Что же такое информационная архитектура

Всем привет!

Как и обещала, сегодня мы продолжим разговор об оценке графического интерфейса, но на этот раз займемся информационной архитектурой.
Еще раз хочу подчеркнуть: то, что предыдущая статья посвящена визуальному дизайну, а эта – информационной архитектуре, ни в коем случае не означает, что в таком порядке нужно оценивать интерфейс. Как правило, на практике все эти проверки нельзя явно отделить друг от друга, но для начала, чтобы упростить понимание, мы разберемся по отдельности с каждым компонентом.
Все, о чем пойдет речь дальше, в большей степени касается веб-приложений, однако отдельные советы относятся и к другим информационным системам.

Итак, что же такое информационная архитектура? Определение, которое нравится мне больше всего, гласит:

«Информационная архитектура занимается принципами систематизации информации и навигации по ней с целью помочь людям более успешно находить и обрабатывать нужные им данные ».

Если отбросить все лишние подробности, остается два главных аспекта:

- Организация информации;
- Обеспечение навигации по ней.

Сталкивались ли вы когда-нибудь с сайтами, на которых не могли найти то, что вам нужно (хотя подозревали, что оно где-то есть)? Или с сайтами, на которых информации было настолько много в одном месте, что вы совершенно терялись в ее обилии? Если да, добро пожаловать в клуб.

Мы постараемся определить, как можно обнаружить проблемы, связанные с информационной архитектурой, и как их поправить. А чтобы не быть голословными, мы возьмем пример из реальной жизни и прочувствуем, что же такое эта самая информационная архитектура на практике.

Пример: за деревьями леса не видно

В качестве примера я хочу привести сайт БГУИР bsuir.by (да-да, его только ленивый не ругал).

При оценке информационной архитектуры в первую очередь нужно определиться, каким целям служит ваша система, и составить список задач, которые с помощью нее пользователи будут выполнять.

Для чего большинство студентов заходит на сайт университета? Как правило, за следующим:

Посмотреть расписание занятий и экзаменов;
- Узнать о важных событиях и новостях в жизни университета;
- Посмотреть информацию о преподавателях (как зовут, какая кафедра, где искать);
- Уточнить какие-то организационные вопросы (куда и в каком формате подавать те или иные документы).

Если с расписанием еще более-менее (хотя на главной странице никаких новостей о том, что оно появилось или обновилось не отображается, а для магистрантов оно запрятано так, что еще поискать нужно), то по всем остальным пунктам ситуация печальная. События и «горячие» новости публикуются на главной, что замечательно. Однако важные объявления появляются только в глубоко запрятанных разделах (отдельно для факультетов, кафедр и магистратуры). С преподавателями еще печальнее: если нерадивый студент не может вспомнить факультет или кафедру, ему придется последовательно облазить все страницы. А если он к тому же помнит только название предмета, вообще считай пропало. Поиск в этом случае ему не помощник: навскидку при попытке искать троих преподавателей с моей любимой кафедры (замечу, не самых малоизвестных – у каждого еще и список публикаций, в которых повторяются их ФИО) поиск мне выдал «Ничего не найдено… ». И это при том, что я искала по полному сочетанию ФИО!

Если знать, где искать, все эти люди находятся за 4 клика. А если не знать, их просто не существует на сайте.

UPD : Как оказалось, недавно на сайте bsuir.by появился поиск по преподавателю . Его еще предстоит серьезно дорабатывать, но в целом тенденция не может не радовать.

Что касается документов… В том или ином виде ссылки на документы «размазаны» по разным частям меню. И ни одна из ссылок не подсказывает студенту, что он на правильном пути. Документы сгруппированы по типу (приказы, планирование (!), положения и т.п.), а не по целевой аудитории. Ну и, разумеется, поиск результатов не дает.

Ситуацию могло бы спасти, если бы в меню был отдельный пункт «Студентам», куда бы были вынесены все наиболее востребованные для студентов разделы (кстати говоря, определить, какие это разделы, можно с помощью карточной сортировки, о которой стоит посмотреть презентацию ). Или нормально функционирующий поиск. А пока на сайте нет ни того, ни другого, он лучше подходит для иллюстрирования проблем с информационной архитектурой, чем для использования.

А как надо?

Теперь, когда вы ощутили масштаб трагедии, предлагаю познакомиться с несколькими нехитрыми советами, которые позволят вам проверить, насколько удачно организована информация в вашей системе. В соответствии с данным выше определением, автор которого, если мне не изменяет память, Луис Розенфельд, мы рассмотрим ИА в двух аспектах: навигация и организация информации.

1. Оцениваем навигацию

Неважно, как много полезных «фич» вы прикрутили к вашей системе: если пользователь не может их обнаружить, это равносильно их отсутствию. Поэтому понятная система навигации – это одно из обязательных условий для удобства системы.

На что следует обращать внимание:

1) Навигационное меню. Практически на любом сайте оно присутствует в том или ином виде. Если говорить о требованиях, которым оно должно соответствовать, можно выделить следующее:

Не изобретайте велосипед. Если на большинстве сайтов меню размещено сверху либо слева, это не потому, что никто не додумался поместить его снизу или справа. Пользователям привычно именно такое расположение, и именно в этих местах они будут его искать.

Расположение меню не должно изменяться при переходе от одной странице к другой.

Располагайте наиболее часто используемые пункты ближе к началу.

Навигационное меню должно быть визуально отделено от всего остального.

Выделяйте выбранный пункт меню.

Для тех, кто хочет узнать немного больше, советую почитать гайдлайны http://usability.gov/guidelines/index.html (раздел Navigation ).

2) В системе должен быть поиск . Возможно, я сейчас скажу очевидные для всех вещи, но, тем не менее: огромный процент пользователей перемещается в пределах сайтов и между ними, используя систему поиска. Для вас, скорее всего, привычнее открыть браузер, набрать желаемый сайт и перейти к нему. Однако большое число людей делают иначе: они открывают поисковую систему, например, Google, и набирают сайт прямо там, переходя к нему из результатов поиска.

На сайте же многие вообще не обращают внимание на навигационное меню и все перемещения осуществляют при помощи поиска. Поэтому если такой пользователь не видит на сайте поиска и по беглому взгляду на меню не понимает, где находится то, что ему нужно, велика вероятность того, что сайт будет покинут, даже если на самом деле там есть все необходимое.

Помимо облегчения навигации для пользователя, поисковые запросы можно анализировать впоследствии, для того, чтобы исследовать ваших пользователей. Это позволит выявить неожиданные проблемы с юзабилити и просто лучше понять свою аудиторию.

3) Поиск должен не только присутствовать, но и приносить пользу . Наличие поиска может компенсировать некоторые проблемы с навигацией, но только если поиск не является бесполезным рудиментом. Попробуйте в вашей системе поискать разделы, которые могут понадобиться пользователю (например, «регистрация» или «тарифный план») и посмотрите, какие результаты выдает поиск.

Еще одно замечание по поводу поиска: не стоит добавлять функцию «Искать в вебе»: не сомневайтесь, если пользователю захочется поискать нечто не на вашем сайте, а в вебе, он сделает это, использовав для этого свой любимый поисковик. Реализация такого поиска на сайте приводит к тому, что пользователи (зачастую – неожиданно для себя) перенаправляются на другие страницы, не говоря уже и о дополнительных багах.

И последнее: не забывайте показывать на странице результатов, по каким критериям поиск был выполнен.

4) Большинство пользователей приходят на сайты не через главную страницу . Это важно иметь в виду и стремиться к тому, чтобы на любой странице можно было понять, куда пользователь попал и куда может пойти.

Из этого пункта закономерно вытекает следующий:

5) На каждой странице должно быть ее название . Представьте, что вы оказались в незнакомом городе, у вас есть карта, но на домах отсутствуют номера и названия улиц. Неприятная ситуация, не так ли?

6) Главная страница (Landing Page) требует особого внимания . Главная страница – это та самая одежка, по которой встречают. Прежде всего, она должна давать пользователю информацию о том, куда он попал, что может здесь делать и куда отправиться. Если с первого взгляда на страницу пользователь не может ответить на вопрос «куда я попал» (или как вариант «оно мне надо?»), он для вас потерян. Другие полезные советы по домашним страницам можно почерпнуть и .

7) Ссылки должны быть заметными, понятными и предсказуемыми . Это означает, что пользователь должен с первого взгляда понимать, что перед ним: кликабельная ссылка или статический текст. В этом смысле лучше старых добрых синих ссылок ничего не придумано. Разумеется, можно использовать и другие цвета. Главное, чтобы ссылки можно было отличить от текста, а посещенные ссылки – от непосещенных.
Для понятности стоит добавить всплывающую подсказку. Что касается предсказуемости: если ссылка делает что-то отличное от перевода пользователя на другую страницу (например, инициирует скачивание файла), обязательно предупредите пользователя об этом.

8) Не стоит недооценивать второстепенную навигацию . Результаты некоторых исследований говорят о том, что пользователи часто используют второстепенную навигацию более активно, чем меню, особенно, если ссылки выглядят «заманчиво» и обещают отправить пользователя в увлекательное путешествие. Мораль такая: даже если вам кажется, что навигационного меню вполне достаточно, не поскупитесь на то, чтобы залинковать разные части сайта друг с другом и разместить ссылки прямо в контенте.

2. Информационная архитектура

В первой части статьи мы в основном обсуждали вопросы поиска и навигации. Сейчас мы переключимся на непосредственное представление и структурирование информации.

Итак, на что следует обращать внимание:

1) Формулировка текста . Здесь я руководствуюсь одним принципом. Представьте, что проектируете не программу, а поведение другого человека, и ваш пользователь будет взаимодействовать с ним. Как бы выражался «нормальный» человек? Едва ли он говорил бы фразочки в духе: «Отправка данных на сервер инициализирована ». Эффект, которого нужно добиться — вежливый собеседник, консультант, но никак не ментор или «умник».

Этот совет пересекается со следующим:

2) Не используйте незнакомую для пользователя терминологию . Мы все погрязли в айтишный мир и уже порой не замечаем, как используем словечки вроде «майлстоун», «маппинг», «драфт» и иже с ними. Однако – внимание – большинство наших пользователей – не такие, как мы. Они слабо себе представляют, что такое сервер. А слово «клиент» у них ассоциируются с человеком.
Поэтому вам нужно позаботиться о том, чтобы им было комфортно. Распрощайтесь с айтишным и любым другим жаргоном. Говорите на языке вашего пользователя, если хотите, чтобы он вас услышал.

3) Избегайте огромных полотен текста . Как советовал Стив Круг: «Избавьтесь от половины слов на каждой странице, затем уберите еще половину из того, что осталось ». У пользователей нет лишнего времени, чтобы заниматься чтением многострочной маркетинговой информации, выискивая для себя полезные сведения. Делайте текст сканируемым: разделяйте его на части, выделяйте ключевые моменты, используйте списки.

4) Избегайте неопределенных названий кнопок . «ОК» — это один из самых неудачных вариантов. Кнопка, как и любой другой элемент, инициирующий какое-либо действие системы, должна однозначно называть это действие. Это может быть, например, «Удалить», или «Отправить».

5) Всегда минимизируйте количество информации, запрашиваемой у пользователя . Не заставляйте пользователя предоставлять персональную информацию, которая не нужна для решения его задачи. Если вы собираете такую информацию, всегда аргументируйте, для чего именно она вам нужна и как будет использоваться.

6) Единообразие . Этот принцип работает и здесь. Все подписи к полям, всплывающие подсказки, инструкции, сообщения об ошибках должны быть написаны в едином стиле и появляться в одинаковых местах.

7) Иконки требуют особого внимания .
- не полагайтесь на иконки как единственный источник информации, всегда дублируйте его текстом (хотя бы во всплывающих подсказках).

Используйте привычные для пользователя обозначения. Например, иконка «Зеленый плюс» для многих ассоциируется с действием «Добавление объекта». Если вы такой иконкой обозначите, например, сохранение, это может запутать пользователя.

Следите за тем, чтобы иконки были выполнены в едином стиле. Если у вас нет дизайнера, который их разрабатывает самостоятельно, этого можно добиться, используя иконки из одного набора.

Избегайте использования слишком большого количества мелких элементов в иконках.

Иконка должна визуально выделяться на фоне всего остального.

8) Располагая элементы в списках, начинайте с наиболее часто используемых элементов . Или, на худой конец, используйте алфавитный порядок. Иначе с таким списком будет очень неудобно работать.

9) Группируйте по смыслу поля на формах . Особенно, если формы длинные. Это в разы облегчит заполнение.

Информационный дизайн

Конечно, нельзя говорить об информационной архитектуре, не упомянув информационный дизайн . Если ИА занимается содержанием, ИД ответственен за форму, в которой информация будет представлена. Разумеется, ИД заслуживает отдельной статьи, однако здесь я попытаюсь кратко перечислить основные положения:

1) Расположение подписей к полям . Согласно исследованию сайта UXMatters , наиболее удачный вариант расположение названия поля – непосредственно над ним. Следующий за этим вариант – слева от поля с выравниванием по правому краю.

4) Чем важнее элемент по смыслу, тем заметнее он должен быть на странице . Правило простое и, казалось бы, лежащее на поверхности. Однако, увы, зачастую оно игнорируется. В попытках приукрасить все элементы дизайнеры делают их визуально одинаково притягивающими взгляд, в итоге ни один из элементов по существу не выделяется, и важная информация теряется среди второстепенной. Это пересекается со следующим пунктом:

5) Уменьшайте визуальный шум. Просматривая макет графического интерфейса, не поленитесь в сотый раз подумать: «Действительно ли здесь нужен этот элемент, или можно обойтись и без него?» и смело отсекайте все лишнее.

На этом на сегодня и закончим. Статья получилась объемной, и я чувствую, что многое осталось за ее рамками. Так что буду рада продолжить обсуждение на форуме.
В следующей статье мы перейдем к оценке динамической составляющей – взаимодействия, и будем говорить уже не о макетах, но о прототипах и готовых системах.

7. Онлайн-инструмент для проведения карточной сортировки: http://websort.net/

10. Подборка статей о кнопках http://uxmovement.com/category/buttons/

Предыдущие статьи

Большинство обывателей, заказчиков и даже некоторые из начинающих веб-разработчиков уверены, что любой сайт начинается с веб-дизайна. На самом деле, это не совсем так. Равно тому, как в основе любого здания, от лачуги до небоскрёба, лежит архитектура (даже если строитель её не разрабатывал), в основе любого сайта, начиная от самого простого, — в 3-4 странички, — и заканчивая внушительными веб-площадками, лежит информационная архитектура. Ни одно серьёзное здание не строится без проекта, поэтому правильно исходить из того, что хорошо продуманная информационная архитектура сайта должна моделироваться с самого начала.

Облегчённым представлением архитектуры сайта зачастую является т.н. «блок-схема» сайта, фигурирующая почти в каждом ТЗ (техническое задание на создание сайта) в виде маркированного списка. Однако здесь мне бы хотелось поговорить об информационной архитектуре сайта, представляемую посредством диаграмм, которые более демонстративно показывают не только иерархию страниц сайта, но и взаимодействие с пользователем/посетителем сайта. В статье приведены основные графические символы для построения диаграмм сайта (т.н. чертежей сайта) и их обозначения. Статья снабжена примером чертежа сайта из личной практики.

Статья будет полезна начинающим веб-разработчикам для визуального моделирования архитектуры сайта с применением специальных графических символов. Статья может быть интересна заказчикам веб-услуг для улучшенного представления информационной архитектуры сайта и её моделирования.

Информационная архитектура сайта. Значение и использование

Информационная архитектура (часто сокращается до «ИА») - сочетание схем организации, предметизации и навигации, реализованных в информационной системе.

Довольно часто информационную архитектуру сайта связывают с Юзабилити (англ. usability, системой знаний об удобстве пользования сайтом). Так, в определении The Information Architecture Institute мы видим:

Информационная архитектура - искусство и наука организации и предметизации веб-сайтов, интранет-сетей, онлайн-сообществ и программного обеспечения, преследующая целью обеспечение удобства использования (usability).

В то же время, приравнивать архитектуру сайта единственно к юзабилити не совсем правильно. Существует мнение (и я склонна его придерживаться), что «специалисты юзабилити не всегда достаточно хорошо понимают, как часто меняются требования пользователя к одной и той же информации, а также то, как эти различные требования влияют на скорость поиска» (Луи Розенфельд, (Louis Rosenfeld), соавтор высоко оценённого труда Information Architecture for the World Wide Web; цитата взята из интервью). Тут следует уточнить, что под поиском информации и скоростью этого поиска, Луи Розенфельд (по крайней мере, я это так понимаю) подразумевает не столько «поиск по сайту» с использованием одноимённого сервиса сайта, сколько названия пунктов меню, страниц и пр., которые должны соответствовать ожиданиям и требованиям посетителя. Наравне с принципами юзабилити, информационная архитектура должна включать маркетинговые цели, с выделением более значимых и «выгодных» областей сайта. Роль информационной архитектуры неотрывно связана с постановкой бизнес-задач.

В моём понимании, Информационная архитектура сайта — искусство и наука организации, предметизации и систематизации веб-сайтов, служащая для маркетинговой эффективности сайта и включающая в своих целях удобство пользования (usability).

Информационная архитектура. Создаём чертежи сайта

Удобнее всего представлять информационную архитектуру и способы взаимодействия пользователя с сайтом посредством создания диаграмм. Что дают чертежи сайта (диаграммы)? Несомненно, основным преимуществом чертежей сайта является наглядность структуры сайта и взаимодействия с пользователем/посетителем сайта. Практическое значение чертежи сайта приобретают в поле ликвидации языкового барьера (терминологического), а, как следствие, — в повышении эффективности работы с сайтом (в связке бизнес-задач) и генерировании решений по улучшению взаимодействий с пользователем.

В диаграммах информационной архитектуры принято использовать ряд графических символов. Ниже представлен перечень таких условных обозначений (графических символов), с помощью которых осуществляется создание диаграмм сайта. Подробнее об их значении и употреблении можно прочитать на websam.com, статья Графическая нотация для документирования информационной архитектуры и взаимодействий пользователя с веб-сайтом . Веб-дизайнерам/веб-разработчикам — для дополнительного изучения рекомендую также ознакомиться с книгой Кристины Кристина Уодтке (Christina Wodtke), одной из ведущих информационных архитекторов в мире, «Информационная архитектура: чертежи сайта» (создание диаграмм в конце книги).

Основные графические символы для моделирования информационных систем:

Ниже представлен фрагмент информационной архитектуры сайта Столичной Судоходной компании (CCK=SHIP.RU):

Пришла пора подумать о роли информации в проектировании взаимодействия и ее архитектуре, особенностях и о том, как над ней работать.
Большую часть времени мы проектируем интерфейсы и исследуем их восприятие пользователями. Но при этом приходится учитывать, что большинство интерфейсов – не самоцель, а всего лишь посредники во взаимодействии между человеком и информацией. Поэтому самой информации, ее архитектуре, и восприятии человеком информации справедливо уделять существенное внимание. Сегодня мы поговорим об информационной архитектуре (далее - ИА ).

Для нетерпеливых или тех, у кого мало времени: итоги вкратце и интересные ссылки в конце текста.

Начнем с очевидностей.
Очевидность #1: Информация нужна людям, чтобы принимать решения.
Очевидность #2: Информация может быть:

  • Неполной – ее не хватает для удовлетворения информационных запросов пользователя;
  • Некорректной – она не соответствует действительности;
  • Избыточной – ее слишком много и/или она слишком сложна для восприятия пользователем;
  • Нерелевантной – ее хватает, она корректна, достаточно проста для восприятия, но… бесполезна. В силу многих причин.
Очевидность #3: В любом из вышеперечисленных случаев вся работа над красотой, элегантностью и функциональностью интерфейсов представления информации теряют смысл. К примеру, при ложной информации идеальный интерфейс позволит пользователю быстро принять ложное решение.
Очевидность #4: Информация организована в некую структуру, которая имеет архитектуру.
Очевидность #5, итоговая: Если пользователь не находит нужную информацию или не воспринимает ее, заказчик или компания теряют прибыль.
В ходе работы UX-дизайнером в сфере ecommerce, я столкнулся с многообразием представлений об информационной архитектуре. Большей частью, ее воспринимают как один из несущественных аспектов проектирования взаимодействия. Как следствие, работе над информационной архитектурой не выделяется ни ресурсов, ни времени. В конечном итоге страдают пользователи, а компании теряют значительную долю доходов.

Пожалуй, это основная причина, побудившая меня написать статью, которую я предлагаю вашему вниманию. Она разбита на несколько глав, в которых я предлагаю рассмотреть следующие вопросы:

  • Что такое информационная архитектура как явление, ее место в общем процессе проектирования взаимодействия;
  • Какова специфика работы над информационной архитектурой для ecommerce;
  • Как мы принимаем решения. Немного психологии;
  • Как спроектировать информационную архитектуру на практике.
Рассказать подробно обо всем в рамках одной статьи – цель невыполнимая, поэтому прошу оставлять пожелания и вопросы в комментариях, и я постараюсь на все ответить в последующих частях.

Что ж, приступим.

Зачем работать над информационной архитектурой?

Все совпадения с реальными персонажами, сервисами
и продуктами – случайны.
Что случилось с Иваном Владимировичем
Иван Владимирович вернулся домой в полночь из-за того, что сильно задержался на работе. В принципе, он задерживался довольно часто. Это бы его не так сильно беспокоило, если бы не одно обстоятельство: ему под вечер сообщили, что их нового шефа завтра день рождения.

С самим подарком Иван определился довольно быстро: было известно, что из спиртного шеф отдает предпочтение хорошему рому. Но ситуация в целом складывалась безысходная. Многочисленные известные ему магазины элитного алкоголя были закрыты, а празднование начнется с самого утра. Судя по всему, придется воспользоваться интернет-магазином. Интернет Иван Владимирович недолюбливал и пользовался им в основном для чтения новостей. Скрепя сердце, он сел за свой ноутбук и приступил к поиску.

Его выбор остановился на магазине «Eliteboose.com», о котором он слышал, что самый лучший выбор спиртного. С первого взгляда Ивана Владимировича впечатлил стильный и аккуратный дизайн сайта.

Пробежав глазами по меню, он задумался. Ром не был одним из его любимых напитков, и разбирался он в нем, откровенно говоря, неважно. Если подумать, ром подпадает под любую из этих категорий, за исключением аперитива. После недолгого раздумья, Иван Владимирович решил перейти в «Подарки», как наиболее подходящий его нуждам пункт меню.

Он минут с 15 полистал предлагаемые продукты. К его разочарованию, рома в списке товаров не было. А предлагаемые подарки были далеки и от его нужд и от финансовых возможностей.

Уже сильно хотелось спать, но Иван Владимирович предпринял еще одну попытку, перейдя в другой пункт меню – «Для друзей». Среди многочисленного пива, водки и ликеров он наконец заметил и одинокий ром, притаившийся в конце списка. Бутыль Demo Anejo возможно была и неплохим выбором, но его смущало отсутствие выбора. Да и врял ли его шеф – руководитель департамента одного из ведущих банков страны - оценит подарок ценою всего лишь 13 долларов США.

Иван Владимирович вышел на балкон перекурить. Потом вернулся, сел за ноут и предпринял третью и последнюю попытку: выбрал пункт меню «Для застолья». И тут свершилось долгожданное чудо: он узрел впечатляющий список разнообразнейшего рома любой ценовой категории. Поразмышляв над списком пару минут, он добавил в корзину пятнадцатилетний ром Gran Demo Blender и с легкостью прошел процедуру заказа. Иван Владимирович был доволен собой но предчувствие колоссального недосыпа существенно отравляло настроение.

Утром Иван Владимирович окончательно убедился в оправданности своей нелюбви к интернет-магазинам. Выпив пару чашек кофе, он поклялся себе узнавать о предстоящих мероприятиях исключительно заранее, чтобы приобретать подарки в обычных магазинах спокойно и без стресса.

А теперь в цифрах

В вышеуказанной истории налицо проблема с ИА, пусть и утрированная. У Eliteboose.com мы видим нечетко очерченные и наименованные категории, неочевидную классификацию товаров по категориям.

Можем констатировать факт, что с Иваном Владимировичем магазину Eliteboose.com весьма повезло. Наш герой был а) достаточно упрям, чтобы не забить на идею купить ром в интернет-магазине, б) достаточно принципиален, чтобы не отказаться от покупки подарка в целом и в) достаточно инертным для того, чтобы уйти в конкурирующий интернет-магазин.

Но, полагаю, не будет сильно далеким от реальности предположение, что большая часть потенциальных покупателей оставила бы попытку найти нужный алкоголь в Eliteboose.com после первой, или уж точно после второй попытки. Таким образом, мы можем посчитать недополученный доход магазина.

Адаптируем подход Джареда Спула (Jared Spool) , который он использовал для расчета стоимости фрустрации пассажиров от проблем с юзабилити для транспортной компании Amtrak:

  1. Вычисляем идеальный потенциальный доход Iideal=a*b , где а и b – средний чек и кол-во потенциальных покупателей (лидов) в день
  2. Получаем совокупный недополученный доход Iforgone= Iideal -(Iideal *x/100) , где x – доля отказов от покупки в целом
  3. Узнаем стоимость ошибки в ИА IAcost= Iforgone *y/100, $3500*20/100 , где y – доля отказов по вине ИА.
Пример
Дано:
  1. Средний чек заказа – $100 ;
  2. кол-во потенциальных покупателей (лидов) в день – 50 ;
  3. доля отказов от покупки – 70% ;
  4. из них, по вине ИА – 20% .
Считаем:
  • Идеальный доход – $100*50=$5000 в день
  • Совокупный недополученный доход –$5000-($5000*70/100)=$3500 в день
  • Стоимость ошибки в ИА – $3500*20/100 = $700 в день
Делаем вывод:
Стоимость погрешностей в ИА - $700 в день, $21.000 в месяц или $252.000 дохода в год.

В случае с корпоративным ПО, потери в потраченном времени сотрудников будут ничуть не менее существенными.

Но прежде чем переходить к решению проблемы, резонно возникает следующий вопрос:
«А что мы понимаем под информационной архитектурой?»

Что такое информационная архитектура?

Возьмем среднестатистического сотрудника IT-предприятия и зададим вопрос: что такое информационная архитектура, и зачем она нужна? Среди ответов, которые мы получим, с вариациями могут быть следующие:
  • «Это то, как организована информация? Где и что находится?»;
  • «Что-то из юзабилити, для удобства пользования сайтом?»;
  • «Точно, карта сайта! Да, конечно это полезно… Я, правда, ею не пользуюсь»;
  • «Навигация, вроде… Ну, как по сайту перемещаться»;
Все ответы имеют отношение к действительности, но разные в плане понимания явления ИА. Но скорее всего все опрошенные согласятся, что хорошая ИА – это полезно, а плохая – вредно. Если спросить об этом своих клиентов, вариативность мнений возрастет в разы. А после изучения фундаментальных трудов по ИА станет очевидной истина, что существует несколько пониманий ИА даже в среде самих информационных архитекторов.


Ричард Сол Вурмен

Отец информационной архитектуры, Ричард Сол Вурмен (Richard Saul Wurman) , дает следующие определения информационной архитектуре:

  • «Нахождение и организация паттернов, присущих данным. Для того, чтобы делать сложное – простым»;
  • «Создание структуры или карты информации, чтобы позволить пользователям найти свой личный путь к знаниям»;
  • «Возникающая в XXIом веке профессия, фокусирующаяся на ясности, понимании человека и науке организации информации».
Питер Морвиль и Луи Розенфельд в классической работе по ИА «Информационная архитектура в интернете» приводят целых четыре определения:
  • Сочетание схем организации, предметизации и навигации, реализованных в информационной системе.
  • Структурное проектирование информационного пространства, способствующее выполнению задач и интуитивному доступу к содержимому.
  • Искусство и наука структурирования и классификации веб-сайтов и интрасетей с целью облегчения пользователям поиска информации и управления ею.
  • Развивающаяся дисциплина и сообщество практиков, ставящее своей задачей распространение принципов проектирования и архитектуры на цифровых просторах.
К Морвилю и Розенфельду присоединяется и Донна Спенсер , которая опирается на их определения в своей работе «Practical Guide to Information Architecture».

Несмотря на очень широкое понимание термина, было бы неплохо сформулировать определение и понимание ИА с точки зрения практика в проектировании взаимодействия.

Предлагаю следующее (которое не противоречило бы вышеуказанным подходам к пониманию ИА):
«ИА – это схема организации информации сайта»

Лаконично и весьма абстрактно. Измеряемые показатели качества ИА должны быть вполне конкретными:

  1. Скорость нахождения информации (KPI: кол-во шагов для нахождения информации или затраченное время);
  2. Качество найденной информации (KPI: качественный показатель соответствия информации ожиданиям пользователя, от 1 до 10).
Следует отметить, что ИА присутствует всегда, в любом приложении. Вопрос только в ее соответствии пониманию и потребностям пользователя.

Отсюда вопрос номер два:
Если она так важна, каким образом интегрировать работу над ИА в общий процесс проектирования взаимодействия?

Как работать над информационной архитектурой?

Мне близка точка зрения Дэна Саффера (Dan Saffer) , который в своей работе «Designing for Interaction» рассматривает четыре практических подхода к проектированию взаимодействия, которые я привожу ниже. Как целесообразно работать над ИА в рамках каждого из подходов?
A. Ориентированный на пользователя (User-centered)

Идея: Пользователю виднее

Фокус: Цели и нужды пользователя

Суть подхода: Дизайнер вовлекает пользователей в рабочий процесс, начиная с самого начала и в течение всего проекта. Постоянные консультации с пользователями, тестирование после каждого этапа проектирования. В случае конфликта мнений дизайнера и пользователя по поводу любого элемента интерфейса, мнение пользователя имеет абсолютный приоритет.

Где используется: крупные продуктовые компании, стартапы и digital-агентства.

Особенности: Подход может быть непригодным для сайтов, рассчитанных на большое количество пользователей и с широким позиционированием (т.к. в ходе исследования дизайнер будет опираться на мнение только узкого круга пользователей).

Место ИА: Ввиду специфики подхода - основного акцента на исследованиях - можно спокойно пустить в ход львиную долю инструментов ИА (детальнее про инструментарий напишу отдельно) без потери времени и бюджета. Самая затратная часть – набор исследуемых пользователей – оплачивается в любом случае т.к. они уже и так принимают участие в UX-исследованиях и тестированиях. Проектирование ИА будет идти по классической схеме сверху вниз.

Подпроцесс создания ИА


Заметка: метод исследования «Карточная сортировка» - далеко не единственный. Отличный сравнительный обзор методов исследования ИА описан Джимом Россом .

B. Ориентированный на деятельность (Activity-centered)

Идея: Отталкиваемся от задач пользователя.

Фокус: Деятельность пользователя.

Суть подхода: Деятельность состоит из действий и решений. Дизайнер исследует действия, которые пользователь делает и решения, которые ему нужно принять. Базируется на исследовании, но в меньшей степени, чем предыдущий подход. После этого формирует список задач, стоящих перед пользователем, и, основываясь на них, предлагает решение.

Где используется: Как стартапы, так и аутсорсинговые компании.

Особенности: Ввиду фокуса на тактических задачах пользователя (Зарегистрироваться, ввести пароль, уточнить параметры поиска) есть риск, что дизайнер не увидит за деревьями леса (купить продукт).

Место ИА: Также можно разрабатывать ИА во взаимодействии с пользователями без особых потерь времени и бюджета. Но нужно отталкиваться от задач пользователя, и того, какая информация должна помочь пользователю решить каждую конкретную задачу в ходе его деятельности. Только после этого будет иметь смысл переходить на более высокий уровень. Таким образом, проектирование ИА будет идти снизу вверх.

Подпроцесс создания ИА

C. Дизайн системы (Systems design)

Идея: Пользователь – часть окружающей его системы.

Фокус: Окружение пользователя.

Суть подхода: преимущественно аналитический подход. Дизайнер должен уделять основное внимание контексту использования сайта. Определяются и видоизменяются состояния системы, окружение, цели деятельности системы относительно окружения и отклики системы на внешние возмущения.

Где используется: Digital-агентства, крупные продуктовые компании.

Особенности: Целесообразно использовать только в тех случаях, когда создается сложный продукт или система продуктов. Как правило, подход требует работы целой группы проектировщиков и дизайнеров.

Место ИА: непосредственное исследование и проектирование ИА здесь заменяется работой над архитектурой системы, с иным инструментарием и подходами.

D. «Гениальный» дизайн (Genius design)

Идея: Дизайнер – всему голова.

Фокус: Собственное понимание дизайна, эвристики дизайна (примеры можно посмотреть у

До этого момента мы с вами концентрировались на том, как понять и спланировать UX-дизайн. А с сегодняшнего дня мы приступаем к практике. Проектирование реального решения всегда начинается с разбора структуры объекта проектирования. Начнем со введения в тему:

Что такое информационная архитектура?

Если вы раньше не сталкивались с понятием “структура информации”, то начните с этой презентации: Understanding Information Architecture .

Информационная архитектура (ИА, IA) может быть как достаточно простой (в случае небольшого проекта), так и невероятно сложной (если вы работаете над масштабным проектом).

Информационная архитектура невидима. Чтобы с ней работать, нужно нарисовать карту сайта. Вот простой пример:

В этом примере показан вебсайт из 6 страниц: домашняя страница, 2 секции главного меню и 3 подсекции. Линии показывают, как страницы соединены между собой посредством навигации (меню и кнопки).

  • На заметку: Если у вас миллион пользователей, это не значит, что у вас миллион страниц с профилем. У вас одна страница с профилем, в которой отображается профиль любого пользователя.

Такая организация страниц - в виде семейного древа - называется “иерархической” или “древовидной”. Большинство сайтов и приложений структурированы подобным способом (но он далеко не единственный).

В рисовании карты сайта нет никаких “правил”, но вот вам несколько ценных указаний:

  • То, что карта выглядит простой, не означает, что она несет в себе какой-то смысл.
  • Пусть она будет четкой и читаемой.
  • Мы обычно рисуем сверху-вниз, а не справа-налево.
  • Не нужно делать карту сайта гламурненькой. Это технический документ, а не показ мод.

Горизонтальная или вертикальная, а не обе сразу.

Вообще-то говоря, карта вашего сайта будет либо “плоской” (flat) - тогда будет больше секций в меню, зато понадобится меньше кликов, чтобы добраться до самого низа - либо “глубокой” (deep), что означает более простое меню, но требует больше кликов на пути к цели.

Заметьте, что в этом примере и в той, и в другой структуре представлено одинаковое количество страниц. То есть они равны по объему, но не по виду.

Сайтам, на которых много продуктов, например Wal-Mart, чаще всего подходит “глубокая” архитектура, иначе размеры меню будут выходить за все рамки. Сайты вроде YouTube, где все строится вокруг пользователей и видео-роликов, обычно “плоские”.

Если ваш сайт и глубокий , и плоский одновременно , это плохо. Вам не помешает . Ну или пусть в основе сайта лежит хороший механизм поиска.

Распространенный миф: Возможно вы слышали от кого-то, что до любого интересующего объекта “всегда должно быть три клика”. Этот кто-то скорее всего изучал UX в 90-е и больше не возвращался к этой теме. А вам нужно концентрироваться на пользователе, а не на дурацких “правилах”. Главное, чтобы люди всегда понимали, где они находятся и что могут сделать. Если ваша навигация простая и четкая, то количество кликов значения не имеет.

Если вам понравилась статья и перевод, дайте нам знать - нажмите зеленую кнопку Recommend

И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только - скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Если у вас нет качественного контента, хороший сайт создать не получится, так как в веб-дизайне все завязано именно на контент и способах его подачи пользователям. То есть, в основе веб-дизайна находится информационная архитектура. В значительной мере функция веб-дизайнера заключается в том, чтобы правильно расположить контент, в котором нуждаются пользователи и привлечь их внимание к самым важным материалам. Для того, чтобы достичь поставленной цели, дизайнеры используют визуальные маркеры, которые выделяют разные типы контента и демонстрируют его разнообразие.

В веб-дизайне не существует жестких моделей подачи контента, однако есть несколько важных понятий, которыми оперируют дизайнеры, приступая к проектированию веб-страниц. Также эти понятия позволяют дизайнерам сосредоточиться на создании оптимальной структуры, которая в перспективе определит окончательный дизайн сайта.

Многие дизайнеры, сами о том не догадываясь, неоднократно руководствовались некоторыми принципами информационной архитектуры в своей работе, так что не помешает вспомнить о них в случае, если поступит заказ на проектирование нового сайта. Если дизайнер научится использовать принципы информационной архитектуры, ему будет легко работать даже с самыми сложными проектами. И наоборот: если дизайнер не в состоянии понять суть принципов, то вряд ли ему удастся создать удобный для пользователей сайт.

В основе этого принципа лежит идея того, что контент должен восприниматься как органическое целое, у него должно быть свое лицо, а также сильные и слабые стороны. Простой пример: существует четкое различие между блогом и фотогалереей – это разные типы контента с разными функциями.

В блоге контент представлен в виде текста, разбитого на абзацы, в нем есть заголовки и подзаголовки, возможно, цитаты. В нем могут присутствовать иллюстрации, которые выполняют вспомогательную функцию. Если же изображение является частью галереи, то в этом случае могут понадобиться дополнительные иллюстрации. Некоторым изображениям может понадобиться сопроводительный текст, однако пользователь сразу поймет, с каким типом контента он имеет дело.

Еще один пример: страница с кулинарным рецептом. В описании способа приготовления блюда используется текст, включающий в себя подзаголовки и списки, фотографии, возможно, видео. При этом, несмотря на то, что рецепт это в основном текст, это никак не блог, а отдельный тип контента.

Дизайнеру очень важно в самом начале определиться, какие типы контента будут использованы при разработке. Для этого потребуется разбить весь контент на виртуальные категории с четко определенными структурными требованиями.

В соответствии с принципом объектов, каждая новая задача должна выполняться с учетом того, к какой категории относится контент. Также нужно помнить о нескольких уровнях подачи контента.

Например, в интернет-магазине может быть контент, который в общих чертах описывает разнообразие представленных товаров. Это низкий уровень подачи. Так как в онлайн-магазине все товары разбиты на группы, то контент, который описывает свойства товара – это подача высокого уровня.

Таким образом, организация всех этих специфических категорий контент и определения типа их взаимодействия, является начальным этапом при разработке стратегии подачи информации. Задача дизайнера состоит в том, чтобы представить контент максимально эффективным способом.

Принцип выбора

Дизайнер должен проектировать такие страницы, которые будут ценными и актуальными для пользователей, но при этом очень важно ограничить число возможностей для посетителей сайта. Слишком большое количество вариантов, с помощью которых пользователь может достичь поставленной цели, приведет к тому, что люди просто не смогут определиться с выбором.

Чем больше выбор, тем больше требуется времени для обработки всех полученных данных, а это может вызвать раздражение пользователя. Несмотря на то, что многие люди утверждают, что предпочитают разнообразие выбора, многочисленные исследования показывают, что многовариантность вызывает у людей беспокойство.

Чем больше вариантов – тем больше времени тратят пользователи на поиски того, что им нужно. Если им приходится просматривать слишком много контента для того, чтобы, скажем, сделать заказ или зарегистрироваться на сайте, они либо просто закроют сайт или попробуют достичь цели с помощью телефонного звонка, что сводит на нет все усилия дизайнера. Выбор должен быть небольшим, особенно в дизайне регистрационных форм, в этом случае действия пользователя должны быть строго ограничены.

Лучшей стратегией, которую может использовать дизайнер – это размещать на странице столько контента, сколько нужно для того, чтобы пользователь знал, чего ему ждать дальше.

Принцип постепенного раскрытия информации является популярной моделью проектирования, так как основывается на идее того, что человек может воспринять определенное количество информации за ограниченный период времени. А поскольку пользователь в состоянии усвоить представленный контент, он может использовать полученные данные для того, чтобы догадаться, какая информация будет представлена на следующей странице.

Как принцип постепенного раскрытия может повлиять на действия дизайнера? Такой способ подачи контента заставляет рассматривать содержание сайта в виде смысловых слоев. В результате сайт состоит из множества слоев с близким по смыслу контентом, но разбитым на небольшие составные части.

Если вернуться к примеру с кулинарным рецептом, то размещать весь контент на отдельной странице – это абсурд. Поэтому дизайнеры и разбивают все содержание на категории. Страница категории содержит меньше данных, чем страница с рецептом и это правильно. Информация раскрывается последовательно и пользователь переходит от общего к частному.

Принцип образцов

Принцип выделения контента, который размещен внутри категории поможет привлечь внимание пользователя к предложению, которое содержится на сайте.

Например, на сайте Amazon, при просмотре какой-либо категории товаров, пользователю показывают примеры товаров, которые относятся к этой категории. Такой способ подачи контента помогает пользователю определиться с выбором нужного товара.

В некоторых случаях принцип выбора реализовать невозможно, так как все зависит от типа контента. Однако он может быть очень полезным, если на странице есть несколько вариантов выбора и выделение нужного контента поспособствует улучшению пользовательского опыта.

Принцип главного входа

Сегодня все дизайнеры знают, что главная страница сайта не обязательно должна являться единственной целевой страницей. В действительности пользователи могут получить доступ к веб-сайту практически с любой страницы. Проще говоря, современный сайт похож на здание с множеством открытых дверей. Следовательно, нужно помнить, что пользователи будут попадать на сайт через «дверь», которая не является домашней (главной) страницей.

В идеале концепция главного входа подразумевает, что любая страница сайт должна восприниматься как главная. Следовательно, дизайнеру придется решить две задачи: объяснить пользователю, куда он попал и помочь ему найти нужную информацию.

Иногда пользователи будут попадать на нужную страницу сразу, иногда нет. Поэтому каждая страница должна ссылаться на другую, близкую по смыслу для того, чтобы пользователь был уверен, что он попал на нужный ему сайт.

Также принцип главного входа предполагает, что целевая страница не должна быть перегружена информацией. Функция главной страницы заключается в том, чтобы кратко проинформировать пользователя и предложить ему различные варианты действий. То есть, в этом случае речь идет о поддержке пользователя: ему предлагаются ссылки на другие страницы сайта, где он сможет найти нужные ему данные.

Дизайнеры, которые руководствуются принципом множественной классификации, знают, что разные пользователи используют разные подходы при поиске информации, представленной на сайте. Есть разные подходы к навигации и разные способы просмотра данных.

К примеру, некоторые пользователи предпочитают использовать поле поиска, а некоторым больше нравится использовать меню навигации.

В качестве примера можно привести интернет-магазин, который торгует модной одеждой и аксессуарами. Пользователи все разные, некоторым нужно просмотреть все товары, представленные в разделе «Сумки», другим же нужна сумка конкретной модели или самый дешевый товар в этой категории. Если дизайнер сможет предложить посетителям множество способов найти нужный товар, это повысит уровень удовлетворенности пользователей.

Принцип сфокусированной навигации

Данный принцип звучит очень просто: не стоит смешивать категории в рамках единой навигационной структуры. Дизайнеры используют различные технические термины, для того, чтобы описать, как именно будет отображаться контент и как пользователи будут перемещаться по сайту. Но если говорить простым языком, то задача дизайнера заключается в том, чтобы предоставить пользователю все необходимые для навигации элементы. Так как весь контент сосредоточен в пределах одного сайта, то в реализации подхода к локализации можно использовать различные навигационные инструменты. Например:

  • Поиск предмета . Это ключевая навигационная область, которая содержит основной контент
  • Актуальный поиск – это основной инструмент, который позволяет быстро попасть на нужные подразделы
  • Указательный поиск – инструмент, размещенный на внутренних страницах, которые показывает, каким образом организован контент
  • Содействующий поиск – инструмент, предлагающий ссылки на страницы с доступными услугами.
Принцип роста

Большинство сайтов содержат постоянно обновляющийся контент. Причем сложность и количество контента увеличивается с течением времени. Это означает, что очень важно использовать гибкий подход к управлению контентом. Вся структура сайта вместе с инструментами поиска должна легко масштабироваться, чтобы сайт мог расти вне зависимости от того, какие типы контента на нем появятся в будущем.

Дизайнеру важно уметь правильно предугадать, как будет меняться контент в ближайшие годы, каким он будет и как он будет соотноситься с уже имеющейся информацией.

Вывод

Принципы информационной архитектуры помогают выстраивать гибкую и легко настраиваемую иерархию данных. При этом вовсе не обязательно пользоваться всеми принципами при проектировании сайта. Для небольших сайтов достаточно использовать принципы объектов и постепенного раскрытия информации. Но если сайт содержит более 10 страниц и содержит контент разного типа, то требования к его структуре ужесточаются. Если этого не сделать, то не удастся реализовать комплексные связи и классификация данных будет нерациональной.