В информационном обществе 1 2. В узком смысле – цифровые деньги. Средний класс характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Информационное общество [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Формирование и развитие информационного общества имеет глобальный характер, при этом основные признаки и черты информационного общества формировались в первое десятилетие XXI века. В значительной степени данный процесс способствует появлению новых экономических стимулов, точек роста, развитию общественного устройства, интенсификации межкультурного взаимодействия.

Понятие информационного общества

Логично, что фундаментом информационного общества выступает информация. В концептуальном плане информация выступает уже самостоятельной ценностью, во многих случаях она может быть оценена, приобретена, что ставит ее на один уровень с материальными ценностями и энергией. В ряде случаев информация становится одним из ресурсов функционирования предприятий, организаций, фактором прогресса.

Основным фактором для создания комплексных условий развития информационного общества стало появление сети Интернет, что позволило формировать единую мировую информационно-коммуникационную среду и общее киберпространство.

Информационное общество – это фаза развития человеческой цивилизации, в которой резко повышается ценность, роль и значение информации и знаний.

Концепция информационного общества представляет его как особой природы надстройку над современным общественным устройством, когда информация, знания и информационные технологии интенсивно проникают и внедряются во все сферы общества.

Современное информационное общество

Современное информационное общество обладает следующими чертами:

  1. Повышение роли информации и знаний в жизни общества.
  2. Интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций.
  3. Увеличение доли продукции сектора информационных технологий в структуре ВВП.
  4. Существование мирового информационного пространства.
  5. Эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп.
  6. Улучшение доступа к информации.
  7. Существование многообразия информационных продуктов и услуг.

Современное информационное общество характеризуется следующими аспектами.

Во-первых, продолжается усиливаться роль информации и знаний в жизни общества, при этом информационная насыщенность хозяйственной, экономической, финансовой, управленческой, коммерческой, производственной сфер деятельности также существенно возрастает. Для многих сфер деятельности информация и знания становятся важнейшим ресурсом социально-экономического развития. Аналогично, новые точки экономического роста связаны исключительно с информацией, знаниями, их реализацией и внедрением в традиционные сферы.

Во-вторых, индустрия информационных технологий формирует особый сектор экономики, который является одним из наиболее динамичных и быстроразвивающихся.

В-третьих, информация, информационные услуги, отдельные знания являются предметом потребления, они могут быть приобретены, проданы, переданы во временное пользование. При этом в ряде случаев уже возникли устойчивые рыночные структуры, например, информационно-коммуникационные технологии, телекоммуникации и сектор обслуживания данных рынков.

В-четвертых, модели социальной, экономической, управленческой, финансовой, производственной организации частично трансформируются, становятся шире, повышают свою гибкость благодаря использованию информационных технологий.

Основная тенденция – роль информации последовательно растет, поиск новых знаний интенсифицируется. Информация и знания выступают важным фактором производства и экономического роста. Экономический успех все больше обуславливается наличием информации, использованием инноваций и непрерывного развития.

Развитие информационного общества

В развитии информационного общества можно выделить 3 этапа:

  1. 1950-1980 гг. – Возникновение тесной связи науки, технических разработок и производства. Резкий рост динамики производства, формирование предпосылок появления современных наукоемких технологий.
  2. 1980-2000 гг. – Глобализация социально-экономических отношений, интенсификация международных связей и усложнение мирохозяйственных процессов. Сокращение числа сугубо локальных социально-экономических событий и процессов.
  3. 2000-2020 гг. – Значительное усложнение всех сфер деятельности человечества, формирование сложной мировой хозяйственной системы. Одновременное усиление интеграционных процессов в экономической сфере, стремлений отдельных государств сохранить свой экономический, политический и культурный суверенитет. Появление новых интеграционных союзов: БРИКС, ЕАЭС, ШОС.

Современное и дальнейшее развитие информационного общества связано с созданием и внедрением новых информационных и коммуникативных технологий во все сферы человеческой деятельности. Все это потребует серьезной и глубокой перестройки современного общества.

Основные направления развития информационного общества:

  • Электронная коммерция
  • Телемедицина
  • Дистанционное образование
  • Роботизация
  • Цифровая экономика
  • Электронные услуги
  • Дистанционное получение государственных услуг

Развитие информационного общества на его современном уровне определяется повышение требований к адаптации к резко возросшим темпам изменений в экономике, производстве, технологиях и т.д. Следствием этого является одновременное усиление интеграционных тенденций на локальном, национальном и международном уровне, при этом нарастают тенденции к суверенитету, самообеспечению на тех же уровнях.

Развитие информационного общества – это совокупность процессов, затрагивающих изменение государственного устройства, общества, экономической системы, технологий, производства и жизни отдельных людей в контексте повышения роли информации и знаний.

Развитие информационного общества, обладая существенным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого отдельного человека, расширяет возможности для частных лиц, предпринимателей, формирует предпосылки для дальнейшего повышения эффективности производства, экономии ресурсов и ориентирует на инновационный тип развития. С этим сопряжена и возможность доступа к информационным ресурсам человеческой цивилизации буквально каждому человеку, а также возможность коммуникации между весьма удаленными точками нашей планеты.

Информационное общество в Российской Федерации

Основные сферы, в которых происходит наиболее явное развитие информационного общества в Российской Федерации:

  1. Дистанционное получение государственных услуг. Сюда относятся большинство государственных услуг, которые можно получить через сайт https://www.gosuslugi.ru
  2. Дистанционное обучение. В том числе через вебинары, видеолекции, трансляции, лекции. Во многих вузах внедрена система дистанционной загрузки выполненных работ, дистанционное прохождение контрольных срезов знаний, дистанционный учет успеваемости. Частично дистанционное обучение реализуется в школах.
  3. Финансы и банки. Интернет-банки, клиент-банки имеют все банки.
  4. Общественное взаимодействие. Наиболее значимым примером является распространение электронной подписи как для юридических, так и для физических лиц.
  5. Телемедицина. Электронная запись в поликлинику, видеоконференции врачей-специалистов и т.д.
  6. Удаленная работа через Интернет.
  7. Налоговое администрирование.
  8. Взаимодействие с органами исполнительной власти. Онлайн-прием обращений граждан.
  9. Транспортные перевозки. Электронные билеты на самолет, поезд. Сервисы такси (тут можно уже забыть про "По городу недорого!!!" как страшный сон).
  10. И многие другие сферы.

Дальнейшее развитие информационного общества в Российской Федерации связано с построением цифровой экономики и роботизацией. В свою очередь это предъявляет следующие требования к обществу:

  • Повышение требований к профессиональной квалификации.
  • Повышение требований к уровню образования.
  • Изменение образовательной структуры общества.
  • Изменение характера труда.

На данный момент уже наблюдается превалирование интеллектуального, квалифицированного труда, требующего специальных навыков и знаний, в общественной структуре. Соответственно, получение образования уже не является достаточным, необходимо квалифицированно применять полученные знания и использовать информацию.

Для информационного общества Российской Федерации характерно также повышение требований к производству услуг, особенно к тем, которые связаны с получением, извлечением, обработкой, хранением, преобразованием и использованием информации.

Структура информационного общества Российской Федерации показана на рисунке.

Структура информационного общества Российской Федерации

Проблемы информационного общества

Перечислим основные проблемы информационного общества.

  1. Глобализация приводит к размыванию национального суверенитета отдельных государств, экономических и политических границ, что усугубляется образованием глобальных конгломератов в области коммуникаций, производства, информации и т.д.
  2. Ускорение темпов индустриализации и интенсификация взаимодействия между разными государствами ведет не просто к взаимному обмену культурными достижениями, но создает условия для культурной агрессии со стороны ряда стран. В совокупности с унификацией культур, это обостряет опасность утраты отдельными народами своей культурной, национальной, языковой самобытности, а также приводит к навязыванию человечеству культа потребления, что отвечает только интересам транснациональных корпораций.
  3. Усиление глобализации экономики и производства может неблагоприятно повлиять на состояние окружающей среды и политику по ее охране.
  4. Происходит наступление (в перспективе с полным уничтожением) права на труд и социальную защиту.
  5. Широкое распространение так называемое "экранной" или "эталонной" культуры в условиях неизбежности столкновения такой виртуальной культуры с объективной реальностью создает существенные психологические и социальные проблемы для людей.
  6. В условиях нарастания информации, увеличения объемов получаемой информации людям становится сложнее контролировать ее содержание и ограждать себя от избыточной информации.
  7. Возможности свободного распространения информации создают угрозы передачи опасной для общества информации, появляется проблема безопасности личных данных.

Отдельно следует упомянуть и проблему информационного неравенства, когда некоторые людей оказываются отрезаны от информации, как по объективным причинам, так и по субъективным соображениям. В результате, общество разделяется на тех, кто пользуется информационной средой, и тех, кто нет. При этом многие люди, особенно старших поколений, сознательно относят все информационные технологии к зоне отчуждения и не хотят с ними связываться. Это может привести к тому, что в относительно недалеком будущем такие люди могут оказаться за бортом общественных процессов в целом.

1. Понятие, предпосылки возникновения и теории информационного общества

2. Черты информационного общества и его противоречия.

Начиная еще с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами (Д. Белл, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен и др.) активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как “постиндустриальное” или “информационное” общество. Возникновению этих разговоров способствовал целый ряд факторов.

Во-первых, все тогда находились под впечатлением от быстрого развития науки и техники, о чем было сказано выше.

Во-вторых, в середине 70-х случился мировой энергетический кризис. Нефтедобывающие страны не пожелали продавать Западу содержимое своих недр за бесценок и взвинтили цены. В результате западная промышленность столкнулась с необходимостью срочного внедрения энергоэффективных решений в производстве и строительстве, а также с повышением рентабельности продукции. Преодолев этот кризис, западные страны вышли на новый технологический виток.

В-третьих, как раз в начале 70-х рухнула старая финансовая система (она звалась Бреттон-Вудской). В результате введения плавающих курсов доллар стал превалировать во всех международных расчетах и стал выполнять роль мировых денег. Таким образом, Запад получил почти безграничные возможности для экспансии. А для всякой экспансии, сочетающей экономические и политические аспекты, нужно соответствующее идеологическое сопровождение.

Ну и в-четвертых, СССР к этому времени настолько утратил импульс развития, что никакого противодействия с его стороны не предвиделось.

Информационное общество - термин, применяемый для обозначе-ния современного состояния индустриально развитых стран, связан-ного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятель-ности, качественно новым уровнем (размахом) производства, перера-ботки и распространения информации.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний

Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход, выраженный Юрген Хабермасом , Э. Гидденсом , рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества.

Второй подход, озвученный Д. Беллом и Элвин Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).

Предпосылки становления информационного общества:


Черты информационного общества:

Интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно вклю-ченного в процесс производства;

Развитие сферы услуг;

Главным становится труд, направленный на полу-чение, обработку, хранение, преобразование и использование инфор-мации.

Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности;

Создание новых потребностей и ценностей, новых отраслей экономики и сегментов рынка.

Изменение занятости населения;

Решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационнойлавиной и информационным голодом;

Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Главной формой развития станет информационная экономика;

В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационнойтехники и технологии;

Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Формируется информационное единство всей человеческойцивилизации;

С помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

Реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

  • все большее влияние на общество средств массовой информации;
  • информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;
  • существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Теории информационного общества:

Юрген Хабермас немецкий философ и социолог

Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается "развитое постиндустриальное общество", возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах - в Японии, США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

Уильям Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

  • Технологический: ключевой фактор - информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается "информационное сознание" при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценнсти информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчекивает мысль о том, что коммуникация представляет собой "ключевой элемент информационного общества".

Д. Белл :Определяет информационное общество через изменения, происходящие в настоящем обществе

Новый социальный уклад, базирующийся на телекоммуникациях

Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества.

Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:

1) переход от индустриального к сервисному обществу;

2) решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;

3) превращение новой “интеллектуальной технологии” в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений”.

Олвин Тоффлер "Третья волна"американский социолог и футуролог он подробно исследовал ответную реакцию общества на этот феномен и происходящие в обществе изменения

По мнению Тоффлера, развитие науки и техники осуществля-ется рывками, точнее сказать, волнами. с середины 50-х годов промышленное про-изводство стало приобретать новые черты. Во множестве областей технологии все более обнаруживается разнообразие типов техни-ки, образцов товаров, типов услуг. Все большее дробление получа-ет специализация труда. Расширяются организационные формы уп-равления. Возрастает объем публикаций. По мнению ученого, все это привело к чрезвычайной дробности экономических показателей, что и обусловило появление информатики.

Изучая рабочего информационного века, Тоффлер отмечает, что он более независим, более изобретателен, что он теперь не являет-ся придатком машины. Однако и информационному веку присуща безработица, причем проблема безработицы становится проблемой не столько количественной, сколько качественной. Дело уже не только в том, сколько существует рабочих мест, а в том, какого типа эти рабочие места, где, когда и кто может их заполнить. Се-годняшняя экономика крайне динамична, отрасли, которые испы-тывают депрессию, сосуществуют рядом с процветающими, и это затрудняет решение проблемы безработицы. Да и сама безработица теперь более разнообразна по своему происхождению.

В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации.

“Третья волна” несет с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на какой-то новой (“ненуклеарной”) семье; на новом институте, который мог бы быть назван “электронным коттеджем”; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего. Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии,денежный средств и власти”

Т. Стоуньер ИНФОРМАЦИОННОЕ БОГАТСТВО: ПРОФИЛЬ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Существует три основных способа, которыми страна может увеличить свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии, переводящей “нересурсы” в ресурсы. В силу высокого уровня развития технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства. информационный обмен ведет к сотрудничеству. Информация, таким образом, - это ресурс, которым можно без сожаления делиться.

А. Турен : французский социолог

“...понятие постиндустриального общества... - здесь инвестиции делаются в иной уровень, чем в индустриальном обществе, то есть в производство средств производства.Организация труда затрагивает лишь отношения рабочих между собой, а потому и уровень, на котором действует производство. Постиндустриальное общество действует более глобально на управленческом уровне, то есть в механизме производства в целом. Это действие принимает две главные формы. Во-первых, это нововведения,то есть способность производить новую продукцию, в частности, как результат инвестиций в науку и технику; во-вторых, само управление, то есть способность использовать сложные системы информации и коммуникаций.

Важно признать, что постиндустриальное общество является таким, в котором все элементы экономической системы затрагиваются действиями общества само на себя.Эти действия не всегда принимают форму сознательной воли, воплощенной в личности или даже группе людей. Вот почему такое общество должно называться программируемым обществом, обозначение,которые ясно указывает на его способность создавать модели управления производством, организацией, распределением и потреблением; поэтому такого рода общество появляется на операциональном уровне не в результате естественных законов или специфических культурных характеристик, а скорее как результат производства, благодаря действию общества само на себя, его собственным системам социального действия”.

Информация

Всю историю человечества можно связать с широко используемым сегодня термином Информация. Термин «информация» происходит от латинского «informatio» - сведения , разъяснения , изложение .

Существует множество определений информации, которые лишь подчеркивают всю сложность и многомерность этого понятия.

Информация - сведения снимающие неопределенность об окружающем мире.

В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России в 1995 году, даны следующие определения понятия информация

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информация существует на носителях, объектах которые несут информацию. В качестве носителей могут выступать объекты живой и неживой природы. Носители бывают разных видов, форм, назначения. Носителем информации может быть человек, лист бумаги (твердая копия), CD-, DVD-диски, флеш-карты, жесткий диск компьютера (электронные носители), стена, небо, деревья и т.п.

Информация существует в двух основных формах:

· дискретная (прерывная) – в этой форме информация существует на цифровых носителях,

· аналоговая (непрерывная) – в такой форме может существовать информация о непрерывных процессах (например, процесс перемещения из одной точки пространства в другую).

Для того, чтобы информация существовала необходим приемник информации, источник и канал связи между ними. Информация передаётся от источника информации к приёмнику в виде сообщений.

Сообщение – информация, подготовленная для передачи.

Сообщение по каналу связи передается посредством сигнала.

Сигнал – процесс, несущий информацию.

Виды информации (по способам восприятие ее человеком):

· визуальная (информация о зрительных образах),

· аудиальная (информация, воспринимаемая на слух),

· тактильная (кожные ощущения),

· кинестетическая (ориентация в пространстве),

· органолептическая (информация о вкусе и запахе).

Свойства информации:

· Объективность. Информация объективная, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

· Достоверность. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверно, достоверная информация может быть необъективной.

· Актуальность. Актуальная информация – информация полученная своевременно.

· Полнота. Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Информация по полноте делится на: полную, неполную, избыточную.

· Точность - точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

· Полезность. Ценность информации для получателя.

Над информацией можно выполнять различные операции:

· Создание/уничтожение,

· обработка,

· получение/передача,

· сбор/хранение/накопление.

Информационный процесс – процесс, связанный с выполнением каких-либо операций над информацией.

Данные – информация, подготовленная для обработки или хранения на компьютере.

Во всяком обществе информация выполняет следующие основные функции:

· интегративную - сплочения членов общества и социальных групп в единое целое;

· коммуникативную - общения и взаимопонимания;

· инструментальную - участия в организации производства и управлении;

· познавательную - как средство отражения объективной реальности и передачи данных.

Информационное общество

Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

Развитие человечества сопровождалось ростом объема накопленных знаний и сведений, как о самом человеке, так и об окружающем его мире. Начиная с начала 20 столетия темпы информации резко возросли. Так, если в 19 столетии общая сумма человеческих знаний удваивались через 50 лет, то к 1950 г. – через каждые 10 лет, к 1970 г. - каждые 5 лет, а с 1990г. - ежегодно. Сложившуюся ситуацию нередко характеризуют с помощью выражения: “информационный взрыв”. Специалистами в области информатики был установлен количественный закон увеличения информации в обществе. Этот закон представляется в виде экспоненциальной функции.

Цивилизация в целом и каждый из нас, в частности, находятся на стадии формирования общества нового типа - информационного общества. Социальная система и право как один из основных регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества.

В соответствии с концепцией 3.Бжезинского, Д.Белла, О.Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество - разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе.

Информационное общество - общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности и характеристики:

Наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;

Новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.);

Возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

Практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернет);

Трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации - мультимедиа;

Отсутствие географических и геополитических границ государств - участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

Типичный пример информационной инфраструктуры такого информационного общества - Интернет. Сегодня Интернет активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах и является основным и активным средством формирования информационного общества.

Объемы информационных ресурсов растут в Интернет экспоненциально.

Японские ученые утверждают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах.

Основу информационного общества составляет производство информации. Прочие продукты становятся более информационно емкими, большую часть их стоимости составляют инновации, дизайн и маркетинг.

Человеку в информационном обществе отводится роль творца, обладающего не только конкретными знаниями, но владеющими техниками и технологиями их обработки и накопления. Информационное общество базируется на разного рода системах компьютерной техники и компьютерных сетей, информационных технологий, коммуникационной и телекоммуникационной связи. Занятость членов информационного общества большей частью связана с сопровождением информационных технологий и их использованием, материальное производство будет возложено на автоматизированные и интеллектуальные устройства.

Все виды информации, функционирующей в обществе, можно назвать социальной информацией.

Различают следующие виды социальной информации:

Политическая;

Экономическая;

Научно-техническая;

Массовая;

Правовая;

Статистическая;

О чрезвычайных ситуациях;

О гражданах (персональные данные);

Компьютерная;

Политическая информация - информация о статике и динамике политических отношениях, политической линии государства, деятельности политических партий и общественных объединений, имидже политических деятелей, обо всех элементах политической системы общества.

Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих экономические процессы и отношения.

Научно-техническая информация - это документированные или публично оглашаемые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения.

Информация о гражданах (персональные данные) - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Основными элементами информации о гражданах являются имя и фамилия, пол, дата и место рождения, место проживания, образование и семейное положение, сведения о социальном положении, принадлежности к политическим партиям и объединениям, физическом и психическом здоровье, финансовом положении, владении собственностью, о судимости и др.

Термин компьютерной информации введен Уголовным кодексом РФ 1996 г. В статье 272 дано определение этого вида информации как информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или в их сети.

По режимам доступа информацию можно разделить на:

Открытую (общедоступную);

Информацию ограниченного доступа (государственную тайну, конфиденциальную информацию, коммерческую тайну, профессиональную тайну, служебную тайну).

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" от 24 июля1993г.).

Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством. Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г. определяет виды конфиденциальной информации. К ним относятся:

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Коммерческая тайна определяется как информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» от 9 июля 2004г.).



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



Что же такое информационное общество? Отметим далее несколько ключевых признаков, характеризующих такое общество.

Во-первых, это общество, в котором:

– право на получение и распространение информации закреплено в Конституции РФ и действующем законодательстве;

– созданы значительные информационные ресурсы;

– производство, хранение, распространение и передача информации уже стали важнейшей частью национальной экономики;

– сформирована информационная индустрия, включающая в себя компьютерную и телекоммуникационную промышленность, разработчиков программного обеспечения, производителей элементной базы и бытовой электроники, мультимедийную промышленность и т. п.;

– граждане имеют комплекс возможностей (технических, политических, экономических, правовых и других) доступа к разнообразным источникам информации.

Во-вторых, информационное общество – это следующая ступень в историческом развитии человечества по цепи «аграрное – индустриальное – постиндустриальное» общество. Или «аграрное – техногенное – антропогенное», где информационное общество является вторым этапом техногенного. Считается, что вплоть до XVI века деятельность общества была направлена на овладение веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление сначала примитивных, а потом более сложных орудий труда. Затем в процессе становления индустриального общества на первый план вышла проблема овладения энергией – сначала тепловой, затем электрической, наконец, в XX веке – атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, повысить уровень жизни людей и изменить характер их труда. В то же время людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире.

Следует согласиться с мнением испанского ученого М. Кастельса, полагающего, что глобальная сеть является результатом революции в области информационных технологий. При этом понятия «общество» и «сеть» все больше сближаются между собой, а в социальной организации начинают преобладать генерирование, обработка и передача информации (этот процесс становится фундаментальным источником производительности и власти в новом обществе). Следовательно, в этом будущем обществе, как отмечает большинство зарубежных и отечественных ученых и специалистов, информация будет играть все более важную роль.

Подсчитано, что для увеличения объема материального производства в два раза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации. В некоторых видах деятельности эта кривая экспоненциального роста информации, по-видимому, значительно круче. Кроме того, информация является свойством, обратным к неопределенности, а релевантная информация – это любая возможность, позволяющая уменьшить (но не обязательно полностью устранить) существующую неопределенность. При этом носителями релевантной информации могут быть сообщения, люди и организации. Но, только связываясь в гигантскую сеть (мегасеть или сеть сетей), новые, по сути, люди и социальные структуры могут сформировать новое общество. В результате возникает зависимость общества от новых способов распространения информации, что дает тем, кто ими обладает, поистине огромную власть.


В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.

Считается, что первая информационная революция связана с изобретением письменности (у разных народов это происходило в разное время). Появилась возможность формализованного сохранения знаний для их передачи последующим поколениям.

Вторая информационная революция (началась в середине XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру. Фактически в этот период скорость распространения информации возросла многократно за счет новой технологии книгопечатания.

Третья информационная революция (началась в конце XIX века) обусловлена изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио и телевидение, позволяющие еще более оперативно передавать информацию. Новые технологии не ограничивались лишь сферой коммуникаций, а внесли значительные перемены в трудовую деятельность и повседневный быт людей.

Четвертая информационная революция (начало – 70 – 80-е годы XX века) связана с изобретением персонального компьютера (ПК). Создание персональных компьютеров было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми оказалось сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки и других технологий (телеграфа, телефона и радио). Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического прогресса (НТП). Стали говорить об «информационном взрыве», называя так бурный рост потоков и объемов информации. В результате в качестве средства для хранения, обработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер. Четвертая информационная революция продолжается до сих пор.

Технологическая база четвертой информационной революции многообразна, но основные роли играют следующие восемь областей информационной техники: новые полупроводниковые приборы; новые поколения компьютеров; волоконная оптика; сотовая связь; спутниковые системы; компьютерные сети; усовершенствованные интерфейсы системы человек – компьютер; цифровые системы передачи сигналов, допускающие многократное сжатие информации.

В-третьих, информационное общество – это ступень развития человечества, на которой доминирующим объектом производства и потребления становятся информационные продукты и услуги, при этом традиционные предметы потребления, производимые промышленностью и сельским хозяйством, не теряют для человека свою актуальность. Просто в процессе производства и в обмене потребляемых товаров и услуг доля «информационноемких» операций и продуктов преобладает.

Информационное общество отличается от остальных обществ тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством, растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими факторами развития (в первую очередь – экономического) общества. Информация и умение работать с ней превращаются в основной стратегический ресурс и главный источник общественного богатства.

Концепция информационного общества имеет продолжительную историю и представляет собой разработанную методологическую основу. Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. Этот термин затем был использован в появившихся практически одновременно в США и Японии работах Ф. Махлупа (1962 г.) и Т. Умесао (1963 г.). А французский социолог А. Турен ввел термин «программируемое общество».

Теория «информационного общества» была развита такими исследователями из США, как М. Порат, Й. Массуда, Т. Стоуньер, Р. Карц. В той или иной мере она получила поддержку со стороны тех ученых, которые акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технетронного (technetronic – от греч. techne), общества, или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей социальной роли знаний.

В 1992 году Исполнительное бюро президента США опубликовало меморандум У. Дж. Клинтона и А. Гора «Технология для экономического роста Америки. Новое направление, которое предстоит создать». В нем было определено, что инвестиции в технологию являются инвестициями в будущее Америки, поскольку технология поможет создать экономическую мощь и подстегнуть экономический рост. В этом документе были сформулированы несколько стратегических целей национального развития США:

Во-первых, обеспечить долгосрочный экономический рост, создающий рабочие места и защищающий окружающую среду (на основе новых технологий).

Во-вторых, правительство должно стать более продуктивным и отзывчивым на нужды граждан (путем внедрения новых технологий).

В-третьих, США должно обеспечить всемирное лидерство в базовой науке, математике и технике.

Понятие «информационное общество» появилось в документах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством М. Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; а «информационные магистрали и супермагистрали» – в канадских, британских и американских публикациях.

В конце XX в. термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли свое место не только среди специалистов в области информации, но также в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев понятие «информационное общество» ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок. 27 марта 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.

В феврале 2008 года в нашей стране принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (далее – Стратегия). Согласно Стратегии целями формирования и развития информационного общества в Российской Федерации являются:

– повышение качества жизни граждан;

– обеспечение конкурентоспособности России;

– развитие экономической, социально-политической, культурной и духов-ной сфер жизни общества;

– совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных целей, относятся:

– формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

– повышение качества образования, медицинского обслуживания, соци-альной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– совершенствование системы государственных гарантий конституцион-ных прав человека и гражданина в информационной сфере;

– развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

– развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– сохранение культуры многонационального народа Российской Федера-ции, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

– противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

– партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

– свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

– поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– содействие развитию международного сотрудничества в сфере инфор-мационных и телекоммуникационных технологий;

– обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач российское государство:

– разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

– определяет контрольные значения показателей развития информацион-ного общества в Российской Федерации;

– обеспечивает развитие законодательства и совершенствование право-применительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

– обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

– создает условия для равного доступа граждан к информации;

– использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

Стратегия определяет следующие направления развития информационного общества в Российской Федерации :

1. В области формирования современной информационной и телекомму-никационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий:

– создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;

– повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;

– модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверен-ного приема российских телерадиопрограмм;

– создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации.

2. В области повышения качества образования, медицинского обслужива-ния, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий:

– расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования;

– внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов;

– предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

3. В области совершенствования системы государственных гарантий кон-ституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере основным направлением является развитие законодательных механизмов.

4. В области развития экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий:

– стимулирование применения организациями и гражданами информа-ционных и телекоммуникационных технологий;

– создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

– привлечение инвестиций для развития российской отрасли информа-ционных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности;

– создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;

– развитие венчурного финансирования высокотехнологичных инноваци-онных проектов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– стимулирование создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере информа-ционных и телекоммуникационных технологий;

– повышение экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности;

– развитие системы региональной информатизации.

5. В области повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг:

– обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;

– интеграция государственных информационных систем и ресурсов;

– увеличение объемов и качества государственных услуг, предостав-ляемых организациям и гражданам в электронном виде;

– совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;

– совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

6. В области развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий:

– развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);

– создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией;

– создание правовых, организационных и иных условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы, государственных академий и отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием;

– повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий.

7. В области сохранения культуры многонационального народа Россий-ской Федерация, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного просвещения:

– развитие системы библиотечных фондов, в том числе Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;

– поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации;

– формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области культуры;

– поддержка деятельности государственных и негосударственных органи-заций по сохранению культурных и нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма в обществе;

– пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа;

– сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан.

8. В области противодействия использованию потенциала информацион-ных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России:

– обеспечение безопасности функционирования информационно-теле-коммуникационной инфраструктуры;

– обеспечение безопасности функционирования информационных и теле-коммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры Российской Федерации, в том числе критических объектов и объектов повышенной опасности;

– повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем;

– создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка;

– совершенствование правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий во враждебных целях;

– обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа;

– противодействие распространению идеологии терроризма и экстре-мизма, пропаганде насилия.

Устойчивый рост масштабов новых информационных технологий в мире предполагает активное использование в этом процессе глобальной сети Интернет в качестве специфического интерактивного средства социальной коммуникации во всех сферах российского общества. Место и роль Интернета в развитии государства и общества определяются следующими положениями:

– в современных условиях Интернет, наряду с другими информационными технологиями, является основным фактором развития информационного общества;

– с развитием Интернета социальные связи и отношения становятся все более независимыми от социального окружения и опираются на индивидуаль-ность человека, у которого возрастают возможности выбора своей социальной ниши на основе усиления социальной мобильности;

– в условиях глобализации Интернет как средство социальной коммуникации способствует развитию национального самосознания;

– потенциал Интернета можно использовать для эволюционного развития общества, которое происходит через увеличение разнообразия элементов, связей социальной системы, изменение ценностей и потребностей индивидов.

Интернет – это средство коммуникации, способствующее процессу глобализации. В то же время компьютеризация повседневной жизни вводит в обиход виртуальную реальность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей, поступков, социальных взаимодействий. Но Интернет не только средство, среда или метод коммуникации, но и виртуальное продолжение среды обитания человека, где человек имеет возможность удовлетворять свои социальные потребности, в том числе коммуникационные.

Особенности социальной роли Интернета, как средства социальной коммуникации, во многом определяются присущими ему важными свойствами – горизонтальностью связей и интерактивностью , в большей степени способствующими внедрению в массовые коммуникации диалогической модели взаимоотношений. Огромный выбор информации и коммуникаций, который предоставляет Интернет конкретному пользователю, содействует индивидуализации социальной среды. Кроме этого, на основе эффективной обратной связи Интернет позволяет переходить к новым способам взаимодействия и освоения прогрессивных достижений всего человечества, что приводит к возникновению новых видов общественных отношений и организационных структур (сети и сетеподобные организации, «онлайновые сообщества»).

В контексте совместной ответственности, а также в рамках понимания социума как сложной самоуправляющейся и самоорганизующейся системы можно понять суть современного информационного общества и способов управления им. Ведь очевидно, что в любом обществе и даже структурах власти люди и их команды постоянно объединяются в подвижные, эволюционирующие структуры, которые зачастую называют сетью сообществ. Именно таким образом сегодня формируется социальная ткань иного качества, представляющая собой неформальные, взаимодействующие между собой центры самоуправления, демократического принятия решений и сотрудничества. Эти сети существуют в контексте разделяемых ценностей и ориентированы на достижение согласованных общими усилиями целей.

С научной точки зрения социальная сеть – это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид), соединенных между собой многочисленными потоками. В отличие от организаций иерархического типа сети определяют необходимость возникновения объединений, построенных по принципу конфедерации, коалиции, альянса. В сетевых системах нет верхнего и нижнего уровней, в них обычно нет деления на уровни, а есть только взаимодействующие узловые пункты ответственности, центры творческого роста, центры действия и энергетические, информационные, коммуникационные меридианы, а также меридианы, отображающие рост потенциала. Сети – это живые, развивающиеся коалиции, основным предназначением которых является решение проблем, производство продукта, обслуживание потребителей, стимуляция личного развития и рост потенциала команды в целом.

Сети как частный случай неоднородного сообщества сохраняются благодаря диалогу, они сконцентрированы на общих интересах, определении разделяемых потребностей, разрешении конфликтов. Как и все прочие сообщества, сеть воспитывает привычку полагаться только на себя, но быть готовым при этом к совместным действиям, разрешению проблем, передаче опыта. Сеть генерирует общность духа и убеждений, интеллектуальное и эмоциональное единство.

Фактически социальные сети возникли с появлением Интернета, который имеет немало преимуществ по сравнению с другими каналами официальной информации о деятельности государства. Причина банальна: Интернет является наиболее удобным и наименее затратным информационным каналом. Присутствие государственных органов в глобальной информационной сети не только возлагает на них юридическую ответственность за соответствие нормативным актам размещенной на их официальных сайтах информации о деятельности, но и вынуждает их становиться более ответственными по отношению к гражданам, повышает социальную защищенность последних и стимулирует их политическую вовлеченность.

Социальную сеть в Интернете мы понимаем как платформу, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Обычно на сайте Сети можно указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой учетную запись пользователя смогут найти другие участники. Различаются открытые и закрытые социальные сети. Одна из обычных черт социальных сетей – система «друзей» и «групп».

С развитием технологий Web 2.0 социальные сети обрели осязаемую основу в виде порталов и веб-сервисов. Так, найдя на одном из таких сайтов совершенно незнакомого для себя человека, можно увидеть цепочку промежуточных знакомств, через которую вы с ним связаны. Победное шествие по Интернету социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com («Одноклассники» являются его русскоязычным аналогом). Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003 – 2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. В Россию мода на социальные сети пришла двумя годами позже – в 2006-м, с появлением «Одноклассников» и «В Контакте».

И если LinkedIn создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь в соответствии с пирамидой Маслоу именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение. Социальные сети стали своего рода Интернет-пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.

В противоположность традиционным средствам коммуникации, основная функция которых состоит в доставке информации, Интернет является не просто передатчиком информации, а значительно больше – глобальным виртуальным рынком. Существование электронного рынка в среде глобальной информационной сети обусловлено возможностью реализации в Интернете платежных систем, позволяющих интерактивно оплачивать товары и услуги.

Таким образом, экономически развитые страны мира два десятилетия активно строят у себя информационное общество. Проявляется это в том, что информационные технологии практически «вживляются» в общественную ткань. В этих странах Интернет становится общественным достоянием и кардинально определяет развитие социумов. Он является системообразующим фактором для мировой информационной системы и выступает информационно-сетевым базисом информационного общества.

Появление Интернета позволяет говорить о всемирном информационном поле, в рамках которого взаимодействуют многочисленные международные и национальные акторы. Именно Интернет в последние годы становится также политическим фактором, поскольку заставляет государственную власть и политическую элиту действовать более публично, использовать информационные технологии для повышения эффективности своей деятельности.