Что такое Hi-Fi-наушники и как их выбрать? HI-FI — теория и практика


Как мы характеризуем звучание hi-fi? Большинство аудиофилов, скорее всего, скажут, что мы пытаемся воспроизводить звучание как можно более близкое к звучанию оригинала. Поэтому, если вы закрываете глаза, то можете вообразить, что слышите реальный звук.

То, насколько близко можно подойти к реальному звучанию, зависит не только от качества громкоговорителей и электроники, но также и от фундаментальных ограничений стереофонического и многоканального форматов, используемых в настоящее время. Хорошая система в хорошей комнате для прослушивания способна создавать абсолютно убедительную иллюзию реального звучания. Именно такого эффекта необходимо было достичь с естественно записанной акустической музыкой.

Мы стараемся сохранить естественную тональность инструментов и голосов, их относительное расположение в пространстве, а также обеспечить точность воспроизведения в широком динамическом диапазоне. Легче всего достичь этого с камерными ансамблями и солистами, когда помещение прослушивания не слишком отличается по размеру от помещения, в котором производилась запись.

Гораздо сложнее сделать это с большим оркестром, так как в этом случае потребуется создать иллюзию пространства концертного зала в комнате весьма скромных размеров. Конечно же, необходимо принимать во внимание, что инженер звукозаписи учитывает это в своей работе. Поэтому при прослушивании классической и акустической музыки с помощью акустических систем класса «hi-fi» главным вопросом, который мы себе задаем, является: «Это звучание реальное?»

Для студий, записывающих рок или поп-музыку, ситуация немного отличается. Эта музыка создается в студии звукозаписи, и её баланс достигается электронным способом в зависимости от того, как она звучит во время воспроизведения через мониторы в аппаратной студии. Если студия спроектирована правильно, то запись, хорошо звучащая из мониторов аппаратной, будет так же хорошо звучать и при воспроизведении на домашней аудиосистеме в типовой комнате. Подобные записи не имеют такого же эталонного звучания, какое имеет акустическая музыка. Мы полагаемся на то, что звукорежиссёр создает разумно сбалансированную фонограмму, которая будет правильно воспроизводиться типовой домашней аудиосистемой. Сохраняется общее стремление записывать источники звука так, как они звучат в естественном виде, например, электрогитару с усилителем, однако всё чаще для улучшения того, что было записано в студии, используются электронные эффекты.

Например, при студийной записи джазового ансамбля инженер звукозаписи обычно располагает микрофоны рядом с разными группами инструментов с тем, чтобы затем свести их вместе в одной ровной гармоничной фонограмме. Одна группа может записываться «ярко» звучащим микрофоном (или в ярко звучащем месте), а другая с немного другими характеристиками, что помогает свести их вместе с наиболее приятным совместным звучанием, даже если их индивидуальное звучание может в чем-то отличаться от того, что можно услышать, сидя прямо перед ними.

Таким образом, необходимо помнить, что запись не всегда отражает реальное звучание, и учитывать это при использовании студийных записей для оценки качества звучания акустических систем.

Что же касается звуковых дорожек кинофильмов, нужно быть также очень внимательным, так как они чаще гораздо ближе к «эффектам», чем к реальности. При этом качество звучания голосов часто страдает из-за методов их записи и последующей обработки. Однако, как и в случае других жанров, мы собираем вместе записи, которые затем используются как единое целое, и это скажет нам то, что мы должны знать о работе акустических систем.

В повседневной жизни мы часто используем иностранные слова, не задумываясь об их содержании. Одним из таких терминов является Hi-Fi. Мы говорим: «Hi-Fi аппаратура», «Hi-Fi индустрия» и даже «все будет Hi-Fi». При этом всегда подразумевается нечто качественное, серьезное, но при этом вполне доступное, если поднакопить деньжат. Так что же такое Hi-Fi на самом деле?

Сокращение Hi-Fi получено от английских слов High Fidelity. Дословный перевод этого выражения – «высокая верность». Обратите внимание на слово «верность». Используется именно оно, а не «точность» (precision) или «четкость» (definition). Речь идет о том, чтобы звуковая и визуальная информация до слушателя доходила верно, то есть подразумевается целый комплекс характеристик, обуславливающих передачу сигнала с малыми искажениями. Для сравнения, термин «высокая четкость» (high definition) также существует и сейчас активно используется при продвижении тех или иных продуктов. Но обозначает он только одну сторону вопроса качественного воспроизведения видео – количество строк в изображении. Однако, если мы разложим изображение на большее число строк, чем обычно, но, скажем, не обеспечим качественное воспроизведение цветов, то это не будет верной передачей.

Проблемой оценки верности звуковоспроизведения люди интересовались еще на заре звукозаписи. В XIX веке считалось, что запись сделана с высоким качеством, если собака узнает голос своего хозяина, воспроизводимый на граммофоне. Вот почему в 1899 году собака, сидящая у граммофона, стала эмблемой звукозаписывающей компании EMI.

Термин High Fidelity появился в 50-х годах XX века. Те времена были переломными для индустрии бытовой аппаратуры. Пластинки на 78 об/мин, характеризующиеся высоким уровнем шума, уступили свое место виниловым дискам. Делаются первые опыты в области стереофонической записи. Появляются первые бытовые магнитофоны. Развивается радиовещание в FM-диапазоне, обеспечивающее более высокое качество звука по сравнению с AM-станциями. Но обычным пользователям во всем этом многообразии новинок было разобраться трудно, и тогда придумали термин, обозначающий аппаратуру, воспроизводящую звук лучше, чем раньше. Обратим внимание, что сначала High Fidelity относилось только ко звуку.

В 60-х – 70-х годах бытовая аппаратура значительно усовершенствовалась и устройства, обеспечивающие вполне приемлемое качество звука, стали массовыми. Тогда возникла необходимость отделить «очень хорошую» аппаратуру от «просто хорошей». В 1973 году западногерманский институт стандартизации DIN создал стандарт DIN 45000, в котором впервые были сформулированы требования к аппаратуре класса High Fidelity. Полностью приводить этот стандарт мы здесь не будем, в качестве примера приведем лишь нормы на усилитель. Для того, чтобы усилитель можно было отнести к классу High Fidelity, диапазон воспроизводимых частот должен лежать в пределах от 40 Гц до 16 кГц при неравномерности АЧХ не более +/- 1,5 дБ. Коэффициент нелинейных искажений в диапазоне 40 – 12500 Гц не должен превышать 1%. Конечно, у кого-то эти параметры могут вызвать улыбку.Намного более высокие показатели можно найти сейчас даже у самой дешевой аппаратуры. Но не будем забывать, что DIN 45000 описывал характеристики, измеряемые жестко определенным способом. А производители дешевой аппаратуры нередко измеряют параметры своей продукции в режимах, не имеющих ничего общего с реальными условиями эксплуатации и получают при этом высокие показатели, хотя на самом деле качество звука не очень хорошее. Если честно мерить по DIN 45000, то даже в наши дни очень немногие образцы аппаратуры будут соответствовать этому стандарту.

В 70-е годы появляются первые бытовые видеомагнитофоны и проигрыватели лазерных видеодисков (LD). Тогда же, в 70-х годах, термин High Fidelity сокращается до аббревиатуры Hi-Fi.

Появление бытовой видеоаппаратуры привело к распространению термина Hi-Fi и на видео. Однако, для видео ничего подобного стандарту DIN 45000 создано не было. Поэтому использование понятия Hi-Fi применительно к видео носит произвольный характер, каждый при этом понимает свое. Иногда подразумевается, что аудио-видео система соответствует требованиям Hi-Fi, если звуковое сопровождение в ней соответствует этому стандарту.

В 80-х годах термин Hi-Fi, можно сказать, зажил своей жизнью, не связанной напрямую со стандартом DIN 45000. Так стали обозначать все, что обеспечивает высокое качество звука и изображения. Кстати, стандарт DIN 45000 сохранился до наших дней, но, как уже отмечалось, далеко не каждый производитель возьмет на себя смелость использовать его.

Дело дошло до того, что в понятие Hi-Fi те или иные группы пользователей стали вкладывать каждый свое. Например, иногда Hi-Fi обозначают стереофонические аудиосистемы в противовес домашним кинотеатрам. Дело в том, что в многоканальном домашнем кинотеатре требования к качеству звука несколько ниже, чем в стереофонической аудиосистеме. Когда пользователь захвачен происходящим на экране действием, то он не замечает некоторых огрехов в звуке. С другой стороны, задача создания пространственной звуковой картины с использованием только двух колонок предъявлет более высокие требования к аппаратуре, чем при использовании многоканальной системы. Другой вариант использования термина Hi-Fi – использование источника сигнала, не подразумевающего сжатие – CD, «винил» - в противовес MP3 и подобным ему форматам.

В общем, под термином Hi-Fi в наше время нужно понимать аппаратуру, обеспечивающую высокую верность воспроизведения путем использования современных технологий, пригодных для крупносерийного производства. Когда речь заходит об индивидуальной сборке и настройке, широком использовании драгоценных металлов и особых сплавов, а также об особенностях воспроизведения, которые не могут быть описаны математическим формулами, тут уже начинается High End. Но это тема для отдельной статьи.

Стремление улучшить комплект своей домашней аппаратуры присуще каждому владельцу. Кто-то останавливается на первоначальном варианте комплектации, ну а многие постепенно совершенствуют все . Наступает период, когда актуальным становится вопрос приобретения аппаратуры для кинотеатра высокого качества – hi-fi класса. Ошибки недопустимы: они дорого обходятся как в финансовом плане, так и в эмоциональном.

Основная задача такого кинотеатра - воплощение максимально возможного ощущения присутствия . Обладатель такой домашней системы должен почувствовать себя в роли реального участника событий, слушателем исполнения симфонического оркестра, находящимся в воображаемом зале консерватории.

Нужно заметить, что величина реального проникновения и спектр эмоционального восприятия целиком зависит от качества данного кинотеатра.

Научные изыскания показали, что определяющее воздействие на психику человека оказывает звуковая составляющая, а не видеоряд. Поэтому создатели домашних систем большое внимание уделяют всем без исключения компонентам кинотеатра, включая соединительные провода. Общий класс домашней установки определяется классом составляющих элементов .

Среди кинотеатров для дома преобладают стандартные, . Они достаточно недороги, и в то же время хорошо вписываются в домашний интерьер, имея довольно сносные акустические параметры, неплохую мощность, которой хватает для воспроизведения кинофильмов и музыки. Стандартный потребитель имеет возможность широкого выбора в таком сегменте кинотеатров.

Для более требовательных и обеспеченных поклонников качественного звука и видео предоставляются кинотеатры класса Hi- Fi (Хай – Фай). Несмотря на то, что они стоят намного дороже обычных домашних установок, выбор и в этом сегменте достаточно велик.

Что такое на самом деле HI-Fi?

Чётко выраженного ответа на этот вопрос на самом деле нет. Сокращение Hi-Fi («высокая верность») скорее является признаком высокого звукового уровня . Как правило, этот штамп был присущ аппаратуре второй половины прошлого столетия. Основным показателем на тот период времени была полоса воспроизводимых частот - от 20 Гц до 20 КГц, плюс коэффициент нелинейных искажений 3%.На сегодняшний момент эти показатели не являются гарантией высококачественного звука.

Технология современных производителей домашней аппаратуры значительно выросла, поэтому формат Hi-Fi является на данный момент не столько техническим эталоном, сколько торговым брендом.

Современные процессоры и микросхемы обладают возможность легко помещать звук в диапазон от 20 герц до 20 килогерц, но составляющие систем акустики, продающихся под названием Hi-Fi, часто не соответствуют параметрам высокого по качеству звука. Такого рода кинотеатры, а их в продаже большинство, даже с мультимедийными проблемами не справляются. Большинство фирм, производящих истинное Hi-Fi, определяют высокое качество звука термином «высокоточный ».

Систематика HI-FI

Перед приобретением комплекта настоящего Hi-Fi полезно определить приоритеты для будущей домашней системы. По сложности задач техника Hi-Fi делится всего на два подраздела:

  • воспроизведение музыкального ряда;
  • просмотр кинопродукции.

Казалось бы, почему нельзя прослушать хороший концерт на престижном кинотеатре? Конечно, можно, но если рассматривать воспроизведение различных по типу продуктов, то без разграничения обойтись нельзя.

Сегодня производят новейшие модели усилителей , которые по стоимости превосходят несколько домашних комплексов взятых вместе. Такая цена диктуется возможностью ощутить «живой звук» в полном его измерении, передать все тончайшие нюансы исполнения, возможность услышать звук хлопка крыльев бабочки. Самые дорогостоящие ресиверы для кинотеатров не помогут в передаче таких тонких различий, и не по причине плохого изготовления, просто у них другие цели.

Особенности выбора Hi-Fi

В последнее время распространены кинотеатры, сделанные по принципу «всё вместе». За относительно малую сумму предлагается проигрыватель, встроенный в усилитель на несколько выходов, плюс . Классифицировать такие сочетания как Hi-Fi можно лишь по полосе пропускаемых акустических частот. За желание услышать истинный звук акустического концерта необходимо заплатить на порядок дороже.

Желательно знать «в лицо» фирмы, которые занимаются производством только высококачественной техники и больше ничем. Именно таким производителям, в силу их узкой специализации можно всецело доверять.

Для примера можно указать фирму Onkyo, производящую компоненты высокого класса.

Многие производители для поднятия рыночного рейтинга стали уделять много времени созданию «дизайнерских» комплексов. В основном это коснулось систем акустики. Надо принимать во внимание, что супермодные, красивые, узенькие и плоские колонки с крошечными динамиками способны только на то, чтобы улучшить новомодный интерьер квартиры, но звучание хорошего качества получить из такого устройства невозможно. Акустику, безусловно, надо вписывать в интерьер, но не забывая о законах «продвинутого звука».

Итак, если идея приобрести домашнее оборудование класса Hi-Fi обретает черты реальности, прислушайтесь к ряду практических рекомендаций, возможно они окажут существенную помощь в нелёгком выборе.

Ключевое значение ресивера

Качественный ресивер - это генеральный штаб по управлению кинотеатром. На него скоммутированы все устройства системы. У таких ресиверов обязательно наличие множества цифровых входов, присутствуют также аналоговые, можно подключать даже . На чём необходимо заострять внимание:

  1. Рабочая мощность . На данное устройство входной сигнал подаётся без усиления. Для передачи на акустику сигнал необходимо усилить. Обратите внимание, что как правило величина мощности указывается на один канал. Грубо говоря, мощность реализуется в полной мере при включении только одной колонки. При , мощность упадёт пропорционально их количеству.
  2. Качество цифрового преобразователя является первоосновой для звука высокого качества, который получен по цифровым входам.
  3. Параметр силы тока . Он говорит о возможности длительное время поддерживать низкочастотный сигнал на стабильном уровне. Если величина этого параметра недостаточно высока, то есть вероятность затухания звука НЧ с последующим сливанием в общий гудящий звук.
  4. Контрольное прослушивание . Ресивер обеспечивает только порядка трети окончательного звука и лучше прослушать его звучание с выбранной акустикой. Ведь индивидуальное восприятие звука у каждого разное, плюс прослушивание лучше делать не в «тепличных условиях», а в рабочем помещении.

Выбор акустических систем

Если разобраться, акустическая система - это ваш звук в чистом виде. Рынок переполнен акустикой всевозможных габаритов и форм. На чём надо сконцентрировать внимание при выборе?

  1. Величина мощности . Только не путать с параметром громкости. Мощность больше гласит о надёжности, отвечая на вопрос какой сигнал может пропустить данная колонка. Для соблюдения высокого качества необходимо, что бы номинальная мощность акустики была выше предельной мощности усилителя. Немаловажно согласование по сопротивлению с усилительным блоком.
  2. Мера рассеивания звукового сигнала . Чем больше данный показатель у акустической системы, тем она удобнее в размещении, так как разворот к слушателю не становится обязательным. Есть ряд колонок с небольшим показателем, которые рассчитаны на единственного слушателя.
  3. Местоположение фазоинвертора . К стене комнаты можно устанавливать акустику с фронтальным расположением фазоинвертора. Это существенно упрощает дизайнерскую задачу. В варианте тылового расположения возникает опасность появления «звуковой каши». Помочь может шумопоглощающий материал, расположенный за колонками.
  4. Количество передаваемых частотных полос . Динамик в единственном числе не в состоянии воспроизводить весь диапазон частот. Конструкторы применяют различные типы динамиков для воспроизведения различных частот. В конечном счёте 3-х полосная колонка имеет раздельные динамики для прослушивания своего диапазона.

Любую систему перед приобретением необходимо прослушать вживую, ведь каждая по- своему украшает звучание.

Принимать финальное решение о приобретении кинотеатра класса Hi-Fi необходимо на взвешенной основе и с помощью скрупулёзной оценки всех факторов, не упуская значения множества деталей, особенно тех, которые на первый взгляд могут показаться малозначительными. Надо помнить, что качественный эффект возможно получить только если вся аппаратура грамотно размещена, с учётом интерьерных особенностей помещения.

Какие определют ту грань, за которой можно себе сказать "да это я могу слушать".

Да этой грани нету. Просто люди делятся на терпимых к отдельным недостаткам, и нетерпимых. Причем у каждого степень нетерпимости может быть различной к разным аспектам бытия. Вот я например, почти всегда на слух угадываю разницу между mp3 и lossless. Думаю, слепой тест я тоже преодолею, если на меня не давить в этот момент, а дать спокойно послушать. Поэтому всю фонотеку перевел в lossless, хотя от этого выбор стал меньше, а mp3 почти больше и не слушаю никогда. Но вот на этом сайте принято считать, что усилитель Marantz - это фейл. И для рока он не катит, только для джазика составом не более трех собравшихся, играющих шепотом. Причем рассказывают жуткие ужасы. А я вот у себя их в упор не слышу. Пыжусь, напрягаю седалище, и никак. Включал и рок, и металл разный. Играет, никакого эпик фейла. Охотно верю, что это не локомотив прогресса, и есть приборы, которые это исполнят лучше. Но у них ценник обычно конский. Но Маранц справляется! Кашу слышал наверное раза два, причем мне показалось, что какафонию создали сами музыканты. Один раз слышал, как в сложном месте звук запутался инструментами, что удивило. Но я не уверен, что это усилитель, вполне возможно, ЦАП в CD-проигрывателе так отработал с глюками. Наверное, надо лучше акустику подбирать, тогда никакой каши не будет. Дело в том, что многие "слышат" или "видят" что что-то "лучше", только потому что это рекомендовано "знающими людьми". Самовнушение работало и работает. Эффект плацебо подтвержден сотнями исследований, а Чумак заряжал батарейки из телевизора еще недавно. Я просто прагматик и реалист. Мне психологи как то в один голос сказали, что на мне гипноз, скорее всего, не сработает. Самоконтроль и самокритика слишком сильные. Человек должен сам настроиться, чтобы его ввести в транс. А на сеансах Кашпировский проводил рукой по лицу, и человек бух, падал! Если это не инсценировка, конечно. Но мне рассказывали реальные истории по словам очевидцев, побывавших у него на сеансах. Впрочем, он сам не раз повторял, что его методика работает не на всех. Так что понятие HiFi - во многом субъективно, и граница его плавает в очень широких пределах. Кроме того, сознание может с нами шутить, выдавая одно за другое. Один слышит, что звук стал "рельефным" и "выпуклым", другой тут же, в упор - не слышит. И опять же, я например, могу слушать звук хуже качеством, но стремлюсь к лучшему, если это возможно. Для некоторых это вопрос жизненной необходимости, они просто не переваривают, когда звук в чем-то не дотягивает до их критериев качества.

Если прямо отвечать на вопрос, что HiFi, а что нет, думаю, это возможность воспроизвести звук с источника заведомо хорошего качества так, чтоб были слышны все нюансы фонограммы. Это не относится к понятиям микро-макро динамики, "аналоговости", "теплоте" и прочему, оно уже разновидности.

Большинство пользователей домашней акустики не испытывают особых неудобств при прослушивании музыки в формате MP3 и даже при просмотре фильмов с простой стереоканальной звуковой дорожкой. Однако некоторым хочется получить максимально качественный звук, а постоянно подстраивать эквалайзер в процессе эксплуатации дешевых колонок – занятие утомительное. Если вы – один из таких пользователей, и вам не нужны преувеличенные басы, от которых дрожат не только стекла, но и бетонные перекрытия – Hi-Fi системы существуют именно для вас.

Стоит отметить, что Hi-Fi – это удовольствие не из дешевых. Скорее всего, придется собирать такую систему постепенно, покупая буквально по колонке в месяц. Но это того стоит, если вы хотите полностью защитить себя от разочарования при пользовании акустикой.

Выбор компонентов Hi-Fi системы

Вероятно, между решением о сборке высококачественной системы и, собственно, ее покупкой пройдет несколько месяцев – много времени уйдет на изучение всех тонкостей этого вида акустики. Стоит полистать специализированные журналы, после прочтения некоторых из них выражения вроде «теплый ламповый звук» и «дерзкий ядовитый ресивер» станут для вас не пустым звуком.

Но до превращения в полноценного аудиофила стоит разобраться в базовых понятиях, связанных с Hi-Fi акустическими системами. Например, стоит понять, что влияет на стоимость акустики.

В отличие от Hi-End систем, Hi-Fi акустика стоит ровно столько, сколько должна. При этом каждый из ее элементов – будь то малозначимая колонка-сателлит или усилитель звука – стоит примерно одинаково. Подчеркнем: должна стоить одинаково. Говоря более простым языком, необходимо покупать устройства из одной ценовой категории, потому что проседания в качестве неизбежно скажутся на итоговом звучании системы. Важно также учитывать условия эксплуатации: если система устанавливается не в специальной восьмиугольной комнате, и в ней имеются разные предметы, сильно влияющие на распространение звука (хотя бы мебель) – компоненты системы смогут качественно звучать только в том случае, если они максимально близки по своим техническим характеристикам.

Любая Hi-Fi система должна состоять из следующих компонентов:

  • комплект колонок (от двух до восьми);
  • усилитель звука или AV-ресивер;
  • источник звука (компьютер, музыкальный центр, проигрыватель);
  • набор акустических кабелей – для соединения источника звука с усилителем и для подключения усилителя к пассивным колонкам и сабвуферу.

Для неискушенных пользователей все эти компоненты объединяются в общий набор и продаются в красивых коробках по взвинченным ценам. Продавец будет нахваливать вам качество звука, демонстрируя все его нюансы на примере mp3-файла с битрейтом 128 кб/с или вообще, включив радио. Это позволит ему оправдать все изъяны звука и ввести покупателя в заблуждение. Вы подумаете, что уж ваши-то с любовью и вниманием собранные музыкальные файлы будут звучать как надо. Но стоит лишь присмотреться к отдельным элементам такой системы, и сразу станет очевидно – по своему качеству колонки не далеко ушли от китайских компьютерных стереопар за 500 рублей. Поэтому лучшим выбором станет сборка Hi-Fi системы своими руками из отдельных элементов.

Фронтальная Hi-Fi акустика

Если финансовые возможности ограничены, а размеры комнаты не позволяют полноценно разместить все элементы акустики 5.1 или 7.1, стоит обратить внимание на качественные стереосистемы. Состоят они из двух колонок, которые выводят звук с фронтальных каналов – левого и правого.

Фронтальные колонки бывают двух типов:

  • напольные – имеют большой размер и, как правило, являющиеся многополосными;
  • полочные или настенные – меньше в габаритах и, по мнению некоторых пользователей, создают менее насыщенную звуковую картину.

Преимущество второго типа перед первым в случае с небольшим помещением – весь звук будет поступать прямо в комнату. В случае же с большими напольными колонками могут выявиться некоторые проблемы, преимущественно с басом – из-за физических особенностей низкочастотных волн звук будет идти не к центру помещения, как он должен, а в обратном направлении – к соседям в соседней квартире. Кроме того, не исключены искажения звука – гудение басовых партий.

Можно сказать, что полочные колонки уступают напольным в масштабности. Но есть у них и заметный перевес в микродинамических характеристиках, что подтверждают многочисленные тестовые прогоны и испытания. Субъективно же можно заметить, что маленькие стереосистемы обеспечивают глубину звучания в замен его масштабности: так, легко заметить самые мелкие нюансы исполнения музыки, тонкости ударов по барабанам, отдельные дребезжания струн и так далее.

Выбор усилительного устройства

Усилитель или ресивер? Этот вопрос заботит многих пользователей, впервые сталкивающихся с Hi-Fi акустическими системами. Разница между этими устройствами, в основном, заключается в удобстве применения и количестве функций.

Функционал усилителя, как правило, ограничивается только усилением звука; некоторые модели также могут собирать сигнал и передавать его на несколько колонок сразу или менять больший спектр физических характеристик звука. Ресивер же – это многофункциональное устройство, которое включает в себя:

  • радиоприемник;
  • декодер аудио сигнала по разным технологиям;
  • ЦАП – устройство, которое трансформирует аналоговый сигнал в цифровой и обратно, что очень важно в том случае, если источник звука не позволяет подключать цифровые хайфай колонки по соответствующему интерфейсу;
  • усилительный блок (отличие от обычного стереоусилителя, имеет не два канала, а от шести до восьми, что позволяет подключать все элементы системы объемного звука вместе с сабвуфером, а не собирать комплект усилителей по одному для каждой колонки);
  • устройство для объединения акустических сигналов;
  • блок обработки видео.

Таким образом, можно сделать простой вывод – ресивер лучше всего подходит, если он станет центром объемной мультимедийной системы, например домашнего кинотеатра с восьмиканальной акустикой. Для простой стереосистемы же хватит и соответствующего стереоусилителя – есть мнение, что и качество будет в таком случае более высоким.

Установка колонок

Вы долго выбирали подходящую систему, копили на нее полгода, наконец-то принесли домой, подключили и… ничего не произошло. Ничего особенного, по крайней мере, и отличия от старых колонок за 500 рублей совсем не заметны. Не стоит волноваться – это абсолютно стандартная ситуация. Одной покупки качественных Hi-Fi колонок и правильного их подключения недостаточно – важно также правильно их установить.

Прогрев

Перед введением системы в полноценную эксплуатацию колонки необходимо прогреть. Это нужно для того, чтобы детали устройств сбалансировались и вошли в гармонию друг с другом, диффузоры излучателей растянулись и обрели эластичность и вообще, чтобы все характеристики системы вышли на задуманный инженерами уровень. Но как же осуществляется прогрев колонок?

Для прогрева необходимо использовать музыку, которая покроет весь спектр частот – лучше всего для этого подойдет какая-нибудь радиостанция, транслирующая музыку разных жанров. Включить колонки нужно на сутки, выставив громкость примерно на треть от максимальной, не допуская перегрузки устройств.

Конечно, непросто будет включить громкую музыку на 24 часа, чтобы никого этим не взбесить. Кое-какие хитрости помогут вам в этом:

  • колонки переключаются в режим моно, чтобы добиться идентичности звучания на каждом из динамических излучателей;
  • одна колонка подключается к усилителю правильно – плюс к плюсу, минус к минусу, а вторая – реверсивно, то есть плюс к минусу и наоборот;
  • колонки ставятся напротив друг друга динамиками друг к другу – сближение их должно быть максимальным, но без соприкосновения;
  • сверху колонки можно укрыть материалом, не пропускающим звук – одеялом или поролоновым полотном.

Получится система по типу активного шумоподавления – звуки из колонок будут находиться в противофазе и заглушат друг друга. Грубо говоря, мощность звука останется той же, но вы ничего не услышите.

Кроме того, нельзя включать колонки сразу после того, как принесете их домой. Дайте устройствам полежать немного, чтобы они привыкли к комнатной температуре – ничто не убьет электронику быстрее, чем конденсат, возникающий из-за разницы температур.

После прогрева останется только опытным путем определить идеальные места для размещения колонок – и можно наслаждаться качественным Hi-Fi звуком.