагают ему поиграть в свой телефон, включают мультфильм, скачивают простейшие игры «для самых маленьких». Привычка погружаться в яркие картинки, пассивно поглощать информацию возникает очень быстро, а вот избавиться от нее гораздо сложнее!

Осторожно: привыкание!

«Зависимость ребенка от компьютера может выглядеть довольно безобидной, особенно на первом этапе, — убеждена Катерина ДЕМИНА, семейный и детский психолог- консультант. — Да, думают родители, сын увлечен компьютерными играми, но никаких настораживающих признаков пока не видно. Но важно эти признаки знать, помнить о них, чтобы вовремя принять меры. Чем младше ребенок, тем быстрее и проще он научится регулировать свое общение с гаджетами».

2−3 года

Есть одно правило, хотя и жесткое, но очень действенное: до трех лет ребенок с компьютером и планшетом не знаком. Мало того, о существовании компьютерных игр он тоже знать не должен, и мультфильмов, кстати, это тоже касается.

Причины лежат в области физиологии: мозг малыша просто не в состоянии эти данные воспринять и переработать, он не предназначен для такого способа «поглощения» информации, оценки движущейся картинки. В норме маленькому ребенку просто не должно быть скучно — он изучает мир вокруг себя другими способами, и возможностей огромное количество. Но, конечно, задача родителей — ему эти возможности показать.

5−6 лет

Подросшему ребенку, дошкольнику, очень нужна детская компания, и очень здорово, если она будет разновозрастной. Но подойдет и хороший детский сад, где с детьми занимаются, предлагают им побольше действительно интересных дел. В этом случаем на компьютерные игры просто не останется времени — ребенок днем наиграется со сверстниками, дома почитает, пообщается с родителями, порисует и отправится спать. Дошкольникам крайне желательно ложиться спать не позже 20−21 часа: это требование физиологии, ведь усвоение мозгом новой информации происходит именно в ночное время, во сне.

7−10 лет

Чем старше ребенок — тем больше он общается со сверстниками. Избежать появления «электронной» жизни уже очень сложно — но зато еще можно ее контролировать. Очень важно, чтобы у детей была и другая сфера жизни, реальная, настоящая, с интересными занятиями, кружками. А вот о том, какие место занимают в его жизни электронные «игрушки», с ребенком нужно договориться, выработав семейные правила использования телефона, компьютера и планшета.

Важно и то, что «договориться» в данном случае — это фигура речи: правила устанавливают родители и они же контролируют то, как они выполняются. Пусть ребенок проводит с гаджетом не более часа в день — и сюда входит все: и мультики, и телепередачи, и игры — просто он сам будет выбирать, как ему этим часом распорядиться.

11−14 лет

Телефоны сейчас есть у всех детей, это вынужденная мера, надежное средство связи. Но не оставляйте его без вашего внимания: установите на мобильник функции родительского контроля, запрет на отправку СМС на короткие номера, на рекламу. Ограничьте доступ в Интернет, возможности поиска — для всего этого есть технические средства. Да, не все возможно проконтролировать, но то, что можно, необходимо сделать. И ведите профилактические беседы (при этом лучше не обращаться напрямую к ребенку, но убедиться, что он слышит): например, расскажите мужу за ужином о том, как сын вашей знакомой случайно потратил на телефоне 10 тысяч рублей, соглашаясь пройти в игре все новые и новые уровни, и как опасна такая ситуация. Кстати, мальчики, например, больше склонны к зависимости, чем девочки, — так уж устроена прифронтальная кора их мозга.

Опыт реальности

В 2013 году психолог Катерина Мурашова провела необычный эксперимент: 68 детей от 12 до 16 лет согласились остаться на 8часов в одиночестве, без телевизора, компьютера и других электронных приборов, не пользоваться никакими средствами связи и ни с кем не общаться. При этом заниматься любыми другими делами — чтением, творчеством и т. д. — разрешалось. В результате только трое детей смогли дойти до завершения эксперимента — остальные прервали его через 2−3 часа, признавшись, что без привычных гаджетов они чувствовали страх, беспокойство, панику, а у некоторых появились даже мысли о суициде.

Как справиться с зависимостью

Справиться с зависимостью

Главное, что необходимо сделать — это взять ситуацию под контроль, понять, что есть проблема и признать ее. Следующий шаг родителей — установить рамки использования мобильного телефона, планшета и компьютера, ввести ограничения и помочь ребенку соблюдать новые правила.

Используйте специальные программы с функцией «родительского контроля», ограничивающие время нахождения в сети и предлагающие ребенку ресурсы, которые можно посещать. Договоритесь, например, о том, что во время приготовления уроков, вечером и ночью мобильник будет находиться у вас, чтобы не отвлекать ребенка.

Важно помнить: все эти шаги будут эффективны только при двух условиях: во‑первых, сами родители тоже должны быть больше «в реальности», а не в интернете: договоритесь с мужем, что телефон вы будете использовать по назначению, а не для игр, а за компьютер садиться, например, после 22.00, когда дети отправляются спать. Пусть для всех членов семьи, и взрослых, и маленьких, это станет правилом — не занимать себя электронными «игрушками» в любую свободную минуту. И второе условие — сохранить контакт с детьми.

Катерина Демина: «Разговаривайте с ребенком! Честно скажите: «Для нас всех будет лучше, если у тебя будет еще какая-то жизнь кроме компьютера. Мы хотим, чтобы ты получил образование, нашел дело по душе, смог достичь успеха». Объясняйте ребенку, что с ним происходит: что для того чтобы зависимость уменьшилась, понадобится и время, и его силы. А вы поможете! И, конечно, вам придется очень активно участвовать в его жизни: находить и предлагать интересные занятия, замечать и уметь поддержать, направить в нужное русло его увлечения. Кстати, мальчики-подростки с высоким уровнем тестостерона имеют хорошие шансы отвлечься от игр, когда появляется интерес к девочкам. И здорово, если родители при этом создают «искусственные» трудности — запрещают возвращаться поздно, не отпускают на свидание, пока не сделаны уроки, то есть добавляют элемент запрета, который надо преодолеть, это подогревает интерес.

И, конечно, гораздо больше шансов быстро справиться с зависимостью у тех семей, где у ребенка уже был до этого опыт разнообразного досуга, если вы активно проводите выходные и каникулы, общаетесь с друзьями и близкими».

Внимание, родители!

Такое поведение ребенка указывает на то, что зависимость уже появилась:

  1. Отсутствие у ребенка других занятий: школьник стремится только к компьютеру, избегает любых других дел или просто пережидает, пока не разрешат снова вернуться к игре, не читает, не рисует, не занимается спортом.
  2. Ребенок проводит в Интернете или за игрой более 4−5 часов.
  3. Он плохо переносит время «в реальности», отсутствие возможности поиграть или «посерфить» в Интернете. Представьте себе, как поведет он себя в ситуации, когда компьютера просто нет? Вы уехали за город или просто дома отключили электричество на несколько часов? Если у ребенка явно портится настроение или — все еще хуже — он рыдает, всех обвиняет, ему явно очень плохо, это опасный симптом.
  4. Школьная успеваемость ребенка резко снизилась: времени на уроки у него просто нет.
  5. У подростка нет друзей. При этом малое количество приятелей не считается признаком зависимости: даже один или два реальных друга — это хорошо.
  6. Ребенок отказывается проводить время с семьей, стремится остаться дома один. Он может даже отказаться от семейного отпуска на море, если там нет Интернета. Это означает, что тяга к играм уже побеждает естественную тягу ребенка к познанию, его любопытство.
  7. Ребенок все время просится в гости к друзьям, и нет возможности выяснить, как он там проводит время. Важно быть в контакте с родителями сверстников, поддерживать отношения, знать, чем заняты дети.
  8. Ребенок скрывает от вас свои занятия, быстро прячет телефон или закрывает ноутбук, выключает монитор, если кто-то входит в комнату.

Почему запрет — это не решение

Запрет — не решение

Конечно, наиболее простой путь — выбрать «запрещающую» стратегию, ограничить время, проведенное «онлайн», использовать технические средства контроля. Но не менее важно и научить ребенка правилам безопасности в Интернете, показать его возможности.

Станислав БОРИСОВ, автор и руководитель проекта Frolik (семейный сервис, обеспечивающий безопасность ребенка в Сети), уверен, что полностью изолировать ребенка от гаджетов — не значит решить проблему: «Я считаю, что тотальные запреты на игры и цифровой контент и бесполезны, и не продуктивны.

Хотите вы этого или нет, но ваш ребенок будет расти в информационном мире, в окружении «продвинутых» сверстников. К слову, в Японии и Корее использование цифровых гаджетов начинается очень рано — с 1,5−2 лет. К 4−5 годам эти малыши становятся опытными пользователями, а к 8−10 — уже способны научить родителей хитрым трюкам. На дворе информационная эра, так что подумайте сами, какое место в мире смогут занять ваши дети — потребителей, которым лидеры диктуют, что делать, либо создателей, которые сами определяют свой путь.

Придерживайтесь философии curated experience — пусть ваши дети получают свой первый опыт в присутствии взрослых, в дальнейшем это поможет им стать продвинутыми и самостоятельными пользователями, они привыкнут быть «на ты» с техникой и станут полноценными гражданами информационного мира. Выбирайте только лучшие, проверенные детские игры и приложения: обращайте внимание на удобство интерфейса, качество исполнения. А вот соответствие возрасту или навыкам надо проверять лично: возможно, на маркировке и указано «от 2 до 8 лет», но этого недостаточно, ведь в 2, 4 и 8 лет дети совершенно разные!

Помните, что каждый ребенок индивидуален, каждому важно получать собственный опыт. Наблюдая за тем, как малыш пользуется планшетом или компьютером, вы легко определите по его поведению время, когда ему становится скучно: он начнет бесцельно перебирать разные игры, ни на одной надолго не задерживаясь. Заранее устанавливать временные рамки тоже не всегда нужно: если мультфильм идет 17 минут, а вы ограничили время использования планшета 15 минутами, какой в этом смысл? Вот если ребенок перевозбуждается, проявляет агрессию, когда вы просите отвлечься от планшета, посмотрите внимательнее: может быть, он хочет завершить уже начатый уровень, а возможно, уже «пересидел», и для вас это станет сигналом в следующий раз сократить время игры.

Огромная польза ненавязчивого присмотра в том, что вы будете в курсе увлечений ребенка, заметите проблемы, с которыми он сталкивается при игре, увидите, на развитие каких навыков обратить внимание. Возможность быть в курсе цифровых развлечений вашего чада, на мой взгляд, важна».