Mavic Pro: складной дрон от DJI за $999. Обзор Dji Mavic Air — портативный силач

Я хочу обратиться к людям, которые не связаны профессионально с видео и фотографией. К простым обывателям с умеренной стадией инстаграм-зависимости, которые хотят деликатно, без перегибов похвастаться удачным фото со своего отдыха на фоне Эйфелевой башни, Памуккале, на Ибице (или где вы там отдыхаете?). Многие считают, что дрон для этих целей будет прекрасным помощником. Еще бы – неожиданный ракурс привычного места, виды с высоты птичьего полета, экшн-камера, которая покажет такой экшн, что все обалдеют.

Дело за малым – выберем дрон. Мы люди занятые, неделями сравнивать разные модели не будем. По слухам, самые крутые дроны делает DJI.

Модельный ряд дронов DJI, снизу вверх: Industrial, Inspire 2, Phantom 4, Mavic Pro, Spark

Среди DJI выбор несложный. Индустриальные дроны не рассматриваем, Inspire дороговат – лучше машину обновить; Phantom в походном состоянии – это чемодан, в самолет с собой взять нереально. Phantom можно вывозить куда-нибудь на машине, но это подходит далеко не всем. Spark компактен, но время полета маловато, да и места в сложенном состоянии он занимает ровно столько же, сколько Maviс. Таким образом, выбор очевиден – берем Mavic.

Покупка совершена – восторгу нет предела. О, эти фантастические наезды, отъезды, ракурсы-шмакурсы. Знакомые проявляют назойливый интерес, как, впрочем, и зеваки на улице. Нет отбоя от детей и собак, которые проявляют отчаянное желание быть мелко нашинкованными острыми пропеллерами.

Но тут начинаются проблемы, которые, на мой взгляд, станут основным сдерживающим фактором распространения дронов в ближайшие годы. Дело в том, что управлять дроном ОЧЕНЬ сложно, и я объясню, почему.


Пилотирование дрона

Взлететь и посадить дрон без аварии – элементарно, даже при заметном ветре. Инженеры и программисты DJI проделали фантастическую работу. Дрон не сдувается ветром. Если бросить управление, дрон застывает в воздухе и превращается в штатив без ножек. Можно положить пульт, ответить проходящему зеваке о стоимости дрона и камере (а будьте уверены, зевака с таким вопросом обязательно найдется) – дрон никуда не денется, будет висеть точно на том же месте и через 20 минут, благо заряда батареи хватает. Летать можно расслабленно – у Mavic, кроме GPS/Глонасс и ультразвукового дальномера, есть и оптическая система позиционирования – это две видеокамеры спереди и две снизу. Он не полетит в дерево, даже если его специально направить в дерево, и облетит любое другое препятствие, которое заметит. Если попытаться поймать его рукой, он улетит вверх – пугливый.

Приземляется Mavic бережно и ласково, зависая на несколько секунд над землей, аккуратно опускается и выключает пропеллеры, озорно помигивая бортовыми огнями. Причем дрон может вернуться на место старта (home position – записывается автоматически при включении) сам, в автоматическом режиме, по нажатию одной-единственной кнопки. Казалось бы, что еще нужно для полного счастья? Для полного счастья не хватает красивых и динамичных планов и траекторий. А это все катастрофически сложно…

Пилотирование дрона – это как вождение автомобиля. Вы помните, как первый раз садились за руль с инструктором и выезжали в город? Вы помните мокрую спину? А как бросали сцепление? Как путали педали? Я вот прекрасно вспомнил эти времена.

Полноценное управление осуществляется двумя рычагами и одним колесиком на пульте управления. Самые интересные планы получаются при нажатии сразу на все. Это значит, что вы, например, летите боком (правый рычажок вбок) с небольшим наездом (правый рычажок вверх), набираете высоту (левый рычажок вверх), при этом плавно поворачиваете за объектом (левый рычажок вбок) и компенсируете угол наклона камеры (левое колесико вниз). Рычаги и колесики чувствительны к силе нажатия. Любое неточное движение приводит к рывкам и потере объекта из вида. При этом, когда вы летите боком или задом (а так, по закону подлости, как раз и получаются самые эффектные планы), электроника не убережет вас от столкновения, потому что датчики только спереди и снизу. Если вы перепутаете рычажок, то вместо того, чтобы повернуть, вы можете влететь боком в какой-нибудь столб, причем «влететь» совершенно в буквальном смысле. Нет, конечно, спасибо, что за креном следить не нужно – это делает электроника. Но любые качественные планы очень сложно даются без многократных тренировок. При этом цена ошибки известна – 1 000 евро.

Летные особенности квадрокоптера

Вообще, еще раз хочу выразить восхищение сложностью дрона. С пульта вы управляете высотой и скоростью, а не вращением отдельных винтов. И только благодаря этому управление возможно, в принципе, и без многомесячной подготовки.

Давайте немного поразмышляем, насколько сложная система этот самый квадрокоптер (летающее устройство о четырех винтах). Во-первых, два винта вращаются в одну сторону, два в другую. Если бы все вращались в одну сторону, то дрон бы вращался как целое в противоположную сторону, как волчок, чтобы компенсировать момент силы трения винтов о воздух. Эта проблема не нова. Например, у вертолётов вращение предотвращается разными способами (рис. 2б).

Для поворота, скажем, направо (по часовой стрелке вокруг вертикальной оси, направленной вверх) дрон раскручивает сильнее винты, которые крутятся влево, и притормаживает винты с правым вращением, при этом сохраняя суммарную подъемную силу. Вручную, регулируя скорости винтов по отдельности, справиться с управлением дрона фактически невозможно – он, скорее всего, моментально воткнется в землю или другое препятствие.

Ниже – другой пример, демонстрирующий сложность устройства. Предположим, дрон летит горизонтально вбок, для чего вы удерживаете нажатым правый рычажок пульта управления (по умолчанию он настроен на управление горизонтальной скоростью). Когда вы отпускаете правый рычажок, дрон, до этого накрененный в сторону движения, меняет свой крен на противоположный – оттормаживается (см. рис. 3).


Рис.3. Автоматическое торможение дрона; а) горизонтальное движение с постоянной скоростью (крен вправо); б) торможение (смена крена на противоположный, увеличение тяги); в) остановка (компенсация крена, нормализация тяги)

Если бы этого не было, то он продолжал бы лететь по инерции еще очень и очень долго. Торможение – это весьма и весьма сложная операция, состоящая из нескольких последовательных действий, управляемых электроникой. Во-первых, для смены крена дрон перераспределяет усилие между винтами, во-вторых, после этого он увеличивает тягу, чтобы сохранить высоту. В-третьих и четвертых, после остановки он компенсирует крен и ослабляет тягу до начального значения. При этом, несмотря на то, что дрон довольно агрессивно гудит и бултыхается, камера сохраняет свое направление за счет механической трехосевой стабилизации камеры, закрепленной на кардановом подвесе (слово, конечно, страшное, но означает широко известный тип крепления, как у глобуса).

И это все происходит автоматически после того, как вы отпустили единственный рычажок. Более того, это все может происходить на фоне набора высоты и разворота, которыми вы можете в то же самое время управлять при помощи другого рычажка.

Вершиной автоматизации, на мой взгляд, является режим active track. По изображению 4k с камеры Mavic распознает объект слежения и начинает его самостоятельно преследовать. Объектом может быть человек, автомобиль, корабль, собака, человек на велосипеде и прочее. Выглядит это довольно забавно. Заключив себя в квадратик на экране телефона функцией active track (см. рис. 4), вы находите дрон висящим в воздухе на определенном расстоянии от вас. Вы начинаете идти, он – за вами.

Можно сделать вид, что это инопланетный космический корабль, и попытаться отразить атаку шквальным огнем и гранатами . При этом дрон можно попросить («приказывать» такому умному устройству язык не поворачивается) еще и летать вокруг вас/объекта кругами. В этом режиме получаются чрезвычайно динамичные планы, но есть одно «но». Как раз таким образом убить дрон проще всего – достаточно подойти к дереву. И это нас опять возвращает к основной проблеме использования дрона – сложность управления при постоянной опасности его обо что-то грохнуть.

Фото- и видеосъемка

Использовать дрон для фотографий довольно странно, потому что для инстаграма прекрасно подойдет любой кадр из 4k видео, который он снимает. В то же время, любой динамичный план с подвижного дрона бесконечно выигрывает у любого статичного плана.

То обстоятельство, что в качестве видоискателя вы можете использовать свой любимый Apple iPhone или Samsung Galaxy, поначалу воодушевляет, поскольку собственный экран на пульте в любом случае проигрывал бы по качеству и негативно отразился бы на цене. Однако на телефон могут позвонить в то время, когда вы пилотируете. Причем могут позвонить в режиме «Спорт» и на вираже… При этом у вас пропадет на экране картинка с камеры и телеметрия. По моему мнению, телефон лучше сразу переводить в режим «В самолете».

К сожалению, на солнце на хваленых экранах актуальных флагманов мало что видно. У меня iPhone 7 Plus, но в полдень не вижу почти никаких деталей. Особенно я не вижу проводов, столкновений с которыми боюсь больше всего. Слышал, люди накидывают на голову полотенце, чтобы видеть нормально, но это, пардон, не комильфо. У счастливых обладателей Samsung с диодными экранами ситуация на солнце должна быть получше, но сомневаюсь, что кардинально получше. Производитель, подозревая об этой проблеме, предлагает очки виртуальной реальности , в которые солнце не проникает. От солнца они спасают, но качества передаваемой по радиоканалу картинки будет явно недостаточно для эффекта погружения, тем более для 3D. Кто-то возразит, что есть умопомрачительная функция, когда управление полетом осуществляется с пульта, в то время как управление камерой осуществляется вращением головы . Мне эта функция кажется малопрактичной. Я сомневаюсь, что головой возможно обеспечить плавное управление камерой для эффектного динамичного плана (поправьте меня в комментариях, если я ошибаюсь). И, более того, относительно себя я полностью уверен, что VR очки с собой таскать не буду. Очки громоздки – и сразу ставят крест на компактности комплекта. В дополнение можно сказать, что в DJI Inspire, например, камерой может управлять второй человек – оператор. Да-да, качественные съемки осуществляют два человека – пилот и оператор. Это снова и снова возвращает нас к вопросу о сложности.

Именно поэтому я уверен, что пока процесс получения фото или видео при помощи дрона не станет таким же простым, как с телефона, по-настоящему массовыми дроны не станут. Аналогичная история уже происходила с зеркальными фотоаппаратами. Зеркалки так и остались уделом единиц и профессионалов, одиноких перфекционистов, гоняющихся за сверхизбыточным качеством фотографий. Для масс и инстаграма достаточно самого простого телефона с единственной кнопкой съемки (кто-то может не согласиться, но статистика неумолимо это подтверждает).

Лет через пять дроны станут просты в использовании. По нажатию единственной кнопки дрон сам себя распакует из чехла, расправит винты, взлетит, выберет оптимальное положение для текущих условий и предложит еще пару на выбор, предупредит о моменте, когда нужно принять позу, сделает 500 фото, выберет из них лучшее, удалив неудачные, и сам аккуратно соберется в чехол. Сегодня же я вообще не могу представить среднего пользователя инстаграма с дроном. Использование дрона очень утомительно. Сам я первую неделю полетов вообще был не в состоянии отлетать батарейку полностью. Нервное напряжение высасывало из меня все соки еще до того, как иссякала батарейка коптера. Заряд пилота заканчивался раньше…

Неожиданные моменты

Не обошлось и без приятных сюрпризов – порадовала скорость заряда аккумулятора. Батарейка обычно заряжается меньше 40 минут. При времени полета более 20 минут это означает, что с тремя аккумуляторами и двумя зарядками можно летать бесконечно, прерываясь только на «пит-стопы» на смену аккумулятора и, при необходимости, карты памяти. Кстати, в комплекте Fly More как раз есть все необходимое для непрерывного полета.

Надо сказать, что дрон был сопряжен для меня еще с одним мимолетным разочарованием. Покупку я совершал как раз перед теплоходным круизом Москва-Питер. Теплоход служил местом проведения научной конференции NWP-2017 . Маршрут странный для отдыха, но для конференции очень даже подходящий, поскольку сбежать с теплохода затруднительно, и единственное, что остается делать, – посещать доклады. Как же я мечтал о шикарных планах, снятых с дрона, облетающего теплоход, пробирающийся по водным артериям и капиллярам необъятной матушки Руси. Но мечтам не суждено было сбыться по совершенно простой и неумолимой причине.

При взлете дрон запоминает GPS координаты начальной точки (home position). В случае любого форс-мажора или когда заряд батареи опускается ниже установленного предела, включается программа автоматического возвращения на home position. А форс-мажоров может случиться и случалось достаточно. Дрон гипотетически может сдуть сильным порывом ветра из зоны действия пульта, система управления подвесом камеры может самопроизвольно перезагрузиться по своим внутренним дроновским причинам, и вы на некоторое время потеряете способность к ориентации по картинке с камеры. Связь может нарушиться из-за возникшего между вами и дроном препятствия или из-за пролета мимо сотовой подстанции, вносящей помехи в радиоканал. При всех этих обстоятельствах дрон неумолимо в автоматическом режиме возвращается на home position. Как раз туда, где несколькими минутами ранее находился теплоход, – в реку. Из-за серьезной опасности утопить дрон от запуска с движущегося теплохода пришлось отказаться. «В следующий раз, когда опыта будет побольше и я смогу в ручном режиме, без GPS привязки, при оптическом контакте сажать дрон на двигающуюся площадку…» - успокаивал себя я. «Но если 1k евро для вас заметная сумма, нужно взять себя в руки и отказаться от управления дроном с поездов, автобусов и теплоходов, какие бы шикарные динамичные ракурсы это ни сулило…» - и так я себя тоже успокаивал.

Высота, скорость, дальность

Кстати, по поводу оптического контакта. Дальность действия пульта по паспорту – 7 км, и это огромное расстояние. Обычно Mavic вы перестаете видеть в среднем через 20 секунд после того, как его запустили. Он летает где-то там – вы его не видите и не слышите. Вся обратная связь – это телеметрия с пульта и картинка с камеры на телефоне (вы же помните, что телефон подключен к пульту? См. рис. 5).

И вот тут-то как раз чрезвычайно актуально встает вопрос того, что вы можете разглядеть на экране, особенно в солнечный день. Высоты 500 метров, ограниченной электроникой, более чем достаточно. На Youtube вы при желании легко найдете видео подъёма Mavic более чем на 4 км, что имеет смысл только в исключительных погодных условиях. При таком подъеме горизонтальное перемещение фактически теряет всякий смысл, поскольку картинка снизу все равно почти не меняется, да и весь заряд аккумулятора израсходуется только на подъем и спуск. Запуская дрон в Турции, в Сиде, из-да дымки я не видел смысла в подъёме выше 300 метров. Выше становится видно только хуже. В средней полосе России, в более сухом климате, можно подниматься и выше – у нас воздух летом более прозрачный. Стоит помнить, что с точки зрения расхода батарейки спуск весьма затратен. Дрон «побаивается» неуправляемых вращений при быстром снижении и поэтому не позволяет себе скорость спуска более 3 м/с (против 5 м/с для подъема). И если вы понялись на 4 км (для этого, полагаю, дрон приходится перепрошивать) за 50 % заряда батареи, то, скорее всего, вы потратите на спуск минимум 40%. И о таких вопросах нужно постоянно помнить, когда планируешь полет на большой высоте. Правда, управляющая программа вас обязательно предупредит, что приближается «точка невозврата» и могут возникнуть проблемы с возвращением на home position. Информация о предполагаемом времени оставшегося полета до home position и до полного разряда аккумулятора всегда доступна в верхней части экрана телефона в графическом представлении (см. Рис. 4).

Максимальная горизонтальная скорость в 65 км/час весьма впечатляет как при наблюдении за пикирующим дроном, так и при просмотре заснятого в эти моменты видео. Ценой большой скорости является повышенный расход батарейки и отключенные системы избегания препятствий. На максимальной скорости дрон едва «протянет» 10 минут в воздухе.

К вопросу о красивых кадрах

Должен признаться, что с приобретением дрона мой взгляд на фотографию сильно изменился. Я поймал себя на том, что просто перестал хвататься за телефон для фотографий, потому что любой план с высоты 10 – 100 метров в тысячи раз более интересен, чем самый вычурный ракурс, который вы можете себе позволить, стоя на земле. Взгляните хотя бы на группу фото, представленную ниже.


Марсово поле, СПб

Фантастически динамичные 4к планы, которые можно заснять, не оставляют смысла фото. К тому же, программно одновременная видео- и фотосъемка не предусмотрена, а разрывать видеоряд для съемки фото нет никакого смысла.

Постобработка и куда девать отснятый материал

Отдельную проблему представляет складирование сотен гигабайт видео, которые можно произвести буквально за день. Скептик скажет, что проблема с объемом легко решается переходом с 4k на full HD. Но, видят боги, вы не захотите уменьшить разрешение той великолепной картинки, которую выдает вам камера Mavic Pro. За мелкими деталями при полете можно наблюдать бесконечно. И этих деталей мириады… Люди-муравьи, деревья, тропинки, птицы и животные…

Кроме этого, съемка видео подразумевает монтаж, потому что вряд ли вы будете показывать все свои неудачные подлеты. Тем более что они будут занимать 95% процентов отснятого материла. Постобработка – это серьезная и долгая работа. Мой первый 8-минутный ролик кодировался два часа (время оценочное, в жизни зависит от многих факторов). При этом монтаж занял почти столько же времени. Статистика примерно следующая: 1 час отснятого сырого видео (~3 батарейки комплекта Fly more и 30 ГБ на диске) сводится к 5 минутам видео. Монтировать это видео нужно час–два и столько же кодировать. Таким образом, около 5 часов затраченного времени уходит, чтобы показать 5 минут бомбического видео. Не все на это пойдут. Думается, что такая трудоёмкость станет основным сдерживающим фактором в популяризации дронов.

Перевозка в самолете

В DJI совершенно точно угадали основную проблему дронов – мобильность. Для Mavic Pro эта проблема решена на 5 баллов. Благодаря складным штангам сумку из комплекта Fly More легко спутать с сумкой для зеркального фотоаппарата с небольшим объективом. В сумку влезает все только самое необходимое, например, или зарядка, или две дополнительные батарейки. Но это как раз то, что мне было нужно. Сумку я кладу в рюкзак. С рюкзаком удобно гулять или ездить на велосипеде, совершенно не привлекая ненужного внимания.

При перевозке в ручной клади в самолете в Турцию никто сложенным в сумке дроном так и не поинтересовался. Возможно, проблемы могут быть на отдельных рейсах в США , но кажется, что если вы берете с собой Mavic, весь мир вам легко и необременительно доступен, в отличие от Phantom или, разрази меня гром, Inspire.

Выводы

Так вот, дорогие мои простые обыватели с умеренной стадией инстаграм-зависимости, я не могу посоветовать вам Mavic Pro по простой причине – это очень сложное в управлении устройство, требующее огромных трудозатрат, даже если на минуточку забыть о стоимости. Нужно долго учиться управлять и, освоив, все равно потеть при каждом взлете, трястись при перевозке, постоянно заряжать батареи, менять и форматировать микро-SD карточки, долгими часами монтировать видео и раз в неделю забивать по терабайтному переносному диску. И все это только для того, чтобы из 5 часов кропотливой работы получить 5 минут феерического видео, лучшие образцы которого вы потом пересмотрите в среднем 2 раза…

Но если восторженные возгласы знакомых для вас важнее, чем уйма потерянного времени, то это – как раз то, что нужно! И дело совсем не в том, что игрушка дорогая и пока их не так много. Не такая уж она и дорогая, если очень хочется. Хочу донести простую мысль – даже если у вас есть дрон, видео само не снимется и не смонтируется.

И даже великолепный DJI Mavic Pro, являющийся сейчас, на мой взгляд, лучшим непрофессиональным дроном, со своей безупречной для домашнего использования картинкой и неиссякаемым спектром творческих возможностей, не сможет вам помочь, если вы не готовы сутками «пилить» ролики.

Недавно компания DJI представила покупателям новый беспилотный летательный аппарат, который называется Mavic Air. Устройство унаследовало лучшие характеристики из линейки Mavic, порадовало компактными размерами и демократичной стоимостью. Главной фишкой стал складной дизайн квадрокоптера.

Официальное видео от производителя:

Аэродинамичный корпус, система теплоотвода, кронштейны из алюминия и магния, съемка замедленного видео - все это доступно в Mavic Air. Дрон дополнен 7 датчиками распознавания препятствий, что обеспечивает ему большую надежность. Особенно понравится модель любителям путешествий, ведь она компактно складывается и занимает мало места.

Технические характеристики

Размер в сложенном состоянии: 83x49x168 мм.;
Взлетный вес: 430 г.;
Внутренняя память: 8 ГБ (расширяема за счет Micro SD до 128 ГБ);
Максимальная скорость полета: 68.4 км/ч (режим S), 28.8 км/ч (режим P);
Максимальная скорость подъема/спуска: подъем: 4 м/с (режим S), 2 м/с (режим P); спуск: 3 м/с (режим S), 1.5 м/с (режим P);
Максимальный угол наклона: 35° (режим S, обнаружение препятствий выключено), 15° (режим P, обычный);
Камера: 12 Мп (сенсор 1/2.3’’, объектив f/2.8, 24 мм, угол обзора 85 градусов), фото в JPEG или DNG (RAW);
Видео: 4K (3840 x 2160 пикселей при 30 кадр/с), FHD (1920 x 1080 при 120 кадр/с), битрейт до 100 Мбит/с, форматы MP4 или MOV;
Батарея: 2375 мАч (27,43 Вт/ч);
Время полёта: до 21 минуты;
Дальность полёта: до 10 км.;

Портативность, характеристики камеры

Именно Mavic Air считается самым портативным беспилотным летательным аппаратом компании DJI. Складные пропеллеры плотно прилегают к аэродинамическому корпусу. В сложенном виде габариты изделия идентичны размерам современного смартфона.


Mavic Air в сложенном виде

Для обеспечения максимальной работы каждая деталь камеры продумана до мелочей. Вибрация при создании снимков нейтрализуется за счет усиленного 3-осевого подвеса. Установлен этот элемент на амортизаторах. Качество снимков контролирует 12 Мп матрица, объектив с диафрагмой f/2.8, инновационная система обработки изображений.

Дрон снимает стабилизированное видео, разрешение которого составляет 4К. Есть поддержка режима замедленной съемки, благодаря чему можно сохранять движения в динамических сценах. С помощью процессора есть возможность обработки темных или засвеченных участков.

Как управлять Mavic Air?

Производитель позаботился о том, чтобы пользователи могли с легкостью управлять новой моделью. В каждом комплекте идет пульт управления со специальным креплением для джойстиков. Управлять Mavic Air удастся со смартфона, для этого нужно воспользоваться программой DJI GO. Еще один вариант - совмещение пульта и смартфона.

На открытом пространстве радиус управления квадрокоптером с помощью пульта составляет: FCC 4км, SRRC 2км и CE 2км. Используя смартфон, беспилотный летательный аппарат можно поднять на 50 метров в высоту, отдалить его на 80 метров.

Комплектация Mavic Air

Кроме самого квадрокоптера и пульта управления со специальным креплением для стиков в коробке покупатель получает:

  • емкий аккумулятор на 2375 мА\ч;
  • контроллер и разные кабели, с помощью которых можно подключать аппарат к смартфону;
  • 4 штуки запасных пропеллеров;
  • защитный чехол на молнии;
  • кабель питания;
  • набор защиты для пропеллеров;
  • зарядное устройство;
  • переходники;
  • документы с характеристиками, функциями квадрокоптера.

Есть вариант в комплектации Dji Mavic air combo. Сюда включены сразу 3 аккумулятора, наплечная сумка для путешествий, зарядный хаб, 6 пар пропеллеров. В комплекте идет переходник для Power Bank, портативное зарядное устройство. Разумеется, стоимость mavic air combo превышает цену обычной версии нового квадрокоптера.

Интеллектуальные фишки

Новинка из линейки mavic получила новые функции. Есть контроль жестов, который позволяет управлять полетом и запуском одним движением руки. Интеллектуальный режим ActiveTrack одновременно определяет 2 и больше объектов. Объект съемки будет находиться в объективе квадрокоптера даже во время постоянного движения.


DJI Mavic Air режим Active Track

Еще одна полезная функция - 6 вариантов режимов для быстрой съемки. Чтобы создавать необычные композиции, достаточно выбрать подходящий режим и нажать кнопку «Старт». Пользователям доступны следующие режимы:

  • Rocket - объект находится в кадре при резком взлете дрона вверх;
  • Circle - полет вокруг заданного объекта по кругу;
  • Dronie - квадрокоптер делает отлет назад, но не сбрасывает высоту;
  • Helix - аппарат облетает выбранный объект по спирали;
  • Boomerang - полет по траектории бумеранга;
  • Asteroid - аппарат снимает панораму в виде Земли, возвращается как падающий астероид.

Интеллектуальная система камеры квадрокоптера создает широкие творческие возможности как для новичков, так и для опытных специалистов в фотосъемке. Для запечатления объекта с мельчайшими деталями предусмотрена функция Sphere. «Умный» дрон смешивает до 25 фотографий, дает сферическую панораму окрестностей.

Специальный видеорежим QuickShot позволяет создавать профессиональные видеоролики. С помощью съемки в 4К видео получает ультра HD разрешении высокого качества.

Еще одна фишка новой модели - режим SmartCapture. Можно управлять съемкой с быстрым откликом беспилотного летательного аппарата. Есть возможность подавать команды жестами (на расстоянии до 6 метров) для приземления, слежения, запуска или фотосъемки. Этот режим позволяет создавать фото объекта с любого угла даже без пульта управления.

TapFly - режим, созданный для фокусировки внимания на съемке. Владелец коптера должен указать точку на экране, после чего аппарат отправится в это место. Устройство использует все датчики, чтобы избежать столкновения с препятствиями. Доступны такие 4 подрежима:

  • Forward (вперед);
  • Coordinate (координата);
  • Backward (реверс);
  • Free (свободный).

Есть функция APAS - расширенный автопилот. Управляя квадрокоптером, можно избежать столкновений. Хорошо ориентироваться в пространстве помогает визуальный компас. Если на компас влияют магнитные помехи, это не мешает дрону продолжать работу.

Режим возврата домой - полезная и необходимая функция. При исчезновении сигнала портативный летательный аппарат возвращается по плану, записанному ранее. Во время посадки устройство сравнивает фотографии местности. При небезопасной посадке Mavic Air оповещает об этом владельца, просто зависает в воздухе.

Безопасность полета контролирует FlightAutonomy 2.0. Для лучшего качества полета система использует 6 камер, много оптических сенсоров, вычислительные ядра, инфракрасные датчики. Скорость и положение дрона рассчитываются в реальном времени. В результате улучшается полет в открытом пространстве, маневренность в помещении.

Моторы и питание

Оснащен новый квадрокоптер мощными бесколлектроными моторами, которые работают в паре с ESC FOC регуляторами скорости. Такой подход повлиял на ветроустойчивость беспилотного летательного аппарата. Производитель указывает, что коптер выдерживает порывы ветра до 10 м/с. В режиме «Спорт» модель развивает скорость до 68.4 км/ч.

Питание беспилотника осуществляется от интеллектуальной батареи емкостью 2375 мАч. Основа аккумулятора - литий с высокой прочностью. Емкая батарея позитивно повлияла на максимальное время полета Mavic Air, которое составляет 21 минуту.

Сравнение с другими моделями

Новинка одновременно похожа на полупрофессиональный Mavic Pro, доступный Spark. Mavic Air так же компактно складывается, как и более ранняя версия Pro. Правда, в сложенном состоянии новый дрон имеет меньшие габариты, чем Spark. Весит он на 41% легче, чем «старший брат» Mavic Pro.

Длина и ширина всех трех беспилотных летательных аппаратов мало отличается. Есть разница всего в несколько сантиметров. В разложенном виде модель Pro имеет большие габариты, чем новинка от DJI.

По техническим спецификациям Mavic Air больше похож на Pro. Эта особенность понравится тем покупателям, которым возможностей модели Spark оказалось недостаточно для съемки видеороликов и фото. По некоторым характеристикам новинка превосходит полупрофессиональный Mavic Pro.

Другие особенности

Доступен квадрокоптер в 3 цветах: черный, красный, белый. Стоит многофункциональная и сверхпортативная новинка 800$.

Есть встроенное хранилище на 8 Гб, специальный слот для microSD. Оснащен дрон и USB-C, с помощью которого удастся быстро передать снимки и видеоролики на другие устройства. В оснащении беспилотника есть также беспроводной интерфейс Wi-Fi.

Квадрокоптер Mavic Air - самый технологичный продукт бренда DJI. Новая модель соответствует всем требованиям развивающегося рынка беспилотников.

Квадрокоптер DJI Mavic Pro один из самых технологичных дронов на сегодняшнем рынке, к тому же один из самых компактных. В настоящее время все большую популярность приобретают именно компактные модели, которые можно положить в сумку и взять с собой куда угодно. К сожалению, компактный форм-фактор, как правило, приводит к меньшему количеству функций дрона. Новый квадрокоптер компании DJI является исключением из этого правила.

Помимо того, что новый дрон один из самых портативных на рынке, он одновременно является и одним из самых технологичных — в функциональности он не уступает знаменитым фантомам.

Особенности

Обзор дрона начнем с особенностей. Главная особенность — портативность. Инженеры DJI отказались от фиксированного корпуса в пользу складывающихся лучей. Благодаря умной конструкции он складывается в аккуратную маленькую коробочку – по форме не больше стандартного кирпича. Компактным получился также и контроллер дрона.

Спереди, коптер оснащен встроенной камерой 4K и супер компактным 3-осевым подвесом. Подвес позволяет стабилизировать картинку при изменении положения коптера без уменьшения (к которому приходится прибегать при цифровой стабилизации) разрешения видео, а также гасить вибрацию от моторов и винтов.

В квадрокоптере реализована система FlightAutonomy которая включает в себя помимо основной камеры 2 фронтальные камеры, 2 нижние камеры оптического позиционирования а также 2 ультразвуковых датчика. Алгоритмы анализируют изображения полученные с камер и создают на их основе 3D карту рельефа со всеми препятствиями которые могут встретиться на пути следования дрона на расстоянии до 15 метров. На основе виртуальной карты дрон строит маршрут, избегая при этом столкновения с препятствиями.

Технические характеристики Мавик Про также впечатляющие. Коптер оборудован новой устойчивой к помехам системой передачи видео под названием OcuSync, которая способна передавать видеосигнал в формате HD на расстояние до 7 км. На коротких эта технология позволяет стримить видео в разрешении FullHD (1080p) а также загружать фото и видео со скоростью 40 Мбит/с.

Характеристики системы обзора

Режимы полета

Квадрокоптер обладает следующими режимами полета:


Дизайн

Пожалуй, самой впечатляющей особенностью коптера является его размер. Компания выпускает самые технологичные дроны, такие Inspire 2 или Phantom 4, но такой компактности удалось добиться только в этой модели. Ее можно считать воплощением перехода от эры настольных компьютеров к эре портативных ноутбуков.

Квадрокоптер выглядит гораздо более агрессивным. В отличие от округлого дизайна фантома, он изобилует большим количеством острых углов и граней, и напоминает скорее истребитель.

Характеристики

Масса 734 г
Размеры 83 × 83 × 198 мм (в сложенном состоянии)
Размер по диагонали (без учета пропеллеров) 335 мм
Максимальная скорость набора высоты 5 м/с
Максимальная скорость снижения 3 м/с
Максимальная скорость 65 км/ч в спортивном режиме в безветренную погоду
Максимальная высота полета 5000 м
Максимальное время полета 27 мин
Максимальное время полета (в режиме
висения)
24 мин
Максимальное расстояние полета 7 км
Диапазон рабочих температур от 0 до +40 °C

Батарея

Дрон получил силовую установку Intelligent Flight Battery 3,830mAh напряжением 11,4 В. Интересной особенностью является то, что в режиме висения батареи хватает на 24 минуты, тогда как при полете на оптимальной скорости заряда хватит на 27 минут. Это объясняется аэродинамической конструкцией, и оптимизацией роторной системы именно на горизонтальный полет.

Что же касается времени подзарядки, то для почти полностью разряженной батареи (с остатком заряда около 10 процентов) для полной зарядки потребуется около часа.

Умный аккумулятор дрона оснащен функцией автоматической разрядки. Это значит, что если он не использовался более 10 дней, аккумулятор постепенно (в течение 2-х дней) перейдет в режим хранения, т.е. разрядится до 65% от полного заряда.

Характеристики батареи

Камера

Камера может записывать 4K видео 30 кадров в секунду или 1080p — 96 кадров в секунду. Разработчики уменьшили угол обзора камеры до 78 градусов (у Phantom 4 — 94 градуса). Объектив установили более светосильный (f/2,2) чем у фантома (f/2,8).

Фотографии можно снимать в режиме серийной съемки, непрерывной съемки и интервальной съемки. Данные с камеры обрабатываются алгоритмами ActiveTrack и FlightAutonomy которые разпознают препятствия для облета коптером и отслеживания положения беспилотника при полете в помещении.

Добавлена возможность транслировать (стримить) видеопоток сразу на Facebook, YouTube и Periscope правда скоростью 30 кадров в секунду. Блогеры оценят эти возможности по достоинству.

Характеристики камеры

Матрица CMOS 1/2,3”, эффективных пикселей: 12,35 Мп
Объектив Угол обзора 78,8°, фокусное расстояние 20 мм (эквивалент
формата 35 мм), диафрагма f/2.2
Искажение
Диапазон ISO 100–3200 (видео); 100–1600 (фото)
Диапазон выдержки от 8 до 1/8000 с
Максимальный размер изображения 4000×3000
Режимы фотосъемки Единичный снимок
Серийная съемка: 3/5/7 кадров
Автоматическая экспокоррекция (AEB):
0.7EV с шагом 3/5 ступени
Автоспуск
HDR
Режимы видеосъемки C4K: 4096 × 2160, 24 кадра/с, 4K: 3840 × 2160, 24/25/30 кадров/с
2.7K: 2720 × 1530, 24/25/30 кадров/с
FHD: 1920 × 1080, 24/25/30/48/50/60/96 кадров/с
HD: 1280 × 720, 24/25/30/48/50/60/120 кадров/с
Битрейт видео 60 Мбит/с
Поддерживаемые файловые системы FAT32 (≤ 32 Гбайт) ; exFAT (> 32 Гбайт)
Форматы фото JPEG, DNG
Форматы видео MP4, MOV (MPEG-4 AVC/H.264)
Поддерживаемые карты памяти microSD. Максимальный объем: 64 Гбайт, класс скорости 10
или UHS-1

Передатчик

Управлять коптером можно как через смартфон, так и через передатчик.

Управление с пульта дает более точные реакции коптера на стики

Для управления через смартфон достаточно переключить коптер из режима управления по радиосвязи в режим управления по Wi-Fi. Установить на телефон приложение DJI Go и подключить мобильное устройство к Wi-Fi сети MAVIC.

Но наибольшее удовольствие получаешь когда используешь оба устройства одновременно.

Для того, чтобы использовать смартфон в сочетании с пультом, нужно установить приложение DJI Go, подключить телефон с помощью Micro-USB, и закрепить телефон в специальных ручках снизу передатчика. Такой способ дает больше возможностей управления различными функциями и режимами, предусмотренными в DJI Go.

Характеристики передатчика

Летные характеристики

С точки зрения летных характеристик — дрон Мавик Про компании DJI является одним из лучших решений на рынке. Технически двигатели не столь мощные, как в Phantom 4, но по многих характеристикам он даже превосходит своего старшего брата. Несмотря на заявленную скорость около 65 км/ч, удавалось разогнать квадрик до 82 км/ч. Конечно, максимальная скорость будет варьироваться в зависимости от погодный условий, в которых вы летаете.

Еще одной выдающейся особенностью является, безусловно, рабочий диапазон. Благодаря новой технологии передачи видео DJI OcuSync, изображение с камеры транслируется на мобильное устройство на расстоянии до 7 км. На практике отмечается уверенный прием на расстоянии до 5 км, чего более чем достаточно.

Аксессуары

Недавно DJI объявила о начале продаж очков которые будут полностью совместимы с дроном. Очки получили сенсорную панель а также поддержку интеллектуальных режимов полета таких как TapFly, Terrain Follow, ActiveTrack, Tripod Mode.

Итог и стоимость

Когда дело доходит до портативных беспилотных летательных аппаратов, Мавик не имеет себе равных — по крайнем мере пока. Техническое оснащение и камера у него на уровне последнего фантома, даже местами превосходит (вспомним управление жестами и передачу видеопотока OcuSync), однако цена при этом — ниже (около 1000 USD). Наш вердикт — дрон не рассчитан на профессиональных операторов, скорее его можно считать action — квадрокоптером. В этом смысле его можно сравнить с камерой GoPro, которая получила огромную популярность именно за соотношение цена/качество/компактность.

Вчера вечером китайская компания DJI («эпл» среди производителей дронов и коптеров) представила новый девайс — DJI Mavic Air. Это удешевлённая и слегка упрощённая в плане полётных характеристик версия уже давно продающегося Mavic Pro. Тем не менее, новинка смогла кое-чем удивить.

Чтобы лучше вникнуть в ситуацию, давайте прежде всего разберёмся, чем отличается DJI Mavic Air от DJI Mavic Pro (Platinum Edition). И поможет нам в этом прежде всего табличка характеристик обоих коптеров.

DJI Mavic Pro Platinum DJI Mavic Air
Время полёта

до 30 минут

до 21 минуты

Дальность

до 15 км

до 10 км

Высота

до 5 км

Скорость

до 65 км/ч

до 68,4 км/ч

Скорость набора и снижения высоты

5 и 3 м/с

4 и 3 м/с

Спутники

GPS или Глонасс

Камера

12,35 Мп (матрица размером 1/2.3’’ CMOS, объектив f/2.2, фокусное расстояние 28 мм, угол обзора 78,8 градусов), фото в JPEG или DNG (RAW)

12 Мп (сенсор 1/2.3’’, объектив f/2.8, 24 мм, угол обзора 85 градусов), фото в JPEG или DNG (RAW)

Видеосъёмка

4K (4096 или 3840 x 2160 пикселей при 24-30 кадр/с), FHD (1920 x 1080 при 96 кадр/с), битрейт до 60 Мбит/с, форматы MP4 или MOV

4K (3840 x 2160 пикселей при 30 кадр/с), FHD (1920 x 1080 при 120 кадр/с), битрейт до 100 Мбит/с, форматы MP4 или MOV

Стабилизация

3-осевая

Датчики препятствий

Передний и нижний

Передний, задний и нижний

Аккумулятор

3 830 мАч (43,6 Вт*ч)

2 375 мАч (27,43 Вт*ч)

Пульт

Встроенный аккумулятор 2 970 мАч, разъёмы: Lightning, Micro USB, USB C

Интерфейсы

Wi-Fi (2,4 и 5 ГГц),

Wi-Fi (без подробностей)

Внутренняя память

8 ГБ

Карты памяти

Micro SD до 64 ГБ

Micro SD до 128 ГБ

Габариты (в сложенном состоянии)

83 x 83 x 198 мм

83 x 49 x 168 мм

Размер по диагонали

335 мм

Вес

430 г (взлётный вес)

Понятно, что у новинки с точки зрения голых «спеков» не так много преимуществ перед платиновым предшественником: увеличенный битрейт видеосъёмки и чуть большая скорость полёта. К сожалению, на фоне существенно снизившейся автономности и полётных характеристик эти преимущества не выглядят так привлекательно.

Однако DJI Mavic Air берёт другим — функциональностью, которую в перечне TTX не отразишь, и, разумеется, ценой. Пойдём по порядку.

Во-первых, обновлённый дрон получил возможность снимать 180- даже 360-градусные панорамы в разрешении до 32 Мп. Делает он это в автоматическом режиме при использовании фирменного приложения DJI GO 4 или пульта управления. Впрочем, практически такие же панорамы можно сделать и самому, если предварительно нащёлкать фото с дрона и уже на смартфоне свести их в одно изображение при помощи специального софта (Google Street View, например). На стороне Air разве что чуть бОльший угол обзора встроенной камеры — 85 против 78,8 градусов.

Во-вторых, теперь мавик умеет отслеживать препятствия не только спереди и снизу, но и сзади. Углы обзора датчиков частично пересекаются, поэтому дрон может облетать и боковые препятствия. Кроме того, в этом деле коптеру помогает камера и собственные программные алгоритмы. По крайней мере, так заявляет DJI.

Третье — расширенные возможности видео. 4K-ролики теперь снимаются при бОльшем битрейте — до 100 Мбит/с, а раньше было всего 60 Мбит/с. Кроме того, Slow Motion видео теперь доступно в разрешении 1920 x 1080 пикселей. Платиновая версия могла похвастаться только HD Slo-Mo.

Четвёртое — cъёмка HDR-фото. Тёмные участки кадров заиграют светом, а на засвеченном небе проявятся облачка. Хотя и раньше с этим особых проблем не было.



Пятое — новый дизайн и обновлённые расцветки. Теперь дрон доступен в белом, тёмно-сером или красном раскрасе. По дизайну всё и так понятно — он стал более футуристичный и аэродинамичный. Кроме того, производитель слегка переработал внешность пульта управления — теперь он удобно складывается в карман, включая и стики.

DJI в очередной раз пополнила новым устройством свой флот беспилотных летательных аппаратов. Квадрокоптер DJI Mavic Air представляет собой меньшую, более лёгкую и более умную версию известного Mavic Pro. На бумаге два беспилотника выглядят очень похожими, но какой из них лучше? Сейчас выясним…

Квадрокоптер DJI Mavic Air является гибридным потомком Mavic Pro и Spark DJI, он взял всё самое лучшее от каждого из своих родителей.

От Mavic Pro, новый Mavic Air унаследовал дизайн, который позволяет компактно складываться для удобной транспортировки. В сложенном состоянии Air сравним с размером смартфона, что делает его самым портативным квадрокоптером в этом ценовом диапазоне.

Как и Pro, Mavic Air оснащён камерой, способной снимать 4K UHD видео и делать 12-МП снимки. В дополнение к 1 / 2,3-дюймовому CMOS-сенсору, Air получил переработанный карданный шарнирный подвес для стабилизации, унаследованный от Spark.

Air, как и предшественники имеет режим спортивного полёта, систему обхода препятствий и складной джойстик. Для управления дроном, есть джойстик со специальными антеннами, которые могут передавать видеосигнал на расстояние до 1,5 км. Конечно, джойстик не такой, как у Mavic Pro - со встроенным телеметрическим дисплеем, но это лучше, чем ничего.

Новый DJI Mavic Air также унаследовал от Spark стандартный набор режимов полёта: Rocket, Dronie, Circle, Helix, и получил несколько новых: Spherical Panorama, Asteroid и Boomerang. Дрон оснащён новым и улучшенным программным обеспечением Active Track с режимом Gesture, который работает быстро и отзывчиво.

Система обхода препятствий у Mavic Air значительно превосходит систему Spark и на более дорогом Mavic Pro. Сенсорное зондирования семью датчиками позволяет «видеть» препятствия и избегать их как с использованием пилота, так и без него.

Простота управления

DJI Mavic Air является кульминацией всего, что компания DJI узнала о производстве БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) в течение последних 12 лет. Начать летать на этом дроне сможет как ветеран, так и новичок, всего за несколько минут после распаковки, независимо от уровня мастерства.

Как Phantom, Spark и Inspire - Mavic Air уверенно чувствует себя в небе. Он такой же быстрый и ловкий как Pro, несмотря на меньший размер. Очень впечатлят стабильность зависания этого квадрокоптера в небе, с учётом размеров, ведь большинство дронов небольшого размера не могут удерживаться в полёте в неподвижном положении.

Малыш Mavic Air легко и уверенно зависает на месте, благодаря совокупности датчиков и систем позиционирования, которые поддерживают его в воздухе. Это одна из самых важных функций, которую должен иметь каждый БПЛА.

Система обхода препятствий в воздухе тут тоже работает без проблем. Программное обеспечение использует данные, собранные с камер, и создаёт виртуальную карту окружающего пространства, что позволяет беспилотнику держаться на безопасном расстоянии от видимых преград. Это придаёт уверенности, даже при полете через заросли деревьев.

Новый и улучшенный Active Track от DJI теперь может отслеживать несколько объектов одновременно, а улучшенное распознавание жестов позволяет перемещать дрон при помощи жестов практически без задержек.

Полетав нескольких дней, я с уверенностью заявляю, что Mavic Air от DJI также хорош, как Mavic Pro. Он такой же быстрый, манёвренный, с максимальным диапазоном, но дешевле.

Грубые падения нестрашны

Компактный DJI Mavic Air - это «маленький зверь» с очень крепким корпусом. Конечно, он не выдержит сильного удара об скалы или тротуар, но столкновение с ветками деревьев, кустами и высокой травой переносит безболезненно.

Джойстик управления Mavic Air также довольно прочный и хорошо сконструирован. Это, по сути, тот же джойстик, который поставляется с Pro, но более портативный и без встроенного телеметрического дисплея. Он более портативный потому что элементы управления можно открутить и уложить внутрь пульта, придав ему более низкий профиль и облегчая транспортировку.

Маленькая батарея и отличное время полёта

Учитывая небольшой размер, DJI Mavic Air имеет впечатляющее время полёта. DJI заявляет, что полностью заряженная батарея даст 21 минуту нахождения дрона в воздухе. Конечно, время работы также зависит и от стиля полётов, силы ветра и других факторов.

Я запустил секундомер и оставил Mavic Air в зависшем положении, пока он не спустился для аварийной посадки. Квадрокоптер продержался в воздухе 19 мин и 23 сек, что неплохо для батареи такого размера. Полученные данные ставят его между Mavic Pro и Spark с точки зрения времени полётов.

При обычных испытаниях (в различных режимах полёта), Air продержался около 17 мин 50 сек. Батарея будет разряжаться быстрее, если дрон летит в спортивном режиме или использует возможности DJI Active Track или Obstacle Avoidance, которые требуют немного большей вычислительной мощности.

Для зарядки аккумулятора до 100%, требуется около 50 мин, что является стандартом для гаджетов DJI. К счастью, новая док-станция позволяет заряжать сразу несколько батарей.

У DJI Mavic Air отличная камера с прочным подвесом

Камера на Mavic Air почти идентична камере Mavic Pro, лишь с незначительными отличиями. Оба БПЛА имеют один и тот же 1 / 2,3-дюймовый CMOS-сенсор, однако, диапазон ISO у Air немного ниже, чем у Pro, что не позволяет ему хорошо снимать при слабом освещении.

Максимальное разрешение видео DJI Mavic Air - 3840×2160 (4K UHD) при 30 FPS, когда Mavic Pro способен выдавать до 4096×2160 (кинематический 4K) при 30 FPS. Разница практически незначительна, но если качество видео для вас играет основную роль, лучше выбрать Pro.

Основные различия здесь между Pro и Air - не камера, а карданный подвес, который её держит. Хрупкая сборка Pro - самый большой его недостаток, когда вариант подвеса Air Sports - более новый, более продуманный и меньше подвержен повреждениям. Новый шарнир даёт камере Mavic Air более широкий диапазон движений, хотя оба по-прежнему имеют плохое сенсорное управление шарнирами. Вам придётся снимать в кинематическом режиме, вместо плавного панорамирования / наклона.

Итог

DJI Mavic Air может стать лучшим квадрокоптеров линейки DJI. Он компактный и портативный, имеет специальный джойстик, усовершенствованную систему обхода препятствий, дальность полёта до 4 км, снимает видео в 4K и замедленное видео со скоростью 120 FPS поставляется с 8 ГБ встроенной памяти. Ближайшим конкурентом Mavic Air можно считать его предшественник, версию Pro. Какой из них лучше подойдёт вам? Зависит от потребностей.

Если основным критерием при выборе БПЛА является камера, стоит присмотреться к Mavic Pro. Его камера имеет более высокое разрешение и лучше работает при слабом освещении. Но для красивых кинематографических снимков, лучше выбрать Phantom 4 Pro или Yuneec Typhoon H. Оба немного дороже, зато обеспечивают более плавное и изысканное управление камерой, которое поможет получить идеальные снимки.

Если нужен простой селфи-дрон - Spark будет лучшим решением. Он не такой функциональный, как Air, но и подходит для быстрого взлёта с руки. Этот квадрокоптер также на несколько сотен долларов дешевле.

Но, если вам нужно то, что может пролететь куда угодно и справиться с любой ситуацией - не смотрите дальше, Mavic Air - то что надо. DJI предлагает солидный список обновлений прошивок для своих БПЛА и новый Air не станет исключением. Хоть устройство и не кажется флагманом по размеру и цене, он оснащен функциями, которые конкурируют и превосходят более дорогие аппараты, и даже другие дроны DJI.

Стоит ли вам его покупать? Да. Это лучший квадрокоптер, который можно купить сейчас.

Преимущества DJI Mavic Air

  • Компактный и прочный корпус.
  • 8 Гб встроенной памяти.
  • Функциональный джойстик.
  • Улучшенный шарнир камеры.
  • Надёжная система обхода препятствий.
  • Множество интеллектуальных режимов полёта.

Недостатки Mavic Air

  • Недостаточная управляемость жестами.
  • Система обхода препятствий не работает с боков и сверху.

Лучший компактный квадрокоптер DJI Mavic Air - видео обзор

Если вы нашли ошибку, не работает видео, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .