Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении. Информационные технологии в государственном управлении эффективность функционирования

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Информационные технологии в муниципальном управлении [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

С развитием информационного общества и реформированием государственного и муниципального управление значительно возросла роль открытости информации и её доступности. Информационные технологии в муниципальном управлении направлены на повышение эффективности государственного и муниципального управления.

Управление муниципальным образованием

В последнее время все большую популярность приобретают концепции организации работы органов государственной власти на основе информационно-коммуникационных технологий. Они предоставляют новые возможности для повышения эффективности управления и вывода его на принципиально новый уровень. Однако прежде чем обратиться непосредственно к проблеме использования информационных технологий в муниципальном управлении, необходимо установить, что представляет из себя муниципальное управление.

Будучи важнейшим термином в менеджменте, управление само по себе является универсальной категорией, зависящей разве что от квалификации и идейности управленцев. Однако интерес вызывает широкая трактовка понятия управление, согласно которому, под управлением понимают функцию сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей .

Управление в сфере государственной деятельности давно является объектом изучения российских и зарубежных ученых. В современной научной терминологии существует несколько определений муниципального управления. Однако в любом случае государственное и муниципальное управление различные понятия, которые нельзя путать.

Муниципальное управление – это местное самоуправление, действующее в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населеению и обеспечивающей защиту интересов граждан.

Что касается термина государственное управление, то его следует рассматривать в отличии от муниципального управления в двух ракурсах: узком и широком.

В узком смысле государственное управление – один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти.

В широком смысле государственное управление – это деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти .

В современном обществе местное самоуправление выполняет ряд функций. Которые активно изучаются политологами, правоведами и специалистами в сфере государственного управления. Так, В.Н. Парахина выделяет следующие функции муниципального управления :

  1. как одна из форм публичной власти, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимает обязательные для выполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивает охрану общественного порядка, управляет муниципальной собственностью, выполняет другие властные функции;
  2. как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению местного сообщества, организует оказание жителям ряда важнейших общественных услуг;
  3. как часть гражданского общества, местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в решении вопросов местного значения, в управлении местными делами.

В завершении необходимо подчеркнуть, что муниципальное управление представляет собой единый процесс планирования, регулирования, организации, координации и контроля для достижения поставленных целей. Кроме того, в системе местного самоуправления можно выделить методы убеждения и принуждения, методы коллегиального и единоличного управления, общие и специальные методы, стратегические и тактические методы и т. п.

Понятие информационных технологий в муниципальном управлении

В современных условиях информационные системы и технологии играют и будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей развития государства и общества. Это приводит к новым требованиям к информационным технологиям, в том числе к уровню их открытости и доступности.

Информационные технологии в современном мире представляют собой процессы которые, используют совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

В рамках муниципального управления информационные технологии представляют собой инструменты для повышения качества функционирования органов местного самоуправления и иных муниципальных структур. Муниципальное управление, будучи достаточно консервативным элементом государственного управления, остро нуждается в информационных технологиях.

Одним из наиболее глубоких в своем содержании проектов применения информационных технологий в деятельности органов власти и управления является понятие "электронного правительства". Термин "электронное правительство" можно считать концептуальным понятием, он также распространяется и на органы муниципального управления, тем более что в исконном англоязычном варианте слово government может употребляться и в отношении местного самоуправления. Эта концепция получила широкое признание, в том числе и в программах развития информационно-коммуникационной среды, но она претендует на очень глубокие изменения в применении информационных технологий .

Открытое правительство и информационные технологии в муниципальном управлении

В настоящее время в государстве продвигаются принципы открытого правительства. Они касаются государственного и муниципального управления.

В соответствии с этим, концепция "открытого правительства" в мире, содержит как здравые, практически реализуемые идеи, так и утопические элементы. Практическая реализация "открытого правительства" необходима для укрепления социально-политического строя, повышения эффективности отечественной экономики.

В настоящее время важная роль открытого правительства состоит в том, что оно необходимо государству как инструмент повышения доверия граждан и повышения уровня муниципальной службы.

Открытое правительство далеко от совершенства. Несомненно, пока российское право построено на политических декларациях и усмотрении чиновника, ожидать гражданской активности не приходится. К сожалению населению проще договориться с конкретным чиновником, которому также проще договориться с его начальником.

Для того чтобы представители гражданского общества проявили интерес к "Открытому правительству" и начали тратить свое время на взаимодействие с ним, им необходимо предоставить юридические гарантии, что их предложения будут каким-либо образом учитываться. Одних политических заверений недостаточно.

В завершении рассмотрения роли информационных технологий в муниципальном управлении нужно отметить, что в условиях динамично протекающих процессов реформирования российского общества информатизация органов государственного и муниципального управления, как по вертикали, так и по горизонтали объективно востребована и становится стратегически важным – ключевым ресурсом в повышении его эффективности.

Литература

  1. Парахина В.Н. Муниципальное управление – М.: КНОРУС, 2011.
  2. Сибикеев Константин. Государственное и муниципальное управление – М.: Эксмо, 2012
  3. Черемушкин С.В. Информационные технологии в государственном управлении и местном самоуправлении // [Электронный ресурс] Режим доступа: www.pubadm.narod.ru/Theory/e-governance.doc

Цель программы «Репутационные технологии в государственном и муниципальном управлении» по направлению «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ):
Подготовка специалистов, способных вести эффективную организационно-управленческую деятельность в органах государственного и муниципального управления в сфере институциональной и межкультурной коммуникации, а также административно-технологическую деятельность по лингвистическому обеспечению государственного и муниципального управления.

Вступительные испытания:
Экзамен в форме тестирования по профильной дисциплине по стобалльной системе.

  • Пример письменного тестирования

В результате обучения Вы:

  • получите диплом установленного (государственного) образца известного вуза страны;
  • пройдете практику в органах власти;
  • можете продолжить образование в аспирантуре, в том числе, на бюджетной основе.

Сфера профессиональной деятельности выпускников:

  • органы государственного и муниципального управления;
  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • бизнес-структуры;
  • неправительственные и некоммерческие организации.

Компетенции и преимущества

В процессе освоения программы обучающиеся

  • получат и расширят знания в области теории и практики коммуникации, институциональной и межкультурной коммуникационной политики,
  • получат практические навыки коммуникационного менеджмента, корпоративного позиционирования, лингвистической экспертизы, спичрайтинга,
  • научатся профессионально выстраивать эффективное взаимодействие с государственными и общественными институтами, управления в конкретных сферах деятельности органов государственной власти.

Выпускник программы обладает следующими компетенциями:

  • Способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения.
  • Осуществляет межкультурный диалог в общей и профессиональной коммуникации.
  • Умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения, выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций.
  • Владеет навыками лингвистической экспертизы, реферирования и аннотирования.
  • Владеет культурой устной и письменной речи, когнитивно-дискурсивными умениями, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов профессиональной направленности.
  • Обладает навыками межличностной, институциональной и межкультурной коммуникации.
  • Способен выявлять источники возникновения конфликтных ситуаций в коммуникации, выявлять и устранять причины коммуникативных неудач в конкретных ситуациях институционального и межкультурного взаимодействия.
  • Имеет глубокие знания в области управления коммуникационными процессами, стратегий и тактик межличностной, институциональной и массовой коммуникации.
  • Способен к формированию и реализации коммуникационной политики, к организации эффективного взаимодействия с массмедиа.

Государственное и муниципальное управление долгое время является одной из популярных специальностей обучения в ВУЗе. Не все представляют, куда можно идти работать с таким образованием. Но стремление быть во власти двигает многих на получение соответствующего диплома.

Как давно учат государственному и муниципальному управлению?

Государственное и муниципальное управление или ГиМУ возникло как направление обучения в конце 1990-х годов. Тогда же профессия приобрела популярность у абитуриентов. В этот период стало понятно, что специалистов, занятых в государственных и муниципальных структурах, реализующих исполнительную или законодательную функции власти, нужно обучать по-новому.

В современной практике такая специальность стала частью другого блока программ обучения. Профессии менеджеров покрывают потребности не только государственного или муниципального секторов экономики, но и коммерческого.

В рамках программы обучения развиваются компетенции, которые позволяют успешно реализовать себя в будущей профессии:

  • экономические знания;
  • юридические основы;
  • общекультурные знания;
  • умение осуществлять самоконтроль, самомотивацию, саморазвитие.

До этого подобные знания можно было получить только по партийной линии в специальных школах и на курсах при ВУЗах и ССУЗах.

Почему престижно получить такую профессию?

Популярность профессии ГиМУ вызвана несколькими факторами

  • В период экономических реформ сфера государственного и муниципального управления кажется наиболее надёжной и стабильной, позволяющей быть уверенным в том, что все права и обязательства со стороны работодателя будут выполнены.
  • Многие ошибочно считают, что, получив такое образование, сразу открывается прямой путь на самый верх властных структур. Фактически карьера чиновника является обычно поступательной, как и в других сферах.
  • Существует миф о том, что чиновники имеют высокие заработные платы. Хотя в сфере муниципального управления оплата труда специалистов колеблется на уровне 13–20 тыс. рублей в месяц.
  • Работающие в соответствующих структурах органов власти должны повышать свою квалификацию и иметь профильное образование.
  • Бизнесмены, которые желают лоббировать свои интересы в органах власти, заинтересованы в том, чтобы иметь соответствующее образование.
  • Такое образование не теряет своей актуальности во времени, потому что чиновники нужны всегда. В случае необходимости можно пройти повышение квалификации, чтобы ознакомиться с новыми изменениями в законодательстве.
  • Некоторые регионы, заинтересованные в чиновниках, работающих в глубинке, подписывают договоры с ВУЗами и направляют туда желающих бесплатно учиться.

Кем можно работать?

Профессия ГиМУ достаточно универсальна. Она даёт возможность проявить себя в разных областях. Ведь функции, которые реализуют федеральные, региональные и местные органы власти, очень разнообразны. Человек с таким образованием может работать:

  • в законодательных органах власти любого уровня в качестве помощника депутата;
  • в надзорных органах (прокуратора, налоговая инспекция);
  • в структурах пенсионного фонда;
  • в органах социальной защиты населения;
  • в структурах исполнительной власти любого уровня;
  • в структурах по связям с общественностью.

Профессия позволяет успешно работать и в коммерции. Ведь управленческие и другие навыки там также востребованы. Знания законодательства всегда являлись слабым звеном у тех, кто получил образование по коммерческим специальностям. Управление бизнесом к тому же предполагает активное взаимодействие с муниципальными и государственными органами власти.

Требование о том, чтобы у соискателя по вакансии в органах государственной и муниципальной власти была такая профессия, звучит в большинстве случаев.

Профессия может быть освоена выпускниками школ, а также теми, кто уже реализовал себя на рынке труда. В современной системе существует несколько форматов, позволяющих получить высшее образование по ГиМУ. Многие из них позволяют работать и учиться одновременно.

Среди них:

  • Программы бакалавриата. Это базовое образование, которое реализуется на очной и заочной форме обучения. Может быть организовано дистанционно. Относится к высшему образованию. Начальная ступень может стать отличным стартом в будущей профессии или подспорьем при построении чиновничьей карьеры.
  • Программы магистратуры. Для тех, кто хочет более глубоко изучить вопросы государственного и муниципального управления, предлагаются двухлетние программы обучения. При этом человек может уже иметь базовое образование ГиМУ или же использовать знания, полученные в ходе освоения других специальностей.
  • Программы профессиональной переподготовки. Обычно их реализуют в течение года. Любой специалист с высшим образованием может обучиться профессии ГиМУ.
  • Программы повышения квалификации. Органы государственной и муниципальной власти обязаны отправлять на повышение квалификации своих сотрудников минимум 1 раз в 5 лет. Если человек имеет другое образование (экономическое или юридическое), он всё равно располагает правом на повышение квалификации по профессии ГиМУ. Управление данными вопросами возложено на кадровые службы.

К услугам специалистов также программы обучения в аспирантуре и докторантуре. Получение учёной степени в области государственного и муниципального управления позволяет повысить свой статус среди коллег. Этот вид обучения направлен на серьёзное продвижение по .

Государственное управление подразумевает, что его представители должны хорошо разбираться в материале с позиции научных подходов. Поэтому аспирантская или докторская деятельность позволяют освоить эти компетенции.

Где лучше учиться?

Для того чтобы стать лучшим в профессии, имеет значение то, где ты получаешь своё образование. Не все ВУЗы или научные центры одинаково хороши в подаче материала.

Поэтому при выборе программы и базы обучения, нужно проанализировать ряд показателей.

  • Сколько лет реализуется обучение на базе этого ВУЗа.
  • Какова позиция ВУЗа в общенациональном рейтинге.
  • Сколько насчитывается выпускников по программам, какова доля их трудоустройства, есть ли известные личности среди окончивших ВУЗ.
  • Наличие лицензии и ближайшая дата аттестации ВУЗа.
  • Наличие партнерских программ с государственными и муниципальными органами власти.
  • Существует ли направление студентов для прохождения практики в организации, где реализуется государственное и муниципальное управление.
  • Стоимость обучения. Она не может быть низкой, т. к. привлечение высококвалифицированных специалистов в процессе обучения является дорогим удовольствием. Если важен сам факт получения корочек, для того чтобы работать на существующей позиции, данный показатель можно не принимать во внимание.

Какие качества помогут в обучении и в работе?

Учитывая, что данная профессия подразумевает получение знаний в разных областях, индивид должен постоянно расширять свой кругозор. Если человек ориентирован на управление своей карьерой в области ГиМУ, ему нужно:

  • работать над совершенствованием ораторского искусства и коммуникационных навыков;
  • изучать психологию личности, в т. ч. способы управления общественным мнением;
  • заниматься личным имиджем;
  • быть готовым работать на низших позициях или в качестве волонтёра, чтобы обрести нужные компетенции и связи;
  • уметь вовремя высказывать личное мнение.

Получение образования по направлению ГиМУ не гарантирует успешного трудоустройства. Но если личность планомерно идёт к заветной цели, то подобные программы обучения могут хорошо помочь в будущей трудовой деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.2 Повышение эффективности деятельности государственного аппарата за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий

2.3 Оптимизация государственного (муниципального) экономического управления на основе современных информационных технологий

Заключение

Список использованных источников

Введение

Развитие в формировании общества характеризуется широким охватом информатизацией абсолютно всех областей существования. Осваивание, усовершенствование и активное использование информационных технологий считается всемирной направленностью глобального создания и учено промышленного прогресса последних лет.

Использование новейших информационных технологий в органах государственного и регионального управления, чья работа связана с потребностью исследования, анализа и рассмотрения значительного количества различных данных, особо важно.

Актуальность данной темы обусловлена важнейшей ролью информатизации в управленческих процессах, имеющих место в современной России. В настоящее время активно формируются новые подходы к управлению информационными технологиями. Еще совсем недавно под управлением информационными технологиями обычно понимали управление инфраструктурой. Использование системы информационных и коммуникационных технологий требует формирования соответствующей правовой базы как на государственном уровне, так на уровне региональной и местной власти. При этом необходимо учитывать, что нормативно-правовые акты нуждаются в постоянной корректировке в связи с изменением информационных процессов, сферой их деятельности, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития.

В условиях кризиса работа государственных учреждений должна стать еще более эффективной. В значительной степени это возможно за счет освоения современных информационных технологий.

Простота взаимодействия с государственными органами и доступ к информации для населения, IT-технологии развивают большую открытость и прозрачность. Упрощается также доступ к различным сведениям -- законам, материалам заседаний в комитетах и документам по бюджету. Граждане могут более эффективно наблюдать за действиями своих выбранных представителей, образовывать группы влияния и высказывать свою точку зрения в режиме «онлайн». В результате граждане будут иметь возможность настроить портал государственных служб следуя своим собственным потребностям, редактируя, обновляя и удаляя ссылки на конкретные службы.

Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления являются приоритетными в системе управления, так как любое необдуманное или неверное управленческое решение, принимаемое в условиях недостаточной информации, особенно в нештатных, экстренных ситуациях, может привести к неблагоприятным результатам.

Цель данной работы - разработать направления совершенствования государственного управления на основе информационных технологий.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Рассмотреть теоретические аспекты применения информационных технологий в государственном управлении в России;

Проанализировать применение информационных технологий в государственном управлении;

Определить проблемы и недостатки использования информационных технологий в государственном управлении;

Объектом практического исследования в данной работе является государственное и муниципальное управление.

Предметом исследования являются информационные технологии, применяемые для целей управления в государственных и муниципальных учреждениях.

Методологической основой данной работы являются Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства.

Теоретической основой работы являются учебные пособия по государственному и муниципальному управлению, публикации в периодической печати по вопросам государственного управления на основе информационных технологий.

Практической основой работы является информация об использовании информационных технологий в государственном управлении.

Структурно курсовая работа состоит из введения, заключения, списка литературы и двух взаимосвязанных глав.

1. Теоретические основы использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении

1.1 Государственное управление в условиях использования информационных технологий

В настоящее время в деятельности государственных органов власти активно используются информационные технологии, с одной стороны, а с другой стороны, идут процессы модернизации государственного управления под влиянием внедрения информационных технологий в общественную жизнь. В органах государственного управления создаются специальные структуры в сфере разработки, внедрения и сопровождения государственных информационных систем и сетей. В то же время под влиянием активного использования информационных технологий в жизни общества и отдельных людей меняется общественное и правовое сознания конкретных личностей. Данные тенденции требуют корректировки правового регулирования на уровне государства, в частности, трансформации административно-правового регулирования в условиях использования информационных технологий.

В.М. Манохин отмечает, что предмет административного права не может быть «вечным», неизменным, а также, что теория и практика требуют дальнейшего изучения и совершенствования предмета административного права1 . При этом он указывает, что формирование государственного управления как специфического вида государственной деятельности обусловило необходимость регулирования этой деятельности административным правом .

Также В.М. Манохин выделяет в предмете административного права область государственно-административного регулирования, к которой относит меры по стимулированию и концепции по различным видам деятельности, использование средств массовой информации. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что формы государственно-административного регулирования расширяются, что обусловливает регулирование использования информационных технологий в государственно-административном порядке.

Кроме того, государственное управление само по себе приобретает специфику под воздействием использования информационных технологий.

Подчеркивая особое значение информационной деятельности в государственном управлении, Е.С. Устинович предлагает не ограничиваться простым сложением информационно-емких направлений деятельности государственных органов, а рассматривать использование информационных технологий в деятельности государственных органов системно. Системный подход при исследовании указанных процессов обеспечит наиболее значимые эффекты в социальном развитии.

Государственное управление в условиях использования информационных технологий определяет следующие тенденции своего развития: правовые и организационно-управленческие механизмы создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей различных субъектов права и управления; раскрытие инновационного потенциала информатизации государственного управления.

В то же время информационные технологии взаимодействуют, преобразуют и организуют движение такого объекта, как информационный ресурс, который в этом случае выступает в качестве одного из объектов государственного управления. Информационные технологии являются составной частью информационной среды, а их использование -- средством обеспечения взаимодействия органов власти, организаций и граждан. Отсюда следует, что информационная среда может быть объектом управленческого воздействия со стороны органов государственного управления. Основные структурные элементы информационной среды - это информационный ресурс, информационные технологии и информационные системы, направленные на обеспечение информационных потребностей общества и государства. Государственные и муниципальные органы, средства массовой информации, общественные и политические объединении могут быть отнесены к субъектам государственного управления в условиях использования информационных технологий.

Таким образом, информационная среда страны одновременно выступает и сферой реализации государственной информационной политики, и объектом управляющего воздействия. Сложная структура этого явления предполагает возможность оказания управляющего воздействия на отдельные объекты, которые в свою очередь выступают структурными элементами информационной среды.

В то же время именно использование информационных технологий представляет собой связующее звено, объединяющее всю совокупность объектов государственного управления в информационной сфере, т.к. использование информационных технологий в деятельности государственных и муниципальных органов обеспечивает не только информационное взаимодействие органов власти, но и повышает уровень качества осуществления государственных услуг в сфере социальных отношений.

Как указывает В. М. Манохин, предметом административно-правовых отношений могут быть материально-технические действия, например, действия по использованию информационных технологий в деятельности государственных органов. Определив предмет административного права как социальные отношения по государственному управлению, государственному регулированию и по государственным услугам, В.М. Манохин предоставляет возможность обозначить информационные технологии как фактор, нуждающийся в государственной регламентации, причем регламентации административного типа. Кроме того, именно административное законодательство обеспечивает функционирование всего механизма государственно-правового регулирования общественных отношений . От уровня административного обеспечения использования информационных технологий в государственной деятельности зависит социальная эффективность нормативных актов. Следовательно, эффективность административного обеспечения использования информационных технологий в государственной деятельности в значительной мере зависит от эффективности взаимодействия всех субъектов государственной деятельности. В свою очередь взаимодействие во многом обеспечивается информационными технологиями, причем не только между государственными органами Российской Федерации и субъектов Федерации, но и с гражданами, средствами массовой информации и другими институтами гражданского общества.

Отсюда можно сделать вывод о том, что государственное управление в условиях использования информационных технологий приобретает черты, характерные для современного информационного общества: обеспечивает государственно-административное регулирование государственных услуг не только информационной направленности, но и других государственных социальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.д., позволяет осуществлять внутриорганизационное управление в государственных органах власти на более эффективной основе: повысить скорость доведения решений до исполнителей, проконтролировать ход и результат исполнения решений, принять необходимые меры.

Поэтому использование информационных технологий в государственном управлении является предметом административно-правовых отношений, а сами информационные технологии как часть информационной среды, наряду с информационным ресурсом, представляют собой один из объектов государственного управления и активно воздействуют на внедрение в государственное управление элементов тесного взаимодействия.

1.2 Развитие технологий государственного управления

Идея о внедрении в государственное управление новых технологий, в том числе бизнес-технологий, не нова. Еще в 1887 г. эти идеи были высказаны в работе «Наука государственного управления» и на основе изучения конституционного развития и управления в европейских государствах и США оформлены в теорию административной эффективности, сущность которой состоит в том, чтобы использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации и регулирования, заимствованные из системы управления корпораций. Для эффективной работы правительства, по мнению автора «Науки государственного управления», необходимо определить основные направления деятельности правительства, исполнительной власти, определить, как следует выполнить их с наиболее высокой производительностью, но минимально возможными затратами для достижения целей государственного управления. При этом реорганизации системы управления должна предшествовать реформа государственной службы. Кроме того, важно, чтобы государственное управление прислушивалось к общественному мнению. Очевидно, что из этого следует открытость работы правительства и органов исполнительной власти. Также была высказана идея создания общественных советов, которым бы была подотчетна деятельность государственных служащих.

Как видно из указанного, многие положения, высказанные почти два столетия назад, являются актуальными и в настоящее время. При этом они, обогащенные новыми научными знаниями, находят самое широкое применение в государственном управлении многих государств. Теоретические работы, посвященные проблеме организации государственной власти, государственному управлению, получили новое развитие в трудах отечественных ученых после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепившей принцип разделения властей в качестве организационно-правового принципа государственной власти и установившей на его основе систему высших органов государственной власти с распределением полномочий между ними. Стремление реализовать закрепленную Конституцией РФ программную цель -- создание демократического, правового, социального государства на основе эффективной рыночной экономики -- обусловило проведение преобразований в различных сферах, в том числе и в области государственного управления. Следует отметить, что реформирование государственного управления началось в России еще в 1997 г., но отсутствие концептуального оформления административной реформы привело к низкой эффективности преобразований .

Управленческие технологии представляют собой совокупность управленческих действий и их последовательность, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в результат на «выходе». Сущность управленческих технологий состоит в системном соединении научного знания, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций государственного управления, возможностей и элементов управленческой деятельности. Отмечая необходимость внедрения управленческих технологий в государственное управление, многие исследователи обращают внимание на то, что в качестве управленческой технологии стоит рассматривать рациональную и эффективную управленческую деятельность. При этом подчеркивают, что нужны инновационные управленческие технологии, сочетающие в себе современные научные знания в различных сферах, эмпирические исследования, творческий потенциал людей и образующие систему, использование элементов которой приводит к высоким результатам .

Таким образом, новые технологии государственного управления представляют собой совокупность логически последовательных и рациональных действий, основанных на современных научных знаниях с использованием творческого потенциала людей, реализация которых приводит к достижению высоких результатов в различных областях государственного управления и в конечном итоге -- к реализации поставленных перед государством программных целей, закрепленных основным законом государства. Для достижения поставленных целей необходимо формирование новой модели государственного управления , основанной на внедрении новых технологий, которые были законодательно установлены на протяжении проводимой с 2000 г. и по настоящее время административной реформы в России. Необходимо подчеркнуть, что проведение административной реформы в России основывается на научных достижениях в этой области, существующих современных теоретических концепциях государственного управления, которые были успешно реализованы в различных зарубежных государствах.

К ним относятся:

Концепция нового государственного менеджмента (the New Public Management -- NPM), составляющими которой являются такие направления, как: ориентация на использование бизнес-технологий при организации работы государственных учреждений: сетевого управления, реинжиниринга и др.;

Использование экономических методов регулирования, например в форме подрядов или контрактов, заключаемых госсектором с частными фирмами;

Бюджетирование по результатам -- приоритетное финансирование не столько содержания ведомств, сколько реализуемых ими программ в зависимости от степени их эффективности, а также ориентация в оценке эффективности деятельности госучреждений на необходимые результаты и социальный эффект от их деятельности, а не на затраты ресурсов для их достижения; кадровые технологии и др.;

Концепция электронного государства (деятельность государственных институтов по качественному обслуживанию граждан с использованием современной электронной системы предоставления государственных и муниципальных услуг на официальных веб-сайтах);

Концепция «активизирующего государства» (децентрализация государственных организаций, активное внедрение сетевых элементов в управление) ;

Концепция «опережающего состояния» государства (предполагает научный подход к государственному управлению, наличие творческой свободы, альтернативности при выборе управленческих решений, публичности и открытости в деятельности органов государственной власти; социальной эффективности и др.) и др.

Некоторые отечественные ученые при рассмотрении аспектов современного государственного управления отмечают, что все составляющие перечисленных концепций относятся к концепции NPM , в которой тесно переплетаются элементы юридических, управленческих и экономических дисциплин. Следует обратить внимание на то, как положения современных теоретических концепций государственного управления нашли подтверждение при разработке и внедрении технологий государственного управления при проведении административной реформы в РФ.

И особенно необходимо обратить внимание на то, что концептуальное оформление административной реформы явилось правовой основой для создания нормативной правовой базы по каждой из управленческих технологий на федеральном и региональном уровнях, так как именно отсутствие необходимой нормативной правовой базы стало одной из основных причин невозможности осуществления реформы государственного управления до 2000 г. С точки зрения воплощения концепции нового государственного менеджмента (NPM) к новым технологиям, активно реализуемым в России, следует отнести следующие:

1. Оптимизация функционирования органов исполнительной власти. Совершенствование системы и структуры органов исполнительной власти началось в 2003- 2004 гг., когда были проанализированы 5634 функции органов исполнительной власти, из них признаны избыточными 1468, дублирующими -- 263, требующими изменения -- 868. В научной литературе отмечается, что совершенствование государственного управления представляется возможным только на основе усиления влияния конституционно-правового режима. Цели государственного управления обуславливают и направления деятельности государства, т. е. его функции. Главная цель исполнительной власти -- качественное выполнение задач и функций государственного управления. Таким образом, функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления и обуславливают необходимость создания определенной структуры. В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 утверждена трехзвенная структура федеральных органов исполнительной власти: министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

2. Проведение стандартизации и регламентации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который призван регулировать правоотношения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг заявителям федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов федерации, органами государственных внебюджетных фондов, а также местными администрациями и органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия; на основании указанного закона разрабатываются административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг. Кроме того, принято постановление Правительства от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», которым утверждены правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг. В настоящее время разработаны 4000 административных регламентов федерального уровня и 6000 административных регламентов регионального уровня, которые необходимы не только для качественного предоставления государственных и муниципальных услуг заявителям, но и для последующего перевода предоставляемых услуг в электронный формат, что значительно облегчает возможность как предоставления соответствующих услуг, так и пользование ими.

3. Внедрение технологии электронного правительства, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид; создание многофункциональных центров (МФЦ), выстроенных по сетевому принципу; реализация принципа «одного окна». Указанные технологии государственного управления применяются во многих развитых государствах, основными целями применения технологии электронного правительства являются: упрощение взаимодействия общества, бизнеса и государства, сохранение средств налогоплательщиков, повышение качества и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг, рационализация связей государства и населения.

В России по данному направлению принята ФЦП «Электронная Россия», разработана и утверждена долгосрочная целевая государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)»

Мероприятия, направленные на продолжение формирования электронного правительства в 2011-2020 гг. в России, призваны обеспечить как сохранность государственных инвестиций, так и долгосрочную экономическую эффективность от внедрения полученных от реализации программ результатов, а создание МФЦ и реализация принципа «одного окна» облегчают взаимодействие граждан, представителей бизнес-сообщества и государства как на федеральном, так и на региональном уровнях; также предполагается принятие и использование универсальной электронной карты пользователя. В настоящее время МФЦ созданы в 62 субъектах РФ.

4. Реформирование государственной службы, внедрение новых кадровых технологий. Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 принята Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации», которая предусматривает внедрение на государственной службе современных методов кадровой работы, а также повышение результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, для чего предусматривается: введение системы индексов, отражающих показатели доверия граждан к государственной службе; проведение мониторинга общественного мнения о результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих на основе регулярных социологических исследований оценки качества и результативности профессиональной деятельности. В то же время необходимо отметить, что реализованные за последние 10 лет в соответствии с законодательством процедуры, направленные на усовершенствование системы госслужбы в России, такие как: конкурсный отбор, аттестация государственных служащих, формирование кадрового резерва, конкретизация квалификационных требований к госслужащим, не привели к повышению эффективности системы кадрового обеспечения госслужбы в России.

5. Совершенствование контрольно-надзорных функций. Как отмечается в литературе, слабым местом в государственном управлении остаются технологии контроля, связанные с непрерывным наблюдением за управляемыми процессами, их изучением, измерением и сравнением, выраженными в решениях, нормах и требованиях; особое значение имеют технологии обратных связей, обеспечивающих достоверное отражение результатов управляющих воздействий. В этой связи актуальной является реализация современных принципов работы контрольных органов, включая введение практики публичной отчетности об итогах проверок и оптимизацию затрачиваемых на их проведение ресурсов.

По этому направлению приняты: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», направленный в том числе и на совершенствование системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, совершенствование системы государственного контроля и надзора; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», сокративший виды деятельности, подлежащие лицензированию (предусматривается поэтапная отмена лицензирования 49 из 123 видов деятельности).

6. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти. Одним из основных показателей совершенства управления, определяемых путем сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение, является эффективность управления . Под оценкой эффективности государственного управленческого решения понимают совокупность методов по изучению и измерению фактических результатов государственной деятельности или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации [Там же]. Показатели эффективности органов государственной власти субъектов федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»; постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 28 «О внесении изменений в перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». 7. Мониторинг результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития РФ и исполнения ими своих полномочий. Мониторинг проводится по ряду направлений государственного управления.

8. Внедрение принципов открытого правительства, включая систему общественных советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти. При этом предусматривается обязательное участие в деятельности общественных советов независимых от органов государственной власти экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Внедрение инструментария «российской общественной инициативы» предусматривает создание специализированного ресурса в сети Интернет для публичного представления предложений граждан. При этом в случае, если предложение получит поддержку не менее 100 тыс. граждан России в течение одного года, оно будет разрабатываться в Правительстве РФ после проработки экспертной рабочей группой с участием представителей Федерального Собрания России и бизнес-сообщества. Успешным опытом по этому направлению деятельности является реализация принципа открытого правительства «Открытый регион» в Тульской области, а также в Московской области.

9. Внедрение института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. С целью упрощения законодательства для ведения бизнеса, обеспечения учета мнения и позиций заинтересованных сторон на этапе законодательной инициативы, совершенствования законодательства, были проанализированы новые механизмы, позволяющие улучшить правотворческие инициативы, к которым относится институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ), внедренный в правотворческую практику Российской Федерации в 2010 г. Оценка регулирующего воздействия (получившая в научной литературе название технологии «умного регулирования» -- smart regulation) -- это современный механизм правотворчества, обеспечивающий высокую прозрачность и структурированность процесса принятия решений. В настоящее время определена процедура проведения ОРВ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений совета евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты правительства РФ». Важной составляющей института ОРВ является возможность публичного обсуждения, что позволило закрепить за представителями бизнес-ассоциаций, общественных организаций и научного сообщества роль полноценных участников законотворческого процесса.

В настоящее время введение такого института ОРВ законодательно предусмотрено для субъектов РФ до конца 2015 г. путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, а для органов местного самоуправления -- до конца 2016 г.

10. Управление по результатам, которое включает в себя следующие элементы: запуск системы стратегического планирования, программно-целевое планирование, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (согласно Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249, были разработаны новые принципы бюджетирования, ориентированного на результаты, что означало приоритетную постановку целевых показателей для административных структур).

11. Государственно-частное партнерство (ГЧП) в социально-экономической сфере. Под государственно-частным партнерством понимается взаимодействие публичного партнера с одной стороны и частного партнера с другой, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций. На федеральном уровне государственно-частное партнерство реализуется только на основании ФЗ «О концессионных соглашениях», проект федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» принят только в первом чтении. В субъектах федерации приняты соответствующие акты, например Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. № 627100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». ГЧП представляет собой инновационный способ привлечения частных инвестиций и менеджмента для финансирования, организации производства и предоставления населению общественных благ и услуг. К настоящему времени региональные законы о ГЧП приняты более чем в 60 субъектах РФ, однако лишь некоторые из них подробно регламентируют указанные ранее отношения государства и частных структур с указанием форм взаимодействия.

12. Создание федеральной контрактной системы, которая позволила бы сделать проведение государственных закупок для государственных и муниципальных нужд более прозрачными. Для этого принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующий правоотношения в области обеспечения государственных и муниципальных нужд, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, а также экономии бюджетных средств в этой сфере; и, что важно, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере госзакупок. Реализацию указанных технологий государственного управления (государственно-частное партнерство и контрактная система), относящихся к экономическим методам регулирования, связанных с передачей исполнительных функций государства в этой области компаниям частного сектора, называют одной из перспективных парадигм проводимой административной реформы в России .

13. Технологии противодействия коррупции. Правовой основой внедрения антикоррупционных технологий являются Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другие нормативные правовые акты, целью которых является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Необходимо отметить, что все перечисленные управленческие технологии тесно взаимосвязаны между собой.

Федеральным законом «О противодействии коррупции» предусмотрены проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, внедрение системы мониторинга реализации антикоррупционных программ, которая позволит определять приоритетные направления антикоррупционных мероприятий, оценивать их эффективность и своевременно корректировать антикоррупционные программы. Из этого следует, что только внедрение в государственное управление всех вышеперечисленных управленческих технологий будет способствовать противодействию коррупции.

Кроме того, по каждой из перечисленных управленческих технологий создан на федеральном уровне специальный интернет-сайт, на котором представлена вся необходимая информация о технологии: понятие, необходимость реализации, нормативная правовая база, последовательность реализации, мониторинг, результаты реализации и др.

Другими словами, происходит внедрение информационных технологий в государственное управление, для того чтобы выполнялись необходимые управленческие технологии для достижения целей и задач государственного управления. Но все-таки основная работа по совершенствованию государственной системы управления в нашей стране еще впереди, и реализация новых управленческих технологий требует дальнейшего исследования.

информационный технология государственный управление

1.3 Практика применения информационных технологий в государственном и региональном управлении

О процессах информатизации в обществе на протяжении последних десятилетий было сказано достаточно много. И на каждом временном этапе вопрос информатизации рассматривался в определенном контексте: с вопросов о формировании компьютерной грамотности индивидов до становления виртуального социума. Чем информационно грамотнее становился человек, тем более значимой становилась для него потребность в информационном продукте, так как деятельность людей все больше и больше стала зависеть от их информированности, от их способности действенно применять информацию. Для свободной ориентации в информационном пространстве современный специалист любого профиля должен уметь извлекать, перерабатывать информацию с помощью вычислительной техники, телекоммуникационных систем и других средств. В связи с этим, информатизация определилась как стратегический курс общества, как ресурс, который определяет уровень развития государства. Как результат - масштабное использование информационных технологий в экономике, промышленности, политике и сфере услуг, культуре. Следовательно, информатизация обеспечивает переход общества от индустриального типа развития к информационному. Этот процесс затронул и сферу государственного, регионального и муниципального управления. Под информатизацией государственного, регионального и муниципального управления понимается процесс создания информационно-технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти различных уровней, взаимодействующих с ними организаций и граждан на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Начало информатизации в органах управления можно отнести к 1970 году. Предпосылками создания информационных систем на всех уровнях управления хозяйственным комплексом явились развитие в вычислительной техники за рубежом и производство в СССР ЭВМ III поколения. В стране начинается процесс формирования Общегосударственной автоматизированной системы обработки управленческой информации. Практически все государственные структуры создавали ведомственные вычислительные центры и системы автоматизации решения функциональных задач в регионах. В период перехода страны к рыночной экономике органы государственного управления внесли изменения не только в организационно-правовые отношения, но и разработали новые подходы к решению вопросов информационной и информационно-аналитической поддержки принимаемых решений. Были приняты федеральные законы и ряд других основополагающих документов, которые активизировали процессы создания и внедрения информационных систем и технологий в сфере государственно-административного управления. Информатизация органов государственного управления стала рассматриваться руководством и должностными лицами органов власти как неотъемлемое технологическое средство, обеспечивающее своевременную обработку запросов и способствующее выработке и принятию обоснованных решений.

Несмотря на активное развитие информационных технологий в России население до сих пор не имеет возможности в достаточном объеме получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме. Длительное время потребители получали только информацию об услугах и образцы бланков. Запросы по Интернету о предоставлении справок, выписок из архивных и прочих документов, электронная очередь в детские сады, электронные медицинские карты все это начало воплощаться в жизнь только 2-3 года назад. Это возможно объяснить тем, что процесс формирования системы электронных услуг осложнялся рядом трудностей. Во-первых, это существенные различия между органами государственной власти по качеству и количеству использования информационно коммуникационных технологий. Во-вторых, инфраструктура общего доступа населения к сайтам органов государственной власти, а так же средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения были развиты недостаточно. Получение государственных услуг потребителями в большинстве своем требуют личного их обращения в органы государственной власти, что приводит к затратам времени и прочим неудобствам. В-третьих, была не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой и потребителями услуг.

В целях решения указанных проблем в 2010 году была принята новая редакция Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010годы)», где были систематизированы стоящие перед РФ цели, задачи и мероприятия по повышению качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг с помощью информационных и телекоммуникационных технологий . Основным посылом было сокращение разрыва России и развитых стран в области информационных технологий. В задачи программы входило создание мощной телекоммуникационной структуры и построение экономической среды, ориентированной на потребление и экспорт телекоммуникационных услуг, а так же подготовка почвы для внедрения технологий электронного правительства . По факту, основным результатом стало создание благоприятной информационной инфраструктуры для последующего внедрения долгосрочных целевых программ, ведущих к внедрению электронного государства.

На сегодняшний момент уже реализуется ряд программ, одна из которых «Информационное общество (2011-2020 годы)». Одним из крупнейших проектов, реализованных в рамках программы, является сайт по оказанию государственных услуг . Портал служит официальным источником информации о порядке предоставления государственных услуг, а также содержит образцы документов. Информация на портале размещается федеральными и региональными органами власти РФ. Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом РФ. В карточке услуги содержится ее описание, информация о ее стоимости, сроках исполнения, также можно изучить бланки заявлений и форм, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для ее получения. Если по каким-либо причинам в предоставлении услуги было отказано или сроки ее исполнения были недопустимо затянуты, то сведения об определенных законодательно условиях отказа в услуге и о возможностях обжаловать это решение можно найти в соответствующих рубриках.

В 2013 году Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подготовило аналитическую информацию о работе Единого портала государственных услуг (ЕПГУ). Была проанализирована популярность услуг, число платежей, составлен рейтинг пользователей сайта по регионам, количество пользователей сайта и другие критерии. Основным итогом работы портала стало увеличение числа зарегистрированных пользователей более чем в два раза. По результатам 2014 года этот показатель превысил 7,1 миллиона. В рейтинге развития электронных услуг ООН Россия перешла с 2011 по 2014год с 59-го на 27-е место, это один из рейтингов, в котором Россия показывает высокую динамику в короткие сроки. По данным Минкомсвязи, одной из востребованных услуг среди населения стала проверка и оплата штрафов ГИБДД, вторая по запросам -- проверка налоговой задолженности, следующая - выдача загранпаспорта нового образца (рисунок 1). Статистические данные за 2014 год показали, что население Российской Федерации активно пользуются порталом государственных услуг . проверка налоговой задолженности; 21% выдача загранпаспорта 14% проверка штрафов ГИБДД; 39% другие услуги; 26%

Рисунок 1 - Востребованность услуг ЕПГУ

Проанализировав статистику использования портала госуслуг по регионам России выяснилось, что наиболее массовым спросом портал пользуется в Приморском крае (15,1 %), Курская область оказалась на 69 месте из 83, и соотношение пользователей портала к общему населению составляет лишь 1,5%. По мнению аналитиков Минкомсвязи такой негативный показатель определен экономической ситуацией и недостаточно активной работой властей в части популяризации портала. По мнению директора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Алексея Козырева, положение дел в субъектах во многом зависит от позиции властей. «Большинство популярных государственных услуг сегодня уже можно получать в электронном виде. Региональные власти должны уделять особое внимание вопросам их популяризации среди населения.

Для анализа причины низкой позиции Курской области в рейтинге регионов по использованию портала государственных услуг, был проведен социальный опрос среди жителей Курска. Из 50 респондентов возраста от 19 до 57 лет о функционировании Единого портала государственных услуг осведомлены - 41. Из них 36 респондентов узнали о портале только в сентябре 2013 года - феврале 2014 года. Это подтверждает факт низкой информированности населения о предоставлении услуг в электронном виде на период формирования рейтинга Минкомсвязи. Из 36 респондентов, осведомленных о портале, пользовались электронной услугой 19, из них 12 респондентов оказались удовлетворены электронной услугой портала, 7 респондентов - оказались недовольны услугой, так как в электронном виде оказалось возможным подать только заявление, а оформление остальных документов пришлось оформлять в соответствующих ведомствах.

Всего на начало сентября 2014 года на Едином портале государственных услуг было зарегистрировано более 30 000 жителей республики, что на 2.2% больше по сравнению с июлем 2013 года (12300 пользователей). За 8 месяцев текущего года пользователи Курска отправили около 10 000 обращений на получение государственных услуг в электронном виде. Наиболее востребованными услугами стали: получение информации о наличии штрафов ГБДД, получение заграничного паспорта нового образца, информация о состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде, услуги ЗАГСа . Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует отметить, что все меры по внедрению информационно - коммуникационных технологий, проводимые государственными, региональными и муниципальными властями не только обеспечивают открытость работы государственных служб, ведомств, исключая бюрократию и коррупцию, не только экономят время на операциях с документами, но и имеют прямой экономический эффект. В России только обработкой документов занято около 400 тыс. госслужащих, временные затраты граждан на ходьбу по инстанциям составляют oт 3 до 4 млрд. человеко-часов в год, а каждый документ копируется до 20 раз. Поэтому применение информационных технологий позволит экономить до 30 млрд. руб. в год. В заключении хотелось бы отметить, что информационные технологии постепенно становятся незаменимым инструментом управления в самых различных областях управленческой деятельности.

2. Совершенствование использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении

2.1 Проблемы развития информационных технологий в государственном управлении

В рамках организации инфраструктуры межведомственного взаимодействия, как одной из первоочередных задач, согласно федеральной целевой программе «Электронная Россия» осуществляется разработка и реализация единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД). ЕГСУПД является ключевым элементом электронного правительства России -- это межведомственная система сбора, хранения, анализа и распространения финансовой, экономической, хозяйственной и другой социально значимой информации на базе единой технической политики и строго регламентированного информационного взаимодействия. Процесс информатизации не только представляет сложный инновационных процесс, но, благодаря внедрению информационных технологий, появляется возможность обеспечить принципиально новое взаимодействие различных субъектов для реализации задач государственного значения.

Инновационный уровень взаимодействия обеспечивает: высокую скорость получения информации любого уровня и от разных субъектов; достоверность, полноту информации; ликвидацию правового нигилизма, участие в законотворческой деятельности (общественная экспертиза), обеспечение обратной связи и т. д., то есть все необходимое для принятия управленческих решений.

С нашей точки зрения, центральной фигурой в формировании информационного общества является человек, его навыки и умение использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей профессиональной деятельности. Информационные технологии организации должны служить стратегическим целям развития общества, использоваться для управления деятельностью структур и объектов, финансовыми, информационными, материальными потоками, рабочими местами и коллективами людей.

Информатизация государственного, регионального и муниципального управления предполагает процесс создания информационно-технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти различных уровней, взаимодействующих с ними организаций и граждан на основе формирования и использования информационных ресурсов. Территориальная информационная система представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления.

С позиций информационного подхода, местное самоуправление необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления более достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муниципальных образований, решениях, принимаемых местными органами власти.

Государственные информационные ресурсы в Интернете формируются на основании закона «Об информации, информатизации и защите информации». В регионах начался процесс перемещения всей тяжести работ по информатизации с регионального уровня на муниципальный. Это вполне объяснимо, поскольку практически все информационные ресурсы создаются именно на муниципальном уровне и затем используются на региональном и федеральном уровнях.

Главной целью муниципального управления является повышение качества жизни жителей муниципального образования (МО). Переход на массовую компьютеризацию задач, решаемых в муниципальном управлении, обусловлен: динамикой инноваций в новых экономических условиях; необходимостью учета большого числа факторов в решении вопросов обеспечения жизнедеятельности МО; потребностью увеличения скорости обработки информации для принятия управленческих решений. В связи с этим возрастает роль систем, ориентированных на безбумажную технологию обработки информации: программы электронного документооборота, а также базы данных, формируемые в органах управления.

Применение Интернет-технологий в муниципальном управлении предоставляет ряд дополнительных возможностей: рост инвестиционной привлекательности МО обеспечивается за счет создания имиджа прогрессивной администрации; приобретение статуса «продвинутого» объекта; стимулирование выхода в Интернет, превращение компаний в электронные предприятия способствует получению ими конкурентных преимуществ и экономическому росту.

Реальным становится проведение на портале МО мини-референдумов, электронного голосования, создания форумов, посвященных обсуждению различных вопросов, волнующих жителей МО. Свои представительства в Интернете имеет достаточно большое число региональных органов власти.

В качестве основных проблем формирования высокоэффективного информационного общества следует отметить отсутствие: ориентации создаваемых информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения; законодательных механизмов регулирования правовых отношений в области государственных информационных ресурсов; координации создания федеральными и региональными органами государственной власти информационных фондов и баз данных о юридических и физических лицах и правоотношениях между ними. Кроме этого, необходимо констатировать факт недооценки экономической значимости создаваемых государственных информационных ресурсов. Понятие эффективности неразрывно связано с понятием качества автоматизирований ИС. Качество информационной системы это совокупность свойств системы, обусловливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных потребностей пользователей в соответствии с ее назначением. Эффективность функционирования системы государственного управления определяется по следующим направлениям: взаимодействие с гражданами и хозяйствующими объектами; организация внутренней работы учреждения; взаимодействие органов власти между собой.

...

Подобные документы

    Роль информатизации в решении социально-экономических задач развития регионов. Цели создания правительственных веб-сайтов. Повышение эффективности работы органов государственного и муниципального управления с помощью современных информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2012

    Специфика и основные функции государственного управления и их реализация. Методы и средства государственного управления. Сущность законности и ответственности в государственном управлении. Виды обеспечения законности в государственном управлении.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2015

    Развитие информационных технологий как важнейший фактор государственного управления. Обеспечение доступа физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах. Деятельность Портала госуслуг и "Электронного правительства".

    реферат , добавлен 04.05.2014

    Организация аппарата государственного и муниципального управления. Понятие и характеристики, основные виды органов государственного управления и способы их формирования. Политический механизм системы государственного и муниципального управления.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2017

    Понятие и основные принципы государственного управления. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Контроль в системе государственного управления. Контроль и надзор, осуществляемый органами представительной власти.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2016

    Методологические основы формирования информационно-коммуникационной базы государственного управления. Технологические основы информатизации органов государственной власти. Информационное общество как фактор развития государственного управления.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2009

    Информационная структура современного государственного управления: информационные технологии, связи с общественностью, нормативно-правовая база. Организация информационного обеспечения в органах государственной власти и управления в Санкт-Петербурге.

    дипломная работа , добавлен 16.12.2012

    Комплексное социологическое исследование феномена социальных технологий в государственном управлении. Выявление их креативных функций в процессах оптимизации социальных объектов. Повышение социальной ориентированности государственного управления.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Особенности законодательства в области информатизации деятельности органов государственного управления России на современном этапе. Проблемы внедрения информационных технологий Интернет в деятельность Муниципального образования "Оренбургский район".

    дипломная работа , добавлен 16.07.2015

    Роль государственного управления как неотъемлемой части государственности в жизнедеятельности страны. Анализ и характеристики кризисных явлений. Направления деятельности государственного управления в условиях кризиса. Специфика антикризисных технологий.

  • Гарифуллина Альбина Фатиховна , кандидат наук, доцент
  • Миннегулова Алия Робертовна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье рассматривается вопрос о том, как важно использовать и усовершенствовать информационные технологии в государственном и муниципальном управлении.

  • Новые информационные технологии в управлении образовательным учреждением
  • Современное государственное регулирование делопроизводства
  • Calls-технологии, особенности, применение и эффективность
  • Информационные технологии в управлении системой социальной защиты

Использование информационных технологий имеет огромное значение для повышения конкурентоспособности экономики и повышения эффективности работы органов государственного управления и местного самоуправления. Поэтому информатизация органов государственной и муниципальной власти сегодня является одной из приоритетных задач руководства нашей страны.

Актуальность данной темы обусловлена важнейшей ролью информатизации в управленческих процессах, имеющих место в современной России. В настоящее время активно формируются новые подходы к управлению информационными технологиями. Еще совсем недавно под управлением информационными технологиями обычно понимали управление инфраструктурой. Использование системы информационных и коммуникационных технологий требует формирования соответствующей правовой базы как на государственном уровне, так на уровне региональной и местной власти. При этом необходимо учитывать, что нормативно-правовые акты нуждаются в постоянной корректировке в связи с изменением информационных процессов, сферой их деятельности, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития .

Применение современных информационных технологий в органах местного самоуправления, деятельность которых сопряжена с необходимостью обработки и анализа большого объема разнородной информации, сегодня особенно актуально. Муниципальное управление в условиях рыночной экономики представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития объекта управления.

При грамотном внедрении информационных технологий появляется возможность передавать, хранить и анализировать большие объемы данных, выявлять закономерности и увеличивать эффективность работы структур муниципального управления. В итоге не только сокращается срок, необходимый для принятия решения, но и повышается качество учета и управления.

Эффективность информационных систем органов государственного и регионального управления и, как следствие, качество принимаемых управленческих решений в основном определяют:

  • единство концепции построения и функционирования информационных систем и служб как по вертикали - на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, так и по горизонтали - на каждом уровне иерархии;
  • полноту и комплексность информационной поддержки всех контуров управления в соответствии со структурой объектов государственного регулирования, а также всех этапов разрешения проблем управления - от анализа проблемных ситуаций до реализации, контроля исполнения и оценки эффективности принимаемых решений;
  • скоординированность процессов создания, внедрения, эксплуатации и развития информационных систем.

В связи с этим процесс создания информационных систем для органов государственного управления координируется на всех уровнях органов власти, имеет единую методологическую базу разработки и внедрения, основывается на широком применении новых аппаратных платформ с использованием соответствующих системных и прикладных программных продуктов, а также внедряет современные методы и средства организации и функционирования баз данных.

Основная роль в информационном обслуживании структур органов государственной власти отводится информационным и информационно-аналитическим центрам, которые составляют, как правило, ядро информационной системы организационного управления. В связи с этим сегодня во всех регионах РФ работают, модернизируются и вновь создаются информационные, информационно-аналитические, ситуационные центры, которые решают широкий сᴨȇктр задач социально-экономического, аналитического и организационно-управленческого характера. В некотоҏыҳ случаях они являются интегрированными, замкнутыми от федерального до регионального уровня системами .

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что информационные технологии в ГМУ имеют важнейшую роль в развитии общества состоит в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии повышают качество жизни. Говоря об информационных технологиях государственного управления, следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и предпринимательскими структурами.

Список литературы

  1. Гарифуллина, А. Ф. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ [Текст]: // Ишкулова Г.Р., Гарифуллина А.Ф. // Экономика и социум. 2013. № 3 (8). С. 299-302.
  2. Мельников В.П. Информационное обеспечение систем управления [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.П.Мельников. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 336 с.