Unit тестирование php. Основы Unit тестирования в PHP с помощью PHPUnit. Не надо тестов — код и так работает

Вы, ребята, проводите модульное тестирование на PHP? Я не уверен, что я когда-либо делал это... что это такое?

assertEquals(0, count($stack)); array_push($stack, "foo"); $this->assertEquals("foo", $stack); $this->assertEquals(1, count($stack)); $this->assertEquals("foo", array_pop($stack)); $this->assertEquals(0, count($stack)); } } ?>

В качестве более сложного примера я хотел бы указать вам на фрагмент my на github .

PHPUnit с охватом кода

Мне нравится практиковать что-то под названием TDD с использованием модульной системы тестирования (в PHP, которая phpunit).

Что мне также очень нравится в phpunit , так это то, что он также предлагает покрытие кода через xdebug. Как видно из изображения ниже, мой класс имеет 100% -ный охват тестирования. Это означает, что была проверена каждая строка из моего класса Authentication , что дает мне уверенность в том, что код делает то, что должен. Имейте в виду, что покрытие не всегда означает, что ваш код хорошо протестирован. Вы можете иметь 100% -ый охват без тестирования отдельной строки производственного кода.

Netbeans

Лично мне нравится тестировать свой код внутри Netbeans (для PHP). с простым щелчком мыши (alt + f6) я могу проверить весь свой код. Это означает, что мне не нужно оставлять IDE, что мне очень нравится, и помогает экономить время переключения между сеансами.

Это первая часть серии "PHPUnit для начинающих". В этом руководстве мы объясним для чего покрывать код unit-тестами и всю мощь инструмента PHPUnit. В конце мы напишем простой тест с использованием PHPUnit.
  • PHPUnit для начинающих. Часть 1: Начните использование.

Типы тестов

Прежде чем мы погрузимся в PHPUnit давайте разберём различные типы тестов. В зависимости от того, как вы хотите категоризировать их, в PHPUnit применяются любые типы тестов для разработки ПО.

Давайте разделим тесты на категории по уровню их специфичности. По данным Википедии . В целом существует 4 признанных уровня тестов:

  • Unit-тестирование (модульное): этот уровень тестирует наименьшую единицу функциональности. С точки зрения разработчика его задачей является убедиться, что тестируемая функция выполняет именно то, для чего она реализована. Таким образом, она должна быть минимально зависима или совершенно независима от другой функции или класса. Она должна быть написана таким образом, чтобы она полностью выполнялась в памяти, т.е. она не должна коннектиться к БД, не должна обращаться к сети или использовать ФС и т.д. Unit-тестирование должно быть как можно более простым.
  • Интеграционное тестирование: этот уровень "соединяет" разные единицы кода и тестирует правильно ли работают их комбинации. Он надстраивается сверху над unit-тестированием и способен отловить баги, которые нельзя выявить с помощью unit-тестирования, т.к. интеграционное тестирование проверяет, работает ли класс А с классом Б.
  • Системное тестирование: оно создано для воспроизведения работы сценариев в условиях, приближенных к боевым. Оно, в свою очередь, надстраивается сверху над интеграционным тестированием. В то время как интеграционное тестирование обеспечивает слаженную работу различных частей системы. Системное тестирование отвечает за то, что система работает так, как предполагает пользователь, прежде чем отправить её следующий уровень.
  • Приёмочное тестирование: в то время как выше приведённые тесты предназначены для разработчиков на стадии разработки, приёмочное тестирование фактически выполняется пользователями ПО. Пользователей не интересуют внутренние особенности ПО, их интересует только как работает это ПО.

Если мы поместим типы тестов в пирамиду, выглядеть это будет так:

Что такое PHPUnit

Глядя на пирамиду вверху, мы можем сказать, что юнит-тестирование — это строительный материал для всех остальных видов тестирования. Когда мы закладываем сильную базу, мы способны построить устойчивое приложение. Однако написание тестов вручную, а также запуск тестов каждый раз когда вы вносите изменения — это процесс трудоёмкий. Если бы существовал инструмент для автоматизации этого процесса, то написание тестов стало бы гораздо более приятным занятием.

Вот где выходит на сцену PHPUnit. В настоящее время PHPUnit наиболее популярный фреймворк для юнит-тестирования в PHP. Кроме наличия таких возможностей, как моки (подделки) объектов, он также может анализировать покрытие кода, логирование и предоставляет тысячи других возможностей.

Давайте установим PHPUnit в нашей системе:

  1. Загрузите его: PHPUnit распространяется в PHAR(PHp ARhive) файле. Скачать можно .
  2. Добавьте путь к нему в системную переменную $PATH: после скачивания PHAR файла, убедитесь, что он является запускаемым (executable) и путь, где он находится, прописан в системной переменной $PATH . Т.о. вы сможете запускать его из любого места.

Если вы работаете на Unix-подобной системе, то это вы можете сделать следующими командами:

$ wget https://phar.phpunit.de/phpunit.phar $ chmod +x phpunit.phar $ sudo mv phpunit.phar /usr/local/bin/phpunit

Если вы сделали всё верно, то вы сможете увидеть версию установленного PHPUnit, набрав в вашем терминале команду:

$ phpunit --version

Ваш первый unit-тест

Пришло время написать ваш первый unit-тест! Для начала нам нужен какой-нибудь класс, который мы будем тестировать. Давайте напишем простенький класс под названием Calculator . И напишем для него тест.

Создайте файл "Calculator.php" и скопируйте в него нижеприведённый код. Этот класс Calculator имеет только один метод add .

Class Calculator { public function add($a, $b) { return $a + $b; } }

Теперь создайте файл для тестов "CalculatorTest.php" и скопируйте в него следующий код. Мы остановимся на каждом методе более детально.

Require "Calculator.php"; class CalculatorTests extends PHPUnit_Framework_TestCase { private $calculator; protected function setUp() { $this->calculator = new Calculator(); } protected function tearDown() { $this->calculator = NULL; } public function testAdd() { $result = $this->calculator->add(1, 2); $this->assertEquals(3, $result); } }

  • Line 2: подключаем файл тестируемого класса Calculator.php . Так как в этом файле мы собираемся тестировать именно этот класс, убедитесь, что он подключен.
  • Line 8: setUp() это метод, который вызывается перед каждым тестом. Запомните он вызывается перед Каждым тестом , что означает, что если вы добавите ещё один метод теста в этот класс, то он будет вызываться и перед ним тоже.
  • Line 13: аналогично методу setUp() , tearDown() вызывается после каждого теста.
  • Line 18: testAdd() — это метод-тест для метода add() . PHPUnit будет распознавать каждый метод, начинающийся с test, как метод-тест и автоматически запускать его. В действительности этот метод очень прост: сначала мы вызываем метод Calculator::add() чтобы вычислить значение 1 плюс 2, а затем мы проверяем, что этот метод вернул правильное значение, используя assertEquals() из PHPUnit.

Заключительной частью проделанной работы является запуск PHPUnit и проверка, что все тесты проходят (выполняются без ошибок). В вашем терминале зайдите в директорию где вы создали файл с тестами и запустите следующую команду:

$ phpunit CalculatorTest.php

Если вы всё сделали правильно, то вы должны увидеть что-то вроде этого:

PHPUnit 3.7.32 by Sebastian Bergmann. . Time: 31ms, Memory: 2.25Mb OK (1 test, 1 assertion)

Заключение

Мы завершили первое руководство из серии "PHPUnit для начинающих". В следующей статье мы собираемся показать вам как использовать Data Provider (поставщик данных) в ваших тестах.

Надеемся это простое руководство поможет вам в вашей разработке и поможет начать использовать unit-тестирование.

Если вам понравился перевод на эту тему читайте нас в

Так как генерация исключения в коде приложения является частым явлением, рассмотрим как это дело можно тестировать с помощью PHPUnit.
В старых статьях на эту тему можно встретить использование метода setExpectedException() , но имейте ввиду, что в новых версиях phpUnit используется метод expectException() для указания типа ожидаемого исключения.

Метод expectException(), а так же директива @expectedException используются в тестах для указания "ожидать такое-то исключение". Тест считается пройденным, если возникло исключение указанного типа.

Пример.
Исключение возникает если в переданном параметре менее 4-х символов:
class User { public function verifyPassword(array $user){ if(strlen($user["password"])<4){ throw new LengthException("Количество символов в пароле (" .$user["password"]. ") не соответствует требованиям."); } // } }
Тестируем:
class UserTest extends TestCase { public function testVerifyPassword() { $obj = new User(); $user["password"] = "123"; $this->expectException(LengthException::class); $obj->verifyPassword($user); } }
данный код можно было бы переписать так:
class UserTest extends TestCase { /** * @expectedException LengthException */ public function testVerifyPassword() { $obj = new User(); $user["password"] = "123"; $obj->verifyPassword($user); } } т.е. использовать директиву @expectedException с указанием нужного исключения.

ВАЖНО! После того, как PHPUnit поймает ожидаемое исключение, выполнение данного тестирующего метода прекратится!
Другими словами - если в одном методе у вас 2 или больше тестов, например:
$this->expectException(LengthException::class); $this->assertEquals(8, $result, "Двойка в третьей степени"); то при выполнении первого теста с исключением, второй будет пропущен (при условии что исключение будет получено). Поэтому нужно размещать тесты исключений в разных методах или:
- в тест-методе оформлять блоки try...catch;
- использовать data provider.

Анализ покрытия кода тестами.

При большом количестве классов можно забыть протестировать какие-то методы или разные варианты возвращаемых ими результатов. Так же можно что-то отложить на потом или вообще вдруг решить тестировать то, что до этого не собирались. Как же оперативно проверить что уже было протестировано, а что нет?!! В PHPUnit для этого используется инструмент php-code-coverage .

Для использования нужно предварительно подключить php-расширение Xdebug в файле интерпретатора php - php.ini.
В OpenServer файл php.ini меняется так:
меню -> Дополнительно -> Конфиграция -> PHP
Откроется файл конфигурации, где необходимо раскомментировать строку (удалить спереди точку с запятой):
;zend_extension="e:/openserver/modules/php/PHP-5.6/ext/php_xdebug.dll"
после внесения изменений не забыть перезагрузить сервер.

Проверить подключено ли расширение, выполнить скрипт с командой:
phpinfo(); или открыть ссылку http://127.0.0.1/openserver/phpinfo.php
должен присутствовать блок «xdebug ».

Выполнение:
phpunit --coverage-html tests\coverage тут указываем, что отчет нужно предоставить в виде статичных html файлов и разместить их в папке coverage, которая появится в каталоге tests.

Открыв файл index.html из папки coverage можно увидеть список классов которые попали в отчет. При клике на названии класса открывается страница со статистикой по данному классу. Пример:

Красной строкой выделен фрагмент упущенный при создании тестов. Т.е., в данном случае, нужно написать тест при котором данный метод будт возвращать значение false.
Если при выполнении команды возникнет ошибка:
No whitelist configured, no code coverage will be generated
то нужно изменить/создать в корне проекта файл phpunit.xml и вставить туда блок с указанием каталога который нужно проверять:
app тут указываем, что нужно проверить покрытие кода тестами в php файлах из каталога app .

Так же используется блок для указания каталогов и файлов не требующих проверки.
Подробнее в документации .

При работе с Composer в командной строке, при включенном php-расширение Xdebug , может появляться сообщение:
You are running composer with xdebug enabled. This has a major impact on runtime performance. See https://getcomposer.org/xdebug
В котором сказано, что включенное расширение xdebug оказывает существенное влияние на производительность (снижает). Как решить эту проблему читайте в моей .

В следующей статье я расскажу как работать с имитирующими объектами (моками), чем завершим серию статей по основам использования PHPUnit.

Знакомая ситуация: вы разрабатываете приложение, решаете проблемы и, иногда, возникает ощущение, что вы ходите по кругу. Правите один баг и сразу появляется другой. Иногда это тот, который вы поправили 30 минут назад, иногда — новый. Отладка становится очень сложной, но есть хороший и простой выход из этой ситуации. Юнит тесты могут не только уменьшить боль при разработке, но и помогут писать код, который легче сопровождать и легче изменять.

Для понимания того, что такое модульное тестирование, необходимо определить понятие «модуля». Модуль (или unit ) — это часть функционала приложения результат работы которой мы можем проверить (или протестировать). Модульное тестирование — это, собственно проверка, что данный модуль работает именно так как ожидается.Написав один раз тесты, всякий раз когда вы внесете изменения в код, вам останется только запустить тесты, для проверки, что всё правильно. Таким образом вы всегда будете уверены, что своими изменениями вы не сломаете систему.

Мифы о юнит тестировании

Не смотря на всю пользу юнит тестирования, не все разработчики им пользуются. Почему? Есть несколько ответов на этот вопрос, но все они — не слишком хорошие оправдания. Рассмотрим распространенные причины и попытаемся разобраться почему они не оправданы.

Написание тестов занимает слишком много времени

Самая распространенная причина: написание тестов — это долго. Конечно, некоторые среды разработки сгенерируют для вас набор простейших тестов, но написание качественных, нетривиальных тестов для вашего кода занимает время. Это нормальная практика — уделить некоторое врмя написанию юнит тестов, в результате это поможет сэкономить гораздо больше времени при сопровождении проекта. Если вы разрабатывали сайт, то наверняка, при добавлении нового функционала, вы тестировали его просто кликая по всевозможным ссылкам на сайте. Простой запуск набора тестов будет гораздо быстрее, нежели ручная проверка всех функций.

Не надо тестов — код и так работает!

Еще одно оправдание разработчиков: приложение работает — нет необходимости в тестировании. Они знают приложение и знают его слабые места, и смогут поправить все, что надо, иногда за несколько секунд. Но представьте, что для разработки приложения привлеки нового разработчика, который понятия не имеет как устроен код. Новичок может сделать какие-либо изменения, которые могут сломать что угодно. Юнит тесты помогут избежать подобных ситуаций.

И еще одина причина почему разработчики не любят тесты — это неинтересно. Разработчики по натуре своей любят решать проблемы. Написание кода — это как создание чего-то из пустоты, создание порядка из хаоса, создание чего-то полезного. В результате написание тестов становится скучным занятием, делом которое можно сделать после основной работы. И тестирование отходит на задний план. Но посмотрите на это с другой стороны: ловить какой-либо неприятный баг часами — тоже невесело.

Пример

Приступим к практике. В наших примерах мы будем использовать библиотеку PHPUnit. Самый простой способ установить PHPUnit — затянуть с PEAR канала.

Pear config-set auto_discover 1 pear install pear.phpunit.de/PHPUnit

Если все пройдет хорошо, то все необходимые инструменты будут установлены. Если вы хотите установить PHPUnit вручную — инструкцию вы найдете .

Первый тест

Используя PHPUnit, вы будете писать тестовые классы, содержащие тестовые методы и всё это должно удовлетворять следующим соглашениям:

  • В большинстве случаев вы будете наследовать класс PHPUnit_Framework_TestCase , что предоставит вам доступ к встроенным методам, например, setUp() и tearDown() .
  • Имя тестирующего класса образуется добавлением слова Test к имени тестируемого класса. Например, вы тестируете класс RemoteConnect , значит имя тестирующего — RemoteConnectTest .
  • Имена тестирующих методов всегда должны начинаться с “test” (например, testDoesLikeWaffles()). Методы должны быть публичными. Вы можете использовать приватные методы в своих тестах, но они не будут запускаться как тесты через PHPUnit.
  • Тестирующие методы не принимают параметров. Вы должны писать тестирующие методы максимально независимыми и самодостаточными. иногда это неудобно, но вы получите более чистые и эффективные тесты.

Напишем небольшой класс для тестирования RemoteConnect.php:

Если мы хотим протестировать функционал для соединения с удаленным сервером, то мы должны написать подобный тест:

assertTrue($connObj->connectToServer($serverName) !== false); } } ?>

Тестирующий класс наследует базовый PHPUnit класс, а значит и всю необходимую функциональность. Первые два метода — setUp и tearDown — пример этой встроенной функциональности. Это вспомогательные функции, которые являются частью каждого теста. Они выполняются до запуска всех тестов и после соответственно. Но сейчас нас интересует метод testConnectionIsValid . Этот метод создает объект типа RemoteConnect , и вызывает метод connectToServer .

Мы вызываем еще одну вспомогательную функцию assertTrue в нашем тесте. Эта функция определяет простейшее утверждение (assertion): она проверяет является ли переданное значение истиной. Другие вспомогательные функции выполняют проверки свойств объектов, существования файлов, наличия ключей в массиве, или соответствия регулярному выражению. В нашем случае мы хотим убедиться в правильности подключения к удаленному серверу, т.е. в том, что функция connectToServer возвращает true .

Запуск тестов

Запускаются тесты простым вызовом команды phpunit с указанием вашего php файла с тестами:

Phpunit /path/to/tests/RemoteConnectTest.php

PHPUnit запускает все тесты и собирает немного статистики: успешно завершился тест или нет, количество тестов и утверждений (assertions) и выводит все это. Пример вывода:

PHPUnit 3.4 by Sebastian Bergmann . Time: 1 second Tests: 1, Assertions: 1, Failures 0

Для каждого выполненного теста будет выведен результат: «.» если тест завершился успешно, “F” если тест не пройден, “I” если тест невозможно завершить и “S” если тест был пропущен.

В нашем примере тест завершился успешно, значит тестируемая функция работает как ожидается. Но проверки функции только на правильность работы недостаточно, необходимо так же проверить работу функции при неправильном использовании.

В PHPUnit предусмотрен набор базовых проверок, которые покрывают большинство возможных ситуаций. Конечно, иногда придется писать хитрые тесты, которые тестируют нетривиальную функциональность вашего приложения. Но в основном используются базовые функции PHPUnit:

AssertTrue / AssertFalse Проверка переданных значений на равенство true/false
AssertEquals Проверка переданных значений на равенство
AssertGreaterThan Сравнивает две переменные (есть так же LessThan, GreaterThanOrEqual, and LessThanOrEqual)
AssertContains Содержит ли переданная переменная заданное значение
AssertType Проверка типа переменной
AssertNull Проверка на равенство null
AssertFileExists Проверка существования файла
AssertRegExp Провка по регулярному выражению

Например есть функция, которая возвращает объект (returnSampleObject) и мы хотим убедиться в том, что возвращаемый объект будет нужного нам типа:

returnSampleObject(); $this->assertType("remoteConnect", $returnedObject); } ?>

Один тест — одно утверждение (assert)

Как и во всех областях разработки программного обеспечения, в тестировании есть лучшие практики. Одна из них — «один тест — одно утверждение» (one test, one assertion). Это правило поможет писать небольшие и легко читаемые тесты. Но иногда возникают мысли: «Раз уж мы здесь проверяем это, то и кое-что другое заодно проверим!». Например:

assertGreaterThan(0,strlen($string)); $this->assertContains(“42”,$string); } ?>

Наш тест testIsMyString проводит два разных теста. Сначала тест на пустую строку (длина должна быть > 0), затем тест на содержание в строке подстроки «42». Но этот тест может провалиться как в первом так и во втором случае, а сообщение об ошибке в обоих случаях будет одинаковым. Поэтому стоит придерживаться принципа «один тест — одно утверждение».

Test-driven Development (разработка через тестирование)

Было бы нехорошо, говоря о тестировании не упомянуть о распространенной технике разработки — разработке через тестирование (test driven development ). TDD — это техника, используемая при разработке программного обеспечения. Основная идея этой техники заключается в том, что сначала пишутся тесты и только после написания тестов пишется код приложения, который пройдет эти тесты.

Этот учебный скрипт на PHP показывает, как можно описать некий тест в виде единственного массива вопросов и ответов. Поскольку типов вопросов может быть несколько (выбор "да"-"нет", выбор одного из нескольких вариантов, ввод числа или строки в качестве ответа), нам понадобится не просто массив, а массив массивов , каждый элемент которого будет описывать всё, что нужно для вывода и проверки очередного вопроса. Это будут записи со следующими ключами:

  • "q" - отображаемый текст вопроса;
  • "t" - тип вопроса, соответствующий нужному тегу HTML: "checkbox" для галочек "да/нет", "text" для строки или числа в качестве ответа, "select" - для списка, в котором нужно выбрать одно значение из нескольких. Выбор более одного значения реализуем придуманным нами элементом "multiselect" , представляющим из собой группу вместе обрабатываемых checkbox"ов. На самом деле, стандартный список "; break; case "text": $len = strlen ($val["a"]); echo $val["q"]." "; break; case "select": echo $val["q"]." "; break; case "multiselect": $i = explode ("|",$val["i"]); echo $val["q"].": "; foreach ($i as $number=>$item) echo $item." "; break; } echo "
    "; } echo ""; } function error_check ($q) { $question_types = array ("checkbox", "text", "select", "multiselect"); $error = ""; if (!isset($q["q"]) or empty($q["q"])) $error="Нет текста вопроса или он пуст"; else if (!isset($q["t"]) or empty($q["t"])) $error="Не указан или пуст тип вопроса"; else if (!in_array($q["t"],$question_types)) $error="Указан неверный тип вопроса"; else if (!isset($q["a"]) or empty($q["a"]) and $q["a"]!="0") $error="Нет текста ответа или он пуст"; else { if ($q["t"]=="checkbox" and !($q["a"]=="0" or $q["a"]=="1")) $error = "Для переключателя разрешены ответы 0 или 1"; else if ($q["t"]=="select" || $q["t"]=="multiselect") { if (!isset($q["i"]) or empty($q["i"])) $error="Не указаны элементы списка"; else { $i = explode ("|",$q["i"]); if (count($i)<2) $error="Нет хотя бы 2 элементов списка вариантов ответа с разделителем |"; foreach ($i as $s) if (strlen($s)<1) { $error = "Вариант ответа короче 1 символа"; break; } else { if ($q["t"]=="select" and !array_key_exists($q["a"],$i)) $error="Ответ не является номером элемента списка"; if ($q["t"]=="multiselect") { $a = explode ("|",$q["a"]); if (count($i)!=count($a)) $error="Число утверждений и ответов не совпадает"; foreach ($a as $s) if ($s!="0" and $s!="1") { $error = "Утверждение не отмечено как верное или неверное"; break; } } } } } } if (!empty($error)) { echo "

    Найдена ошибка теста: ".$error."

    Отладочная информация:

    "; print_r ($q); exit; } } function strlwr_($s){ $hi = "ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZАБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ"; $lo = "abcdefghijklmnopqrstuvwxyzабвгдеёжзийклмнопрстуфхцчшщъыьэюя"; $len = strlen ($s); $d=""; for ($i=0; $i<$len; $i++) { $c = substr($s,$i,1); $n = strpos($c,$hi); if ($n!==FALSE) $c = substr ($lo,$n,1); $d .= $c; } return $d; } ?>