Глобальное информационное общество понятие и направления развития. Глобальное информационное общество. Принципы государственной политики

Постановка проблемы правового обеспечения информационной безопасности личности связана, прежде всего, с условиями формирования состояния защищенности личности от внутренних и внешних угроз в глобальном информационном обществе.

В связи с этим в рамках отдельного параграфа исследуется сущность современного информационного общества через призму создания в нем благоприятных условий для развития личности, реализации всего спектра ее интересов.

Глобализация как процесс подразумевает создание единого информационного пространства, характеризующегося высоким, полноценным информационным обменом. Глобализация как процесс зарождалась с 70-80 годов прошлого столетия, а сам термин «глобализация», появившийся в 1985 году благодаря трудам американского социолога Робертсона Р., на протяжении уже нескольких лет устойчиво связывают и с понятием «информационное общество».

Следует признать точным высказывание профессора Б.С. Эбзеева о том, что в реальности глобальное развитие становится все более неравномерным. Обостряется глобальное конкурентное противоборство, в котором активно используются инструменты политико-экономического, информационного и военного воздействия, и по-разному распространяются негативные последствия процесса глобализации и появляемые благодаря нему блага.

Яркий представитель современной глобалистики А.Н. Чумаков, с большим вниманием относящийся к вопросу терминологического наполнения понятия «глобализация», определяет его как процесс универсализации, становления единых на планетарном уровне связей и отношений в разных сферах общественной жизни. Процесс глобализации выступает одновременно как явление, и как феномен, когда она воспринимается в качестве объективной реальности, которая характеризуется замкнутостью глобального пространства, объединенным мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными информационными коммуникациями и которая в таком качестве никем не может быть проигнорирована .

Обращаясь к вопросу определения самого понятия «глобальное информационное общество», необходимо заметить, что обобщенно под ним представляется возможным понимать общество нового типа, предоставляющее качественно новые возможности использования глобальных информационных сетей, информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах человеческой жизни, обеспечивающее получение преимуществ всеми субъектами информационных отношений. В свою очередь, А.И. Химченко формулирует определение понятия информационного общества в условиях глобализации, вынося его в числе положений, выносимых на защиту, как общество абсолютно нового типа: гражданское, социально-демократическое, предоставляющее на основе главенства права и реализации информационной безопасности на международном уровне, принципиально новые возможности осуществления прав и свобод человека и гражданина, взаимодействия государств и их объединений, международных организаций и общественных объединений, индивидов и юридических лиц для целей улучшения качества жизни людей, обеспечении доступа к имеющимся цивилизационным знаниям, способствующее выравниванию «цифрового» и иного неравенства между государствами с помощью развития информационных ресурсов и информационных технологий, создания и использования как средств коммуникации глобальных информационных сетей и систем, включая сеть Интернет .

Применительно к развитию информационного общества ключевой доминантой выступают, безусловно, глобальные коммуникации, ведущие к возникновению иных, глобальных проблем.

Феномен глобализации, являясь определяющим в 21 веке, способствует глобальному информационному интегрированию во всех основных сферах нашей жизни. Согласимся, что укрепляется понимание информационной взаимосвязанности всех людей, которые населяют и будут населять Землю, вне зависимости от их культурной составляющей, расовой принадлежности, религиозных взглядов и политических убеждений. Это абсолютно важный гуманитарный и цивилизационный феномен, обусловленный динамикой развития глобальной информатизации общества .

Неслучайно М.Н. Марченко в монографии «Государство и право в условиях глобализации» , рассматривая методологические проблемы познания государственно-правовых явлений в условиях глобализации, вопросы соотношения государства и гражданского общества, государства и бизнеса, а также проблемы юридической и социально-политической ответственности бизнеса, в главе 3 акцентирует внимание на вопросе эволюции взглядов на права человека под воздействием процесса глобализации.

Тенденции глобализации, характерные для текущего этапа развития информационного общества, ставят все новые задачи перед законодателем. Процессы, связанные с глобализацией, сегодня активно стимулируются развитием информационно-коммуникационных технологий.

Возможности, связанные с увеличившимся количеством коммуникационных площадок в современной информационной среде, стимулируют появление огромного и динамично увеличивающегося объема и трафика информации. Производитель информации не просто делает доступной информацию для каждого члена информационного общества, но активно использует все возможные каналы информационной коммуникации, воздействуя на личность. Каналы информационной коммуникации также совершенствуются, расширяя выбор средств и технологий воздействия.

Конкуренция в глобальной информационной сфере порождает интенсивность информационных потоков, провоцируя их агрессивную специфику по отношению к потребителю информации. Информационные потоки активно воздействуют на личность, формируя имидж и общественное мнение, а также провоцируя личность на ответную реакцию.

Важнейшими атрибутами личности в современном глобальном информационном мире становится набор личной информации, который не может быть надежно защищен лишь одними техническими и программными средствами. Личная информация человека в среде неизбежно накапливается, фиксируется. Она может подвергаться искажению и дополняться недостоверными сведениями, наносящими вред личности в части ее репутации, имиджа, нарушения тайны и пр. Личность в современном мире лишается локальной защищенности в макромасштабной среде, не имеющей государственных, языковых, культурных, а, зачастую, и этических границ.

Смещение межличностной коммуникации, а также коммуникации с социумом и государством в среду, порожденную развивающимися информационно-телекоммуникационными технологиями, создает условия легкой уязвимости личности в глобальном мире.

Глобализация информационного общества - это макромасштабный, разноплановый, но противоречивый процесс увеличения унифицированного составляющего во всех глобальных системах: социально-экономической, политико-правовой и т.д.

Воздействие процессов глобализации на правовые аспекты обеспечения информационной безопасности в условиях существования информационного общества нуждается в тщательном их исследовании, учитывая, что динамично развивающиеся информационно-коммуникативные процессы глобализации сопровождаются такими атрибутами как скорость распространения, скорость ответной реакции и интенсивность.

Вытекающая из вышесказанного актуализация потребностей глобального социума в объективной, достоверной и своевременной информации о социальных, политических и экономических процессах является одной из ключевых особенностей современной динамики глобализации, полномасштабного внедрения глобальных информационных систем, поэтому правовое обеспечение информационной безопасности приобретает наиважнейшее значение, так как оказывает сильнейшее влияние на правовые и политические системы государств и на процесс развития информационного общества в Российской Федерации.

Включенность того или иного государства в процесс глобализации подразумевает, прежде всего, четко сформулированную в концептуальных документах ориентированность на это государственной информационной политики в части ее стратегических целей - развитие открытого информационного пространства, в том числе за счет интеграции в мировое информационного пространство, развитие информационного общества, совершенствование национального информационного законодательства, в том числе с учетом тенденций международной информационной политики.

Именно процессы глобализации выводят на новый уровень актуальности проблему обеспечения информационной безопасности как на

внутригосударственном, так и - особенно - на международном уровнях.

А.В. Карягина отмечает, что информационная политика Российского государства заключена в «Концепции государственной информационной политики Российской Федерации» и является способностью и возможностью субъектов политических взаимоотношений влиять на сознание, психику людей, их поведение и деятельность посредством информации и информационных технологий в интересах государства и гражданского общества. В общем понимании это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с накоплением, воспроизводством, распространением информации, в интересах государства, общества, человека и нацелена на реализацию эффективного, содержательного диалога между ними. Для Российской Федерации эта сфера связана с: 1) динамикой развития гражданского общества; 2) реализацией конструктивного диалога между государством, средствами массовой информации и обществом; 3) признанием презумпции общедоступности информации для граждан и охране их информационных прав; 4) нацелеванием на эффективное формирование информационного пространства, которое включает свободное обращение информации, доступ к ней, накопление, производство и распространение; 5) созданием благоприятных условий для доверия общества к информации, исходящей от властных институтов и институтов гражданского общества; 6)формированием эффективных коммуникационных возможностей для обмена информацией между странами и т.п. .

Обращение автора к изучению - в целях исследования - теоретиков глобалистики поспособствовало получению интересных результатов. В частности, советский философ, один из основателей отечественной глобалистики И.Т. Фролов еще в 1980 году акцентировал внимание на проблеме человека и его будущего (выделено автором), которые являются сердцевиной, ядром всей системы глобальных цивилизационных проблем, поскольку эти проблемы без сомнения связаны с человеком. Человек, его система его потребностей и формирование его будущего являются так называемой «точкой отсчета», от которой отталкиваются в определении социальной и гуманистической зависимости глобальных проблем и их решения. Проблема человека, по мнению Фролова и его будущего, это определенно самостоятельная глобальная проблема .

Удивительно, что уже тогда И.Т. Фролов в своих работах, в числе которых также и монография «Г лобальные проблемы и будущее человечества» (1982 год) не только указывал на глобальные проблемы и диалектику их взаимосвязи, но и определял проблему будущего самого человека. Приведенные нами в предпринятом исследовании выводы И.Т. Фролова, применительно к глобальным проблемам информационного общества и роли человека, личности в нем, приобрели новое звучание и современны как никогда.

Информационное общество развивалось и развивается постепенно. Как отмечал ранее в своих работах В.А. Копылов , «согласно концепции З. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, популярной среди зарубежных авторов, информационное общество является разновидностью постиндустриального общества. Анализируя общественное развитие как «смену этапов», сторонники этой концепции информационного общества объединяют его формирование с доминированием, так называемого, «четвертого», информационного сектора экономики, который следует за тремя основными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Мнение этих авторов базируется на утверждении, что капитал и труд, как ядро индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе. По логичному мнению ученых-исследователей сектора информационного права Института государства и права РАН, «системное развитие информационного общества возможно только при правовом регулировании механизмов реализации прав граждан в информационной сфере» .

На основе вышеизложенного можно выделить следующие признаки информационного общества:

1) Наличие высокой степени развития информационных технологий и их массовое и интенсивное использование людьми, предпринимательскими структурами и органами государственной власти и местного самоуправления;

2) Безусловный эффект для граждан и организаций в качестве преимуществ от применения информационных технологий за счет:

а) реализации свободного и равного доступа к информационным ресурсам;

б) развития информационных систем и баз данных;

в) внедрение инновационных технологий и, как следствие, повышения эффективности государственного и муниципального управления при обязательном условии обеспечении информационной безопасности личности, социальных групп и общества в целом.

И.Л. Бачило акцентирует внимание на вопросе синтеза информационного и гражданского, а, следовательно, и правового общества .

И.М. Рассолов видит структуру информационного общества двухуровневой, включающей:

Интересы и ценности;

Индивиды, территория и социальные структуры.

При этом важным фактором формирования информационного общества являются общественные связи или информационные отношения. Схематично это выглядит следующим образом:

Интересы + ценности

Итого: информационные отношения.

При этом информационные отношения эволюционируют в особых условиях, в информационной среде. Такая среда, по мнению П.У. Кузнецова , может быть благоприятной, т.е. когда условия (обстановка) реализации информационных прав и интересов создают наиболее оптимальный комфорт для субъекта. И наоборот, когда такие условия затрудняют реализацию информационных потребностей, создавая обстановку дискомфорта для субъекта, тогда информационная среда является неблагоприятной, а может быть и агрессивной.

Проблема взаимоотношений личности и государства всегда была и остается одной из концептуально важных в праве. В свое время Павел

Иванович Новгородцев, рассуждая о кризисе современного правосознания, предлагал «войти в обсуждение самого принципа личности».

Говоря о необходимости найти границу между правами личности и государства, П.А. Новгородцев справедливо отмечал: «Не только требования, вытекающие из принятия личности, но и само понятие личности в наше время представляется иным и несравненно более сложным, чем в эпоху Руссо» . Перефразируя известного философа-правоведа, позволим себе утверждать, что понятие личности в эпоху информационного общества усложнилось как никогда до этого, а государство электронное открывает перед личностью как новые возможности, так и серьезные проблемы, среди которых обеспечение информационной безопасности - вопрос номер один.

Анализируя философию права Гегеля, Г.Ф. Шершеневич соглашался - «личные интересы не могут быть оставлены без внимания, не должны быть подавляемы, но главное в том, чтобы привести их к согласию с интересами целого» . Действительно, нельзя не согласится с Гегелем, писавшим: «Не раз было высказано, что цель государства есть счастье граждан; это, конечно, верно: если им не хорошо, если их личные цели не достигаются, если они не находят, что достижение их возможно только при посредстве государства, то последнее стоит на глиняных ногах» .

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме : утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве.

Учитывая современное состояние взаимных отношений общества и государства, а также государства и каждого члена социума, при этом основываясь на представлениях Г егеля о законах развития природы, общества, сделаем попытку обосновать концепцию диалектичности современного информационного общества, его противоречивости «самом в себе». Многие процессы в информационном обществе находятся в диалектической взаимосвязи, взаимозависимости, при этом эти связи сложны и противоречивы. Применение диалектики к феномену информационного общества, по мнению автора, обусловлено следующим:

1) инертностью информационного общества, не готовностью его в силу объективных и субъективных причин в полной мере воспринять продукты научно-технического прогресса;

2) развиваясь и совершенствуясь, информационное общество идет, тем не менее, не в направлении снижения всевозможных угроз, а, напротив, как число, так и интенсивность таких угроз постоянно наращиваются. Информационная среда - в постоянном развитии, движении, не статична, и в этом развитии - очевидные уязвимость и риски;

3) избыточный объем информации лавинообразно ведет к тому, что человек не подготовлен воспринимать его. Как следствие - появление «внутренних фильтров»: на уровне автоматизма человек еще до восприятия информации ее «отфильтровывает», выделяя нужное и важное для себя;

4) актуализируется проблема достоверности получаемой информации. В этом же ряду - проблема перегруженности информационных потоков информацией вредной, запрещенной, дезинформацей;

5) неравномерность, несбалансированность внедрения

информационных технологий (для сравнения: в отличие от электронного - бумажный документооборот формировался столетиями). Как следствие - недоверие к процессам внедрения электронного правительства, предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

6) информационные технологии, используемые для автоматизации процессов, не имеют законченной формы, находятся в постоянном процессе доработки, замены на более современные. Отсюда - формирование восприятия к существующим решениям в области автоматизации процессов как к временным;

7) информационное общество в условиях глобализации, базирующейся на трансграничности, возводит в ранг принципиальных проблемы возможности анонимности в сети и, в свою очередь - идентификации субъектов информационных отношений.

Условие успешного, результативного развития информационного общества - максимально полная «включенность» каждого субъекта информационных отношений, каждого индивидуума, члена информационного общества, во все процессы информатизации, осознание личностью как субъектом информационного социума открываемых в результате внедрения информационно-телекоммуникационных технологий возможностей и преимуществ.

Данная задача выполнима только в ситуации обеспечения государством важнейшей составляющей информационного общества, «второй стороны медали» - информационной безопасности личности. Современный же уровень обеспечения безопасности личности в информационной сфере - напрямую сдерживающий фактор, тормозящий процессы внедрения информационных технологий, развития информационного общества во всех его проявлениях.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в удовлетворении всех ее возможных потребностей - в обеспечении права на доступ к информации, в возможности участия гражданина в правотворческой деятельности, в том числе за счет развития механизмов электронной демократии, в возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в реализации права на защиту с помощью механизмов электронного правосудия и т. п.

Между тем процессы внедрения информационных технологий, развития информационного общества во всех его проявлениях напрямую сдерживаются, часто не поддерживаются гражданами ввиду отсутствия действенных механизмов и гарантий обеспечения безопасности личности.

Информационно-телекоммуникационные технологии, развиваясь и, как следствие, усложняясь, приводят зачастую к ситуации неготовности субъектов информационных отношений, прежде всего - многочисленных пользователей сети Интернет, - противостоять современным кибератакам. При этом результат таких кибератак, как правило, вовсе не безобидный: так, появившееся недавно вредоносное программное обеспечение нового типа (так называемые программы-импланты), по мнению экспертов «Лаборатории Касперского» способны обеспечить хакеру и полный контроль мобильного устройства, и, соответственно - доступ ко всей информации о владельце, включая его местоположение в тот или иной момент, уровень заряда батареи, факт замены SIM-карты, возможность включения камеры, микрофона для записи действий жертвы, запоминания использованных точек доступа Wi-Fi... Такие целевые (не массовые!) атаки, безусловно, направляются на пользователей, представляющих конкретный интерес - политический, финансовый и т.п.

Проблема возможности правовой регламентации современным законодательством права на «цифровое забвение» («права быть забытым»), реализация в условиях развивающихся информационных отношений в сети «Интернет» права на неприкосновенность частной жизни, неоднозначность решения вопроса хранения персональных данных российских граждан зарубежными интернет-сервисами. Это только часть вопросов, вызывающих многочисленные дискуссии сегодня.

Какова ситуация с возможностью обеспечения благоприятной информационной среды в условиях современных интернет-коммуникаций, трансграничности интернет-отношений?

Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (World Wide Web, WWW) и множества других систем (протоколов) передачи данных. Интернет представляет собой сеть взаимосвязанных компьютерных систем и ряда различных компьютерных служб. Приводя емкую характеристику Бехмана Г. современного информационного общества, Э.В.

Талапиной поддерживается точка зрения о том, что глобализация и Интернет находятся в тройной взаимосвязи .

В 2016 году Интернету исполнилось 47 лет. 29 октября 1969 года с ЭВМ Калифорнийского университета в Стэнфордский университет было передано (со второй попытки) слово «LOGIN».

Не прекращаются дискуссии по поводу главного вопроса: что есть Интернет?

Существует немало подходов к определению понятия Интернета. В России термин «Интернет» используется в многочисленных нормативных правовых актах, однако легальное определение Интернета отсутствует.

И.Л. Бачило называет Интернет сферой непрерывающегося информационно-коммуникационного процесса, который создает условия для обращения информации в электронном виде в неограниченном пространстве через связанные между собой компьютерные сети, и осуществлением обмена информационным ресурсом любых субъектов (потребителей) в целях получения и накопления знаний или реализации электронных операций субъектов в разных областях реализации их интересов, прав и обязанностей.

Специфика Интернета предопределена особенностями кибернетического пространства, к числу которых, по мнению И.М. Рассолова , относится:

1) отсутствие географических границ;

2) анонимность в киберпространстве;

3) возможность ускользать от контроля (пользователи Сети могут «выйти» из режима, определенного национальным законом, чтобы избежать выявления совершенных ими правонарушений... Субъекты преступлений стараются осуществлять свою преступную деятельность в наиболее свободных зонах Интернета, т.е. вне судебной юрисдикции собственного государства (например, в зонах.com, .net, .org, .ag, .sc)

4) иерархия и структурные зоны (Интернет представляет пространственную структуру, включающую иерархию различных участников: учреждений регистрации доменных имен и множества посредников, распределенных ассиметричным способом (интернет-провайдеры, торговые информационные посредники и др. Все они обеспечивают возможность доступа потребителям информации к информационным разделам и наполнениям Сети);

5) растущее взаимодействие, интерактивность и динамизм;

6) наличие интерактивных информационных связей (Интернет характеризуется огромным числом электронных соединений, коммуникаций. Одним из характерных элементов этой среды является сетевой договор).

В юридической литературе выделяют четыре регулятора правоотношений в сети Интернет (поведения участников сети). Поведение в данной сфере может быть урегулировано следующими типами регуляторов:

Напрямую законом;

Социальными (корпоративными) нормами;

Законами рынка и конкуренции;

Техническими нормами .

В виду того, что сеть Интернет и отношения в рамках сети Интернет развиваются гораздо быстрее, чем законодатель успевает создавать соответствующие законные конструкции и формулы, в настоящее время регулирование большой части отношений строится на деловых обыкновениях, «интернет-обычаях».

В настоящее время продолжаются дискуссии по поводу целесообразности принятия в России отдельного закона об Интернете, и обусловлено это, в первую очередь, определенной спецификой интернет - отношений.

В числе их особенностей:

1. Особый субъектный состав. Интернет-отношения могут возникать между особыми субъектами (операторы связи, провайдеры, разработчики сетей, международные организации, отвечающие за развитие протоколов Интернета и т.д.).

2. Субъекты интернет-отношений могут находиться в разных странах, а их деятельность регулироваться законодательствами разных стран.

3. Интернет-отношения невозможны без использования информационно-коммуникационных технологий и сетей. Они имеют информационное наполнение, т.е. складываются по поводу информации в Интернете. Объектом этих отношений является не всякая информация, а только обрабатываемая в киберпространстве.

4. Интернет-отношения выделяются на современном этапе развития общества, государства и технологий...для целей автоматизации управления различными информационными системами, в нашем случае сложной кибернетической системы - Интернета .

В.А. Копылов важной особенностью глобального информационного пространства называл отсутствие географических и геополитических границ государств-участников, в результате чего происходит «столкновение» и «ломка» законодательств национального уровня в странах, обладающих этими сетями. Интернет - по замечанию В.А. Копылова - являет собой абсолютно новую среду обитания человека, новую среду функционирование и взаимодействие личности, общества и государства. Эту информационную среду часто называют виртуальной, подразумевая то, что информация как главный объект этой среды - не является физическим объектом и ее нельзя пощупать .

О новом качестве виртуальной среды, о виртуальных личностях в виртуальном пространстве пишет и докладывает на конференциях профессор Ю.М. Батурин, рассуждая о бесконечной рефлексии виртуальных субъектов .

Приведем ряд статистических данных.

По данным фонда «Общественное мнение» (результатам опроса начала 2016 года , 87% опрошенных россиян посчитали, что в целом изобретение интернета принесло людям больше хорошего, чем плохого. На другой вопрос, 53% ответили, что их жизнь значительно изменится, если они вдруг лишатся возможности пользоваться интернетом. В качестве положительных сторон интернета 60% опрошенных отметили - "много полезной и общедоступной информации", 31% - "широкие возможности общения между людьми", 8% - "развлечение, новые формы проведения досуга", ещё 8% - "быстрый доступ к информации", 7% - "новые возможности для работы, учебы", 6% - "расширение кругозора", 4% - "возможность дистанционных покупок, оплаты счетов" (можно было выбрать несколько ответов).

В свою очередь данные опросов 2017 года свидетельствуют о динамике структуры интернет - аудитории: на конец весны суточная аудитория интернета (ответившие, что выходили в Сеть в последние сутки) составила 61% взрослых россиян, недельная - 68%, месячная - 70% .

Особенность современности - это то, что сегодня наблюдается большой рост интереса к интернету со стороны пожилого населения. «Взросление» вебаудитории отмечается не только в России. По данным Roiworld американская молодежь массово покидает социальную сеть Facebook. Тинейджеров не устраивает, что услугами популярного портала теперь всё чаще пользуются их родители.

Очевидно, что Интернет сегодня прочно вошел в современную жизнь практически каждого человека. Однако нерешенных проблем в этой области еще достаточно. Остановимся на некоторых их них.

Прежде всего, по замечанию И.Л. Бачило , для развития правового обеспечения актуализируется задача по поиску стимулирующих средств привлечения ресурсов Интернета в те области общежития граждан, которые наиболее эффективны для улучшения уровня и качества жизни, обучения новейшим технологиям и способствуют повышению уровня образования и качества знаний.

Безусловно, в числе проблем современной России - проблема цифрового неравенства. В числе не теряющих актуальности проблем- защита персональных данных в сети Интернет. Анонимность интернет - отношений предопределяет и наличие проблемы установления личности субъекта интернет-отношений, т.е. проблемы идентификации.

Для вступления в некоторые коммуникационные интернет-отношения субъекты должны быть определенным образом идентифицированы . «Множество интернет-ресурсов и интернет-сервисов предполагают прохождение процедуры идентификации личности пользователя как условие их использования. Зачастую, для деятельности в виртуальном пространстве сети Интернет, человек создает свой собственный или вымышленный виртуальный образ или виртуальное лицо. По аналогии с реальным человеком виртуальное лицо имеет свое «имя», под которым действует и свою визуализацию (аватар, фотография, рисунок) и подписи в удостоверении этой виртуальной личности - пароль. Нужно отметить, что в последнее время все чаще обсуждают идею реальной идентификации личности - «интернет по паспорту».

Так как субъект виртуальных отношений определяется только двумя параметрами (имя пользователя и пароль), то виртуальные лица и реальные люди не соотносятся между собой как один к одному. Таким образом, один пользователь может иметь несколько виртуальных лиц, и, в тоже время, за одним виртуальным лицом может стоять несколько реальных людей. Основная возникающая в такой ситуации проблема состоит в том, что сложно идентифицировать реального человека, совершившего действие в виртуальном пространстве, стоящего за виртуальным лицом и еще сложнее эту связь процессуально доказать. В технологии электронной подписи также не предусмотрено наличие четких идентификаторов личности реального человека, непосредственно с ним связанного и неотчуждаемого от него .

В целях решения задачи выработки подхода к правовому обеспечению информационной безопасности личности в Российской Федерации остановимся на понятии и особенностях развиваемых сегодня информационных ресурсов, подразумевая под ними массивы или отдельные документы, другие визуально воспринимаемые информационные объекты, которые аккумулируют сведения (информацию), сформированные по определенному признаку или критерию. Можно выделить ряд классификаций информационных ресурсов по различным основаниям.

Например, исходя из вопроса предмета ведения, информационные ресурсы, которые являются собственностью государства, могут находиться в ведении Российской Федерации, ее субъектов и соответствующих органов государственной власти. Согласно п. «и» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральная информация и средства связи. Объекты информационных ресурсов могут находиться и в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В числе последних примеров планируемых к созданию государственных информационных ресурсов - единый государственный регистр данных о населении страны, о чем 26 июля 2016 года прозвучало публичное заявление Председателя Правительства Д.А. Медведева . Названный проект к 2025 году

При условии успешной его реализации - призван усовершенствовать предоставление государственных услуг в электронном виде. При создании государственных ресурсов подобных масштабов серьезнейшим образом актуализируются вопросы доступа к ним, защищенности сведений, информационной безопасности.

Основной подход к классификации информационных ресурсов - это критерий доступа к ним пользователей, в связи с этим информационные ресурсы могут быть открытыми (общедоступными) или с ограниченным доступом. Общедоступная информация предоставляется свободно в силу прямого указания закона в случаях реализации гражданином своих конституционных и иных, предоставленных законом прав. В свою очередь, документированная информация с ограниченным доступом подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную. Данное разграничение, в частности, отмечено в п. 4 ст. 29 Конституции: «Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Конфиденциальной является такая информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Перечень такой информации утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1996 г. № 188.

Один из дискуссионных вопросов - возможность ограничения распространения информации через сеть Интернет. Анализируя рекомендации ООН об ограничении прав на доступ к информации в сети Интернет, заключенные в докладе 2011 года, Д.Е. Петров делает вывод об основных сформулированных в нем принципах, на которых должны базироваться

юридические конструкции ограничения распространения информации в сети Интернет: ограничения реализуются в качестве крайней меры, и ровно такие же, какие приняты для информации, распространяемой за пределами сети Интернет; должен быть установлен понятный порядок и условия ограничения, решение об ограничении может быть принято только в судебном порядке; в законодательстве должны быть прописаны необходимые гарантии против злоупотреблений; исключение возможно только отношении детской

порнографии .

Для реализации механизма ограничения доступа к ресурсам в сети «Интернет», содержащим законодательно запрещенную информацию, создана Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно

телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено .

Глобальный характер информационного развития, формирование транснациональной информационной инфраструктуры порождает немало новых и непростых проблем, связанных с обеспечением безопасности личности. Решение многих из них возможно лишь на путях совершенствования соответствующего национального законодательства, а также многостороннего международного сотрудничества, последовательного выдвижения

предложений, способных поставить под международный контроль источники угроз этой безопасности.

Под вызовами и угрозами информационной безопасности личности подразумеваем потенциально возможные действия, события, процессы, явления, оказывающие деструктивное влияние на психику и сознание личности, приводящие к нанесению вреда интересам личности в условиях глобального информационного общества.

Угрозы безопасности в глобальном информационном обществе, действительно, возрастают. Выделим наиболее «больные точки», вызывающие настороженность и приводящие к осознанию необходимости выработки действенного механизма противостояния им, прежде всего - за счет правовых мер.

Сделаем попытку дать характеристику основным болевым (по мнению автора) «точкам» глобального информационного общества в условиях вызовов современности, среди которых выделим:

1. Деструктивное влияние на различные аудитории - элементы

пропаганды;

2. Тенденции столкновения культур;

3. Экономическую свободу;

4. Чрезмерную активизацию социальной мобильности,

информационное отчуждение и зомбирование;

5. Проблемы правоприменения в условиях трансграничности информационных отношений.

1) Деструктивное влияние на различные аудитории, - элементы

пропаганды.

Возникновение в последние годы «импульсного терроризма», базирующегося на пропаганде экстремизма в сети Интернет, создает угрозу государствам, общество которых не в состоянии контролировать и выявлять на своей территории тех индивидов, которые подвержены такой пропаганде. Возможность создавать, контролировать тематические группы с полноценной коммуникацией делает такую угрозу особенно опасной.

Пропаганда чуждых для конкретного социума идей, вмешательство в политические процессы на территории государств также несут разрушительный характер.

2) Столкновение культур.

Насыщенная коммуникация между представителями разных этносов и носителей различной культуры, сопряженная с агрессивным продвижением массовой, унифицированной культуры, постепенно стирает границы между людьми, лишая их уникальной идентичности, национальных особенностей, приверженности территориальным традициям.

Соприкосновение культур обостряет конфликты, способствует объединению в агрессивные группы, способствует не только появлению агрессии, но и возможностям управления ею в глобальном информационном пространстве.

Современная информационная среда благоприятствует интенсивному этногенезу, взаимопроникновению, объединению разных культур. Это способствует обострению противоречий и конфликтов в новом, смешанном мире. Угроза идентичности народов со стороны более «успешных» соседей усиливает социальную и политическую напряженность, создает условия для взращивания национального и религиозного фундаментализма и экстремизма.

Информационная перегруженность среды и ее «замусоренность» стимулируют сильное снижение эффективности традиционных механизмов государственного контакта с гражданами в процессе основополагающих процессов формирования и функционирования государственной власти: избирательный процесс, publicrelations, использование государством средств массовой информации. Для сохранения эффективности государственного управления необходимы новые подходы к управлению социальными, политическими и экономическими процессами и, возможно, создание новых структур (или переформатирование старых) для этого.

Исчезновение самоидентичности отдельных народов ведет к новой глобальной идентичности, и это порождает еще более серьезные глобальные конфликты, поскольку не все готовы расстаться с основополагающими, базовыми ценностями своей народа в пользу глобальной цивилизации, в основе которой лежит неизбежно доминирование одной из наций. Отсюда появление крупных агрессивных структур террористической направленности, которые используют информационную среду для пропаганды своих идей и координации действий независимо от плотности проживания единомышленников и расстояний между ними.

Глобализация определяет формирование у молодого поколения жизненных установок, ценностей, которые могут нарушать связи с предыдущими поколениями и культурными устоями, сложившимися на территории их проживания. Несовместимость традиций и особенностей отдельных культур формирует негативное отношение к иной культуре как таковой. Появляется тренд на глобальное объединение и смешение, а также преодоление всех существующих барьеров и отказ от традиционных ценностей, отвергая имеющиеся устои.

3) Экономическая свобода.

В качестве примера таковой - появление электронных денежных средств, цифровых валют, выпуск которых не реализует ни один банк, что инициирует угрозу роста теневой экономики и ухода из под контроля финансовых государственных структур. В связи с этим оказать влияние на нее - задача на сегодняшний день нерешаемая, поскольку саму цифровую валюту нельзя отозвать в процессе осуществления расчетов между субъектами сделки, такая валюта не подвергается «заморозке» или изъятию ввиду того, что сам поток цифровой валюты характеризуется неконтролируемостью. Отсюда, в условиях отсутствия центрального регулятора, невозможно полноценно вести учет подозрительных финансовых видов деятельности. Цифровая валюта может применяться (и уже применяется) с целью «отмывания» денег, борьбы с государственной властью и в поддержку терроризма в различных точках мира.

Главная проблема цифровой валюты - ее неконтролируемость, и, как следствие, отсутствие разработки комплекса нормативного правового регулирования. Именно эта особенность делает цифровую валюту привлекательной для преступных организаций. Наиболее яркий приводимый пример тому - торговое онлайн-пространство «Шелковый Путь». По данным СМИ, около $ 1,2 млрд. незаконных сделок было осуществлено на просторах этого сайта .

4) Чрезмерная активизация социальной мобильности. Информационное отчуждение и зомбирование.

Интернет из средства информационной коммуникации трансформируется в некую параллельную виртуальную реальность, которая пытается заменить реальность физическую. По справедливому замечанию Ж. Бодрийяра, «передозировка информации приводит к дезинформации» .

Современная информационная среда сводит на нет границы национальных территорий, границы действия национального законодательства, а также государственного экономического влияния и контроля. Применение законодательства о рекламе на телевидении, ограничивающего, например, рекламу алкоголя, табака в определенное время суток, либо запрещающего таковую рекламу невозможно применить к спутниковому вещанию, поскольку невозможно четко определить границы приема сигнала. А законодательство о рекламе в соседних небольших странах может сильно отличаться друг от друга.

Итак, глобальный, трансграничный характер информационно -

телекоммуникационных технологий приводит к масштабности правонарушений в информационной сфере, что, в свою очередь, ведет к существенному нарушению прав и интересов личности. Значительность рисков и угроз способно нанести серьезный ущерб при реализации интересовличности в глобальном информационном обществе, что подтверждается: проблемами идентификации, возможностью фальсификации результатов онлайн - голосования, возможностями технологических сбоев в процессе развития элементов электронного парламента, механизмов электронной демократии, возможностью недостоверности баз данных, незащищенности информации конфиденциального характера и персональных данных при оказании государственных и муниципальных услуг в электронном виде, потенциально возможной опасностью недобросовестного использования персональных данных в процессе развития механизмов электронного правосудия, проблемой распространения противоправного, вредного контента, прямо угрожающего здоровью человека, дезориентирующего личность, диффамационных материалов электронными средствами массовой информации, возможностью кражи информации, используемой в системах интернет - банкинга, потери данных в результате вредоносных атак во время работы в сети Интернет.

В числе явных угроз глобального информационного общества: развертывание масштабных информационных войн, реалии сегодняшнего дня - это информационная опасность для личности в условиях милитаризации глобального информационного пространства, в том числе - в результате применения информационно-психологического воздействия на индивидуальное сознание психологически уязвимых групп информационного общества, распространения экстремистских и манипулятивных материалов.

В условиях глобального информационного общества, приводящего, при всех своих «плюсах» к немалому числу проблем - социальных, экономических, политических и др. - очевидна успешность решения многих из них исключительно за счет международного взаимодействия.

Глобальное информационное общество. Инфраструктура ГИО.

Перистые облака принимают самые различные формы в виде параллельных спутанных или веерообразных полос, перьев, завитков. Появление небольшого количества облаков, особенно если они постепенно рассеиваются не должно вызывать опасений. Но если перистые облака, как бы вытягиваются веером из одной точки горизонта, идут с запада и при этом сменяются более плотными – перисто-слоистыми, затем перисто-кучевыми, можно ожидать приближение циклона. И чем быстрее движутся облака, и меняется их форма, тем более вероятны затяжные дожди.

Перисто кучевые ,похожие на рассеянные кучки хлопка, ""кудрявые"", могут быть разной формы и размещаются единой массой или отдельно. Обычно сопровождаются пасмурной погодой без осадков.

Перисто-слоистые облачные массы, напоминающие пелену, придают небу беловатый или молочный оттенок. Вокруг солнца или луны, которых они не закрывают, образуются гало – круги – признак уплотнения или снижения облачности. Часто предвещают приближение непогоды.

Высококучевые белые или серые облака в виде барашков, клочьев или параллельных полос ""пестрое небо"" могут появиться небольшими шароподобными или ровными округлыми массами. Солнце проглядывает сквозь верхние слои. Появление высококучевых облаков на горизонте, как правило, предвещает приближение холодного фронта с ливнями и шквалами.

Высокослоистые облака имеют вид тонких белых или серых лоскутьев, расположенных по всему небу или частично закрывающих его; сквозь них как бы сквозь туман просвечивает солнце. Предвещают небольшой дождь.

Слоисто-дождевые облака представляют собой мощные темно-серого цвета массы. Часто ниже основного слоя появляются низкие рваные облака. Следует ожидать дождя или снегопада.

Слоисто-кучевые серые, беловатые облака, с более темными отдельными участками, состоят из лоскутков, округлённых масс, расположенных в шахматном порядке. Изредка сопровождаются дождями.

Слоистые – серого цвета, сходные с туманом, поднявшимся над землёй, обволакивают небо серой пеленой или в виде отдельных гряд и закрывают большую территорию. Эти облака предвещают плохую погоду.

Кучево-дождевые представляют собой тяжелую плотную мощную массу. Могут поднимать свою вершину (в виде горы или башни) так высоко, что водяные капельки замерзают, купол тяжелеет и сглаживается, растекаясь симметрично в виде наковальни или вытягиваясь по ветру огромным пером. Эти облака несут с собой ливни с грозами и градом, а иногда сопровождаются ураганами.

Плоские кучевые облака имеют вид кусков ваты, разбросанных по синему небу. Если облака к полудню не увеличились по вертикали, погода будет хорошей. Но если они начинают бурно расти вверх, приобретают вид вертикальных столбов с вершинами, напоминающих цветную капусту, - это значит, что плоские кучевые облака переросли в мощные кучевые и кучево-дождевые.

Кучевые – обособленные низкие облака, плотно и четко очерченные. Поднимаются вертикально в виде купола или башни. Верхушки выпуклые, иногда по форме напоминают цветную капусту. При небольшой влажности и слабом вертикальном восхождении воздушных масс предвещают хорошую погоду. В противном случае, накапливаясь в течение дня, могут вызвать грозу.

При анализе местных признаков нужно помнить следующее:

Нельзя делать прогноз на основании одного признака;

Чем больше признаков указывает на изменение или устойчивость погоды, тем вернее прогноз:

Разнобой признаков – обычно свидетельство незначительных перемен:

Обычно погода меняется не сразу, а постепенно. Основываясь на этом, можно делать вывод: если сегодня такая же погода, как и вчера, то значит завтра будет погода, как и сегодня. Однако опытный наблюдатель отметит назревающее перемещение воздушных масс (непериодические изменения погоды).

Прогнозирование погоды на текущий день по изменению природных признаков:

Если солнце после восхода уходит за тучи – значит, будет дождь.

Если туман после восхода солнца быстро рассеивается, то можно сказать, что в течение ближайшего времени будет хорошая погода.

Отсутствие росы в тихую светлую ночь, предвещает ненастье; чем обильнее роса, тем жарче будет следующий день.

Яркая радуга – к ненастью; чем зеленее радуга, тем продолжительней будет дождь. Вечером радуга предвещает хорошую погоду, утром – дождливую; появление двух-трёх радуг говорит, что дождь будет продолжаться долго.

Туман стелется по воде – к хорошей погоде, поднимается от воды вверх – к дождю, исчезает после восхода солнца без ветра – к хорошей погоде.

Если млечный путь полон звезд и светел – к хорошей погоде, если тускл – к плохой.

Если во время дождя появится радуга и голубой цвет в ней не густ, а желтый ярок, то скоро наступит хорошая погода.

Радуга направлена с севера на юг – к дождю, с востока на запад – к хорошей погоде.

Высокая и крутая радуга – к ветру, крутая и низкая – к дождю; радуга после дождя быстро исчезает – к хорошей погоде.

Если вокруг солнца виден туманный круг (гало), то сегодня - завтра следует ожидать дождя.

Прогнозирование погоды по поведению животных:

Паук неподвижно сидит посреди паутины – к непогоде, а перед дождём прячется в угол.

Перед хорошей погодой мухи просыпаются рано и оживлённо жужжат; если приближается ненастье, мухи тихо сидят.

Жуки прячутся в норах, а мушки лезут в лицо – ожидайте дождя.

Ненастье следует ожидать, если возле желтой акации кружится много насекомых.

Черный дятел летом кричит, а воробьи купаются в пыли – к дождю.

Муравьи прячутся в муравейнике – вскоре будет сильный дождь.

Рано утром не слышно жаворонка – к дождю, плохой погоде; жаворонки гуляют – к хорошей погоде, а сидят нахохлившись – к грозе.

Если рыбы выскакивают из воды и ловят летающих над водой насекомых, то это предвещает дождь.

Дневное кваканье лягушек, прыгающих на берегу водоёма, так же предвещает дождь.

Если пчелы рано утром улетают за взятком, день будет хороший.

Ворона кричит летом - к дождю.

Питание в условиях выживания.

Голод.

Известно, что человек в течение достаточно длительного времени может обходиться без пищи, сохраняя высокую физическую и психическую активность. Недостаток пищи не столь опасен, как недостаток воды.

Лишенный поступающего извне «топлива», организм после соответствующей перестройки начинает расходовать свои внутренние и тканевые запасы. Они довольно внушительны. Так человек весом 70 килограмм имеет около 15 кг жировой клетчатки (141 тыс. ккал), 150 г гликогена мышц (600 ккал), 75 г гликогена печени (300 ккал). Таким образом, организм располагает энергетическими резервами – примерно 165900 ккал. По данным физологов, можно израсходовать 40 – 45 % этих резервов, прежде наступит гибель организма. Если принять суточные энергозатраты организма человека в состоянии покоя за 1800 ккал, тканевых запасов должно хватить на 30 - 40 суток полного голодания. Однако при расчетах следует учесть ещё один не мало важный фактор – потери азота. Известно, что головной мозг должен ежедневно получать энергию эквивалентную 100 г глюкозы. Жиры обеспечивают поступление лишь 16 г глюкозы, а остальное образуется при распаде мышечного белка, что ведет к ежесуточным потерям 25 г азота. Тело взрослого человека содержит примерно 1000 г азота. Сокращение этого запаса на 50 % обычно вызывает гибель. Поэтому голодание при автономном существовании безопасно в среднем до 14 – 16 дней.



Человек может обходиться в течение двух и более недель без ущерба для здоровья рационом, энергетическая ценность которого составляет всего 500 ккал. Хотя он и будет вызывать в первое время сильное чувство голода, однако в дальнейшем оно значительно уменьшиться. Правда человек, питающийся малокалорийным рационом, будет несколько быстрее, чем обычно, утомляться во время физической работы, испытывать легкое головокружение и отдышку при физических нагрузках, однако его физическая и умственная работоспособность сохранится в течение длительного времени на достаточно высоком уровне.

В начальный период, который обычно длится двое – четверо суток, возникает сильное чувство голода. Аппетит резко повышается. В некоторых случаях могут ощущаться жжение, давление и даже боли в поджелудочной области, тошнота. Возможны головокружения, головные боли, спазмы в желудке. Заметно обостряется обоняние. При наличии воды повышается слюноотделение. Человек постоянно думает о еде. В первые четверо суток масса тела человека уменьшается в среднем на один килограмм ежедневно, в районах с жарким климатом – иногда до 1,5 кг. Затем ежесуточные потери веса уменьшаются.

В дальнейшем чувство голода ослабевает. Аппетит пропадает, иногда человек даже испытывает некоторую бодрость. Язык нередко покрывается белесым налетом, при вдохе во рту может ощущаться слабый запах ацетона. Слюноотделение не повышается даже при виде пищи. Могут наблюдаться плохой сон, продолжительные головные боли, повышенная раздражительность. При длительном голодании человек впадает в апатию, вялость, сонливость.

Глобальное информационное общество. Инфраструктура ГИО.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества

· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте

· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего

v эффективное информационное взаимодействие людей

v их доступ к мировым информационным ресурсам

v удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей

Необходимо отметить, что ряд западных и отечественных политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, её сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма, и традиционной футурологии.

Профессор У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

· Технологический: ключевой фактор - информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

· Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

· Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

· Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

· Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;

растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

широкое распространение компьютеров и информационной технологии;

развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;

поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

широкое распространение - компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.

В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и её эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания».

Информационное общество выступает как тип общественной системы, которая является не только более перспективной и оптимально организованной с точки зрения технологического развития, но и в большей степени гуманно ориентированной. Вместе с тем, культура информационного общества отличается целым рядом глубинных противоречий, которые связаны с самой его природой.

Основой информационного общества являются знание и информация – так это было определено уже в концепции Д.Белла, что определило и основные векторы содержательной трансформации индустриализма – ведущее значение интеллектуальных технологий и качественно новый способ организации технологической сферы, реорганизация культурной сферы и ее переориентация на интеллектуальные приоритеты, формирование индустрии знания.

Таким образом основополагающими функциями информатизации общества будут: сокращение уровня безработицы, трансформация предпринимательских отношений и создание более благоприятных условий для ведения бизнеса, изменение структуры мировой экономики (переход от материальной экономики к экономике знаний и технологий).

Во многих странах мира в настоящее время идет процесс перехода к новой социально-экономической формации, глобальному информационному обществу, которое будет представлять собой совокупность национальных информационных инфраструктур.

Условно выделяют две основные модели развития информационного общества: западную и восточную. Причем в рамках западной модели следует отделить путь, выбранный Европой, от американского пути, а в рамках восточной особое место в этом плане занимает Китай (КНР).

Основной чертой макроэкономической политики стран Европейского союза служит поиск определенного баланса между полным контролем со стороны государства и законами рынка. Этот подход к роли государства в развитии информационного общества был выражен в резолюции ЕС 1993 года, где отмечалась необходимость достижения баланса между рыночной и социальной ориентациями. Свое отражение он нашел в отчете датского правительства “Информационное общество 2000”, где подчеркивается, что “рынку нельзя позволить взять контроль над стратегией разработки инфомагистралей, однако, эта стратегия должна учитывать возможности рыночных сил”. В то же время ЕС продолжает уделять сегодня большое внимание вопросам приватизации и либерализации рынка информационно-коммуникационных технологий. Для большинства европейских стран проблема приватизации уже решена, дискуссии в настоящий момент идут о политике либерализации телекоммуникаций, которая до сих пор остается одним из острых вопросов, обсуждаемых на международном уровне. Лидирующие позиции в процессе либерализации занимают Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды. Так, Великобритания начала свою национальную политику либерализации еще в середине 1980-х годов, либерализация телекоммуникационного сектора в скандинавских странах берет свое начало на рубеже 1980-1990-х гг. Значительный импульс этому процессу придало подписание в феврале 1997 года 69 странами, представляющими 90 % мирового рынка телекоммуникационных услуг, договора о его либерализации. Другой, не менее актуальной проблемой, является вопрос, что следует развивать сначала: сети или услуги. В целом в Европе превалирует мнение, что в первую очередь необходимо развивать сферу услуг. К числу стран, имеющих противоположный взгляд на эту проблему, относятся Великобритания и Франция. В их планах развития информационного общества указывается, что именно строительство сетей является движущим фактором развития сферы услуг. Вместе с тем следует отметить, что практически всеми программами ставится целью развитие “универсального обслуживания”. Причиной этому служит серьезная озабоченность стран Евросоюза, связанная с обострением проблемы неравенства в информационном обществе, когда большая часть населения может просто оказаться за его бортом. Далеко не последнюю роль в разработке модели развития информационного общества и ее последующей реализации играют национальные культурные особенности. Зачастую именно они во многом определяют спрос в стране на те или иные информационные технологии. В результате каждая страна характеризуется своими особенностями использования Интернета и электронной почты, своими аудиториями для различных видов информационно-телекоммуникационных технологий.

Американский путь формирования информационного общества определяется общей моделью социально-экономического развития, в которой функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц - к максимуму. Главное в этом подходе - оставить все в руках частного сектора и сил рынка, полная либерализация рынка информационно-телекоммуникационных технологий. Большое внимание при этом уделяется развитию информационных супермагистралей, их социальной ориентации, а также проблеме универсального обслуживания. Именно ему отводится роль противовеса в том случае, когда политика либерализации направлена главным образом на улучшение качества услуг и снижение их цены для деловых кругов, а не для населения в целом. США солидарны с Великобританией в том, что в первую очередь необходимо построить информационные сети, на основе которых впоследствии развивать сферу услуг. А вот в области культурного влияния на процесс информатизации подходы этих стран расходятся. В США основной упор делается на дальнейшее развитие с помощью новых информационных технологий «домашних развлечений», в Великобритании же спрос на подобную продукцию не является определяющим.

Представители восточной модели развития информационного общества стремятся разработать альтернативный западному подход, который базируется прежде всего на утверждении собственных ценностных ориентаций в отношении индустриализации, информатизации и социального развития. В его основе лежат сотрудничество государства и рынка, попытка установить связь между культурными ценностями, свойственными конфуцианству, и происходящими социальными изменениями.

Главной силой «новой индустриальной революции, которая многократно увеличивает возможности человеческого интеллекта» становятся новыекоммуникационные и информационные технологии. С целью развития новых информационных и коммуникационных технологий исполнительный орган Европейского сообщества - Европейская Комиссия - подготовила несколько основополагающих документов. Первым и главным среди них остается «Доклад Бангеманна». М. Бангеманн, комиссар Европейского Союза и группа других разработчиков подготовила доклад «Европа и глобальное информационное общество», опубликованный в 1994 году на заседании Европейского Совета. Члены «группы Бангеманна» представляли в основном электронную промышленность, информационный и коммуникационный бизнес. «Доклад Бангеманна» отличается четкой социальной направленностью, на основе этого документа Европейский парламент принял план действий по переходу Европы к информационному обществу. Доклад подчеркивает определяющую и преобразующую роль информационных и коммуникационных технологий. Практическая цель документа - координация все еще фрагментарных национальных подходов, с тем чтобы создать новые возможности для европейских государств, носящие интеграционный характер. Строительными блоками информационного общества, его технологической инфраструктурой авторами доклада, провозглашаются сеть Интернет, мобильная телефония и спутниковая связь. Сегодня практическим результатом работы группы Бангеманна стали 99 проектов, которые реализуются совместно многими городами в странах Европейского сообщества. Существующие сегодня планы перехода к информационному обществу ставят во главу угла социальные вопросы, предотвращения поляризации общества, улучшения взаимопонимания между различными общественными группами.

22 июля 2000 года в Окинаве президенты восьми ведущих индустриальных стран мира подписали Хартию Глобального Информационного Общества с целью развития мировой экономики и переходу к новой фазе развития общества. В документе отражаются многообразные аспекты сущности и становления информационного общества. Основополагающая роль в развитии глобального информационного общества возлагается на международную компьютерную сеть Интернет.

Список источников

1. Климко Г.Н. Основы экономической теории: политэкономический аспект [Уч. пособ.]/ Г.Н.Климко – К.: Знання-Прес, 2001. – 137 с.

2. Панасюк М.В. Мировая экономика / М.В. Панасюк – КАЗАНЬ, 2007. – 11 с.

3. Ермишин П.Г. Основы экономической теории [Уч. пособ.]/ П.Г. Ермишин – М.: Инфра-М, 2004. – с. 124.

За длительную историю своего развития наше общество прошло несколько последовательных этапов эволюционного формирования. Аграрную (доиндустриальную) фазу, где в экономике господствовал

сельскохозяйственный сектор и лимитирующим фактором являлась земля, сменила индустриальная (капиталистическая) формация, в которой капитал и промышленный сектор экономики преобразовались в доминирующие факторы развития. В постиндустриальной фазе главным сектором в экономике стал сектор услуг, а информация превратилась в ключевую ценность и движущую силу общественного прогресса, сделав собственников информации господствующей социальной силой.

Таким образом современное общество вступило в новую, информационную эру. Наибольшую научную популярность для определения сегодняшней ступени становления нашей цивилизации получила концепция «информационного общества».

Информационное общество принято считать наиболее развитой фазой современной цивилизации, наступающей в результате информационно­компьютерной революции, когда стали использоваться информационные технологии, «интеллектуальные» системы, автоматизация и роботизация всех сфер и отраслей экономики и управления, создания единой новейшей интегрированной системы связи, предоставляющей каждому человеку любую информацию и знания, обусловливает радикальные изменения во всей системе общественных отношений, благодаря чему обеспечиваются наибольший прогресс и свобода личности, возможность ее самореализации .

Формирование информационного общества происходит одновременно со становлением информационно-экономического пространства, которое в свою очередь является условием и фактором превращения информации в общественно значимый и доступный ресурс, а также средой широкомасштабных информационных взаимодействий.

Первым неизбежность возникновения информационной цивилизации предсказал американский экономист К. Кларк в 40-х гг. XX в. Термин «информационное общество» был предложен Ф. Махлупом и Т. Умесао в начале 60-х гг. В основе теории информационного общества лежала попытка проанализировать и обобщить социально-экономические преобразования, порождаемые повсеместным распространением информационных технологий.

Базовые положения этой теории сводятся к следующему:

■ на смену самовозрастанию капитала идет самовозрастание информации, совместное пользование которой ведет к развитию новых социальных отношений, в которых главное - право пользования, а не собственности;

■ происходит увеличение скорости и эффективности процессов обработки информации вместе с понижением их стоимости, имеющее далеко идущие социально-экономические последствия;

■ информационная техника становится определяющим фактором социальных перемен, меняющим мировоззрение, ценности, социальные структуры .

Ключевым понятием в системе определения формирующегося информационного общества на ранних этапах стало понятие «информатизации». По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:

■ медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

■ компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

■ интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т. е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Мы ввели два основных понятия изначальной концепции информационного общества, два ключевых его слагаемых - свободная и достоверная информация - как главная демократическая и качественная ценность нового этапа общественного развития - и информационно­коммуникационные технологии (ИКТ) как наиболее прогрессивные средства её создания, хранения, обработки и распространения.

Первостепенная роль в процессах аккумуляции и распространения информации в глобальном контексте принадлежит на данном этапе Всемирной сети Интернет. Конец 80-х годов 20 века был ознаменован новым утверждением, опубликованным в Зеленой книге Европейской комиссии , согласно которому телекоммуникационные сети были провозглашены

«нервной системой» современной экономической и социальной жизни. Развитие мировой информационной инфраструктуры, получившей

впоследствии имя глобальной информационной инфраструктуры, положило, таким образом, начало процессам глобализации мирового сообщества.

Отсюда - важнейшие выводы о формообразующей роли информационно-коммуникационных технологий в процессе развития ИО, сделанные в 2000г. Окинавской Хартией глобального информационного общества:

1. ИКТ представляют собой наиболее важный фактор формирования общества 21 века;

2. Революционное воздействие ИКТ меняет образ жизни людей, вносит новые черты в их образование и работу, а также модифицирует характер взаимодействия правительства и гражданского общества, укрепляя доверие к институтам демократии;

3. Наконец, информационно-коммуникационные технологии быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой и национальной экономик, открывая перед участниками общественного пространства новые возможности открытого, эффективного и творческого подхода к решению актуальных экономических и социальных проблем, а также обеспечивая процессы устойчивого экономического роста.

ИКТ становятся сегодня ключевым элементом реструктуризации основных сфер социально-экономического устройства, как то:

■ Проведение экономических реформ для создания обстановки открытости, эффективности и объективной рыночной конкуренции посредством максимального использования технологических нововведений;

■ Развитие системы рационального управления макроэкономикой за счет преимущества новых технологических решений в глобальных сетях взаимодействия бизнеса с потребителями;

■ Развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям информационной эпохи.

Значение приведенных выше факторов для общества и его позитивной модернизации научно описывается двумя основными теоретико­методологическими подходами к информатизации общества:

Технократическим, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

И гуманитарным, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.

В самом общем смысле мы смогли заговорить об информационном обществе, когда в коммуникационно-технологическом пространстве современного мира сложились три важнейшие компоненты:

1. Количество информации в мире удваивается каждые три года;

2. Растущая производительность микрочипов позволяет в режиме реального времени анализировать все большие объемы информации;

3. Развитие Интернета и сетей мобильной связи позволяет сделать эту информацию вседоступной.

Однако важно понимать, что ИКТ сами по себе не являют ещё информационного общества. С одной стороны, они представляют собой движущий фактор развития ИО. С другой - наличие доступа к информационным технологиям и уровень их развития может служить качественным показателям измерения информационного общества (что мы покажем ниже в этой главе). Но информационное общество, как этап цивилизационного развития, представляет собой далеко не только совокупность технологического оборудования (информационных терминалов, телекоммуникационных линий, баз данных и т. п.). ИО является в первую очередь информационной средой, в которой может совершаться обмен информацией между странами, компаниями, гражданами мирового сообщества.

На современном этапе стало актуальным понятие глобального информационного общества (ГИО), которое явилось очередным витком развития постиндустриального общественного пространства и было обусловлено эволюцией нового поколения ИКТ, открывших революционные возможности для уже привычных компьютерных, мобильных и сетевых технологий.

Существование глобального информационного общества было обусловлено существованием всемирной экономики и развитием глобальной финансовой системы (подробнее эту тему мы раскрываем в Главе 6). ГИО представляется сегодня совокупностью информационных обществ отдельных стран и инфокоммуникационных линий, их соединяющих.

Определяя степень соответствия общества информационной фазе его развития, безусловно, необходимо учитывать множество различных факторов. Сегодня остается открытым вопрос о том, можно ли считать современное общество информационным в полном смысле этого слова или правильнее относить к ИО только ряд наиболее развитых мировых держав. Не отказывают в правомерности и мнению, что ни одна из стран на современном этапе своего развития не достигла того уровня информационно-экономической эволюции, которую можно было бы назвать информационным обществом в полной мере, что вкладывалась в понятие ГИО идеологами концепции. Таким образом, наравне со Всемирной экономикой, глобальное информационное общество представляет собой очень неоднородную структуру .

Подобная неоднородность вызвана, прежде всего, сложностью самого понятия ИО и множеством факторов, необходимых для его измерения.

Наиболее очевидным критерием измерения информационного общества, как мы отмечали, принято сегодня считать уровень доступа к ИКТ. Но даже оперируя подсчитываемыми показателями (число телефонов, число Интернет хостов, объем переданной информации и т. п.) практически невозможно определить границу между информационным или неинформационным обществом. Критично уже то, что не существует установленных стандартов определения ИО. Попробуем, например, измерить объем передаваемой информации в байтах. Очевидно, что этот объем будет изменяться чаще, чем ежесекундно. Уже в этом простом примере видна вся сложность и недостаточная адекватность описываемого процесса.

Разумеется, существуют и другие критерии. По одному из них, переход к каждой новой фазе общественного развития определяется соответственно степенью занятости населения в том или ином социально-экономическом секторе. Так, когда более 50% населения оказалось занято в сфере услуг, мы постановили, что наступила постиндустриальная стадия развития общества. Если в обществе более 50% населения оказывается занятым в сфере информационных услуг, такое общество становится информационным.

В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.

Однако очевидно, что одного этого параметра вовсе недостаточно для определения такого комплексного феномена, как информационное общество.

Было бы логичным предположить, скажете вы, что если ИКТ сами по себе мы рассматриваем только как движущий фактор развития ИО, а в основе его становления лежит информационная доктрина, то именно качество и уровень доступа к информации необходимо рассматривать как первичный критерий развития информационного общества. Нельзя отказать подобному подходу в правомерности, равно как и невозможно составить объективную шкалу показателей для его реализации. Необходимо пытаться измерить степень информатизации того или иного общества, но провести сравнительный анализ глобальных информационных потоков, оценив уровень

«информационной демократии» на данном этапе не представляется возможным. Стремительное развитие информационного общества и его концепции заставляет быстро устаревать самые новые научные подходы к его определению и измерению.

В совокупности возможных методик оценки уровня развития ГИО в целом на данном этапе выделяют ряд наиболее характерных показателей, обусловленных революционными изменениями в сфере ИКТ во второй половине прошлого столетия. Среди этих ключевых факторов, отражающих важнейшие коммуникационно-технологические достижения нашего времени, особенно отмечают следующие признаки глобального информационного общества:

■ Наличие персонального компьютера и подключения к Интернету в каждом доме;

■ Исчезновение географических и геополитических границ при сохранении национальной самобытности оригинальных культур;

■ Возможность тотального и постоянного доступа к информации любого вида и назначения из любого государства и в любой точке географического пространства. Возможность беспрепятственного потребления и распространения информации;

■ Возможность коммуникации в режиме реального времени с каждым членом общества и с любой организацией;

■ Качественное изменение способов сбора и распространения информации, которая должна быть открыта для всех, бесплатна, качественна и достоверна и находиться в постоянном доступе;

■ Возникновение новых средств массовой информации, полностью ориентированных на потребности аудитории и функционирующих в формате интерактивности при её активном участии;

■ Появление новых форм деятельности, связанных с функционированием Интернета и других технологий и средств коммуникации.

Обратим внимание и ещё на один фактор, затрудняющий процессы оценки степени соответствия того или иного общества информационному. Ни одна из стран мира не пожелает стремиться с титулом «неинформационного общества», и, прежде всего, именно в силу тех причин, что объективные критерии измерения ИО отсутствуют. В этом смысле наибольшую популярность получила концепция, которая предполагает наличие определенного уровня информационного общества в каждой из стран мира, разграничивая различные степени его развития. Сравнительная характеристика различных «информационных обществ», основанная, преимущественно, на уровне доступа к ИКТ в целом и Интернету, в первую очередь, легла в основу определения проблемы «цифрового неравенства», о которой нам предстоит поговорить ниже в этой главе.

В любом случае, сегодня мы можем утверждать, что процесс формирования информационного общества идет динамическими темпами и находится в постоянно прогрессирующем развитии. Это развитие, в разной степени, характерно для большинства стран мира, что позволяет, в конечном итоге, делать выводы о поэтапном становлении глобального информационного общества.

Обобщая существующие подходы к трактовке понятия ГИО, можно сказать, что в настоящее время под ним понимается:

■ общество нового типа, формирующееся в результате глобальной социальной революции, порожденной взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий;

■ общество, основанное на знаниях, в котором главным условием благополучия каждого человека и государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней. Причем в структуре потребления значительной части социально активного населения новые знания и информация должны играть не меньшую роль, чем традиционные потребительские товары. Этот устойчивый, динамически расширяющийся потребительский спрос обуславливается высоким образовательным и культурным уровнем населения и обеспечивает, в свою очередь, развитие информационного сектора. Ценность образования как такового увеличивается;

■ глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации;

■ общество, где решающую роль играют приобретение, обработка, хранение, передача, распространение, использование знаний и информации, в том числе с помощью интерактивного взаимодействия, обеспечивающих его постоянно совершенствующиеся технические возможности. С экономической точки зрения, в этом обществе около трети ВНП создается в отраслях, непосредственно производящих информационные блага и услуги, а также оборудование для передачи и обработки информации.

Развитие ИО существенно изменило весь наш образ жизни, оказав воздействие на различные сферы общественного устройства. Благодаря новым технологическим условиям генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти. В информационном обществе социальные и технологические формы организации пронизывают все сферы деятельности, начиная от доминантных (в экономической системе) и кончая объектами и обычаями повседневной жизни.

В информационном обществе любой человек - а не только тот, кто сознательно создает информацию, - все время порождает информацию, которая во все большей степени фиксируется (в данном контексте вопрос о том, хорошо это или плохо, не рассматривается). Человек оставляет свои «следы», пользуясь дисконтной картой, предъявляя права инспектору ГИБДД и совершая другие такие же будничные действия. Иными словами, жизнь человека становится все более и более прозрачной; своими действиями он рисует собственный информационный портрет. И знания о его действиях можно и нужно использовать, для того чтобы на основании его опыта помочь другим людям лучше справляться с возникающими проблемами. При этом встает проблема деперсонификации: чтобы информацию можно было

использовать, ее сначала надо обезличить. У этой проблемы есть юридические

Сегодня изменились и «интеллектуализировались» орудия труда, которые приобрели функции, свойственные ранее исключительно человеку . Произошли существенные преобразование в системе экономических институтов, которые были обсуловлены развитием механизмов электронной торговли, появлением новых систем платежей и глобализации финансовой системы в целом.

Таким образом, информационное общество провозгласило основой своего развития принцип международного сотрудничества на самом широком уровне и стало возможным за счет умения использовать новые информационно-коммуникационные технологии для получения знания. К росту объема знаний и способов его применения привело свободное распространение информации и аккумулирование идей.

Бурное развитие компьютерной техники и ИТ послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, .хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.

Признаки информационного общества:

Ø решена проблема информационного кризиса, т.е. противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

Ø обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Ø информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Ø формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

Ø с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей человеческой цивилизации.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Создание и использование информационной системы для любой организации нацелены на решение следующих задач.

  1. Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме - эффективный бизнес; в государственном предприятии - решение социальных и экономических задач.
  2. Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами.
  3. Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации.

Для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений, возможности компьютерной технологии. Информационная система является частью организации, а ключевые элементы любой организации - структура и органы управления, стандартные процедуры, персонал, субкультура.

Построение информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией.